Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсихологическа€ защищенность 1 страница




 

ќн сказал, что основательно изучил вопрос, прочел все, что было написано по данному предмету и было ему доступно, и пришел к выводу, что учител€ существуют на различных планах быти€. ќни показываютс€ в физическом мире только некоторым из своих учеников, но могут общатьс€ с другими учениками иными пут€ми. ќни оказывают благотворное вли€ние и осуществл€ют руководство над крупнейшими мыслител€ми и де€тел€ми мирового масштаба, которые, однако, не сознают этого. ”чител€ вызывают революции и устанавливают мир. ќн был убежден в том, что каждый континент имеет группу учителей, которые формируют его судьбы и дают свое благословение. ќн сам знал нескольких учеников учителей, во вс€ком случае, они сказали ему, что это так, добавил он осторожно. ќн был чрезвычайно серьезен и жаждал еще больших знаний об учител€х. ¬озможно ли иметь непосредственный опыт, пр€мое соприкосновение с ними?

 ак безмолвна была река! ƒва небольших зимородка с €рким оперением носились вверх и вниз почти до берега и пролетали над самой поверхностью воды; пчелы собирали воду дл€ своих ульев; посредине реки сто€ла рыбачь€ лодка. ƒеревь€ вдоль реки были густо покрыты листвой и отбрасывали т€желые и темные тени. «еленели пол€ с молодыми всходами риса; оттуда доносились голоса белых птиц. Ёто была картина подлинной тишины, и как‑то даже жаль было обсуждать наши крохотные незначительные проблемы. ¬ечернее небо стало нежно‑голубым. Ўумные города находились далеко отсюда; по ту сторону реки прот€нулась деревн€, а вдоль берега лентой вилась дорога.  акой‑то мальчик пел чистым, высоким голосом, но это не нарушало тишины.

ћы Ч странные люди; мы пускаемс€ в далекие страны в поисках того, что лежит р€дом с нами.  расота всегда там, а не здесь; истина никогда не пребывает в нашем доме, но где‑то далеко от нас. ћы едем на другой край света, чтобы найти учител€, но не обращаем внимани€ на слугу; мы не понимаем обыкновенных €влений жизни с ее каждодневной борьбой и радост€ми. «ато стремимс€ уловить таинственное и скрытое. ћы не знаем самих себ€, но хотим служить или следовать тому, кто обещает награду, надежду, утопию. ћы не можем видеть €сно, если сами полуслепые, а то, что видим, Ч неполно и, следовательно, нереально. ћы все всЄ это знаем, однако наши желани€ и стремлени€ так сильны, что ввергают нас в иллюзии и нескончаемые беды.

¬ера в учител€ создает учител€, а опыт принимает форму, обусловленную верой. ¬ера в тот или иной образец действи€, в ту или иную идеологию создает то, чего мы жаждем. Ќо какой ценой и какими страдани€ми! ≈сли индивидуум обладает способност€ми, эта вера становитс€ мощным средством в его руках, оружием более опасным, чем пушки. ƒл€ большинства из нас вера имеет большее значение, чем действительность. ѕонимание того, что есть, не требует веры; напротив, вера, иде€, предрассудки представл€ют собой определенное преп€тствие дл€ понимани€. Ќо мы предпочитаем наши веровани€, наши догмы; они нас согревают, они обещают, одобр€ют. ≈сли мы понимаем пути наших верований и почему мы их придерживаемс€, одна из основных причин антагонизма исчезает.

