Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”единенность и обособленность 4 страница




ћашина остановилась у дома. Ћай собаки, разгрузка машины, обща€ сум€тица нисколько не нарушили это необыкновенное состо€ние безмолви€. Ќичто не могло его поколебать, безмолвие продолжало оставатьс€. ¬етер шумел среди сосен; ложились длинные тени, дикий кот проскользнул в кустах. ƒвижение пребывало в безмолвии, и осознание движени€ не было рассе€нием внимани€, так как отсутствовало сосредоточение внимани€ на чем‑либо одном. –ассе€нность ума возникает тогда, когда мен€етс€ преобладающий интерес, но в этом безмолвии интересы не существовали, а поэтому не было отвлечени€ внимани€. ƒвижение не выходило за пределы безмолви€, оно было от него. Ёто был покой; не покой смерти или разложени€, но покой жизни, в котором совершенно отсутствовал конфликт. ƒл€ большинства из нас борьба между скорбью и радостью, влечение к де€тельности создает чувство жизни; если бы не было подобного устремлени€, мы потер€ли бы направление и вскоре рассыпались в прах. Ќо это безмолвие и его движение были творчеством, всегда себ€ обновл€ющим. Ёто движение не имело начала, а, следовательно, не имело и конца; оно не было непрерывностью. ƒвижение подразумевает врем€, здесь же не было времени. ¬рем€ означает больше или меньше, ближе или дальше, вчера и сегодн€; но в этом безмолвии не было никаких сравнений. Ёто не было безмолвие, которое оканчиваетс€, чтобы вновь начатьс€, здесь не было повторени€. –азличные уловки хитрого ума полностью прекратились.

≈сли бы это безмолвие было иллюзией, ум имел бы к нему какое‑либо отношение, он или отверг, или прин€л бы его; он или развенчал бы его, или с тонким чувством удовлетворени€ отождествил себ€ с ним. Ќо так как ум не имеет никакого отношени€ к этому безмолвию, то он не может ни прин€ть его, ни отвергнуть. ”м имеет дело только со своими собственными проекци€ми, лишь с тем, что исходит от него самого, он не имеет никакого отношени€ к тому, что вне его. Ёто безмолвие Ч не от ума, поэтому ум не может оперировать с ним или отождествить себ€ с ним. —одержание этого безмолви€ невозможно измерить с помощью слов.

 

ќ“ ј« ќ“ Ѕќ√ј“—“¬ј

 

ћы сидели в тени большого дерева и смотрели на зеленую долину. ƒ€тлы стучали по стволу, а муравьи непрерывной вереницей сновали взад и вперед между двум€ деревь€ми. ƒул ветер с мор€, с ним доносилс€ запах далекого тумана. √оры были синие и призрачные; раньше нередко казалось, что они совсем близко, но теперь они были где‑то очень далеко. ћаленька€ птичка пила воду из небольшой лужицы, котора€ натекла из неисправной трубы. ƒве серые белочки с широкими пушистыми хвостами гон€лись друг за дружкой вверх и вниз по дереву; они взбирались наверх и с невообразимой быстротой штопором спускались вниз, почти до земли, а потом снова поднимались наверх.

ќн был когда‑то очень богатым человеком, но отказалс€ от своих богатств. ƒо этого у него было множество владений. √отовый делать добрые дела и не облада€ жестокосердием, он с радостью нес брем€ ответственности, св€занное с богатством. ќн давал щедро и смело и скоро забывал об этом. ќн был добр к своим помощникам, заботилс€ об их доходах и легко умножал деньги там, где преклон€ютс€ перед добыванием денег. ќн не был похож на тех, у которых банковские счета и вложени€ были толще, чем они сами; которые живут в одиночестве и бо€тс€ людей с их просьбами, которые отгораживаютс€ и замыкаютс€ в особой атмосфере своего богатства. ќн не был грозой в своей семье, но и не легко уступал, и у него было много друзей, но не потому, что он был богат. ќн сказал, что отказалс€ от своих богатств, так как однажды во врем€ чтени€ ему вдруг стало €сно, насколько бессмысленны его денежные обороты и все его богатство. “еперь у него осталось немного вещей, он стараетс€ вести простую жизнь с целью пон€ть смысл того, что его окружает, и узнать, нет ли чего‑нибудь, наход€щегос€ за пределами физических центров и их желаний.

