Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общие черты развития науки. 2 страница




Химическое мас­тер­с­т­во из­вес­т­но за­дол­го до соз­да­ния хи­мии как на­уки. Но к на­ча­лу XVI­II в. по­яви­лись пред­по­сыл­ки для при­ме­не­ния пос­лед­ней в прак­ти­ке, что яви­лось су­щес­т­вен­ным фак­то­ром соз­да­ния но­вых от­рас­лей про­мыш­лен­нос­ти. Вы­ше уже го­во­ри­лось о по­лу­че­нии кок­са из ка­мен­но­го уг­ля в 1640 г. Че­рез 80 лет из не­го ис­кус­ствен­но был вы­де­лен го­рю­чий газ, ко­то­рый в 1765 г. на­чал при­ме­нять­ся для ос­ве­ще­ния улиц. В XVII в. на­учи­лись по­лу­чать ис­кус­ствен­ный хо­лод пу­тем хи­ми­чес­ких ре­ак­ций­, о не­об­хо­ди­мос­ти ко­то­ро­го в хо­зяй­ст­ве го­во­рил еще Ф. Бэ­кон. В 1727 г. Г. Шуль­цем бы­ла от­к­ры­та фо­то­хи­ми­чес­кая ре­ак­ция - ос­но­ва изоб­ре­те­ния Даг­ге­ром и Ар­че­ром фо­тог­ра­фии. Раз­ви­тие хи­мии, а так­же пот­реб­нос­ти вой­ны при­ве­ли к соз­да­нию пи­рок­си­ли­на (1846) и нит­рог­ли­це­ри­на (1847). При­ме­нять хи­мию на­ча­ли и в сель­с­ком хо­зяй­ст­ве.

Уже под­чер­ки­ва­лось, что есть на­уч­ные от­к­ры­тия, чей рас­ц­вет нас­ту­па­ет не сра­зу, как и тех­ни­чес­кие изоб­ре­те­ния, век ко­то­рых - впе­ре­ди. Так слу­чи­лось в XIX в. с элек­т­ро­тех­ни­кой­, дви­га­те­ля­ми внут­рен­не­го сго­ра­ния, не­ко­то­ры­ми ви­да­ми тех­ни­ки свя­зи, ра­ди­отех­ни­кой­, оп­ре­де­лив­ши­ми нап­рав­ле­ние раз­ви­тия тех­ни­чес­ких на­ук и про­из­водств в XX в. Неп­рос­то скла­ды­ва­лась судь­ба на­ук, имев­ших де­ло с не­об­ра­ти­мы­ми из­ме­не­ни­ями в при­ро­де би­оло­ги­чес­ки­ми и ге­оло­ги­чес­ки­ми, зна­ния в ко­то­рых пол­нос­тью эк­с­пе­ри­мен­том не про­ве­ришь. Ко­неч­но, пот­реб­нос­ти в по­лез­ных ис­ко­па­емых, в сель­с­ко­хо­зяй­ст­вен­ных про­дук­тах, в ле­че­нии че­ло­ве­ка и жи­вот­ных, на­коп­лен­ные в пу­те­шес­т­ви­ях ре­зуль­та­ты наб­лю­де­ний за при­ро­дой спо­соб­с­т­во­ва­ли все воз­рас­тав­ше­му ин­те­ре­су к та­ким яв­ле­ни­ям, стрем­ле­нию прев­ра­тить его (этот ин­те­рес) в на­уч­ное зна­ние.

Можно наз­вать три при­чи­ны, тор­мо­зив­шие ин­тен­си­фи­ка­цию ес­тес­т­вен­но-исто­ри­чес­ких на­ук. Во-пер­вых, это их втор­же­ние в те­оло­ги­чес­кую сфе­ру, кон­ку­рен­ция с иде­ей о бо­жес­т­вен­ном тво­ре­нии всех ви­дов жи­вой и не­жи­вой при­ро­ды. Во-вто­рых, слож­ность яв­ле­ний­, изу­ча­емых эти­ми на­ука­ми. Не­об­ра­ти­мость из­ме­не­ний поз­во­ля­ет лишь ог­ра­ни­чен­ное при­ме­не­ние ме­то­дов фи­зи­ки для их изу­че­ния. Эти ме­то­ды бы­ли соз­да­ны в пред­по­ло­же­нии воз­мож­нос­ти пов­то­ре­ния, вос­п­ро­из­ве­де­ния в эк­с­пе­ри­мен­те всех изу­ча­емых яв­ле­ний. И, в-треть­их, это же об­с­то­ятель­с­т­во де­ла­ет слож­ным пред­с­тав­ле­ние би­оло­ги­чес­ких и ге­оло­ги­чес­ких зна­ний в фор­ме, прак­ти­чес­ки по­лез­ной для ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­с­т­ва (это ста­ло дос­туп­ным лишь в XX в.).

С по­мощью изоб­ре­тен­но­го мик­рос­ко­па Ле­вен­гук (1632-1723) и дру­гие ес­тес­т­во­ис­пы­та­те­ли ис­сле­до­ва­ли струк­ту­ру жи­вых ор­га­низ­мов. Бы­ли по­лу­че­ны не­ко­то­рые све­де­ния по ана­то­мии. Но все же это бы­ло ско­рее удов­лет­во­ре­ние лю­бо­пыт­с­т­ва или пред­мет для на­тур­фи­ло­соф­с­ких кон­с­т­рук­ций­, чем ба­за для прак­ти­чес­ко­го при­ме­не­ния этих дан­ных.

