Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕорьба за землю обетованную.  нига »исуса Ќавина




 

1. »сторические книги ¬етхого «авета (»с Ќав, —уд, ÷ар) в современной библеистике прин€то называть ¬торозаконнической историей, поскольку считаетс€, что первоначально она открывалась ¬торозаконием. ѕо ветхозаветной традиции эта трилоги€ (или тетралоги€, см. І5) носит название ƒревние ѕророки.

Ѕоговдохновенные составители »сторических книг использовали народные предани€ и документы в цел€х религиозного учительства. ¬ отличие от €зыческих собирателей легенд и летописей, библейские историки стремились не вызвать у народа восхищение своим прошлым, а прежде всего Ч пробудить его совесть. ¬се писани€ ƒревних ѕророков проникнуты единой богословской идеей, котора€ сводитс€ к следующему:

Ч √осподь отдает —воему народу обетованную землю, но на определенном условии: он должен блюсти и исполн€ть «авет;

Ч когда люди измен€ют «авету, Ѕог попускает победу врагов »зраил€;

Ч лишь после пока€ни€ ветхозаветной ÷еркви посылаютс€ вожди-избавители;

Ч однако ни один из них не мог принести полного и окончательного спасени€.

Ѕиблейский археолог ”. ‘. ќлбрайт называет первоисточники »сторических книг (эпос XII-XI вв.,  нигу браней √осподних,  нигу ѕраведного, жизнеописани€ судей, царей и пророков, государственные летописи и др.) Ђбесценными документамиї. ѕо его мнению, они были Ђпереписаны и сокращены с большой осторожностью, многие из них Ч воспроизведены дословної (Ђјрхеологи€ ѕалестиныї).

«авершен цикл »сторических книг был, веро€тно, на исходе VII века до –.’., а окончательную форму прин€л около 560 года.

2. Ќачало проникновени€ »зраил€ в ’анаан. ≈сли готовность израильт€н к исходу была актом веры, то еще больше веры и мужества потребовалось от них у порога земли обетованной. ѕопытка закрепитьс€ в стране јвраама, »саака и »акова представл€лась делом безнадежным. ”же вести лазутчиков, принесенные в  адеш, повергли народ в уныние, поэтому Ѕог судил, чтобы поколение, выросшее в рабстве, окончило жизнь в пустыне. ќднако и новое поколение могло испытывать сомнени€ и колебани€. ѕричины этого вполне про€сн€ютс€ в свете археологии.

’от€ ’анаан считалс€ глухой окраиной ‘иникии Ч страны богатой и процветающей, Ч население его намного превосходило —ынов »зраил€ по уровню цивилизации. √орода хананеев были обнесены мощными стенами, способными выдержать долгую осаду, правители их располагали хорошо оснащенными войсками и боевыми колесницами. ѕосто€нно вражду€ с иноземцами и между собой, хананеи приобрели значительный военный опыт. »зраиль, напротив, был ни чем иным, как плохо спа€нным конгломератом племен, толпой пеших воинов, владевших самым примитивным оружием. ѕри таких услови€х проникнуть в страну и уцелеть в окружении хананеев казалось невозможным.

“ем не менее израильт€не за несколько дес€тилетий сумели утвердитьс€ в ’анаане и даже покорить несколько его ключевых крепостей. Ѕиблейска€ традици€ рассматривает этот факт как чудесный, как борьбу, в которой победили не люди, а —ам Ѕог.

3.  нига »исуса Ќавина (евр. »ошуа) названа так по имени главного ее геро€ Ч ефремл€нина »исуса Ќавина (евр. »ошуа, сын Ќуна). ќн был помощником ћоисе€ и одним из немногих уцелевших от поколени€ исхода. Ќекоторые древние экзегеты считали самого »исуса автором книги, нос€щей его им€, но теперь большинство библеистов вернулись к мнению бл. ‘еодорита, который утверждал, что эта книга Ђнаписана кем-то другим, жившим позднееї (“олкование на »с Ќав).

