Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 10 страница




Взаимосвязь основных этапов социализации личности, осо­бенностей каждого из них и основных видов деятельности, прису­щих этим этапам, отображена на рис. 27.

Важное значение в социологии придается факторам и аген­там социализации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются: 1) биологические (в частности, биологическая наслед­ственность индивида); 2) психологические (влияние на процесс со­циализации темперамента, характера, способностей формирую­щейся личности и т.п.); 3) социальные (экономические, политиче­ские, в частности, государственное устройство, культурные).



 


I


Э. Гидденс, - мы будем понимать группы и социальные контек­сты, в рамках которых совершаются процессы социализации» (1; 82). Первоначальным и очень важным из этих социальных агентов является семья, представляющая собой не только первич­ную группу (по терминологии американского социолога Ч. Кули), характеризующуюся тесными, непосредственными связями и со­трудничеством и заключающую в себе тот особый тип сопережи­ваний и взаимного отождествления, для которого «мы» является естественным выражением (3; 328), но и естественную модель, микромир широкого социального макромира.

В силу своей относительной устойчивости и стабильности, наличия эмоционально насыщенных взаимодействий, основанных на дружбе и любви, наличия определенной организации в ней че­ловеческого общежития с определенными правилами, обязанно­стями, нормами поведения, соответствующей системой ценностей и оценок, семья получает широкие возможности для формирова­ния личности как живой целостности, как существа индивидуаль­ного и одновременно социального.

Школа является вторым важнейшим агентом социализации, ибо она выводит передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального непосредственного контакта родителей и детей, осуществляет силами учителя (ряда учителей) продуктивное обу­чение и образование большой группы учеников, передавая им еди­ные для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе.

Важным агентом социализации является и трудовой коллек­тив, который специализирует и профессионализирует социализи­рующее воздействие социальной среды на личность, развивая и поддерживая не только ее приверженность усвоенным ценностям, нормам, традициям, но и ее индивидуализированное их воспроиз­водство, приводящее к новаторству, к обновлению, расширению и обогащению социального опыта как индивида, так и социальной группы (общности).

Очень важную социализирующую роль в формировании личности выполняет система культуры. Представляя собой само­развивающуюся систему творческой человеческой деятельности и продуктов этой деятельности в виде ценностей, норм, правил, об­разцов поведения, - культура оказывает определяющее влияние на формирование и развитие личности. Великий русский писатель


Ф.М. Достоевский усматривал важную социализирующую миссию художественной литературы и в целом культуры в том, что она де­лает два шага навстречу человеку. Первый ее шаг состоит в том, чтобы сделать из индивида личность, обладающую собственным неповторимым, уникальным «Я», ибо, прежде чем стать кем-нибудь: крестьянином, инженером, врачом, писателем и т.п., чело­век сначала должен стать самим собой (позже американский со­циолог Ч. Кули назвал это «самостью»). Но если культура ограни­чится только этим шагом, то сформировавшееся «Я» сможет само­возгордиться, вознестись в своих вожделениях выше всех людей, что проявляется в индивидуализме, нарцисизме, может даже в сво­ем самомнении и самовознесении «переступить закон», т.е. стать преступником. Поэтому, считал Ф.М. Достоевский, необходим вто­рой шаг культуры к человеку, заключающийся в том, чтобы сфор­мировать у него привычку и потребность относиться к другому человеку именно как к человеку, уважать его стремления, мысли, взгляды, убеждения, его позицию. Только идя таким путем, куль­тура способна сформировать социально развитую, духовно бога­тую личность, в которой органически соединены стремления к истине, добру и красоте.

Эта идея Ф.М. Достоевского нашла свое преломление и кон­кретизацию в деятельности американских социологов, поборников культурного детерминизма (Ф. Боаз, Р. Бенедикт, М. Мид). Р. Бе­недикт, в частности, утверждал, что личности - это крошечные ко­пии окружающей их культуры, поэтому «культура- предписание личности». Обосновывая решающую роль культуры в социальном становлении индивида, М. Мид сделала вывод: «культура - это ис­точник личности».