Лишь пос­те­пен­но про­ис­хо­ди­ло ста­нов­ле­ние са­мо­го по­ня­тия «раз­ви­тие» как зна­ния о не­об­ра­ти­мых из­ме­не­ни­ях в изу­ча­емых яв­ле­ни­ях, хо­тя вплоть до Ч. Дар­ви­на в би­оло­гии (да и в ге­оло­гии) дос­та­точ­но мир­но ужи­ва­лись по­лу­чен­ные в наб­лю­де­ни­ях зна­ния и на­тур­фи­ло­соф­с­кие, или те­оло­ги­чес­кие, кон­с­т­рук­ции. Би­оло­ги это­го пе­ри­ода изу­ча­ли как внут­рен­нюю струк­ту­ру жи­во­го, так и его ор­га­ни­чес­кую эво­лю­цию. Швед К. Лин­ней (1709-1778) соз­дал клас­си­фи­ка­цию всех жи­вот­ных, рас­ти­тель­ных ор­га­низ­мов и ми­не­ра­лов, ис­хо­дя из идеи не­из­мен­нос­ти все­го су­щес­т­ву­юще­го. «Ви­дов столь­ко, сколь­ко их вна­ча­ле сде­ла­ло без­на­чаль­ное су­щес­т­во!» Пред­ло­жен­ная Лин­не­ем клас­си­фи­ка­ция су­щес­т­ву­ет до нас­то­яще­го вре­ме­ни, уже не опи­ра­ясь на идею «без­на­чаль­но­го су­щес­т­ва», ибо она воз­ник­ла, опи­ра­ясь на обоб­щен­ные ре­зуль­та­ты наб­лю­де­ний за ре­аль­ной при­ро­дой с до­бав­ле­ни­ем вы­ше­наз­ван­ной идеи. Бо­та­ник Жорж Луи де Бюф­фон (1707-1788) пы­тал­ся обос­но­вать приз­на­ки, по ко­то­рым Лин­ней ква­ли­фи­ци­ро­вал ор­га­низ­мы, а Э. Дар­вин на ос­но­ва­нии идей Бюф­фо­на стре­мил­ся прос­ле­дить воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие все­го жи­во­го от ис­ход­но­го ор­га­низ­ма, т. е. ввес­ти идею не­об­ра­ти­мос­ти из­ме­не­ний. От­сут­с­т­вие не­об­хо­ди­мых дан­ных, да­же неб­ре­же­ние ими, сде­ла­ли его идеи не­убе­ди­тель­ны­ми в гла­зах уче­ных. Но са­ма мысль об эво­лю­ции ока­за­лась жи­ву­чей. Ж. Ла­марк (1744-1829) выд­ви­нул идею о за­ви­си­мос­ти эво­лю­ции ор­га­низ­мов от прис­по­соб­ля­емос­ти их к ок­ру­жа­ющей сре­де. Это был круп­ный шаг к дар­ви­низ­му.

Развитие эво­лю­ци­он­ной те­ории упи­ра­лось в ог­ра­ни­чен­ность ге­оло­ги­чес­ких пред­с­тав­ле­ний об из­ме­не­ни­ях в зем­ной ко­ре. Ге­оло­ги­чес­кие зна­ния су­щес­т­во­ва­ли еще с ан­тич­ных вре­мен, но до XVI­II в. они но­си­ли ли­бо уз­коп­рак­ти­чес­кий ха­рак­тер, ли­бо к ним при­ме­ши­ва­лись ре­ли­ги­оз­ные, или на­тур­фи­ло­соф­с­кие, обос­но­ва­ния (не бы­ло и та­кой про­фес­сии - ге­олог). А суж­де­ния об из­ме­не­ни­ях в зем­ной ко­ре мож­но бы­ло най­ти у Д. Бру­но, Р. Де­кар­та, И. Ньюто­на, В. Лей­бни­ца в ду­хе их ми­ро­воз­зрен­чес­ких ус­та­но­вок. Лишь во вто­рой по­ло­ви­не XVI­II в. врач из Эдин­бур­га Д. Гет­тон (1726-1797) пер­вым пы­тал­ся наз­вать «естес­т­вен­ные при­чи­ны» воз­ник­но­ве­ния зем­ных сло­ев как ре­зуль­тат дей­ст­вия сил, ко­то­рые су­щес­т­ву­ют и по­ны­не, важ­ней­шей же из них яв­ля­ет­ся огонь. Сто­рон­ни­ков Гет­то­на ста­ли звать плу­то­нис­та­ми. Их оп­по­нен­та­ми бы­ли неп­ту­нис­ты - пос­ле­до­ва­те­ли про­фес­со­ра ге­ог­не­зии, ми­не­ра­ло­гии и гор­но­го де­ла из Фрай­бур­га А.Г. Вер­не­ра (1750-1817): нес­коль­ко ра­нее он выс­ка­зал мысль о во­де как при­чи­не, по­рож­да­ющей гор­ные по­ро­ды. Эм­пи­ри­чес­ких сви­де­тельств и у то­го, и у дру­го­го бы­ло дос­та­точ­но.

Но поз­же фран­цуз­с­кий па­ле­он­то­лог и зо­олог Ж. Кювье (1769- 1832), вновь опи­ра­ясь на опыт­ные дан­ные, по­ка­зал, что ны­не дей­ст­ву­ющих при­чин для объ­яс­не­ния стро­ения зем­ной ко­ры не­дос­та­точ­но. Для до­ка­за­тель­с­т­ва свя­зи меж­ду ны­не жи­ву­щи­ми и ис­ко­па­емы­ми ор­га­низ­ма­ми не­об­хо­ди­мо пред­по­ло­жить не­од­нок­рат­ные ка­тас­т­ро­фы в ис­то­рии Зем­ли, а они не сво­дят­ся к ны­не дей­ст­ву­ющим при­чи­нам. В хо­де дис­кус­сий оп­по­нен­ты ста­ли тер­пи­мее от­но­сить­ся друг к дру­гу. Оце­ни­вая про­цесс ста­нов­ле­ния на­уч­ных зна­ний в ев­ро­пей­ской на­уке, мож­но ска­зать, что это не толь­ко про­цесс по­лу­че­ния но­во­го зна­ния, но и пос­те­пен­ное фор­ми­ро­ва­ние то­го, что мы се­год­ня на­зы­ва­ем плю­ра­лиз­мом мыш­ле­ния.

