Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћетодологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории Ћ. —. ¬ыготского




 

”ровень методологиче≠ского знани€ ѕредпосылки –езультаты
‘илософско- мировоззренческий уровень »сторический матери≠ализм  . ћаркса и ‘.Ёнгельса ѕреодоление рез≠кого разграничени€ материальной и идеальной форм
ќбщенаучный уровень   —истемна€ мето≠дологи€ в иссле≠довании психики
 онкретно-научный уровень  линическа€ психо≠логи€, методы лите≠ратуроведени€ ѕрограмма по≠строени€ культур≠но-исторической психологии
”ровень процедуры и техники исследовани€  лассическа€ тесто-логи€ и педологиче≠ска€ диагностика ‘ормирующий эксперимент

 

¬ табл. 3.2 представлены методологические предпо≠сылки культурно-исторической теории Ћ. —. ¬ыготского: и те решени€ методологических проблем науки, кото≠рые были предложены ¬ыготским или очевидно следу≠ют из его теории. ‘илософско-методологической основой культур≠но-исторической психологии, как было отмечено, стал марксизм.  роме того, ¬ыготский прекрасно знал за≠рубежную философию того времени и русскую фило≠софию —еребр€ного века. ¬ рамках культурно-истори≠ческой теории ¬ыготским были поставлены некото≠рые существенные философские проблемы. ќдна из них, как показал ¬. ѕ. «инченко, проанализировав культурно-историческую теорию, Ч диалектика ма≠териального и идеального, внутреннего и внешнего. ¬ св€зи с культурно-исторической теорией возника≠ют р€д философских вопросов, например: можно ли считать знак, который имеет материальные носите≠ли, но при этом наделен дл€ человека определенным значением (т. е. идеальным содержанием), сугубо материальным объектом? ƒругой вопрос св€зан с объективацией аффективно-смысловых образова≠ний в идеальной форме. ќбъективацией в идеальной форме субъективных состо€ний души человека €вл€≠ютс€ произведени€ искусства. —оздание человеком орудий труда ¬. ѕ. «инченко, вслед за ѕ. ј. ‘лорен≠ским, рассматривает также, как объективацию идеаль≠ного. ќчевидно, что из культурно-исторической теории следует вывод о неправомерности жесткого противопо≠ставлени€ материального и идеального, внешнего и внутреннего, как это характерно дл€ классической пси≠хологии. ¬ этом также про€вл€етс€ неклассичность под≠хода ¬ыготского к данной проблеме. Ёто лишь один из философских итогов культурно-исторической теории.

” культурно-исторической теории не было €в≠ных предпосылок на общенаучно - методологиче≠ском уровне. ¬се названные нами общенаучно - ме≠тодологические подходы при жизни ¬ыготского либо еще только разрабатывались, либо не существовали вообще. ќбщенаучно - методологическое значение тео≠рии Ћ. —. ¬ыготского состоит в том, что в ней впервые в отечественной психологии был реализован систем≠ный подход к изучению психической реальности. “ак, ¬. Ќ. —адовский (1981) показал, что идеи Ћ. —. ¬ыготского во многом предвосхитили общую теорию систем Ћ. фон Ѕерталанфи, созданную только в 40-е гг. —опо≠ставление взгл€дов Ћ. —. ¬ыготского и Ќ. ј. Ѕернштей-на показывает, что они утверждали системно-структур≠ный подход к изучаемой реальности, исходили из того, что целое не равно сумме частей («инченко, 1981).

ћожно назвать достаточно много конкретно-науч≠ных методологических предшественников культур≠но-исторической психологии Ћ. —. ¬ыготского. Ёто гешталыпсихологи€, клиническа€ психологи€ первых дес€тилетий XX в., только зарождавша€с€ теори€ интел≠лекта ∆ана ѕиаже. ћетодологическое значение куль≠турно-исторической теории Ћ. —. ¬ыготского в том, что она была и по сей день остаетс€ значительнейшей в оте≠чественной психологии исследовательской программой, котора€, пользу€сь терминами ». Ћакатоса, до сих пор не исчерпала свой эвристический потенциал.

 ультурно-историческа€ психологи€ как иссле≠довательска€ программа трактуетс€ разными автора≠ми по-разному. Ёто вполне естественно, поскольку она достаточно многосторонн€€ и гибка€ настолько, чтобы быть применимой к решению разных проблем. ћожно долго перечисл€ть одни только отрасли пси≠хологии, где теори€ ¬ыготского стала примен€тьс€ как исследовательска€ программа. ≈ще при жизни ¬ыготского культурно-историческа€ теори€ успешно примен€лась в детской психологии, в дефектологии, в исследовании развити€ мышлени€ в онтогенезе.

ћетодологическое значение культурно-истори≠ческой теории дл€ разработки новых процедур и тех≠ник исследовани€ так/:е очень велико. ¬ыготский предложил принципиально новый метод психоло≠гического исследовани€ Ч формирующий экспери≠мент. ћетодики Ђдвойнойї стимул€ции стали широ≠ко распространенным приемом дл€ изучени€ опосредовани€. ќдна из важнейших идей ¬ыготского касаетс€ методологии педологического диагноза (дл€ ¬ыготского это означало прежде всего психологиче≠ский диагноз). ѕо его мнению, диагноз должен быть структурным, т. е. раскрывать причины аномального развити€, показывать соотношение первичного и вто≠ричного дефектов. ќчевидно, что методологи€ проце≠дур и техник исследовани€, созданна€ Ћ. —. ¬ыготским, развиваетс€ в современной российской психологии (Ѕурлакова, 2001, ¬озрастно-психологический под≠ход... 2002) и будет развиватьс€ дальше.

¬ табл. 3.3 показаны методологические предпо≠сылки и выводы теории пол€  . Ћевина.

“аблица 3.3





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1616 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

803 - | 635 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.