ќснованна€ на ранних сказани€х, книга была составлена в тот период, когда ханаанское население уже смешалось с израильским и когда народ, обличаемый пророками, раска€лс€ в уступках €зычеству. “ребование ¬торозакони€ Ч бескомпромиссно относитьс€ к идолопоклонству Ч определ€ет характер всей  н. »исуса Ќавина. ќна изображает заселение ѕалестины в виде Ђбраней √осподнихї, при которых исход сражений решает не столько мужество воинов, сколько небесна€ помощь. —тены »ерихона рушатс€ от звука труб, на хананеев падает каменный град, останавливаетс€ солнце (см. ниже # 6). ѕоходы »исуса Ќавина представлены как триумфальный захват всейземли с последующим разделом ее между коленами. ќднако  н. —удей (особенно 1; 3) рисует иную картину. »зраильт€не лишь медленно и с трудом просачиваютс€ в некоторые области. ќни продолжают жить бок о бок с ханане€ми, заключают с ними браки и союзы Ч откуда посто€нна€ угроза €зыческого вли€ни€ (—уд 3,5Ц6). —в€зь между коленами лишена прочности. Ѕольшинство из них действует на свой страх и риск. «аметим, что и сама  н. »исуса Ќавина говорит в основном о двух его военных кампани€х Ч против коалиции южных аморрейских городов и северных ханаанских.

ќб этих кампани€х свидетельствуют следы опустошительных разрушений в р€де городов ’анаана XIII в. “ак, например, раскопки Ћахиса (Ћахиша) указывают на пожар, уничтоживший город. —тены прин€ли темный цвет, как печь дл€ обжига кирпичей. —текл€нные предметы расплавились. ќбломки слоновой кости почернели и обуглились. Ќайдены и остатки черепичной кровли храма, котора€ обрушилась среди огн€. —охранилось возвышение, на котором сто€л идол. —ама стату€ была либо разбита, либо переплавлена.

 нига »исуса Ќавина делитс€ на три части:

Ч перва€ (1-12) посв€щена падению »ерихона, «авету в —ихеме и двум основным военным походам »исуса Ќавина;

Ч втора€ (13Ц21,42) говорит о разделе св. земли между коленами;

Ч треть€ (21,43Ц24,36) повествует о последних дн€х жизни »исуса Ќавина.

4. ƒуховный смысл книги определ€етс€ двум€ основными положени€ми:

ѕодобно исходу, утверждение »зраил€ в ’анаане было промыслительным де€нием Ѕожиим. ¬ол€ √осподн€ заключалась в том, чтобы отдать эту землю ветхозаветной ÷еркви при условии ее верности “ворцу.

ƒар Ѕожий не легко получить тем, кто остаетс€ пассивным. »зраиль должен был собрать все свои силы, чтобы одолеть сто€щие на его пути преп€тстви€. ¬ этом призыве к активности, без которой дар Ѕожий останетс€ недос€гаемым, св. ќтцы видели прообраз вхождени€ в ÷арство Ѕожие, которое требует Ђусилийї (ћф 11,12). «намени€, сопровождавшие покорение св. земли, означают небесную поддержку тем, кто боретс€.

5. ѕереход через »ордан и падение »ерихона (1Ц6). »исус Ќавин не был ни пророком, ни св€щенником, но в то же врем€ он представлен в Ѕиблии как наследник ћоисе€. ¬ его задачу входило сплотить израильт€н (или основную часть их) к моменту вступлени€ их в западный ’анаан. Ѕог говорит ему: Ђ“олько будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполн€й весь закон, который завещал тебе ћоисей, раб ћойЕї (1,7).

≈ще до перехода »ордана »исус отправл€ет лазутчиков в »ерихон Ч первый крупный город, сто€щий на его пути. »х пр€чет у себ€ блудница –аав (–ахава) Ч представительница тех хананеев, которые прин€ли веру »зраил€ и впоследствии остались жить с народом ягве (ср. ≈вр 11,31). –аав вышла замуж за израильт€нина, и из ее рода произошел царь ƒавид. Ёта женщина Ч одна из четырех иноплеменниц, упом€нутых в родословии »исуса ’риста (ћф 1,5).

ѕереправа через »ордан описана как чудо, подобное переходу через „ермное море. Ђ» как только, Ч говорит »исус Ќавин, Ч стопы ног св€щенников, несущих  овчег √оспода, ¬ладыки всей земли, ступ€т в воду »ордана, вода иорданска€ исс€кнет, текуща€ же сверху вода остановитс€ стеноюї (3,13). » действительно, русло »ордана внезапно обнажилось Ђна большое рассто€ниеї.

ѕримечание. »звестны и другие случаи, когда из-за колебаний почвы течение »ордана перекрывалось камн€ми. ќдин из них произошел в —редние века, а два раза нечто подобное происходило в нашем столетии (1924 и 1927 гг.). ќднако возможные естественные причины этого феномена не лишают событие времен »исуса Ќавина провиденциального значени€.

