Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбщество, культура и личность в социологическом рассмотрении 9 страница




¬ социологии прин€то еще выдел€ть маргинальный тип лич≠ности (от лат. marginalis- наход€щийс€ на краю). ћаргиналом обычно называют человека, поставленного развитием общества на грань двух культур, с первой из которых он уже порвал или пыта≠етс€ порвать, а во вторую еще полностью не включилс€. ћарги-нальность чаще всего возникает при миграции - из одного этнона-ционального региона в другой, из села в город и т.д. ¬ любом слу≠чае маргинальность обусловлена социальными процессами, св€за≠на со стратификацией, а в личностном плане сопр€жена с пси≠хическими переживани€ми и может привести к неблагопри€тным услови€м, к двойственности, даже разорванности самосознани€ личности, к ее деперсонализации.

¬ прикладной социологии существует еще один срез типо≠логии личности, имеющий существенное значение дл€ понимани€ особенностей взаимодействи€ каждого конкретного человека с ок≠ружающей средой и другими людьми.  аждый из нас в своей жиз≠неде€тельности сталкиваетс€ с широкой сферой вещей и €влений, в той или иной степени затрагивающих наши жизненные интере≠сы. —юда вход€т здоровье, дети, удовлетворенность учебой или работой, материальное благополучие, лична€ безопасность, разви≠тие культуры, спорт, честь и достоинство, политика и т.п. Ќекото≠рые из них имеют очень большое значение дл€ нас, другие- го≠раздо меньшее, а есть и такие вещи, которые не имеют дл€ той или иной личности никакого значени€. Ќапример, футбол дл€ одного человека очень значим, а дл€ другого он может вообще не сущест≠вовать, поскольку никакого значени€ дл€ него не представл€ет. “е вещи, €влени€, процессы, которые вли€ют на нашу жизнь, без осо≠бого труда можно отделить от тех, которые никак на ней не сказы≠ваютс€, и поместить первые из них в сферу значимости. ≈сли эти вещи и €влени€ проанализировать, то легко заметить, что среди них есть такие, которые подконтрольны нам, и мы можем оказы≠вать на них вли€ние, а есть такие, над которыми мы не властны. ѕервые из них составл€ют сферу нашего вли€ни€. ѕри некотором размышлении мы убедимс€ в том, что сфера вли€ни€ у нас мень≠ше, чем сфера значимости, поскольку есть немало вещей очень значимых дл€ нас, но мы не в состо€нии оказать на них нужное


нам вли€ние. Ѕолее того, мы придем к выводу, согласно которому у одних людей сфера вли€ни€ на других людей и на обсто€тельст≠ва жизнеде€тельности гораздо обширнее, чем у других.

¬от здесь-то и открываетс€ возможность разделить людей на две большие группы. ѕервую составл€ют те, кто целиком или в большей мере завис€т от обсто€тельств и других людей. ќни веч≠но утверждают, что обсто€тельства сильнее их, что сложивша€с€ ситуаци€ не дает им возможности достичь желаемого успеха (в учебе, работе, политике, спорте и т.д.), что им мешают другие, блокирующие их действи€, направленные на достижение цели или решение поставленной задачи. »х повседневные разговоры изоби≠луют такими оборотами: ЂЌичего не поделаешьї, Ђќт мен€ ничего не зависитї, Ђя вынужден так поступатьї, Ђћне ни за что не дадут эту работуї, Ђќна доведет мен€ до психушкиї и т.п. ¬торую груп≠пу составл€ют такие личности, которые всегда уверены в себе, го≠товы приложить максимум усилий, чтобы изменить обсто€тельст≠ва к лучшему, активно преодолевают любые преп€тстви€ на пути к цели, а трудности не ослабл€ют их воли, а, напротив, мобилизуют и волю, и разум, и имеющиес€ средства дл€ успешного решени€ задачи. ƒл€ них характерны такие выражени€: Ђѕопробую дока≠зать свою нужностьї, ЂЌеобходимо решить задачу при любых об≠сто€тельствахї, Ђѕереберем все возможные вариантыї, Ђѕойдем другой дорогойї, Ђќб€зательно добьюсьї.

