Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общие черты развития науки. 5 страница




Во Фран­ции ли­те­ра­тур­ный про­цесс XIX в. про­те­кал нес­коль­ко по-ино­му. Ро­ман­тизм, пе­ре­жив свой апо­гей в на­чаль­ные де­ся­ти­ле­тия ве­ка, про­дол­жа­ет сох­ра­нять зна­че­ние твор­чес­ки ак­тив­ной шко­лы, по­ка не за­вер­ша­ет­ся путь Жорж Санд (1804-1876) и Вик­то­ра Гю­го (1802- 1885). В то же вре­мя уже в 30-40-е го­ды соз­да­ют свои луч­шие про­из­ве­де­ния клас­си­ки ре­ализ­ма Оно­ре Баль­зак (1799-1850), Стен­даль (1783-1842), Прос­пер Ме­ри­ме (1803-1870). Два нап­рав­ле­ния дол­гие го­ды раз­ви­ва­ют­ся па­рал­лель­но, свя­зан­ные слож­ны­ми от­но­ше­ни­ями вза­им­но­го вли­яния и по­ле­ми­ки, под­час ос­т­рой. Ре­алист Стен­даль ока­зы­ва­ет­ся ав­то­ром од­но­го из ма­ни­фес­тов ро­ман­тиз­ма - трак­та­та «Ра­син и Шек­с­пир» (1825). В твор­чес­т­ве Баль­за­ка пос­то­ян­но чув­с­т­ву­ют­ся ро­ман­ти­чес­кие мо­ти­вы, а у Гю­го, на­обо­рот, со вре­ме­нем уси­ли­ва­ют­ся чер­ты ре­алис­ти­чес­кой по­эти­ки.

Жорж Санд (псев­до­ним Ав­ро­ры Дю­де­ван) не­из­мен­но вдох­нов­ля­лась про­тес­том про­тив ти­ра­нии во всех ее про­яв­ле­ни­ях и ис­пы­та­ла силь­ное вли­яние уто­пи­чес­ких идей. Раз­ре­ше­ние про­ти­во­ре­чий об­щес­т­вен­но­го раз­ви­тия она свя­зы­ва­ла глав­ным об­ра­зом с тор­жес­т­вом хрис­ти­ан­с­ко­го иде­ала.

Творческий путь Вик­то­ра Гю­го длил­ся шесть де­ся­ти­ле­тий. Он был круп­ней­шим по­этом и дра­ма­тур­гом сво­его вре­ме­ни, ав­то­ром прос­лав­лен­ных ро­ма­нов - как ис­то­ри­чес­ких, так и пос­вя­щен­ных сов­ре­мен­нос­ти (сре­ди пос­лед­них на­ибо­лее из­вес­тен ро­ман «Отвер­жен­ные»). Гю­го счи­тал, что ис­кус­ство дол­ж­но изоб­ра­жать со­бы­тия ук­руп­нен­но, ис­поль­зуя преж­де все­го та­кие при­емы, как кон­т­раст и гро­теск. Он соз­да­вал яр­кие, ти­та­ни­чес­кие об­ра­зы и вы­во­дил на сце­ну не­за­уряд­ные ха­рак­те­ры. Все твор­чес­т­во Гю­го нап­рав­ле­но про­тив раз­ных форм на­си­лия над сво­бо­дой и гу­ман­нос­тью, про­тив фа­на­тиз­ма и поп­ра­ния прав лич­нос­ти. Он соз­дал мно­гог­ран­ное по­лот­но жиз­ни.