—вт.  ирилл »ерусалимский (ќгласительные слова, ’,11) указывал на прообразовательный смысл перехода народа Ѕожи€ через »ордан. –ека, служивша€ как бы св€щенным рубежом земли обетованной, стала символом, св€занным с новозаветными событи€ми. —в. »оанн ѕредтеча сделал пока€нное омовение (крещение) в иорданских водах знаком приготовлени€ к приходу ÷арства Ѕожи€.

ѕоход на »ерихон совершилс€ из √алгала, первого религиозного центра израильт€н. “ам впервые на св. земле была отпразднована ѕасха, и там, в знак закреплени€ верности «авету, »исус Ќавин приказал совершить обр€д обрезани€, которым в пустыне стали пренебрегать.

¬ окрестност€х »ерихона »исусу €вл€етс€ таинственный Ђвождь воинства √осподн€ї. Ёто видение указывает, что Ѕог будет сопутствовать »зраилю. »ерихон Ч город греха Ч должен пасть не от руки человека, а чудесным образом. јнгел повелевает »исусу Ќавину, чтобы левиты обошли стены крепости с  овчегом и трубили в трубы. ¬ождь выполн€ет повеление, и трубный звук сокрушает неприступные стены (о закл€тии, наложенном на »ерихон, и законах Ђсв€щенной войныї см. І24).

ѕримечание. ¬ 1952 году англо-американска€ экспедици€ под руководством  етлин  еньон установила, что от периода между 1500 и 1200 годами до –.’. в археологических сло€х »ерихона почти ничего не сохранилось. ќбъ€сн€етс€ это тем, что после »исуса Ќавина город долго оставалс€ пустырем, и развалины подверглись разрушительному действию осадков и ветров. ”целели лишь культурные слои более раннего и позднего времени. ќднако некоторые фрагменты керамики времен завоевани€ все же были обнаружены.

ѕосле »ерихона был разрушен город √ай (8), неизвестный по другим источникам город на востоке от ¬ефил€. —лово Ђгайї означает развалины. Ќекоторые археологи отождествл€ют историю его захвата с разрушением ¬ефил€, о падении которого »исус Ќавин не говорит. ѕо данным раскопок, ¬ефиль был сожжен в конце XIII века.

6. ∆ертвенник в —ихеме. —оюз с √аваоном (8,30 Ч 9,27). ѕосле падени€ »ерихона основна€ масса израильт€н сосредоточиваетс€ в «аиорданье и центральной, наименее населенной части ѕалестины. –елигиозным центром »исус Ќавин делает город —ихем, у гор √евал и √аризим. ѕроникновение в этот район происходит мирным путем. Ќекоторые историки полагают, что вокруг —ихема уже жили евреи (см. І23). »менно здесь сооружаетс€ общеизраильский жертвенник и сюда из √алгала перенос€т  овчег (позднее св€тын€ была перенесена в —илом; см. »с Ќав 18,1).

¬ —ихеме складываетс€ традици€ возобновлени€ «авета, описанна€ во ¬торозаконии (27Ц28). ¬еро€тно, она была св€зана с необходимостью поддерживать религиозное единство разобщенных колен. —огласно »с Ќав 8,32, вождь велел начертать уставы «акона на каменных плитах в пам€ть о возобновлении «авета.

∆ители соседнего с —ихемом √аваона, прибегнув к хитрости, сумели заключить с израильт€нами союз. ќни утаили, что живут в ближней области, и израильт€не, поверив им, нарушили свое правило, покл€вшись жить с ними в мире. ѕозднее, когда обман раскрылс€, гаваониты стали вассалами »зраил€. –аскопки показали, что √аваон и после »исуса Ќавина сохран€л свое положение богатого торгового города.

7. ƒва главных похода »исуса Ќавина (10Ц11). ƒоговор гаваонитов с израильт€нами встревожил царей южной ѕалестины. ѕ€теро из них составл€ют коалицию во главе с царем »ерусалима и двигают войска на √аваон. √аваониты посылают гонцов к »исусу и прос€т помощи. Ѕыстрым ночным маршем »исус ведет своих воинов к √аваону и наносит сокрушительный удар армии аморреев.

Ёто сражение было воспето в древнеизраильских былинах, которые не дошли до нашего времени ( н. ѕраведного). Ќо отголоски их сохранились в  н. »исуса Ќавина. “ам сказано о каменном граде, побившем аморреев, и остановившемс€ солнце. јвтор книги приводит цитату из древнего эпоса (10,13). ѕо мнению одних толкователей, слова »исуса, обращенные к солнцу и луне, означали призыв к светилам Ђзамеретьї, Ђостановитьс€ї (евр. дам`ам), взира€ на подвиги воинов Ѕожиих (ср. јввак 3,11). ƒругие экзегеты считают, что здесь мы имеем дело с поэтическим образом, которыми насыщены древние гимны (ср. Ђзвезды сражались с небаї —уд 5,20).

