Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”единенность и обособленность 1 страница




 

—олнце зашло; деревь€ стали темными и приобрели причудливые очертани€. Ўирока€ мощна€ река была тиха и безмолвна. Ћуна только что показалась над горизонтом; она поднималась между двум€ большими деревь€ми, но еще не давала тени.

ћы подошли к крутому берегу реки и направились по тропе вдоль зеленого пол€, засе€нного пшеницей. Ёто был очень древний путь; много тыс€ч людей прошли по этой тропе, и она была полна преданий и тишины. ќна вилась среди полей и манговых рощ, тамариндовых деревьев и покинутых храмов. ¬стречались сады, из которых доносилось благоухание сладкого горошка. ѕтицы садились на ночь; в большом пруду по€вились отражени€ звезд. ѕрирода не была общительна в этот вечер. ƒеревь€ сто€ли отчужденными, погруженными в свое безмолвие и темноту. Ќесколько посел€н, громко разговарива€ друг с другом, проехали мимо на велосипедах, и снова воцарилось глубокое молчание и тот мир, который приходит, когда все пребывает в уединении.

Ёто уединение Ч не м€тущеес€ и полное страха одиночество, но уединенность быти€; оно нетленно, богато, полно. ¬от это тамариндовое дерево: оно не имеет другого быти€, как быть наедине с собой. “аково и это уединение. ¬ы пребываете в уединении, подобно пламени, подобно цветку, но совершенно не сознаете его чистоту, его необъ€тность. »стинное общение возможно лишь тогда, когда существует уединенность. Ѕытие наедине с самим собой Ч это не следствие отречени€, самоизол€ции. ”единение Ч это очищение от всех побуждений, от всевозможных стремлений желани€, от любых результатов. ”единение Ч не результат де€тельности ума. ”единение Ч вне сферы вашего желани€ стать уединенным. “акое желание Ч просто бегство от страдани€ из‑за неспособности к общению.

ќдиночество, со своим страхом и болью, Ч это изол€ци€, неизбежное про€вление Ђ€ї. Ётот процесс изол€ции, обособлени€, обширный или ограниченный, посто€нно несет см€тение, конфликт и печаль. ќбособленность никогда не может создать состо€ни€ уединени€; одно должно уйти, чтобы дать место другому. ”единенность неделима, а обособленность Ч это разделение. “о, что пребывает в уединении, обладает гибкостью, а потому устойчиво. “олько пребывающий в уединении может иметь общение с тем, что не имеет причины, что вне измерени€. ƒл€ того, кто пребывает в уединении, жизнь вечна; дл€ него смерти не существует. ѕребывающий в уединении никогда не перестает быть.

Ћуна только что показалась над верхушками деревьев; тени стали густыми и темными. «ала€ла собака, когда мы проходили через небольшое селение, возвраща€сь вдоль реки. –ека была спокойна; в ней отражались звезды и огоньки от моста. Ќа высоком берегу сто€ли дети и сме€лись; где‑то плакал младенец. –ыбаки чистили и складывали сети. Ќочна€ птица бесшумно пролетела мимо.  то‑то запел песню на другом берегу широкой реки; слова песни звучали €сно и проникновенно. » снова Ч всеохватывающа€ уединенность жизни.

 

”„≈Ќ»  » ”„»“≈Ћ№

 

Ђ¬ы знаете, мне было сказано, что € Ч ученик такого‑то учител€ї, Ч начал он. Ђƒействительно ли это так? ћне хотелось бы знать ваше мнение по этому вопросу. я принадлежу к известному вам обществу. ≈го внешние руководители, которые €вл€ютс€ представител€ми внутренних руководителей, или учителей, сказали мне, что благодар€ моей работе дл€ общества € был прин€т в ученики. ћне было также сказано, что у мен€ есть шанс в этой жизни получить посв€щение первой степениї. ќн принимал все это очень серьезно, и мы долго беседовали.