ƒействи€ первого типа личности - назовем ее личностью ре≠активного типа- развертываютс€ чаще всего по схеме: Ђстимул -реакци€ї. “акие люди наход€тс€ в большой зависимости от окру≠жающей природной и социальной среды.  огда погода хороша€, они прекрасно себ€ чувствуют, если плоха€ Ч подавлены, угрюмы, раздражительны. ≈ще больше зависит такой человек от Ђсоциаль≠ной погодыї. ≈сли к нему хорошо относ€тс€, забот€тс€ о нем, по≠такают его желани€м и вкусам, у него прекрасное расположение духа, если же всего этого нет, он раздражителен, озлоблен, не удовлетворен ни другими людьми, ни самим собой. „еловек тако≠го типа все свои неудачи и поражени€ списывает на обсто€тельст≠ва или чей-то злой умысел. ќн все больше подчин€ет себ€ внеш≠ним вли€ни€м, во все большей степени ощущает себ€ жертвой, не способной контролировать ситуацию и потому не несущей ответ≠ственность за свои дела и поступки, за свою судьбу. Ёто выража≠етс€ в бесконечных нарекани€х на несправедливость и обвинени€х окружающих людей в их черствости, неблагожелательности, не-



 


Ћичность такого типа Ч назовем ее проактивной Ч всегда действует активно и целеустремленно, она ни в какой мере в своих делах не зависит от того, идет ли дождь или светит солнце. “ака€ личность, разумеетс€, учитывает вли€ние окружающей среды и давление обсто€тельств, но она действует не столько под их воз≠действием, сколько под вли€нием цели действи€ - сознательно из≠бранной, тщательно продуманной и выверенной, ставшей жизнен≠ной потребностью. Ќа проактивную личность тоже вли€ют внеш≠ние факторы: физические, социальные, психологические, но ее ре≠акци€ на эти воздействи€ осознанно или нет €вл€етс€ ценностно-ориентированной (т.е. ориентированной на достижение какой-либо ценности - успех, престиж, материальное благополучие и т.п.) и целерациональной (т.е. все ее эмоции, поступки, ценностные ори≠ентации направлены на достижение разумно выбранной цели). „е≠ловек такого типа зачастую оказываетс€ выше обсто€тельств, уме≠ет подчинить их себе, всегда контролирует ситуацию, полностью отвечает перед собой и другими за свои поступки и дела, за свою судьбу. “акие люди также сталкиваютс€ и с физической болью, и с непри€тност€ми в служебных делах, и с непониманием, и с не≠справедливостью, но все эти и другие жизненные невзгоды и ис≠пытани€ станов€тс€ дл€ них тем, в чем закал€ютс€ характер и во≠л€, вырабатываетс€ стремление и умение преодолевать трудности, достигать поставленную цель. ¬ырабатываема€ при этом положи≠тельна€ и в сущности своей созидательна€ психическа€ энерги€ в сочетании с заинтересованностью в совершенствовании той облас≠ти действительности, в которой происходит повседневна€ жизне≠де€тельность, приводит к успеху, побуждает расшир€ть сферу их вли€ни€ не только на себ€, но и на других людей, но свойственные им сферы значимости. Ёти особенности динамики сферы вли€ни€ и значимости проактивного типа личности в сопоставлении с со≠ответствующими сферами реактивной личности изображены на рис. 26.

