Социальные и политические реформы сопровождались активизацией законодательной деятельности, существенными изменениями в правовой системе.
Источники права. В рассматриваемый периодпродолжали использоваться в качестве источников права обычаи. Особенно широко они применялись в тех регионах империи, где действовало мусульманское право. На основании обычаев рассматривались имущественные споры имелкие проступки крестьян в волостных судах. По судебной реформе 1864 г. мировым судьям (а с 1912 г. – окружным судам) было разрешено применение норм обычного права, если в праве существовал пробел. Это правило стало общим принципом правовой жизни. Отдельно оговаривалось, что применение обычаев не должно противоречить закону. В коммерческом праве при толковании договоров обычаи имели преобладающее значение по сравнению с нормативными актами.
Основным источником права были законы. По своему содержанию они делились на предписывающие и восполнительные. По пространству действия законы делились на общие, которые действовали на всей территории империи, и местные, которые распространялись только на определенные территории. Особенно много местных законов сохранялось в сфере гражданского права. Например, в Финляндии применялось Шведское уложение 1734 г., в Царстве Польском – Французский гражданский кодекс 1804 г. (с дополнениями и изменениями), в Прибалтийских губерниях – Свод законов губерний Остзейских.
После создания в 1906 г. представительных органов власти нормальная процедура законотворчества предполагала обязательное одобрение закона Государственной думой и Государственным советом. Но в русском государственном праве понятия «закон» и «указ» четко не разграничивались, что давало возможность императору, используя статью 11 «Основных государственных законов», издавать законы в форме единолично утверждаемых «актов верховного управления». Большое значение приобрели постановления Совета министров: будучи подзаконными актами, они имели обязательную силу для всех исполнительных органов.
Активная законодательная деятельность обуславливала продолжения работ по систематизации российского законодательства. Пореформенное законодательство было включено в новые издания Полного собрания законов Российской империи. Второе издание ПСЗ охватывало законы, изданные до 1 марта 1881 г. С этой даты началась публикация третьего Полного собрания, последний том которого был издан в 1916 г. и содержал законодательство за 1913 г. Действующие правовые нормы включались также в Свод законов.
С 1863 г. стало издаваться периодическое Собрание узаконений и распоряжений правительства (под контролем Сената). В него входили уставы акционерных компаний и кредитных обществ, постановления министров, сенатская практика. Новое законодательство часто противоречило действующему. Право толкования законов принадлежало Сенату. Разъяснения Сената были обязательными для юридической практики. Отдельные постановления Сената, утвержденные императором, становились законами.
Кодификационные работы в рассматриваемый период проводились крайне медленно. Как уже отмечалось, в России правящие круги негативно относились к изданию отраслевых кодексов, усматривая в этом возможность ограничения своей власти. Именно поэтому работа кодификационных комиссий растягивалась на долгие годы, так как требовалось огромное количество согласований, обсуждений проектов в различных инстанциях, экспертиз и иных, бюрократических по своей сути, процедур. Руководство всей кодификационной работой осуществляли Сенат и специально созданное для этих целей Юридическое совещание.
Особенно острой была проблема кодификации гражданского права. Его нормы содержались в основном Своде законов гражданских (часть первая Χ тома Свода законов Российской империи). Принятый еще в первой половине XIX в. Свод во многом устарел и не соответствовал потребностям развития пореформенной России. В 1882 г. была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленных отношений. Однако работа над проектом нового Гражданского уложения постоянно затягивалась правительством, и, в конечном счете, не было принято. В таких условиях важным источником гражданского права стали решения гражданского кассационного департамента Сената по конкретным судебным делам. На практике суды признавали кассационные решения Сената обязательными наравне с законами, хотя среди ученых не было единого мнения по данному вопросу. Благодаря правотворчеству Сената создавались новые институты гражданского права, например, обязательства из неосновательного обогащения и др.
Быстро развивалось коммерческое законодательство. Были изданы «Устав о промышленности заводской и фабричной» (регламентирующий деятельность предприятий различных форм собственности), типовые «Торговый устав» и «Биржевой устав», «Вексельный устав» и «Устав о торговой несостоятельности».