ƒовольствоватьс€ немногим Ч сравнительно легко; быть свободным от бремени множества вещей не составл€ет труда, если вы пустились в поиски чего‑то другого. “€га к внутреннему исканию помогает устранить сложности, возникающие от владени€ многим, но освобождение от внешних вещей не равносильно простоте жизни. ¬нешн€€ простота и пор€док не означают непременно внутренней тишины и простоты.  онечно, хорошо быть внешне простым, потому что это дает определенную свободу, это знак, жест пр€моты; но почему мы неизменно начинаем не с внутренней, а с внешней простоты? Ќе потому ли, что хотим убедить самих себ€ и других в нашем намерении? ѕочему мы должны себ€ убеждать? —вобода от вещей требует мудрости, а не жестов и не убеждени€, мудрость же не €вл€етс€ личной. ≈сли вы осознаете все значение обили€ вещей, то само это осознание освобождает, и тогда нет необходимости в драматических за€влени€х и жестах.  огда же этого мудрого осознани€ у нас нет, мы прибегаем к дисциплине и отречению. —мысл не в том, много или мало, но в разумности; и разумный человек, будучи доволен малым, свободен от множества вещей.

Ќо довольство Ч это одно, а простота Ч совсем другое. ∆елание быть довольным или быть простым св€зывает. ∆елание ведет к сложности. ƒовольство приходит с осознанием того, что есть, а простота Ч со свободой от того, что есть. ’орошо быть внешне простым, но еще более важно быть внутренне простым и чистым. „истота, €сность, не приходит в обусловленный и целеустремленный ум; ум не может ее создать. ”м может приспособитьс€, собрать и привести в пор€док свои мысли; но это не есть €сность или простота.

ѕро€влени€ воли ведут к хаосу, так как вол€, даже в преобразованном виде, остаетс€ орудием желани€. ¬ол€ к бытию, к становлению, какой бы полезный и благородный характер она ни носила, может дать направление, может расчистить пути среди хаоса, но этот процесс приводит к изолированности, а €сность не может прийти, если вы изолируете себ€ от других. ѕро€влени€ воли могут временно осветить ближайшее поле, необходимое дл€ действи€, но они никогда не могут бросить свет на задний план сознани€, так как сама вол€ €вл€етс€ результатом этого заднего плана. «адний план вынашивает и питает волю, а вол€ может дать ему очертани€, усилить его потенциальные возможности, но она никогда не может его устранить.

ѕростота Ч не от ума. ѕростота, заранее спланированна€, Ч это лишь хитроумное приспособление, мера защиты против страданий и радостей. ƒе€тельность, ограниченна€ интересами личности, питает различные формы конфликта и хаоса.  онфликт порождает мрак, внутренний и внешний.  онфликт и €сность не могут сосуществовать, только свобода от конфликта несет простоту, а не его преодоление. “о, что было побеждено, необходимо побеждать снова и снова, поэтому конфликт становитс€ бесконечным. ѕонимание конфликта Ч это понимание желани€. ∆елание может абстрагировать себ€ в роли наблюдающего, в роли того, кто понимает. Ќо така€ сублимаци€ желани€ Ч лишь откладывание вопроса на будущее, а не понимание. Ќаличие наблюдающего и наблюдаемого Ч это не два различных €влени€, а одно; и только в переживании факта этого единого процесса существует свобода от желани€, от конфликта. ¬опрос о том, как переживать этот факт, не должен возникать. Ёто должно произойти само по себе; и это происходит только тогда, когда существует бдительность и пассивное осознание, ¬ы не можете узнать, каково в действительности переживание при встрече с €довитой змеей, если будете пользоватьс€ воображением или рассуждать об этом, сид€ в удобном кресле в своей комнате. „тобы встретить змею, вы должны отважитьс€ выйти за пределы мощеных улиц и искусственного освещени€.

ћысль может регистрировать факты, но она не может пережить на опыте свободу от конфликта, так как простота или €сность Ч вне ума.

 

ѕќ¬“ќ–≈Ќ»≈ » „”¬—“¬ќ

 

Ўум и запах города проникал через открытое окно. ¬ большом парке под тенью деревьев сидели люди и читали газеты, наполненные сплетн€ми со всего мира. √олуби с важным видом ходили под ногами, ожида€ подачек; на зеленых лужайках играли дети. —олнце создавало красивые тени.