В 1832 г. по­яви­лась кни­га Ч. Лай­ел­ля (1795-1875) «Осно­вы ге­оло­гии», в ко­то­рой бы­ла опи­са­на ис­то­рия об­ра­зо­ва­ния зем­ных плас­тов в за­ви­си­мос­ти от сил при­ро­ды (а не внеп­ри­род­ных ка­тас­т­роф),. Лай­елль объ­яс­нил мно­гое, но он смог при­ми­рить свою кон­цеп­цию (уни­фор­мизм) с иде­ей не­из­мен­нос­ти ор­га­ни­чес­ко­го ми­ра, ибо ос­тат­ки жи­вот­ных ор­га­низ­мов, най­ден­ные в раз­лич­ных зем­ных сло­ях, сви­де­тель­с­т­во­ва­ли об из­ме­не­нии ви­дов. Пред­ла­гал­ся вы­вод: в каж­дую эпо­ху фа­уна вы­ми­ра­ла и соз­да­ва­лась но­вая, со­от­вет­с­т­ву­ющая из­ме­нив­шим­ся внеш­ним ус­ло­ви­ям. Это бы­ло от­с­туп­ле­ни­ем от «вне­ес­тес­т­вен­но­го ис­точ­ни­ка» тво­ре­ния, но оно не мог­ло удов­лет­во­рить ес­тес­т­во­ис­пы­та­те­лей­, са­мо­го Лай­ел­ля. Его друг Ч. Дар­вин на­шел вы­ход, соз­дав уче­ние о ес­тес­т­вен­ном от­бо­ре, обус­лов­ли­ва­ющем эво­лю­цию ви­дов. Край­не ос­то­рож­ный в сво­их вы­во­дах, он в те­че­ние 20 лет со­би­рал ма­те­ри­ал для их обос­но­ва­ния и чуть бы­ло не упус­тил при­ори­тет от­к­ры­тия. Мо­ло­дой пу­те­шес­т­вен­ник А. Уол­лес (1823-1913) са­мос­то­ятель­но при­шел к эво­лю­ци­он­ным иде­ям в ре­зуль­та­те наб­лю­де­ния за рас­п­рос­т­ра­не­ни­ем жи­во­го ми­ра в Ост-Индии. Кни­га Ч. Дар­ви­на «Про­ис­хож­де­ние ви­дов» выш­ла в свет вмес­те со стать­ей Уол­ле­са, при­чем под на­жи­мом дру­зей Дар­ви­на, ибо сам он не хо­тел пуб­ли­ко­вать свои ре­зуль­та­ты, оз­на­ко­мив­шись с тек­с­том статьи Уол­ле­са. Ч. Лай­елль в 12-м из­да­нии «Основ ге­оло­гии» учел ре­зуль­та­ты, по­лу­чен­ные Дар­ви­ном.

Учение о ес­тес­т­вен­ном от­бо­ре ока­за­лось в цен­т­ре вни­ма­ния ес­тес­т­во­ис­пы­та­те­лей­, те­оло­гов, фи­ло­со­фов, по­ли­ти­ков, да­же пи­са­те­лей­-са­ти­ри­ков, при­не­ся ду­шев­ный дис­ком­форт его ав­то­ру, при­вык­ше­му к ти­ши ка­би­не­та. Сам он был не впол­не удов­лет­во­рен соб­с­т­вен­ным объ­яс­не­ни­ем при­чин из­мен­чи­вос­ти ви­дов, ле­жа­щей в ос­но­ве эво­лю­ции (они но­си­ли «га­да­тель­ный ха­рак­тер»). Эти при­чи­ны опи­сал на язы­ке эк­с­пе­ри­мен­та и ма­те­ма­ти­ки чеш­с­кий мо­нах и ес­тес­т­во­ис­пы­та­тель Г. Мен­дель (1822-1884). На­чал­ся но­вый этап раз­ви­тия би­оло­гии.

 

Общественные науки.

 

Их раз­ви­тие бы­ло бо­лее слож­ным, не­же­ли ес­тес­т­воз­на­ния, ибо ре­зуль­та­ты этих на­ук нав­сег­да зат­ра­ги­ва­ют чьи-то ин­те­ре­сы. Нач­нем рас­смот­ре­ние с ис­то­рии фи­ло­со­фии, ибо она пер­во­на­чаль­но оп­ре­де­ля­ла в зна­чи­тель­ной ме­ре раз­ви­тие дру­гих на­ук, да­же ес­тес­т­воз­на­ния. Но и са­ма фи­ло­со­фия об­ра­ти­ла свое вни­ма­ние преж­де все­го на при­ро­ду на­уч­но­го поз­на­ния.

Противостояние эм­пи­риз­ма (на­уч­ное поз­на­ние на­чи­на­ет­ся с по­ка­за­ний ор­га­нов чувств и яв­ля­ет­ся их обоб­ще­ни­ем) и ра­ци­она­лиз­ма (осно­вой поз­на­ния яв­ля­ют­ся на­уч­ные по­ня­тия, уче­ный ви­дит в пред­ме­те то, что он зна­ет о нем) оп­ре­де­ли­ло суть по­ле­ми­ки фи­ло­со­фов XVII - на­ча­ла XIX в. Та­кое про­ти­вос­то­яние фи­ло­соф­с­ких прин­ци­пов не при­нес­ло по­бе­ды ни од­ной из сто­рон, за­то да­ло мно­го по­ло­жи­тель­ных ре­зуль­та­тов в раз­ви­тии ме­то­дов на­уч­но­го поз­на­ния, в соз­да­нии но­вых об­щес­т­вен­ных на­ук - пси­хо­ло­гии, эти­ки, эс­те­ти­ки. Син­тез эм­пи­риз­ма и ра­ци­она­лиз­ма пы­тал­ся осу­щес­т­вить И. Кант, при­шед­ший к вы­во­ду о не­поз­на­ва­емос­ти сущ­нос­ти ве­щей­: на ос­но­ве эм­пи­ри­чес­ко­го опы­та на­уч­ное поз­на­ние лишь по­лу­ча­ет воз­мож­ность те­оре­ти­чес­ки кон­с­т­ру­иро­вать объ­ект, а не поз­на­вать сущ­ность пред­ме­та, ле­жа­ще­го в ос­но­ве та­ко­го опы­та.

Следует от­ме­тить, что эти рас­суж­де­ния фи­ло­со­фов бы­ли не толь­ко умоз­ри­тель­ны­ми аб­с­т­рак­ци­ями, но и спо­со­бом по­ни­ма­ния ими ок­ру­жа­ющей при­род­ной и со­ци­аль­ной дей­ст­ви­тель­нос­ти, слу­жи­ли ос­но­вой вы­ра­бот­ки мо­раль­ных ре­ко­мен­да­ций­, ос­но­вой пра­ва и пра­во­соз­на­ния. Про­ис­хо­ди­ло пос­те­пен­ное про­ник­но­ве­ние фи­ло­со­фов в сфе­ру жиз­ни че­ло­ве­ка. Б. Спи­но­за пы­тал­ся дать те­оре­ти­чес­кое ос­но­ва­ние свет­с­кой мо­ра­ли, вы­вес­ти ее ра­зум­ным пу­тем.