Разумеется, культура оказывает социализирующее влияние на формирование личности не обособленно от других институтов социализации, а вместе с ними и через них, что резко усиливает воспитательный результат этого процесса. Все институты социа­лизации, взаимодействуя друг с другом, оказывают мощное воз­действие на две основные тенденции в формировании личности и ее социальном развитии: 1) тенденцию усвоения индивидом соци­ального опыта, ценностей и норм культуры и 2) тенденцию твор­ческого их воспроизводства, обогащения и преобразования в дея­тельности личности как активного субъекта общественно-истори­ческого процесса.


1.

2. 3.

4. 5. 6.

7.


Вопросы для самоконтроля и повторения

В чем состоит сущность социализации личности? Каковы особенности ненаправленной (стихийной) и направленной социализации?

Какова социализирующая роль идентификации и обобщенного дру­гого?

Каковы основные этапы социализации личности? Какие факторы влияют на социализацию личности? В чем состоит роль таких агентов социализации, как семья, школа, трудовой коллектив? В чем заключено социализирующее значение культуры?


Литература

1. Гидденс Э. Социология. Гл. 3. М., 1999.

2. Кравченко А.И. Введение в социологию. Гл. 4. М., 1995.

3. Кули Ч. Социальная самость //Американская социологическая мысль.
Тексты. М., 1996.

4. Кули Ч. Первичные группы //Американская социологическая мысль.
Текс1ы. М., 1996.

5. МидДж. Интернализованные другие и самос!Ь //Американская со­
циологическая мысль. Тексты. М., 1996.

6. Мид Дж. Азия //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
//Американская социологическая мысль. Тексты М., 1996.

8. Смелзер Н. Социология. Гл. 4. М., 1994.

9. Фролов С.С. Социология. Гл. 4. § 4.2. М., 1996.

Глава 22. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

Каждый человек в своей жизни взаимодействует с множест­вом других индивидов. В этом огромном пространстве социальных взаимодействий мы замечаем, что поступки людей, их отношения друг с другом в решающей степени определяются положением, которое они занимают в обществе. Нам легко представить прези­дента страны, выступающего с речью на заседании парламента, но трудно представить крупного банкира или предпринимателя, про­сящего милостыню в проходе у станции метро «Октябрьская» в Минске. Положение, занимаемое человеком в обществе и связан-

10 Зак 2030 289


ное с определенными правами и обязанностями, называют соци­альным статусом. Термин «статус» вошел в социологию из латин­ского языка и первоначально, в Древнем Риме, означал правовое положение юридического лица. Спустя две тысячи лет, в конце XIX века, английский историк Г.Д.С. Мейн начал употреблять его в социологическом смысле- для обозначения социальной пози­ции, занимаемой той или иной личностью в социальной структуре общества. Существенный вклад в развитие теории социального статуса внесли такие известные социологи, как Р. Линтон, Р. Мер-тон, Р. Тернер, Т. Парсонс и др.

Согласно современным представлениям, социальный ста­тус — ото соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возмож­ностями, полом, происхождением, семейным положением. Поня­тие социального статуса характеризует место личности в социаль­ной структуре общества, в системе общественных взаимодействий, в ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Оценка может вы­ражаться в различных качественных и количественных показате­лях: авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, премия, награда, звание, слава и т.п.

Р. Линтон счел необходимым выделить «двойственное зна­чение» понятия социальный статус. Каждый человек, утверждал он, обладает определенным социальным статусом, в соответствии с которым занимает определенное место в социальной иерархии, например, губернатор штата, шериф, полицейский и т.п. Но в то же время каждый индивид совмещает в своем лице несколько ста­тусов, будучи одновременно губернатором, членом республикан­ской партии, мужем, отцом, игроком в бейсбол и т.д. Иногда эти статусы приходят в противоречие друг с другом. В таком случае индивид, выполняя предписания одного из социальных статусов, оказывается вынужденным игнорировать требования другого. В своем реальном поведении индивид обычно стремится сохранить свой социальный статус или повысить его. Порой человек вынуж­ден жертвовать многим, чтобы поступать в соответствии с требо­ваниями своего социального статуса - воздерживаться от тех или иных желаний, быть сдержанным в присутствии посторонних, со­блюдать правила этикета, требования морали и права и т.п.


