Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 4 страница




Условия жизнедеятельности населения в той или иной посе­ленческой структуре определяют возможности социального разви­тия человека. Они подразделяются на два типа.

Первый из них- условия производственной деятельности -содержание, характер труда, его оплата, возможности повышения квалификации, перемены вида трудовой деятельности, профессии и т.п.


Второй - условия непроизводственной жизни: образования, просвещения, культуры, семейно-брачной жизни, общения, отды­ха, проведения свободного времени, физического развития, здра­воохранения и т.п.

Эти два типа условий подразделяются вдоль оси различений: производство — непроизводственная деятельность.

Однако, при всей важности социальной деятельности чело­века как его социального жизнеобразугощего фактора, человече­ский индивид как биосоциальное существо живет и действует в определенной окружающей среде - природной и социальной. А это означает, что условия жизнедеятельности человека в опреде­ленной поселенческой структуре должны быть рассмотрены и оценены еще по одной оси различений - средовой. В зависимости от содержания и особенностей среды условия жизнедеятельности человека подразделяются также на два типа.

Первый из них- природная среда, существующая до и неза­висимо от человека, от его многообразной деятельности. Второй — искусственно созданная среда, сотворенная человеком в процессе его трудовой деятельности: здания, сооружения, транспортные средства, средства коммуникации и т.д.

Таким образом, вся совокупность жизнедеятельности инди­видов и социальных групп в определенной территориально-посе­ленческой структуре определяемся взаимодействием многообраз­ных факторов, которые следует сгруппировать по четырем типам.

1. Производственная деятельность (среда).

2. Непроизводственная среда.

3. Природная среда обитания.

4. Искусственно созданная человеком среда.

Из этих четырех взаимосвязанных компонентов в большин­стве случаев город имеет преимущество перед другими типами поселений по трем из четырех названных компонентов:

- условия труда;

- условия непроизводственной сферы;

- искусственная среда и ее благоустроенность, уступая де­
ревне только в одном - в благоприятности природной среды.

В связи с этим важное социальное и социокультурное значе­ние имеет дихотомическое членение социально-территориальных общностей на два основных типа по способу организации посе­ленческой структуры и особенностям ее функционирования - го­род и деревню.


Город представляет собой исторически сложившуюся со­циально-территориальную общность, обладающую полиструк­турностью, доминированием высокоразвитой искусственной ма­териально-вещественной среды над природной, концентрирован­ным типом социально-пространственной организации людей, ко­торая характеризуется ратоооразием трудовой и непроизводст­венной деятельности населения, спецификой его состава и образа лсизни.

Для города характерны:

1. Разнообразие трудовой деятельности населения- про­
мышленность, транспорт, связь, сфера услуг и др.

2. Многообразие непроизводственной деятельности — обра­
зование, здравоохранение,культура, наука.

3. Социальная и профессиональная неоднородность населе­
ния: рабочие, инженеры, учителя, врачи, профессора, актеры, писа­
тели, музыканты, предприниматели, хозяйственные руководители,
милиционеры, судьи, адвокаты, работники сферы управления и т.п.

4. Мощное развитие транспортных, телефонных и иных
средств коммуникаций.

5. Наличие органов, исполняющих властные, управленче­
ские и исполнительские функции - мэрия, городской совет депута­
тов, гор (рай) отделы милиции, суд, прокуратура, банки, различ­
ные учреждения.

6. Развитие специфического городского образа жизни, для
которого чаще всего характерно отсутствие приусадебного хозяй­
ства, оторванность от земли, преобладание анонимных, деловых,
кратковременных контактов в межличностном общении, затухание
соседских связей, относительная замкнутость семей и индивидов
не только в пространственном, но и в социальном отношении. По­
следнее, в частности, характеризуется такими особенностями, как
«эффект лифта», когда соседи, даже встречаясь в лифте, не знают
друг друга, или «одиночество в толпе».

Все это вместе взятое предопределяет более интенсивное и многообразное социальное развитие, быструю переключаемость людей с одного вида занятий на другие, возможность смены про­фессий, специальностей, вида деятельности, перемены места жи­тельства и т.п. Город характеризуется полиструктурностью, кон­центрированным типом социально-пространственной организации людей. В силу совокупного действия всех названных особенностей городское население более развито в общеобразовательном, куль-


турном, технически-производственном отношении, чем сельское. Вместе с тем город органически взаимосвязан с деревней как пар­ный элемент дихотомии социально-территориальной целостности общества.

