Дипломная работа
на тему:
«Стили жизни студенческой молодежи»
Мурманск
Введение
Глава 1. Общая характеристика стилей жизни в социологии. 8
1.1. Понятие «стиль жизни» в социологии. 8
Классификация стилей жизни студенчества 16
Глава 2 Факторы, влияющие на стили жизни студенчества. 20
Молодежь в сфере высшего образования. 20
Досуг студенческой молодежи 28
Профессиональная и трудовая занятость молодежи 32
Введение
Актуальность темы: Студенчество – это социальная группа, состоящая из молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях[1]. В некоторых странах сюда относят также учащихся средних учебных заведений, но большинство российских исследователей относят к студенчеству только молодых людей, обучающихся в ВУЗах. Поэтому в данной работе мы будем исходить из этой позиции. Существенная социальная черта студенчества – его близость по характеру деятельности, интересам, ориентациям к социальной группе интеллигенции, специалистов.
Внутренняя неоднородность студенчества определяется не только по социальному происхождению, национальности, демографии, но, прежде всего, по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов.
Общей мировой тенденцией является демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества.
Быстрое увеличение доли выходцев из различных слоев трудящихся обусловило активное участие студенчества в массовых антивоенных и др. общедемократических движениях, в борьбе за решение экологических проблем. Сложились и развиваются различные формы международного сотрудничества студенчества в этих движениях, а также в спорте (универсиады) и других видах общественной деятельности.
Тем не менее, студенчество только вступает в общественную жизнь, оно менее интегрировано в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы.
Этот возрастной этап связан с социальным и личностным самоопределением. Поэтому очень важно, чтобы в этом возрасте у юношей и девушек укреплялись такие личностные качества как целеустремленность, решительность, инициативность. В пору юности окончательно оформляются социально-нравственные мотивы деятельности, интерес к моральным проблемам: ответственности, долгу, верности и т.п.
Ситуация экономической и социальной нестабильности, характерная для современного российского общества, оказывает негативное влияние и на положение студенческой молодежи, в том числе и в Мурманске. Это проявляется в материальной неустроенности молодых людей: не все студенты получают стипендии, их размер не может обеспечить необходимого прожиточного минимума; недостаточно количества мест в общежитиях, бытовые условия в большинстве из них характеризуются неустроенностью и т.д.
У студентов возникают проблемы с временной занятостью во внеучебное время, также они сталкиваются с отсутствием необходимой системы обеспечения дополнительного трудоустройства молодежи.
Низкая культура досуга, а порой отсутствие возможностей для реализации интеллектуального, творческого потенциала является наиболее очевидной причиной противоправных действий со стороны студентов. Курение, злоупотребление алкоголем, наркомания и токсикомания, к сожалению, в настоящее время получают распространение в молодежной среде.
Сегодня все сильнее проявляется заинтересованность органов местного самоуправления в поддержке студенчества, так как муниципалитет заинтересован в повышении активности данной социальной группы, в целях получения высокопрофессиональных специалистов, работающих на благо городского хозяйства.
Анализируя сложившуюся ситуацию с уровнем социальной активности молодежи, проблемами профессиональной и вторичной занятости, расцветом нарко- и токсикомании, слабо развитым чувством гражданственности, ориентируясь на приоритетные направления реализации государственной молодежной политики определяется основная цель деятельности муниципалитета по отношению к студенческой молодежи - создание условий для ускоренной позитивной адаптации студенческой молодежи к реально складывающейся социально-экономической ситуации в городе, направление развития потенциала студенческой молодежи применимо к специфичным условиям городского сообщества. Но, вероятно, прилагаемых усилий недостаточно, проблемы в студенческой среде на данном этапе остаются. Таким образом, актуальность рассматриваемой темы становится очевидной.
Целью данной работы является выявление стилей жизни студенческой молодежи.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
– определить понятие «стиля жизни» в социологии;
– рассмотреть проблемы и актуальное состояние молодежи в сфере высшего образования;
– выявить особенности профессиональной и трудовой занятости молодежи;
– определить способы проведения досуга молодежи.
Объектом исследования является студенческая молодежь.