Но все-та­ки ма­гис­т­раль­ную ли­нию раз­ви­тия ли­те­ра­ту­ры уже с 30-х го­дов оп­ре­де­лял во Фран­ции ре­ализм. Су­щес­т­вен­ную роль в ук­реп­ле­нии по­зи­ций ре­ализ­ма сыг­ра­ло твор­чес­т­во Ме­ри­ме как но­вел­лис­та и дра­ма­тур­га. Еще бо­лее ве­ли­ка в этом про­цес­се роль Стен­да­ля (псев­до­ним Ан­ри Бей­ля). Мно­гим свя­зан­ное с нас­ле­ди­ем прос­ве­ти­те­лей­, его твор­чес­т­во вы­ра­зи­ло кон­ф­лик­ты и дра­мы эпо­хи, увен­чан­ной ре­во­лю­ци­ей 1830 г. В тот год вы­шел луч­ший ро­ман Стен­да­ля «Крас­ное и чер­ное», где ан­та­го­низм сил ре­во­лю­ции и ре­ак­ции пре­ло­мил­ся в судь­бе юно­ши, стре­мив­ше­го­ся лю­бы­ми сред­с­т­ва­ми ут­вер­дить­ся на вер­х­них сту­пе­нях со­ци­аль­ной иерар­хии и по­тер­пев­ше­го жиз­нен­ное и мо­раль­ное кру­ше­ние. В «Пар­м­с­кой оби­те­ли» Стен­даль дос­тиг но­вых вер­шин, ана­ли­ти­чес­ки изоб­ра­жая дра­му ге­роя-ро­ман­ти­ка в го­ды на­по­ле­онов­с­ких войн и в удуш­ли­вой ат­мос­фе­ре пе­ри­ода Рес­тав­ра­ции. Не­за­вер­шен­ный ро­ман «Люсь­ен Ле­вей­» стал зак­лю­чи­тель­ным зве­ном три­ло­гии, вос­п­ри­ни­ма­ющей­ся как ху­до­жес­т­вен­ная ис­то­рия мо­ло­до­го ев­ро­пей­ца XIX сто­ле­тия. Но­вел­лы Стен­да­ля, его ме­му­ар­ные кни­ги и эс­те­ти­чес­кие ра­бо­ты вхо­дят в зо­ло­той фонд ре­алис­ти­чес­кой ли­те­ра­ту­ры.

Крупнейшим ее за­во­ева­ни­ем стал мно­го­том­ный цикл ро­ма­нов и по­вес­тей Баль­за­ка «Че­ло­ве­чес­кая ко­ме­дия». Баль­зак до­би­вал­ся все­ох­ват­нос­ти это­го цик­ла с по­ра­зи­тель­ным упор­с­т­вом на всем про­тя­же­нии сво­его не­дол­го­го твор­чес­ко­го пу­ти. Пи­са­тель стре­мил­ся соз­дать ис­то­рию нра­вов сов­ре­мен­ной Фран­ции, счи­тая, что ро­ма­ны пи­шет са­ма дей­ст­ви­тель­ность, а он яв­ля­ет­ся лишь ее сек­ре­та­рем. Эпо­пея Баль­за­ка под­раз­де­ля­ет­ся на три боль­шие час­ти («Этю­ды нра­вов», «Фи­ло­соф­с­кие этю­ды», «Ана­ли­ти­чес­кие этю­ды»); в свою оче­редь, внут­ри «Этю­дов нра­вов» вы­де­ля­лись сце­ны про­вин­ци­аль­ной­, па­риж­с­кой­, час­т­ной­, во­ен­ной­, по­ли­ти­чес­кой­, де­ре­вен­с­кой жиз­ни. По пла­ну эпо­пея дол­ж­на бы­ла вклю­чить 143 про­из­ве­де­ния, из ко­то­рых Баль­зак ус­пел за­вер­шить 95.

По сво­им по­ли­ти­чес­ким взгля­дам Баль­зак был ле­ги­ти­мис­том, но тре­бо­ва­ния ху­до­жес­т­вен­ной ис­ти­ны по­буж­да­ли его объ­ек­тив­но раз­вен­чи­вать соб­с­т­вен­ное по­ли­ти­чес­кое убеж­де­ние. В «Че­ло­ве­чес­кой ко­ме­дии» соз­дан ис­чер­пы­ва­ющий по сво­ей пол­но­те «кол­лек­тив­ный пор­т­рет» Июль­с­кой мо­нар­хии. Об­ли­чи­тель­ный смысл про­из­ве­де­ния не ук­рыл­ся уже от пер­вых его чи­та­те­лей. Баль­зак ос­тал­ся не толь­ко блис­та­тель­ным хро­ни­ке­ром, но и неп­рев­зой­ден­ным со­ци­аль­ным ана­ли­ти­ком, пи­са­те­лем под­лин­но эпи­чес­ко­го да­ро­ва­ния, ши­ро­ко раз­д­ви­нув­шим гра­ни­цы ре­алис­ти­чес­ко­го ро­ма­на. Ис­то­рии по­бе­ди­те­лей в бит­ве за ус­пех и жертв их де­ятель­нос­ти, ис­то­рии мо­ло­дых лю­дей той эпо­хи, ис­то­рии ху­дож­ни­ков, фи­ло­со­фов, ге­ро­ев-рес­пуб­ли­кан­цев - вся ши­ро­кая па­но­ра­ма об­щес­т­вен­ной и час­т­ной жиз­ни Фран­ции меж­ду ре­во­лю­ци­ями 1830 и 1848 гг. вос­соз­да­на в эпо­пее Баль­за­ка, под­лин­но не­ис­чер­па­емой в мно­го­об­ра­зии зат­ро­ну­тых ею проб­лем, об­ри­со­ван­ных на ее стра­ни­цах пер­со­на­жей­, ти­пов, кол­ли­зий­, про­ти­во­ре­чий­, драм. «Че­ло­ве­чес­кая ко­ме­дия» по сей день ос­та­ет­ся вер­шин­ным тво­ре­ни­ем ре­ализ­ма прош­ло­го ве­ка в ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ре. Вплоть до сов­ре­мен­нос­ти ре­ализм раз­ви­ва­ет­ся под зна­ком пло­дот­вор­но­го воз­дей­ст­вия Баль­за­ка.