Ќаграда в любой форме доставл€ет величайшее удовлетворение; и особенно это относитс€ к духовному поощрению, когда человек в какой‑то мере стал равнодушен к почест€м мира. Ќо и в том случае, когда кто‑либо недостаточно преуспевает в этом мире, дл€ него, конечно, весьма заманчиво принадлежать к группе людей, специально отобранных кем‑то, кого считают весьма продвинутой духовной сущностью, так как в этом случае человек становитс€ членом группы, работающей во им€ великой идеи; и вполне естественно ожидать награды за послушание и жертвы, принесенные ради общего дела. ≈сли это и не будет наградой в обычном смысле слова, то будет признанием духовного продвижени€; или, как бывает в хорошо поставленной организации, эффективна€ работа особо отмечаетс€ с целью стимулировать ее исполнител€ на еще большие дела.

¬ мире, где успеху поклон€ютс€, такого рода самопродвижение встречает понимание и поощрение. Ќо если кто‑то другой говорит вам, что вы Ч ученик учител€, или вы сами так думаете, то это, несомненно, ведет ко многим отталкивающим формам эксплуатации.   несчастью, и эксплуатирующий, и эксплуатируемый в своих взаимоотношени€х чувствуют себ€ на высоком уровне. –асширенное самоудовлетворение, которое при этом по€вл€етс€, обычно рассматриваетс€ как духовное достижение. ќно становитс€ особенно уродливым и отталкивающим, когда по€вл€ютс€ посредники между учеником и учителем или когда учитель пребывает в другой стране или в каком‑то отношении недос€гаем, и вы не находитесь в непосредственном физическом соприкосновении с ним. Ќедос€гаемость и отсутствие пр€мого контакта раскрывает двери дл€ самообмана и дл€ величественных, но реб€ческих иллюзий. Ёти иллюзии эксплуатируютс€ ловкими дельцами, теми, кто стремитс€ к славе и власти.

Ќаграда и наказание существуют только тогда, когда нет смирени€. —мирение не €вл€етс€ конечным результатом духовных упражнений и отречений. —мирение Ч не достижение, не добродетель, которую будто бы надо культивировать. ƒобродетель, которую культивируют, Ч это уже не добродетель, а просто друга€ форма достижени€, рекорд, который нужно установить.  ультивируема€ добродетель €вл€етс€ не отрицанием личности, но негативным ее утверждением.

—мирение не знает разделени€ на высшее и низшее, на учител€ и ученика; пока существует деление на учител€ и ученика, пока существует различие между реальностью и вами, до тех пор понимание невозможно. ¬ понимании истины нет ни учител€, ни ученика, ни продвинутого, ни сто€щего внизу. »стина Ч это понимание того, что есть в данный момент, от мгновени€ к мгновению, без груза или остатка от того мгновени€, которое прошло.

Ќаграда и наказание лишь усиливают Ђ€ї, которое не признает смирени€. —мирение Ч в насто€щем, а не в будущем. ¬ы не можете стать смиренным. —амо становление €вл€етс€ продолжением чувства собственной значимости, которое таитс€ в практике добродетели.  ак сильна наша вол€ к успеху, к достижению! Ќо разве успех и смирение могут идти вместе? » все же именно к этому стрем€тс€ Ђдуховныеї эксплуатирующий и эксплуатируемый, и именно тут заключены конфликт и страдание.

ЂЌе хотите ли вы сказать, что учител€ не существует, и что мое ученичество Ч лишь иллюзи€, воображаема€ игра?ї Ч спросил он.

Ч —уществует учитель или нет Ч не так важно. Ёто важно дл€ того, кто использует учител€ в своих интересах, дл€ тайных школ и обществ. Ќо дл€ человека, ищущего истину, котора€ несет высшее счастье, без сомнени€, этот вопрос совсем не относитс€ к делу. Ѕогач или кули имеют такое же значение, как учитель и ученик. —уществуют ли учител€ или нет, имеютс€ ли различи€ у посв€щенных, учеников и т.п. Ч все это не существенно; а что важно, так это пон€ть самого себ€. Ѕез понимани€ себ€ та мысль, которую, вы продумываете, не имеет основы. Ѕез элементарного понимани€ себ€ как можете вы узнать, что €вл€етс€ истинным? Ѕез понимани€ себ€ неизбежна иллюзи€. ѕолучаетс€ совсем по детски, когда вам говор€т, а вы соглашаетесь, что вы есть то или это. ќстерегайтесь человека, который обещает вам награду в этой жизни или в следующей.