Основные тенденции, закономерности и особенности воз­никновения, изменения и развития городской территориально-поселенческой структуры исследует социология города. Объектом ее изучения являются генезис, сущность, основные особенности и тенденции развития города как специфической и целостной соци­ально-территориальной системы. Она изучает место и роль города в обществе и в системе расселения; особенности городского образа жизни и городской культуры; характер, направленность, циклы воспроизводства городских подсистем и города как целостного ор­ганизма; динамику городского управления и самоуправления; со­циальные факторы и следствия миграции населения и процессов урбанизации; взаимосвязь социально-классовой структуры и посе­ленческой сети, — на основе чего разрабатываются методы управ­ления, прогнозирования и проектирования развития городов.

В отличие от города деревня как специфическая сог/иально-территориалъяая общность характеризуется доминированием природных условий над искусственной материально-вещной средой, рассредоточенным типом социально-пространственной организа­ции людей, значительным однообразием их производственной дея­тельности, сосредоточенной главным образом в сфере сельского хозяйства. Деревня отличается от города также длительностью закрепления одних и тех же функций, ограниченностью и бедно­стью возможностей социокультурного развития.

Социальное своеобразие деревни выражается в следующих особенностях:

1) подчиненность трудовой деятельности ритмам и циклам
природы, связанная с этим неравномерность трудовой занятости в
различные времена года, более тяжелые условия труда вследствие
более низкой энерговооруженности, технической оснащенности
сельскохозяйственного производства по сравнению с городскими
предприятиями;

2) меньшая, чем в городе степень социально-экономического
развития;

3) преимущественно малая плотность населения и неболь­
шое число жителей;


4) относительная малочисленность видов трудовой деятель­
ности и обусловленная этим значительно большая, чем в городе,
социальная и профессиональная однородность населения;

5) гораздо меньшие условия и возможности образовательно­
го и социокультурного развития;

6) достаточно высокая стабильность населения — около 60 %
сельчан Беларуси проживают в деревнях непрерывно (разумеется,
при краткосрочных выездах в город) со дня рождения;

7) связанные с этим специфические особенности деревен­
ского образа жизни: тесная связь всей жизнедеятельности с зем­
лей, наличие приусадебного хозяйства, большая слитность труда и
быта, слабо развитая трудовая мобильность, более простые нормы
общения между людьми, важная роль традиций, обычаев, местных
авторитетов, общественного мнения и ценностных ориентации
деревенских жителей.

Место и роль сельской территориально-поселенческой струк­туры в развитии общества и системах расселения; основные факто­ры, влияющие на происходящие здесь социальные процессы; осо­бенности сельского образа жизни, свойственных ему особенностей культуры, общения; процессы социального воспроизводства сель­ского населения как специфической социально-территориальной общности, — составляют предмет социологии деревни.

Выяснив социальную сущность двух основных типов соци­ально-территориальной структуры общества- города и деревни, своеобразные особенности каждого из них, мы можем более опре­деленно и конкретно представить себе содержание и социальную роль урбанизации.

Урбанизация (от латинск. urbanus) — процесс сосредоточе­ния населения, экономической, политической и культурной жизни в крупных городах и связанного с этим возрастания роли городов в развитии общества, в распространении черт и особенностей, свойственных городскому образу жизни, па все общество, в том числе в сельской местности.

Основными признаками урбанизации являются: возрастание доли городского населения; высокая плотность и степень разме­щения сети городов по территории страны; транспортная и другая доступность крупных городов для населения других поселенче­ских структур; возрастающее разнообразие видов трудовой дея­тельности и досуга населения.



