Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общие черты развития науки. 3 страница




Мысли о спра­вед­ли­вой ор­га­ни­за­ции об­щес­т­ва и счас­т­ли­вой жиз­ни воз­ни­ка­ли еще в ан­тич­нос­ти, нап­ри­мер у Пла­то­на и Арис­то­те­ля. Хрис­ти­ан­с­т­во пред­ло­жи­ло идею ду­хов­ной сво­бо­ды лич­нос­ти, ее от­вет­с­т­вен­нос­ти пе­ред Бо­гом, бо­жес­т­вен­ной люб­ви и спра­вед­ли­вос­ти. На­чи­ная с Воз­рож­де­ния, на пер­вый план все боль­ше ста­ла выс­ту­пать идея зем­ной со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти. В этом пла­не на­ибо­лее из­вес­т­ны кни­ги Т. Мо­ра «Уто­пия» и Т. Кам­па­нел­лы «Го­род сол­н­ца». Но­вое об­щес­т­во в этих кни­гах ор­га­ни­зо­ва­но в изо­ли­ро­ван­ном прос­т­ран­с­т­ве, на ос­т­ро­вах, пу­тем удов­лет­во­ря­юще­го всех жи­те­лей со­от­но­ше­ния меж­ду их тру­дом и пот­реб­нос­тя­ми, сво­бо­дой и при­нуж­де­ни­ем. Они не при­дер­жи­ва­ют­ся те­зи­са «каж­до­му по пот­реб­нос­тям», ибо нас­ту­пит вре­мя, ког­да ду­хов­ные пот­реб­нос­ти ока­жут­ся для лю­дей пред­поч­ти­тель­нее, не­же­ли ма­те­ри­аль­ные. За­то труд бу­дет «гу­ма­ни­зи­ро­ван», лю­ди бу­дут тру­дить­ся сво­бод­но во имя «выс­ших ин­те­ре­сов тру­дя­щих­ся» - ин­те­ре­сов кол­лек­ти­вов. Та­ким об­ра­зом и осу­щес­т­вит­ся те­зис «от каж­до­го по спо­соб­нос­тям». Мо­ру и Кам­па­нел­ле бы­ла из­вес­т­на мысль Арис­то­те­ля: вла­де­ние соб­с­т­вен­нос­тью по­рож­да­ет па­ра­зи­тов. Пре­одо­ле­ние это­го дос­ти­га­ет­ся вве­де­ни­ем все­об­щей тру­до­вой соб­с­т­вен­нос­ти (Т. Мор), кол­лек­ти­виз­мом в тру­де как ве­ли­ким счас­ть­ем (Т. Кам­па­нел­ла). Су­щес­т­ву­ет нрав­с­т­вен­ная шка­ла цен­нос­тей (тя­же­лый труд са­мый по­чет­ный­), но есть и дол­ж­нос­т­ные ли­ца, ко­то­рые сле­дят за тем, что­бы «ник­то не по­лу­чил боль­ше, чем он зас­лу­жи­ва­ет». И при этом все чув­с­т­ву­ют се­бя счас­т­ли­вы­ми.

Внимание к со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти воз­рос­ло в кон­це XVI­II- на­ча­ле XIX в. пос­ле бур­жу­аз­ных ре­во­лю­ций­, не ре­али­зо­вав­ших ожи­да­ния их учас­т­ни­ков. Воз­рос­ло вни­ма­ние к иде­ям Мо­ра и Кам­па­нел­лы, на­ча­ла свое су­щес­т­во­ва­ние идея со­ци­ализ­ма - каж­до­му по тру­ду.

Социализм, как и ком­му­низм, ан­ти­ин­ди­ви­ду­алис­тич­ны по сво­ей су­ти. Че­ло­ве­чес­кие лич­нос­ти, дей­ст­вуя в «зем­ном рае», не воль­ны вли­ять на его струк­ту­ру. Да в этом нет и не­об­хо­ди­мос­ти. Ге­ни­аль­ные и вы­со­ко­мер­ные ин­тел­лек­ту­алы уже все пре­дус­мот­ре­ли. Не­пов­то­ри­мость лич­нос­ти стан­дар­ти­зи­ру­ет­ся, оце­ни­ва­ет­ся ее тру­дом, а обес­пе­че­ние пот­реб­нос­тей де­ла­ет не­нуж­ны­ми сво­бо­ду че­ло­ве­ка, его лич­ное дос­то­ин­с­т­во. Его нрав­с­т­вен­ная от­вет­с­т­вен­ность за­ме­ня­ет­ся нор­ма­ми по­ве­де­ния в кол­лек­ти­ве. Как от­ме­чал Ф.М. Дос­то­ев­с­кий­, идея бу­ду­ще­го все­об­ще­го счас­тья ста­вит­ся вы­ше се­год­няш­не­го счас­тья каж­до­го от­дель­но­го че­ло­ве­ка.

Достаточно ре­ши­тель­ны­ми бы­ли ком­му­нис­ты. В 1795 г. Г. Ба­беф соз­дал «Общес­т­во рав­ных» для свер­же­ния су­щес­т­ву­ющей влас­ти и «соз­да­ния фак­ти­чес­ко­го ра­вен­с­т­ва меж­ду людь­ми». Дол­ж­на быть кон­фис­ко­ва­на вся­кая лич­ная соб­с­т­вен­ность, каж­дый дол­жен в рав­ной сте­пе­ни по­лу­чить свою до­лю вос­пи­та­ния, об­ра­зо­ва­ния, средств к су­щес­т­во­ва­нию, раз­в­ле­че­ний­, но и дол­жен быть при­нуж­ден к фи­зи­чес­ко­му или ум­с­т­вен­но­му тру­ду по ме­ре его сил и спо­соб­нос­тей. Пос­ле­до­ва­тель Ба­бе­фа Бу­онар­ро­ти соз­дал тай­ные об­щес­т­ва в Бель­гии, Фран­ции. Один из их учас­т­ни­ков В. Вей­тлинг пред­ло­жил вве­де­ние ком­му­низ­ма че­рез ре­во­лю­ци­он­ную борь­бу ра­бо­чих. Его со­рат­ни­ки соз­да­ли «Со­юз спра­вед­ли­вых», в ко­то­ром учас­т­во­ва­ли не­ко­то­рые ра­бо­чие раз­ных стран. Со­юз был, по ини­ци­ати­ве Ф. Эн­гель­са, пре­об­ра­зо­ван в «Со­юз ком­му­нис­тов». Для не­го был на­пи­сан «Ма­ни­фест ком­му­нис­ти­чес­кой пар­тии» Мар­к­сом и Эн­гель­сом (1848).