Во фран­цуз­с­кой ли­те­ра­ту­ре но­вый этап раз­ви­тия ре­ализ­ма свя­зан с твор­чес­т­вом Гюс­та­ва Фло­бе­ра (1821-1880), выс­ту­пив­ше­го пос­ле по­ра­же­ния ре­во­лю­ции 1848 г. Бес­по­щад­ный кри­тик по­ряд­ков и нра­вов Вто­рой им­пе­рии, Фло­бер при­нес в ли­те­ра­ту­ру дух пре­дель­ной объ­ек­тив­нос­ти изоб­ра­же­ния, трез­вос­ти оце­нок, сво­бо­ды от вся­чес­ких ил­лю­зий. Скеп­ти­цизм и пес­си­мизм Фло­бе­ра наш­ли вы­ход в луч­ших его ро­ма­нах «Гос­по­жа Бо­ва­ри», «Вос­пи­та­ние чувств», в са­ти­ри­чес­ком «Лек­си­ко­не про­пис­ных ис­тин» и дру­гих про­из­ве­де­ни­ях пи­са­те­ля. Он сде­лал пред­ме­том сво­его изоб­ра­же­ния пош­лость сов­ре­мен­ной дей­ст­ви­тель­нос­ти, выб­рал ге­ро­ями ти­пич­ных пред­с­та­ви­те­лей бур­жу­аз­ной сре­ды, от­ка­зал­ся от вся­кой «дек­ла­ма­ции» в ис­кус­стве, до­би­ва­ясь глу­бо­кой ана­ли­тич­нос­ти и мно­гоп­ла­но­вос­ти соз­да­ва­емой кар­ти­ны. Твор­чес­т­во Фло­бе­ра яви­лось од­ним из важ­ней­ших звень­ев на пу­ти от ре­ализ­ма XIX в. к ли­те­ра­ту­ре на­шей эпо­хи.

 

Театр.

 

XVIII век не стал для те­ат­раль­но­го ис­кус­ства столь пло­дот­вор­ной эпо­хой­, ка­кой бы­ло Воз­рож­де­ние или XVII сто­ле­тие во Фран­ции - век Моль­ера и Ра­си­на. Од­на­ко про­ис­хо­див­шие на под­мос­т­ках пе­ре­ме­ны бы­ли по-сво­ему зна­чи­тель­ны.

Серьезно из­ме­нил­ся сам ха­рак­тер те­ат­раль­но­го пред­с­тав­ле­ния. На сме­ну пло­щад­ным фор­мам шек­с­пи­ров­с­ко­го те­ат­ра или италь­ян­с­кой на­род­ной ко­ме­дии приш­ла сце­на-ко­роб­ка. Пос­те­пен­но ис­чез­ли и мес­та зри­те­лей на сце­не, по­яви­лась рам­па, спек­такль на­чал при­об­ре­тать свой сов­ре­мен­ный вид. Это­го тре­бо­ва­ла но­вая дра­ма­тур­гия, да­ле­ко от­хо­див­шая от шек­с­пи­ров­с­ких и моль­еров­с­ких тра­ди­ций. Так, в Ан­г­лии эпо­хи Рес­тав­ра­ции на сце­не пре­об­ла­да­ла уже не тра­ге­дия и не ис­то­ри­чес­кая хро­ни­ка, а ме­щан­с­кая дра­ма или ко­ме­дия, от­ме­чен­ная яр­кой те­ат­раль­нос­тью, но дос­та­точ­но по­вер­х­нос­т­ная по су­ти. Свой рас­ц­вет пе­ре­жи­ва­ет пан­то­ми­ма и бал­лад­ная опе­ра - выс­шим ее об­раз­цом бы­ла «Опе­ра ни­ще­го» Джо­на Гея (1685-1732), че­рез двес­ти лет пе­ре­де­лан­ная Брех­том. По­пу­ляр­ны ма­лые жан­ры - скетч, ко­ме­дия нра­вов, мас­те­ром ко­то­рых был Фил­динг, мно­го ра­бо­тав­ший для те­ат­ра. Вер­ши­ной ко­ме­дий­но­го ис­кус­ства XVI­II в. ста­ло твор­чес­т­во Ри­чар­да Бер­н­с­ли Ше­ри­да­на (1751-1816), осо­бен­но его зна­ме­ни­тая «Шко­ла злос­ло­вия».