Многогранность личности воплощается не в одном, а в не­скольких присущих ей статусах. Охарактеризуем, например, до­цента Н. Физик- его профессия, доцент кафедры теоретической физики - его должностной статус, 42 года- его возрастная харак­теристика, мужчина— его половой отличительный признак, ниже среднего по размерам доход — экономическая особенность вузов­ского преподавателя в кризисном обществе, работник умственного труда (интеллигент) - стратификационная характеристика, член партии народного согласия - политическая позиция. Все эти ха­рактеристики описывают социальную позицию одного и того же человека, но с различных сторон. Каждая из них имеет социаль­ный смысл только в соотнесенности с позициями других людей: позиция доцента- с позициями студентов или заведующего ка­федрой, декана; позиция интеллигента- с позициями рабочего, милиционера или предпринимателя; позиция мужчины с позицией женщины: жены, сестры, сотрудницы, соседки и т.п. Все эти и им подобные характеристики, взятые вместе в своей целостности, да­ют возможность представить социальный статус данной личности.

В различных странах, в различных системах культур и на разных этапах их развития, критерии важности или неважности различных социальных статусов оказываются различными. Ска­жем, статус священника в Италии или Польше оценивался обще­ством выше, чем статус шахматного гроссмейстера, в то время как в бывшем Советском Союзе оценки этих статусов были противо­положными. Сегодня в Беларуси, как и в других странах СНГ, ста­тус шахматиста в общественном мнении существенно снизился, а статус священника существенно возрос.

Поскольку каждого человека характеризует не один, а не­сколько статусных признаков, Роберт Мертон ввел в социологию специальное понятие - «статусный набор», применяемое для обо­значения всей совокупности статусов данного индивида.

Итак, статусный набор представляет собой всю совокуп­ность статусов, характеризующих данную личность в многооб­разии ее взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей. В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, наиболее харак­терный для данного индивида. Именно по этому статусу его выде­ляют окружающие или отождествляют его с ним. Некоторые ста­тусы являются настолько яркими, что превращаются в главные для


индивида, независимо от того, каков в целом набор его статусов. Достаточно назвать имя: Александр Македонский, - как мы тут же назовем его полководцем, безошибочно определяя его главный статус, который предопределил его вхождение во всемирную ис­торию в качестве великой личности. Точно так же мы поступим при упоминании имени Петра Ильича Чайковского, безошибочно называя его великим композитором, или Микеланджело, относя его к великим художникам.

Из приведенных примеров видно, что главным в жизнедея­тельности человека выступает тот статус, который определяет уста­новку и направленность личности, содержание и характер ее дея­тельности, стиль жизни, манеру поведения, круг знакомых и т.п.

В социологии принято различать два статуса - личный и со­циальный. Социальный статус употребляется обычно в двух зна­чениях- в широком и узком. Когда этот термин употребляется в широком смысле, речь идет, как уже отмечалось, о положении, за­нимаемом человеком объективно в социальной структуре общест­ва. Но существует специфическое восприятие социального статуса человека в общественном мнении, в предрассудках, которые дале­ко не всегда совпадают с реальным социальным статусом данного индивида. В таком случае обыденное сознание, молва, слухи и т.п. не считаются с индивидуальными качествами той или иной лично­сти, а оценивают представителей той или иной социальной группы по бытующему шаблону: «все чеченцы - бандиты», «все предпри­ниматели - жулики», «все строители - пьяницы».

Личный статус отличается от социального тем, что положе­ние, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный -среди знакомых людей. Когда каждый из нас представляется не­знакомым людям или знакомит их со своим приятелем, сослужив­цем и т.п., то обычно называет прежде всего социально-статусные характеристики представляемого- социальное положение, место работы, национальность и др. А когда мы общаемся с хорошо зна­комыми людьми, для них важнее всего не социально-статусные, а индивидуально-личностные характеристики человека - его добро­та, отзывчивость, порядочность и т.п.

В процессе социального взаимодействия может обнаружить­ся несовпадение статусов. Оно возникает, как правило, в двух слу-


