71.1. ДАРОВАНИЕ ДУХА
Около часа дня, когда сто двадцать верующих возносили свою молитву, все они внезапно почувствовали, что в помещении возникло необычное духовное присутствие. В то же время эти ученики ощутили новое и глубокое чувство духовной радости, спокойствия и уверенности. Сразу же вслед за этим осознанием духовной силы появилось огромное желание идти к людям и открыто возвещать Радостную Весть Царства и весть о Воскресении Иисуса.
Пётр встал и заявил, что это должно означать прибытие обещанного Учителем Духа истины, и предложил отправиться в Храм и приступить к возвещению переданной им доброй вести. И они сделали так, как предложил Пётр.
Эти люди были подготовлены и обучены для того, чтобы проповедовать Радостную Весть об отцовстве Бога и сыновстве человека. Однако в тот момент духовного упоения и личного триумфа лучшей вестью, величайшим событием, о котором были способны подумать эти люди, был факт воскресшего Иисуса. И потому они устремились вперёд, наделённые полученной свыше силой и проповедуя людям добрую весть, – спасение через Иисуса, – но при этом они совершили невольную ошибку, подменив сущность Радостной Вести некоторыми привходящими фактами. Пётр первым допустил этот неумышленный промах. Остальные повторили его – вплоть до Павла, создавшего новую религию на основе этого нового варианта Учения Иисуса.
Радостная Весть Царства есть факт отцовства Бога вместе с вытекающей из него истиной сыновства собратьев-людей. Христианство – таким, каким оно сформировалось с тех пор, – есть факт Бога как Отца Господа Иисуса Христа в совокупности с опытом братства верующих в воскресшем и прославленном Христе.
Неудивительно, что исполнившиеся духом люди воспользовались этой возможностью, чтобы выразить свою радость от победы над силами, которые пытались уничтожить их Учителя и положить конец влиянию Его учений. В такое время им было легче помнить свою личную связь с Иисусом и испытывать восторг от уверенности в том, что Учитель жив, что их дружба продолжается и что Дух действительно сошёл на них, как Он и обещал им.
Внезапно эти верующие почувствовали, что перенеслись в другой мир, – в новое бытие, исполненное радости, силы и блаженства. Иисус говорил им, что Царство придёт во всём могуществе, и некоторым из них казалось, что они начинают понимать, что Он имел в виду.
Учитывая всё это, нетрудно понять, как получилось так, что эти люди стали проповедовать новое Евангелие об Иисусе вместо прежней проповеди Радостной Вести богоотцовства и братства людей.
71.2. ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
Апостолы скрывались в течение сорока дней. День посвящения Духа истины совпал с иудейским праздником Пятидесятницы, и тысячи паломников со всего мира собрались в Иерусалиме. Многие прибыли сюда специально на этот праздник, но большинство гостей находились в городе со времени Пасхи. Покончив со своим страхом и продолжительным затворничеством, апостолы смело явились в Храм, где начали проповедовать новую весть о воскресшем Мессии (Иисусе Христе). И все эти ученики также почувствовали, что получили новый духовный дар, дающий проницательность и силу.
Около двух часов пополудни Пётр занял то самое место, где его Учитель в последний раз обратился к народу, и выступил со страстным призывом, покорившим более двух тысяч душ. Хотя Иисуса не было с ними, они внезапно обнаружили, что рассказ о Нём производит на людей огромное воздействие. Неудивительно, что они и в дальнейшем невольно продолжали возвещать то, что подтверждало их прежнюю преданность Иисусу и одновременно с такой силой заставляло людей верить в Него. В этом собрании участвовали шесть апостолов: Пётр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп и Матфей. Они говорили более полутора часов и обратились с проповедями на греческом, древнееврейском и арамейском и даже произнесли несколько слов на других языках, на которых они могли изъясниться.
Иудейские вожди были изумлены этой дерзостью, но они не посмели мешать апостолам, поскольку огромное множество людей поверило им.
