Современные сталинисты и социал-шовинисты объясняют кризис 90-х очень просто: подлые агенты Запада и предатели развалили Советский Союз, уничтожили социализма и реставрировали капитализм. Поэтому во всем бывшем СССР народ нищает и вымирает. Даже некоторые люди, считающие себя марксистами, повторяют до сих пор, что развал экономики и обнищание населения бывших республик СССР – необратимые следствия их “колонизации” странами Запада, потери “экономической независимости”, превращения в источники сырья и рынки сбыта -и т.п. патриотический бред.
Прежде всего нужно четко сказать, что никакого социализма ни в СССР, ни где-либо еще на Земле никогда не было. Существовавший в странах так называемого соц. лагеря строй, при котором основная масса непосредственных производителей не имела ничего кроме своих способностей к труду и продавала их государству, а всеми средствами производства корпоративно владела правящая номенклатура, не мог быть ни чем иным кроме как государственным капитализмом, а правящая бюрократия, жившая за счет эксплуатации наемного труда, являлась в силу этого государственной буржуазией. Характерная для СССР и подобных ему стран форма государственного капитализма была относительно изолирована от остальной мировой капиталистической системы, хотя и оставалась всегда ее частью.
Экономика СССР была в свое время отгорожена от мирового рынка “железным занавесом”. Он не был совсем непроницаемым: советская государственная буржуазия продавала на Запад сырье (нефть, газ, лес, металл и др.), покупала технику, зерно, брала у Запада кредиты. Однако, военно-политическое противостояние заставляло и западную буржуазию по ту сторону “занавеса”, и советскую номенклатуру (госбуржуазию) по эту сторону искать поддержки у своих рабочих, давая им взамен определенные социальные гарантии. Развал “мировой социалистической системы” был выгоден как отечественным (государственным), так и западным частным капиталистам. Этот развал избавил их от указанной выше необходимости. Но у него были и более глубокие причины.
Дальнейшее развитие даже относительно замкнутой экономики госкапиталистических стран было невозможно без полного включения их в мировой рынок товаров, капиталов и рабочей силы. Еще в середине ХIХ в. основатели марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс писали:
“Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых ставится вопросом жизни для всех цивилизованных наций,- отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных отраслей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, из множества национальных литератур образуется одна всемирная литература.“ (“Манифест Коммунистической партии”).
За годы правления И.В. Сталина номенклатура получила все возможные привилегии и полномочия, монопольное право распоряжаться так называемой социалистической собственностью, а зачастую и жизнью остальных советских граждан. Однако, ни один из представителей правящего класса Советского Союза не имел в то время гарантий своей личной безопасности. В любой момент каждый советский чиновник мог попасть под жернова огромной репрессивной машины НКВД, превратившейся к концу сталинского периода в целиком самостоятельный организм.
При Н.С. Хрущеве советская государственная буржуазия получила гарантии своей личной безопасности. С разоблачением "культа личности Сталина" политика репрессий была осуждена как отступление от ленинских норм, а карательный аппарат коренным образом реорганизован. Для большинства советских граждан хрущевская "оттепель" означала прежде всего ликвидацию наиболее одиозных из сложившихся при Сталине элементов внеэкономического принуждения (ГУЛАГ, лишение колхозников паспортов, лишение рабочих права увольняться по собственному желанию), которые уже не могли обеспечить достаточную эффективность производства.
Эти мероприятия, наряду с накопленным за предыдущим период огромным инвестиционным потенциалом, мощной системой научных учреждений и высшего образования, развитой системой подготовки квалифицированных кадров рабочих и инженерно-технических работников, обеспечили в 50-х 60-х гг. исключительно высокие темпы роста производительности общественного труда. По расчетам Г.И. Ханина, среднегодовые темпы роста национального дохода СССР за 1950-1960 гг. в 1,7 раза превышали среднегодовые темпы роста за период 1928-1941 г. Впервые с начала индустриализации рост производительности труда опережал рост фондовооруженности, а индекс фондоотдачи превысил единицу.[ccxlii]
Проведенное в конце 60-х гг. лабораторией международных экономических сопоставлений Института мировой экономики и международных отношений АН СССР сопоставление важнейших экономических показателей СССР и США, результаты которого были опубликованы почти 30 лет спустя, показало, что во второй половине 50-х - 60-х годах прослеживалась явная тенденция к сокращению разрыва между Советским Союзом и США по валовой продукции и производительности труда. За 1954-1967 гг. соотношение между СССР и США по валовой промышленной продукции повысилось с 30 до 51,2%, а по производительности труда с 29,3 до 36,2 %. Соотношение рубля к доллару в 60-е гг. составляло примерно 1:1, при чем покупательная способность рубля имела явную тенденцию к повышению.[ccxliii]
На ряде направлений научно-технического прогресса советские наука и техника в этот период сумели не только выйти на уровень развитых капиталистических стран, но и опередить их. Запуск первого искусственного спутника Земли и первый полет человека в космос, первая в мире электростанция на атомной энергии и установки непрерывной разливки стали, турбобуры и искусственные алмазы - все это, казалось, было реальным свидетельством преимуществ социализма.
Таблица 3.