Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Натуралистический редукционизм в истории социологии (социал-дарвинизм).




Натурализм – направлении, или совок-ть концепций, опирающихся на познавательные средства и методы естественных наук. Цель: стремление выработать систему знания об обществе, строгую и объективную. Соц. процессы аналогичны естественным процессам, происходящим в природе.

Натуралистический редукционизм - концепция сведения социального к природному.

Социал-дарвинизм (редукция) — теоретический подход, согласно которому объяснения социального поведения сводятся к объяснению на психологическом или социологическом уровне) – направление кон.19 — нач.20 вв., пытавшееся объяснить эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного отбора и борьбы за существование. (Г.Спенсер, Ч.Дарвин). Применение дарвинской теории борьбы за существование к рассмотрению социальной жизни. Соц. конфликты – естественны (внутривидовая и межвидовая борьба).

Естественный отбор (учеба, поступление на работу) – борьба за выживание.

Общественный признак: рассмотрение соц. жизни как арены непрерывной борьбы между индивидами, группами, нормами и т.д.

Людвиг Гумплович (1838-1909) – австрийский экономист и социолог. Взаимодействие людей носит конфликтный харак-р, одна группа стремится господствовать над другой. Насильственная теория создания гос-ва. Конечная причина всех соц. процессов является удовлетворение материальных потребностей человека. Экономические мотивы лежат в основе всех соц. движений.

Этноцентризм – вера в превосходство собственной нации над остальными.

Альбион Смолл (1854-1926) - американский ученый. Гл. идея: интерес – основная единица социологического анализа. Вся соц. жизнь – это процесс развития, приспособления и удовлетворения интересов. Группы интересов: здоровья, красоты, благосостояния, общения, признания, справедливости. Два аспекта интересов: субъективный (саможелание) и объективный (потребность или желаемая вещь).

В: главный изъян социал-дарвинизма: сведения соц. явлений к биологическим факторам (естественному отбору). Преувеличивают роль конфликтов в жизни общества.

Ратценхофер Густав (1842-1904) - австрийский теоретик, "Сущность и цель политики" (1893), "Социологическое познание" (1898), "Социология. Позитивное учение о человеческих взаимоотношениях" (1907).

Для него социология является особой философской наукой, выступающей в роли основы всех социальных наук и практической политики, поскольку она познает фундаментальные общественные закономерности.

Основными явлениями и процессами социальной жизни он считал следующие: размножение и самосохранение индивидов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за существование и абсолютную враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство и подчинение, чередование социализации и индивидуализации общественных структур, эволюцию интересов, государство, глобальное общество.

25. Расово – антропологическая школа в истории социологии. (Артур де Гобино, Х.Чемберелен, Ж. Лапуж, Чезаре Ломбро́зо)

РАШ - направление в социологии 19-20 вв., разновидность натурализма.

1) различное общество и соц. группы в основе расово - антропологич. образования.

2) эволюция общ-ва и культуры – результат взаимодействия между расами.

3) расы неравноценны (соц., культурное неравенство между группами людей).

4) соц. поведение людей проявляется (обусловлено) в биологической наследственности.

5) смешение между расами вредны с биологической и соц. точек зрения.

6) соц. жизнь – следствие расовых и антропологических факторов.

Расово-антропологическая школа переносила на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного отбора, рассматривала общественное развитие с точки зрения понятий наследственности, борьбы "высших" и "низших" рас и классов. Определила влияние биологических черт, биологической природы чел-ка, его расовых черт на жизнь общ-ва.

 

Жозеф Артур де Гобино (1816-1882) - французский социолог, писатель и публицист, один из основателей расистской теории и расово-антропологической школы в социологии. Труд « Опыт о неравенстве человеческих рас». Гл. идея: движущей силой развития народов является неравенство, связанное с расовыми различиями. Наиболее способной к культурному развитию ученый считал арийскую расу, смешение которой с небелыми народами ведет к снижению ее способностей. Гобино был пессимистом и считал вырождение белой расы необратимым процессом.

Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855—1927) - английский писатель, социолог, философ, расовый теоретик. Труд «Основы 19 века», осн. идеи: европейская культура явилась результатом слияния пяти компонентов: искусства, литературы и философии Древней Греции; юридической системы и формы государственного управления Древнего Рима; христианства в его протестантском варианте; возрождающегося созидательного тевтонского духа; и отталкивающе-разрушительного влияния евреев и иудаизма в целом.

Жорж Ваше де Лапуж (1854 - 1936) — французский социолог, последователь теории социального дарвинизма и один из идеологов расизма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1842 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2189 - | 2073 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.