Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 54. Среда – день отдыха




 

54.1. ДЕНЬ НАЕДИНЕ С БОГОМ

В тех случаях, когда Иисус и апостолы не были перегружены обучением людей, они, как правило, посвящали каждую среду отдыху. В ту среду они позавтракали несколько позднее обычного. В лагере стояла зловещая тишина, и первая половина утренней трапезы прошла почти в полном молчании.

Наконец, Иисус заговорил: «Я желаю, чтобы сегодня вы отдохнули. Обдумайте спокойно всё, что произошло со времени нашего прихода в Иерусалим, и поразмыслите о том, с чем вам предстоит вскоре столкнуться и о чём Я уже говорил вам. Стремитесь к тому, чтобы истина утвердилась в вашей жизни и чтобы каждый день вы росли в благодати».

После завтрака Иисус сообщил Андрею, что Он собирается отсутствовать в течение дня, и предложил, чтобы апостолам было позволено провести это время по собственному усмотрению, с одной оговоркой – ни в коем случае не посещать Иерусалим.

Когда Иисус уже собирался отправиться в одиночестве в горы, Давид Зеведеев обратился к Нему со словами: «Ты прекрасно знаешь, Учитель, что фарисеи и старейшины пытаются убить Тебя, и всё равно, Ты собираешься один идти в горы. Это было бы безумием. Поэтому Я пошлю с тобой трёх человек, которые сумеют позаботиться о Твоём благополучии».

Взглянув на трёх дюжих, хорошо вооружённых галилеян, Иисус сказал Давиду: «Ты желаешь добра, но ошибаешься, ибо не понимаешь, что Сыну Человеческому не нужны защитники. Никто не обидит Меня, пока не настанет час, когда Я буду готов отдать Свою жизнь в согласии с волей Отца. Я не разрешаю этим людям сопровождать Меня. Я хочу побыть наедине с Отцом Моим».

Услышав эти слова, Давид и его вооружённые охранники ушли. Однако когда Иисус начал удаляться, Иоанн Марк подошёл к Нему, держа в руках небольшую корзину с едой и питьём, и высказал предположение, что Иисус может проголодаться, поскольку собирается уйти на целый день. Учитель улыбнулся Иоанну и протянул руку, чтобы взять корзину.

Когда Иисус уже хотел взять корзину с едой из рук Иоанна, этот юноша собрался с духом и сказал: «Но, Учитель, может случиться так, что Ты поставишь корзину на землю, чтобы помолиться в одиночестве, и забудешь её. Кроме того, если Ты позволишь мне идти рядом и нести еду, Тебе будет легче молиться, а я обещаю молчать. Я не задам ни одного вопроса и буду сторожить корзинку, когда Ты будешь уединяться для молитвы».

Произнося эти слова, отчаянная смелость которых потрясла некоторых из стоявших поблизости людей, Иоанн Марк не выпускал из рук корзину. Так они и стояли, Марк и Иисус, держась за корзину.

Через мгновение Учитель отпустил её и, взглянув на юношу, сказал: «Раз уж ты всем сердцем жаждешь стать Моим спутником, тебе не будет отказано в этом. Мы отправимся в путь вдвоём и хорошо побеседуем. Ты можешь задать Мне любой вопрос, который возникнет в твоей душе, и мы будем успокаивать и утешать друг друга. Ты можешь первым нести еду, а когда устанешь, Я помогу тебе. Идём со Мной».

В тот вечер Иисус вернулся в лагерь лишь после захода солнца. Учитель провёл Свой последний спокойный день на Земле в беседе с юношей, который жаждал познать истину, и в общении со Своим Райским Отцом. Иисус долго беседовал с Марком, откровенно рассказывая ему о делах этого и следующего мира. Марк сказал Иисусу, сколь глубоко он сожалеет о том, что из-за своей молодости не смог стать одним из апостолов, и выразил огромную признательность за то, что ему было позволено следовать за ними со времени первой проповеди у переправы через Иордан вблизи Иерихона, за исключением путешествия в Финикию. Иисус предупредил юношу, чтобы тот не унывал из-за надвигавшихся на них событий, и заверил его, что ему уготовано будущее могущественного посланника Царства.

Иоанн Марк с трепетом вспоминал этот день, проведённый вместе с Иисусом в горах, но он всегда помнил последнее предостережение Учителя, произнесённое непосредственно перед их возвращением в гефсиманский лагерь: «Ну вот, Иоанн, мы хорошо побеседовали и провели настоящий день отдыха, но смотри, никому не рассказывай о том, что Я поведал тебе».

И Иоанн Марк действительно никогда не раскрывал ничего из того, что произошло в тот день, проведённый вместе с Иисусом в горах.