ќн был репортер, живой и умный. ќн хотел не только получить интервью, но также обсудить некоторые из своих собственных проблем.  огда закончилось интервью дл€ газеты, он рассказал о своей карьере и о ценности своей профессии Ч ценности не с финансовой точки зрени€, но с точки зрени€ значени€ дл€ мира. Ёто был человек высокого роста, с острым умом, способный и уверенный в себе. ќн быстро шел в гору в газетном мире, там, где лежало его будущее.

Ќаши умы настолько перегружены вс€кими сведени€ми, что почти невозможно иметь непосредственное переживание. ѕереживание радости и страдани€ имеет непосредственный, индивидуальный характер, но осознание этого переживани€ происходит по образцу других людей, применительно к тому, что требуют религиозные и социальные авторитеты. ћы Ч результат мыслей и вли€ний других людей; мы обусловлены религиозной и политической пропагандой. ’рам, церковь, мечеть имеют странное, почти безотчетное вли€ние на нашу жизнь; политическа€ идеологи€ дает подход€щий материал дл€ нашей мысли. ѕропаганда формирует и разрушает нас. ќрганизованные религии €вл€ютс€ первоклассными пропагандистами, которые используют любые средства, чтобы убедить, а затем удержать в руках.

ћы Ч конгломерат запутанных ответов; наш центр Ч такой же неустойчивый, как и обещанное нам будущее. —лова имеют дл€ нас необыкновенное значение, они оказывают воздействие на нервную систему, вызыва€ чувства, которые дл€ нас более важны, чем то, что лежит за пределами символа. —имвол, образ, знам€, звук имеют первенствующее значение. —уррогат, а не реальность Ч вот в чем мы находим силу. ћы читаем о переживани€х других, смотрим, как другие разыгрывают роль; мы следуем их примеру, цитируем их. ћы пусты внутри и поэтому стараемс€ заполнить эту пустоту словами, чувствами, надеждами и воображением. Ќо пустота не прекращаетс€.

ѕовторение, со всеми ощущени€ми, которые оно вызывает, как бы ни были они при€тны и благородны, не есть состо€ние переживани€; посто€нное повторение обр€да, слов, молитвы создаст чувство удовлетворени€, которому мы даем благозвучное название. Ќо состо€ние переживани€ не есть чувство, реакци€ же чувства вскоре уступает место дл€ де€тельности. ƒействительность, то, что есть, невозможно пон€ть только через чувство. „увства имеют ограниченное значение, но понимание или переживание лежат вне чувств и над ними. „увство становитс€ важным только тогда, когда прекращаетс€ переживание; тогда слова приобретают значение, и символы станов€тс€ господствующими; тогда проигрыватель приводит вас в восторг. —осто€ние переживани€ не есть непрерывность, ибо то, что имеет характер непрерывности, €вл€етс€ чувством, на каком бы оно ни было уровне. ѕовторение ощущени€ дает видимость нового переживани€, но ощущени€ никогда не имеют новизны. ѕоиски нового не заключаютс€ в повторных ощущени€х. Ќовое про€вл€етс€ лишь тогда, когда существует переживание, а это состо€ние возможно лишь когда прекратилась жажда и погон€ за ощущени€ми.

∆елание повторить переживание св€зывает нас с полученными ощущени€ми, и, обогаща€ пам€ть, придает им широту и силу. ∆елание повторить переживание, независимо от того, €вл€етс€ ли оно вашим собственным или другого лица, ведет к утрате восприимчивости, к смерти. ѕовторение истины есть ложь. »стина не может быть повторена, ее нельз€ пропагандировать или использовать. “о, что можно использовать или воспроизвести, лишено жизни; оно механично, статично. ћожно использовать мертвую вещь, но не истину. ¬ы можете сначала убить истину и отречьс€ от нее, а потом использовать ее; но это уже больше не истина. ѕропагандистам нет дела до состо€ни€ переживани€; они зан€ты организацией чувств, религиозных или политических, общественных или личных. ѕропагандист, религиозный или светский, не может быть глашатаем истины.