–азличие этих двух типов личности про€вл€етс€ во всем: и в мысл€х, чувствах, и в поступках, и в оценках людей и событий. ѕо-видимому, в мире не найдетс€ человека, за редчайшими ис≠ключени€ми, который бы не понимал и не ощутил ценности люб≠ви.  аждому из нас хочетс€, чтобы нас любили, ласкали, нежили. Ќо гораздо важнее быть не пассивным объектом любви, а ее ак≠тивным субъектом. –еактивные люди понимают любовь как со≠сто€ние, полага€, что это чувство - вне пределов нашей компетен-



 


гут быть определены как наши личные успехи и победы. ј это оз≠начает, что каждому необходимо начать работать над собой. Ќадо только помнить, что в моих силах - отыскать в себе и мобилизо≠вать внутренние ресурсы, про€вить волю и упр€мство, творческий подход к решаемым проблемам, подчинить свои эмоции и желани€ высокой цели, стремитс€ не столько иметь что-либо, сколько быть - быть активным, волевым, целеустремленным, настойчи≠вым, и тогда черты базисной личности станут дополн€тьс€ и обо≠гащатьс€ чертами личности модальной, особенности личности ре≠активного типа Ч особенност€ми личности проактивного типа. “о≠гда волнующие вас проблемы окажутс€ менее сложными, окру≠жающие вас люди - более благожелательными, а выбираемые ва≠ми цели Ч более достижимыми.

»так, социологический анализ выдел€ет в личности ее соци≠ально-типические качества, составл€ющие в своей совокупности и функционировании целостную, устойчивую и динамически разви≠вающуюс€ личностную систему. “олько така€ системность и цело≠стность превращает личность в активно действующего субъекта социальных отношений и взаимодействий. —ама же активна€ де€≠тельность личности в качестве субъекта социальных процессов становитс€ возможной только благодар€ овладению культурой, социальными нормами и правилами, стандартами поведени€, ко≠торые наличествуют в обществе и определ€ют в решающей степе≠ни траекторию развити€ личности.

¬опросы дл€ самоконтрол€ и повторени€

1. ¬ чем состоит различие терминов Ђчеловекї, Ђиндивидї, Ђличностьї?

2. „то такое личность?

3.  акова социально-психологическа€ структура личности?

4. ¬ чем про€вл€етс€ индивидуальность и неповторимость личности?

5.  аковы основные социальные качества личности?

6.  аковы особенности личности как социальной системы?

7.  акие основные типы личности выдел€ет и изучает социологи€?

Ћитература

1. јнуфриев ≈.ј. Ћичность. √л. 5 //—оциологи€ /ѕод ред. √.¬. ќсипова.
ћ., 1996.

2. Ѕабосов ≈.ћ. ѕрикладна€ социологи€. √л. 17. ћн., 2000.


3. »нкельс ј. Ћичность и социальна€ структура //јмериканска€ социо≠
логи€. ћ, 1972.

4.  ови —. —емь навыков лидера. ƒеловой бестселлер. Ќавык 1: Ѕудьте
проактивны. ћн., 1996

5.  он ».—. —оциологи€ личности. ћ, 1967.

6. Ћеонтьев ј.Ќ. ƒе€тельность, сознание, личность. ћ, 1977.

7. ћаслоу ј. —амоактуализаци€ //ѕсихологи€ личности. “ексты. ћ, 1982.

8. ћид ƒж. »нтернализованные другие и самость //јмериканска€ со≠
циологическа€ мысль. “ексты. ћ, 1996.

9. –оджерс  .   науке о личности //»стори€ зарубежной психологии.
“ексты. ћ., 1986.

10. —орокин ѕ.ј. ѕоложение личности в системе социальных координат
//—истема социологии. “. 2. ћ, 1994.

11. ‘рейд 3. я и ќно //ѕсихологи€ бессознательного. ћ., 1990.

12. ‘ромм Ё. Ѕегство от свободы. ћ, 1986.

13. ядов ¬.ј. ƒиспозиционна€ концепци€ личности. Ћ., 1979.