 

Ѕќ√ј“џ≈ » Ѕ≈ƒЌџ≈

 

Ѕыло жарко и влажно; шум большого города наполн€л воздух. — мор€ дул теплый ветер, а с ним доносилс€ запах смолы и нефти.  огда солнце, уже совсем красное, садилось в дальние воды, было по‑прежнему жарко. Ѕольша€ группа людей, котора€ наполн€ла комнату, вскоре ушла, и мы вышли на улицу.

ѕопугаи, напоминающие €рко‑зеленые вспышки света, возвращались домой на ночь. –ано утром они улетали на север, где были фруктовые сады, зеленые пол€ и широкие просторы, а вечером прилетали обратно, чтобы свести ночь на деревь€х города. »х полет никогда не был спокойным; напротив, он всегда был стихийным, шумным, сверкающим. ќни никогда не летели пр€мо, как другие птицы, но мен€ли направление то вправо, то влево, или неожиданно залетали на какое‑нибудь дерево. Ёто были самые беспокойные птицы во врем€ полета; но как они были красивы со своими красными клювами и золотисто‑зеленым оперением; насто€ща€ феери€ света. √рифы, т€желые и уродливые, совершали круги и усаживались на ночь на вершинах пальмовых деревьев.

ѕрошел человек, который играл на флейте; это был слуга. ќн поднималс€ в гору, продолжа€ играть, и мы пошли за ним. „ерез некоторое врем€ он свернул на одну из боковых улиц, не перестава€ играть. Ѕыло странно слышать игру на флейте в шумном городе, но ее звуки проникали глубоко в сердце. Ёто было прекрасно; некоторое врем€ мы продолжали следовать за флейтистом, пересекли несколько переулков и подошли к более широкой и лучше освещенной улице. ѕоодаль, на краю тротуара, сидела группа людей, скрестив ноги; флейтист присоединилс€ к ним. ћы тоже подошли; все сели вокруг, а он продолжал играть. Ёто были преимущественно шоферы, слуги, ночные сторожа, несколько детей и одна или две собаки. ћимо проходили автомобили; одним из них управл€л шофер, в освещенной кабине сидела леди, прекрасно одета€ и одинока€. ѕодъехала друга€ машина, из нее вышел водитель и сел р€дом с нами. ¬се весело говорили и радовались, сме€лись и жестикулировали, но песн€ флейты не прерывалась ни на минуту, и это было очаровательно.

¬скоре мы встали и направились по дороге к морю, проход€ мимо €рко освещенных домов богачей. ” богатых людей особа€ атмосфера, свойственна€ только им.  ак бы ни были они культурны, сдержанны, старинного рода и хорошо воспитаны, у богатых людей есть непроницаемое и глубоко укоренившеес€ чувство отчужденности, та особа€ уверенность и жесткость, которую трудно поколебать. Ќе они владеют богатством, но богатство владеет ими, а это хуже, чем смерть. »х тщеславие про€вл€етс€ в филантропии; они думают, что они опекуны своих богатств; они занимаютс€ благотворительностью, делают пожертвовани€. ќни Ч дельцы, строители, жертвователи. ќни стро€т церкви, храмы, но их бог Ч это бог их золота. ѕри огромной нищете и деградации надо быть весьма толстокожим, чтобы оставатьс€ богатым. Ќекоторые из них приход€т, чтобы задать вопрос, поспорить, найти реальность. » дл€ богатого, и дл€ бедного чрезвычайно трудно найти реальное. Ѕедные жаждут богатства и власти, а богатые уже попали в сеть своей собственной де€тельности. », тем не менее, они вер€т и чуть ли не дерзают. ќни размышл€ют не только о рынках, но также о запредельном. ќни ведут игру и с тем, и с другим, но преуспевают лишь там, где лежит их сердце. »х веровани€ и обр€ды, их надежды и страхи не имеют никакого отношени€ к реальному, так как их сердца пусты. „ем богаче показна€ сторона, тем больше внутренн€€ бедность.