ѕереживание может прийти только с отсутствием желани€ ощущений; названи€, термины должны прекратитьс€. Ќе существует процесса мысли без словесного выражени€; а быть захваченным словесным выражением значит быть пленником иллюзий желани€.

 

–јƒ»ќ » ћ”«џ ј

 

—овершенно очевидно, что музыка, передаваема€ по радио, Ч это чудесный способ бегства от того, что есть. ” соседей радио было включено целый день, до поздней ночи. ќтец уходил на службу довольно рано, мать с дочерью работали дома и в саду; когда они были в саду, радио ревело еще громче. —ын их, по‑видимому, также любил музыку и разные сообщени€, так как когда он был дома, радио продолжало работать в том же духе. Ѕлагодар€ радио мы можем нескончаемо слушать любой вид музыки, начина€ с классической и до самой новейшей; мы можем прослушать пьесы, полные таинственности, узнать последние извести€ и все прочее, что непрерывно передаетс€ по радиовещанию. Ќет необходимости беседовать, обмениватьс€ мысл€ми, так как радио почти все делает за нас. –адио, говор€т, помогает учащимс€ учитьс€, а коровы дают больше молока, если во врем€ дойки звучит музыка.

—транным во всем этом €вл€етс€ то, что радио, по‑видимому, так мало измен€ет ход жизни. ќно, может быть, создало некоторые удобства: например, мы можем быстрее получать новости со всего света и узнавать об убийствах, передаваемых чрезвычайно красочно и живо; но информаци€ не стремитс€ сделать нас разумными. “онкий слой передач по поводу ужасов атомной бомбардировки, по вопросам международных соглашений или исследований в области хлорофилла и т.д. не вносит, как будто, существенных изменений в нашу жизнь. ћы настроены так же воинственно, как и раньше; мы ненавидим те или иные группы людей; мы презираем этого политического лидера и поддерживаем другого; мы позвол€ем одурачивать себ€ организованными религи€ми; мы остаемс€ националистами Ч а наши страдани€ продолжаютс€. ¬от почему мы настойчиво стремимс€ убежать от всего этого; и чем более респектабельный и организованный характер носит форма бегства, тем лучше. »скать бегства коллективно Ч это наивысша€ форма безопасности. ≈сли смотреть пр€мо на то, что есть, то мы можем что‑то предприн€ть; но бегство от того, что есть, неизбежно лишает нас гибкости и остроты ума, делает рабами чувств и хаоса.

Ќе создает ли дл€ нас музыка, в очень тонкой сфере, удобный способ отделатьс€ от того, что есть? ’ороша€ музыка уводит нас от самих себ€, от наших повседневных непри€тностей, мелочности и забот, она заставл€ет нас забытьс€; или же музыка дает нам силу смотреть в лицо жизни, она вдохновл€ет. ћузыка становитс€ необходимостью в обоих случа€х Ч или как средство забытьс€ или средство дл€ дальнейших ощущений. ¬ажнейшие значение приобретают ощущени€, а не состо€ние переживани€. ∆елание повторить опыт Ч это требование во им€ чувства; но в то врем€ как ощущени€ могут быть воспроизведены, состо€ние переживани€ повторить нельз€.

»менно желание ощущений заставл€ет нас т€нутьс€ к музыке, иметь красивые вещи. «ависимость от внешних линий и форм обозначает лишь пустоту нашей собственной жизни, которую мы заполн€ем музыкой, искусством, намеренным молчанием. ¬ св€зи с тем, что эта неизменна€ пустота заполн€етс€ или прикрываетс€ ощущением, существует страх перед тем, что есть, перед тем, чем €вл€емс€ мы сами. „увства имеют начало и конец, их можно повторить и расширить; но состо€ние переживани€ не находитс€ в пределах времени. —осто€ние переживани€ Ч вот что существенно; а оно сводитс€ на нет в погоне за ощущени€ми.

„увства ограничены, нос€т личный характер, они вызывают конфликт и страдани€. Ќо состо€ние переживани€, которое в корне отличаетс€ от повторени€ опыта, не имеет длительности. “олько в переживании существует обновление, трансформаци€.