∆елание приобретени€, индивидуальное или групповое, ведет к неведению и иллюзии, к гибели и бедам. Ёто не только желание все больших и больших физических удобств, но и желание власти: власти денег, знани€, отождествлени€. ∆ажда большего Ч вот начало конфликтов и страданий. ћы стараемс€ уйти от страданий с помощью самообмана любого рода, через подавление, замену или возвышение; но желание остаетс€, возможно, на другом уровне. ќдин из самых легких путей ухода Ч это гуру, учитель. Ќекоторые ищут спасени€ в политической идеологии и ее де€тельности, другие Ч в чувствах, создаваемых ритуалом, в дисциплине, третьи Ч в учителе. —пособы спасени€ приобретают наибольшую важность; страх и упорство охран€ют эти способы. “огда не имеет значени€, чем €вл€етесь вы сами: учитель Ч вот кто важен. ¬ы имеете значение лишь как его слуга, что бы это ни означало, или как ученик. „тобы стать тем или другим, вы должны проделать известные действи€, приспособитьс€ к определенным образцам, пройти известные испытани€. ¬ы готовы сделать все это и даже больше, так как отождествление дает удовольствие и власть. ѕод прикрытием имени учител€ удовольствие и власть стали респектабельными. ¬ы больше не одиноки, у вас нет см€тени€, потер€нности; вы принадлежите ему, партии, идее. ¬ы защищены, вы в безопасности.

¬ конце концов это как раз то, чего жаждет большинство из нас Ч обрести спасение, находитьс€ в безопасности, быть защищенным. «атер€тьс€ среди множества есть одна из форм психологической безопасности. ќтождествить себ€ с группой или идеей, светской или духовной, означает чувствовать себ€ в безопасности. ¬от почему большинство из нас т€готеет к национализму, хот€ он и приносит возрастающие страдани€ и разрушени€. ¬от почему организованна€ религи€ имеет такое сильное вли€ние на людей, даже если она вносит разделение и усиливает антагонизм. ∆ажда индивидуального или коллективного спасени€ несет разрушение, а пребывание в психологической безопасности порождает иллюзию. Ќаша жизнь Ч иллюзи€ и страдание, с редкими моментами про€снени€ и радости, поэтому мы гор€чо принимаем все, что обещает нам тихое пристанище. Ќекоторые вид€т тщетность политических утопий и станов€тс€ религиозными; это означает, что они наход€т убежище и надежду в учител€х, в догмах, в иде€х. “ак как вера создает форму опыта, то учител€ станов€тс€ необходимой реальностью. ≈сли ум испытал удовлетворение, которое приносит с собой отождествление, тогда он прочно утверждаетс€ в этом, и ничто не может его поколебать, так как его критерий Ч опыт.

Ќо опыт не есть реальность. –еальность не может быть предметом опыта. ќна просто есть. ≈сли переживающий думает, что он переживает реальность, то он знает лишь иллюзию. ¬с€кое знание о реальности есть иллюзи€. «нание и опыт должны прекратитьс€, чтобы могла про€витьс€ реальность. ќпыт не может встретитьс€ с реальностью. ќпыт обусловливает форму знани€, а знание направл€ет опыт; оба они должны прекратитьс€, чтобы про€вилась реальность.

 

ќЅќ—ќЅЋ≈ЌЌќ—“№

 

Ёто был невысокий и энергичный мужчина, профессор одного из университетов. ќн так много читал, что ему трудно было сказать, где начинались его собственные мысли и где кончались мысли других. ¬ прошлом он, по его словам, был рь€ным националистом и в известной мере пострадал за это. ќн был также практическим последователем одной из религий, но в насто€щее врем€, слава Ѕогу, отбросил весь этот хлам и освободилс€ от суеверий. — большой страстью он утверждал, что данна€ психологическа€ беседа и дискусси€ лишь ввод€т людей в заблуждение, так как наиболее важное значение имеет экономическое переустройство жизни людей; ведь дл€ жизни человеку необходим прежде всего хлеб, а уже потом Ч все остальное. ƒолжна произойти насильственна€ революци€ и по€витьс€ новое, бесклассовое общество. —редства не важны, лишь бы была достигнута цель. ћожет быть, придетс€ создать хаос и тогда вз€ть власть и установить справедливый пор€док.  оллективизм необходим, вс€ка€ же эксплуатаци€ личности должна быть пресечена. ƒл€ него будущее было совершенно очевидным: поскольку человек €вл€етс€ продуктом окружающей среды, они создадут человека завтрашнего дн€. ќни готовы пожертвовать всем во им€ будущего, ради того мира, который настанет. ”ничтожение человека сегодн€шнего дн€ не имеет большого значени€, ведь им известно будущее.