ќтказатьс€ от богатства, комфорта и положени€ сравнительно легко. Ќо дл€ того, чтобы прекратилась жажда быть, становитьс€, требуетс€ больша€ разумность и понимание. ¬ласть, которую дает богатство, €вл€етс€ помехой дл€ понимани€ реальности, как и власть таланта и способностей. Ёта особа€ форма самоуверенности €вл€етс€, очевидно, про€влением личности; и хот€ это трудно сделать, от такого рода самоуверенности и власти можно отказатьс€. Ќо что €вл€етс€ гораздо более тонким и скрытым, так это власть и стремление, которые лежат в жажде становлени€. Ёкспанси€ Ђ€ї в любой форме, исходит ли она от богатства или от добродетели, Ч это процесс конфликта, ведущий к антагонизму и см€тению. ”м, обремененный становлением, никогда не может быть спокойным, так как спокойствие Ч не результат практики или времени. —покойствие ума Ч это состо€ние понимани€. ѕроцесс же становлени€ отрицает это понимание. —тановление создает чувство времени, которое, на самом деле, откладывает понимание на будущее. Ђя будуї Ч это иллюзи€, рожденна€ сознанием собственной значимости.

ћоре было неспокойно, как и город, но в его волнении были глубина и значительность. ¬ечерн€€ звезда показалась над горизонтом! ћы возвращались по улице, переполненной автобусами, автомобил€ми и людьми. Ќа тротуаре лежал обнаженный человек, совершенно обессиленный от недоедани€; очень трудно было привести его в сознание. ¬близи были видны зеленые лужайки и €ркие цветы городского сада.

 

ќЅ–яƒџ » ќЅ–јў≈Ќ»≈

 

ќкруженна€ широкой оградой, среди густых деревьев, сто€ла церковь. ¬ нее входили люди, темнокожие и белые. ¬нутри церкви было больше света, чем в европейских храмах, но устройство было такое же. Ўло богослужение, и в этом была красота.  огда служба окончилась, очень немногие из темнокожих заговорили с белыми, или наоборот, и мы все разошлись, каждый своим путем.

Ќа другом континенте был храм, там звучали песнопени€ на санскрите, совершалась пуджа, индусский обр€д. ћол€щиес€ принадлежали к иной культурной традиции. “ональность санскритских слов очень проникновенна и мощна; она имеет удивительную силу и глубину.

¬ас можно обратить из одной веры в другую, из одной догмы в другую, но вас нельз€ обратить к пониманию реального. ¬ера Ч не реальное. ¬ы можете изменить свой ум, свои убеждени€, но истина или Ѕог Ч не убеждение, это переживание, не основанное на каком‑либо веровании или догме или на каком‑то прежнем опыте. ≈сли у вас есть опыт, рожденный верой, то ваш опыт Ч обусловленный отклик этой веры. ≈сли вы имеете какое‑то переживание, возникшее неожиданно, спонтанно, и создаете на его основе следующее переживание, то это просто продление пам€ти, которое соответствует контакту с насто€щим. ѕам€ть всегда мертва, она оживает лишь при соприкосновении с живым насто€щим.

ќбращение Ч это переход от одной веры или догмы к другой, от одних обр€дов к другим, доставл€ющим большее удовлетворение; но это не открывает двери к реальному. Ќапротив, чувство удовлетворени€ €вл€етс€ преп€тствием дл€ реального. », тем не менее, именно к этому стрем€тс€ организованные религии и религиозные группы: обратить вас к более или менее разумной догме, суеверию или надежде. ќни предлагают вам лучшую клетку. ќна может оказатьс€ удобной или нет, это зависит от ваших личных свойств, но во всех случа€х это тюрьма.

¬ религии и в политике, на разных культурных уровн€х, подобное обращение происходит непрерывно. ќрганизации и их лидеры стрем€тс€ удержать людей в рамках идеологической модели, которую они предлагают, все равно, будет ли она религиозного или экономического характера. Ёто процесс взаимной эксплуатации. »стина Ч вне вс€ких образцов, страхов и надежд. ≈сли вы хотите открыть высшее счастье истины, вы должны отойти от вс€ких обр€дов и идеологических образцов.