Эмпирически нас­т­ро­ен­ные мыс­ли­те­ли так­же пред­ла­га­ли свои мо­раль­ные мак­си­мы, ис­хо­дя из наб­лю­де­ния за ре­аль­но ме­ня­ющи­ми­ся от­но­ше­ни­ями лю­дей. В этих ре­ко­мен­да­ци­ях час­то пе­ре­ме­ши­ва­лись свет­с­кие и ре­ли­ги­оз­ные на­ча­ла. Осо­бое мес­то здесь за­ни­ма­ют фран­цуз­с­кие мо­ра­лис­ты Ф. де Ла­рош­фу­ко (1613-1680) и Б. Пас­каль (1623-1662). Пос­лед­ний был и круп­ным ес­тес­т­во­ис­пы­та­те­лем. Они не рас­суж­да­ли о мо­ра­ли от­в­ле­чен­но, а пред­ла­га­ли мо­раль­ные афо­риз­мы в ду­хе сво­его пред­шес­т­вен­ни­ка М. Мон­те­ня, стре­мясь при­дать им па­ра­док­саль­ность, изя­щес­т­во, не­ко­то­рую до­лю иро­нии, та­ким об­ра­зом они под­чер­ки­ва­ли свое през­ре­ние к нуд­но­му мо­ра­ли­за­тор­с­т­ву, пред­по­чи­тая ему ре­аль­ное по­ве­де­ние в бы­ту. «Мыс­ли» Пас­ка­ля выг­ля­дят бо­лее серь­ез­ны­ми, не­же­ли лег­кие, пор­ха­ющие как ба­боч­ки и жа­ля­щие как оса «Мак­си­мы» Ла­рош­фу­ко. Пас­каль - уче­ный­; поч­ти пер­вым в но­вое вре­мя он ра­зо­ча­ро­вал­ся в воз­мож­нос­тях на­уки при­нес­ти счас­тье че­ло­ве­чес­т­ву и стре­мил­ся най­ти выс­шую ис­ти­ну и смысл бы­тия в Бо­ге. Ре­ли­ги­оз­ность Ла­рош­фу­ко - ско­рее при­выч­ка. От­сю­да его сле­ду­ющий афо­ризм: «На­ши доб­ро­де­те­ли - это ча­ще все­го пе­ре­ря­жен­ные по­ро­ки». Б. Пас­каль о том же: «Лю­ди де­лят­ся на пра­вед­ни­ков, ко­то­рые счи­та­ют се­бя греш­ни­ка­ми, и греш­ни­ков, ко­то­рые счи­та­ют се­бя пра­вед­ни­ка­ми». Ла­рош­фу­ко о люб­ви: «Как ни при­ят­на лю­бовь, все же ее внеш­ние про­яв­ле­ния дос­тав­ля­ют нам боль­ше ра­дос­ти, чем она са­ма». Афо­ризм Пас­ка­ля на ту же те­му: «Чув­с­т­во так же лег­ко раз­в­ра­тить, как и ум». А вот со­ве­ты по­ли­ти­кам: «Зло, ко­то­рое мы при­чи­ня­ем, нав­ле­ка­ет на нас мень­ше не­на­вис­ти и прес­ле­до­ва­ний­, чем на­ши дос­то­ин­с­т­ва» (Ла­рош­фу­ко). «Нет бе­ды страш­нее, чем граж­дан­с­кая сму­та. Она не­из­беж­на, ес­ли по­пы­тать­ся всем воз­дать по зас­лу­гам, по­то­му что каж­дый тог­да ска­жет, что он-то и зас­лу­жил наг­ра­ду» (Пас­каль).

Традиции мо­ра­лис­тов в сле­ду­ющем ве­ке про­дол­жи­ли прос­ве­ти­те­ли. Они спо­соб­с­т­во­ва­ли пос­те­пен­но­му фор­ми­ро­ва­нию на­ци­ональ­но­го ха­рак­те­ра. Пос­лед­ний­, как и на­кап­ли­ва­емый опыт ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­с­т­ва и ор­га­ни­за­ции форм уп­рав­ле­ния, стал бо­лее ос­но­ва­тель­ным фун­да­мен­том об­ра­за жиз­ни Фран­ции и фран­цу­зов (это мож­но прос­ле­дить и на при­ме­ре дру­гих стран и на­ро­дов), не­же­ли ре­во­лю­ци­он­ные пер­тур­ба­ции, хо­тя со­бы­тия 1789-1794 гг. ос­но­ва­тель­но пот­ряс­ли цен­нос­ти фран­цу­зов.

Просветители те­оре­ти­чес­ки под­го­то­ви­ли эти со­бы­тия, спо­соб­с­т­во­ва­ли и ре­во­лю­ции у се­бя, и из­ме­не­нию ин­тел­лек­ту­аль­но­го кли­ма­та в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке. Фи­ло­соф, пи­са­тель, по­эт, ис­то­рик Ф.М. Воль­тер (1694-1778) в те­че­ние всей соз­на­тель­ной жиз­ни бо­рол­ся про­тив во­ин­с­т­ву­юще­го не­ве­жес­т­ва об­ла­дав­ших со­ци­аль­ны­ми при­ви­ле­ги­ями сов­ре­мен­ных ему кле­ри­ка­лов («Раз­да­ви­те га­ди­ну!»). Но он не был ате­ис­том. «Здра­вая фи­ло­со­фия сви­де­тель­с­т­ву­ет о су­щес­т­во­ва­нии Твор­ца... боль­шо­го мас­те­ра». Ма­ло то­го, «в ин­те­ре­сах все­го че­ло­ве­чес­т­ва, что­бы су­щес­т­во­вал Бог, ко­то­рый бы ка­рал за то, что не в сос­то­янии по­да­вить че­ло­ве­чес­кое пра­во­су­дие». Воль­тер сыг­рал ско­рее раз­ру­ши­тель­ную роль. Со­зи­да­нию но­вых убеж­де­ний спо­соб­с­т­во­вал уро­же­нец Же­не­вы по­ли­тик, мо­ра­лист, пси­хо­лог, пе­да­гог Жан Жак Рус­со (1712-1778). Ос­нов­ное про­ти­во­ре­чие сов­ре­мен­ной ему жиз­ни он пред­с­та­вил как про­ти­во­ре­чие меж­ду при­ро­дой и куль­ту­рой. Ис­точ­ник не­ра­вен­с­т­ва он ис­кал в час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти. Ро­дил­ся че­ло­век, ко­то­рый ска­зал: «Это мое!» - и наш­лись лю­ди, ко­то­рые ему по­ве­ри­ли. В ре­зуль­та­те - раз­де­ле­ние тру­да, со­ци­аль­ное не­ра­вен­с­т­во, раз­ру­ше­ние це­лос­т­нос­ти лич­нос­ти, раз­рыв ее свя­зи с при­ро­дой.