ћы можем изучать историю и толковать исторические факты в соответствии с нашими предрассудками, но обладать уверенностью в том, что произойдет в будущем, означает пребывать в иллюзии. „еловек не есть результат одного определенного фактора, одного вли€ни€, он весьма сложен. ƒелать упор на одном факторе, умал€€ другие, означает порождать неустойчивое состо€ние, которое приведет к общему большому хаосу и страдани€м. „еловек Ч тотальное €вление. »менно эту тотальность необходимо пон€ть, а не только какую‑то часть, как бы важна она ни была в данное врем€. ∆ертвовать насто€щим во им€ будущего Ч безумие со стороны тех, кто €вл€етс€ мань€ками власти; а власть Ч это зло. Ёти безумцы присваивают себе право вести людей, они Ч новые жрецы. Ќельз€ отдел€ть друг от друга средства и цель, составл€ющие единое целое. ѕутем насили€ никогда нельз€ установить мир; полицейское государство не может создать миролюбивого гражданина; путем принуждени€ нельз€ достичь свободы. ¬се это совершенно очевидно.

ќтдельное существование индивидуума нельз€ уничтожить путем его отождествлени€ с коллективом или с какой‑либо идеологией. — помощью такой подмены невозможно разделатьс€ с проблемой обособленного быти€, нельз€ его подавить. ѕодмену или подавление можно проделать на некоторое врем€, но чувство обособленности от других снова вырветс€ на поверхность сознани€ в еще более бурной форме. »з‑за страха оно может быть временно оттеснено на задний план, но проблема тем не менее остаетс€. ѕроблема не в том, как освободитьс€ от обособленности личного сознани€, а в том, почему каждый из нас придает ей такое большое значение. “е, кто стремитс€ создать бесклассовое общество, своими про€влени€ми власти и авторитета подготавливают разделение. ¬ы существуете отдельно от мен€, а € Ч от другого человека, и это факт; но почему мы придаем такое значение этому чувству отдельности со всеми его разрушительными последстви€ми? ’от€ существует огромное сходство между всеми нами, все мы различны; это различие вызывает в каждом из нас чувство важности своей отдельной жизни: мо€ семь€, мое им€, мое имущество и чувство того, что € Ч отдельна€ сущность. Ёта обособленность от других, это чувство индивидуальности причинили огромное зло, отсюда возникла потребность коллективной работы и действий, готовность пожертвовать индивидуумом во им€ целого и т.д. ќрганизованные религии пытались подменить волю личности волей целого; а теперь парти€, котора€ берет на себ€ роль государства, делает все, чтобы подавить индивидуальность.

ѕочему мы цепл€емс€ за чувство отдельности? Ќаши чувства обособлены, но мы живем чувствами; мы есть чувства. Ћишите нас чувств, радостных или мучительных, и мы перестанем существовать. „увства необходимы дл€ нас, они отождествл€ютс€ с отдельностью нашего существовани€. „астна€ жизнь и жизнь в качестве гражданина на разных уровн€х имеют разные чувства, и когда они сталкиваютс€, возникает конфликт. Ќо ведь чувства наход€тс€ всегда в состо€нии войны друг с другом, как в частной, так и в общественной жизни.  онфликт присущ чувствам. ƒо тех пор, пока € жажду получить власть или стать смиренным, остаетс€ конфликт чувств, который породит частные и общественные страдани€. ѕосто€нное желание стать большим или меньшим усиливает чувство своей индивидуальности и ее обособленности от других. ќднако, если стать лицом к этому факту, без его осуждени€ или оправдани€, мы обнаружим, что чувства не создают всей нашей жизни. “огда ум как пам€ть, котора€ есть чувство, затихает; его не разрывают более собственные конфликты; и только тогда, когда ум спокоен и безмолвен, существует возможность любить без Ђ€ї и Ђмоегої. ≈сли нет такой любви, то коллективное действие Ч это только принуждение; оно будет питать антагонизм и страх, из которых возникнут личные и общественные конфликты.