Лучшим ан­г­лий­ским те­ат­ром той по­ры яв­лял­ся Дру­ри-Лей­н, воз­г­лав­ля­емый вна­ча­ле Да­ви­дом Гар­ри­ком (1717-1779), а за­тем Ше­ри­да­ном. Гар­рик блис­тал в шек­с­пи­ров­с­ком ре­пер­ту­аре. Пьесы Шек­с­пи­ра шли в пе­ре­дел­ках, приб­ли­жен­ных к прос­ве­ти­тель­с­ким по­ня­ти­ям и вку­сам, и в иг­ре Гар­ри­ка то­же силь­но чув­с­т­во­вал­ся ра­ци­она­лизм, что не по­ме­ша­ло ему, од­на­ко, соз­дать га­ле­рею за­ме­ча­тель­ных об­ра­зов.

Во Фран­ции той эпо­хи на под­мос­т­ках ца­ри­ли Воль­тер, а за­тем Бо­мар­ше. В 1680 г. был ос­но­ван те­атр «Ко­ме­ди Фран­сез», и по­ны­не ос­та­ющий­ся ве­ду­щим те­ат­раль­ным кол­лек­ти­вом стра­ны. С ним со­пер­ни­ча­ла «Ко­ме­ди Италь­ен», да­вав­шая спек­так­ли сна­ча­ла по-италь­ян­с­ки, а за­тем по-фран­цуз­с­ки. Ак­тив­но ра­бо­та­ли и яр­ма­роч­ные те­ат­ры, с се­ре­ди­ны XVI­II в. име­но­вав­ши­еся те­ат­ра­ми буль­ва­ров. Но ав­то­ри­тет «Ко­ме­ди Фран­сез» ос­та­вал­ся не­по­ко­ле­би­мым.

В этой труп­пе иг­ра­ли ве­ли­кие ак­те­ры эпо­хи - Ад­ри­ен­на Ле­кув­рер (1692-1730), Ма­ри Дю­ме­ниль (1713-1803), Ип­по­ли­та Кле­рон (1723-1803). Они при­над­ле­жа­ли к раз­ным шко­лам: од­ни стре­ми­лись про­дол­жать тра­ди­ции XVII в., дру­гие вос­пи­ты­ва­лись на иде­ях Воль­те­ра и Дид­ро. Вы­да­ющим­ся ак­те­ром и ре­жис­се­ром воль­те­ров­с­ко­го те­ат­ра был Ан­ри Луи Ле­кен (1729-1778).

В 1794 г. яко­бин­цы зак­ры­ли «Ко­ме­ди Фран­сез» на пять лет. Те­атр пе­ре­жи­вал внут­рен­ний рас­кол. Мно­гие пред­с­та­ви­те­ли ста­рой шко­лы про­ти­ви­лись не толь­ко иде­оло­гии ре­во­лю­ции, но и тем из­ме­не­ни­ям, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли в ис­кус­стве те­ат­ра, в те го­ды об­ра­тив­ше­го­ся к вы­со­кой тра­ге­дии, на­пол­нен­ной пря­мы­ми от­го­лос­ка­ми бур­но­ки­пя­щей сов­ре­мен­нос­ти, и к ме­лод­ра­ме. Ре­во­лю­ция тре­бо­ва­ла на­род­но­го те­ат­ра, и пред­п­ри­ни­ма­лись пер­с­пек­тив­ные по­пыт­ки его соз­да­ния. В 1791 г. ре­во­лю­ци­он­но нас­т­ро­ен­ные ак­те­ры «Ко­ме­ди Фран­сез» во гла­ве с Фран­суа Жо­зе­фом Таль­ма (1763-1826) от­к­ры­ли «Те­атр Рес­пуб­ли­ки», про­су­щес­т­во­вав­ший не­дол­го, но ос­та­вив­ший яр­кий след в ис­то­рии те­ат­раль­ной куль­ту­ры.