Представители ба­бу­виз­ма учас­т­во­ва­ли в ре­во­лю­ци­он­ных выс­туп­ле­ни­ях 1830 и 1848 гг. Один из них, про­ку­рор Кор­си­ки, жур­на­лист Э. Ка­бе (1788-1856) на­пи­сал оче­ред­ную уто­пию «Пу­те­шес­т­вие в Ика­рию». Кни­га ста­ла ком­му­нис­ти­чес­кой биб­ли­ей мно­гих ра­бо­чих ор­га­ни­за­ций во Фран­ции 40-х го­дов. Пе­ре­ход к ком­му­низ­му в ней пред­ла­га­лось осу­щес­т­вить пу­тем со­вер­шен­с­т­во­ва­ния де­мок­ра­тии. Ка­бе соз­дал «Кор­рес­пон­ден­т­с­кое объ­еди­не­ние сто­рон­ни­ков "ика­рий­ско­го ком­му­низ­ма"», имев­шее пред­с­та­ви­те­лей в 66 де­пар­та­мен­тах Фран­ции, а так­же в Ал­жи­ре, Ис­па­нии, Швей­ца­рии, Ан­г­лии. Бы­ли по­пыт­ки соз­дать ком­му­нис­ти­чес­кое ко­ло­нии в США. Ика­рий­цы кри­ти­ко­ва­ли сво­его ли­де­ра за сек­тан­т­с­т­во и из­лиш­нее ми­ро­лю­бие, они стре­ми­лись к ру­ко­вод­с­т­ву ре­во­лю­ци­он­ны­ми выс­туп­ле­ни­ями ра­бо­чих.

Менее аг­рес­сив­ны­ми, нап­рав­лен­ны­ми на пре­об­ра­зо­ва­ния преж­де все­го ха­рак­те­ра тру­да, а не на по­ли­ти­чес­кую кон­ф­рон­та­цию, бы­ли выс­туп­ле­ния пер­вых со­ци­алис­тов, ве­рив­ших в воз­мож­ность пос­те­пен­но­го, ос­но­ван­но­го на убеж­де­нии прод­ви­же­ния к «зо­ло­то­му ве­ку». Хо­тя идеи уто­пис­тов не ста­ли мас­со­вым умо­нас­т­ро­ени­ем, ока­за­лась ус­той­чи­вой са­ма идея со­ци­ализ­ма как уче­ния о спра­вед­ли­вом со­ци­аль­ном рас­п­ре­де­ле­нии, че­му спо­соб­с­т­во­ва­ли де­ятель­ность ин­тел­лек­ту­алов и ру­ко­во­ди­мых ими со­ци­алис­ти­чес­ких пар­тий­, а так­же на­ли­чие в каж­дом бур­жу­аз­ном об­щес­т­ве вык­лю­чен­но­го из про­из­вод­с­т­ва дек­лас­си­ро­ван­но­го сос­ло­вия люм­пе­нов - для не­го «спра­вед­ли­вое рас­п­ре­де­ле­ние» име­ло боль­шой жиз­нен­ный смысл.

Анри де Сен-Си­мон (1760-1825) про­ис­хо­дил из бо­га­той граф­с­кой семьи, по­лу­чил блес­тя­щее об­ра­зо­ва­ние в ду­хе идей Прос­ве­ще­ния. Он учас­т­во­вал в Вой­не за не­за­ви­си­мость в Аме­ри­ке. В хо­де ре­во­лю­ции во Фран­ции рос­ли его на­деж­ды на осу­щес­т­в­ле­ние брат­с­т­ва и спра­вед­ли­вос­ти. Он ве­рил в су­щес­т­во­ва­ние за­ко­нов об­щес­т­вен­но­го раз­ви­тия и в воз­мож­ность их на­уч­но­го пос­ти­же­ния, раз­ра­ба­ты­вал кон­цеп­цию но­во­го спра­вед­ли­во­го об­щес­т­ва: об­щес­т­во за­ко­но­мер­но раз­ви­ва­ет­ся как це­лос­т­ная сис­те­ма фи­ло­соф­с­ко-на­уч­ных, ре­ли­ги­оз­ных, мо­раль­ных воз­зре­ний и со­от­вет­с­т­ву­ющих им «индус­т­рии», т. е. тру­до­вой де­ятель­нос­ти. Пос­лед­няя оп­ре­де­ля­ет ха­рак­тер соб­с­т­вен­нос­ти, а че­рез нее - те со­ци­аль­ные си­лы, ко­то­рые гос­под­с­т­ву­ют в раз­лич­ных сфе­рах жиз­ни. Ис­то­ри­чес­кий прог­ресс, пе­ре­ход че­ло­ве­чес­т­ва на выс­шие фор­мы бы­тия осу­щес­т­в­ля­ет­ся че­рез раз­ру­ше­ние из­жив­ших се­бя воз­зре­ний и со­от­вет­с­т­ву­ющей им сис­те­мы, за­ме­ной их бо­лее вы­со­кой ор­га­ни­за­ци­ей. Фран­цуз­с­кая ре­во­лю­ция - за­ко­но­мер­ное яв­ле­ние, унич­то­жа­ющее гос­под­с­т­во цер­к­ви и ду­хо­вен­с­т­ва, праз­д­но­го фе­ода­лиз­ма. Но со­вер­ши­лась ошиб­ка: власть бы­ла пе­ре­да­на не «индус­т­ри­алам», а ме­та­фи­зи­кам и за­кон­ни­кам, век ко­то­рых уже про­шел, и по­то­му они не по­ня­ли жи­вых со­зи­да­тель­ных за­дач ре­во­лю­ции. Ин­дус­т­ри­алы ока­за­лись в ро­ли эк­с­п­лу­ати­ру­емых. «Не­ве­жес­т­во, су­еве­рие, страсть к ра­зо­ри­тель­ным удо­воль­с­т­ви­ям сос­тав­ля­ют удел гла­ва­рей об­щес­т­ва,- счи­тал Сен-Си­мон,- а спо­соб­ные, бе­реж­ли­вые и тру­до­лю­би­вые лю­ди под­чи­не­ны им и ис­поль­зу­ют­ся в ка­чес­т­ве ору­дий­». Вы­ход он ви­дел в сле­ду­ющем: раз­ви­тие про­из­вод­с­т­ва на на­уч­ной ос­но­ве, пе­ре­да­ча влас­ти в «про­мыш­лен­ной сис­те­ме» уче­ным и ин­дус­т­ри­алам, пред­п­ри­ни­ма­те­лям. Эго­изм в об­щес­т­ве мо­жет быть пре­одо­лен с по­мощью на­уч­но скон­с­т­ру­иро­ван­ной ре­ли­гии, в ос­но­ве ко­то­рой дол­жен ле­жать ло­зунг: «Все лю­ди - братья!» Его пос­лед­няя кни­га на­зы­ва­лась «Но­вое хрис­ти­ан­с­т­во».

