Социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения «Порядок и прогресс».
· Соц. статика – упорядоченное состояние общ-ва в момент покоя; стабилизирующие силы преобладают над силами, нарушающими соц. равновесие; это социальная анатомия, изучающая строение социального организма
Цель: обнаружение законов социального порядка. Выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества(человечества).
Индивид естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. «Подлинный социологический элемент» - не индивид, а семья.
Семья — это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим.
Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. Семья, племя, нация, государство - все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Но семья — это «союз», основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не «ассоциация». Что касается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда.
Разделение труда не только экономический, но фундаментальный социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жизни». Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье чувство зависимости от всех других и своей собственной значимости, так что каждая семья может считать себя выполняющей важную и неотделимую от всей системы общественную функцию.
Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Консенсус в его теории - «основная идея социальной статики».
С.С. роднит человеческое общ-во с животным сообществом.
Примеры: после Второй мировой войны.
· Соц. динамика (теория прогресса) – общественное состояние, общ-во в состоянии движения, когда соц. солидарность, сменяется антагонизмами (противоречиями) мнений и интересов между людьми; социальная физиология, изучающая его функционирование.
Цель: обнаружение законов прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. В отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства.
С.Д. лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. С.Д. выявляет солидарность во времени. Она рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего.
Объединяющими чувствами являются альтруистические чувства. Альтруизм противоположен эгоизму. Чувства предшествуют разуму (чувства симпатии ограничивают эгоизм человека – основа для солидарности). Чувства симпатии распространяется на большую группу людей – состояние соц. устойчивости.
С.Д. отличает нас от животоного сообщества.
Сравнительная оценка важности этих двух разделов социологии у Конта менялась: если в «Курсе» он утверждал, что наиболее важная часть социологии — социальная динамика, то в «Системе» — что это социальная статика.
Примеры: революции 1917 г.
17. Методы социологии О.Конта. Социология как «соц. физика».
· Субъективный (метод сердца) – (система позитивной политики) чувственные методы познания. Субъект – не индивид или группа, а всё человечество.
Первый признак этого метода соответственно состоит в том, что это общечеловеческая или социальная точка зрения на изучаемый объект.
Второй признак метода заключается в том, что в отличие от «объективного», рационального подхода, он является эмоционально-альтруистическим по своей сути. Это метод «сердца», которому должен быть подчинен ум. Необходимо подчинять научные, моральные и политические идеи альтруистическим чувствам, направленным последовательно на семью, отечество и человечество. Этому соответствуют три формулы: жить для своих близких; жить для своих соотечественников; жить для всех. Все они резюмированы в знаменитом девизе «Жить для других».
Словом, это метод, гораздо более общий и фундаментальный, чем тот, который теперь называется эмпатией. Это метод любви, которую Конт провозглашает в качестве не только жизненного, но и методологического принципа.
· Объективный («курс позитивной философии») научный метод – метод дедукции (Конт чаще использовал дедуктивный метод) от целого к частям, от системы к элементам, а не наоборот., общенаучные методы, наблюдение связей между фактами (из естеств. наук). Эксперимент (роль определяет поведение, анализ нарушений в обществе). Сравнительный метод (человеческое и животное общество, разное человеческое общество на разных территориях, на разных этапах развития (генетический метод)) – отличие от ост. наук. Наблюдение - универсальный подход, характеризующий позитивную методологию и противостоящий произвольным конструкциям. В известном смысле все методы социологии являются разновидностями этого наблюдения. Конт был противником применения количественных методов в социологии, тогда как применение именно этих методов воспринималось как отличительная черта позитивистской социологии в XX в.
В оценке Контом соотношения «объективного» и «субъективного» методов заметна двойственность. С одной стороны, он подчеркивает единство и взаимодополнительность этих методов, рассматривая первый из них как необходимый этап, предваряющий второй. С другой -вся «Система позитивной политики», утверждающая общее «преобладание сердца над умом» и сугубо подчиненную роль последнего, основана на явно и неявно выраженном положении о том, что можно обойтись без «объективного» метода и начать сразу с «субъективного».
Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные термины: «социальная философия», «социальная наука», «социальная физиология» и «социальная физика» (естественная наука, законы). В 1825 г. Конт определял «социальную физику» как «науку, которая имеет своим объектом изучение социальных явлений, рассматриваемых таким же образом, как и явления астрономические, физические, химические и физиологические, т. е. как подчиненные неизменным естественным законам...».
Он считал себя автором последнего термина и до определенного момента рассматривал его как наиболее предпочтительный. Однако это выражение стало, по мнению Конта, «неправильно» использоваться, прежде всего, бельгийским ученым Адольфом Кетле, который в своем труде «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики» (1835) применил его к «простой статистике». Подобное словоупотребление явно не соответствовало тому выдающемуся месту, которое предстояло занять социологии в системе наук и в обществе. Для обозначения новой науки необходимо было новое слово, и оно было придумано.
С 1839 – социология («Курс позитивной философии»). «Я должен отныне отважиться на использование этого нового термина, целиком тождественного моему уже введенному выражению «социальная физика», с тем, чтобы иметь возможность обозначать одним названием ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям». Конт считается основоположником социологии, так как первым поднял вопрос создания науки об обществе, однако реальный фундамент этой науки заложили другие исследователи.