Важнейшей работой этого периода была перепись населения, проведенная по состоянию на 15 января 1959 г. Это первая послевоенная перепись населения, очень нужная для управления и планирования народного хозяйства, перспективных расчетов численности и состава населения. По организации и методике перепись населения 1959 г. была близка к переписи 1939 г., однако имелись и особенности: единый срок переписи в городских поселениях и сельской местности, подробная характеристика образования. При разработке данных о семьях впервые был применен выборочный метод. Разработка материалов переписи населения была полностью механизирована и проводилась централизованно. Предварительные итоги опубликованы в 1959 г., окончательные в 17 томах – в 1962–1963 гг.
По состоянию на 1 января 1960 г. была проведена вторая генеральная инвентаризация и переоценка основных фондов народного хозяйства (кроме основных фондов колхозов и организаций, состоящих на государственном бюджете)[13].
В связи с созданием совнархозов был проведен ряд обследований новых форм кооперирования и специализации в промышленности (1958); механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации оборудования, внедрения в промышленность новых технологических процессов и усовершенствований (1958–1961); состояния межрайонных и внутрирайонных производственных связей по кооперированным поставкам (1960). Обследования по изучению новых форм торговли, например, выборочное обследование торговли расфасованными товарами иработы магазинов без продавцов (1958–1962, 1967), выборочное обследование работы столовых по методу самообслуживания (1958, 1959), выборочное обследование продажи товаров в кредит (1960). Проводились выборочные обследования колхозов и совхозов по использованию минеральных удобрений и их влияния на рост урожайности (1964, 1965).
Расширялись и совершенствовались балансовые работы. Важным событием в развитии методологии макроэкономических балансов явилось обсуждение на Всесоюзном совещании статистиков 1957 г. новой схемы баланса народного хозяйства. В ее основу была положена схема, разработанная в 1950 г. при активном участии С.Г. Струмилина и А.И. Петрова. В состав баланса народного хозяйства включались: сводная таблица баланса народного хозяйства; баланс трудовых ресурсов народного хозяйства; баланс производства, потребления и накопления общественного продукта; таблица распределения общественного продукта; финансовый баланс; воспроизводство общественного продукта по основным подразделениям народного хозяйства; баланс основных фондов. Кроме того, в состав баланса были включены и вспомогательные таблицы, характеризующие отдельные стороны процесса воспроизводства. Впервые составленный ЦСУ СССР отчетный межотраслевой баланс производства и распределения продукции в народном хозяйстве СССР за 1959 г. открыл новый этап в развитии балансовых работ в стране.
Статистическая наука
В самом начале периода было, наконец, преодолено ошибочное отрицание применения математических методов в социально-экономических исследованиях, которое при трактовке статистики как самостоятельной общественной науки грозило возвратом «на антинаучные позиции описательного государствоведения или в лучшем случае на позиции «табличных статистиков» (Немчинов В. С. От редактора/Ученые записки по статистике АН СССР. Т. I М. 1955. С. 5). Развитие экономико-математического моделирования, математико-статистических методов стало основным направлением советской статистической науки в этот период. Во многом его успехам способствовала научная деятельность В.С. Немчинова. В монографии «Экономико-математические методы и модели» (1962) и ряде статей он рассматривал вопросы экономической кибернетики, математических, и математико-статистических методов в экономике, построение экономико-математических моделей.
По инициативе В.С. Немчинова и при активном участие Т.В. Рябушкина, Г.И. Бакланова, Л.Е. Минца, Ф.Д. Лифшица было организовано новое издание – «Ученые записки по статистике АН СССР» (Т. I, 1955), в котором освещались самые острые проблемы статистики, развивалась свободная творческая дискуссия по определению статистической закономерности, значению закона больших чисел, индексному методу анализа экономических явлений, балансовому методу, корреляционному анализу нормативной статистике, измерению производительности труда и т. д.