Предмет исследования – стили жизни студенческой молодежи.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы стилей жизни являются полем исследования социологии достаточно давно. В марксизме тематика стилей жизни связывается с фундаментальным понятием «образ жизни», которое К. Маркс положил в основание разделения общества на классы. По мере того, как социальная структура индустриально развитых обществ усложнялась, внимание к стилям жизни росло как к известной альтернативе деления общества по классовому признаку (Э. Гидденс, Д. Груски, П. ДиМаджио и др.). В социологической литературе Запада проблематика стиля жизни во многом оказалась отделенной от проблематики социально-классовой структуры, и начиная с Н. Элиаса связывается с проблематикой социальных идентификаций. На этом направлении существенное значение имеет трактовка стилей жизни И. Гофманом. Ряд исследователей выдвигают на первое место типичность и нормативность стиля жизни как регулятора человеческого поведения (П. Бурдье, А. Митчел, П. Глуховски).
Исследования стилей жизни с периода расцвета Чикагской социологической школы оказались тесно связанными с социологией города, с практическими задачами муниципального управления (Р. Парк, Э. Берджесс, У. Томас, Ф. Знанецкий и др.). Эта линия продолжена вплоть до настоящего времени (П. Миллер, Н. Росс и др.).
В отечественной социологической литературе стили жизни преимущественно рассматриваются в контексте проблематики образа жизни (Н.М. Блинов, О.Н. Козлова, Л.В. Сохань и др.).
Для настоящего исследования особое значение имеют труды отечественных и зарубежных социологов по молодежной проблематике. Если среди первых теоретических работ по проблемам молодежи преобладали труды, ориентированные на раскрытие психологических, антропологических, культурологических аспектов исследования (Г. Стенли Холл, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, Л.С. Выготский и др.), то к концу 1960-х - началу 1970-х годов все более значимыми стали собственно социологические концепции молодежи как в капиталистических (Т. Парсонс, Ш. Эйзенштадт, Л. Фойер, Ф. Тенбрук, Л. Розенмайр и др.), так и социалистических странах (В.Т. Лисовский, И.С. Кон, С.Н. Иконникова, В.Н. Боряз, В.Н. Шубкин, П.-Э. Митев, В. Фридрих, Б. Голембевски, О. Бэдина и др.).
К настоящему времени развернутые концепции молодежи сформировались в отечественной социологии: на базе ИСПИ РАН – концепции социального развития молодежи и молодежи в обществе риска (В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, Т.И. Яковук), в Санкт-Петербурге – концепция ювенологии (Е.Г. Слуцкий) и др.
В то же время характерные для молодежи стили жизни по большей части рассматриваются сквозь призму проблематики молодежных субкультур, что оставляет за рамками исследований по этой тематике основную массу молодежи.
Теоретико-методологические основания исследования: Теоретической основой исследования выступает концепция «показного потребления» Т. Веблена. Наряду с общелогическими методами (анализ, обобщение), применялся гипотетико-дедуктивный метод, основанный на выведении заключений из гипотез и позволяющий исследовать структуру и взаимосвязь между гипотезами разного уровня, а также их подтверждение эмпирическими данными. При написании теоретической части работы использовался метод сравнения, что позволило фиксировать взаимовлияние различных факторов на формирование стиля жизни студенческой молодежи. Методом сбора социологической информации выступает анкетирование.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты стиля жизни – понятие, точки зрения различных исследователей, их трактовки данного понятия.
Вторая глава затрагивает аналитические аспекты изучаемой проблемы – рассматриваются факторы, влияющие на стиль жизни, а также тенденции жизни молодежи в сфере высшего образования, профессиональной деятельности и досуга.
Третья глава имеет практическую направленность и повествует о том, какие стили жизни студенческой молодежи удалось выявить в ходе написания работы, а также какие факторы влияют на стили жизни современного студенчества.
Глава 1. Общая характеристика стилей жизни в социологии.
1.1. Понятие «стиль жизни» в социологии.
Стиль жизни относится к числу наиболее популярных, но при этом, слабо разработанных категорий современной социологии. Несмотря на достаточно продолжительную историю существования, стиль жизни в социологических текстах остается скорее речевым оборотом, нежели категорией, подразумевающей вполне конкретный набор смыслов. Его содержание подвержено изменениям в зависимости от контекста и проблематизации исследования.