Ближайшие уче­ни­ки Сен-Си­мо­на - Ан­фан­тен и Ба­зар сфор­му­ли­ро­ва­ли со­ци­алис­ти­чес­кий прин­цип рас­п­ре­де­ле­ния: «Каж­до­му - по его спо­соб­нос­тям, каж­дой спо­соб­нос­ти - по ее де­лам!» Они ор­га­ни­зо­ва­ли в Па­ри­же в 1828-1829 гг. чте­ние пуб­лич­ных лек­ций­, ко­то­рые пос­ле бы­ли из­да­ны под наз­ва­ни­ем «Уче­ние Сен-Си­мо­на». Эта кни­га ока­за­ла серь­ез­ное вли­яние на рас­п­рос­т­ра­не­ние со­ци­алис­ти­чес­ких идей в Ев­ро­пе. На нее ссы­ла­лись Пру­дон, Ба­ку­нин, Маркс, Бер­н­ш­тей­н. Сен­си­мо­низм стал по­пу­ляр­ным в Рос­сии. Де­каб­рист Лу­нин встре­чал­ся с его ос­но­ва­те­лем, и они пон­ра­ви­лись друг дру­гу; «сен­си­мо­нис­том из Мос­к­вы» зва­ли Ча­ада­ева. Идеи Сен-Си­мо­на бы­ли ин­те­рес­ны Пуш­ки­ну, Гер­це­ну, Ога­ре­ву, Дос­то­ев­с­ко­му, Чер­ны­шев­с­ко­му, на­ро­до­воль­цам.

Другой фран­цуз­с­кий со­ци­алист-те­оре­тик Ш. Фурье (1772-1837), вы­рос­ший в за­жи­точ­ной семье, по тре­бо­ва­нию ро­ди­те­лей ра­но за­нял­ся ком­мер­ци­ей. Он счи­тал, что оп­ре­де­ля­ющую роль в об­щес­т­ве иг­ра­ют че­ло­ве­чес­кие «страс­ти», ко­то­рые, здо­ро­вые по су­ти, ис­ка­жа­ют­ся су­щес­т­ву­ющим об­щес­т­вен­ным по­ряд­ком. Сле­дом за Кам­па­нел­лой он преж­де все­го ин­те­ре­со­вал­ся ор­га­ни­за­ци­ей тру­да - нас­коль­ко он сво­бо­ден. Оз­до­ров­лен­ная тру­дом пла­не­та бу­дет по­сы­лать в ми­ро­вое прос­т­ран­с­т­во твор­чес­кие кос­ми­чес­кие из­лу­че­ния, и в ми­роз­да­нии во­зоб­но­вит­ся со­зи­да­тель­ная де­ятель­ность. А кос­ми­чес­кие из­лу­че­ния из ми­ро­во­го прос­т­ран­с­т­ва при­ве­дут к ска­зоч­ным из­ме­не­ни­ям при­ро­ды на Зем­ле. Бур­жу­аз­ное же про­из­вод­с­т­во под­чи­ня­ет­ся не ин­те­ре­сам об­щес­т­ва, а от­дель­ным ли­цам, по­это­му сей­час ца­рят ха­ос, анар­хия, раз­гул страс­тей­; че­ло­ве­чес­кая бед­ность од­них по­рож­де­на из­быт­ком у дру­гих. Це­лос­т­ная лич­ность прев­ра­ща­ет­ся в раз­д­роб­лен­но­го, час­тич­но­го ин­ди­ви­да. Су­щес­т­ву­ющее об­щес­т­во не в сос­то­янии обес­пе­чить ос­нов­ное пра­во че­ло­ве­ка - пра­во на труд. Де­мок­ра­тия за­щи­ща­ет этот па­ра­зи­тизм и спо­соб­с­т­ву­ет мо­раль­но­му вы­рож­де­нию.

Для соз­да­ния «гар­мо­нии страс­тей­» не­об­хо­ди­мо «со­ци­етар­ное», прав­ди­вое, «прив­ле­ка­тель­ное про­из­вод­с­т­во», а имен­но - не­боль­шая про­из­вод­с­т­вен­но-тру­до­вая ас­со­ци­ация лю­дей­, сов­мес­т­но вла­де­ющая сред­с­т­ва­ми про­из­вод­с­т­ва и за­ни­ма­юща­яся тру­до­вой де­ятель­нос­тью. Это - «фа­лан­га», в ко­то­рой труд оп­ре­де­ля­ет­ся сво­бод­ным вле­че­ни­ем лю­дей к раз­лич­ным его ви­дам, со­че­та­ни­ем фи­зи­чес­ко­го и ум­с­т­вен­но­го тру­да каж­до­го. Лю­ди жи­вут в фа­лан­с­те­рах-двор­цах, где каж­дый име­ет все не­об­хо­ди­мое для удов­лет­во­ре­ния сво­их пот­реб­нос­тей по вку­су и же­ла­нию.

Ш. Фурье рас­счи­ты­вал прив­лечь к соз­да­нию пер­вых фа­ланг сред­с­т­ва пе­ре­до­вых, ра­зум­ных ка­пи­та­лис­тов, счи­тая их опыт убе­ди­тель­ным для всех, ве­ду­щим к осу­щес­т­в­ле­нию «со­ци­етар­но­го строя». Он пред­ла­гал де­лить до­ход от про­из­вод­с­т­ва по тру­ду, ка­пи­та­лу и та­лан­ту тру­дя­щих­ся в от­но­ше­нии 5:4:3. Но ни­че­го не по­лу­чи­лось: пос­т­ро­ить в 1832 г. во Фран­ции фа­лан­с­те­ры не уда­лось, а по­доб­ные фа­лан­с­те­ры в США (их бы­ло 40) быс­т­ро раз­ва­ли­лись. Пос­ле смер­ти Фурье его уче­ни­ки соз­да­ли «со­ци­етар­ную шко­лу» для про­па­ган­ды его уче­ния в Ев­ро­пе, но она су­щес­т­во­ва­ла не­дол­го. Как от­ме­чал М. Ба­ку­нин, фурь­ерис­ты не пра­вы, во-пер­вых, в сво­ей ве­ре в воз­мож­ность тро­гать сер­д­ца бо­га­тых, а во-вто­рых, в ве­ре в воз­мож­ность рег­ла­мен­та­ции жиз­ни в «со­ци­алис­ти­чес­ком раю».