 


Отметим, что урбанизация - это отнюдь не механическое изменение численности городского и сельского населения в пользу первого. Объективно переезд в крупный город означает переме­щение к сконцентрированным здесь разнообразным возможностям трудоустройства и реализации способностей, к социальным и культурным благам, к источникам производства и приобретения новых вещей, реализации новых потребностей и интересов

Очень существенным признаком урбанизации является так­же возникновение новых городов и быстрый их рост как по коли­честву населения, так и по концентрации в них промышленности За последние 30-40 лет в Беларуси возникли 1акие новые, быстро развивающиеся города, как Новополоцк, Солигорск, Светлогорск и др. Строительство новых городов, их быстрое развитие приводит к интенсификации процессов не только изменений территориаль­но-поселенческой структуры общества, но и его социальной, про­фессионально-квалификационной структуры. Дело в том, что в но­вых городах, как правило, создаются новые отрасли промышлен­ности (нефтехимическое производство в Новополоцке, производ­ство калийных удобрений в Солигорске, химволокна- в Светло­горске), а это вызывает к жизни новые виды трудовой деятель­ности, новые профессии, новые потребности, интересы и цен­ностные ориентации. Соответственно создаются новые виды и формы обучения людей, возникают новые учебные заведения с но­выми наборами специальностей, например, Новополоцкий плитех-нический университет. Все это сопровождается созданием и разви­тием новых учреждений культуры, бытового обслуживания; зна­чительным разнообразием не только видов труда, но и способов освоения достижений культуры. Все это вносит существенные из­менения в динамику социальных слоев и групп, их перемещение.

Кроме городских и сельских поселенческих структур и из­менения соотношения между ними в результате урбанизации, важную роль в динамике социально-территориальных общностей играют регионы. Регион- это определенная часть страны, отли­чающаяся совокупностью природно-естественных и исторически сложившихся особенностей. Чем более обширна по своей терри­тории страна или чем больше различных природно-климатических зон она имеет, тем более разнообразны имеющиеся в ней регионы. В России, например, существуют весьма существенные особенно­сти районов Крайнего Севера или Дальнего Востока по сравнению! с Краснодарским и Ставропольским краями, расположенными на|


юге страны. В Испании отчетливо выделяются своим экономиче­ским и социокультурным развитием, этническими особенностями, своеобразием традиций и обычаев Андалузия и Каталония.

В Беларуси в силу компактности ее территории и отсутствия резко различающихся друг от друга природно-ландшафтных и климатических зон столь резкое разграничение регионов не на­блюдается. Однако и в нашей республике существуют региональ­ные отличия между ее восточными и западными областями. В Гродненской области, например, особенно в ее западных, пригра­ничных с Польшей районах, сказывается географическая близость Варшавы. Кроме того, здесь существуют и исторические предпо­сылки регионального своеобразия, обусловленные особым местом в истории польской государственности г. Гродно, ставшего в эпо­ху Просвещения временным убежищем короля Станислава Поня-товского. Важную роль сыграл и культурный фактор: многие вы­дающиеся деятели польской культуры родились на Гродненщине -Адам Мицкевич, Ян Чечет, Томаш Зан, Элиза Ожешко и др. По­этому и в настоящее время в этом регионе более ощутимо, чем в других областях Беларуси, сказывается влияние католицизма и польской культуры, в то время как в восточных областях гораздо сильнее влияние православия, более отчетливо выражено тяготе­ние к русской культуре. Все это проявляется в традициях, обыча­ях, обрядах, в ценностных ориентациях. Так, в период подготовки договора о Союзе Беларуси и России полностью, безо всяких ого­ворок поддержали создание такого Союза более 73 % жителей Го­мельской области и 40,9 % (т.е. в 1,8 раза меньше) - Гродненской.

Если суммировать совокупность отличительных особенно­стей и условий жизнедеятельности людей в поселениях различного типа и различных регионах, то можно сказать, что специфика со­циально-территориальной общности определяется:

1) историческими особенностями развития данной общно­
сти: ее прошлым и настоящим, свойственными ей традициями,
обычаями, отношениями, особенностями труда и быта и т.п.;

2) экономическими условиями — структурой экономики, осо­
бенностями разделения труда, профессиональным составом насе­
ления, его трудовой мобильностью и т.п.;

3) социально-политическими условиями - степенью вовле­
чения населения в принятие управленческих решений, особенно­
стями и эффективностью управления и самоуправления, отноше­
нием населения к властным и управленческим структурам;


4) социокультурными условиями— наличием или отсутстви­
ем учреждений образования, культуры, науки, соответствующих
отрядов интеллигенции и др.;

5) экологическими условиями — особенностями природно-
ландшафтной среды, наносимым ей ущербом, эффективностью ее
воспроизводства, охраны и т.п.