Круг феноменов, относимых к понятию «стиль», связан с широким спектром характеристик индивидуальности человека. Специалисты в области методологии, рассматривая понятие «стиль» как междисциплинарное, пришли к выводу, что границы его функционирования хоть и расплывчаты, но не беспредельны и под ним следует понимать либо устойчивую целостность, характерное единство, систему приемов и средств деятельности, либо характеристику продукта творчества, либо своеобразное самопроявление личности как субъекта деятельности. Если большинство научных дисциплин изучает стиль как нечто типичное для человека или группы людей - носителей определенной культурной традиции, то педагоги и психологи занимаются скорее индивидуальным стилем, зачастую отвлекаясь от социокультурных переменных, и стилевые проявления изучаются в связи не столько с воплощением их в продуктах деятельности человека, сколько с индивидуальными особенностями активности, создающей эти продукты, и индивидуальностью субъекта, порождающего и выражающего себя в ней.
Существует несколько теорий, отражающих категорию «стиль жизни».
Первый этапразвития категории «стиль жизни» связан с именами основоположников социологии – с М. Вебером, Т. Вебленом и Г. Зиммелем. Каждый из них основал собственную традицию изучения стиля жизни в рамках больших теорий. Стиль жизни для них был скорее темой, не нуждающейся в точной номинации, одним из сюжетов, сцепленных с иными, более значимыми для автора проблемами, нежели самостоятельной концепцией, нуждающейся в основательной интерпретации.
М. Вебер использует термин «стиль жизни» при разработке теории стратификации общества, основанной на трех показателях: собственности, власти и престиже. В противовес классам Вебер ввел еще одно понятие — «статусные группы». Он считал, что в отличие от классов, которые детерминированы чисто экономической ситуацией, статусные группы детерминированы «специфическим социальным оцениванием почести»[2]. Почесть в данном случае может обозначать любое качество, оцениваемое большинством.
Более того, весь социальный порядок является, по Веберу, всего лишь способом, при помощи которого «социальные почести распределяются в сообществе между типичными группами, участвующими в таком распределении»[3].
Главные «страсти» в мире кипят именно вокруг статусных почестей, которые Вебер рассматривал в качестве знаков определенного стиля жизни. Связанные с этим стилем ожидания выступают у него в качестве определенных ограничений социального общения, то есть статус представляет собой основанное на достигнутом согласии совместное действие закрытого типа. И по мере возрастания степени закрытости статусной группы внутри нее усиливаются тенденции к легальной монополии на определенные должности и привилегии.
Таким образом, стиль жизни отражает, по мнению Вебера, особенности субкультуры статусных групп, проявляющиеся в наборе черт, принципов, навыках поведения, на основании которых воздаются почести на уровне общества в целом, а также происходит дистанцирование статусных групп. Стиль жизни, реализующийся в социальных практиках, выступает, таким образом, в роли инструмента, приписывающего индивиду социальный статус, обозначающий его причастность к группе. Заложенная Вебером традиция изучения стиля жизни в контексте социальной стратификации по сей день остается наиболее влиятельной.
Предметом изучения Т. Веблена стали демонстративные практики потребления, именно в этом контексте он обратился к стилю жизни. Как и теория статусной стратификации общества Вебера, теория демонстративного потребления описывает механизм борьбы за социальные позиции, открывающие доступ к различного рода ресурсам и почестям. «Индивидуальный акт приобретения какой-либо вещи представляет собой не столько экономический акт товарно-денежного обмена, сколько акт «показного потребления», демонстрирующего принадлежность индивида к определенному классу»[4]. Потребляемые индивидом вещи Веблен рассматривал как символы или показатели статуса потребителя. «При массовом производстве товаров, не принадлежащих к числу необходимых, потребление индивида связано не с жизненной потребностью, а с соображениями поддержания или повышения определенного мнения о нем в глазах людей его круга»[5]. Таким образом, демонстративное потребление, ассоциируемое с определенным жизненным стилем, символизирующим социальные достижения, жизненный успех, позволяет индивиду воспроизводить свою принадлежность к избранному сословию, классу. Веблен, таким образом, стал основоположником традиции изучения стиля жизни в контексте потребительского поведения.