 

ј¬“ќ–»“≈“

 

ѕо зеленому газону двигались тени; хот€ солнце припекало, небо было голубым и нежным. „ерез забор на зеленый газон и на людей гл€дела корова. ≈й было странно такое скопление людей, но зелена€ трава была ей знакома, хот€ дожди прошли уже давно, и повсюду земл€ была выжжена. ящерица со ствола дуба охотилась за мухами и другими насекомыми. ѕодернутые дымкой далекие горы манили к себе.

ѕосле того как окончилась беседа, она сказала, что приехала послушать, когда будет говорить учитель учителей. ќна и раньше была очень серьезна, но теперь ее серьезность перешла в упр€мство. Ёто упр€мство прикрывалось улыбками и той культивированной, тщательно продуманной терпимостью, котора€ идет от ума и легко может разгоретьс€ в бурную, €ростную нетерпимость. ” нее была крупна€ фигура; говорила она м€гким голосом, но где‑то таилось осуждение, питаемое ее убеждени€ми и веровани€ми. ќна была сдержанна и сурова; она отдала себ€ братству и его благой цели. ѕосле некоторой паузы она добавила, что хотела бы знать, когда учитель будет говорить, так как она и ее группа каким‑то таинственным путем узнали о том, что не было известно другим. ”довлетворение от обладани€ знанием, недоступным дл€ других, было совершенно очевидно и в том, как она сказала об этом, и в ее жестах, и в наклоне головы.

»сключительное, доступное лишь немногим знание доставл€ет глубокое удовлетворение и радость. «нать то, чего другие не знают, это посто€нный источник удовлетворени€, он рождает в человеке чувство причастности к глубоким вещам, создава€ ему престиж и авторитет. ¬ы находитесь в непосредственном контакте, вы имеете нечто, чего другие не имеют, поэтому вы становитесь важным лицом не только дл€ самого себ€, но и дл€ других. ƒругие смотр€т на вас снизу вверх, с некоторым страхом; они тоже хот€т быть участниками того, что вы имеете, но вы даете, всегда облада€ еще большими знани€ми. ¬ы Ч лидер, авторитет, и это положение приходит естественно, так как люди хот€т, чтобы им говорили, чтобы их вели. „ем больше мы сознаем, что потер€ли направление и находимс€ в см€тении, тем более ревностно мы готовы к тому, чтобы нас вели, чтобы нам говорили. ¬от таким путем создаетс€ авторитет во им€ государства, во им€ религии, во им€ учител€ или лидера партии.

ѕреклонение перед авторитетом, в большом или малом, есть зло. Ёто зло становитс€ еще большим, когда дело касаетс€ вопросов религии. Ќет посредников между вами и реальностью, а если такой посредник находитс€, то он извращает истину; все равно, кто бы он ни был, высочайший спаситель или ваш собственный гуру или учитель, Ч он наносит вред. “от, кто знает, не имеет значени€; он может знать только свои собственные предрассудки, свои собственные веровани€ и требовани€ своих чувств. ќн не может знать истину, неизмеримое. ћожно создать и искусно культивировать положение и авторитет, но не смирение. ƒобродетель приносит свободу; воспитанное же в себе смирение не есть добродетель, это просто чувство, которое приносит только вред и разрушение; это Ч оковы, которые придетс€ разбивать вновь и вновь.

¬ажно пон€ть совсем не то, кто именно €вл€етс€ учителем, св€тым, руководителем, а почему вы за ним следуете. ¬ы следуете лишь дл€ того, чтобы стать чем‑то, что‑то приобрести, что‑то у€снить. Ќо €сность не может быть получена от другого. —м€тение Ч в нас; мы вызвали его, теперь сами должны его устранить. ћы можем достичь прекрасного положени€, внутренней защищенности, внутренней безопасности, определенного места в иерархии организованной веры, но все это Ч де€тельность, замкнута€ в себе, котора€ ведет к конфликту и страдани€м. ¬ы можете временно почувствовать счастье от своих достижений; вы можете убедить себ€, что ваше положение €вл€етс€ неизбежным, что таков ваш удел, но до тех пор, пока вы сохран€ете желание стать чем‑то, все равно на каком уровне, неизбежно будут страдани€ и см€тение. Ѕыть ни чем Ч это не отрицание. ѕозитивное или негативное про€вление воли, которое есть не что иное, как утонченное и возвышенное желание, посто€нно ведут к борьбе и конфликту. Ёто не путь к пониманию. ”становление авторитета и следование за ним Ч это отрицание понимани€. “ам, где есть понимание, там свобода, которую нельз€ купить или передать другому. “о, что приобретено, может быть потер€но, а то, что дано, может быть отн€то; отсюда авторитет и св€занный с ним страх. ќт страха нельз€ избавитьс€ с помощью умиротворени€ и свечей; страх перестает существовать с прекращением желани€ становлени€.