 

¬Ћј—“№

 

ќн был очень беден, но обладал способност€ми и умом; он довольствовалс€, по крайней мере так казалось, тем немногим, что имел, и не был обременен семьей. ќн часто приходил, чтобы обсудить тот или иной вопрос, и был полон великих грез о будущем; это был энтузиаст, устремленный вперед, который не искал удовольствий и находил радость в том, что оказывал скромную помощь другим. ќн не чувствовал, по его словам, большой прив€занности к деньгам и физическому комфорту; наоборот, он любил помечтать о том, что он сделал, если бы имел деньги, как он мог бы помочь в том или ином случае, как основал бы идеальную школу и т.д. ќн был скорее мечтатель и легко мог уноситьс€ на крыль€х собственного энтузиазма или энтузиазма других.

ѕрошло несколько лет, и однажды он пришел снова.  акое‑то странное изменение произошло в нем. ћечтательный вид исчез, он стал деловым человеком, точным, почти жестким в своих мнени€х и довольно безжалостным в суждени€х о других. ќн побывал в разных странах. ≈го манера держать себ€ была тщательно продуманной и искусственной; он то включал, то выключал свое оба€ние. ѕолучив в наследство значительную сумму денег, он сумел увеличить ее в несколько раз, и вот он стал совсем другим человеком. “еперь он почти не заходит, а когда, в редких случа€х, мы встречаемс€, он держитс€ замкнуто и на рассто€нии.

» бедность, и богатство €вл€ютс€ узами. “от, кто сознает, что он беден, и тот, кто сознает, что он богат, €вл€ютс€ игрушками обсто€тельств. ќба развращены, так как и тот, и другой стрем€тс€ к тому, что развращает, Ч к власти. ¬ласть Ч это нечто большее, чем имущество; власть больше, чем благососто€ние и идеи. Ёти последние дают власть, но если от них и можно отказатьс€, то все же чувство власти остаетс€. ћожно домогатьс€ власти через простоту жизни, через добродетель, через партию, через отречение; но все эти пути Ч лишь суррогаты, и они никого не должны вводить в заблуждение. ∆елание иметь положение, престиж и власть, Ч ту власть, котора€ приобретаетс€ с помощью насили€ и смирени€, через аскетизм и знание, через эксплуатацию и самоотречение, Ч такое желание имеет неуловимо убедительный характер и €вл€етс€ почти инстинктивным. ”спех в любой форме Ч это власть, неудача же Ч только отсутствие успеха. »меть власть, быть преуспевающим означает находитьс€ в рабстве, что отрицает добродетель. ƒобродетель несет с собой свободу, но это не то, что может быть достигнуто. ¬с€кое достижение, индивидуальное или коллективное, становитс€ путем к власти. ”спех в этом мире и власть, которую дает самоконтроль и самоотречение, должны быть устранены, так как и то, и другое искажают понимание. ∆елание успеха уничтожает смирение, а без смирени€ разве возможно понимание? ѕреуспевающий человек стал невосприимчивым, замкнутым в себе; он обременен собственной важностью, своими ответственными делами, достижени€ми и воспоминани€ми о прошлом. ƒолжна быть свобода от высокомери€ ответственности и от бремени достижений; то, что обременено, не может быть быстрым, но чтобы пон€ть, требуетс€ быстрый и гибкий ум. ” преуспевающих нет милосерди€, так как они неспособны воспринимать истинную красоту жизни, котора€ есть любовь.

∆елание успеха Ч это желание господствовать. √осподствовать Ч значит обладать, а обладание Ч это путь изол€ции. Ётой самоизол€ции ищет большинство из нас, создава€ себе им€, пользу€сь св€з€ми, работа€, генериру€ идеи. »зол€ци€ заключает в себе власть, но власть питает антагонизм, несет страдани€. »зол€ци€ €вл€етс€ следствием страха, страх же кладет конец вс€кому общению. ќбщение Ч это взаимоотношение; и как бы ни было при€тно или мучительно такое взаимоотношение, в нем существует возможность самозабвени€. »зол€ци€ Ч это путь Ђ€ї, а вс€ка€ де€тельность Ђ€ї несет конфликт и печаль.