√лава 21. —ќ÷»јЋ»«ј÷»я Ћ»„Ќќ—“»

„еловек, рассматриваемый в его индивидуальности, т.е. в качестве личности, и человек в его родовом пон€тии, т.е. как все люди, человечество, €вл€етс€, с одной стороны создателем, твор≠цом общества, которое возникает только в процессе человеческой де€тельности. Ќо, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо только включа€сь в социальные взаимоотношени€, вбира€ в себ€ социальный опыт, усваива€ нормы, правила, идеалы культуры, человек становитс€ социально развитым существом, становитс€ личностью. ћногогранный процесс усвоени€ индиви≠дом социального опыта, определенной системы знаний, норм, цен≠ностей, образцов поведени€, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позвол€ющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и де€≠тельности, называетс€ социализацией.

ќднако сказанное не исчерпывает содержани€ многогранно≠го процесса, каковым €вл€етс€ социализаци€. “о, что мы сказали о ней, концентрирует внимание на вхождении индивида в социаль≠ную среду, усвоении им социальных вли€ний, приобщении его к системе социальных св€зей и отношений, к нормам и правилам поведени€, к ценност€м культуры. ≈сли этим ограничитьс€, то личность предстает как пассивный продукт социализирующего


вли€ни€ среды. Ќа самом же деле личность в процессе своего формировани€ очень избирательно относитс€ к внешним воздей≠стви€м, включа€ и самых вли€тельных дл€ нее индивидов; она по≠степенно приобретает способности познани€ и оценки не только окружающих людей и их действий, но и самой себ€. ѕо мере взрослени€ она все чаще осуществл€ет самосто€тельный выбор собеседников, интересов и целей своих действий, т.е. становитс€ все более активным субъектом социальных отношений и взаимо≠действий.

»ными словами, формирующа€с€ личность не просто усваи≠вает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собствен≠ные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действи€. Ётот, очень важный момент преобразовани€ социального опыта как раз и фиксирует не просто пассивное его прин€тие и освоение, но предполагает активность индивида в личностном переосмысле≠нии и преобразовании социального опыта, возникновение у него стремлени€ и умени€ осуществл€ть Ђиндивидуализированную при≠бавкуї к уже существующему опыту, продвигать его на новую ступень. ¬ таком понимании социализаци€ существенно расшир€≠ет диапазон своего действи€, а формирующа€с€ в процессе его осуществлени€ личность предстает не только в качестве объекта, но и активного субъекта общественных отношений и взаимодейст≠вий, испытывающего вли€ни€ окружающей социальной среды и одновременно вли€ющего на эту среду, на ее изменени€.

“аким образом, социализаци€ Ч это двусторонний процесс, включающий в себ€, с одной стороны, усвоение индивидом соци≠ального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхо≠ждени€ в социальную среду, в систему социальных взаимодейст≠вий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного вос≠производства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведени€ за счет активной социальной де€тельности, личност≠ной переработки и видоизменени€ социального опыта.

Ђѕоскольку личность, - подчеркивает выдающийс€ амери≠канский социолог “. ѕарсонс, Ч это усвоенна€ в процессе обучени€ организаци€ индивида, процесс социализации имеет решающее зна≠чение дл€ ее формировани€ и функционировани€ї (7; 503).

–азличаютс€ две основные формы социализации Ч направ≠ленна€ и ненаправленна€.

Ќенаправленна€, или стихийна€ форма социализации - это как бы стихийное Ђавтоматическоеї формирование определенных


социальных качеств в процессе и результате пребывани€ индивида is непосредственном социальном окружении Ч в кругу семьи, свер≠стников, сослуживцев и т.п.

Ќаправленна€ форма социализации - это специально разра≠ботанна€ обществом или его определенными институтами и орга≠низаци€ми система средств воздействи€ на развивающуюс€ лич≠ность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценност€ми, идеалами, интере≠сами и цел€ми. ќдним из важных способов направленной социа≠лизации €вл€етс€ воспитание - процесс сознательно организован≠ного, планомерного и целенаправленного воздействи€ на сознание и поведение развивающейс€ личности с целью формировани€ у нее определенных пон€тий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производствен≠ной, общественной и культурной де€тельности.