XVIII век оз­на­ме­но­вал­ся подъ­емом италь­ян­с­ко­го те­ат­ра, чьим ре­фор­ма­то­ром выс­ту­пил прос­лав­лен­ный ко­ме­ди­ог­раф Кар­ло Голь­до­ни (1707-1793). Он стре­мил­ся обо­га­тить тра­ди­цию ко­ме­дии ма­сок, прев­ра­тив ее в прос­ве­ти­тель­с­кую ко­ме­дию нра­вов. Пьесы Голь­до­ни «Слу­га двух гос­под» и осо­бен­но «Хо­зяй­ка гос­ти­ни­цы» во мно­гом пред­ве­ща­ют ис­кус­ство Бо­мар­ше. Ста­ра­ни­ями Голь­до­ни Ве­не­ция сде­ла­лась од­ной из те­ат­раль­ных сто­лиц Ев­ро­пы, од­на­ко са­мо­му ему приш­лось по­ки­нуть род­ной го­род, ког­да пуб­ли­ка нед­вус­мыс­лен­но от­да­ла пред­поч­те­ние пьесам его со­пер­ни­ка Кар­ло Гоц­ци (1720-1806), дра­ма­тур­га, на­де­лен­но­го под­лин­но но­ва­тор­с­ким да­ро­ва­ни­ем. Гоц­ци соз­дал спе­ци­фи­чес­кий жанр фьябы, пьесы-сказ­ки, ко­то­рая от­к­ры­ва­ла ув­ле­ка­тель­ные но­вые воз­мож­нос­ти пе­ред ре­жис­су­рой и ак­те­ра­ми. «Лю­бовь к трем апель­си­нам», «Ко­роль-олень», «Прин­цес­са Ту­ран­дот» и дру­гие фьябы Гоц­ци проч­но вош­ли в ми­ро­вой ре­пер­ту­ар.

На не­мец­кой сце­не до Лес­син­га, Шил­ле­ра и Ге­те гос­под­с­т­во­ва­ло под­ра­жа­ние ра­си­нов­с­ко­му и моль­еров­с­ко­му те­ат­ру. Мощ­ный сти­мул, ко­то­рый при­да­ла раз­ви­тию те­ат­ра де­ятель­ность ве­ли­ких прос­ве­ти­те­лей­, не про­шел бес­след­но и для сце­ни­чес­ко­го ис­кус­ства Гер­ма­нии. Пе­ре­во­рот на под­мос­т­ках про­из­вел Фрид­рих Люд­виг Шре­дер (1744-1816), круп­ней­ший пос­та­нов­щик и ис­пол­ни­тель пьес Шек­с­пи­ра и не­мец­ких дра­ма­тур­гов то­го вре­ме­ни. Важ­ную роль сыг­рал и Вей­мар­с­кий те­атр, ко­то­рым с 1791 по 1817 г. ру­ко­во­дил Ге­те.

Крупнейшей фи­гу­рой ро­ман­ти­чес­ко­го те­ат­ра в Гер­ма­нии стал про­за­ик Люд­виг Тик (1773-1853), мно­го пи­сав­ший для сце­ны, выс­ту­пав­ший и как ре­жис­сер. В спек­так­лях Ти­ка пос­ле­до­ва­тель­но осу­щес­т­в­лял­ся прин­цип ро­ман­ти­чес­кой иро­нии, раз­ру­ша­лись гра­ни меж­ду пред­с­тав­ле­ни­ем и ре­аль­нос­тью, меж­ду сце­ни­чес­кой ил­лю­зи­ей и про­за­ичес­кой пов­сед­нев­нос­тью. С по­яв­ле­ни­ем в 30-е го­ды вы­да­юще­го­ся дра­ма­тур­га Ге­ор­га Бюх­не­ра (1813-1837), чья тра­ге­дия «Смерть Дан­то­на» бы­ла про­ни­за­на ре­во­лю­ци­он­ны­ми нас­т­ро­ени­ями, на сце­не ут­вер­ж­да­ют­ся ре­алис­ти­чес­кие прин­ци­пы. Луч­ши­ми не­мец­ки­ми ак­те­ра­ми и ре­жис­се­ра­ми той эпо­хи бы­ли Люд­виг Дев­ри­ент (1784- 1832), иг­рав­ший в Брес­лав­ле, и Карл Зей­дель­ман (1793-1843), прос­лав­лен­ный ис­пол­ни­тель Ме­фис­то­фе­ля и дру­гих ро­лей в пьесах Ге­те, Шил­ле­ра, Шек­с­пи­ра.