Про ан­г­лий­ско­го фаб­ри­кан­та и со­ци­алис­та Р. Оу­эна (1771-1858) не­ко­то­рые ис­то­ри­ки иро­ни­зи­ро­ва­ли: «Он раз­бо­га­тел бла­го­да­ря ка­пи­та­лиз­му и здра­во­му смыс­лу и про­мо­тал все свое сос­то­яние бла­го­да­ря ком­му­низ­му и су­мас­шес­т­вию». Оу­эн счи­тал, что но­вое ма­шин­ное про­из­вод­с­т­во при пра­виль­ном его ис­поль­зо­ва­нии мо­жет обес­пе­чить бла­го­сос­то­яние всех лю­дей­, ес­ли соб­с­т­вен­ность бу­дет обоб­щес­т­в­ле­на их соб­с­т­вен­ным во­ле­вым уси­ли­ем. Для ре­али­за­ции сво­ей идеи он в 1825 г. в США (все-та­ки мо­гу­чая при­вив­ка от со­ци­ализ­ма бы­ла сде­ла­на в этой стра­не в прош­лом ве­ке!) ор­га­ни­зо­вал ко­ло­нию «Но­вая гар­мо­ния», в ко­то­рой стре­мил­ся соз­дать ко­опе­ра­цию всех ее чле­нов на ос­но­ве нрав­с­т­вен­но­го ми­ра. Ко­ло­ния про­го­ре­ла че­рез три го­да. Оу­эн вер­нул­ся в Ан­г­лию и за­нял­ся даль­ней­шим те­оре­ти­зи­ро­ва­ни­ем, а так­же стал ор­га­ни­за­то­ром ко­опе­ра­тив­но­го дви­же­ния, ос­но­вал «Ве­ли­кий на­ци­ональ­ный со­юз про­из­водств» - с «по­мощью» ок­ру­жа­ющих пред­п­ри­ни­ма­те­лей он ра­зо­рил­ся че­рез нес­коль­ко ме­ся­цев.

На ос­но­ва­нии кон­цеп­ции тру­до­во­го про­ис­хож­де­ния сто­имос­ти Оу­эн де­лал вы­вод о том, что тру­дя­щим­ся при­над­ле­жит пол­ная сто­имость про­из­во­ди­мо­го про­дук­та. Для осу­щес­т­в­ле­ния это­го он ор­га­ни­зо­вы­вал в Лон­до­не «ме­но­вые ба­за­ры», где день­ги за­ме­ня­лись на «тру­до­вые бо­ны», ука­зы­вав­шие ко­ли­чес­т­во тру­да, зат­ра­чен­но­го на про­из­вод­с­т­во ве­щей. Но ры­нок ка­пи­та­лис­ти­чес­кий смел «ме­но­вые ба­за­ры» то­же. Под­виж­ни­чес­кая жизнь иде­оло­га нрав­с­т­вен­но­го ми­ра про­дол­жа­лась; пред­ла­га­лись идея со­ци­алис­ти­чес­кой «истин­ной ре­ли­гии», «ра­зум­ные» от­но­ше­ния меж­ду по­ла­ми, рез­ко от­ри­ца­лась не­об­хо­ди­мость клас­со­вой борь­бы как амо­раль­ная фор­ма де­ятель­нос­ти. Лич­ная судь­ба Оу­эна пе­чаль­на. Но его идеи про­дол­жа­ли жить как в дос­та­точ­но ра­зум­ной фор­ме в ко­опе­ра­тив­ном дви­же­нии в Ан­г­лии, так и в эк­с­т­ре­мис­т­с­ких выс­ка­зы­ва­ни­ях его не­пос­ред­с­т­вен­ных пос­ле­до­ва­те­лей. Ан­г­лий­ский эко­но­мист Т. Год­с­кин (1787-1869) счи­тал, что соз­дать со­ци­алис­ти­чес­кое об­щес­т­во мож­но пос­ред­с­т­вом лик­ви­да­ции ка­пи­та­лис­тов - тог­да прек­ра­ти­лось бы об­ни­ща­ние про­ле­та­ри­ата. Ан­г­лий­ские со­ци­алис­ты-уто­пис­ты Д. Грей (1798-1850) и Ф. Брей (1809-1895) раз­ви­ли идею соз­да­ния но­во­го об­щес­т­ва че­рез со­юз ак­ци­онер­ных об­ществ.

В об­с­та­нов­ке боль­шо­го ин­те­ре­са к со­ци­ализ­му воз­ник мар­к­сизм, счи­тав­ший воз­мож­ным осу­щес­т­вить со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость и ра­вен­с­т­во толь­ко пу­тем ре­во­лю­ци­он­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния об­щес­т­ва, ос­но­ван­но­го на час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти, пос­ред­с­т­вом лик­ви­да­ции та­ко­вой. Фи­ло­соф­с­кая и на­уч­ная эру­ди­ция поз­во­ли­ла ос­но­ва­те­лям кон­цеп­ции, Мар­к­су и. Эн­гель­су, луч­ше дру­гих со­ци­алис­тов про­ана­ли­зи­ро­вать об­щес­т­вен­ные про­цес­сы сво­ей эпо­хи, уви­деть их ре­аль­ные дви­жу­щие си­лы, сде­лать прог­ноз о гря­ду­щей со­ци­алис­ти­чес­кой ре­во­лю­ции, но они не из­ба­ви­лись при этом от уто­пи­чес­кой мыс­ли о воз­мож­нос­ти соз­да­ния бу­ду­ще­го, зап­ре­дель­но­го об­щес­т­ва, в ко­то­ром бу­дут удов­лет­во­ре­ны пот­реб­нос­ти всех жи­ву­щих там, где сво­бо­да и от­вет­с­т­вен­ность каж­до­го бу­дут сог­ла­со­ва­ны со спра­вед­ли­вым обес­пе­че­ни­ем пот­реб­нос­тей всех.