чаях: 1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую - в другой, 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого статуса или мешают их выполнению. Например, доцент Н. может обладать высоким профессиональным статусом, но одно­временно быть посредственным или даже плохим танцором, игро­ком в волейбол или в шахматы. В этом случае мы имеем дело с не­совпадением статусов первого рода. Но возможна и совершенно иная ситуация. Тот же самый доцент может оказаться взяточником во время приема вступительных экзаменов в вуз у абитуриентов. В таком случае возникает принципиальная несовместимость двух статусов: характерные признаки поведения взяточника находятся в разительном противоречии со статусом доцента, с необходимыми для него профессиональными характеристиками - быть квалифи­цированным преподавателем и воспитателем студенчества.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, различают­ся еще два вида статусов: предписанный и достигаемый. Скажем, мужчина- это предписанный, независимо от желаний, стремле­ний, усилий данный индивиду статус самим фактом его рождения в качестве особи мужского пола. Белорус- прирожденный статус, показывающий национальность данного индивида. Негр - приро­жденный статус, характеризующий принадлежность данного ин­дивида к определенной расе. Все эти три статусных признака -пол, национальность, расовая принадлежность - заданы человеку фактом его происхождения, независимо от его сознания, желания и воли. Правда, в последнее время выяснилось, что пол индивида можно изменить в результате хирургического вмешательства, ко­гда мальчик или юноша, чувствовавший, мысливший, испытывав­ший влечение к чему-то или к кому-то как девочка, достигнув пе­риода половой зрелости, усилиями врачей превращается в женщи­ну или, наоборот, женщина становится мужчиной. Поэтому воз­никло разведение понятий биологического и социально приобре­тенного пола.

Прирожденными, передающимися по наследству, являются дворянские титулы: князь, барон, граф, - передаваемые от отца к сыну самим фактом рождения последнего. Таким образом, пред­писанным является такой статус в обществе, который индивид за1


нимает независимо от своего сознания, желания, воли, усилии и над которым он не обладает контролем.

От предписанного статуса существенно отличается тот ста­тус, который достигается человеком благодаря его собственным усилиям, настойчивости, целеустремленности и называется поэто­му достигаемым. Статус профессора, чемпиона мира или прези­дента страны человек, как правило, приобретает, применяя свои знания, умения, навыки, затрачивая огромные усилия, преодолевая трудности и препятствия на пути к достижению цели. Поэтому достигаемым называется статус, который является вознаграждени­ем данного индивида за его усилия, целеустремленность, настой­чивость, волю к достижению поставленной цели или же оказыва­ется следствием удачи и везения. Достигаемый статус требует от человека принятия самостоятельного решения и осуществления самостоятельных действий, постоянного контроля над ними и их сознательного корректирования в соответствии с выбранной це­лью. К достигаемому относится такой статус, который человек приобретает благодаря своей деятельности, успехам или заслугам. Почетным гражданином города, почетным доктором или заслу­женным деятелем науки какой-то страны, зарубежного универси­тета можно стать благодаря прошлым достижениям, даже не доби­ваясь специально такого звания.

Социальный статус, особенно достигаемый, органично свя­зан как с его оценкой окружающими людьми, так и с индивиду­альной самооценкой, которая может совпадать или не совпадать с оценкой социальной группы или общества в целом. В оценке лич­ностью своего социального статуса встречаются две крайности. Заниженная статусная самооценка обычно приводит к слабой со­противляемости внешним влияниям, чужим мнениям и взглядам, к конформизму. Такие люди чаще всего не уверены в себе, подвер­жены пессимистическому мировосприятию. Наоборот, высокая самооценка чаще всего приводит к уверенности в своих силах и творческой активности, предприимчивости, жизненному оптимизму.

Обязанности, в связи с которыми определяется статусная по­зиция личности, могут рассматриваться как личные обязательства, вследствие чего человек испытывает чувство персональной ответ­ственности за выполнение этих требований. Но, поскольку все это соотносится с социальными позициями и ожиданиями других лю­дей, каждый индивид в своей жизнедеятельности стремится со­хранить или повысить свой социальный статус.


Социальный статус не является неизменным на протяжении жизни личности, он может с течением времени изменяться, причем в некоторых случаях весьма существенно. Такое изменение стату­са выражает собой изменение места индивида в социальной струк­туре общества с точки зрения движения вверх или вниз по страти­фикационной лестнице. Для определения высоты социального ста­туса данной личности в социальной структуре общества американ­ским социологом Д. Ленски введено понятие рангового пара­метра. Это понятие выражает ранговое место каждого данного статуса в статусном наборе личности и одновременно в соотноше­нии с соответствующими статусами других личностей, показывая, является ли данный статус более низким или более высоким в со­циальном смысле относительно других статусов. Тем самым ран­говые параметры позволяют получить представление о совокуп­ном статусе индивида в обществе и его изменении во времени.