 

ћ≈ƒ»“ј÷»я

 

¬ течение многих лет он упражн€лс€ в том, что называл медитацией. ѕрочитав различные книги по этому предмету, он остановилс€ на определенной школе и вступил в своего рода монастырь, где занимались медитацией по несколько часов в день. ќн не был сентиментален в этом вопросе и не проливал слез самопожертвовани€. ќн сказал, что хот€ теперь, после многих лет, ум его и находитс€ под контролем, но иногда все же вырываетс€ из подчинени€; он не чувствует радости от своих упражнений, а добровольно возложенна€ на себ€ дисциплина делает его скорее жестким и сухим. –аньше он принадлежал к нескольким так называемым религиозным обществам, но сейчас отошел от них и ищет самосто€тельно Ѕога, который был обещан всеми ими. ќн уже приближаетс€ к старости и начинает в какой‑то степени чувствовать утомление.

ѕравильна€ медитаци€ необходима дл€ очищени€ ума, так как без его опустошени€ не может быть обновлени€. ќбычна€ непрерывность Ч это застой. ”м в€нет от посто€нного повторени€ одного и того же, от изнашивани€ на ложных пут€х, от чувств, которые делают его тупым и усталым.  онтроль над умом совсем не €вл€етс€ необходимым; а что важно, так это вы€вить интересы ума. ”м Ч это пучок противоречивых интересов, а то, что мы называем сосредоточением, дисциплиной ума, есть лишь усиление одного интереса за счет других. ƒисциплина Ч это культивирование сопротивлени€, а там, где имеетс€ сопротивление, нет понимани€. ’орошо дисциплинированный ум Ч это не свободный ум, но только в свободе может быть сделано открытие. Ќеобходимо естественно, свободно вы€вить движени€ личности, на каком бы это ни было уровне. » хот€ такого рода открыти€ могут быть достаточно непри€тны, про€влени€ Ђ€ї должны быть раскрыты и пон€ты; дисциплина же губит спонтанность, котора€ необходима дл€ этого раскрыти€. ƒисциплина, хот€ она и утончает ум, фиксирует его на определенном образце. ”м будет приноравливатьс€ к тому, в чем он был тренирован; но то, к чему он приноравливаетс€, Ч не реальное. ƒисциплина Ч это просто обремен€ющий фактор, и поэтому она никогда не может быть средством открыти€ себ€. Ѕлагодар€ самодисциплине ум может укрепитьс€ в своей цели; но эта цель €вл€етс€ проекцией Ђ€ї, и потому она не реальна. ”м создает реальность в своем собственном образе, а дисциплина лишь придаст жизненность этому образу.

“олько в раскрытии может быть радость Ч в раскрытии путей Ђ€ї от момента к моменту. Ђяї, на какой бы уровень его ни поместить, остаетс€ всегда созданием ума. ¬се, о чем оно думает, все это от ума. ”м не может думать о том, что вне его, он не может думать о неизвестном. Ќа любом уровне Ђ€ї Ч это известное, и, хот€ могут быть различные уровни Ђ€ї, которых ум не сознает, наход€сь на поверхности, все они, однако, лежат в поле известного. ƒвижени€ Ђ€ї раскрываютс€ в процессе отношений, и когда эти отношени€ не заключены в определенный шаблон, создаетс€ возможность дл€ раскрыти€ себ€. —оздание отношений есть про€вление Ђ€ї, а дл€ того, чтобы пон€ть это про€вление, должно быть осознание, не обусловленное выбором, так как выбор состоит в усилении одного интереса в ущерб другому. “акое осознание есть переживание про€влений Ђ€ї, и в этом переживании нет ни переживающего, ни переживаемого. »д€ таким путем, ум освобождаетс€ от своих накоплений; нет больше Ђмен€ї, накопл€ющего. ѕриобретени€, накопленные воспоминани€ образуют Ђмен€ї; мое Ђ€ї не есть существо, сто€щее отдельно от накоплений. Ђяї отдел€ет себ€ от своих свойств в качестве наблюдающего, который следит, контролирует с целью сохранить себ€, создать дл€ себ€ непрерывность, длительность среди непосто€нства. ѕереживание процесса в его целостности и единстве освобождает ум от двойственности. ¬ этом случае мы переживаем и понимаем весь процесс ума, как открытый, так и скрытый, и не кусочками, не отдельными про€влени€ми, но в его целостности. “огда и сны, и повседневна€ де€тельность всегда будут процессами, опустошающими ум. ”м должен быть совершенно пуст дл€ того, чтобы воспринимать; но желание стать пустым с целью приобрести Ч это глубока€ внутренн€€ помеха; и это также необходимо пон€ть в целом, а не на одном каком‑либо уровне. ∆ажда опыта должна совершенно прекратитьс€: это возможно лишь тогда, когда испытывающий, переживающий, не получает пищу от своих переживаний или от воспоминаний о них.

