Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 лассическа€, неклассическа€ и постнеклассическа€ наука




¬ этом параграфе мы подытожим то, что было ска≠зано в предыдущих главах о классической, некласси≠ческой и постнеклассической науке, а также добавим некоторые другие значимые признаки к характери≠стике этих этапов в развитии научного знани€. ќбоб≠щенна€ характеристика классической, неклассиче≠ской и постнеклассической науки позволит рефлексировать современное состо€ние психологии.

Ќа каждом из этапов развити€ наука имеет неко≠торые основани€, характерные именно дл€ данного этапа. ¬ качестве важнейших компонентов, образую≠щих основани€ науки, ¬. —. —тепин (2000) называет:

1) научную картину мира;

2) идеалы и нормы научного познани€;

3) философские основани€ науки.

–ассмотрим эти три составл€ющих в классиче≠ской, неклассической и постнеклассической науке.

 лассическа€ наука

 артина мира в классической науке характеризуетс€, прежде всего, детерминистическими представле≠ни€ми о причинно-следственных св€з€х.  ак пока≠зывают исследовани€ методологов науки, один из источников детерминистической картины мира в классической науке Ч иде€ Ѕога. Ќапример, ¬. ¬. «уев и —. —. –озова (2000) применительно к истории таксо≠номии в биологии утверждают, что Ђестественна€ нау≠ка на первых этапах своего развити€ в вопросе о спо≠собе быти€ таксона исходила из божественного про≠исхождени€ окружающего мира, в соответствии, с чем объекты науки рассматривались как предзаданные научному познанию актом божественного творени€. ¬ XVIIЧXVIII столети€х это мировоззрение оформи≠лось как натуралистический подход, в рамках кото≠рого на первое место выдвинулс€ естественный, а не божественный источник жизни природы, а пред≠метом исследовани€, согласно представлени€м уче≠ных-натуралистов, выступила природа, изначально состо€ща€ из объектовї (—. 71). ѕо словам ¬. —. —тепина, первой в истории науки парадигмальной (в куновском смысле слова) теорией, где изучаема€ реаль≠ность получила объ€снение с помощью научных за≠конов, была ньютоновска€ механика. ќна в сочетании с предшествующей ей философией ƒекар≠та стала основой дл€ научной картины мира. »менно поэтому классическую научную картину мира назы≠вают еще ньютоно - картезианской парадигмой. ƒл€ научной картины мира в классической науке ха≠рактерен также атомизм, т. е. философско-мировоззренческое положение о том, что целое равно про≠стой сумме его частей. ѕространственна€ среда в классической научной картине мира Ч трехмерное евклидово пространство, однородное по своим свой≠ствам в любой своей точке.

¬ св€зи с упом€нутой нами заменой в науке идеи Ѕога идеей законосообразности природы вспомним одно обсто€тельство, которое выгл€дит не случай≠ным. ћногие ученые, которые спуст€ годы воспри≠нимаютс€ нами как создатели материалистического естествознани€, были на самом деле глубоко религи≠озными людьми. ƒостаточно привести примеры »саа≠ка Ќьютона, „арльза ƒарвина, »вана ѕетровича ѕав≠лова.

ƒл€ классической психологии характерны детер≠министические представлени€ о психике. ƒетерми≠низм характерен дл€ ассоцианизма, психоанализа, бихевиоризма. јтомистические представлени€ о строении психики заметны в ассоцианизме и психо≠логии поведени€. “е же тенденции прослеживались в некоторых направлени€х отечественной психологии первых дес€тилетий XX в., например, в рефлексоло≠гии ¬. ћ. Ѕехтерева.