К половине пятого более двух тысяч новых верующих проследовали за апостолами в Силоамскую купальню, где Пётр, Андрей, Иаков и Иоанн крестили их именем Иисуса. Было уже темно, когда они закончили крестить народ…
Еврейская Пятидесятница была великим праздником омовения, временем обращения в веру прозелитов врат – иноверцев, желавших служить Яхве. Поэтому в этот день многочисленным иудеям и верующим иноверцам было легче подвергнуть себя крещению. При этом они никоим образом не порывали с иудейской верой. В течение какого-то времени после Пятидесятницы верующие в Иисуса были сектой внутри иудаизма. Все они, включая апостолов, сохраняли преданность основным требованиям иудейской обрядности.
Многие причудливые и странные учения связаны с ранними рассказами о дне Пятидесятницы. В последующие времена события этого дня, когда к людям явился новый Учитель, Дух истины, стали путать с нелепыми всплесками буйных эмоций.
Посвящение Духа истины было свободно от каких-либо формальностей, обрядов, священных мест и особого поведения тех, кто получил Его во всей полноте. Во время излияния Духа присутствовавшие в верхнем зале просто сидели, погружённые в безмолвную молитву. Дух был посвящён как в городах, так и в сёлах. Для получения Духа апостолам не пришлось удаляться от мира и проводить годы в уединённом созерцании. Пятидесятница навечно отделила представление о духовном опыте от понятия о некой «благоприятствующей обстановке», способствующей богообщению.
Сто двадцать человек первоначально были удостоены Духа истины. Среди них были мать, и брат Иисуса. Они также получили благодатный дар, причём не больше, чем их товарищи. Земная семья Иисуса не получала какого-либо особого дара. Пятидесятница положила конец всякому избранному священству и всевозможным верованиям в святые семейства.
71.3. РАННЯЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Когда Иисус был столь внезапно схвачен врагами и столь быстро распят между двумя ворами, Его апостолы и ученики были полностью деморализованы. Мысль об Учителе – арестованном, связанном, истязаемом и распятом – была невыносима даже для апостолов. Они забыли Его учения и предупреждения. Возможно, Он действительно был «великим Пророком на словах и на деле в глазах Бога и всего народа», но Он едва ли был тем Мессией, который, как они надеялись, восстановит Израильское царство.
Затем наступает Воскресение Иисуса, с его освобождением от отчаяния и возвращением веры в божественность Учителя. Снова и снова они видят Его и разговаривают с Ним, и Он уводит их на Масличную гору, где прощается с ними и говорит им, что отправляется к Отцу. Он велит им оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока они не будут одарены силой, – пока не прибудет Дух истины. И в день Пятидесятницы прибывает этот новый Учитель, и они сразу же отправляются проповедовать свою Радостную Весть с новыми силами. Они являются смелыми и отважными последователями живого Господа, а не мёртвого и побеждённого вождя. Иисус живёт в сердцах этих евангелистов. Бог – не отвлечённое понятие их сознания – Он стал живым присутствием в их душах…
Но внезапно вместо Радостной Вести Иисуса у них появляется новая Весть – христианское Евангелие. Внезапно их главной проповедью становится возвещение воскресшего Христа.
Апостол Пётр в Деяниях апостолов говорит: «Иисуса, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил, Сего, по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и убили [Деян, 2:22,23]. Сего Иисуса Бог воскресил. Итак Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. [Деян, 2:32,33]. Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса [Деян, 2:36]. Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов [Деян, 2:38]».
Радостная Весть Царства Божьего – проповедь Иисуса – внезапно превратилась в Евангелие о Господе Иисусе Христе. Теперь они возвещали факты Его жизни, смерти и Воскресения и проповедовали надежду на Его скорое возвращение в этот мир для завершения начатого труда. Таким образом, учение ранних верующих было связано с изложением фактов первого пришествия Иисуса и с проповедью надежды на Его Второе пришествие, которое, как они полагали, произойдёт в ближайшем будущем.