Верный ди­алек­ти­чес­ким тра­ди­ци­ям ге­гель­ян­с­т­ва, К. Маркс на­чал с раз­мыш­ле­ний о еди­ной раз­ви­ва­ющей­ся сис­те­ме ми­ра и о при­чи­нах су­щес­т­во­ва­ния в этой сис­те­ме не­ко­то­рых крис­тал­ли­зо­ван­ных от­чуж­ден­ных форм (го­су­дар­с­т­во, ре­ли­гия, бо­гат­с­т­во и т. д.), ко­то­рые про­ти­вос­то­ят раз­ви­тию. За­тем ос­но­ва­те­ли но­во­го, «на­уч­но­го со­ци­ализ­ма» приш­ли к вы­во­ду, что раз­ви­ва­юще­еся бы­тие (исто­рия) есть ре­зуль­тат це­ле­нап­рав­лен­ной прак­ти­чес­кой де­ятель­нос­ти лю­дей (сде­лав тем са­мым не­су­щес­т­вен­ной ду­хов­ную жизнь лю­дей­), а его, бы­тия, от­чуж­ден­ные фор­мы - след­с­т­вие об­щес­т­вен­но­го раз­де­ле­ния тру­да и час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти. Сле­до­ва­тель­но, лик­ви­да­ция от­чуж­де­ния (цель ге­гель­ян­с­т­ва) воз­мож­на лишь в ре­зуль­та­те ре­во­лю­ци­он­ной де­ятель­нос­ти по его пре­одо­ле­нию. Юри­ди­чес­кая прак­ти­ка Мар­к­са и пред­п­ри­ни­ма­тель­с­кая де­ятель­ность Эн­гель­са, как и ак­тив­ные выс­туп­ле­ния про­ле­та­ри­ата то­го пе­ри­ода про­тив ка­пи­та­лиз­ма, по­ка­за­ли им ре­аль­ные про­ти­во­ре­чия раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп в от­но­ше­нии соб­с­т­вен­нос­ти. На этом ос­но­ва­нии они сде­ла­ли вы­вод: ре­во­лю­ци­он­ное унич­то­же­ние час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти бо­рю­щим­ся про­ле­та­ри­атом даст спра­вед­ли­вое со­ци­аль­ное рас­п­ре­де­ле­ние и поз­во­лит пре­одо­леть те­оре­ти­чес­кие пре­по­ны (откро­ет лю­дям гла­за) в соз­да­нии еди­ной ис­тин­ной кар­ти­ны ми­ра, прев­ра­тит су­щес­т­ву­ющие на­уки в еди­ную на­уку - ис­то­рию. Ком­му­нис­ти­чес­кая идея объ­яв­ля­ет­ся «энер­ге­ти­чес­ким» сти­му­лом дви­же­ния по пу­ти то­го, что на­зы­ва­ет­ся прог­рес­сом, а ре­зуль­та­том та­ко­го дви­же­ния яв­ля­ет­ся нас­туп­ле­ние «истин­ной ис­то­рии че­ло­ве­чес­т­ва» (Ф. Эн­гельс), ког­да бо­гат­с­т­ва «поль­ют­ся пол­ной ча­шей­» и «инте­ре­сы каж­до­го ста­нут ин­те­ре­са­ми всех» (К. Маркс). Об­щес­т­вен­ная соб­с­т­вен­ность, по мне­нию те­оре­ти­ков, поз­во­лит обес­пе­чить ра­ци­ональ­ную ор­га­ни­за­цию про­из­вод­с­т­ва и всей жиз­ни об­щес­т­ва в це­лом (вот она, ве­ко­вая меч­та всех уто­пис­тов!), что при­ве­дет к рос­ту про­из­во­ди­тель­нос­ти тру­да, лик­ви­да­ции из­дер­жек сти­хий­ной кон­ку­рен­ции соб­с­т­вен­ни­ков, ис­чез­нут ни­ще­та и без­ра­бо­ти­ца. Сво­бо­да ста­нет дей­ст­ви­тель­но «осоз­нан­ной не­об­хо­ди­мос­тью» чле­нов та­ко­го об­щес­т­ва, а не ли­бе­раль­ны­ми меч­та­ни­ями.

Значит, де­ятель­ность ре­во­лю­ци­он­ных мыс­ли­те­лей дол­ж­на быть нап­рав­ле­на на по­ни­ма­ние «истин­ных ин­те­ре­сов» и за­дач об­щес­т­ва и на со­еди­не­ние вы­ше­наз­ван­ной те­ории с прак­ти­кой про­ле­тар­с­ко­го дви­же­ния. В 1848 г. был на­пи­сан «Ма­ни­фест ком­му­нис­ти­чес­кой пар­тии» - прог­рам­ма ре­во­лю­ци­он­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния об­щес­т­ва в ре­зуль­та­те борь­бы клас­сов, пред­ло­же­на те­оре­ти­чес­кая связь меж­ду со­ци­ализ­мом и ком­му­низ­мом как эта­па­ми «за­ко­но­мер­но­го» пу­ти к «свет­ло­му бу­ду­ще­му». Так был осу­щес­т­в­лен пе­ре­ход кон­цеп­ции со­ци­ализ­ма «из уто­пии в на­уку» (Ф. Эн­гельс).

Обращение те­оре­ти­ков «на­уч­но­го со­ци­ализ­ма» к по­ли­ти­чес­кой эко­но­мии бы­ло ес­тес­т­вен­ным про­дол­же­ни­ем их вни­ма­ния к ме­ха­низ­мам фун­к­ци­они­ро­ва­ния час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти; они же­ла­ли дать те­оре­ти­чес­кое объ­яс­не­ние (оправ­да­ние!) ре­во­лю­ци­он­ной де­ятель­нос­ти. В этой свя­зи цен­т­раль­ным по­ня­ти­ем «Ка­пи­та­ла» ста­ло по­ня­тие при­ба­воч­ной сто­имос­ти (в от­ли­чие от «пот­ре­би­тель­ной сто­имос­ти» и «сто­имос­ти» у А. Сми­та - те­оре­ти­чес­ко­го пред­шес­т­вен­ни­ка К. Мар­к­са); прис­во­ение ее и есть, по Мар­к­су, суть ка­пи­та­лис­ти­чес­кой эк­с­п­лу­ата­ции. Ос­нов­ное вни­ма­ние ав­то­ра бы­ло сос­ре­до­то­че­но на про­цес­се про­из­вод­с­т­ва «при­ба­воч­ной сто­имос­ти», ибо здесь дей­ст­ву­ет ос­нов­ной пред­мет его ре­во­лю­ци­он­ных ус­т­рем­ле­ний - про­ле­та­ри­ат. Ут­вер­див в кон­це пер­во­го то­ма «Ка­пи­та­ла» (вы­шел в свет в 1863 г.) прин­цип «экспроп­ри­ации эк­с­п­роп­ри­ато­ров» как обя­за­тель­ное след­с­т­вие объ­ек­тив­ных про­цес­сов в ка­пи­та­лис­ти­чес­ком об­щес­т­ве, Маркс ут­ра­тил ин­те­рес к пуб­ли­ка­ции ос­таль­ных то­мов сво­его тру­да. Это сде­лал уже Эн­гельс пос­ле его смер­ти.