На протяжении недолгих оставшихся часов земной жизни Иисуса Иоанн Марк практически не спускал с Него глаз. Юноша, не привлекая внимания, всегда был рядом: он спал лишь тогда, когда спал Иисус.

 

54.2. БЕСЕДА С ИОАННОМ МАРКОМ

В тот день, проведённый вместе с Иоанном Марком, Иисус посвятил много времени сопоставлению их детства и отрочества. Хотя родители Иоанна были более состоятельными, чем родители Иисуса, их впечатления детства оказались в значительной мере одинаковыми.

Когда юноша спросил, откуда Иисусу известно, что он превратится в «могущественного посланника Царства», Иисус ответил: «Я знаю, что ты сохранишь преданность Радостной Вести Царства, поскольку Я могу положиться на твою нынешнюю веру и любовь, – ведь эти качества опираются на то начальное воспитание, которое ты получил в кругу семьи. Ты вышел из семьи, где родители искренне привязаны друг к другу, и потому ты не испытал на себе той чрезмерной любви, которая привела бы к пагубному самовозвеличению. С другой стороны, ты уберёгся от заблуждений, идущих от бездушных родительских интриг, когда родители пытаются перехитрить друг друга в борьбе за доверие и преданность детей. Тебе довелось испытать ту родительскую любовь, которая прививает похвальную уверенность в себе и укрепляет обычное чувство безопасности.

Но тебе повезло также в том, что твои родители отличались не только любовью, но и мудростью. Именно мудрость помогла им удержаться от большинства одолжений и многих наслаждений, которые может позволить себе богатство. Вместо этого они послали тебя в синагогу вместе с другими соседскими мальчиками. Кроме того, позволяя тебе приобретать собственный опыт, они помогали тебе учиться этой жизни. Ты появился на Иордане – где мы проповедовали, а ученики Иоанна крестили, – вместе со своим молодым другом Амосом. Вы оба желали отправиться вместе с нами в путь. Когда ты вернулся в Иерусалим, твои родители дали согласие, а родители Амоса отказали ему: они любили своего сына настолько, что отказали ему в том благословенном опыте, который смог получить ты и который ты продолжаешь приобретать сегодня. Убеги Амос из дома, он мог бы присоединиться к нам, но этим он оскорбил бы любовь и пожертвовал преданностью. Даже если бы такой поступок Амоса и был мудрым, ему пришлось бы заплатить страшную плату за свой опыт, независимость и свободу. Мудрые родители, подобные твоим, заботятся о том, чтобы их детям по достижении твоего возраста не приходилось ранить любовь или жертвовать преданностью для обретения независимости и воодушевляющей свободы.

Любовь, Иоанн, это высшее, что есть во вселенной, когда она посвящается премудрыми созданиями. Но она становится опасной и нередко полукорыстной в том виде, в котором она проявляется в опыте смертных родителей. Когда ты женишься и будешь воспитывать собственных детей, позаботься о том, чтобы мудрость наставляла твою любовь, а ум руководил ею.

Твой юный друг Амос верит в эту Радостную Весть Царства так же глубоко, как и ты, но Я не могу целиком положиться на него. Я не могу с уверенностью сказать, чем он будет заниматься в будущем. Его детство не было таким, которое создаёт полностью надёжного человека. Амос слишком похож на того апостола, которому не удалось получить хорошее, исполненное любви и мудрости домашнее воспитание. Вся твоя последующая жизнь будет более счастливой и заслуживающей доверия, ведь первые восемь лет ты провёл в хорошей и благополучной семье. Ты силён и надёжен благодаря тому, что вырос в доме, где господствовала любовь и правила мудрость. Полученное тобою в детстве воспитание порождает такую преданность, которая позволяет Мне быть уверенным в том, что ты не бросишь начатое тобою дело».

54.4. ДЕНЬ, ПРОВЕДЁННЫЙ В ЛАГЕРЕ

Бо́льшую часть этого дня апостолы провели в прогулках по Масличной горе и беседах с учениками, жившими в том же лагере, но уже в начале второй половины дня им стало очень не хватать Иисуса. Они всё больше тревожились за Его безопасность. Без Иисуса они чувствовали себя невыразимо одиноко. Весь день они много спорили о том, следовало ли позволять Учителю уходить в горы в сопровождении одного только юноши. Хотя никто открыто не признавался в этом, каждый из них, за исключением Иуды Искариота, хотел бы оказаться на месте Иоанна Марка.

Примерно в середине второй половины дня Нафанаил выступил с речью, среди его слушателей было с полдюжины апостолов и столько же учеников.