Развитие об­щес­т­вен­ных на­ук, фи­ло­соф­с­ко­го ма­те­ри­ализ­ма и ате­из­ма, под­го­тов­ка ре­во­лю­ции в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни свя­за­ны с соз­да­те­ля­ми «Энцик­ло­пе­дии, или Тол­ко­во­го сло­ва­ря по на­укам, ис­кус­ствам и ре­ли­гии» Д'Алам­бе­ром (1717-1783) и Д. Дид­ро (1713-1784). Вмес­те с П. Голь­ба­хом (1723-1789), ко­то­рый с гор­дос­тью на­зы­вал се­бя «лич­ным вра­гом Гос­по­да Бо­га», они сто­яли за от­каз от ре­ли­ги­оз­ной иде­оло­гии как при­но­ся­щей вред че­ло­ве­чес­т­ву, сдер­жи­ва­ющей его со­ци­аль­ную ак­тив­ность, уве­ко­ве­чи­ва­ющей сос­лов­ное не­ра­вен­с­т­во. Фран­цуз­с­кие прос­ве­ти­те­ли ока­за­лись на­ив­ны­ми оп­ти­мис­та­ми, пред­по­ла­гая, что свет­с­кая мо­раль мо­жет ре­гу­ли­ро­вать от­но­ше­ния лю­дей к их об­ще­му удов­лет­во­ре­нию. От­ка­зав­шись от биб­лей­ско­го «Мне от­м­ще­ние и аз воз­дам!», мож­но лег­ко прий­ти к «ре­во­лю­ци­он­ной мо­ра­ли» (Ро­бес­пь­ер), ког­да че­ло­ве­ка мож­но осу­дить на казнь лишь за его при­над­леж­ность к кон­т­р­ре­во­лю­ци­он­но­му сос­ло­вию при ра­дос­т­ном одоб­ре­нии по­бе­ди­те­лей. Это и про­де­мон­с­т­ри­ро­ва­ла ре­во­лю­ция кон­ца XVI­II в. Не был ус­лы­шан мыс­ли­тель из Ке­ниг­с­бер­га И. Кант, ко­то­рый счи­тал соз­да­ние мо­ра­ли на ра­ци­она­лис­ти­чес­кой ос­но­ве не­воз­мож­ным. Лишь ве­ра в не­об­хо­ди­мость са­мо­ог­ра­ни­че­ния сво­их пот­реб­нос­тей яв­ля­ет­ся ус­ло­ви­ем мо­раль­но­го по­ве­де­ния. Прин­ци­пом та­ко­го са­мо­ог­ра­ни­че­ния («ка­те­го­ри­чес­ко­го им­пе­ра­ти­ва») дол­ж­но быть: «Пос­ту­пай так, что­бы ты от­но­сил­ся всег­да к че­ло­ве­чес­т­ву как к це­ли и ни­ког­да не от­но­сил­ся бы к не­му как толь­ко к сред­с­т­ву для дос­ти­же­ния сво­их це­лей­».

И. Кант по­ка­зал ог­ра­ни­чен­ность воз­мож­нос­тей на­уч­но­го поз­на­ния. Это­го в эпо­ху на­уч­ной эй­фо­рии по­тер­петь бы­ло нель­зя. За вос­ста­нов­ле­ние це­лос­т­ной фи­ло­со­фии как на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния и ме­то­до­ло­гии взя­лись всерь­ез не­мец­кие фи­ло­со­фы Фих­те, Шел­линг и Ге­гель. Ес­ли пер­вые двое упо­ва­ли преж­де все­го на лич­ные твор­чес­кие спо­соб­нос­ти че­ло­ве­ка (а Шел­линг к кон­цу жиз­ни при­шел к мыс­ли, что ис­тин­но твор­чес­кое на­ча­ло дол­ж­но быть свя­за­но с убеж­де­ни­ем в су­щес­т­во­ва­нии Бо­га), то Г. Ге­гель (1770-1831) ве­рил в си­лу аб­со­лют­но­го ра­зу­ма тво­рить са­мо­го се­бя пу­тем соз­да­ния ра­зум­но­го ми­ра. Он пос­т­ро­ил сис­те­му аб­со­лют­но­го иде­ализ­ма и ра­ци­она­лиз­ма. Все фор­мы жиз­ни, по Ге­ге­лю, яв­ля­ют­ся лишь сту­пень­ка­ми се­бя раз­ви­ва­юще­го ра­зу­ма (го­су­дар­с­т­во, ре­ли­гия, пред­п­ри­ни­ма­тель­с­т­во, мо­раль и т. д.), от­чуж­ден­ным вре­мен­ным сос­то­яни­ем это­го ра­зу­ма, ко­то­рые он пре­одо­ле­ва­ет даль­ней­шим сво­им дви­же­ни­ем к са­мо­поз­на­нию. Сис­те­ма Ге­ге­ля бы­ла дос­та­точ­но прив­ле­ка­тель­на для ре­во­лю­ци­оне­ров сво­им ре­ши­тель­ным сня­ти­ем от­жив­ших форм бы­тия («Все дей­ст­ви­тель­ное дос­той­но смер­ти!»), ут­вер­ж­де­ни­ем не­ми­ну­емос­ти но­во­го, по­ня­то­го ра­зу­мом. Но она ус­т­ра­ива­ла и кон­сер­ва­то­ров, ибо «все дей­ст­ви­тель­ное ра­зум­но!» и по­то­му под­ле­жит сох­ра­не­нию. И да­же каж­дое пра­ви­тель­с­т­во име­ет пра­во на су­щес­т­во­ва­ние, ибо «каж­дый на­род дос­то­ин сво­его пра­ви­тель­с­т­ва». И вся­кую га­дость мож­но оп­рав­дать: «Все, что ис­пор­че­но, ис­пор­че­но на хо­ро­ших ос­но­ва­ни­ях!»