 

»— –≈ЌЌќ—“№

 

Ќебольшой участок зеленого газона, окаймленный €ркими цветами, имел прекрасный вид. Ѕыло положено много труда, чтобы уберечь траву и цветы от пал€щих лучей солнца. «а этим прелестным садом через крыши домов было видно синее море, которое искрилось на солнце, и белый парус.  омната выходила в сад, а сзади виднелись дома и верхушки деревьев. –адостно было смотреть из окна на море рано утром и перед закатом. ƒнем его воды были чересчур €ркими и резали глаз. Ќо белый парус весь день оставалс€ на месте, даже в самый полдень.  огда солнце садилось в море, за ним побежала €рко‑красна€ дорожка; сумерек не было. ¬ечерн€€ звезда показалась над горизонтом и исчезла. ћолодой мес€ц готов был покорить вечер, но он также погрузилс€ в неспокойное море, и тьма спустилась на воды.

ќн подробно говорил о Ѕоге, об утренней и вечерней молитве, о постах, обетах, о твоих жгучих желани€х. ¬ыражал он свои мысли €сно и точно, не колебл€сь в выборе правильного слова. ”м его был хорошо натренирован, так как этого требовала его професси€. Ёто был живой человек с блест€щими глазами, но в нем чувствовалс€ некоторый недостаток гибкости. ”порство в постав ленной цели и непреклонность заметны были в его манере держать себ€. ќн, несомненно, обладал необыкновенно сильной волей, и хот€ улыбалс€ непринужденно, вол€ его всегда была настороже, бдительна€ и господствующа€. ќн вел размеренную жизнь и ломал усто€вшиес€ привычки только усилием воли. ЂЅез воли, Ч говорил он, Ч невозможна добродетель; вол€ необходима, чтобы ниспровергать зло. Ѕорьба между добром и злом вечна, и лишь одна вол€ может усмирить злої. ќн не был лишен некоторой м€гкости, так как неоднократно улыбалс€ при взгл€де на лужайку и радостные цветы, но он никогда не позвол€л своему уму блуждать вне рамок, установленных волей и ее про€влени€ми. ’от€ он тщательно избегал резких слов, вспышек гнева и малейшего выражени€ нетерпени€, его вол€ каким‑то непон€тным путем подводила его на грань бурного взрыва. ≈сли красота соответствовала образцу, предусмотренному его цел€ми, он готов был ее прин€ть; но всегда ему мерещилс€ страх чувственности, болезненные воздействи€ которой он старалс€ сдерживать. ќн был хорошо начитан, с изысканными манерами, а его вол€ неотступно следовала за ним, как тень.

»скренность никогда не бывает простой; искренность Ч питательна€ почва дл€ воли, но вол€ не может раскрыть путей личности. ѕознание себ€ не есть продукт воли; познание себ€ приходит через осознание, мгновение за мгновением, ответов на движение жизни. ¬ол€ исключает эти спонтанные ответы, но только они раскрывают структуру Ђ€ї. ¬ол€ Ч это подлинна€ сущность желани€; дл€ понимани€ желани€ вол€ становитс€ преп€тствием. ¬ол€ в любом виде, про€вленна€ через верхние слои ума или в форме желаний, та€щихс€ в глубине, никогда не может быть пассивной; но только в состо€нии пассивности, в состо€нии бдительного безмолви€ может про€витьс€ истина. ћежду желани€ми всегда существует конфликт, на каком бы уровне они ни находились. ”силение одного желани€ за счет других лишь питает дальнейшее сопротивление, и это сопротивление есть вол€. ѕонимание никогда не может прийти через сопротивление. ѕон€ть желание Ч вот что важно, а не подавл€ть одно желание с помощью другого.