В заключение он сказал: «Большинству из нас мешает нерешительность. Мы неспособны любить Учителя так же, как Он любит нас. Если бы все мы желали отправиться с Ним так же сильно, как Иоанн Марк, Он обязательно взял бы нас с Собой. Мы стояли рядом и смотрели, как юноша подошёл к Учителю и предложил Ему корзину, но когда Учитель взялся за неё, Иоанн не захотел её отпускать. И вот Учитель оставил нас здесь и ушёл в горы с корзиной, в сопровождении одного лишь юноши».

Примерно в четыре часа к Давиду Зеведееву прибыли гонцы с сообщением от его матери из Вифсаиды и от матери Иисуса. Несколькими днями ранее Давид пришёл к заключению, что старшие священники и старейшины собираются убить Иисуса. Давид знал, что они поставили своей целью уничтожить Учителя, и почти не сомневался в том, что Иисус не прибегнет к Своей божественной силе для Собственного спасения и не позволит Своим последователям использовать силу для Его защиты. Сделав эти выводы, Давид тотчас направил своей матери послание, призывая её немедленно прибыть в Иерусалим и привести с собой Марию, мать Иисуса, а также всех членов Его семьи.

Мать Давида поступила так, как велел её сын, и теперь гонцы вернулись к Давиду, сообщая, что его мать и вся семья Иисуса направляются в Иерусалим и должны прибыть сюда к концу следующего дня или днём позже рано утром. Давид сделал всё это по своей личной инициативе, и он посчитал за лучшее никому не рассказывать об этом. Поэтому ни один человек не знал, что семья Иисуса находится на пути в Иерусалим.

Вскоре после полудня более двадцати греков, встречавшихся с Иисусом и двенадцатью в доме Иосифа Аримафейского, прибыли в лагерь, где в течение нескольких часов совещались с Петром и Иоанном. Греки – по крайней мере, некоторые из них, – получили хорошую подготовку в вопросах Царства у Родана Александрийского.

В тот вечер, вернувшись в лагерь, Иисус побеседовал с греками, и если бы не боязнь чрезвычайно обеспокоить Своих апостолов и многих ближайших учеников, Иисус посвятил бы этих двадцать греков точно так же, как Он уже посвятил семьдесят евангелистов.

В то время, когда в лагере происходили все эти события, в Иерусалиме старшие священники и старейшины изумлялись тому, что Иисус не возвращается, чтобы обратиться к народу. Правда, накануне, покидая Храм, Он сказал: «Я оставляю ваш дом заброшенным». Но они не могли понять, почему Он был готов отказаться от приобретённого к тому времени огромного преимущества – сочувственного отношения толпы. Хотя они и опасались, что Он всколыхнёт народ, поднимет его на бунт, последние слова, с которыми Учитель обратился к людям, являлись призывом всеми разумными путями подчиняться власти тех, кто «сидит на месте Моисея». Это был напряжённый день, ведь они одновременно готовились к Пасхе и уточняли свои планы убийства Иисуса.

В лагере было мало посетителей: те, кто знал, что Иисус собирается оставаться здесь (вместо того, чтобы каждый вечер уходить в Вифанию) держали существование лагеря в глубокой тайне.

 

54.5. ИУДА ИСКАРИОТ И СТАРШИЕ СВЯЩЕННИКИ

Вскоре после того как Иисус и Иоанн Марк покинули лагерь, Иуда Искариот исчез, вернувшись к своим собратьям только к вечеру. Несмотря на то что Учитель специально просил воздержаться от посещения Иерусалима, этот запутавшийся и недовольный апостол спешно отправился в город на встречу с врагами Иисуса, которая состоялась в доме у первосвященника Кайафы. Неофициальное заседание Совета должно было начаться вскоре после десяти часов утра. На этой встрече они собирались обсудить характер обвинений, которые предстояло выдвинуть против Иисуса, а также решить, какую процедуру следует использовать для того, чтобы доставить Его к римским властям и обеспечить необходимое утверждение гражданской властью уже вынесенного смертного приговора.

Днём ранее Иуда рассказал некоторым родственникам и саддукеям, друзьям семьи его отца, что он убедился в том, что Иисус является благонамеренным мечтателем и идеалистом, а не долгожданным Избавителем Израиля. Иуда заявил, что ему очень хотелось бы найти какую-нибудь возможность достойно покинуть это движение. Его друзья льстиво заверили его в том, что его уход будет приветствоваться иудейскими правителями как великое событие, значение которого будет трудно переоценить. Они заставили его поверить, что он удостоится высоких почестей Совета и наконец-то сможет стереть с себя клеймо позора, – его благонамеренную, но прискорбную связь с невежественными галилеянами.

