Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 7 страница




Одним из таких общественных объединений, которые обес­печивают относительную устойчивость социальных отношений и взаимодействий, их более или менее рациональную упорядочен-


ность, являются социальные институты. Создавая социальные институты и участвуя в их деятельности, люди тем самым утвер­ждают и закрепляют определенные виды социальных взаимодей­ствий, делают их постоянными и обязательными для членов дан­ной общности или общества в целом.

Социальные институты могут быть охарактеризованы с двух позиций: а) с точки зрения внешней, формальной структуры; б) с точки рения внутренней, содержательной деятельности.

Рассмотрим, к примеру, такой важный социальный институт, каковым является юстиция. Со своей внешней стороны она высту­пает как специфическая совокупность лиц (прокуроры, судьи, ад­вокаты и др.) и учреждений (прокуратура, суд, места заключения), снабженных определенными материальными средствами и осуще­ствляющих вполне определенную, конкретную, а именно правоох­ранительную функцию. По своему внутреннему содержанию дан­ный социальный институт представляет собой совокупность опре­деленных стандартизированных образцов поведения полномочных лиц, обеспечивающих функцию поддержания правопорядка в об­ществе.

Исходя из такой структуры рассматриваемого феномена, М. Вебер выделил две характерные особенности социального ин­ститута.

1. Социальный институт предстает как совокупность людей,
в которую они зачисляются на основании объективных данных -
профессия, уровень образования, наличие определенных знаний,
навыков, умений и т.п.

2. Наличие в этом объединении рациональных установок,
правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, вхо­
дящим в состав данного социального института, и специфического
аппарата, осуществляющего санкции по соблюдению установлен­
ных в нем норм и правил, в том числе и принуждение.

Благодаря этим особенностям социальный институт пред­ставляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого направляются и контролируются действия людей в жиз­ненно важных сферах общества- экономике, политике, культуре, семье, социальной сфере. Эти же особенности дают возможность социальному институту служить конкретным механизмом, обеспе­чивающим устойчивость и стабильность общества, его нормальное воспроизводство и развитие.


Социальные институты обладают следующими характерны­ми признаками.

Во-первых, они обладают более или менее четко определен­ной целью своей деятельности.

Во-вторых, им свойственны определенные функции, обеспе­чивающие достижение стоящей перед ними цели (целей).

В-третьих, для них характерно четкое распределение соци­альных позиций (статусов) и ролей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного института.

В-четвертых, социальные институты отличаются особым ти­пом регулирования взаимоотношений, системой определенных ус­тановлений, предписаний, норм, правил, которым должны следо­вать индивиды, участвующие в деятельности данного института.

В-пятых, отличительным признаком социального института выступает система санкций, обеспечивающих поощрение желае­мого и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося пове­дения.

Нетрудно заметить, что названные признаки социального института во многом совпадают с существенными признаками со­циальной организации, охарактеризованными в предыдущей главе. И такое совпадение вполне объяснимо, поскольку социальные ин­ституты представляют собой особый тип социальной организации и поэтому в своих особенностях во многом совпадают с характе­ристиками формальной организации. Однако социальный инсти­тут в своем функционировании проявляет и такие существенные признаки, которые отличают его от организации. Наиболее суще­ственные из них сводятся к следующему.

Во-первых, как это установил еще М. Вебер, деятельность индивидов и их групп в рамках социального института в своих це­лях и средствах их достижения рационально упорядочена приня­тыми данным институтом установлениями, на которые и ориенти­рованы все их поступки, совпадающие с их обязанностями; если же возникают расхождения между поступками и обязанностями и отдельные индивиды не желают повиноваться существующим ус­тановлениям, в действие вступает аппарат принуждения, регули­рующий соответствующие типы поведения (1; 536-537).

Подчеркивая важность наличия машины принуждения в дея­тельности социального института Т. Парсонс писал: «эта потреб­ность связана... с необходимостью в авторитетной интерпретации институционализированных нормативных обязательств» (4; 506).