Развитию математико-статистических методов способствовало возобновление изданий работ зарубежных авторов (после почти двадцатилетнего перерыва). В 1958 г. вышли знаменитая книга Р.А. Фишера «Статистические методы для исследователей», учебник Ф. Миллса «Статистические методы», в I960 – фундаментальный курс Дж. Эдни Юла и Мориса Дж. Кендэла «Теория статистики». Эти издания положили начало систематическому выпуску работ виднейших зарубежных авторов в серии «Новейшие зарубежные статистические исследования», предпринятой издательством «Госстатиздат» в 1962 г. Большая заслуга в этом принадлежит В.С. Немчинову, А.Л. Вайнштейну, Н.К. Дружинину и др.
Возрос интерес к проблемам статистики как методологической науки. Их углублению, повышению общей статистической культуры способствовала деятельность Н.С. Четверикова. Благодаря его усилиям был издан трехтомник главных трудов А. А. Чупрова (1960). Для того чтобы советские статистики могли ознакомиться с теорией устойчивости статистических рядов, изрядно вульгаризированной многочисленными критиками, Четвериков составил сборник «О теории дисперсии» (М., 1968), в который вошли основные статьи В. Лексиса, В.И. Борткевича, А.А. Чупрова, Р.К. Бауера. Вместе с А.Л. Вайштейном он подготовил перевод работы О. Курно «Основы теории шансов и вероятностей» (М., 1970). Значительный шаг в развитии теории корреляции представляет статья Четверикова «Логическая структура методов и показателей теории корреляции в векторном отображении» (Ученые записки по статистике АН СССР. Т. 3. 1957). Цель статьи состояла в обосновании и уточнении логических схем, лежащих в основе показателей корреляционных связей. Четвериков установил изоморфизм статистической логики и векторной алгебры, с помощью векторного отображения выявил логику парных, частных, совокупных коэффициентов корреляции и корреляционного отношения.
Возник живой интерес к обсуждению предпосылок применения математико-статистических методов, сущности и значения закона больших чисел.
Дискуссии ученых
В 30-е годы закон больших чисел считался центральным положением, теоретической основой статистики. В конце 40-х–начале 50-х годов возникла противоположная точка зрения, которая сводилась к признанию действия закона больших чисел лишь в выборочном наблюдении, высказывалось даже мнение о полном отрицании его значения для социально-экономической статистики. Иосиф Саулович Пасхавер (1907–1980) считал, что закон больших чисел играет в социально-экономической статистике подсобную, вспомогательную роль, так как он обусловлен лишь формой проявления определенных причин, а не их сущностью. Федор Давидович Лифшиц (1897–1976) подчеркивал объективность закона больших чисел и его значение для познания статистических закономерностей. Важным было внесенное Б.И. Карпенко разграничение функций закона больших чисел как закона теории вероятностей и как закона статистики.
Корреляционный и регрессионный анализ явились первыми методами многомерного статистического анализа (МСА) в советской статистике. Впервые после издания монографий А.А. Чупрова «Основные проблемы теории корреляции» (1925) появилась отечественная работа, посвященная корреляционному анализу, – книга Якова Ильича Лукомского (1906–1961) «Теория корреляции и ее применение к анализу производства» (1961). Эта книга до сих пор остается одним из лучших руководств по применению корреляционного анализа, правда, в ней рассмотрено применение корреляций в основном в технологической, а не в социально-экономической статистике. Широкое внедрение этого метода в практику сдерживалось отсутствием быстродействующей электронно-вычислительной техники. Поэтому в книге Лукомского специально уделялось внимание способам решения системы линейных уравнений для оценки параметров множественной регрессии без применения вычислительной техники.
В отличие от А.А. Чупрова, который рассматривал только проблемы корреляции, не затрагивая вопросов построения уравнения регрессии (определения круга факторов – аргументов, формы уравнения регрессии) и полагая, что эти вопросы легче ставить не и общетеоретическом плане, а на конкретных примерах, Лукомский подробно разобрал проблемы регрессионного анализа и интерпретации его результатов.