Иуда не мог по-настоящему поверить в то, что Иисус творит Свои чудеса силой властителя бесов, но теперь он был полностью убеждён: Иисус не станет использовать Своё могущество для самовозвеличения. Наконец, Иуда убедился в том, что Иисус позволит иудейским правителям убить Себя, и он не мог вынести унизительной мысли – оказаться причастным к разгромленному движению. Он не собирался мириться с явным поражением. Он хорошо понимал твёрдый характер Учителя и проницательность Его величественного и милосердного разума. И тем не менее, ему было приятно хотя бы отчасти разделять мнение одного из родственников о том, что Иисус, оставаясь благонамеренным фанатиком, был, вероятно, не в Своём уме, что Он всегда выглядел странным и непонятым Человеком.

И теперь, как никогда прежде, Иуда осознал, что испытывает странное негодование из-за того, что Иисус так и не назначил его на более почётную должность. Прежде он всегда ценил то, что ему доверили должность апостольского казначея, но теперь начал чувствовать, что его не оценили по достоинству и что его способности остались непризнанными. Внезапно его охватило негодование, когда он подумал, что именно Пётр, Иаков и Иоанн удостоились чести близкого общения с Иисусом. И теперь, когда он направлялся к первосвященнику, стремление расквитаться с Петром, Иаковом и Иоанном поглощало его куда больше, чем мысль о своём предательстве Иисуса. Но помимо всего прочего, именно в тот момент на переднем плане в его сознании начала появляться новая, преобладающая мысль: он решил добиться почестей для себя, а если одновременно с этим можно было свести счёты с виновниками величайшего в его жизни разочарования, то тем лучше. Им овладела смесь смятения, гордыни, отчаяния и решительности. Поэтому отнюдь не деньги вели Иуду в дом Кайафы, где ему предстояло договориться о своём предательстве Иисуса.

Подходя к дому Кайафы, Иуда утвердился в мысли покинуть Иисуса и своих собратьев-апостолов. Решив, таким образом, предать дело Царства, он поставил своей целью добиться для себя как можно больше тех почестей и славы, которые, как он полагал, впервые связывая себя с Иисусом и новой Радостной Вестью Царства, должны были когда-нибудь достаться ему. Прежде все апостолы лелеяли такие же честолюбивые мечты, но с течением времени они научились восхищаться истиной и любить Иисуса, – во всяком случае, больше, чем Иуда.

Предатель был представлен Кайафе и еврейским старейшинам его двоюродным братом, который объяснил, что Иуда – обнаружив, что было ошибкой позволить «коварному» Учению Иисуса ввести себя в заблуждение, – прибыл туда, где он желал бы публично и официально отречься от своей связи с Галилеянином и одновременно просить о восстановлении в доверии и братстве своих собратьев-иудеян. Как объяснил далее этот представитель Иуды, он признаёт, что для сохранения мира в Израиле Иисуса следует взять под стражу и что он пришёл, чтобы (в подтверждение своего раскаяния в том, что он принимал участие в таком ошибочном движении, и в доказательство искреннего возврата к учениям Моисея) предложить Совету свои услуги. Поскольку Иуда, вместе с командиром стражи, имеющим приказ об аресте Иисуса, может устроить так, чтобы этого Человека можно было арестовать тихо и тем самым полностью исключить опасность народных волнений или необходимость откладывать арест до окончания Пасхи.

Когда двоюродный брат умолк, он представил Иуду, который, подойдя поближе к первосвященнику, сказал: «Я сделаю всё, что обещал мой кузен, но что вы готовы предложить мне за эту услугу?»

Иуда не заметил выражения презрения и отвращения, которое появилось на лице даже жестокого и тщеславного Кайафы: сердце Иуды слишком стремилось к личной славе и жаждало того удовлетворения, которое даёт самовозвеличение.

Взглянув на предателя, Кайафа сказал: «Иуда, ступай-ка к начальнику стражи и договорись с ним о том, чтобы привести своего Учителя к нам сегодня или завтра вечером. И когда ты передашь Его нам в руки, ты получишь награду за свои услуги».

Услышав это, Иуда покинул старших священников и старейшин и обговорил с командиром храмовой стражи план ареста Иисуса. Иуда знал, что в то время Иисуса не было в лагере, и совершенно не представлял себе, когда Он вернётся. Поэтому они договорились арестовать Иисуса на следующий день (в четверг) вечером после того, как жители Иерусалима и прибывшие сюда паломники отправятся на покой.