В соответствии со структурой социально-территориальной организации жизнедеятельности складывается определенная ие­рархия (соподчиненность) социально-территориальных общностей разного ранга. Для Беларуси они таковы:

1. Высшая- все население Республики Беларусь как специ­
фическая социально-территориальная общность.

2. Областные социально-территориальные общности.

3. Районные (городские) социально-территориальные общ­
ности.

4. Поселковые и сельские социально-территориальные общ­
ности.

Но какой бы иерархический ранг или какой бы то ни было тип (городской или сельский) поселенческой структуры мы ни рассматривали, всегда и везде на передний план в социологиче­ском исследовании выдвигается население страны, области, горо­да, района, поселка, деревни. Под народонаселением понимается совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в пределах определенных социально-территориальных общностей -страна, регион, город, деревня и т.п. Когда социологи говорят о социально-территориальных общностях, они не забывают, что в состав этих территориально-поселенческих структур входят ком­плексы зданий, сооружений, транспортных средств и т.п., но глав­ную роль в этих общностях играют люди, создающие такие здания и сооружения, обживающие определенные территории, строящие на них города и села, создающие необходимую для жизни в них структуру жизнеобеспечения - заводы, школы, больницы, магази­ны и т.п. А высшую ранговую структуру во всех этих социально-территориальных общностях представляет народ. Народ - это со­вокупность всех социальных общностей, слоев и групп, запятых в различных видах деятельности в системе общественного разделе­ния труда, имеющих общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни, а также чувство принадлежно­сти к единой социально-исторической общности. Народ выступа­ет носителем многовекового коллективного опыта, социокультур-


ных ценностей - языка, культуры, исторической памяти и государ­ственности, основным создателем материальных и духовных цен­ностей, вершителем своей собственной судьбы.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое социально-территориальная общность?

2. Каковы две основных составляющих социально-территориальной
структуры?

3. Каковы четыре главных фактора, создающие условия жизнедеятель­
ности людей в территориально-поселенческой структуре?

4. Какова социальная сущность города (его определение) и в чем со­
стоят его характерные особенности?

5. В чем состоит социальная сущность деревни (ее определение), како­
вы ее характерные особенности?

6. Что такое урбанизация?

7. Какими факторами определяется специфика социально-территориаль­
ной общности?

8. В чем состоят особенности народа как исторической социальной
общности?

Литература

1. Бабосов Е.М. Социальное развитие деревни: состояние, тенденции и
перспективы выхода из кризиса. Черкассы, 1993.

2. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В., Садовский Э.Г.
Социальная стратификация городского населения //Социологичес­
кие исследования. 1995. № 5.

3. Зиновский В.И. Численность и основные социально-демографичес­
кие характеристики населения Республики Беларусь по данным пе­
реписи населения 1999 г. //Социология. 1999. № 4.

4. Комаров М.С. Территориальная общность и поведение личности.
Урбанизация как образ жизни //Введение в социологию. Гл. 4, § 3.
М., 1994.

5. Макеев С.А. Социальные перемещения в крупном городе. Киев, 1989.

6. Проблемные ситуации в развитии города /Под ред. О.И. Шкаратана.
М., 1988.

7. Социально-территориальные общности. Социология города и со­
циология деревни //Социология /Под. ред. Г.В. Осипова. М., 1990.

8. Социально-территориальная структура общества //Социология: наука
об обществе. Под. ред. В.П. Андрущенко, В.И. Горлача. Харьков, 1996.


Глава 17. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

На протяжении последнего десятилетия XX столетия резко возрос интерес к таким специфическим компонентам социальной структуры общества, каковыми являются этносы и нации. В это время изумленному человечеству был преподнесен такой много­цветный букет идей и программ национального и этнического су­веренитета, такой всплеск межнациональных конфликтов, что это побудило многих социологов, политологов, публицистов загово­рить о «взрыве этничности», об «этническом шоке». Проявления этого шока весьма разнообразны. Это и широкое распространение неонационализма, нередко принимающего религиозную окраску, что особенно отчетливо выражено в исламском фундаментализме; это и распад таких многонациональных государств, как СССР и Югославия; это и «бракоразводный процесс» чехов и словаков; это и вооруженные конфликты под знаменами гиперэтнизма в бывшей Югославии, в Приднестровье, Таджикистане, Закавказье и на Се­верном Кавказе; это и требования «этнической чистоты» страны со стороны новоявленной этнократии в Эстонии и Латвии. При общ­ности многих черт, объединяющих такие разнородные процессы, каждый этнонациональный конфликт отличается своим индивиду­альным характером, но все они вместе перерастают не только в общеевропейскую, евроазиатскую, айв глобальную проблему со­временности.

