Около трёх часов в то воскресное утро, как только на востоке забрезжил новый день, пятеро из этих женщин отправились к гробнице Иисуса. Они приготовили большое количество специальных бальзамирующих составов и несли с собой много полотняных пелен. Они собирались более тщательно выполнить посмертное умащение Иисуса и аккуратнее перевязать Его новыми пеленами.
Притирать тело Иисуса отправились Мария Магдалина, Мария – мать близнецов Алфеевых, Саломея – мать братьев Зеведеевых, Иоанна – жена Хузы и Сусанна – дочь Эзры из Александрии.
Было около половины четвёртого, когда пять женщин, нагруженных своими благовониями, достигли пустой гробницы. Выйдя из Дамасских ворот, они увидели группу бегущих в город солдат, которые – кто в большей степени, кто в меньшей – были охвачены паникой. Это заставило их на несколько минут остановиться, но поскольку за этим ничего не последовало, они продолжили свой путь.
Их чрезвычайно удивило, что камень отвален от входа в склеп, тем более что по дороге они говорили друг другу: «Кто поможет нам отодвинуть камень?» Опустив на землю свои корзины, они стали переглядываться в страхе и великом изумлении. Пока они стояли там, дрожа от страха, Мария Магдалина отважилась обойти меньший камень и, собравшись с духом, заглянула в открытую гробницу. Склеп Иосифа находился в саду, на склоне холма, с восточной стороны дороги и выходил тоже на восток. К этому часу рассвело как раз настолько, чтобы Мария могла взглянуть на то место, куда был положен Учитель, и увидеть, что тело исчезло. В высеченной в скале нише, в которую был положен Иисус, Мария увидела лишь сложенный платок, на котором ранее покоилась Его голова, и пелены, которыми Он был обмотан, оставленные в том же виде, в каком они лежали в склепе до того, как небесное воинство ликвидировало тело. Покрывало лежало у основания погребальной ниши.
На мгновение Мария задержалась у входа (поначалу, войдя в склеп, она плохо видела), когда же она увидела, что тело Иисуса исчезло и на его месте осталась лишь погребальная ткань, крик смятения и боли вырвался из её груди. Все женщины были крайне возбуждены. Они нервничали с того момента, как у городских ворот им повстречались бегущие в панике солдаты. Поэтому, когда они услышали мучительный вопль Марии, их охватил ужас, и они сломя голову бросились прочь. Они остановились только у Дамасских ворот. К этому времени Иоанна поняла, что они бросили Марию. Она привела своих спутниц в чувство, и они отправились назад к гробнице.
Когда они подходили к склепу, испуганная Магдалина – которая выбежала из гробницы и, не найдя своих сестёр, пришла в ещё больший ужас – бросилась к ним, крича в возбуждении: «Его там нет – они забрали Его!»
Она повела женщин к склепу, они вошли внутрь и увидели, что гробница пуста. После этого все пять женщин сели на стоявший у входа камень и обсудили сложившуюся ситуацию. Они ещё не догадывались о том, что Иисус воскрес. Всю субботу они ни с кем не общались, и потому женщины решили, что тело было перенесено в другую могилу. Но такое решение проблемы никак не согласовывалось с аккуратным видом погребальной ткани. Как можно было удалить тело, если те самые пелены, которыми оно было обмотано, лежали в нише явно нетронутыми?
Сидя у склепа в ранние часы нового дня, женщины заметили в стороне беззвучную и неподвижную фигуру.
На мгновение они вновь испугались, но Мария Магдалина, устремившись к незнакомцу и обращаясь к нему так, как если бы она приняла его за садового сторожа, спросила: «Куда ты дел Учителя? Куда ты Его положил? Скажи нам, чтобы мы могли забрать Его».
Незнакомец продолжал молчать, и Мария заплакала.
Тогда Иисус обратился к ним со словами: «Кого вы ищете?»
Мария ответила: «Мы ищем Иисуса, Который был похоронен в гробнице Иосифа и исчез. Не знаешь ли ты, куда Его перенесли?»
Тогда Иисус сказал: «Разве этот Иисус не говорил вам ещё в Галилее, что Он умрёт, но воскреснет вновь?»
Эти слова поразили женщин, но Иисус настолько изменился, что они не узнавали Его, стоявшего спиной к слабому свету.