Во Фран­ции ро­ман­тизм всту­пил в ре­ши­тель­ную схват­ку с клас­си­циз­мом, ког­да в 1830 г. бы­ла пос­тав­ле­на пьеса Гю­го «Эрна­ни», шо­ки­ро­вав­шая пуб­ли­ку «Ко­ме­ди Фран­сез», но вос­тор­жен­но при­ня­тая мо­ло­дежью. В пьесах Гю­го, Алек­сан­д­ра Дю­ма-отца (1802-1870), Ме­ри­ме, соз­да­те­ля цик­ла ро­ман­ти­чес­ких пьес «Те­атр Кла­ры Га­суль», но­вая шко­ла одер­жа­ла верх над тра­ди­ци­ями XVI­II в. Эта шко­ла выз­ва­ла к жиз­ни и ак­те­ров но­вой фор­ма­ции, сре­ди ко­то­рых осо­бен­но вы­де­ля­лись Ма­ри Дор­валь (1798-1849), Фре­де­рик Ле­метр (1800- 1876) и Эли­за Ра­шель (1821 - 1858) - ве­ли­кие ро­ман­ти­ки, обо­га­тив­шие те­ат­раль­ное ис­кус­ство и па­фо­сом под­лин­ной ге­ро­ики, и глу­бо­ким пси­хо­ло­гиз­мом.

Английский ро­ман­ти­чес­кий те­атр ис­пы­ты­вал мощ­ное воз­дей­ст­вие Бай­ро­на и Шел­ли, хо­тя их фи­ло­соф­с­кие тра­ге­дии с тру­дом на­хо­ди­ли се­бе путь на сце­ну. В эти го­ды на под­мос­т­ках Дру­ри-Лей­н влас­т­во­вал Эд­мунд Кин (1787-1833) -актер, в чьем ис­кус­стве чув­с­т­ву­ет­ся глу­бо­кая бли­зость к Бай­ро­ну. Сре­ди его ра­бот на­иболь­шую сла­ву при­об­ре­ли об­ра­зы Гам­ле­та и Отел­ло, пе­ре­ос­мыс­лен­ные в ду­хе ро­ман­тиз­ма.

После 1848 г. в раз­ви­тии ев­ро­пей­ско­го те­ат­ра на­чи­на­ет­ся по­ло­са упад­ка, ког­да гла­вен­с­т­ву­ет «хо­ро­шо сде­лан­ная пьеса» - ис­кус­но пос­т­ро­ен­ная, но ма­ло­со­дер­жа­тель­ная ме­лод­ра­ма и чис­то раз­в­ле­ка­тель­ная ко­ме­дия. Мель­ча­ет и ак­тер­с­кое ис­кус­ство. Од­на­ко ко­нец XIX в. стал для те­ат­ра ев­ро­пей­ских стран вре­ме­нем пло­дот­вор­ных но­ва­тор­с­ких ис­ка­ний и от­к­ры­тий­, пре­доп­ре­де­лив­ших пу­ти раз­ви­тия сце­ни­чес­ко­го ис­кус­ства в на­ше сто­ле­тие.

 

Музыка.

 

Век Прос­ве­ще­ния оз­на­ме­но­вал­ся и глу­бо­ки­ми пе­ре­ме­на­ми в му­зы­каль­ном ис­кус­стве. Ви­ола ус­ту­па­ет мес­то скрип­ке, кла­ве­син - фор­тепь­яно. Ан­та­го­низм меж­ду свет­с­ким и цер­ков­ным ис­кус­ством сме­ня­ет­ся бур­ны­ми стол­к­но­ве­ни­ями не­пос­ред­с­т­вен­но в сфе­ре свет­с­кой му­зы­ки.

В на­ча­ле сто­ле­тия му­зы­ка, как и дру­гие ис­кус­ства, раз­ви­ва­ет­ся под до­ми­ни­ру­ющим воз­дей­ст­ви­ем вы­со­ко­го клас­си­циз­ма. Это эпо­ха Иоган­на Се­бас­ть­яна Ба­ха (1685-1750), Ге­ор­га Фрид­ри­ха Ген­де­ля (1685-1759), Йо­зе­фа Гай­дна (1732-1809)-по­ис­ти­не зо­ло­той век клас­си­чес­кой не­мец­кой му­зы­ки. Его за­вер­ше­ни­ем, а во мно­гом - от­к­ры­ти­ем но­во­го, пред­ро­ман­ти­чес­ко­го пе­ри­ода яви­лось твор­чес­т­во Воль­ф­ган­га Ама­дея Мо­цар­та (1756-1791).