И все-таки, как бы много ни говорили об «этническом шоке» и «ренессансе этничности», более внимательный и вдумчивый анализ убеждает в том, что чаще всего этнонациональные кон­фликты не проявляются в чистом, дистиллированном виде, а ока­зываются сопряженными с социальными, государственными, тер­риториальными противоречиями. А это, в свою очередь, свиде­тельствует о том, что, во-первых, этнонациональный конфликт, как правило, возникает при расхождении между социально-по­литическими и этническими компонентами общественного разви­тия, а во-вторых, и это главное, что этнические компоненты орга­нически вплетены в социальную структуру общества. Следова­тельно, чтобы правильно понять глубинную природу и социаль­ную сущность этничности как специфического социального фено­мена, необходим не только этнологический, но и социологический подход к этому феномену, позволяющий исследовать и интерпре-


тировать этнические и национальные общности как существенные компоненты социальной структуры общества, в органической взаимосвязи с другими его компонентами, будь это белорусы, ли­товцы, поляки, евреи и т.п. Поэтому этническая, национальная общность должна рассматриваться в контексте системно-струк-урных представлений в качестве одной из социальных групп, на­ходящихся в многообразных взаимодействиях с другими социаль­ными группами и институтами.

Важность и необходимость социологического анализа этно­сов и наций в терминах социальной стратификации становится тем более обоснованной, что этнические установки и притязания, вы­растающие порой до этнического нарциссизма, этноприоритетного национализма, этнического доминирования, этнократии, - начи­нают преобладать в отношениях между различными социальными группами и государствами в случаях, когда социально-экономи­ческие, политические, социокультурные интересы индивидов и групп по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены, т.е. когда общество оказывается в состоянии кризиса. Тогда фено­мен этничности, имеющий глубокие исторические корни в бессоз­нательных симпатиях и антипатиях, обрядах, традициях, нацио­нальной культуре, образе жизни людей, становится сильнодейст­вующим интегрирующим фактором для людей одной националь­ности, приводит к их сплочению и противостоянию другим этни­ческим группам. Вследствие этого этничность превращается в мощный социальный фактор, противостоящий таким повсеместно признанным критериям социальной стратификации, как доход, об­разование, власть и т.п., определяющим в своей совокупности со­циальные позиции индивидов и групп, их место и роль в социаль­ной структуре общества В таких условиях люди одной этнической группы, ощущая себя обделенными в экономическом, политиче­ском, культурном, языковом или другом отношении, объединяют­ся на базе общих им этнических ценностей для того, чтобы попы­таться изменить сложившуюся систему социальной стратификации.

Но этничность (или этническая общность) - понятие очень широкое, под него подпадают такие различные этнические груп­пы, как племя, народность, этнос и нация. Поэтому необходимо уяснить, в чем состоят сходства и различия этих этнических обра­зований, которые в процессе исторического развития могут преоб­разовываться друг в друга в общем процессе перехода от племени к этносу, а от него - к нации.


Племя — это такая природно-социалъпая общность людей, которая характерна для первобытнообщинного строя, объедине­на кровнородственными связями, представляет совокутюстъ двух или нескольких родов, отличается от других племен своей терри­торией, языком, культурой, религиозными верованиями.

Так, на территории современной Беларуси в IX-X столетиях н.э. проживали восточнославянские племена кривичей, радимичей и дреговичей. Людей того времени объединяли в единое племя кровнородственные связи, проживание на единой территории, на­личие общего разговорного диалекта, зачатки политической вла­сти (совет старейшин, племенной вождь), а также общие прими­тивные религиозные верования - тотемизм, фетишизм и др. Ха­рактерна привязка названия племен к особенностям природно-ландшафтной среды их обитания. Например, самая обширная вос­точнославянская общность того времени- кривичи- расселились на верховьях Волги, Двины и Днепра, на территориях современной Минщины и Смоленщины, для которой характерно чередование множества возвышений и низин и которую вполне логично наши предки назвали «кривой». В отличие от них дреговичи заселяли значительную часть территории вдоль Припяти, где преобладала болотистая местность - «дрыгва».