Во-вторых, социальный институт представляет собой отно­сительно устойчивый и долговременно действующий тип взаимо­действия и поведения людей, что отличает ei о от многих органи­заций, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновите­лями Скажем, церковь как социальный институт существует на протяжении столетий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в России просуществовали на протяжении 10-15 лет

В-третьих, социальный институт- зго крупномасштабная общность людей, которая, в отличие от организации, имеет широ­ко разветвленную и сложпоиерархизированную структуру, вклю­чающую в себя, как правило, систему организаций местного, ре­гионального и общестранового (общенационального) уровня Га-кова, например, структура государства как сложного социального института

В-четвертых, социальный инстиiyr интегрирован в социаль­но-политическую, экономическую, социокулыурную и цешюс1-ную структуру общества, чю, с одной стороны, обеспечивае1 формально-правовую основу деяшлыюсти института, а с другой -позволяет ему осущес1влять контроль над институциональными типами деятельности

В-пятых, социальный институт располагав! необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающи­ми успешное выполнение нормативных установлений и предпи­саний, а также эффективное осуществление социального контроля

В-шестых, социальный институт располагает целостной сис­темой стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуаци­ях, обязательных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях успешного осуществления функций данного инсти­тута (рис 21)

Учет названных особенностей дает возможность сформули­ровать определение рассматриваемого социального феномена

Социальный институт — это сравнитечъно высокооргани­зованная система социальных отношении и взаимодействий, от­нимающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой иптег-рировапностъю своих эчементов многообразием и динамично­стью их функций, наличием рационально установченных стан­дартов поведения, предопределенных содержанием решаемых задач



 


статуты культуры (творческие союзы, театры, музеи и т.п.) осуще­ствляют функции нормативного регулирования поведения людей путем утверждения и поддержания образцов, ценностей, идеалов.

Для социологического анализа социальных институтов и особенностей их функционирования в обществе существенное зна­чение имеет их типологизация.

В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности социальные институты подразделяются на формаль­ные и неформальные. Формальные социальные институты при всех их существенных различиях объединяются одним общим признаком: взаимодействие между субъектами в данном объеди­нении осуществляется на основе формально оговоренных установ­лений, правил, норм, положений и т.п. Регулярность деятельности и самообновляемость таких институтов (государство, армия, цер­ковь, система образования и др.) обеспечивается строгой регла­ментацией социальных статусов, ролей, функций, прав и обязан­ностей, распределением ответственности между участниками со­циального взаимодействия, а также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность социального института. Вы­полнение же определенного круга обязанностей связано с разделе­нием труда и профессионализацией выполняемых функций. Для выполнения своих функций формальный социальный институт имеет учреждения, в пределах которых (например, школа, вуз, техникум, лицей и т.п.) организуется вполне определенная про­фессионально ориентированная деятельность людей; осуществля­ется управление социальными действиями, контроль за их осуще­ствлением, а также необходимые для всего этого ресурсы и сред­ства.

Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, одна­ко не обладают жесткой регламентацией, а нормативно-цен­ностные взаимоотношения в них не оформлены четко в виде пред­писаний, установлений, уставов и т.п. Примером неформального социального института может служить дружба. Ей присущи мно­гие признаки социального института, такие, скажем, как наличие определенных норм, правил, требований, ресурсов (доверие, сим­патия, преданность, верность и др.), но регламентация дружеских отношений не носит формального характера, а социальный кон­троль осуществляется с помощью неформальных санкций - нрав­ственных норм, традиций, обычаев и т.п.


В зависимости от содержания и направленности деятельно­сти социальные институты подразделяются на политические, эко­номические, социальные, социокультурные, религиозные, спор­тивные и др.

Политические институты создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределе­ния. В состав этих институтов входят:

1. Политические партии, имеющие своей целью завоевание
и удержание власти, ее укрепление или ниспровержение. В качест­
ве главных средств деятельности этого социального института ис­
пользуются митинги, демонстрации, выборы, массовые действия
протеста, одобрения, поддержки власти или ее дискредитации и
ниспровержения.

2. Система права- социальный инструмент императивного
(т.е. повелительного, повелевающего: «должны», «не должны» и
т.п.) регулирования общественных отношений и взаимодействий
на основе действующих в обществе законов, совокупность кото­
рых ориентирована на обеспечение типичного для данного обще­
ства (или данной социальной системы) вида социальных взаимо­
действий личности с ближайшей социальной средой и обществом
в целом.

3. Государство — социальная структура господства, которая
постоянно возобновляется в результате совместных действий лю­
дей, и, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в
той или иной сфере общества- политической, экономической, об­
разовательной и др. - через деятельность правительства.

По определению М. Вебера, господство означает вероят­ность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей. Легитимное (законное) господство не может огра­ничиваться фактом политической или экономической реализации власти, оно нуждается в вере в законность, поэтому государство органически связано с системой права.

Экономические институты представляют собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих отно­сительно устойчивую экономическую деятельность, экономиче­ские отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к эко­номическим механизмам хозяйственного взаимодействия - финан­сы, кредит и т.п. В эту систему входят предприятия, банки, фирмы,


учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации и т.п.