Бах ос­тал­ся ве­ли­чай­шим мас­те­ром по­ли­фо­нии в ми­ро­вой му­зы­ке. Не чуж­дое ра­ци­она­лис­тич­нос­ти, его твор­чес­т­во вмес­те с тем на­де­ле­но эмо­ци­ональ­ной мощью, по­ра­жа­ющей в та­ких гран­ди­оз­ных тво­ре­ни­ях, как ора­то­рия «Страс­ти по Мат­фею», в мес­сах и кан­та­тах, ду­хов­ных кан­та­тах и кла­вир­ных кон­цер­тах ком­по­зи­то­ра. Рас­ц­вет клас­си­чес­кой ора­то­рии свя­зан с име­нем Ген­де­ля, ши­ро­ко ис­поль­зо­вав­ше­го об­ра­зы биб­лей­ско­го эпо­са («Сам­сон», «Иуда Мак­ка­вей­» и др.).

Бурно раз­ви­ва­лась опе­ра - дру­гой жанр, ко­то­ро­му дол­гие го­ды твор­чес­т­ва пос­вя­тил Ген­дель. Осо­бен­но по­пу­ляр­на ста­ла ко­ми­чес­кая опе­ра, пе­ре­жив­шая свой рас­ц­вет в Ита­лии и Фран­ции. Воз­ни­ка­ют и дру­гие жан­ры: сен­ти­мен­таль­ная опе­ра, му­зы­каль­ная дра­ма, круп­ней­шим мас­те­ром ко­то­рых был Крис­тоф Вил­ли­бальд Глюк (1714- 1787), соз­да­тель но­ва­тор­с­кой опе­ры «Орфей и Эв­ри­ди­ка».

Новые ис­ка­ния в ин­с­т­ру­мен­таль­ной му­зы­ке свя­за­ны с италь­ян­с­кой шко­лой­, преж­де все­го с Ан­то­нио Ви­валь­ди (ок. 1678-1741) " соз­да­те­лем жан­ра соль­но­го ин­с­т­ру­мен­таль­но­го кон­цер­та, по­ло­жив­шим на­ча­ло прог­рам­мно­му сим­фо­низ­му. Даль­ней­шее раз­ви­тие сим­фо­низ­ма свя­за­но с вен­с­кой шко­лой - Гай­дном, Мо­цар­том. Гайдн вы­ра­бо­тал глав­ные прин­ци­пы со­нат­но-сим­фо­ни­чес­ко­го цик­ла - выс­ше­го ти­па мно­го­час­т­ной ком­по­зи­ции - и ут­вер­дил клас­си­чес­кий вид сим­фо­ни­чес­ко­го ор­кес­т­ра. Мо­царт бес­ко­неч­но рас­ши­рил те­ма­ти­чес­кий и эмо­ци­ональ­ный ди­апа­зон сим­фо­ни­чес­кой и ка­мер­ной му­зы­ки. В сво­их те­ат­раль­ных про­из­ве­де­ни­ях («Свадь­ба Фи­га­ро», «Дон Жу­ан», «Вол­шеб­ная флей­та») он вы­ра­бо­тал но­вый жанр «ве­се­лой дра­мы». Его твор­чес­т­во бес­ко­неч­но мно­гог­ран­но и не­ис­чер­па­емо.

На ру­бе­же клас­си­цис­т­с­кой и ро­ман­ти­чес­кой эпох в ис­то­рии му­зы­ки воз­ни­ка­ет ти­та­ни­чес­кая фи­гу­ра Люд­ви­га ван Бет­хо­ве­на (1770-1827). Твор­чес­т­во Бет­хо­ве­на ох­ва­ты­ва­ет ед­ва ли не все фор­мы и жан­ры му­зы­ки, но его вер­ши­ной бы­ли де­вять сим­фо­ний­, каж­дая из ко­то­рых зак­лю­ча­ет в се­бе це­лый ху­до­жес­т­вен­ный мир. Сов­ре­мен­ник ре­во­лю­ции 1789 г., страс­т­но во­оду­шев­лен­ный ее пер­вы­ми ша­га­ми и ре­ши­тель­но от­вер­г­ший бо­на­пар­тизм, ху­дож­ник фи­ло­соф­с­ко­го скла­да, бес­ко­неч­но рас­ши­рив­ший вы­ра­зи­тель­ные сред­с­т­ва му­зы­ки, ком­по­зи­тор тра­ги­чес­ко­го ми­ро­ощу­ще­ния, Бет­хо­вен был по-нас­то­яще­му оце­нен и под­нят на щит ро­ман­ти­ка­ми, хо­тя он очень су­щес­т­вен­но рас­хо­дил­ся с их эс­те­ти­чес­ки­ми убеж­де­ни­ями. В Бет­хо­ве­не воп­ло­ти­лись луч­шие чер­ты всей пред­шес­т­во­вав­шей ему му­зы­каль­ной куль­ту­ры, вмес­те с тем его твор­чес­т­во - это по­во­рот­ный пункт в ис­кус­стве му­зы­ки.