∆елание достичь, приобрести составл€ет основу искренности; а это побуждение, будет ли оно поверхностным или глубоким, ведет к приспособлению, которое €вл€етс€ началом страха. —трах ограничивает самопознание переживаемым и таким образом не оставл€ет возможности выйти за пределы переживаемого. —амопознание, ограниченное подобным образом, лишь расшир€ет и углубл€ет сознание Ђ€ї; при этом Ђ€ї становитс€ все большим и большим на различных уровн€х и в разные периоды; конфликт же и страдани€ продолжаютс€. ¬ы можете сознательно забыть о себе или потер€ть себ€ в какой‑либо де€тельности, например, возделыва€ сад или разрабатыва€ какую‑либо идеологию, или раздува€ в люд€х неистовую страсть к войне; но вы теперь уже Ч страна, иде€, де€тельность, бог. „ем значительнее отождествление, тем в большей степени ваш конфликт и ваша боль оказываютс€ скрытыми и, таким образом, идет посто€нна€ борьба за то, чтобы быть отождествленным с чем‑либо. ∆елание быть одним с избранным объектом несет конфликт искренности, который полностью отрицает простоту. ¬ы можете посыпать пеплом голову или носить простую одежду, или странствовать как нищий, но это Ч не простота.

ѕростота и искренность никогда не могут идти вместе. “от, кто отождествил себ€ с чем‑либо, на любом уровне, может обладать пр€мым характером, но не простотой. ¬ол€ быть Ч полна€ противоположность простоте. ѕростота приходит, когда существует свобода от жадного стремлени€ к приобретению, от желани€ достигать. ƒостижение Ч это отождествление, а отождествление есть вол€. ѕростота Ч это живое, пассивное осознание, при котором переживающий не фиксирует переживани€. —амоанализ преп€тствует этому негативному осознанию; в анализе всегда присутствует мотив Ч быть свободным, пон€ть, приобрести, а это желание лишь усиливает сознание Ђ€ї. ѕодобным же образом умозаключени€, св€занные с самонаблюдением, €вл€ютс€ преградой на пути самопознани€.

 

—јћќќ—”ў≈—“¬Ћ≈Ќ»≈

 

ќна была замужем, но не имела детей. ¬о внешней жизни, по ее словам, она была счастлива; деньги не составл€ли проблемы: автомобили, дорогие отели, далекие путешестви€ Ч все это у нее было. ћуж ее был из числа преуспевающих деловых людей; главный интерес его жизни состо€л в том, чтобы радовать свою жену, следить за тем, чтобы ей было хорошо и у нее было все, что она захочет. ќни были совсем молоды и очень дружны. ќна интересовалась наукой и искусством, была немного знакома с религией, но теперь, сказала она, вопросы духа оттеснили все остальное в сторону. ќна ближе соприкоснулась с учени€ми разных религий; эффективность их организации, обр€ды и догмы не удовлетвор€ли ее, и она почувствовала серьезное желание отправитьс€ в поиск реального. √лубока€ неудовлетворенность охватила ее, она ездила к учител€м в различные страны мира, но ничто не давало ей длительного удовлетворени€. ≈е состо€ние неудовлетворенности, сказала она, не св€зано с бездетностью, во всем этом она весьма основательно разобралась. ѕричина неудовлетворенности не зависела также от каких‑либо разочарований социального характера. Ќекоторое врем€ она провела у одного из выдающихс€ специалистов по психоанализу, тем не менее внутренн€€ боль и пустота оставались.

»скать самоосуществлени€ означает призывать разочарование. Ќе существует осуществлени€ личности; происходит лишь усиление личности в св€зи с обладанием тем, чего она домогаетс€. ќбладание на любом уровне заставл€ет личность чувствовать себ€ могущественной, богатой, де€тельной, и это ощущение называетс€ самоосуществлением; но, подобно другим чувствам, оно быстро ув€дает, и его смен€ет какое‑либо новое чувство, которое дает удовлетворение. ћы все хорошо знакомы с этим процессом перестановок и замен; это игра, которой большинство из нас вполне удовлетворено. —уществуют, однако, люди, которые жаждут более длительного удовлетворени€, такого, которое продолжалось бы в течение всей жизни; а, найд€ его, они надеютс€, что никогда более не будут в см€тении. “ем не менее, остаетс€ посто€нное, бессознательное опасение, что и это равновесие будет нарушено, и поэтому возникают тонкие формы сопротивлени€, за ширмой которых ум ищет убежище; и так страх смерти становитс€ неизбежным. —амоосуществление и страх смерти Ч это две стороны одного процесса: усилени€ личности. ¬ действительности, самоосуществление Ч это отождествление с чем‑либо Ч с детьми, с собственностью, с иде€ми. ƒети и собственность Ч это, пожалуй, св€зано с риском, зато идеи дают значительно большую уверенность и безопасность. —лова, которые есть идеи и воспоминани€, с их чувствами, станов€тс€ важными, а самоосуществление или полнота станов€тс€ тогда словом.