»деалы научного познани€, характерные дл€ классической науки, были заложены в философии ƒекарта, развиты в позитивизме и сформулированы в окончательном виде в неопозитивизме, в частности, в виде критери€ верифицируемости. Ёталоном научно≠сти в классическом естествознании, как известно, стала ньютоновска€ механика. ƒл€ классической психоло≠гии идеалом научности поначалу стала физиологи€ (ср.: Ђфизиологическа€ психологи€ї ¬. ¬ундта).  лассиче≠ские идеалы научности широко распространились и в только зарождавшейс€ в то врем€ дифференциальной психологии прежде всего, благодар€ ‘. √альтону.

ѕозднее этот идеал утвердилс€ и в других област€х науки, например в психодиагностике интеллекта. “ак, в классической тестологии, сформировавшейс€ за рубе≠жом к концу 30-х гг., естественнонаучный идеал поис≠тине торжествовал: имели место статистический подход к тестовым нормам, огромные выборки стан≠дартизации, строгий контроль условий тестировани€ в сочетании с допущением о врожденности интеллек≠та и его неизменности на прот€жении жизни. Ётот идеал научности, нар€ду с исходными допущени€ми, был пересмотрен в психодиагностике только к концу 60-х гг. ¬ некоторых отрасл€х психологии представ≠лени€ о научности стали мен€тьс€ на неклассические еще раньше. ќдной из заслуг Ћ. —. ¬ыготского €вл€≠етс€ то, что в отечественной психологии именно он начал работу по замене идеалов научного познани€. ‘илософской основой всей классической нау≠ки, как уже было отмечено, стал дуализм ƒекарта. ћы не будем повтор€ть то, что изложено ранее от≠носительно философского базиса классической нау≠ки. Ётот базис стал основой и дл€ классической пси≠хологии. ¬ результате в психологическом познании субъект и объект оказались как бы оторванными друг от друга, источником эмпирических данных станови≠лись либо субъективный опыт, либо результаты на≠блюдени€, которые рассматривались как объектив≠ные данные. –ефлекси€ научного познани€ при этом не была направлена на познавательные средства уче≠ного, в том числе на исходные философские принци≠пы. ¬ св€зи с этим снова необходимо упом€нуть Ћ. —. ¬ыготского. ¬ работе Ђ»сторический смысл психологического кризисаї (1982. “. 2) он начинает методологическое исследование ситуации в науке с глубокого анализа философских концепций, кото≠рые психологи берут за основу. », как уже было отме≠чено, культурно-историческа€ теори€ по своим фи≠лософским основам Ч неклассическа€ психологи€

Ќеклассическа€ наука

ƒанный этап в развитии науки имеет существен≠нейшие отличи€ от предыдущего по всем трем осно≠вани€м. ѕрежде всего, картина мира лишаетс€ представлений о механическом характере детерминации. Ќа смену лапласовскому детерминизму приходит представление о веро€тностном характере причин≠но-следственных св€зей. ¬ажнейшее отличие не≠классической картины мира от классической Ч ее ре≠л€тивистический характер. ¬ неклассической карти≠не мира пространственна€ среда неоднородна по своим свойствам. «аконы имеют относительный ха≠рактер и могут рассматриватьс€ лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов (€ркий пример Ч соотношение классической, или ньютоновской, и квантовой механик как частное Ч общее). Ќаконец, дл€ неклассической научной кар≠тины мира характерны холистические представлени€ об объектах научного исследовани€, т. е. представле≠ни€ о том, что целое не равно простой арифметиче≠ской сумме его частей. Ўироко распространившиес€ в науке 50Ч70-х гг. идеи общей теории систем и ки≠бернетики изменили научную картину неклассиче≠ской психологии.

Ќеклассическа€ наука имеет иной идеал научно≠сти. ќн во многом задан принципом дополнительно≠сти, который мы уже упоминали много раз. Ќаучным признаетс€ результат, не имеющий опоры на непо≠средственные данные органов чувств. ¬. —. —тепин не без иронии отмечает, что ученый Ќового времени вр€д ли удовлетворилс€ бы ссылками на показани€ приборов. ¬ неклассической науке признаютс€ также научными результаты, вообще не имеющие пр€мой эмпирической основы, в том числе и результаты мыс≠ленных экспериментов.  ак уже было сказано, дл€ неклассической науки характерно, что теоретическа€ модель изучаемой реальности конструируетс€ априо≠ри, а затем ученые наход€т ей эмпирическое подтвер≠ждение.