Для выражения динамики изменения статусных позиций личности во времени Д. Ленски предложил еще одно понятие - статусный профиль. Динамика изменений статусного профиля касается всех ранговых параметров всех статусов (за исключением происхождения индивидов), которые в течение жизни могут изме­няться. Причем индивид может одновременно занимать различные статусы в пределах различных ранговых параметров. Например, он может занимать высокий должностной статус в организации, но не относиться к числу богатых людей, или наоборот, иметь высокие доходы, но не занимать высокой должности. Нередко высокие уровни доходов соответствуют высоким уровням должностного статуса и обладания властью. Такое совпадение отнюдь не случай­но: в странах с развитой рыночной экономикой чаще всего бывает так (это установил еще в конце 20-х годов XX столетия П. Соро­кин), что высокий доход позволяет человеку занимать высокий должностной статус, а это приносит ему власть над другими людьми.

Осуществление социального статуса личностью и воспри­ятие этого статуса как самой данной личностью, так и окружаю­щими ее людьми представляет собой сложный, подчас противоре­чивый, социально-психологический процесс. Здесь возможны три варианта самооценки, соотнесенной с оценками ближайшего ок­ружения. Первым из них является конформистское, т.е. подчи­няющееся групповому давлению, приспосабливающееся к нему, поведение, к которому чаще всего подталкивает человека окру­жающая его социальная среда и существующая в обществе (или


общности) система контроля. В таком случае осуществляется нор­мальная, практически бесконфликтная интеграция индивида в со­ответствующую социальную общность. Второй тип самооценки личности, обязательно соотнесенной с оценкой со стороны окру­жающих людей, проявляется в степени самоуважения данной лич­ности и ее репутации в ближайшей социальной среде. Человек ча­ще всего дорожит своей репутацией, особенно в глазах «значимых других», а это подталкивает его к тому, чтобы выполнять предна­значенный ему социальный статус добросовестно и эффективно, ибо именно такая позиция приносит ему авторитет в группе и са­моуважение. Третий вариант отношения личности к собственному социальному статусу предопределяется ее стремлением макси­мально реализовать свои способности и возможности, что сулит получение возможно большего количества и более высокого каче­ства вознаграждений — продвижение по служебной лестнице, воз­растание авторитета и престижа среди окружающих, увеличение дохода (заработной платы, премий и т.п.).

Два первых типа поведения личности в соответствии с ее статусными характеристиками ориентированы преимущественно на приписываемый статус, а третий, более активный и целеуст­ремленный, связан с получением и осуществлением достигаемого статуса. Причем выбор того или иного типа поведения в соответ­ствии с занимаемым личностью социальным статусом зависит не только от самой личности и ее ближайшего окружения, но и от оп­ределенных социокультурных условий. Первый из описанных ти­пов поведения (конформистский) чаще всего реализуется в массо­вом масштабе в условиях тоталитарной социальной системы и становится там наиболее распространенным, хотя и в таких усло­виях проявляются два других типа поведения. Что касается третье­го типа поведения личности, соотнесенного с ее социальным ста­тусом, то наиболее широкие возможности для его реализации соз­даются в обществе демократического типа, где существует плюра­лизм мнений и позиций, высокий уровень состязательности, а жизненный успех, в том числе и достигаемый статус, чаще всего является результатом высокой активности и компетентности.

Итак, высокий социальный статус выступает в значении нормы и общественного идеала и в этом своем качестве обладает большими потенциальными возможностями как в процессе социа­лизации личности, так и в реальной деятельности ее в различных сферах общественной жизни, побуждая ее к социальной активно-


сти, к достижению успехов в решении стоящих перед нею задач. Чем более демократичным является общество, тем меньшее значе­ние в нем приобретают предписанные статусы, определяемые со­циальным происхождением, национальностью или полом, тем большую роль играют в нем достигаемые статусы, которые явля­ются результатом высокого уровня образования, компетентности, профессионализма, активной целеустремленной деятельности лич­ности, ее успехов и заслуг.

В реальной жизнедеятельности социальный статус личности как соотносительная категория, функционирующая только в соот­несенности с другими статусами, занимаемыми другими людьми, проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими индивидами данная личность.