Вскоре символом веры быстро формирующейся Церкви стал Христос. Иисус жив, Он умер за людей, Он послал Дух, Он возвращается. Иисус жил в каждой их мысли и определял все их новые представления о Боге и обо всём остальном. Новое учение о том, что «Бог – это Отец Господа Иисуса», настолько воодушевляло их, что они забыли о прежнем откровении, – «Бог есть любящий Отец всех людей», каждого человека. Действительно, эти ранние общины верующих стали восхитительной демонстрацией братской любви и беспримерной доброжелательности, но это было братство верующих в Иисуса, а не единство собратьев одной семьи – Царства Небесного Отца. Источником их доброжелательности была любовь, порождаемая представлением о посвящении Иисуса, а не осознанием братства людей. Тем не менее, они были исполнены радости, а их жизнь была столь новой и удивительной, что все люди тянулись к их учениям об Иисусе. Они были уверены в том, что Иисус вернётся при жизни их поколения, чтобы завершить установление Царства Отца. Это добровольное коллективное пользование земными благами не имело прямого отношения к учениям Иисуса. Оно появилось из-за абсолютной уверенности этих мужчин и женщин в том, что Иисус может вернуться в любой момент, чтобы завершить создание Царства. Но конечные результаты этого благонамеренного эксперимента – безоглядной братской любви – были катастрофическими и принесли страдания. Тысячи искренне верующих продали свою собственность и избавились от всей недвижимости и другого доходного имущества. Со временем тающие средства христиан с их принципом равного распределения иссякли – но мир продолжал существовать. Вскоре верующие Антиохии уже собирали средства для спасения верующих Иерусалима от голодной смерти.
Вначале они крестили именем Иисуса. Прошло почти двадцать лет, прежде чем они стали крестить «именем Отца, Сына и Святого Духа». Для вступления в братство верующих было достаточно одного только крещения. В то время у них ещё не было организации. Они представляли собой просто братство Иисуса.
Эта исповедующая Иисуса секта быстро росла, и саддукеи вновь обратили на нее своё внимание. Фарисеев мало беспокоила такая ситуация, поскольку ни одно из учений христиан никак не противоречило соблюдению иудейских законов, саддукеи же начали сажать вождей этих сект за решётку. Это продолжалось до тех пор, пока они не вняли совету одного из ведущих учителей Закона – Гамалиила, который сказал: «Отступи́тесь от этих людей и оставьте их в покое, ибо если это начинание или это дело от людей, оно будет разрушено. Но если оно от Бога, то вы не сможете одолеть их. Как бы вам не оказаться богоборцами».
Они решили последовать совету Гамалиила, и в Иерусалиме воцарился мир и покой, что сопровождалось быстрым распространением нового Евангелия об Иисусе.
Дела в Иерусалиме шли хорошо вплоть до появления здесь большого числа александрийских греков. Прибыв в Иерусалим, два ученика Родана Александрийского обратили в веру многих натурализованных греков. Среди их первых новообращённых были Стефан и Варнава. Эти способные греки несколько иначе смотрели на мир и не столь строго соблюдали требования иудейского вероисповедания и иной обрядности. Именно действия этих греческих верующих положили конец мирным отношениям братства Иисуса с фарисеями и саддукеями. Стефан и его греческий товарищ пытались проповедовать так, как учил Иисус, что сразу же привело их к столкновению с иудейскими старейшинами. Когда в одной из своих публичных проповедей Стефан перешёл к неугодным рассуждениям, они отбросили все судебные формальности и тут же забили его камнями насмерть.
Так Стефан, глава греческой колонии иерусалимских верующих, стал первым мучеником новой религии, что послужило непосредственной причиной создания раннехристианской Церкви. Этот новый кризис привёл к пониманию того, что верующие не могут продолжать своё существование в качестве секты в рамках иудаизма. Они единодушно решили отделиться от неверующих, и через месяц после смерти Стефана под началом Петра была создана Иерусалимская церковь, официальным главой которой стал брат Иисуса – Иаков.
И тогда иудеи обрушили на них новую, беспощадную волну гонений, так что активные учителя новой религии об Иисусе – названной позднее в Антиохии христианством – отправились во все концы империи, возвещая Иисуса. До появления Павла распространением христианства руководили греки. И эти первые миссионеры, а затем и пришедшие им на смену, следовали через Газу и Тир в Антиохию и, далее, через Малую Азию в Македонию, а оттуда в Рим и самые отдалённые уголки империи.