Ќаправленна€ и ненаправленна€, стихийна€ формы социали≠зации могут в определенных обсто€тельствах согласовыватьс€, гармонизироватьс€ друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. ¬ последнем случае может возникнуть конфликтна€ ситуаци€, осложн€юща€ и затрудн€юща€ процесс социализации. ѕоскольку стихийна€ форма социализации, детерминированна€ преимущественно микросоциалыюй средой (семь€, компани€ свер≠стников и т.п.), нередко несет в себе немало устаревших, отживших норм, правил, стереотипов поведени€; она может нар€ду с поло≠жительным воздействием на личность оказать на нее негативное вли€ние, способное подтолкнуть ее к отклон€ющимс€ от обще≠прин€тых в обществе норм, к социальной патологии. —ледователь≠но, стихийна€ социализаци€ без включени€ механизмов направ≠ленной социализации может стать ущербной как дл€ формирова≠ни€ личности, так и дл€ определенной социальной общности и общества в целом. ѕоэтому очень важно ее дополнение, а в неко≠торых случа€х и преобразование корригирующим целенаправлен-: ным вли€ни€м направленной социализации.

ќднако и направленна€ социализаци€ отнюдь не во всех случа€х приводит к положительному воспитательному результату, особенно тогда, когда она примен€етс€ в антигуманных, реакци≠онных цел€х (например воздействие фашистской идеологии, про≠поведь расизма, де€тельность деструктивных религиозных сект, наподобие сатанистов и др.). ѕоэтому направленна€ социализаци€ может привести к позитивному формированию личности только в


том случае, если она осуществл€етс€ в соответствии с высокими] нравственными критери€ми человеколюби€, свободы совести, мо-1 рального долга и ответственности, в соответствии с принципами и нормами демократического общества.

≈сли исходить из известного утверждени€, согласно которо≠му человеком рождаютс€, а личностью станов€тс€, то процесс со≠циализации по своему содержанию есть процесс социального ста≠новлени€ и развити€ личности, который начинаетс€ с рождением индивида и продолжаетс€ всю его жизнь. ¬есьма существенным началом, посредством которого осуществл€етс€ социализаци€ лич≠ности, €вл€етс€ ее идентификаци€... —ущность ее заключаетс€ в том, чго человека формирует не столько сама по себе окружающа€ среда, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми он себ€ соотносит, не те нормы и правила, которые существуют в обществе, а те из них, с которыми он себ€ отождествл€ет.  аждый индивид причисл€ет себ€ к определенной группе, т.е. идентифи≠цирует себ€, свое Ђяї с другими Ђяї, которые в своей совокупно≠сти составл€ют определенное Ђмыї (этническое, территориальное, социокультурное, политическое и т.п.), которое и цементирует не≠сколько или множество личностей в социальную общность.

ѕон€тие идентификации было введено в науку знаменитым австрийским психоаналитиком «игмундом ‘рейдом первоначаль≠но дл€ обозначени€ эмоциональной прив€занности ребенка к ма≠тери, а впоследствии- в более широком понимании- стало трак≠товатьс€ в качестве центрального социально-психологического механизма формировани€ способности индивида к самопознанию и саморазвитию. »звестные американские социологи „.  ули, ƒж. ћид, “. ѕарсонс и другие интерпретируют идентификацию как прин€тие индивидом определенной социальной роли и вхож≠дени€ его в определенную социальную группу, как процесс фор≠мировани€ социальных установок.

—огласно ƒж. ћиду индивид, чтобы стать самим собой в] личностном плане, т.е. обладать самостью, должен быть членом] какого-то сообщества. ќн Ђ€вл€етс€ индивидуальностью постоль-1 ку, поскольку принадлежит к какому-то сообществу, поскольку] перенимает в своем собственном поведении установлени€ этогс сообщества (6; 233).