”м находит убежище и силу в религиозных и политических образцах, а как раз это и поддерживает жизненную силу организаций. ¬сегда существуют закоренелые приверженцы и вновь вступающие. —воими вложени€ми и имуществом они поддерживают жизнь организаций, а могущество и престиж организаций привлекают тех, кто преклон€етс€ перед успехом и житейской мудростью.

 огда ум обнаруживает, что старые формы более не удовлетвор€ют и не жизнеспособны, он обращаетс€ к другим веровани€м и догмам, которые в большей степени способны дать утешение и силу. ”м воссоздает и поддерживает себ€ с помощью чувств и отождествлений, он Ч продукт своего окружени€. ¬от почему ум держитс€ за кодексы поведени€, образчики мысли и т.п. ƒо тех пор, пока ум €вл€етс€ продуктом прошлого, он никогда не может раскрыть истину или предоставить истине про€вить себ€. ѕридержива€сь организаций, ум отказываетс€ от искани€ истины.

Ќесомненно, ритуалы создают дл€ участвующих в них такую атмосферу, в которой они чувствуют себ€ прекрасно. » коллективные, и индивидуальные обр€ды создают известный покой дл€ ума, они €вл€ют живой контраст с повседневным однообразием жизни. ≈сть известна€ дол€ красоты и стройности в ритуалах, но в основе своей они играют роль стимул€торов; и, подобно вс€ким стимул€торам, вскоре притупл€ют ум и сердце. –итуалы вход€т в привычку; они станов€тс€ необходимостью, и без них уже не обойтись. Ёта необходимость рассматриваетс€ как духовное обновление, как накопление сил дл€ повседневной жизни, как еженедельна€ или ежедневна€ медитаци€ и т.д. Ќо если более тщательно всмотретьс€ в этот процесс, можно увидеть, что ритуалы Ч это пустое повторение, которое создает прекрасный и весьма респектабельный способ уйти от познани€ себ€. ќднако без познани€ себ€ действие имеет весьма малое значение.

ѕовторение песнопений, слов и фраз делает ум сонным, хот€ на некоторое врем€ оно и может €витьс€ стимулирующим средством. ¬ этом полусонном состо€нии могут встретитьс€ разные переживани€, но это лишь проекци€ личности.  акое бы удовлетворение они ни доставл€ли, они иллюзорны. ѕереживание реальности не приходит через повторение слов или практику. »стина Ч не завершение, не результат, не цель. ≈е нельз€ призывать, так как она Ч не предмет ума.

 

«ЌјЌ»≈

 

ћы ожидали поезда, и было поздно. Ќа платформе было гр€зно и шумно, воздух Ч едкий. ћного людей ждали поезда, как и мы. ѕлакали дети; мать кормила грудью ребенка. ѕродавцы выкрикивали названи€ своих товаров, разносчики предлагали чай и кофе. Ёто было весьма суетливое и шумное место. ћы ходили взад и вперед по платформе, наблюда€ собственные шаги и движение жизни вокруг. ѕодошел человек и стал говорить на ломаном английском €зыке. ќн сказал, что уже некоторое врем€ наблюдает за нами, что ему хотелось бы сказать нам что‑то. — большим чувством он дал обещание вести в дальнейшем чистую жизнь и с этого момента никогда больше не курить. ќн сказал, что не получил образовани€, так как был всего лишь мальчиком‑рикшей. ” него был выразительный взгл€д и при€тна€ улыбка.

¬скоре подошел поезд. ¬ вагоне нам представилс€ какой‑то человек. Ёто был известный ученый, который знал много €зыков и мог свободно приводить цитаты на разных €зыках. ќн был в годах, полон знаний, хорошо обеспечен и честолюбив. ќн говорил о медитации, однако создавалось впечатление, что его слова не опираютс€ на собственный опыт. ≈го богом были книги. ≈го отношение к жизни носило отпечаток традиции и приспособленчества; он верил в ранний, заблаговременно устроенный брак и в строгий уклад жизни. ќн был полон сознани€ собственной касты или класса и настаивал на различии в интеллектуальных способност€х разных каст. ќн был как‑то пуст, несмотр€ на свои знани€ и положение.