Развитие экономической жизни, более высокий уровень ма­териальной, духовной культуры и политических отношений при­водит к возникновению новой, более развитой и сложной, а вместе с тем и более обширной этнической общности — народности. Для этого процесса характерны вытеснение кровнородственных отно­шений товарными, социальное расслоение на знать (князья) и ос­тальных соплеменников, замена власти племенного вождя властью князя (Рогволод - у полоцких кривичей, Тур - у дреговичей), соз­дание аппарата для сбора дани и княжеского войска для защиты от вражеских набегов. Народность, в отличие от племени, обладает сформировавшимся надплеменным языком, наличием фольклор­ной (т.е. народной) культуры в виде сказаний, былин, обрядов, обычаев, институтами власти, для нее характерно социальное рас­слоение и наличие частнособственнических отношений.

Таким образом, народность - это исторически сложившая­ся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая в прогрессе этнической эволюции за племенем и предшествующая нации. Сложившись еще в эпоху феодализма, некоторые народности существуют поныне не только


в развивающихся, но и в индустриально развитых государствах, например, уэльсцы и нормандцы в Великобритании; эвенки, чук­чи, нивхи - в России и др. Наиболее крупные из народностей в процессе исторического развития консолидируются в нации.

Племена и народности представляют собой две исторически следующие друг за другом ступени развития этноса. Что же такое этнос?

Под этносом понимается естественно сложившаяся в опре­деленной ландшафтной среде, исторически близкая к формирова­нию изначальной социокультурной специфики человека как соци­ального существа, общность, базирующаяся на общих для нее спе­цифических архетипах - подсознательных коллективных пред­ставлениях о добре и зле, самобытных обычаях и культурных традициях, обусловливающих жесткое разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Как подчеркивает А.С. Ахиезер, эт­нос представляет собой форму .жесткой внутренней интеграции, в основе которой лежит представление о том, что все общности вне «мы» - нечто чуждое, несущее в себе абсолютную реальную и по­тенциальную враждебность людям, т.е. членам данного этноса. Практически это означает, что исторически исходным отношением между этносами является господство конфликта, преобладание взаимоотталкивания, возможно, взаимоистрсбления (2; 79).

С точки зрения известного исследователя этногенеза Л.Н. Гумилева, этнос необходимо рассматривать как динамиче­скую целостную систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. У этой системы существует целый ряд отличительных признаков, три из которых являются определяющими.

1. Этнос - это «явление, лежащее на границе биосферы и со-
циосферы».

2. Этнос как система «постоянно обменивается с окружаю­
щей средой энергией и энтропией, а этот обмен регулируется куль­
турной традицией, которая равно взаимодействует с общественной
и природной формой движения материи».

3. Этносам свойственна комплиментарность, т.е. ощущение
подсознательной взаимной" симпатии или антипатии, определяю­
щее противопоставление себя всем остальным по принципу
«свои» — «чужие».

В данной концепции этногенез рассматривается как резуль­тат интенсивного усвоения общностью людей уникального при-


родного ландшафта, а это предполагает идею константности этни­ческих различий, обусловленную константностью природных ус­ловий различных регионов, идею несовпадения этнического и со­циального ритмов человеческой истории. В силу этого этногенез носит более глубинный характер, чем социальные трансформации, и его основные характеристики («пассионарность», «старение» и др.) не зависят от социального строя, политической системы, со­циокультурных перемен (7; 103, 23 1-232, 250, 497).

Несколько иную, причем более широкую по своим компо­нентам маркировку этноса дают американские социологи и этно­логи Дж.М. Йингер и М. Нэш. Первый из них утверждает, что эт­ническую группу 1)считают отличной от других по сочетанию следующих черт: язык, религия, раса, родина предков и культур­ное наследие; 2) члены группы также считают себя отличными от других; и, 3) они участвуют в общей деятельности на основе обще­го происхождения (реального или мифического) и общей культуры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 272 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2187 - | 2073 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.