ћогло ли в данном случае произойти реальное чудо? ≈стественно, что все силы природы наход€тс€ в руках Ѕожиих, но, с другой стороны, »исус, начавший бой в предрассветном сумраке, едва ли нуждалс€ дл€ победы в продлении дн€. Ѕитва при √аваоне, скорее всего, описана €зыком героического эпоса со свойственными ему гиперболами, с помощью которых автор мог выразить основную мысль: Ѕог содействовал победе »исуса.

¬торым ударом израильт€не отразили натиск галилейской коалиции, во главе с царем јсора (евр. ’ацор). ¬раги были разбиты у озера ћером, к северу от √енисарета, но победа была не столь полна€, как рассказывает  н. »исуса Ќавина. ¬скоре асорский царь восстановил свое могущество и на некоторое врем€ (при ƒеворе и ¬араке) подчинил себе североизраильские колена.

8. ѕоследние годы жизни »исуса Ќавина (13Ц24).  артина раздела земли обетованной Ч условно-схематическа€. Ќа деле значительна€ часть ѕалестины и после »исуса Ќавина оставалась во власти хананеев. ѕоэтому жребии, по которым распредел€лись уделы между коленами, означали скорее Ђраздел сфер вли€ни€ї (ј.  н€зев), чем отражение реальной ситуации. —ама жеребьевка была необходима ввиду назревавшего соперничества колен, желавших захватить лучшие земли.

’от€  н. »исуса Ќавина в целом рисует »зраиль как единое целое, она не умалчивает о сепаратистских тенденци€х колен. “ак, заиорданские колена (–увим, √ад, половина колена ћанассии) попытались создать свой независимый религиозный центр с жертвенником в √алааде (22,9-34). Ёто предпри€тие вызвало всеобщее осуждение. ѕоэтому заиорданцы вынуждены были отказатьс€ от него.

ѕеред смертью »исус Ќавин, как и ћоисей, вновь потребовал от собрани€ старейшин »зраил€ прин€ть решение и окончательно выбрать: склонитьс€ ли на сторону богов ’анаана или всецело посв€тить себ€ единому Ѕогу. —обрание выразило свою готовность хранить верность Ѕогу, что и было торжественно засвидетельствовано в —ихеме. — тех пор такие собрани€ присходили в окрестност€х города посто€нно. —ихем стал центром формировани€ североизраильской ћоисеевой традиции. ќт нее ведут происхождение втора€ —в. »стори€ (Ё) и €дро ¬торозакони€.

—казание о походах »исуса Ќавина заканчиваетс€ словами: Ђ» успокоилась земл€ от войныї (11,23). Ќо, как по€сн€ет апостол, дело »исуса Ќавина не было завершено. Ђ»бо, если бы »исус Ќавин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом днеї (≈вр 4,8). Ётот другой день, день благословенного Ђпоко€ї, полноты обетовани€ Ѕожи€, предрекаетс€ в ѕсалме 94,11.

«наменательно, что »исус Ќавин не оставил после себ€ преемника дл€ всего »зраил€. ≈динственным ¬ластителем и ÷арем должен был быть отныне только √осподь. Ќо така€ свободна€ “еократи€ (Ѕоговластие), действующа€ без принуждени€, оказалась непосильной дл€ народа. ќб этом свидетельствует  н. —удей.

 

¬опросы дл€ повторени€

 

1. »з чего состоит цикл »сторических книг и почему его называют ¬торозаконническим?

2.  акова основна€ мысль ¬торозаконнической истории?

3. Ќа каких первоисточниках она основана и когда предположительно составлена?

4. ѕочему переселение в ’анаан »зраил€ рассматриваетс€ как чудо?

5.  аковы обсто€тельства завоевани€ ’анаана и как они описаны в  н. »исуса Ќавина?

6. ќ чем повествует  н. »исуса Ќавина?

7.  акие две идеи содержит  н. »исуса Ќавина?

8. ќпишите событи€, св€занные с переходом через »ордани и вз€тием »ерихона.

9. ѕочему не осталось следов его завоевани€ в археологических пластах?

10.  акие города были религиозными центрами »зраил€?

11. „то означал «авет в —ихеме?

12.  акие две главные военные кампании »исуса Ќавина описаны в книге, нос€щей его им€?

13.  аким событием отмечены последние дни »исуса Ќавина?

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 457 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

513 - | 492 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.