Социально-культурные институты представляют в своей совокупности более или менее устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распростра­нения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры и т.п.), ориентированную на социализацию личности, овладение ею куль­турными ценностями общества Сюда входят творческие объеди­нения и союзы (писателей, художников, композиторов, кинемато­графистов, театральных деятелей и др.), а также организации и уч­реждения, тиражирующие, распространяющие, пропагандирую­щие определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения людей.

Институт образования - система объединений людей и уч­реждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.

Институт религии— совокупность социальных объедине­ний (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, духовная семинария и академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и ук­репление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдель­ных личностей, их общностей (семейных, территориальных и др.) и общества в целом.

Институт здравоохраношя и социального обеспечения -система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоро­вья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных, инвалидов, многодетных семей и т.п. Сюда входят объе­динения врачей, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, дома престарелых, детские дома и т.д.

Семья как специфический социальный институт выполняет одну из самых важных функций - воспроизводство членов обще­ства, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодей­ствий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, братьев и сестер; определяются присущие им социальные статусы и роли. Исторически семья яв-



 


Система действующих в обществе социальных институтов определенным образом включает каждого индивида и их различ­ные общности (семейные, территориальные, профессиональные, религиозные и др.) в ту или иную сферу деятельности, предписы­вая им одновременно и нормативно регулируемый тип поведе­ния - в семье, на работе, учебном заведении и т.д. Чем многооб­разнее социальные институты, действующие в обществе, и чем масштабнее их деятельность, тем большими возможностями раз­вития людей обладает общество, тем более зрелым оно становится в социальном отношении. Поэтому важное значение приобретает выяснение особенностей и тенденций развития социальных инсти­тутов.

Развитие социальных институтов осуществляется посредст­вом развертывания двух социальных процессов.

Первый из них представляет возникновение новых социаль­ных институтов, как мы показали это выше на примере возникно­вения государства, институциализации религии и образования. Второй процесс развития социальных институтов- это совершен­ствование деятельности, структуры и функций уже существующих институциализированных структур. Так, например, в процессе становления государственной независимости Беларуси из недр общественной системы выделяется в самостоятельный правоохра­нительный институт Конституционный суд, в связи с Чернобыль­ской катастрофой и участившимися другими катастрофическими событиями (как природного, так и особенно технологического ха­рактера) создается Министерство по чрезвычайным ситуациям и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы.

Процесс институциализации, т.е. возникновения, формиро­вания социальных институтов, включает в себя несколько этапов. Первый из них представляет собой возникновение в обществе оп­ределенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических, политических, духовных предпосылок и условий. Например, возникновение ар­мии (вооруженных сил) как специального социального института было обусловлено ростом общественного производства и созда­ваемого им продукта, приведшего к появлению экономического и социального неравенства между людьми, становлению государст­ва, возникновением необходимости иметь хорошо организованные отряды вооруженных людей, способных и готовых в любой мо­мент отразить нападение врагов или распространить власть своего


государства на чужие территории, служить опорой властвующих структур (фараон, князь, император и т.д.) и проводимой ими внешней политики.

Вторым этапом институциализации является формирование общих целей, которые должны достигаться совместными и орга­низованными действиями входящих в состав данного социального института людей. Эти цели задаются уже существующим социаль­ным институтом (например, цели вооруженных сил определяются общественным строем и политикой государства, в котором они создаются) либо формируются внутри создаваемого нового соци­ального института (например, цели политической партии, вопло­щаемые в ее программе, определяются ее лидирующим ядром в процессе создания партии).

Третий этап ииституциализации составляет возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института (армии, партии и т.п.) и становящихся обя­зательными для исполнения всеми индивидами, входящими в этот институт (например, устав вооруженных сил, кодекс офицерской чести, устав партии и т.п.)

Четвертый этап институциализации - развитие необходимых для успешного функционирования социального института органи­зационных структур (например, политическое бюро партии, ее ис­полком или командные структуры в армии) и регуляторов поведе­ния (принципы войсковой дисциплины, соподчинение рядовых, младших и старших офицеров, применяемые санкции к нарушите­лям норм в армии).

Пятый этап институциализации воплощается в создании ха­рактерной для данного социального института системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения его членов (например, военнослужащих или членов партии).

Шестой этап институциализации составляет процесс интер-нализации (т.е. усвоения) индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, формирования на их основе ценностных ориентации, установок, ожиданий личности, усвоения ею определенных социальных ролей (например, рядового, сержан­та или офицера в армии) и социального статуса в обществе.