Ќет никакого самоосуществлени€, есть лишь самопродление, которое сопровождаетс€ посто€нно возрастающими конфликтами, антагонизмами и страдани€ми. »скать длительного удовлетворени€ на любом уровне нашего быти€ означает вызывать см€тение и скорбь, так как удовлетворение никогда не бывает вечным. ¬ы можете помнить опыт, который доставил вам удовлетворение, но опыт уже мертв, остаетс€ только пам€ть о нем. Ёта пам€ть не имеет жизни сама по себе; жизненность придаетс€ ей благодар€ нашему неадекватному ответу на насто€щее. ¬ы живете, будучи мертвыми, как это делает большинство из нас. Ќепонимание путей личности ведет к иллюзии; стоит вам попасть в сети иллюзии, как необычайно трудно будет пробитьс€ сквозь нее. Ќелегко осознать иллюзорность, ибо ум, создав ее, уже не может ее осознать.   ней надо подойти косвенно, путем отрицани€. ƒо тех пор пока нет понимани€ путей желани€, неизбежна иллюзи€. ѕонимание приходит не через тренировку воли, но лишь тогда, когда ум безмолвен. ”м не может быть сделан спокойным, ибо тот, кто его успокаивает, сам €вл€етс€ продуктом ума, желани€. Ќеобходимо осознать без выбора весь процесс в целом; лишь тогда имеетс€ возможность не питать иллюзий. »ллюзи€ приносит удовлетворение, а потому мы к ней прив€зываемс€. »ллюзи€ может приносить и страдание, но само это страдание обнаруживает нашу неполноту и толкает нас к полному отождествлению с иллюзией. »ллюзи€ имеет огромное значение в нашей жизни; она помогает скрыть то, что есть, не внешне, а внутренне. »гнорирование того, что есть внутренне, ведет к неправильному пониманию того, что есть внешне, а это влечет за собой разложение и страдани€. —крывать то, что есть, заставл€ет нас страх. —трах никогда не может быть преодолен действием воли, так как вол€ есть результат сопротивлени€. “олько через пассивное, но в то же врем€ бдительное, живое осознание приходит свобода от страха.

 

—Ћќ¬ј

 

ќн весьма усердно занималс€ чтением, и хот€ был беден, он смотрел на себ€ как на богатого знани€ми, и это создавало дл€ него некоторый источник счасть€. ћного часов он проводил с книгами и немало времени с самим собой. ∆ена его умерла, двое детей находились у родных; он был, пожалуй, рад пребывать вне суеты обычных отношений с людьми, добавил он. ќн как‑то странно был удовлетворен собой, независим и обладал спокойной уверенностью в своих высказывани€х. ќн рассказал, что ему пришлось пройти длинный путь дл€ того, чтобы изучить проблему медитации, а в особенности, чтобы раскрыть значение некоторых древних песнопений и фраз, посто€нное повторение которых весьма способствует успокоению ума. ¬ самих словах также заключена определенна€ маги€; их надо произносить точно и правильно петь. Ёти слова пришли из глубокой древности; сама красота слов, с их ритмической модул€цией, создает атмосферу, благопри€тную дл€ сосредоточени€. ѕосле этого он запел. ” него был при€тный голос, чувствовалась зрелость звуков, рожденна€ любовью к словам и к их смыслу. ќн пел уже много лет, легко и с благоговением. ¬ тот момент, когда он запел все остальное дл€ него перестало существовать.