Экономическая те­ория К. Мар­к­са не прив­ле­ка­ла к се­бе серь­ез­но­го вни­ма­ния уче­ных то­го вре­ме­ни, ибо она бы­ла соб­с­т­вен­но не те­ори­ей эко­но­ми­чес­ких про­цес­сов, а оп­рав­да­ни­ем по­ли­ти­ки ре­во­лю­ци­оне­ров. Маркс при­об­рел из­вес­т­ность в на­уч­ных кру­гах поз­д­нее, ког­да ин­тен­сив­но ста­ла раз­ви­вать­ся со­ци­оло­гия, имен­но как те­оре­тик це­лос­т­ной кон­цеп­ции объ­ек­тив­но­го ха­рак­те­ра ис­то­рии. За­то со­ци­алис­ты уви­де­ли в мар­к­сиз­ме (ко­неч­но, да­ле­ко не все) мо­гу­чее ору­жие в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, осо­бен­но в США, Гер­ма­нии, где со­ци­алис­ти­чес­кие за­да­чи бы­ли силь­но пе­ре­ме­ша­ны с воп­ро­са­ми го­су­дар­с­т­вен­но­го объ­еди­не­ния и борь­бой за не­за­ви­си­мость. Воз­рас­тал ин­те­рес к мар­к­сиз­му и в Рос­сии, сна­ча­ла бла­го­да­ря де­ятель­нос­ти ли­бе­ра­лов, за­тем - ре­во­лю­ци­он­ных де­мок­ра­тов. Ра­бо­ты со­ци­алис­тов здесь пе­ча­та­лись без ви­ди­мо­го про­тес­та цен­зу­ры сра­зу пос­ле их по­яв­ле­ния на язы­ке ори­ги­на­ла. Быс­т­ро вы­яви­лись как вос­тор­жен­но-по­ло­жи­тель­ное (на­чи­ная с ли­бе­ра­ла П. Ан­нен­ко­ва), так и рез­ко от­ри­ца­тель­ное (по­ли­ти­ко-анар­хи­чес­кое - М. Ба­ку­нин; нрав­с­т­вен­но-хрис­ти­ан­с­кое - Ф. Дос­то­ев­с­кий­, В. Со­ловь­ев) его вос­п­ри­ятия, ко­то­рые про­ти­во­бор­с­т­во­ва­ли до пе­ре­во­ро­та 1917 г. Не­ко­то­рые со­ци­ал-де­мок­ра­ти­чес­кие пар­тии Ев­ро­пы име­ли мар­к­сис­т­с­кие прог­рам­мы, дей­ст­во­вал Ин­тер­на­ци­онал сто­рон­ни­ков это­го дви­же­ния.

Однако ори­ен­та­ция со­ци­алис­ти­чес­кой кон­цеп­ции мар­к­сиз­ма лишь на про­ле­та­ри­ат как субъ­ект, ос­нов­ную дви­жу­щую си­лу об­щес­т­вен­но­го прог­рес­са в ус­ло­ви­ях ка­пи­та­лиз­ма, ког­да ин­те­ре­сы лич­нос­ти, ее сво­бо­да дол­ж­ны быть под­чи­не­ны ре­во­лю­ци­он­но­му клас­су и его борь­бе за сво­бо­ду всех тру­дя­щих­ся, ког­да ду­хов­ное ос­во­бож­де­ние приз­на­ва­лось вто­рич­ным по от­но­ше­нию к ма­те­ри­аль­но­му, де­ла­ла эту кон­цеп­цию все ме­нее по­пу­ляр­ной по ме­ре раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма. По­ли­ти­чес­кие сво­бо­ды граж­дан, не­об­хо­ди­мые для та­ко­го про­из­вод­с­т­ва, на­коп­лен­ные ты­ся­че­ле­ти­ями куль­тур­ные, ре­ли­ги­оз­ные, де­мок­ра­ти­чес­кие тра­ди­ции в Ев­ро­пе ста­ви­ли все бо­лее пол­но проб­ле­му лич­нос­ти в но­вых ус­ло­ви­ях. По ме­ре раз­ви­тия про­из­вод­с­т­ва рос­ло ма­те­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие, пе­рес­та­вал дей­ст­во­вать Мар­к­сов «за­кон об­ни­ща­ния тру­дя­щих­ся», ко­то­рый ока­зал­ся не за­ко­ном, а вре­мен­ным сос­то­яни­ем об­щес­т­ва. Сов­мес­т­ные ин­те­ре­сы учас­т­ни­ков про­из­вод­с­т­ва ста­но­ви­лись все бо­лее су­щес­т­вен­ны­ми по срав­не­нию с их клас­со­вы­ми про­ти­во­ре­чи­ями. По­явил­ся ста­биль­ный сред­ний класс. На­коп­ле­ние про­из­ве­ден­но­го про­дук­та, уве­ли­че­ние ко­ли­чес­т­ва соб­с­т­вен­ни­ков вы­яв­ля­ло сущ­ность час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти не толь­ко как ус­ло­вия эк­с­п­лу­ата­ции, но и в ка­чес­т­ве ос­но­вы лич­ной сво­бо­ды. Ре­во­лю­ци­он­ная лик­ви­да­ция ее ста­но­ви­лась не бес­спор­ной в соз­на­нии про­ле­та­ри­ата. По ме­ре обус­т­рой­ст­ва об­щес­т­ва, улуч­ше­ния ус­ло­вий тру­да и бы­та его граж­дан меч­ты о прек­рас­ном, «свет­лом» бу­ду­щем су­щес­т­вен­но тус­к­не­ли.