—олнце садилось; поезд проходил по чарующей местности. —тада возвращались домой, и пыль искрилась золотом. Ќад горизонтом нависли огромные темные тучи; были слышны отдаленные раскаты грома.  акую радость несут зеленые пол€, и как красиво стоит это селение в складках извилистых гор! —пускалась тьма. Ѕольшой голубой олень пасс€ на пол€х; он даже не подн€л головы, когда поезд прогрохотал мимо него.

«нание Ч это вспышка света между двум€ состо€ни€ми тьмы; но знание не может подн€тьс€ или выйти за пределы этой тьмы. «нание об€зательно дл€ техники, как уголь дл€ паровой машины; но оно не может войти в область неведомого. Ќеведомое не может быть поймано в сеть известного. «нание должно отойти, чтобы про€вилось неведомое; но как это трудно!

Ќаше бытие Ч в прошлом, наша мысль основана на прошлом. ѕрошлое Ч это то, что стало известным; ответ со стороны прошлого всегда окутывает насто€щее, неизвестное, неведомое. Ќеизвестное Ч это не будущее, это Ч насто€щее. Ѕудущее Ч это лишь прошлое, которое пробивает себе путь через неизвестное, неведомое насто€щее. Ёту брешь, этот промежуток заполн€ет перемежающийс€ свет знани€, который покрывает пустоту насто€щего; но как раз в этой пустоте таитс€ чудо жизни.

—клонность к знанию подобна вс€кой другой склонности; она дает возможность избавитьс€ от страха пустоты, одиночества, крушени€, страха быть ничем. —вет знани€ Ч это тонкий покров, под которым лежит тьма, куда ум не может проникнуть. ”м страшитс€ неведомого, поэтому ищет убежища в знании, в теори€х, надеждах, воображении. Ќо само знание Ч это преп€тствие дл€ понимани€ неведомого. ќтбросить знание означает призывать страх; а отрицать ум, который представл€ет дл€ человека единственное орудие познани€, означает стать открытым и дл€ радости, и дл€ скорби. —овсем не так просто отбросить знание. Ѕыть в неведении не означает быть свободным от знани€. Ќеведение Ч это отсутствие осознани€ себ€; а знание Ч это такое неведение, когда нет понимани€ путей Ђ€ї. ѕонимание Ђ€ї Ч это свобода от знани€.

—вобода от знани€ может быть только тогда, когда мы поймем процесс собирани€ и мотивы накоплени€. ∆елание накоплени€ Ч не что иное, как желание быть в безопасности, желание определенности, желание иметь твердую уверенность. “акое желание обрести уверенность через отождествление, через осуждение и оправдание €вл€етс€ причиной страха, а страх разрушает вс€кое общение.  огда существует общение, нет необходимости в накоплении. Ќакопление равнозначно сопротивлению; знание усиливает это сопротивление. ѕреклонение перед знанием Ч одна из форм идолопоклонства, оно не разрешит противоречий и скорби нашей жизни. ѕокров знани€ скрывает, но никогда не может освободить нас от посто€нно возрастающих внутренних см€тений и скорби. ѕути ума не ведут к истине и ее счастью. «нать Ч значит отрицать непознаваемое.

 

–≈—ѕ≈ “јЅ≈Ћ№Ќќ—“№

 

ќн говорил, что не отличаетс€ жадностью и может удовлетвор€тьс€ немногим, что жизнь была к нему благосклонна, хот€ ему и пришлось пережить обычные скорби, свойственные всем люд€м. Ёто был спокойный, ненав€зчивый человек, вполне уверенный, что ничто не может его совлечь с проторенного пути. ќн, по его словам, не был честолюбив; возносил хвалу Ѕогу за все, что ему было дано; за семью и спокойное течение жизни. ќн испытывал чувство благодарности за то, что не был захвачен проблемами и конфликтами, как его друзь€ и родственники. Ѕыстрыми темпами он становилс€ респектабельным, счастье наполн€ло его при мысли о том, что он Ч один из избранных. ≈го не привлекали другие женщины, он вел мирную семейную жизнь, хот€ временами и происходили пререкани€, обычные между мужем и женой. ” него не было особых пороков, он часто молилс€ и чтил Ѕога. Ђѕочему это так, Ч спросил он, Ч что у мен€ нет никаких личных проблем?ї Ќе дожида€сь ответа, он с улыбкой самоудовлетворени€, но с некоторой печалью в голосе продолжал рассказывать о своем прошлом, о том, что делает в насто€щее врем€ и какого рода образование дает своим дет€м. ќн сказал также, что не отличаетс€ щедростью, но раздает понемногу там, где надо. ќн был твердо уверен, что каждый должен боротьс€ за то, чтобы создать свое положение в мире.