Романтическое нап­рав­ле­ние в ев­ро­пей­ской му­зы­ке ока­за­лось ред­кос­т­но бо­га­тым вы­да­ющи­ми­ся да­ро­ва­ни­ями: это Франц Шу­берт (1797-1828) и Ро­берт Шу­ман (1810-1856), Гек­тор Бер­ли­оз (1803- 1869) и Ри­хард Ваг­нер (1813-1883), Фе­ренц Лист (1811-1886) и Фре­де­рик Шо­пен (1810-1849), мно­гие дру­гие ком­по­зи­то­ры, чьи име­на сос­тав­ля­ют гор­дость на­ци­ональ­ных куль­тур и всей ми­ро­вой куль­ту­ры. Ро­ман­тизм при­нес в му­зы­ку по­вы­шен­ную эмо­ци­ональ­ную вы­ра­зи­тель­ность, фан­тас­ти­чес­кий вы­мы­сел, ска­зоч­но-по­этич­ную об­раз­ность, не­ред­ко за­им­с­т­во­ван­ную из фоль­к­ло­ра, тя­го­те­ние к кон­к­рет­нос­ти ме­та­фор, мас­ш­таб­ность сим­во­ли­чес­ких обоб­ще­ний. Про­изош­ла су­щес­т­вен­ная пе­рес­т­рой­ка жан­ров: важ­ней­шее зна­че­ние при­об­ре­ли ро­манс, од­но­час­т­ная фор­тепь­ян­ная пьеса, ин­с­т­ру­мен­таль­ная тан­це­валь­ная ми­ни­атю­ра, раз­лич­ные ма­лые фор­мы, на­пол­нив­ши­еся серь­ез­ным и глу­бо­ким со­дер­жа­ни­ем.

Новые тен­ден­ции зат­ро­ну­ли и сим­фо­низм, и му­зы­ку для те­ат­ра. По­яв­ля­ет­ся жанр ге­ро­ичес­кой опе­ры-са­ги (че­ты­рех­час­т­ный цикл «Коль­цо ни­бе­лун­га» Ваг­не­ра), опе­ры, скла­ды­вав­шей­ся под воз­дей­ст­ви­ем на­ци­ональ­но-осво­бо­ди­тель­ных дви­же­ний. В твор­чес­т­ве Джу­зеп­пе Вер­ди (1813-1901) та­кой тип опе­ры пред­с­тав­лен «До­ном Кар­ло­сом» - про­из­ве­де­ни­ем, в це­лом ре­алис­ти­чес­ким, в от­ли­чие от его блес­тя­щих ро­ман­ти­чес­ких опер «Ри­го­лет­то», «Тра­ви­ата», «Аида».

В эпо­ху ро­ман­тиз­ма му­зы­ка ак­тив­нее, чем преж­де, вза­имо­дей­ст­ву­ет с ли­те­ра­ту­рой. Это пре­доп­ре­де­ли­ло по­яв­ле­ние прог­рам­мных му­зы­каль­ных со­чи­не­ний­, в той или иной сте­пе­ни ис­поль­зу­ющих эле­мен­ты ху­до­жес­т­вен­но­го сло­ва или те­ат­раль­ной эс­те­ти­ки. На­чи­ная с ро­ман­ти­ков этот прин­цип в мно­го­об­раз­ных сво­их про­яв­ле­ни­ях ста­но­вит­ся пре­об­ла­да­ющим, ска­зы­ва­ясь в сим­фо­ни­чес­ких и ин­с­т­ру­мен­таль­ных про­из­ве­де­ни­ях. Об­нов­ле­ние ин­то­на­ци­он­ной сфе­ры, но­вые прин­ци­пы фор­мо­об­ра­зо­ва­ния и дру­гие осо­бен­нос­ти ро­ман­ти­чес­кой му­зы­ки под­го­то­ви­ли ре­алис­ти­чес­кую му­зы­каль­ную эс­те­ти­ку, за­явив­шую о се­бе к кон­цу XIX сто­ле­тия.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 315 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2317 - | 2171 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.