Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Взгляды О.Конта на соц. реальность.




Конт один из первых ввел понятие «соц. реальность». Конт разработал подход к обществу как системе, прообразом которой выступает биологический организм.

Свойства соц. реальности: 1) максимальная сложность; 2) изменчивость, спонтанность; 3) регулирование искусственным порядком.

Взглядам Конта на социальную реальность присуща одна особенность - это неразличение общества и человечества. Общество рассматривается как че­ловечество в миниатюре, а человечество - как расширенное до предела общество. При этом человечество трактуется как подлинная, высшая и са­мая «реальная» социальная реальность. Конт исходит из концепции «рас­ширяющегося общества», имеющего своим пределом человечество; он утверждает, что существует постоянная тенденция к образованию «все более обширных ассоциаций». Структура и развитие общества определяются «фундаментальными законами человеческой природы», а социология включена в «позитивную теорию человеческой природы». Неразличение общества и человечества усиливалось верой в универ­сальный прогресс и эволюционистским представлением, в соответствии с которым все общества неизбежно проходят в своем развитии одни и те же фазы. Достаточно изучить наиболее «передовые» общества, чтобы понять путь, по которому раньше или позже пойдет все человечество. Поэтому Конт выбирает и рассматривает в каждой значительной исторической эпо­хе «элиту, или авангард человечества», прослеживает судьбы «из­бранного» народа, который несет эстафету цивилизации и передает ее другому. Начиная с нового времени, он изучает только западные европей­ские нации, так как, с его точки зре­ния, их историческим путем неизбежно пойдет все человечество. Здесь его позиция близка гегелевской философии истории, с од­ной стороны, и эволюционизму Маркса и Спенсера - с другой. Хотя Конт и утверждал в «Курсе», что этапы социального развития невозможно пере­прыгнуть, впоследствии он говорил, что цивилизованные нации должны будут помочь промчаться без остановок на отдельных фазах развития ме­нее цивилизованным народам, отставшим братьям.

Таким образом, у Конта общество и человечество рассматриваются не только как однопорядковые явления, но и как явления тождественные, по сути, хотя и различные по объему. Во-первых, человечество рассматрива­ется как максимальное по объему общество. Во-вторых, некоторые обще­ства в определенные исторические периоды выступают как представители всего человечества, прокладывающие для него маршруты его дальнейшего движения.

Подобная позиция имела двойственное теоретическое значение. С од­ной стороны, она содержала понимание реального единства человечества, тождества или сходства многих социальных признаков у различных наро­дов. С другой, она приводила к упрощенному взгляду на пути развития различных обществ и к игнорированию их своеобразия. Смешение общест­ва и человечества, социальности и человеческой природы означало сведе­ние социологии к антропологии и психологии, что противоречило исходному замыслу Конта создать социологию как особую науку.

 

19. Герберт Спенсер: эволюционизм.

 

Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма, родоначальник эволюционизма.

Теория эволюции: эволюция общества – это часть процесса, подчиненного развитию всей вселенной. Закон эволюции: синтез всех научных методов (философский первопринцип). «Законы эволюции окончательно непостижимы».

Эволюция представляет из себя переход от рассеянного состояния материи к конструированному.

Процессы: 1) дифференциация – разделение функций между частями целого. Способствует отбору наиболее устойчивых структур. Дифференциация неизбежна.

2) интеграция – эволюционное изменение в строении системы, противодействующее расхождению и сопутствующее гармонизации.

3) адаптация – уравновешивание между системой и окружающей средой.

4) диссолюция - распад (разрушение) системы.

Естественный предел любой эволюции – состояние динамического равновесия, стремящегося к самосохранению.

3 фазы большой эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая (соц. эволюция), которые плавно переход друг в друга. Фазы — это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз.

По началу социальное возникло из простого сложения индивидуальных усилий, по мере сложности социальное приобрело самостоят. хар-ер.

Соц. эволюция по темпам изменений превосходит все другие виды эволюции. Спенсер отрицал идею однолинейного развития. Эволюция сводится к адаптации. Идеал общ-ва, к которому стремится, - это гармония соц. системы и окружающей среды.

Естественный предел темпов прогресса – процесс медленного изменения человеческой природы. (иррациональное). Никакая политика или учение не могут ускорить соц. прогресс. «Человеческая природа не рациональна, а сама эволюция внеразумна». Не отрицает возможности прогнозирования и регулирования.

 

20. Герберт Спенсер: органицизм.

Организменная модель общества. Общество существует для блага индивида, а не наоборот.

Спенсер сравнивает общество с организмом, говорит, что у них разные цели, но общие принципы функционирования организации. Среди факторов эволюции: природная среда, умственные и нравственные свойства человека, развитие идей.

Механизм эволюции соц. и биологических организмов - наследование приобретенных черт.

Спенсер критиковал коллективизм и защищал конкуренцию; сторонник невмешательства гос-ва в экономику.

Органицизм — методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы. Особое распространение органицизм получил в социологии второй половины XIX века, в рамках позитивистского миропонимания и на волне успехов естественных наук, в том числе широкого распространения дарвинизма.

Конфликт для Спенсера: обычная форма жизнедеятельности общества. В борьбе за существование у человека возникает боязнь утраты жизненных средств и страх перед смертью. Влияние на появление полит. власти – государство, появление религии – церковь.

Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой.

Спенсер является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках отдельных административных органов Спенсер понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущества, наибольшую приспособленность “дифференцированного”, то есть разделённого на классы общества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1146 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2210 - | 2135 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.