Благодаря Г. Зиммелю, сформировалось третье направление интерпретации жизненных стилей. В данном случае проблематика жизненных стилей актуализировалась в контексте изучения идентификационных процессов в условиях прогрессирующей стилевой дифференциации культуры. Понятие «стиль жизни» трактуется Зиммелем весьма расплывчато. Если рассматривать его в контексте формальной социологии, стиль – это такая форма обобществления, которая позволяет людям объединяться в группы на основе одинаковых внешних характеристик поведения. В некотором смысле, стиль жизни – это производная от социальной дистанции. «Стиль – вуаль, барьер между эмоциями субъекта и их проявлениями»[6]. Иными словами, индивидуальный стиль – это специфическая совокупность образов, которые индивид использует для сдерживания спонтанных эмоциональных проявлений; это та дистанция, которую он создает между своими непосредственными чувствами и их выражением на людях.
Чтобы лучше понять аргументацию Зиммеля, рассмотрим его взгляды на пространственную обусловленность стиля жизни. Если мы изучаем действия конкретного человека (а категория стиля применима как к группам, так и к отдельно взятым индивидам), то важной социально-пространственной характеристикой становится организация жизненных элементов вокруг этого человека как центра. Именно здесь и возникает особый тип пространственных отношений субъекта (индивида) и объектов (предметов, других людей) – дистанция между ними. Она «не только фиксирует непосредственную пространственную удаленность объектов от органов чувств индивида, но также является символом различий в отношении к разным объектам»[7]. В условиях общества потребления стиль жизни включает в себя такие разнородные социологические категории, как ценностные ориентиры, расходы на развлечения, социальную самоидентификацию и организацию досуга. Таким образом, стиль жизни, по Зиммелю, представляет собой поиск личностью собственной идентичности путем достижения баланса между общественными и внутренними импульсами.
П. Бурдье впервые придал стилю жизни категориальное и инструментальное значение. Определение стиля жизни конструируется Бурдье через два других понятия – социальное пространство и габитус. «Характерологические структуры определенного класса условий существования, понимаемые как экономическая и социальная необходимость и семейные связи, лежат в основе ансамбля практических схем (схем производства практик агентом) или габитусом, порождающим практики и представления»[8]. Стили жизни также являются систематическими продуктами габитусов, которые, будучи восприняты во взаимосвязях в соответствии со схемами габитуса, становятся системами социально квалифицированных знаков (например, «утонченный», «вульгарный» и т.п.). Автор показывает, что эстетические представления и вкусы не являются чем-то «сакральным» или результатом свободного выбора индивида, а вытекают из его социальных условий социализации и наличного положения в обществе. Социальные субъекты различаются по тому, как они производят различия между красивым и безобразным, вкусным и безвкусным, утонченным и грубым и т.п., в которых выражается или через которые «выдает себя» их положение в объективной социальной классификации.
При социологическом исследовании габитуса можно выделять в нем функциональные сегменты, такие как «этос» (совокупность усвоенных моральных правил и норм) и «экзис» (манеры поведения, телесные диспозиции, способы «внешней» самопрезентации), а также исследовать его в диахронном плане (первичный и вторичный габитус) или в форме социологических обобщений (классовый и групповой габитус)[9]. Как и социализация, формирование габитуса осуществляется в несколько этапов: первичный габитус, сложившийся в семье, служит основой восприятия и усвоения школьного образования; вторичный (школьный) габитус выступает условием и предпосылкой восприятия и оценивания окружающего мира, культуры и т.д. То есть среди факторов, определяющих культурные предпочтения, Бурдье выделяет семейное воспитание (накопленный семьей культурный капитал) и образование, эффективность и продолжительность которого, в свою очередь, зависит от социального происхождения.
Желание дистанцироваться, отличаться указывает на стремление человека существовать не только физически, но и социально, т.е. быть признанным другими. С помощью средств, находящихся в распоряжении индивидов, они приобретают наиболее престижные ярлыки и названия, или стараются добиться более престижной значимости для тех званий, которые они уже приобрели, либо усиленно содействуют созданию новых званий, как бы «сшитых по мерке». В этой деятельности по приданию большего значения дистанцированию агент, как правило, не остается одиноким. Его личный интерес неотделим от интересов неких других агентов, даже если он их лично не знает. Объясняется этот феномен просто: любой интерес есть позиционный интерес, т.е. интерес, неразрывно связанный с позицией поля, которую всегда занимает более или менее многочисленная популяция агентов.