Система Ге­ге­ля ока­за­лась ра­ци­она­ли­зи­ро­ван­ной бес­че­ло­веч­ной ма­ги­ей­, а то, что удел лич­нос­ти - быть иг­руш­кой в ру­ках ду­ха, по­нял его уче­ник Л. Фей­ер­бах (1804-1872). Еще до не­го до­цент из Фран­к­фур­та-на-Май­не А. Шо­пен­га­у­эр (1788-1860) по­ка­зал ог­ра­ни­чен­ность чис­то ра­ци­она­лис­ти­чес­ко­го по­ни­ма­ния че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия. Он счи­тал, что жизнь и де­ятель­ность че­ло­ве­ка есть про­яв­ле­ние все­об­щей сущ­нос­ти бы­тия - во­ли к жиз­ни, ко­то­рая не­дос­туп­на для по­ни­ма­ния его (че­ло­ве­ка) рас­суд­ком. Эта во­ля и есть ус­ло­вие той сво­бо­ды че­ло­ве­ка, о ко­то­рой го­во­рил И. Кант и ко­то­рую свел к «осоз­нан­ной не­об­хо­ди­мос­ти» Ге­гель,- сво­бо­ды внут­рен­ней­, не­дос­туп­ной рас­суд­ку. Про­яв­ле­ние во­ли к жиз­ни во внеш­них пос­туп­ках лю­дей разъ­еди­ня­ет их, про­ти­во­пос­тав­ля­ет друг дру­гу. Од­нов­ре­мен­но с Шо­пен­га­у­эром о проб­ле­мах во­ли и сво­бо­ды че­ло­ве­ка раз­мыш­ля­ли рос­сий­ские сла­вя­но­фи­лы, го­во­ря о ре­ли­ги­оз­ном ха­рак­те­ре их и о том, что и во­ля, и сво­бо­да есть един­с­т­вен­ное ус­ло­вие це­лос­т­нос­ти, объ­еди­нен­нос­ти как че­ло­ве­ка, так и че­ло­ве­чес­т­ва.

Философия но­во­го вре­ме­ни, за­ро­див­шись как те­ория на­уч­но­го поз­на­ния ми­ра, и в на­ча­ле XIX в. стре­ми­лась сох­ра­нить свою на­тур­фи­ло­соф­с­кую нап­рав­лен­ность - быть «на­укой на­ук», чем час­то тор­мо­зи­ла раз­ви­тие ес­тес­т­воз­на­ния. А у ес­тес­т­во­ис­пы­та­те­лей к это­му вре­ме­ни по­яви­лись идеи о воз­мож­нос­ти обой­тись без на­тур­фи­ло­со­фии. «На­ука са­ма се­бе фи­ло­со­фия»,- ут­вер­ж­дал фран­цуз­с­кий фи­ло­соф и со­ци­олог О. Конт (1798-1857). Как преж­де эпо­ха ре­ли­ги­оз­ная в те­оре­ти­чес­ком мыш­ле­нии сме­ни­лась эпо­хой ме­та­фи­зи­чес­кой (фи­ло­соф­с­кой­), так и те­перь пос­лед­няя, в свою оче­редь, сме­ня­ет­ся на­уч­ной (по­зи­тив­ной­) эпо­хой­, ко­то­рая бу­дет ли­ше­на при­су­щих ме­та­фи­зи­ке про­ти­во­ре­чий. Фи­ло­соф­с­кое по­ни­ма­ние об­щес­т­вен­ных яв­ле­ний дол­ж­но быть за­ме­не­но на­уч­ным - со­ци­оло­ги­ей.

Все фи­ло­со­фы так или ина­че бы­ли ис­то­ри­ка­ми, рас­смат­ри­вая об­щес­т­вен­ные от­но­ше­ния в их дви­же­нии, ра­зыс­ки­вая при­чи­ны пос­лед­не­го в ге­ог­ра­фи­чес­кой сре­де, по­ли­ти­ке, ре­ли­гии, в дей­ст­ви­ях силь­ных лич­нос­тей. Пред­п­ри­ни­ма­лись по­пыт­ки соз­да­ния свет­с­кой ис­то­ри­ог­ра­фии, хо­тя идея рас­смат­ри­вать ис­то­рию че­ло­ве­чес­т­ва как ис­то­рию ре­ли­гий до­воль­но дол­го сох­ра­ня­лась.

Много вни­ма­ния эн­цик­ло­пе­дис­ты уде­ля­ли ис­то­рии. Ими бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны статьи о го­су­дар­с­т­ве, об­щес­т­ве, на­ро­де, ре­во­лю­ции, де­мок­ра­тии, рес­пуб­ли­ке, ре­ли­гии и т. д. В статье «Исто­рия» мыс­ли че­ло­ве­ка свя­зы­ва­лись с ок­ру­жа­ющей его сре­дой­, раз­ви­ти­ем об­щес­т­вен­ных от­но­ше­ний. Ес­тес­т­вен­но, что в стра­не, где скла­ды­вав­ши­еся бур­жу­аз­ные от­но­ше­ния всту­па­ли в про­ти­во­ре­чие с го­су­дар­с­т­вен­ным ус­т­рой­ст­вом, зак­реп­ляв­шим сос­лов­ное де­ле­ние, эн­цик­ло­пе­дис­ты об­ра­ти­лись к «пра­вам че­ло­ве­ка». Кни­ги Д. Дид­ро, Ж.Ж. Рус­со, Г.Б. Маб­ли и др. от­ра­зи­ли это про­ти­во­ре­чие и ста­ли фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния но­во­го пра­во­соз­на­ния лю­дей. Труд Мон­тес­кье «Дух за­ко­нов» был ос­но­ва­ни­ем Кон­с­ти­ту­ции 1793 г., а мыс­ли Мо­рел­ли из «Ко­дек­са при­ро­ды»: «От каж­до­го - по его си­лам, каж­до­му - по его пот­реб­нос­тям» - зак­ла­ды­ва­ли ос­но­вы со­ци­алис­ти­чес­кой иде­оло­гии.

После бур­но­го пе­ри­ода ре­во­лю­ци­он­ных пе­ре­мен кон­ца XVI­II в., ког­да на аре­не ис­то­рии по­яви­лись но­вые дей­ст­ву­ющие си­лы, фран­цуз­с­кий ис­то­рик и го­су­дар­с­т­вен­ный де­ятель Ф. Ги­зо (1787-1874) уви­дел ос­но­ву об­щес­т­ва в его клас­со­вом сос­та­ве, стол­к­но­ве­нии ин­те­ре­сов клас­сов по по­во­ду соб­с­т­вен­нос­ти, осо­бен­но зе­мель­ной. Та­ких же взгля­дов при­дер­жи­вал­ся Ф. Минье (1796-1884), рас­смат­ри­вав­ший ис­то­рию ре­во­лю­ции как ре­зуль­тат стол­к­но­ве­ния раз­лич­ных клас­сов.

