Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновное философское различие.




ќколо 30 лет назад √ордон ќллпорт (Gordon Allport, 1962) описал три взгл€да на природу человека. ѕервый представл€ет людей как реактивных существ. Ћюди рассматриваютс€ как биологические организмы, реагирующие на раздражители из внешней среды. Ћюди исчерпываютс€ своими переживани€ми, прошлым опытом, обусловливанием и возможным переобусловливанием.  онцепции, описывающие эту точку зрени€, были следующими: реакци€, подкрепление, рефлекс, респондент, реинтеграци€, переобусловливание.

¬торое представление о природе человека по ќллпорту Ч это образ реактивного существа в глубине. ”же не организм, реагирующий на окружение, а существо, откликающеес€ на врожденные влечени€, мотив и потребности, человек находитс€ под вли€нием прошлого удовлетворени€ или фрустрации этих внутренних сил.  онцепции включают вытеснение, регрессию, сопротивление, отреагирование, реактивные образовани€, воспоминани€ и реконструкцию прошлого.

ƒва этих представлени€ сходны в своих основах. Ћюди вид€тс€ реагирующими на силы или раздражители Ч в одном случае внешние, а в другом Ч внутренние. ¬ первом случае люди €вл€ютс€ жертвами окружени€, а во втором Ч собственных врожденных потребностей и влечений.

¬ отличие от этих представлений ќллпорт предложил третью точку зрени€. Ёто так называемый человек проактивный, существо, наход€щеес€ в процессе становлени€. Ћюди вид€тс€ сознательными, устремленными в будущее.  онцепции включают склонность к экспериментированию и об€зательность.

Ќе представл€ет труда классифицировать теории психотерапии в соответствии с этими представлени€ми или философскими взгл€дами на человеческую природу. Ѕихевиористы и психотерапевты, которые придерживаютс€ традиционного подхода к терапии на основании теории научени€, попадают в первую категорию. ѕсихоанализ и психоаналитический подход или так называемые динамические теории относ€тс€ ко второй категории. Ёти две категории имеют одну общую особенность. ќбе они считают людей скорее контролируемыми, чем контролирующими, объектами, а не субъектами, пассивными, а не активными.

¬ противоположность им существуют теории, которые прин€то называть гуманистическими или экзистенциальными, нагл€дным примером которых €вл€етс€ клиент-центрированна€ терапи€. –оджерс изложил свою философию довольно подробно. ќн считал людей обладател€ми врожденных качеств, в частности описывал их как позитивных, устремленных вперед, конструктивных, реалистичных и заслуживающих довери€ (Rogers, 1957a, 1957b, 1961).

‘рейд также не скрывал своего отношени€ к люд€м: Ђ¬ каждом человеке присутствуют деструктивные, а следовательно, антисоциальные и антикультурные тенденции, причем они достаточно сильны у многих людей, определ€€ их поведение в человеческом обществеї (Freud, 1949, р. 11). Ђ÷ивилизованному обществу посто€нно грозит дезинтеграци€ в св€зи с враждебным отношением людей друг к другу...  ультура... должна воздвигнуть барьеры на пути агрессивных инстинктов людейї (Freud, 1930, pp. 86-97).

ѕредставители поведенческой философии более скрытны. “ак, —киннер не выдвигает предположений относительно природы человека (Skinner, 1974). ¬ольпе (см. главу 6) вообще не занимаетс€ философскими вопросами. ‘илософи€ заложена в отдельных утверждени€х бихевиористов, например:

Ђƒайте мне дюжину здоровых младенцев и обеспечьте мне услови€ дл€ их воспитани€; € гарантирую, что каждый из них станет любым специалистом по моему выбору, врачом, юристом, коммерсантом и, увы, даже нищим и вором, независимо от своих талантов, склонностей, способностей, рода зан€тий и расовой принадлежности предковї (Watson, 1930, р. 104).

ћного лет спуст€ —киннер (Skinner, 1948) сформулировал эту идею более четко: Ђƒайте мне спецификацию, и € дам вам человека!ї (р. 343).

Ёти различные представлени€ о люд€х ведут к различи€м в психотерапевтической практике. ѕервое, гуманистическое, св€зано с практикой, которую характеризует термин фасилитаци€,т. е. освобождение человека дл€ реализации своих потенциальных возможностей. ¬от как сформулировал это –оджерс (Rogers, 1961).

Ђћы установили с помощью внешнего контрол€ услови€, которые, по нашим расчетам, приведут к внутреннему контролю индивида и достижению внутренне избранных целей. ћы вы€вили услови€, €вл€ющиес€ предпосылками различных классов поведени€ Ч самоуправлени€, чувствительности к внутренним и внешним реальност€м, гибкой адаптивности Ч которые по своей природе непредсказуемы в своей специфичности. ¬ы€вленные нами услови€ предсказывают поведение, по сути своей Ђсвободноеї... ”слови€, которые мы собираемс€ создать, служат предпосылками таких поведенческих следствий, чтобы клиент стал более самоуправл€емым, менее ригидным, более открытым своим чувствам, лучше организованным и интегрированным, более похожим на избранный дл€ себ€ идеалї (pp. 397-398).

Ћокус контрол€ находитс€ у клиента. ѕсихотерапевт фасилитирует терапевтический процесс через эмпатическое понимание, искренность и прин€тие клиента.

ƒл€ второй точки зрени€, представленной преимущественно поведенческими терапевтами, однако включающей и когнитивных психотерапевтов, характерна практика психотерапии с фокусированием на более конкретных (и ограниченных) цел€х Ч изменении конкретных видов поведени€. “ака€ терапи€ более активна, психотерапевт выступает в роли эксперта, контролиру€ и направл€€ клиента к специфическим цел€м. Ћондон (London, 1964) назвал такую терапию Ђтерапией действи€ї: Ђѕсихотерапевт оказывает гораздо большее вли€ние на ход сессий и, веро€тно, на жизнь пациента за рамками сессийї и Ђѕсихотерапевт несет гораздо большую ответственность за результат лечени€, а также за все изменени€, происход€щие с пациентомї (р. 78).

Ёти два подхода иногда раздел€ют терминами фасилитаторы и манипул€торы (Patterson, 1958, 1959). ћарго јдлер (внучка јльфреда јдлера) в сообщении о конференции в ‘ениксе по радио PBS сказала, что в насто€щее врем€ существует две разновидности психотерапевтов: манипул€торы и Ђпомощникиї (enablers). “ермин манипул€ци€ отвергаетс€ из-за св€занного с ним уничижительного смысла, хот€ словарное значение в данном случае вполне подходит: Ђ”правл€ть с помощью интеллекта.  онтролировать действи€ посредством управлени€ї (Webster, 1941, р. 609). ¬озможно, термины директивный и недирективный,которые ранее употребл€лись в психотерапии, окажутс€ более уместными.

Ќе вызывает сомнени€, что до тех пор, пока мы не придем к соглашению о природе людей, невозможно никакое соглашение о философии и теории психотерапии. ј пока не будет достигнуто соглашение о философии и теории, не удастс€ достичь единого мнени€ о практике психотерапии (Patterson, 1989a).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 301 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

512 - | 448 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.