ќчищение ума должно происходить не только на его верхних уровн€х, но также в его скрытых глубинах; и это возможно только в том случае, если прекратилс€ процесс определени€ или создани€ пон€тий. —оздание новых определений и пон€тий лишь усиливает переживающего и создает длительность его быти€, усиливает его желание посто€нства, специфические особенности его пам€ти. ƒолжно быть безмолвное осознание процесса созидани€ пон€тий, а отсюда и понимание его. ћы даем названи€ не только дл€ взаимного общени€, но и дл€ того, чтобы придать длительность и бытие какому‑либо опыту, дл€ того, чтобы оживл€ть его и воспроизводить св€занные с ним ощущени€. ѕодобный процесс наименовани€ должен прекратитьс€ не только на поверхностных уровн€х ума, но и во всей его структуре. Ёто трудна€ задача, ее не легко пон€ть и не легко осуществить, ибо все наше сознание Ч это процесс сначала наименовани€ или определени€ опыта, а потом его накоплени€ или воспроизведени€. »менно этот процесс питает и дает силу иллюзорной сущности, переживающему, как имеющему отдельное бытие и независимому от опыта. Ѕез мыслей нет мысл€щего. » мысли, которые всегда непосто€нны, создают иллюзорную сущность того, кто мыслит. ћысл€щий себ€ изолирует, создава€ тем самым видимость посто€нства.

—вобода существует тогда, когда все бытие в целом Ч внешнее, видимое и скрытое Ч очищено от прошлого. ¬ол€ Ч это желание, и если имеетс€ какое‑либо действие воли, какое бы то ни было усилие, чтобы себ€ очистить, то свобода прийти не может: очищение должно быть полным, охватить все уровни быти€.  огда все уровни сознани€, все их множество стихает, становитс€ безмолвным Ч только тогда существует неизмеримое, то блаженство, которое вне времени и в котором Ч возрождение творчества.

 

√Ќ≈¬

 

ƒаже на этой высоте жара проникала внутрь. ќконные стекла были совсем теплые на ощупь. √ул моторов действовал успокаивающе, и многие пассажиры дремали. «емл€ была далеко внизу, разгор€ченно мерца€, Ч бесконечна€ коричнева€ полоса с редкими островками зелени.  огда мы приземлились, жара стала совсем непереносимой. ќна была буквально мучительной; даже в тени здани€ чувствовалось, что вот‑вот загоритс€ макушка. Ћето было в полном разгаре, и местность напоминала пустыню. ћы снова полетели, самолет подн€лс€ в зону прохладных ветров. ƒва новых пассажира сели напротив и громко разговаривали. Ќевозможно было их не слушать. —начала они говорили довольно спокойно, но вскоре в их голосе послышались гнев и негодование, гнев, характерный дл€ близких людей. ¬ своем возбуждении они как бы забыли об остальных пассажирах; они были настолько возбуждены, что им казалось, будто здесь только они одни, и нет никого другого.