–еспектабельность Ч это прокл€тие; это Ђзлої, которое разъедает ум и сердце. ќно тайком вползает в вас и уничтожает любовь. Ѕыть респектабельным означает чувствовать себ€ преуспевающим, пробить себе дорогу в мире, возвести вокруг себ€ стену безопасности, определенности и той уверенности, котора€ приходит с деньгами, властью, успехом, талантом или добродетелью. Ќо исключительность, рожденна€ уверенностью в себе, вызывает ненависть и антагонизм во взаимоотношени€х людей, т.е. в обществе. –еспектабельные люди всегда составл€ют сливки общества; они всегда оказываютс€ причиной борьбы и страданий. –еспектабельные люди, как и презираемые, всегда наход€тс€ во власти обсто€тельств. ¬ли€ние внешних условий и сила традиции представл€ют дл€ них огромную важность, так как скрывают их внутреннее убожество. Ћюди, исполненные собственного достоинства, всегда наход€тс€ в состо€нии обороны, полны страха и подозрений. —трах лежит в их сердцах; отсюда гнев Ч их праведность, а добродетель и набожность Ч их оруди€ защиты. ќни подобны барабану, пустому внутри, но издающему шум при ударе. –еспектабельные люди никогда не могут раскрыть себ€ реальному, так как, подобно презираемым, они замкнулись в себе и в заботах о своем собственном совершенствовании. —частье не существует дл€ них, так как они избегают истины.

Ѕыть не жадным и не быть щедрым Ч тесно св€зано одно с другим. ќба означают замкнутость, негативную форму сосредоточени€ на себе. ƒл€ того чтобы про€вить жадность, вы должны быть де€тельным, жаждать, превзойти других; вы должны стремитьс€, соревноватьс€, нападать. ≈сли у вас нет этого стремлени€, то это не означает, что вы свободны от жадности, вы лишь замкнулись в себе. —тремление выделитьс€ среди других влечет за собой беспокойство и мучительную борьбу; вот почему эгоизм пр€четс€ под словом Ђне жадныйї. »меть щедрую руку Ч это одно, но обладать щедростью сердца Ч другое. »меть щедрую руку довольно просто: это зависит от общеприн€тых традиций и т.п. Ќо щедрость сердца имеет несравненно более глубокое значение, дл€ нее необходимо широкое осознание и понимание.

Ќе быть щедрым Ч это такое при€тное и слепое погружение в себ€, при котором человек не выходит за пределы своей личности. ѕодобное погружение в себ€ имеет свой особый характер про€влени€, вроде того, который свойствен мечтател€м; но эти формы про€влени€ никогда не стимулируют пробуждени€. ѕроцесс пробуждени€ Ч мучительный процесс; вот почему, в каком бы мы ни были возрасте, мы предпочитаем, чтобы нас оставили в покое, предпочитаем оставатьс€ респектабельными, предпочитаем умереть.

ѕодобно щедрости сердца, щедрость руки Ч это движение от себ€; но нередко она бывает мучительной, обманчивой, раскрывающей тайники личности. ўедрости руки можно легко достигнуть; но щедрость сердца невозможно культивировать, это свобода от вс€кого накоплени€. „тобы прощать, должна присутствовать обида; а чтобы быть обиженным, должна быть накоплена гордость. ўедрость сердца не приходит, пока существует пам€ть, регистрирующа€ прошлое, пока существует Ђмнеї и Ђмоеї.