Взаимосвязь корреляционного и регрессионного анализа отмечена в книге В.П. Хайкина, Б.С. Найденова, С. Г. Галуза «Корреляция и статистическое моделирование в экономических расчетах» (М., 1964). B этой работе, пожалуй, впервые в советской статистической литературе отразилось использование ЭВМ, появление стандартных программ многофакторного корреляционно-регрессионного анализа – авторы привели принципиальную схему алгоритма и программы решения многофакторных линейных корреляционных моделей на ЭВМ (схема автоматического исключения несущественных факторов). В этой книге, в отличие от монографии Лукомского, отсутствует глубокое изложение теории. Ее достоинство в приложении корреляционного метода к экономическим данным, было шагом вперед. Ведь возможность использования корреляции для анализа внесоциальных данных признавалась всегда, тогда как применение в социально-экономических исследованиях критиковалось, поскольку в этой области не выполнялись основные предпосылки корреляционного анализа: независимость наблюдений и нормальность распределения переменных. При изучении пространственных выборок независимость наблюдений можно допустить. Нормальность распределений важна лишь с точки зрения оценивания показателей корреляции, к тому же нормальность можно обеспечить путем той или иной трансформации переменных (рассматривая, например, вместо корреляции между х и у корреляцию между log x и log у и т. д.).
Развитие теории индексов – самое плодотворное направление исследований тех лет. Именно в это время аналитическая концепция индексов (включая анализ структурных сдвигов) стала ведущей в советской статистике. Это направление развивали С.Г. Струмилин, В.В. Новожилов, Г.Е. Эдельгауз, Б.Г. Плошко, С.М. Югенбург, Б.И. Карпенко и др. Вместе с тем все более отчетливо стала проявляться тенденция синтеза двух концепций индексного метода – синтетической и аналитической (В.С. Немчинов, Д.В. Савинский, В.Н. Перегудов, Г.И. Бакланов, Л.С. Казинец и др.). Проблемам индексного метода было посвящено большое количество статей и ряд монографий как чисто теоретических, так и прикладных: Югенбург С.М. «Индексный метод в советской статистике» (1958), Никитин С.М. «Индексы промышленной продукции в капиталистических странах» (1959), Перегудов В.Н. «Теоретические вопросы индексного анализа» (1960). Следует особо отметить работу Льва Семеновича Казинца (1917–1979) «Теория индексов (основные вопросы)» (1963), отличающуюся особенной глубиной и всесторонностью. В ней рассмотрено использование индексов как для оценки сводного изменения уровней (задача синтеза), так и для влияния факторов на изменение результативного признака при разных типах связи между результатом и факторами (аддитивной W=x+y+z+... и мультипликативной W=x•y•z•...). Автор справедливо отмечал, что метод цепных подстановок, часто рассматриваемый в качестве самостоятельного метода анализа, представляет собой всего лишь частный случай метода расчленения дополнительного приращения между факторами. Он считал наиболее приемлемой схему изолированного изучения влияния факторов, при которой оба факторных индекса взвешены по весам базисного периода и выделяется индекс совместных изменений факторов. Развивая выводы Борткевича, Казинец сформулировал условия равенства агрегатных индексов, взвешенных по отчетным и базисным весам, проанализировав варианты расхождения между ними за счет коэффициента корреляции между индивидуальными индексами обоих факторов и коэффициентов их вариации. Им исследована возможность перехода от цепных индексов с переменными весами к базисному индексу, имеющему большое практическое значение. В этой работе впервые после долгого периода изоляции советской статистики дан полный анализ теорий зарубежных статистиков.
Учеными-статистиками высказывались разные точки зрения на построение индексов факторных признаков при решении задачи анализа. Большинство придерживалось ставшего общепринятым правила построения аналитических индексов: индексы качественных признаков строятся на весах отчетного периода, объемных признаков – на весах базисного периода.
Но, как уже отмечалось, некоторые ведущие статистики (В.Н. Перегудов, Л.С. Казинец и др.) высказывались против такого решения, поскольку, как правило, оно способствовало фальсификации изменения качественных показателей: ведь эффект совместного изменения факторов приписывался качественному признаку. Эти проблемы сохранялись и в многофакторном индексном анализе.