Ориентация ис­то­ри­ог­ра­фии то­го пе­ри­ода на прак­ти­чес­кие ин­те­ре­сы, на оп­рав­да­ние су­щес­т­ву­юще­го и то­го, что впос­лед­с­т­вии мо­жет воз­ник­нуть, оп­ре­де­ля­ло ее тес­ную связь с те­ори­ей го­су­дар­с­т­ва и пра­ва. Еще эпо­ха Воз­рож­де­ния воз­бу­ди­ла ин­те­рес к уче­ни­ям Пла­то­на и Арис­то­те­ля о го­су­дар­с­т­ве, к рим­с­ко­му пра­ву, тем бо­лее что пот­реб­ность в та­ко­вом су­щес­т­во­ва­ла в ус­ло­ви­ях раз­ви­тия бур­жу­аз­ных от­но­ше­ний. Гол­лан­дец Г. Гре­ции (1583-1645) по­ло­жил на­ча­ло на­уке о меж­ду­на­род­ном пра­ве. Ан­г­лий­ский фи­ло­соф и пра­во­вед Т. Гоббс (1588-1679) ут­вер­ж­дал, что соз­да­ние го­су­дар­с­т­ва есть ре­зуль­тат соз­на­тель­но­го до­го­во­ра лю­дей­, от­ка­зы­ва­ющих­ся от сво­их не­ог­ра­ни­чен­ных прав в поль­зу од­но­го - вер­хов­ной влас­ти го­су­дар­с­т­ва, же­ла­тель­но ав­то­ри­тар­но­го (это те­оре­ти­чес­кое оп­рав­да­ние ан­г­лий­ской мо­нар­хии). Та­кой до­го­вор кла­дет ко­нец вой­не «всех про­тив всех». У Ж.Ж. Рус­со был про­ти­во­по­лож­ный взгляд. «Сво­бо­да не­от­чуж­да­ема»,- счи­тал он, и по­то­му до­го­вор есть доб­ро­воль­ное сог­ла­ше­ние на ува­же­ние прав дру­го­го на сво­бо­ду. На­ря­ду с ним Д. Локк ут­вер­ж­дал су­щес­т­во­ва­ние ря­да прав у че­ло­ве­ка в его ес­тес­т­вен­ном сос­то­янии (сво­бо­да, соб­с­т­вен­ность), ко­то­рые до­го­вор о го­су­дар­с­т­ве дол­жен обес­пе­чи­вать.

Существенным мо­мен­том в те­ории го­су­дар­с­т­ва и пра­ва яв­ля­ет­ся воп­рос о нрав­с­т­вен­нос­ти пра­ва, ко­то­рый ста­ви­ли еще Арис­то­тель, а за­тем Н. Ма­ки­авел­ли. Край­ние точ­ки зре­ния на не­го вы­ра­же­ны И. Кан­том и Г. Ге­ге­лем. Для пер­во­го пра­во - сфе­ра чис­то­го ра­зу­ма, а мо­раль­но-эти­чес­кие по­буж­де­ния в фор­ми­ро­ва­нии норм пра­ва ве­дут к дес­по­тиз­му и кро­ва­во­му ужа­су. Ге­гель же ви­дел не­об­хо­ди­мость в вос­пи­та­тель­ных фун­к­ци­ях у го­су­дар­с­т­ва, та­ким об­ра­зом как бы обос­но­вы­вая те­орию «прос­ве­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма», воз­ник­шую в пред­шес­т­во­вав­шем ве­ке во Фран­ции, в со­от­вет­с­т­вии с ко­то­рой вы­пол­не­ние ос­нов­ной це­ли го­су­дар­с­т­ва - «бла­го­по­лу­чие всех» - тре­бу­ет для не­го не­ог­ра­ни­чен­ных пол­но­мо­чий и в сфе­ре вос­пи­та­ния.

Решительный шаг в со­еди­не­нии те­ории го­су­дар­с­т­ва и пра­ва с прак­ти­кой го­су­дар­с­т­вен­ной влас­ти был осу­щес­т­в­лен в США и Фран­ции. В 1776 г. вто­рым Кон­ти­нен­таль­ным кон­г­рес­сом бы­ла при­ня­та Дек­ла­ра­ция не­за­ви­си­мос­ти США - од­на из пер­вых го­су­дар­с­т­вен­ных дек­ла­ра­ций прав че­ло­ве­ка. Ко­мис­сия, об­ра­зо­ван­ная На­по­ле­оном, под его ру­ко­вод­с­т­вом соз­да­ла Фран­цуз­с­кий граж­дан­с­кий ко­декс («Ко­декс На­по­ле­она») в 1804 г., в ко­то­ром бы­ли вы­ра­бо­та­ны нор­мы граж­дан­с­ко­го, се­мей­но­го, про­цес­су­аль­но­го и, час­тич­но, тру­до­во­го пра­ва, про­воз­г­ла­ше­на «свя­щен­ной и неп­ри­кос­но­вен­ной­» час­т­ная соб­с­т­вен­ность как ос­но­ва прав и сво­бод че­ло­ве­ка.