Пока они обдумывали Его слова, Он обратился к Магдалине и знакомым ей голосом произнёс: «Мария».
Когда Магдалина услышала это слово, исполненное знакомого сочувствия и любви, она поняла, что это был голос Учителя, она припала к Его ногам, воскликнув: «Господь мой, Учитель мой!»
И все женщины поняли, что перед ними стоит прославленный Учитель, и тут же упали на колени перед Ним.
Человеческие глаза смогли увидеть новый облик Иисуса благодаря особой помощи сверхъестественных созданий, которые в то время сопровождали Его.
Когда Мария попыталась обхватить ноги Иисуса, Он сказал: «Не прикасайся ко Мне, Мария, ибо Я не тот, каким ты знала Меня во плоти. В этом облике Я проведу с вами некоторое время, прежде чем вознестись к Отцу. Но ступайте же, все вы, и расскажите Моим апостолам, – и Петру, – что Я воскрес и что вы говорили со Мной».
Оправившись от изумления, потрясённые женщины поспешили в город, в дом Марка, где они пересказали всё, что с ними случилось, десяти апостолам. Однако апостолам не верилось в их рассказ. Поначалу они решили, что женщинам привиделось, но когда Мария повторила слова, с которыми Иисус обратился к ним, и как только Пётр услышал собственное имя, он выбежал из верхнего зала и сломя голову бросился к гробнице, чтобы увидеть всё своими глазами. Иоанн следовал за ним по пятам.
Женщины повторили рассказ о своём разговоре с Иисусом остальным апостолам, но те не поверили им и не отправились к могиле, чтобы лично проверить их слова, как это сделали Пётр и Иоанн.
66.5. ПЁТР И ИОАНН У СКЛЕПА
Пока двое апостолов мчались в направлении Голгофы и гробницы Иосифа, страх и надежда попеременно охватывали Петра: он боялся встречи с Учителем, но слова о том, что Иисус специально упомянул его имя, пробуждали в нём надежду. Он был наполовину убеждён в том, что Иисус действительно жив. Он вспомнил обещание Учителя воскреснуть на третий день. Иоанн, спешивший к гробнице, ощущал, как его душу наполняет странный восторг, – смесь радости и надежды. Он был наполовину уверен в том, что женщины действительно видели воскресшего Учителя.
Будучи моложе Петра, Иоанн опередил его и первым прибежал к склепу. Он остановился у входа и осмотрел гробницу: она выглядела в точности такой, какой её описала Мария. Вскоре прибежал Пётр и, войдя внутрь, увидел ту же пустую гробницу и столь необычно сложенные погребальные пелены. Когда Пётр вышел из склепа, Иоанн вошёл в него и увидел всё своими глазами, после чего они сели на камень, размышляя над значением увиденного и услышанного. Сидя у гробницы, они перебирали в памяти всё, что им рассказали об Иисусе, но не могли понять, что произошло.
Сначала Пётр предположил, что могила была ограблена, что враги выкрали тело, – возможно, подкупив охрану. Однако Иоанн рассудил, что могила едва ли была бы оставлена в таком виде, если бы тело было украдено. Он также не понимал, каким образом могли остаться пелены, причём явно нетронутыми. И они снова вошли вместе в гробницу, чтобы повнимательнее осмотреть погребальные пелены. Когда они второй раз вышли из склепа, то перед входом застали вернувшуюся и рыдающую Марию Магдалину. Мария отправилась к апостолам, поверив в то, что Иисус восстал из могилы, но когда они, все как один, отказались поверить её рассказу, тоска и отчаяние охватили её. Она страстно желала вернуться к гробнице, где, как она полагала, она услышала знакомый голос Иисуса.
Мария осталась у гробницы, и после ухода Петра и Иоанна Иисус вновь явился к ней со словами: «Не сомневайся. Имей мужество верить тому, что ты увидела и услышала. Ступай назад к Моим апостолам и вновь скажи им, что Я воскрес, что Я явлюсь им и что вскоре Я, как и обещал, отправлюсь прежде них в Галилею».
Мария поспешила назад в дом Марка и рассказала апостолам, что она вновь говорила с Иисусом, – и они вновь не поверили ей. Но когда вернулись Пётр и Иоанн, апостолы прекратили свои насмешки, исполнившись страха и тревоги.