Ёти особенности характерны дл€ неклассическо≠го идеала научности в психологии.  ак было отмече≠но, неклассическа€ психологи€ включает в познавательную ситуацию и исследовател€ и испытуемого. Ќеклассическа€ психологи€ признает дополни≠тельность различных видов описани€ психических €влений, например структурных и функциональ≠ных. Ќеклассическа€ психологи€ признает научны≠ми выводы, полученные при наблюдении единично≠го случа€. ћодели, созданные априори, также харак≠терны дл€ неклассической психологии Ч вспомним трехмерную модель интеллекта ƒж. √илфорда (1954). Ќеклассический идеал научности формировалс€ в рамках различных психологических школ; и снова необходимо назвать имена Ћ. —. ¬ыготского, ∆. ѕиа≠же,  . Ћевина.

‘илософские основани€ неклассической науки также существенно отличаютс€ от своих предшест≠венников. ѕрежде всего, как уже было отмечено, неклассическа€ наука отказываетс€ от допущени€ јбсолютного наблюдател€. ¬. —. —тепин показы≠вает, что в трудах ј. Ёйнштейна, ћ. Ѕорна, ¬. √ейзенберга и особенно Ќ. Ѕора отчетливо выражено понимание зависимости наших представлений о физическом мире от положени€ познающего субъ≠екта во ¬селенной и от специфики его познавате≠льных средств, благодар€ которым он выдел€ет в природе те или иные ее объекты и св€зи. ¬ соответ≠ствии с этим методологическа€ рефлекси€, в том числе и в психологии, направлена на анализ по≠знавательных средств ученого и изучение того, как они задают видение им изучаемых объектов. Ётой проблеме были посв€щены, например, работы √. ѕ. ўедровицкого, написанные им в то врем€, когда он работал в области детской и педагогиче≠ской психологии. Ќеклассическа€ психологи€, как показано в исследовани€х ¬. ѕ. «инченко, ставит по-иному некоторые философские проблемы Ч о соотношении внешнего и внутреннего, мате≠риального и идеального, субъекта и объекта. “аким бразом, философские основы неклассической пси≠хологии подн€лись над дуализмом ƒекарта.

ѕостнеклассическа€ наука

ѕостнеклассическа€ наука отличаетс€ от неклас≠сической менее существенно, чем неклассическа€ от классической. “ем не менее можно отметить различи€ по всем трем основани€м. ѕрежде всего, в постнеклассической науке произошел полный отказ от тради≠ционных детерминистических представлений о миро≠устройстве, что особенно заметно по общенаучно - ме≠тодологическим концепци€м последней четверти XX в. »зменились представлени€ о соотношении между хаотичностью и законосообразностью (€ркий пример Ч концепци€ ». ѕригожина).  ак уже было отмечено, эти представлени€ начинают входить и в на≠учную картину современной психологии.