Иуда вернулся к своим соратникам в лагерь, опьянённый давно уже не посещавшими его мечтами о величии и славе. Примкнув к Иисусу в надежде на то, что однажды он станет великим человеком в Царстве, он, наконец, понял, что новому Царству – такому, какого ждал он, – не бывать. И всё же он радовался, что оказался настолько благоразумным, чтобы обменять свои разочарования, связанные с невозможностью достигнуть славы в том новом Царстве, которого он ждал, на быстрое обретение почестей и наград при старом порядке, который, как он теперь полагал, сохранится и который, как был уверен, уничтожит Иисуса и то, что Он олицетворяет. Последний осознанный мотив предательства Иуды раскрывает трусливый поступок эгоистичного дезертира, единственной целью которого было обезопасить и прославить самого себя, невзирая на те последствия, которыми было чревато его поведение для Иисуса и бывших собратьев.

Наконец-то старшие священники и старейшины могли вздохнуть с облегчением, получив на несколько часов передышку. Теперь им не нужно было арестовывать Иисуса прилюдно, а получив в качестве союзника предателя Иуду, они могли быть уверены, что Иисус не уйдёт от их суда, как это уже не раз случалось в прошлом.

 

54.6. ПОСЛЕДНИЕ БЕСЕДЫ

Поскольку всё это происходило в среду, вечер в лагере прошёл в общении. Иисус пытался приободрить Своих удручённых апостолов, но это было практически невозможно. Все они начинали понимать, что надвигаются мрачные и тяжёлые события. Они не повеселели даже тогда, когда Учитель вспомнил о тех насыщенных событиями и исполненных любви годах, которые они провели вместе. Иисус внимательно расспросил апостолов об их семьях и, глядя на Давида Зеведеева, осведомился, не было ли в последнее время сообщений от матери, младшей сестры или других членов Его семьи. Давид смотрел себе под ноги: он боялся ответить.

В тот вечер Иисус предупредил Своих сторонников не полагаться на поддержку толпы. Он напомнил о том, что им довелось испытать в Галилее, когда, раз за разом, людские толпы с энтузиазмом устремлялись за ними, а затем с той же страстью отворачивались от них и возвращались к своей прежней вере и жизни.

И затем Иисус сказал: «Поэтому вы не должны позволять огромным толпам, которые слушали нас в Храме и, казалось, верили нашему учению, вводить вас в заблуждение. Толпа слышит истину и верит ей поверхностно, умом, но мало кто из этих людей позволяет словам истины сразу пустить живые корни в своих сердцах. Когда придёт настоящая беда, вы не сможете надеяться на поддержку тех, кто знает Радостную Весть лишь умом и не прочувствовал её своим сердцем. Когда правители евреев договорятся об убийстве Сына Человеческого и сообща нанесут удар, вы увидите, как толпа либо разбежится в панике, либо застынет в молчаливом изумлении, пока эти ослеплённые правители будут вести учителей Радостной Вести на казнь. А затем, когда вражда и преследования обрушатся на вас, другие – которые, как вы считаете, любят истину, – будут рассеяны, а иные отрекутся от Учения и бросят вас. Некоторые из тех, кто был очень близок к нам, уже решили бежать. Сегодня вы отдохнули, готовясь к тем временам, которые надвигаются на нас. Потому будьте осмотрительны и молитесь о том, чтобы завтра вы укрепились, дабы устоять в те дни, на пороге которых мы находимся».

Атмосфера в лагере была накалена до предела. Молчаливые гонцы появлялись и исчезали, общаясь только с Давидом Зеведеевым. До наступления ночи кое-кто уже знал, что Лазарь спешно бежал из Вифании. После возвращения в лагерь Иоанн Марк хранил зловещее молчание, несмотря на то что провёл весь день в обществе Иисуса. Все попытки расспросить его ясно показывали, что Иисус велел ему молчать.

Даже хорошее настроение и необычная общительность Учителя пугали их. Они смутно ощущали, что их ждет, и ни один из них не чувствовал себя готовым к этому испытанию.

За всё время вплоть до смертного часа Иисуса, апостолы никогда так не падали духом, как этим вечером в среду. Хотя в четверг они ещё на один день приблизились к трагической пятнице, тем не менее, Он был с ними, и они лучше справились с волнениями того дня.

Незадолго до полуночи Иисус, знавший, что это станет последней ночью, которую Он сможет спокойно провести вместе со Своей избранной семьёй на земле, сказал, отпуская их на ночлег: «Отправляйтесь на покой, братья Мои. И пусть мир будет с вами, пока мы не проснёмся и не встретим день завтрашний, – ещё один день для исполнения воли Отца и радости от понимания того, что мы – Его сыны».

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 297 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.