Посмотрим на стадион во время футбольного матча. Чтобы было проще проанализировать этот матч в понятиях ролевой тео­рии, давайте договоримся, что главными в рассматриваемом дей­ствии выступают три роли: судья, футболисты и зрители. Роль су­дьи заключается в том, чтобы все действия игроков во время матча соответствовали правилам игры, а каждое допущенное нарушение подвергалось штрафу. Футболисты, играющие на футбольном по­ле, призваны к тому, чтобы совместными, хорошо слаженными усилиями и действиями обеспечить победу над командой соперни­ков. Зрители же собрались на трибунах стадиона, чтобы получить удовольствие от красивой игры и «поболеть» за свою любимую команду. Игра доставит им удовольствие только в том случае, ко­гда все действующие в ней лица будут строго следовать предпи­санным им ролям: судья строго следит за соблюдением правил иг­роками, футболисты - своими действиями (пасом, обводкой со­перника, ударами по мячу и т.п.) обеспечивают забивание голов в ворота соперника и недопущение взятия своих ворот чужой ко­мандой. Если же судья не только не будет контролировать соблю­дения футбольных правил игроками, но и сам начнет их нарушать, «подсуживая» одной из команд, он может полностью испортить весь матч, вызвав справедливое возмущение игроков и зрителей. Если один из зрителей заснет во время матча, на зто никто не об­ратит внимания, но если так поступит вратарь одной из команд, особенно той, за которую «болеег» большинство зрителей, и «зев­нет» мяч, влетевший в его ворота, негодованию зрителей, да и иг­роков его команды, не будет предела.


Если мы постараемся более внимательно присмотреться к футбольному матчу, то заметим, что и в самих командах выпол­няемые игроками роли распределены не одинаково: одни игроки выполняют функции защитников, другие - нападающих, а вратарь поставлен стражем у своих ворот и имеет ограниченное простран­ство для выполнения своей роли - в пределах штрафной площад­ки. Более того, у различных игроков имеются различные амплуа, т.е. своеобразные специализации футболиста на исполнение ролей, наиболее соответствующих его физическим данным, характеру да­рованиям, умениям, навыкам, мастерству, например, разыгры­вающий, пенальтист, атакующий защитник, «чистильщик» и т.п.

Не только в футболе, но и в любом другом способе взаимо­действия различных людей, каждый из индивидов, включенных в такое взаимодействие, выполняет определенную роль. В каждой социальной ситуации каждый из нас выполняет определенную роль: профессор, студент, друг, женщина, муж, брат, отец, покупа­тель, пассажир, футбольный болельщик, игрок в волейбол и т.п. Каждая из этих ролей включает в себя свой «сценарий», который мы проигрываем во взаимодействии с другими людьми. Некото­рые роли чаще востребованы, а некоторые- более важны, чем другие. Фактически почти каждый юноша или мужчина считается достаточно компетентным, чтобы выполнять роль друга или суп­руга, но, конечно, не каждый в состоянии выполнить роль матема­тика, шахматного гроссмейстера или поп-звезды Роль, которая считается более необходимой, более важной или более популяр­ной, приносит ее исполнителю большее вознаграждение, чем роли, оцениваемые обществом как менее важные. Когда-то в советском обществе деятельность профессора вознаграждалась выше, чем деятельность милиционера или офицера, сегодня эти оценки в Бе­ларуси и других странах СНГ сменились на противоположные.

Человек в своем повседневном взаимодействии с другими людьми обычно выполняет не одну, а несколько ролей. Например, профессор университета может и должен выполнять такие роли, как преподаватель, исследователь, воспитатель молодежи, кон­сультант государственного учреждения или фирмы, руководитель кафедры, автор научных статей и книг и т.п. Каждая роль, выпол­няемая им, требует определенного содержания деятельности, ма­неры поведения и общения с людьми, каждая сопровождается оп­ределенными ожиданиями к ней со стороны других людей.


Впервые определение социальной роли было дано американ­ским социологом Р. Линтоном в 1936 г. Он рассматривал социаль­ную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми должна вести себя в определенных ситуациях личность. Эти нор­мы определяют те виды поведения, которые человек, обладающий данным социальным статусом, может осуществлять по отношению к лицу с другим статусом и, наоборот, поступки второго лица по отношению к первому. Понятие социальной роли, таким образом, относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность вос­производит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно оп­ределить и как совокупность ожиданий и требований, предъявля­емых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимаю­щим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 283 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2463 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.