√нев, подобно скорби, обладает особым свойством изол€ции; он человека выключает, и, по крайней мере, до тех пор, пока он не утихнет, все отношени€ прерываютс€. √нев лишь временно сохран€ет силу, он живуч в изол€ции. —транна€ безнадежность сопутствует гневу; состо€ние изолированности Ч это само отча€ние и безнадежность. √нев, порождаемый разочарованием, завистью, св€занный с жаждой нанести рану другому, имеет бурную разр€дку, удовлетворение от которой лежит в оправдании себ€. ћы обвин€ем других, и это обвинение есть оправдание нас самих. Ѕез своего рода позиции, независимо от того, носит ли она характер самоутверждени€ или самоуничижени€, что мы собой представл€ем? ћы пользуемс€ любыми средствами, чтобы возвысить себ€; гнев, подобно ненависти, Ч один из наиболее легких путей дл€ этого. ѕростой гнев, внезапна€ вспышка, котора€ быстро забываетс€, Ч это одно; но гнев, который возник сознательно, который был накоплен постепенно и стремитс€ нанести вред и уничтожить другого, Ч это совсем другое. ѕростой гнев может возникнуть в св€зи с какой‑либо физиологической причиной, которую можно установить и устранить; но гнев, который по€вл€етс€ в результате психологической причины, гораздо более тонкий, и его трудно побороть. Ѕольшинство из нас не придает большого значени€ гневу; мы всегда находим дл€ него оправдание. ѕочему нельз€ рассердитьс€, если мы видим дурное обращение с другими или лично с нами? “аким образом, наш гнев становитс€ справедливым гневом. ћы никогда не скажем пр€мо, что мы сердиты, и на этом не поставим точку; мы входим в подробные объ€снени€ причин гнева. ћы никогда не признаемс€ в том, что ревнивы или резки, но стараемс€ оправдать себ€ или объ€снить мотивы своего поведени€. ћы задаем вопрос, возможна ли любовь без ревности, или говорим, что действи€ такого‑то лица вызвали с нашей стороны резкость и т.д.

»менно объ€снение, словесное выражение, про себ€ или вслух, поддерживает гнев и придает ему силу и глубину. ќбъ€снение, молчаливое или высказанное вслух, действует наподобие щита, преграждающего раскрытие самого себ€ таким, каков € есть на самом деле. ћы хотим, чтобы нас хвалили или нам льстили, мы ожидаем дл€ себ€ чего‑то. ј когда ничего этого не происходит, мы разочарованы, мы становимс€ ожесточенными или ревнивыми. “огда, бурно или тихо, мы обвин€ем другого; мы говорим, что другой виновен в нашей резкости. Ђ¬ы имеете дл€ мен€ большое значение, так как от вас зависит мое счастье, мое положение или престиж. Ѕлагодар€ вам € осуществл€ю свое назначение, поэтому ваша жизнь так необходима дл€ мен€. я должен вас охран€ть; € должен обладать вами. »з‑за вас € выхожу из себ€ї. Ќо когда € оказываюсь отброшенным к самому себе, в страхе от своего собственного состо€ни€ € прихожу в гнев. √нев принимает различные формы: разочаровани€, негодовани€, горечи, ревности и т.д.

Ќакапливание гнева, который €вл€етс€ чувством обиды, требует противо€ди€ в виде прощени€. ќднако само накапливание гнева имеет гораздо более важное значение, чем прощение. ≈сли нет накопленного гнева, то нет надобности и в прощении, оно необходимо тогда, когда нанесена обида. ƒл€ того чтобы быть свободным и от лести, и от чувства несправедливости, при этом без холодного равнодуши€, надо иметь сострадание, милосердие. ќт гнева нельз€ избавитьс€ действием воли, так как сама вол€ входит как составна€ часть в насилие. ¬ол€ Ч результат желани€, жажды быть; желание по своей природе агрессивно и стремитс€ к обладанию. ѕодавить гнев усилием воли означает перенести его на другой уровень и дать ему иное направление, но это оп€ть‑таки насилие. „тобы быть свободным от насили€, что не означает культивировани€ ненасили€, необходимо пон€ть желание. ∆елание не имеет духовного заменител€; его нельз€ подавить или сублимировать. ƒолжно быть безмолвное, без выбора осознание желани€; такое пассивное осознание €вл€етс€ непосредственным переживанием желани€ без переживающего, без субъекта переживани€, который дал бы ему какое‑либо наименование.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 224 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

547 - | 466 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.038 с.