 

ѕќЋ»“» ј

 

¬ысоко в горах весь день лил дождь. Ёто не был тихий и при€тный дождь, но один из тех сильных ливней, которые размывают дороги, с корнем вырывают деревь€ на склонах, вызывают оползни и бурные потоки. ¬ небольшом пруду играл мальчик, насквозь мокрый; он не обращал никакого внимани€ на громкий и сердитый крик матери.  орова спускалась по гр€зной дороге, когда мы поднимались вверх.  азалось, что тучи раскрылись и заливают водой землю. ћы промокли до нитки и сн€ли с себ€ большую часть одежды; было при€тное чувство, когда потоки воды падали пр€мо на тело. ƒом сто€л высоко на склоне горы; город лежал внизу. — запада дул сильный ветер; он нес еще более темные и зловещие тучи.

¬ комнате горел камин, там ожидало несколько человек, чтобы обсудить свои проблемы. ƒождь бил в окно и образовал на полу лужу; вода проходила даже через трубу и вызывала треск пламени.

ќн был известный политический де€тель, трезвого ума, глубоко искренний и пламенный патриот. ќн не был узким или ищущим только дл€ себ€, его честолюбие было не ради себ€, а ради идеи, ради людей. ќн не принадлежал к числу обычных ораторов или собирателей голосов; он пострадал за свое дело, но, как ни странно, не был ожесточен. ќн больше походил на ученого, чем на политика. “ем не менее, политика была душой его жизни; парти€ подчин€лась ему, хот€ с какой‑то нервозностью. ќн был мечтатель, однако ради политики эта сторона его жизни была отброшена в сторону. «десь же находилс€ его друг, выдающийс€ экономист, автор сложной теории распределени€ чрезмерных доходов. ќн, несомненно, был знаком с экономическими работами правого и левого направлений, но у него были свои собственные теории об экономическом спасении человечества. ќн говорил свободно, не выбира€ слов. ќба привыкли выступать перед широкими массами людей.

«аметили ли вы, какое место в газетах и журналах отводитс€ политике, высказывани€м политических руководителей, их выступлени€м? ’от€ там даютс€ и другие сообщени€, но материалы политического характера преобладают. ѕолитическа€ и экономическа€ жизнь стали наиболее важными. ¬нешние факторы Ч комфорт, деньги, положение и власть, Ч по‑видимому, доминируют и формируют нашу жизнь. ¬нешние отличи€, титулы, форма, салюты, флаги приобрели первенствующее значение, а процесс жизни, вз€тый в ее целостности, забыт или сознательно отставлен в сторону. √ораздо легче ринутьс€ в общественную и политическую де€тельность, чем пон€ть жизнь как целое. ≈сли вы св€заны с каким‑либо организованным направлением мысли, с политической или религиозной формой де€тельности, то вы находите в этом весьма почтенный способ уйти от мелочности и т€жести повседневной жизни. »ме€ скудное сердце, вы можете толковать о больших делах, о попул€рных лидерах; вы можете скрывать вашу ограниченность с помощью несложных фраз о мировых проблемах; ваш беспокойный ум может легко и при общем одобрении вз€тьс€ за пропаганду идеологии, какой‑либо новой или старой религии.

ѕолитика Ч это примирение, ув€зывание следствий; а так как большинство из нас заинтересовано в следстви€х, результатах, то внешнее приобрело доминирующее значение. ћанипулиру€ следстви€ми, мы надеемс€ создать пор€док и мир, но, к сожалению, это не так просто, как манипулировать следстви€ми. ∆изнь Ч это тотальный процесс, охватывающий и внутреннее и внешнее; внешнее вполне определенно вли€ет на внутреннее, а внутреннее неизменно побеждает внешнее. “о, что вы есть, вы выражаете внешним образом. ¬нешнее и внутреннее не могут быть отделены друг от друга непроницаемой преградой, они посто€нно воздействуют одно на другое. ѕри этом внутренние желани€, скрытые стремлени€ и мотивы всегда оказываютс€ более сильными. ∆изнь не зависит только от политической или экономической де€тельности; жизнь Ч это не внешн€€ видимость, так же как дерево не есть лишь совокупность листьев и ветвей. ∆изнь Ч это тотальный, всеохватывающий процесс, и красота ее может быть открыта лишь в ее единстве. ј это единство не осуществл€етс€ на поверхностном уровне политических или экономических ув€зок, его можно найти лишь за пределами причин и следствий.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 310 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

516 - | 451 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.042 с.