“олько принима€ установки определенного сообщества пс отношению к себе, индивид начинает осознавать себ€ в качестве


члена данного сообщества, т.е. идентифицировать себ€ с ним, а тем самым и развивать свою индивидуальность. ќрганизованное же сообщество (социальную группу), которое обеспечивает инди≠виду единство и развитие его самости, ƒж. ћид, “. ѕарсонс и дру≠гие социологи называют Ђобобщенным другимї. ”становка сооб≠щества - это и есть установка обобщенного другого, воспринима€ и усваива€ которую, личность идентифицирует себ€ с данной общностью и одновременно соответствующим образом направл€ет свое собственное поведение. Ђ»менно в форме обобщенного дру≠гого, Ч пишет ƒж. ћид, Ч социальный процесс вли€ет на поведе≠ние вовлеченных в него и поддерживающих его индивидовї (6; 227). »ндивид же в таком случае принимает установку обобщен≠ного другого, поскольку она выражаетс€ в установках по отноше≠нию к поведению тех или иных индивидов, вместе с которыми он вовлечен в данную социальную ситуацию или данное социальное действие. ќн становитс€ самосознательной человеческой лично≠стью как раз в той мере, в какой принимает организованные соци≠альные установки данной социальной группы, к которой он при≠надлежит, по отношению к социальным проблемам разного рода, с которыми сталкиваетс€ эта группа или сообщество. Ќапример, в политике индивид отождествл€ет себ€ с политической партией и принимает организованные установки этой партии по отношению к остальной части общества, к существующим в обществе соци≠альным проблемам и социальной ситуации, поступа€ в соответст≠вии именно с такими установками.

ќднако развертывание процесса социализации, включа€ действие таких важных его социально-психологических механиз≠мов, как идентификаци€ и вли€ние обобщенного другого, во мно≠гом зависит не только от направленности и силы социализирую≠щего вли€ни€ социального окружени€ Ч группы, общности и т.п., но и от индивидуальностей формирующейс€ личности, €вл€ющих≠с€ внутренними услови€ми, через которые преломл€ютс€ внешние воздействи€. ¬нутренний мир личности, рассматриваемый как сложна€ динамично развивающа€с€ система, предстает в своем функционировании в качестве субъективной стороны личности, определ€емой воздействи€ми окружающей социальной среды, но остающейс€, тем не менее, относительно самосто€тельной и ак≠тивной. ј многочисленные и разнообразные св€зи личности с дру≠гими индивидами, с услови€ми ее быти€, определ€ющими ее жиз-


неде€тельность, выступают в качестве объективной стороны лич≠ности. ќбе эти стороны в процессе социализации св€заны в единое субъектно-объектное взаимодействие, в процессе развертывани€ которого и формируют уникальные индивидуальные качества лич≠ности как активного субъекта социальных отношений и де€тель≠ности.

»з огромного многообрази€ особенностей процесса социа≠лизации, про€вл€ющихс€ по-разному у различных индивидов, со≠циологи€ вычлен€ет только те факторы, которые могу г характери≠зовать значительное число индивидуальное гей, а потому способны объедин€тьс€ в определенные типы, например, возрасшые, поло≠вые, профессиональные, субкультурные и г.п. »менно с учетом таких типологических особенностей выдел€ю! различные этапы социализации.