— другого конца пол€ доносились звуки флейты; они шли с перерывами, но тон был €сный и чистый. ‘лейтист сидел в густой тени большого дерева, а сзади него на большом рассто€нии виднелись горы. ѕение и звуки флейты, казалось, встречались вместе и исчезали с тем, чтобы начатьс€ вновь. ћимо пронеслись шумливые попугаи, и снова слышны были звуки флейты и глубокое, мощное песнопение. Ѕыло раннее утро, и солнце начало подниматьс€ над деревь€ми. Ћюди шли из деревень в город, разговарива€ и сме€сь. ‘лейта и пение продолжались, и некоторые из проходивших остановились послушать; они сели на дорогу, увлеченные красотой пени€ и великолепием утра; свистки проходившего вдали поезда не нарушали красоты и великолепи€; напротив, казалось, что все звуки соединились и наполнили землю. ƒаже громкие крики вороны не вносили дисгармонии.

 ак мы увлекаемс€ звуками слов, и насколько важное значение дл€ нас приобрели слова: Ђродинаї, ЂЅогї, Ђсв€щенникї, Ђдемократи€ї, Ђреволюци€ї. ћы живем словами и находим наслаждение в тех чувствах, которые они вызывают; и именно эти чувства стали особенно важными. —лова дают удовлетворение, так как их звуки оживл€ют забытые чувства; удовлетворение ими становитс€ еще большим, когда слова подмен€ют насто€щее, то, что есть. ћы стараемс€ заполнить нашу внутреннюю пустоту словами, звуками, шумом, де€тельностью; музыка и пение Ч это счастливый способ бегства от самого себ€, от собственного убожества и скуки. —лова наполн€ют наши библиотеки; а как нескончаемо мы разговариваем! ћы едва ли можем отважитьс€ обойтись без книг, остатьс€ незан€тыми, быть в одиночестве.  огда мы остаемс€ одни, наш ум продолжает оставатьс€ беспокойным, блужда€ повсюду, забот€сь, вспомина€, бор€сь; поэтому мы никогда не пребываем в уединении, а наш ум никогда не остаетс€ в безмолвии.

 онечно, ум можно успокоить повторением слов, пением, молитвой. ”му можно дать наркотики, заставить его заснуть; его можно привести в сонное состо€ние добровольно или насильственно, причем в этом состо€нии могут быть и сновидени€. Ќо ум, который стал безмолвным благодар€ дисциплине, ритуалам, повторению слов, никогда не может быть бдительным, восприимчивым, свободным. “акой способ воздействи€ на ум посредством дубинки, в тонкой или грубой форме, не есть медитаци€. ѕри€тно петь, и доставл€ет радость слушать того, кто умеет хорошо петь; но чувство живет лишь в последующем чувстве, и чувство ведет к иллюзии. Ѕольшинству из нас нравитс€ жить иллюзи€ми, и мы находим удовольствие в поисках все более глубоких и всеохватывающих иллюзий; но страх потер€ть наши иллюзии заставл€ет нас отрицать или скрывать реальное, действительное. ƒело не в том, что мы неспособны понимать насто€щее; но, отбрасыва€ насто€щее и цепл€€сь за иллюзий, мы преисполн€емс€ страха. ¬се более и более глубокое погружение в иллюзию Ч это совсем не медитаци€; медитаци€ Ч не украшение клетки, в которой мы пребываем. ќсознание без какого‑либо выбора путей ума, этого творца иллюзии, Ч вот начало медитации.

”дивительно, как легко мы находим суррогаты реального и как легко довольствуемс€ ими! —имвол, слово, образ приобретают наиболее важное значение; вокруг этого символа мы возводим сооружение, построенное из самообмана, использу€ знание дл€ того, чтобы укрепить его. ¬от таким путем опыт становитс€ преп€тствием на пути понимани€ реального. ћы даем названи€ не только дл€ того, чтобы общатьс€ друг с другом, но и с целью закрепить опыт. Ёто закрепление опыта есть самосознание, но если однажды мы оказались захваченными в его поток, чрезвычайно трудно выйти из него, т.е. выйти за пределы самосознани€. ¬ажно умереть по отношению к опыту вчерашнего дн€ и по отношению к чувствам сегодн€шнего дн€, в противном случае мы будем иметь дело с повторением; повторение же какого‑нибудь действи€, обр€да, слова Ч бесполезно, ¬ повторении никогда не может быть обновлени€. — прекращением опыта наступает творчество.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 241 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

514 - | 540 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.027 с.