Содержание
Предисловие ……………… 3
Глава 1. Земля в эпоху жизни Иисуса ……………… 4
Глава 2. Рождение и младенчество Иисуса ……………… 14
Глава 3. Раннее детство Иисуса ……………… 24
Глава 4. Отрочество Иисуса ……………… 34
Глава 5. Иисус в Иерусалиме ……………… 44
Глава 6. Решающие годы ……………… 53
Глава 7. Юношеские годы ……………… 61
Глава 8. Ранняя зрелость Иисуса ……………… 72
Глава 9. Дальнейшая взрослая жизнь Иисуса ……………… 82
Глава 10. На пути в Рим ……………… 87
Глава 11. Изучение религий мира ……………… 102
Глава 12. В Риме ……………… 104
Глава 13. Возвращение из Рима ……………… 115
Глава 14. Переходные годы ……………… 128
Глава 15. Иоанн Креститель ……………… 135
Глава 16. Крещение и сорок дней ……………… 149
Глава 17. Ожидание в Галилее ……………… 155
Глава 18. Подготовка посланников Царства ……………… 170
Глава 19. Двенадцать апостолов ……………… 180
Глава 20. Посвящение двенадцати в апостолы ……………… 201
Глава 21. Начало общественного труда ……………… 213
Глава 22. Пасха в Иерусалиме ……………… 220
Глава 23. По Самарии ……………… 228
Глава 24. На Гелвуе и в Десятиградье ……………… 237
Глава 25. Четыре знаменательных дня в Капернауме ……………… 247
Глава 26. Первое проповедническое путешествие по Галилее ……………… 254
Глава 27. Краткое посещение Иерусалима ……………… 262
Глава 28. Подготовка проповедников в Вифсаиде ……………… 271
Глава 29. Второе проповедническое путешествие ……………… 282
Глава 30. Третье проповедническое путешествие ……………… 289
Глава 31. Время ожидания и обучения у моря ……………… 297
Глава 32. В преддверии кризиса в Капернауме ……………… 305
Глава 33. Кризис в Капернауме ……………… 313
Глава 34. Последние дни в Капернауме ……………… 322
Глава 35. Бегство через северную Галилею ……………… 328
Глава 36. Пребывание в Тире и Сидоне ……………… 335
Глава 37. В Кесарии Филипповой ……………… 341
Глава 38. Преображение ……………… 348
Глава 39. Путешествие по Десятиградью ……………… 357
Глава 40. На Празднике Шалашей ……………… 364
Глава 41. Посвящение семидесяти в Магадане ……………… 374
Глава 42. На Празднике Обновления Храма ……………… 382
Глава 43. Начало проповедничества в Перее ……………… 389
Глава 44. Последнее посещение северной Переи ……………… 397
Глава 45. Посещение Филадельфии ……………… 403
Глава 46. Воскрешение Лазаря ……………… 411
Глава 47. Последняя неделя обучения в Пелле ……………… 416
Глава 48. На пути в Иерусалим ……………… 421
Глава 49. Вступление в Иерусалим ……………… 429
Глава 50. Понедельник в Иерусалиме ……………… 439
Глава 51. Во вторник утром в Храме ……………… 446
Глава 52. Последняя речь в Храме ……………… 454
Глава 53. Во вторник вечером на Масличной горе ……………… 459
Глава 54. Среда – день отдыха ……………… 465
Глава 55. Последний день в Гефсимании ……………… 471
Глава 56. Тайный Ужин ……………… 474
Глава 57. Прощальная речь ……………… 481
Глава 58. Последние наставления и предупреждения ……………… 487
Глава 59. В Гефсимании ……………… 496
Глава 60. Предательство и арест ……………… 501
Глава 61. Суд Совета ……………… 508
Глава 62. Суд Пилата ……………… 515
Глава 63. Перед распятием ……………… 525
Глава 64. Распятие ……………… 528
Глава 65. Погребение ……………… 535
Глава 66. Воскресение ……………… 538
Глава 67. Явления Иисуса в новом теле ……………… 542
Глава 68. Явления апостолам и другим лидерам ……………… 548
Глава 69. Явления в Галилее ……………… 556
Глава 70. Последние явления и Вознесение ……………… 562
Глава 71. Посвящение Духа истины ……………… 567