ƒовольно заметно изменились представлени€ о научности. “енденции, отмеченные ѕ. ‘ейерабендом еще в 60-х гг., стали широко распространенны≠ми. ѕринцип Ђдопустимо всеї реализуетс€ в по≠строении теоретического знани€, когда современ≠ные представлени€ физики сопоставл€ютс€ с иде€ми миропор€дка, сформулированными в древ≠ней философии, и подчеркиваетс€ преемствен≠ность идей. –абота ‘.  апры Ђƒао физикиї (1994) в этом смысле не уникальна, но она Ч очень харак≠терное €вление именно постнеклассической науки. ¬ другой, не менее известной своей работе Ђ”роки мудрости: ¬стречи с интересными людьмиї (1996), где собеседниками автора станов€тс€ физики ¬. √ейзенберг и ƒж. „у, психолог —. √роф и лидер Ђантипсихиатрииї –. Ћэйнг, экономист X. ’ендерсон и специалист по новой медицине  . —аймонтон, ‘.  апра делает вывод о таких чертах новой пара≠дигмы (в прин€тых нами терминах Ч постнеклас≠сической науки), как целостность, системность, новое обоснование своего предмета, новое понима≠ние научного закона, предмета и объекта науки. ¬. ¬. ћайков рассматривает трансперсональную психологию как характерное дл€ современной (постнеклассической) науки €вление. ¬ ней сформулирован трансперсональный взгл€д на предшествующие под≠ходы в психологии и показано, что между ними Ђнет непреодолимой пропасти: они, по сути, €вл€ютс€ ступен€ми магистрального развити€ психологииї (ћай≠ков, 1997. —. 37). ¬ постнеклассической науке прео≠долено негативистическое отношение к научным до≠стижени€м прошлого. ѕрактическа€ психологи€ ассимилирует достижени€ духовных практик, создан≠ных в разное врем€ и в разных точках земного шара. Ёта тенденци€ в развитии практической психологии начинаетс€ с  . √. ёнга и –. јссаджиоли, который впервые построил свою психотерапию, использу€ практику восточной медитации. ¬ современной пси≠хологии, по словам ¬. ¬. ћайкова, в новых антологи€х по гуманистической и трансперсональной психоло≠гии мы встречаем имена я. Ѕеме, Ё. —веденборга, ћ. Ёкхарта, отцов церкви, исихастов православной традиции.

‘илософские основани€ в постнеклассической науке претерпели изменени€. ¬ их число все чаще включают философские идеи, высказанные мысли≠тел€ми прошлого. ƒл€ отечественной постнекласси≠ческой науки характерно то, что ученые активно осваивают философские идеи, высказанные писа≠тел€ми, поэтами, художниками, т. е. людьми, кото≠рые не были профессиональными философами. ѕо мнению ѕ. —. √уревича (1999), дл€ российской философии как ни дл€ какой другой характерно, что философско-антропологические идеи формулирова≠ли поэты и писатели, причем в виде метафор и худо≠жественных образов. ¬. ѕ. «инченко (1994а) предло≠жил термин Ђпоэтическа€ антропологи€ї, чтобы обозначить им философские идеи о сущности человека, о его развитии и др., созданные поэтами. ¬. ѕ. «ин-ченко проделал огромную по объему, тщательную ра≠боту по изучению поэтической антропологии ќ. ћандельштама и многих других русских поэтов.

¬ этих изменени€х философских основ науки имеетс€ одна опасность, а именно широкое проник≠новение философии постмодернизма в психологию с характерной дл€ постмодернизма подменой истин≠ных ценностей ложными. ¬. ѕ. «инченко (2002) пр€≠мо указывает на эту опасность в св€зи с современной ситуацией в образовании. –ефлекси€ исходных фило≠софских принципов, которые закладываютс€ в основу той или иной теории, необходима не только как сред≠ство создани€ логически выстроенной, осмысленной философско-методологической основы науки, но и дл€ преодолени€ отмеченной негативной тенденции.

“аким образом, мы видим, что в психологии, как и в науке вообще, происход€т изменени€, соответствую≠щие переходам от одной исторической стадии развити€ к другой. ≈стественно, что на современной стадии раз≠вити€ психологии в ней можно найти €влени€, соответ≠ствующие не только постнеклассической, но и преды≠дущим стади€м развити€ науки.  онечно, в развитии науки в принципе невозможен единовременный пере≠ход от одной стадии к другой и характеристика трех ста≠дий €вл€етс€ абстракцией, теоретическим обобщени≠ем. “ем не менее можно убедитьс€, что психологи€ как наука развиваетс€ в соответствии с теми же закономер≠ност€ми, что и современна€ наука в целом.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6424 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

522 - | 528 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.