Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Взгляды Маркса на революцию и реформы, гос-во и деньги, религию и идеологию.




Соц. революция – переход от одной формации к более прогрессивной; качественное изменение общественных отношений; способ перехода.

Занимает центральное место в учении у Маркса.

Результатом соц. революции явл-ся: противоречие между материально-производственными силами с существующими производственными отношениями. Отношения – независящие от воли человека.

Соц. реформа – переустройство той или иной стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Рассматривает как искусственный тормоз соц. развития.

Гос-во –

 

· Теология идеологии и ложного сознания:

Идеология – сознательное и бессознательное мифотворчество (создание мифов), призванное 1) заменить подлинную соц. практику; 2) замаскировать интересы господствующего класса (образование навязывает классовое разделение).

Религия: «опиум», ложное сознание для народа (вроде бы защищает…)

Образование носит ложное сознание.

Наука носит ложное сознание

Деньги: - средства обмена, связь между предметом потребностей и продуктом (предметом).

Функции денег: 1) разъединяющая; 2) связывающая.

Деньги обладают свойством присваивания (пластич. операции).

Деньги не определяют судьбу человека (50 %), деньги – не явл-ся индикатором характеристики личности, могут влиять на поведение человека. Деньги – не символ.

 

37. Маркс и Конт: общее и различие.

· Общее: 1) верят в эволюции человеческого рода (общ-ва развивается по одним и тем же

законам, проходят одни и те же стадии). Законы истории носят универсальный хар-р.

2) прогресс; соц. эволюция – развитие от низшего к высшему.

Конт: основа – интеллект. и моральное совершенство. Маркс: развитие производительных сил.

3) верят в конечное совершенное состояние (позитивное/коммунизм)

4) занимаются пророчеством, предсказанием

5) чувствуют себя призванными способствовать наступлению этого золотого века.

Конт: проповеди религии человечества. Маркс: политико-организационной и революционной деят-ти. Средства достижений к идеальным состояниям.

6) исторические эволюционисты

7) теории носят универсальный характер

8) развитие общ-ва по плану.

 

· Различия: 1) Конт: приемственность традицией (нет революций), естественность.

Маркс: разрыв с прошлым, динамика.

2) Конт: основы фундаментальны и неизменны. Маркс: непрерывно изм-ся сами основы.

3) Конт: мирный прогресс. Маркс: конфликтный прогресс.

4) Конт: соц. революция – однолинейный хар-р. Маркс: история носит многолинейный хар-р (эмпирика).

5) Конт: традиция – благотворная сила. Маркс: традиция – аномалия.

 

38. Общество: организм/машина/…

· Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями.

Органицизм — методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы. Особое распространение органицизм получил в социологии второй половины XIX века, в рамках позитивистского миропонимания и на волне успехов естественных наук, в том числе широкого распространения дарвинизма.

Основоположником органической школы в социологии считается Герберт Спенсер. В русской социологической науке органицизм представлен, прежде всего, трудами Александра Стронина и Павла Лилиенфельда.

· Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (общественный договор) (Ж.Ж.Руссо, Джон Локк, Томас Гоббс). Индивид - отдельный представитель социальной группы, общества, народа. Человек с момента рождения — индивид, индивид — это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчёркивает зависимость человека от общества.

· Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система (математическая абстракция, предназначенная для описания и изучения систем, эволюционирующих с течением времени).

· Холистический подход. Общество рассматривается как целостная циклическая система, закономерно функционирующая на основе как линейного государственного механизма управления с использованием внутренних энергоинформационных ресурсов, так и внешней нелинейной координации определенной структуры (соборного общества) с притоком внешней энергии.

· Антропологический принцип. Достойным существования признавалось общ-во, соотвествующее подлинной, высокой, неизменной природе человека.

· Общ-во – машина.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 430 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2321 - | 2074 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.