Мировоззрение К. Мар­к­са и Ф. Эн­гель­са к кон­цу их жиз­ни бы­ло силь­но иде­оло­ги­зи­ро­ва­но и по­то­му не бы­ло спо­соб­но к осоз­на­нию из­ме­нив­шей­ся си­ту­ации. Маркс счи­тал воз­мож­ным оха­рак­те­ри­зо­вать скла­ды­вав­шу­юся си­ту­ацию как об­ме­ща­ни­ва­ние про­ле­та­ри­ата, рост его ин­ди­ви­ду­ализ­ма, ос­лаб­ле­ние клас­со­во­го соз­на­ния. Он об­ра­тил вни­ма­ние на рос­сий­скую об­щи­ну как на про­об­раз, по его мне­нию, со­ци­алис­ти­чес­кой ор­га­ни­за­ции дей­ст­ви­тель­нос­ти, ли­шен­ной так не­на­вис­т­но­го ему ин­ди­ви­ду­ализ­ма, т. е. пре­об­ла­да­ния лич­ных ин­те­ре­сов над клас­со­вы­ми. Воз­ник­ла до­воль­но ожив­лен­ная его пе­ре­пис­ка с рос­сий­ски­ми ре­во­лю­ци­оне­ра­ми. В це­лом от­но­ше­ния Маркс - Рос­сия сле­ду­ет ос­мыс­ли­вать как факт имен­но ми­ро­вой ис­то­рии, без че­го пос­лед­няя не мо­жет быть по­ня­та.

Начинался про­цесс окос­те­не­ния, дог­ма­ти­за­ции мыш­ле­ния ор­то­док­саль­ных мар­к­сис­тов, ког­да ана­лиз ме­няв­шей­ся дей­ст­ви­тель­нос­ти стал под­ме­нять­ся «эко­но­ми­чес­кой­» ее оцен­кой­, све­де­ни­ем к схе­ме. В пос­лед­ние го­ды жиз­ни про­тив «эко­но­ми­чес­ко­го де­тер­ми­низ­ма» ак­тив­но про­тес­то­вал и Ф. Эн­гельс. А его ду­шеп­ри­каз­чик Э. Бер­н­ш­тей­н пред­п­ри­нял по­пыт­ку ре­ви­зо­вать его уче­ние, прис­по­со­бить его к из­ме­няв­шей­ся со­ци­аль­ной дей­ст­ви­тель­нос­ти.

Еще до выс­туп­ле­ния Мар­к­са на по­ли­ти­чес­кой аре­не, а за­тем как про­ти­вос­то­яние «го­су­дар­с­т­вен­но­му ком­му­низ­му» мар­к­сиз­ма раз­ви­вал­ся анар­хизм. Те­оре­ти­чес­ки­ми ис­точ­ни­ка­ми его бы­ли сен­си­мо­низм и фи­ло­со­фия по­зи­ти­виз­ма. Со­ци­аль­ная плат­фор­ма та же, что и у мар­к­сиз­ма: ни­ще­та и нес­п­ра­вед­ли­вость, ко­то­рые в то вре­мя проц­ве­та­ли, нес­та­би­ли­зи­ро­ван­ное го­су­дар­с­т­вен­ное ус­т­рой­ст­во в ря­де ев­ро­пей­ских стран то­го пе­ри­ода. И мар­к­сис­ты, и анар­хис­ты го­во­ри­ли о не­об­хо­ди­мос­ти борь­бы за со­ци­ализм. Но пос­лед­ние пре­зи­ра­ли по­ли­ти­чес­кую борь­бу за власть, счи­тая ее спо­со­бом сме­ны форм го­су­дар­с­т­ва при сох­ра­не­нии его сущ­нос­ти - по­ли­ти­чес­кое зак­реп­ле­ние эк­с­п­лу­ата­ции. Анар­хис­ты от­да­ва­ли пред­поч­те­ние нрав­с­т­вен­но­му пу­ти к со­ци­ализ­му и, со­от­вет­с­т­вен­но, де­ятель­нос­ти по фор­ми­ро­ва­нию не­об­хо­ди­мых нрав­с­т­вен­ных кри­те­ри­ев (хо­тя и не от­ка­зы­ва­лись учас­т­во­вать в от­к­ры­тых выс­туп­ле­ни­ях тру­дя­щих­ся про­тив уг­не­та­те­лей­, нап­ри­мер, М. Ба­ку­нин). Глав­ным для со­ци­ализ­ма, по Пру­до­ну (1809- 1865), бы­ло приз­на­ние един­с­т­ва ин­ди­ви­ду­аль­ной и кол­лек­тив­ной сво­бо­ды, ос­но­ван­ной на спон­тан­ной де­ятель­нос­ти сво­бод­ных ас­со­ци­аций вне вся­кой их пра­ви­тель­с­т­вен­ной рег­ла­мен­та­ции. Важ­ным мо­мен­том анар­хиз­ма бы­ло приз­на­ние им са­мо­цен­нос­ти каж­дой че­ло­ве­чес­кой лич­нос­ти, ее зем­ной жиз­ни, ко­то­рая не мо­жет быть от­чуж­де­на ни в го­су­дар­с­т­вен­ных ин­те­ре­сах, ни во имя «свет­ло­го бу­ду­ще­го», ни ре­ли­ги­оз­ной иде­оло­ги­ей. Это и есть «искрен­ний че­ло­ве­чес­кий эго­изм» (М. Ба­ку­нин). В раз­ви­том анар­хи­чес­ком об­щес­т­ве, по Пру­до­ну, го­су­дар­с­т­во иг­ра­ет роль кан­це­ля­рии, кон­то­ры на служ­бе об­щес­т­ву. А пер­вым ак­том от­ми­ра­ния го­су­дар­с­т­ва, прев­ра­ще­ния его в кан­це­ля­рию дол­жен стать пра­ви­тель­с­т­вен­ный акт об унич­то­же­нии пра­ва нас­ле­до­ва­ния, ибо нас­лед­с­т­вен­ное эко­но­ми­чес­кое не­ра­вен­с­т­во есть «не ес­тес­т­вен­ное не­ра­вен­с­т­во ин­ди­ви­дов, а ис­кус­ствен­ное не­ра­вен­с­т­во клас­сов» (М. Ба­ку­нин).