Социология исследует процесс институциализации с двух точек зрения. Во-первых, как исторический процесс зарождения и развития новых социальных институтов, условий и особенностей их возникновения. Во-вторых, с точки зрения содержания, особен-


ностей и эффективности функционирования социальных институ­тов в рамках целостной системы, направленной на обеспечение стабильности и устойчивости общества. Это означает, что социо­логия придает большое значение исследованию функций социаль­ных институтов.

Известный американский социолог Р. Мертон основательно проанализировал явные и латентные функции социальных инсти­тутов. С его точки зрения, «явные функции — это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или при­способление системы и которые входили в намерения и осознава­лись участниками системы». «Латентные функции, соответствен­но, те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны» (3; 428). Таким образом, явные функции со­циального института относятся к тем объективным и преднаме­ренным последствиям социального действия, которые способст­вуют приспособлению или адаптации данной социальной системы к условиям ее существования (внутренним и внешним), а латент­ные его функции относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же действия.

Если же иметь в виду явные функции социальных институ­тов, то основные из них сводятся к следующему.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Как мы уже отмечали, каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности и имеет своей целью посредством определенной сис­темы ценностей, норм, правил выработать определенные стандар­ты поведения у своих членов и установить определенный порядок и социальные рамки их деятельности. Тем самым социальный ин­ститут обеспечивает, во-первых, устойчивость социальной струк­туры общества, ее стабильность при определенных масштабах из­менчивости, не ведущей к разрушению данной социальной систе­мы, а во-вторых, воспроизводство структурных компонентов дан­ной системы (ее социальных слоев, статусов, ролей и т.п.) и существующих в них общественных отношений. Например, соци­альный институт армии обеспечивает устойчивость не только сво­ей собственной структуры (разделение на роты, батальоны, полки, дивизии и т.д., на виды и роды войск) но и стабильность, устойчи­вость социальной структуры общества в целом, благодаря усилиям по обеспечению безопасности, отражению внешних угроз, сохра­нению территориальной целостности и т.п.


2. Адаптационная функция заключается в том, что функцио­
нирование социальных институтов в обществе обеспечивает при­
способляемость, адаптируемость общества к изменяющимся усло­
виям внутренней и внешней среды - как природной, так и соци­
альной. Выдающийся английский историк и социолог Арнольд
Тойнби на основе анализа огромного фактического материала по­
казал, что адаптационная функция социальных институтов — госу­
дарства, культуры, торговли и др. - осуществляется по механизму
«вызов- ответ». Скажем, адаптационная функция такого специ­
фического социального института, каковым является культура, за­
ключается в том, что последняя предлагает индивидам и их общ­
ностям определенные наборы символических значений, которые
интернализуются отдельными личностями и их группами и приво­
дят, с одной стороны, к детерминации осуществляемых ими дейст­
вий, а с другой - каждый из осуществляемых индивидами выбор
действий ограничивается определенными пределами морально, эс­
тетически, юридически допустимого поступка (например, знаме­
нитые библейские заповеди: «не убий», «не укради», «не возже­
лай» и т.п.). В результате этого в обществе, по словам американ­
ского социолога Т. Парсонса, складывается сложная сеть позиций
индивидов и групп; каждый индивид (группа) обладает опреде­
ленными экспектациями (ожиданиями) определенных способов
поведения других индивидов в определенных ситуациях и одно­
временно соотносит свои поступки с экспектациями других инди­
видов и их групп. В результате складывается адаптация не только
к окружающей среде, к определенной социальной ситуации, в ко­
торой они существуют, но и к действиям других индивидов, к
функционированию существующих в обществе социальных инсти­
тутов и организаций.

3. Иптегративная функция состоит в том, что существую­
щие в обществе социальные институты своими действиями, нор­
мами, предписаниями и т.п. обеспечивают взаимозависимость,
взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в
их состав индивидов и/или всех членов данного общества. Напри­
мер, свойственные религии как социальному институту религиоз­
ные ритуалы, по утверждению выдающегося французского социо­
лога Эмиля Дюркгейма, являются важнейшим социальным меха­
низмом коллективного выражения и укрепления тех чувств, кото­
рые чрезвычайно существенны для институциональной интегра­
ции общества.


4. Коммуникативная функция заключается в том, что ин-1
формация (научная, художественная, политическая и др.), произ­
веденная в одном социальном институте, распространяется как
внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодей­
ствии между институтами и организациями, действующими в об­
ществе. Коммуникативная функция культуры, например, вопло­
щается в том, что в художественных произведениях, философских
текстах, научных трактатах, нравственных нормах, религиозных
доктринах происходит композиционно замкнутое (на идее, образе,
проповеди и т.д.) и одновременно разомкнутое, ориентированное
на многих людей, общение человека с человеком, с социальной
группой, с обществом в целом. Вследствие этого происходит глу­
бокое взаимопонимание между многими различными людьми (ме­
жду автором и читателем, между автором и слушателем, между
учителем и учеником, профессором и студентом, между различ­
ными группами слушателей, зрителей, верующих и т.п). Только!
благодаря коммуникативной функции культуры происходит кон­
солидация людей различных индивидов в сплоченные общности
(семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.д.), осуществля­
ется диалог различных людей в лоне одной культуры, различных
эпох, вследствие чего Христос, Софокл, Гомер, Шекспир, Пушкин
говорят, общаются с нами как наши современники.