ѕервый ее этап - младенчество, охватывающее примерно два года жизнеде€тельности, доступно ребенку изначально. ќс≠новной канал социализации на данном этапе общение ќно начи≠наетс€ с обмена улыбками с матерью, с обращени€ к ней и к дру≠гим вступающим с ним в контакт людьми и к домашним живот≠ным (кошки, собаки, попугаи и др.) неартикулированными, но эмоционально-выразительными звуками, а также жестами, мими≠кой. ѕостепенно эти средства общени€ дополн€ют, во многом их замен€ют словесные формы общени€ и поведени€, где слово, ко≠торому ребенка учат взрослые, уже обобщает не одно, а несколько ощущений, чувств, ожиданий и т.п., и €вл€етс€ продуктом вопло≠щени€ социального опыта в нормах и ценност€х культуры. ¬ св€зи с такой особенностью развертывани€ процесса социализации мышление, ценностные ориентации и продуктивное воображение в младенческом возрасте развиваетс€ гораздо медленнее и слабее, чем общительность, вырастающа€ из глубокой прив€занности ре≠бенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, т.е. к тем люд€м, с кото≠рыми он находитс€ в посто€нном общении.

¬торой этап социализации Ч детство, простирающеес€ примерно от двух до шести лет, т.е. до поступлени€ ребенка в школу. ¬ этот период ведущим каналом социализации становитс€ игра, в первую очередь ролева€ игра, котора€ представл€ет собой эмоционально-образное воссоздание поведени€ и действий взрос≠лых, но осуществл€ющеес€ в игровой форме ќсновной форми≠рующей ребенка в этом возрасте формой де€тельности становитс€ освоение различных ролей в игре в пр€тки, в куклы, в войну, в ав-


югонки и т.п., а также общение его с миром сказок, книжек с кар-i инками, художественно оформленных настольных игр, мульт≠фильмов, видеофильмов, детских песен. ¬ этом возрасте развитие воображени€, фантазии и активно-вопрошающего отношени€ к миру (пресловутые Ђпочемучкиї) значительно опережают обрете≠ние знаний и развитие умственных способностей.

“ретий этап социализации начинаетс€ с переломного дл€ формирующейс€ личности событи€ Ч перехода от Ђвозраста игрї к Ђвозрасту учени€ї в школе, заверша€сь другим переломным собы≠тием Ч половым созреванием. ќн охватывает возрастную когорту от 6-7 до 13-14 лет. «десь оп€ть-таки измен€етс€ доминанта социа≠лизирующего процесса - ею становитс€ обучение и по знание мира, осуществл€емое с помощью учителей, учебников, активного при≠общени€ к художественной литературе, другим видам культуры “акое изменение направленности и средств социализации приво≠дит к активному, опережающему все другие психические процес≠сы, развитию абстрактного мышлени€, оттесн€ющего на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большинства учащихс€) одновременно с ослаблением эмоцио≠нальной отзывчивости и потребности общени€. ѕоследнее стано≠витс€ более избирательным, но зато и более стабильным, что на≠ходит свое воплощение прежде всего в дружбе, котора€, возникнув в школьные годы, сохран€етс€ нередко на всю жизнь.

„етвертый этап социализации начинаетс€ еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки превращаютс€ в юношей и девушек, приобща€сь к миру взрослых людей, а верхним рубежом Ч завершение учебы ¬ этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирующейс€ личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных прин≠ципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих лю≠дей, в самосто€тельном обдумывании и конструировании системы ценностей, св€занных с ними ценностных ориентации. —охран€ет≠с€ социализирующа€ доминанта, воплощенна€ в потребности по≠знани€ мира и окружающих людей, но она измен€ет свою дисло≠кацию: юноша, обдумывающий житье, стремитс€ получить нуж≠ные ему знани€, ценности, систему оценок и представлений о доб≠ре и зле, благородстве и подлости не из учебников и уроков, а из собственного опыта и общени€ со сверстниками, из активного приобщени€ к художественной литературе, музыке, театру, не-

I 283


сколько позже - к политической, религиозной и иной активной де€тельности. »менно в этот период происходит формирование жизненных позиций будущих революционеров, музыкантов, по≠этов, актеров, спортсменов, конструкторов, математиков и т.д. ѕри≠обретение из разных источников, а не только из учебников, раз≠личных знаний, жизненных наблюдений, оценок, - одним словом, разнообразного жизненного опыта, становитс€ теперь преимуще≠ственным средством формировани€ самосознани€, мировоззрени€, жизненной позиции. ¬ это врем€ в воспитании и самовоспитании молодого человека резко возрастает роль культуры, прежде всего искусства; его узкий личный жизненный опыт расшир€етс€ и обо≠гащаетс€ опытом героев, живущих в мирах, созданных Ћ. “олс≠тым, ”. Ўекспиром, ѕ. „айковским, ‘. ‘еллини и других масте≠ров культуры, а также вовлечением в сферу спорта, политики, рек≠ламной де€тельности и т.д.