Анархизм поль­зо­вал­ся по­пу­ляр­нос­тью в ра­бо­чем дви­же­нии, по­рой да­же боль­шей­, не­же­ли мар­к­сизм и дру­гие со­ци­алис­ти­чес­кие те­ории (в Ис­па­нии, Ита­лии, Фран­ции пе­ри­ода Па­риж­с­кой ком­му­ны), что вы­зы­ва­ло не­го­до­ва­ние К. Мар­к­са. Из­вес­т­на его борь­ба с анар­хиз­мом в I Ин­тер­на­ци­она­ле. Его дос­та­точ­но глу­бо­кий ана­лиз сущ­нос­ти анар­хиз­ма был под­пор­чен субъ­ек­ти­виз­мом. Анар­хис­ты (Ба­ку­нин) про­ти­вос­то­яли мар­к­сиз­му в борь­бе за вли­яние на ра­бо­чее дви­же­ние дос­та­точ­но ак­тив­но и по­это­му бы­ли ис­к­лю­че­ны из Ин­тер­на­ци­она­ла.

Но не толь­ко прак­ти­чес­кие за­бо­ты эко­но­ми­ки и по­ли­ти­ки ин­те­ре­со­ва­ли об­щес­т­во­ве­дов XIX в. Наб­лю­да­ет­ся бо­лее прис­таль­ное вни­ма­ние их к ис­то­рии ми­ро­вой ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры, ми­ро­вых ре­ли­гий. На­ча­лось офор­м­ле­ние в са­мос­то­ятель­ные на­уки ар­хе­оло­гии, ан­т­ро­по­ло­гии и т. д., про­ис­хо­ди­ло пос­те­пен­ное ос­во­бож­де­ние от биб­лей­ских тра­ди­ций в по­ни­ма­нии прош­ло­го че­ло­ве­чес­т­ва. Прис­таль­ное вни­ма­ние к Ин­дии, зна­ком­с­т­во с сан­с­к­ри­том при­ве­ло к ро­ман­ти­за­ции Вос­то­ка. Не­мец­кий мыс­ли­тель Ф. Шле­гель при­зы­вал пос­тиг­нуть под­лин­ную ре­ли­гию в Ин­дии, фи­ло­соф А. Шо­пен­га­у­эр счи­тал, что нас­то­ящую муд­рость ев­ро­пей­ская об­щес­т­вен­ная мысль при­об­ре­тет, лишь оп­ло­дот­во­рив­шись иде­ями буд­диз­ма.

Можно ут­вер­ж­дать, что ин­те­рес мыс­ли­те­лей к со­дер­жа­нию ев­ро­пей­ской ре­ли­ги­оз­нос­ти в XIX в. на­чал воз­рас­тать по срав­не­нию с пре­ды­ду­щим ве­ком, ког­да ате­изм ста­но­вил­ся приз­на­ком прос­ве­щен­нос­ти. Это­му спо­соб­с­т­во­ва­ли и от­рез­в­ле­ние от из­лиш­не­го оп­ти­миз­ма по по­во­ду свет­с­кой мо­ра­ли, нас­ту­пив­шее в хо­де ре­во­лю­ции во Фран­ции, и серь­ез­ные те­оре­ти­чес­кие ис­сле­до­ва­ния фи­ло­со­фов (осо­бен­но не­мец­ких) это­го пе­ри­ода, и быс­т­рое раз­ви­тие «на­уки ло­па­ты» - ар­хе­оло­гии в XIX в. По­яви­лись ре­ли­ги­овед­чес­кие ра­бо­ты по ис­то­рии хрис­ти­ан­с­т­ва, жиз­ни Иису­са Хрис­та, его апос­то­лов, пред­п­ри­ня­ты по­пыт­ки дать ху­до­жес­т­вен­ный об­раз их де­ятель­нос­ти (кни­ги Э. Ре­на­на). Прав­да, не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли не смог­ли из­ба­вить­ся от язы­чес­ко­го, ма­ги­чес­ко­го под­хо­да к сущ­нос­ти ре­ли­гии. Так, Л. Фей­ер­бах уви­дел в Бо­ге лишь че­ло­ве­чес­кое, язы­чес­кое его пред­с­тав­ле­ние - от­ра­же­ние не­удов­лет­во­рен­ных че­ло­ве­чес­ких пот­реб­нос­тей. Идеи Фей­ер­ба­ха ста­ли од­ним из ос­но­ва­ний для ате­из­ма Мар­к­са и его пос­ле­до­ва­те­лей.

Новая сту­пень в раз­ви­тии ар­хе­оло­гии на­ча­лась с еги­пет­с­ких по­хо­дов На­по­ле­она Бо­на­пар­та, ку­да он от­п­ра­вил­ся, взяв с со­бой кни­гу опи­са­ния пи­ра­мид К. Ни­бу­ра (1733-1815). Он же соз­дал Еги­пет­с­кую ко­мис­сию для изу­че­ния ушед­шей в ис­то­рию ци­ви­ли­за­ции. На­хо­див­ший­ся в сос­та­ве ко­мис­сии Д.В. Де­нон с фо­тог­ра­фи­чес­кой точ­нос­тью сри­со­вал иерог­ли­фы, не по­ни­мая их смыс­ла, но по­чув­с­т­во­вав их зна­че­ние для на­уки. За­тем ис­то­рик, по­лиг­лот (к 15 го­дам он знал 11 древ­них и сов­ре­мен­ных язы­ков) Ж.Ф. Шам­поль­он в 1822 г. осу­щес­т­вил рас­шиф­ров­ку этих иерог­ли­фов. Тек­с­ты на сте­нах пи­ра­мид он смог про­чи­тать поз­же, ког­да от­п­ра­вил­ся в свое пер­вое пу­те­шес­т­вие в Еги­пет.

Раскопки в до­ли­не Тиг­ра и Ев­ф­ра­та поз­во­ли­ли в се­ре­ди­не ве­ка об­на­ру­жить и клас­си­фи­ци­ро­вать биб­ли­оте­ку пос­лед­не­го ве­ли­ко­го ца­ря Ас­си­рии Аш­шур­ба­ни­па­ла. Вско­ре про­фес­сор Ф. фон Шпи­гель из Эр­лан­ге­ра (Гер­ма­ния) рас­шиф­ро­вал ас­си­ро-ва­ви­лон­с­кие кли­но­пис­ные таб­ли­цы. В од­ном из тек­с­тов ан­г­ли­ча­нин Д. Смит в 1872 г. на­шел ас­си­рий­ский ва­ри­ант рас­ска­за о все­мир­ном по­то­пе. Так Биб­лия бы­ла свя­за­на с ас­си­рий­ской­, ва­ви­лон­с­кой­, а мо­жет быть, и бо­лее древ­ни­ми тра­ди­ци­ями. На­ча­лось ин­тен­сив­ное изу­че­ние биб­лей­ских тек­с­тов, ста­нов­ле­ние ре­ли­ги­ове­де­ния как на­уки.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 285 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2390 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.