5. Согщиппируюхцая функция проявляется в том, что соци­
альные институты играют решающую роль в формировании и раз­
витии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ро­
лей, в ориентации и реализации этой личностью своего социально­
го статуса. Исходным началом этого сложного, длительного и мно­
гогранного процесса выступает такой своеобразный социальный
институт, как семья. Именно в семье формируются первоначально
социальные качества личности, представления о добре и зле, ус­
ваиваются первые навыки социального общения и взаимодействия
с другими людьми. Процесс социализации продолжается в школе,
компании сверстников, в трудовом коллективе и т.п. при возрас­
тающей значимости в нем ценностей, норм и идеалов культуры.

6. Регулирующая функция воплощается в том, что социаль-,
ные институты в процессе своего функционирования обеспечива­
ют регулирование взаимодействий между индивидами и социаль­
ными общностями посредством выработки определенных норм и
стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффектив­
ные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям



 


вещения в производственных помещениях. Первоначальные ре­зультаты более чем двухлетнего эксперимента показали, что в до­вольно широких пределах не существует однозначного отношения между освещенностью и производительностью. Производитель­ность труда увеличивалась как в экспериментальной группе, где увеличилась или уменьшилась освещенность, так и в контрольной группе, где освещенность не менялась. Такая неоднозначность ре­зультата явилась следствием того, что исследователи ограничили свои исследования только областью явных функций.

Чтобы получить более четкие ответы на вопрос о том, какие же факторы влияют на производительность труда, в эксперимент были введены не только освещенность, но и другие переменные — температура, влажность и др. Но в ходе дальнейших исследований выяснилось, что не только и не столько эти факторы влияют на производительность труда, сколько возникавший в результате дли­тельного взаимодействия своеобразный «групповой дух», вопло­щающийся в поддержании контактов и дружеских отношений во внерабочее время и т.п. Такой неожиданный для исследователей результат привел их к выводу, что они не учитывали скрытой от экспериментаторов латентной социальной функции, прежде всего, межличностного общения, социальных отношений, складываю­щихся между рабочими, а также между ними и управленческим персоналом. В результате возникла новая концептуальная схема исследования, в которой, наряду с контролируемыми факторами эксперимента (освещенность, температура, влажность и т.п.), было введено понятие социальной актуации, которое воплощало в себе действие латентной социальной функции в деятельности произ­водственной организации как социального института.

Таким образом, основной итог хоуторнского эксперимента составляют: 1) пересмотр роли человеческого фактора в производ­стве, отход от концепции рабочего как только «экономического человека», выведение на передний план социальных и социально-психологических аспектов производственной деятельности; 2) вы­явление латентной прежде функции неформальной организации, заключающейся в межличностном сплочении работающих вместе людей, возникающей на основе взаимного интереса их друг к дру­гу общности их предпочтений, потребностей в самореализации, признании, уверенности и т.п.; 3) зарождение доктрины «челове­ческих отношений» и дальнейшее развитие тем самым индустри­альной социологии.


Следовательно, с помощью изучения латентных функций можно более глубоко и всесторонне представить себе подлинную картину и многообразие деятельности социальных институтов. Это тем более необходимо, что не существует в обществе такого социального института, который бы функционировал в изоляции от других институтов. Государство, политические партии, религия, образование, производство и потребление, семья - все эти и дру­гие социальные институты взаимосвязаны. Скажем, система обра­зования в решающей степени зависит от развития системы произ­водства, с одной стороны, культуры - с другой, но на успешность ее функционирования оказывает мощное воздействие деятель­ность государства, существующей в нем системы права. Посколь­ку образование играет важную, причем возрастающую роль в об­ществе, попытки усилить свое влияние на институт образования осуществляют производственные организации, научные учрежде­ния, политические партии, церковь. Изменения в одних институ­тах приводят к изменениям в других. Трансформация политиче­ской системы постсоветского общества в Беларуси, России, других странах СНГ повлекла за собой реформу образования, существен­ные изменения в системах культуры, образования, в развитии и функционировании религии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 285 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2307 - | 2123 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.