„етвертым этапом завершаетс€ дотрудова€ стади€ социали≠зации и открываетс€ путь к следующей ее стадии - трудовой. ќна начинаетс€ п€тым этапом социализации, знаменующим собой пе≠реход от систематического обучени€ к продуктивному труду ¬ этот этап человек входит в качестве социально и духовно сформи≠ровавшейс€ личности, обладающей более или менее разносторон≠не развитым сознанием и самосознанием, более или менее проч≠ными мировоззрением, системой ценностей и социальных устано≠вок. “от факт, что в процессе развертывани€ этого этапа личность не только усваивает социальный опыт, но и активно воспроизво≠дит его, обогащает его новым содержанием, придает особое соци≠альное значение именно этому периоду. Ќа этом этапе важную роль приобретает специализаци€, выражающа€с€ в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его производительности, а с другой - профессионально-квалифика≠ционному развитию личности. —пециализаци€ резко интенсифи≠цирует развертывание социализационного процесса, который на этапе трудовой де€тельности осуществл€етс€ на трех уровн€х со-; циализации личности: 1)как члена специфической профессио^ нальной группы (микроуровень); 2) как члена конкретного трудо-j вого коллектива или организации (микроуровень); 3) как принад-j лежащего к работающей части населени€ определенного государ≠ства (макроуровень).

—оциализаци€ на этом этапе приобретает две возможност! соединени€ с процессом культурализации, т.е. приобщени€ личн


еж к ценност€м, нормам и идеалам культуры. ќдна из них, огра≠ничивающа€ духовное развитие личности, заключаетс€ в том, что человек, завершив определенный уровень обучени€ в системе об≠разовани€, стремитс€ сохранить (нередко Ч забыть) усвоенные шани€, ценности, вкусы. ¬тора€, создающа€ широкие возможно≠сти дл€ дальнейшего духовного развити€ личности, про€вл€етс€ в гом, что человек, став взрослым и начав свой самосто€тельный трудовой путь, продолжает овладевать богатствами культуры по≠средством самообразовани€, самовоспитани€, саморазвити€. Ётот путь неустанного духовного обогащени€ личности через активное включение в сферу культуры особенно значим в нашу эпоху, когда значительно расширилс€ круг интеллектуально развитых людей, подготовленных предшествующим образованием и воспитанием к самосто€тельному духовному развитию, а демократизаци€ обще≠ства сн€ла идеологические, цензурные и другие препоны дл€ при≠общени€ к культурным ценност€м различных эпох, народов и стран, к подлинным ценност€м мировой культуры.

«авершение трудового этапа социализации смыкаетс€ с на≠чалом ее шестого этапа, завершающей стадии - после трудовой де€тепьноспт, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Ётим этапом охватываетс€ весь период пенсионерского существо≠вани€ личности. ѕроблемы жизнеустройства людей пенсионного возраста в современном обществе приобретают большую социаль≠ную значимость, так как в структуре народонаселени€ люди пожи≠лого возраста занимают значительное место. ѕоэтому проблемы послетрудовой стадии социализации станов€тс€ очень актуальны≠ми и важными, особенно в св€зи с углубл€ющимс€ социальным расслоением общества на богатых и бедных и значительно более масштабным представительством пожилых людей в составе бед≠н€ков.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 273 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

505 - | 491 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.037 с.