Теория социального мира Бурдье базируется на утверждении, что «индивиды и группы существуют лишь через и в различиях с другими индивидами и группами»[10]. Социальные характеристики и особенности имеют смысл не сами по себе, но в структуре связей и иерархий. Сама эта структура находится в постоянном движении: различия меняются содержательно, но иерархии между ними остаются, отношения господства и подчинения сохраняются.
Таким образом, по Бурдье стиль жизни представляет собой целостное множество отличительных предпочтений, отражающих одну и ту же выразительную интенцию (вкус) во всех повседневных практиках агентов, занимающих одинаковую позицию (класс) в социальном пространстве. Теоретические изыскания Бурдье укрепили веберовскую традицию изучения стиля жизни и послужили толчком для исследований стиля жизни.
Изучение стилевого многообразия современного поликультурного общества остается одной из перспективных тем в рамках социологии повседневности. Ценностный и нормативный плюрализм современного российского общества обеспечивает многообразие предлагаемых жизненных стилей и создает условия для возрастания свободы при их выборе.
Вследствие открытости современного общества и плюрализации ценностей и авторитетов, выбор стиля жизни приобретает возрастающее значение в конституции личностной идентичности. В современной социологической трактовке «стиль жизни может быть определен как более или менее интегрированный комплекс практик, который индивид выбирает не только потому, что эти практики удовлетворяют утилитарные потребности, но потому, что они придают материальную форму специфическому нарративу самоидентичности»[11].
Понятие «стиль жизни» в отечественной научной литературе долгое время выступало как своего рода дополнение к базовой категории «образ жизни». Образ жизни как понятие в марксизме занимает особое место, поскольку именно через его характеристики осуществляется разделение людей на социальные классы. В марксовой теории классов это обстоятельство специально и неоднократно выделено. В отечественных исследованиях образа жизни эта трактовка класса во многом определяла аспекты, на которые обращалось преимущественное внимание исследователей. В постсоветский период, когда многие обществоведы отошли от марксизма как методологии социального исследования, категория «образ жизни» почти исчезла из поля зрения российской социологии. Соответственно ушла в прошлое и исследовательская практика выводить стили жизни из образа жизни как базисной характеристики. Трактовки стиля жизни в большей мере связываются с особенностями социального субъекта[12].
Каждая из изложенных традиций изучения стиля жизни нашла свое применение в современной социологии. Стоит отметить, что они часто пересекаются, дополняя друг друга, поэтому говорить о последователях идей того или иного классика социологии, можно с определенной долей условности.
Стиль жизни – не составная часть образа жизни, a воплощение последнего на уровне личности, – это одна из конкретных его форм, посредством которой образ жизни доводится до реального воплощения в действительность через индивидуальность личности. Отличие образа от стиля жизни и заключается в удельном весе индивидуального в них. Поскольку само существование стиля жизни основано прежде всего на индивидуальности, данное явление имеет право на изучение только в том случае, когда обеспечиваются реальные условия для осуществления индивидуальности в процессах жизни, когда можно говорить о сформированности высшего уровня индивидуальности – внутреннего мира личности, мира ее потребностей, ценностных ориентаций, представлений о людях и самой себе[13].
В качестве дифференциальных определительных признаков стиля жизни можно привести разные величины: понимание смысла жизни; самоидентификацию с определенной социальной группой; способ реализации ценностных ориентаций в повседневном поведении; способ удовлетворения устойчивых потребностей личности, образующих элемент ее структуры и влияющих на ее общую направленность; устойчивые привычки, манеры поведения, ориентацию на традиционную или альтернативную культуру; организацию свободного времени; интенсивность, периодичность, ритмичность жизни.
Обилие точек зрения представляется вполне закономерным явлением, поскольку определяемое понятие весьма многомерно, индивидуальная жизнедеятельность в руках исследователей предстает как калейдоскоп их бесчисленных проявлений.