Дальнейшее раз­ви­тие по­ли­ти­чес­кой жиз­ни при­ве­ло к воз­рас­та­нию ро­ли бо­рю­щих­ся за власть пар­тий­, пред­с­тав­ля­ющих ин­те­ре­сы раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп и, ес­тес­т­вен­но, свои соб­с­т­вен­ные. Ка­те­го­ри­ей­, объ­еди­нив­шей фи­ло­со­фию и по­ли­тэ­ко­но­мию, ста­ло по­ня­тие «соб­с­т­вен­ность». Фи­ло­со­фов оно ин­те­ре­су­ет как не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие сво­бо­ды, нрав­с­т­вен­но­го дос­то­ин­с­т­ва лич­нос­ти, а так­же, при от­чуж­де­нии соб­с­т­вен­нос­ти,- столь же не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие ее эк­с­п­лу­ата­ции. Для эко­но­мис­тов соб­с­т­вен­ность - суть эко­но­ми­чес­кой ус­той­чи­вос­ти и прог­рес­са об­щес­т­ва. Эко­но­ми­чес­кая на­ука на­ча­ла раз­ви­вать­ся преж­де все­го в Ан­г­лии, стра­не ра­но воз­ник­ших бур­жу­аз­ных от­но­ше­ний. Впер­вые ввел в оби­ход в 1615 г. тер­мин «по­ли­ти­чес­кая эко­но­мия» по­бы­вав­ший в Ан­г­лии и став­ший там мер­кан­ти­лис­том фран­цуз­с­кий дво­ря­нин А. де Мон­к­реть­ен - по­эт, приб­ли­жен­ный Лю­до­ви­ка XI­II, за­тем уби­тый как один из ру­ко­во­ди­те­лей вос­ста­ния гу­ге­но­тов. Этим тер­ми­ном он наз­вал на­уку о го­су­дар­с­т­вен­ном уп­рав­ле­нии хо­зяй­ст­вом, про­ти­во­пос­та­вив ее эко­но­мии, или эко­но­ми­ке,- зна­нию об уп­рав­ле­нии до­маш­ним хо­зяй­ст­вом. В та­ком смыс­ле тер­мин и упот­реб­лял­ся до клас­си­чес­ко­го тру­да А. Сми­та «Бо­гат­с­т­во на­ро­дов», пос­ле по­яв­ле­ния ко­то­ро­го им ста­ли час­то на­зы­вать эко­но­ми­чес­кую на­уку в пол­ном ее объ­еме.

В 1662 г. сын су­кон­щи­ка, ир­лан­дец сэр У. Пет­ти опуб­ли­ко­вал кни­гу «Трак­тат о на­ло­гах и сбо­рах» (до это­го он пла­вал юн­гой по мо­рям, за­ни­мал­ся чер­че­ни­ем мор­с­ких карт, был хо­ро­шим вра­чом), в ко­то­рой пе­ре­нес вни­ма­ние эко­но­мис­тов из сфе­ры тор­гов­ли в про­из­вод­с­т­во, на­ме­тил путь к по­ни­ма­нию при­ро­ды сто­имос­ти и при­ба­воч­ной сто­имос­ти. Он же за­ло­жил ос­но­вы ста­тис­ти­ки. Нас­ту­пи­ло вре­мя но­во­го нап­рав­ле­ния эко­но­ми­чес­кой на­уки - фи­зи­ок­ра­тии, свя­зан­ной с по­ис­ком за­ко­но­мер­нос­тей в про­из­вод­с­т­ве, преж­де все­го сель­с­ко­хо­зяй­ст­вен­ном, где фран­цуз Ф. Ке­нэ (1694-1774), то­же врач, ус­мот­рел про­из­вод­с­т­во при­ба­воч­но­го про­дук­та.

Но вни­ма­ние к тор­гов­ле, об­ра­ще­нию де­нег не ос­ла­бе­ва­ло. Фи­ло­соф Д. Юм соз­дал ко­ли­чес­т­вен­ную те­орию де­нег, а бан­кир Д. Ло (1671- 1729) ввел идею кре­дит­ной эк­с­пан­сии го­су­дар­с­т­вен­ных бан­ков в эко­но­ми­ку стра­ны, ее кре­ди­то­ва­ние. За пять лет (1716-1720) на ос­но­ва­нии сво­их идей он сна­ча­ла фак­ти­чес­ки стал хо­зя­ином де­неж­ной и кре­дит­ной сис­те­мы Фран­ции, а за­тем... по­тер­пел крах, ра­зо­рив по­пут­но и фи­нан­сы стра­ны. Но его идеи бан­ков­с­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки не по­те­ря­ли сво­ей ак­ту­аль­нос­ти до нас­то­яще­го вре­ме­ни.

В 1776 г. выш­ла в свет кни­га «Бо­гат­с­т­во на­ро­дов» шот­лан­д­ца Ада­ма Сми­та (1723-1790) - вер­ши­на клас­си­чес­кой по­ли­тэ­ко­но­мии. Ав­тор счи­тал дей­ст­вие сво­еко­рыс­т­но­го ин­те­ре­са лю­дей и сти­хий­ных за­ко­нов эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия ес­тес­т­вен­ным по­ряд­ком че­ло­ве­чес­ко­го об­щес­т­ва. Для его под­дер­жа­ния не­об­хо­ди­мы: мо­биль­ность ра­бо­чей си­лы, сво­бо­да тор­гов­ли зем­лей­, от­ме­на пра­ви­тель­с­т­вен­ной рег­ла­мен­та­ции про­мыш­лен­нос­ти и тор­гов­ли. К не­об­хо­ди­мос­ти го­су­дар­с­т­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­кой те­оре­ти­ки и по­ли­ти­ки вер­ну­лись к кон­цу XIX в. А. Смит обос­но­вал тру­до­вую те­орию сто­имос­ти, по­ка­зал связь эко­но­ми­ки и су­щес­т­во­ва­ния клас­сов. Че­ло­век, по Сми­ту, пред­с­тав­ля­ет со­бой «эко­но­ми­чес­кую особь», жи­ву­щую бла­го­да­ря тру­ду и об­ме­ну то­ва­ров.

Школа ути­ли­та­рис­тов, соз­дан­ная ан­г­лий­ским фи­ло­со­фом и эко­но­мис­том, пос­ле­до­ва­те­лем Сми­та И. Бен­та­мом (1748-1832), стре­ми­лась до­ка­зать, что сво­бод­ное пред­п­ри­ни­ма­тель­с­т­во при­ве­ло бы к счас­тью боль­шин­с­т­во лю­дей при ус­ло­вии ус­т­ра­не­ния не­ко­то­рых зло­упот­реб­ле­ний. Пес­си­мис­ти­чес­ки оце­ни­вал си­ту­ацию эко­но­мист и свя­щен­ник Т. Маль­тус (1766-1834), сфор­му­ли­ро­вав­ший за­кон убы­ва­юще­го пло­до­ро­дия, в со­от­вет­с­т­вии с ко­то­рым на­се­ле­ние Зем­ли рас­тет быс­т­рее, не­же­ли ко­ли­чес­т­во про­дук­тов пи­та­ния. По­это­му боль­шин­с­т­во лю­дей об­ре­че­но на вы­ми­ра­ние вслед­с­т­вие го­ло­да, войн и эпи­де­мий. Друг Маль­ту­са, круп­ный бан­кир Д. Ри­кар­до (1772-1823) на ос­но­ве идей А. Сми­та раз­вил уче­ние о рен­те, при­бы­ли, за­ра­бот­ной пла­те и т. д.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 296 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2336 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.