Российское государство, также как и европейские государства, начало регламентировать трудовые отношения. Появляется социальное законодательство. В 1882, 1886 и 1897 гг. издаются законы о фабричных рабочих. В июне 1912 г. были приняты законы о социальном страховании рабочих. При потере трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве рабочему за счет средств владельца предприятия выплачивалась пенсия. Для выплаты пособий по болезни учреждались «больничные кассы», которые пополнялись за счет взносов рабочих и предпринимателей.
Основным источником уголовного права во второй половине XIX в. оставалось Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, новые редакции которого появились в 1866 и 1885 гг. В 1864 г. также был принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Противоречивость и неполнота уголовно-правовых норм делали необходимым подготовку нового уголовного кодекса. Кодификационные работы велись на протяжении 20 лет. В результате 22 марта 1903 г. император утвердил новое Уголовное уложение, которое состояло из 37 глав и 687 статей (устанавливало ответственность за 615 составов преступлений). Оно не было полностью введено в действие. Вступили в силу только общие постановления о преступлениях и наказаниях, статьи о религиозных преступлениях, о бунте против верховной власти, о государственной измене, о смуте, о противодействии правосудию и некоторые другие (в остальной части продолжало действовать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г.). Уголовно-правовые нормы содержались также в Воинском уставе о наказаниях, Уставе о ссыльных и др. источниках. Таким образом, единого кодифицированного уголовного закона в Российской империи не было.
Гражданское право. Все подданные Российской империи являлись субъектами правоотношений независимо от пола, веры и национальности. Реформы второй половины XIX –начала XX в. ликвидировали наиболее архаичные элементы сословного неравноправия. Однако закон не провозглашал всеобщего равенства. Ограничивались в ряде случаев права крестьян, духовенства, женщин, евреев. По причине различной гражданской правоспособности населения Российской империи в части Ι тома Χ Свода законов не было раздела «Лица», столь традиционного для гражданских кодексов европейских государств. Закон не давал четких обобщающих понятий правоспособности и дееспособности. Характер и объем гражданских прав подробно определялся в законах о состояниях, т.е. увязывался с сословным положением человека.
В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица. Закон разделял все юридические лица на публичные (казна, ведомства и др.) и частные (соединения лиц – общества, товарищества – и учреждения). Впервые в юридической терминологии и в качестве субъекта хозяйственной деятельности упоминаются торгово-промышленные предприятия различных видов – тресты, синдикаты, концерны.
Различались товарищества трех видов: 1) товарищество полное; 2) товарищество на вере; 3) акционерная компания. Полное товарищество составлялось из двух или нескольких лиц, объединивших свой капитал. В товарищество на вере кроме учредителей входили также вкладчики, вверявшие ему определенную сумму, капитал. Ответственность товариществ по обязательствам была различной. В полном товариществе его члены отвечали по обязательствам всем своим имуществом. В товариществе на вере различалась ответственность членов и вкладчиков: первые отвечали всем имуществом, а вторые – только наличным вложенным капиталом. Акционерная компания несла ответственность в пределах «складочного капитала». В 1870 г. было принято положение об акционерных компаниях, в соответствии с которым их деятельность, выпуск акций контролировались правительственной администрацией.
В русском гражданском праве вещное право традиционно было разработано намного лучше, чем нормы обязательственного права. Вещи делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные, главные и принадлежности, раздельные и нераздельные, потребляемые и непотребляемые, заменимые и незаменимые, тленные и нетленные, изъятые из оборота и не изъятые из оборота. Регламентировались институты права владения, права собственности, права на чужие вещи (сервитуты). Особое значение в вещном праве имели такие феодальные по своему характеру институты, как заповедные и родовые имущества (имения). Родовые имения нельзя было дарить и свободно завещать. Отчужденное родовое имение родственники могли выкупить в течение трех лет. Заповедные земли запрещалось отчуждать в любой форме. Они не подлежали наследственному разделу.
Обязательства возникали на основании договоров, как бы договоров (например, неосновательного обогащения), правонарушений, как бы правонарушений. В пореформенном праве утвердились прогрессивные принципы свободы договора, незыблемости договора, исполнения обязательства в строгом соответствии с условиями договора. Действительным считался договор, заключенный в установленной законом форме. Для действительности договора требовалась свободно выраженная согласованная воля сторон. Регламентировались договоры купли-продажи, запродажи, мены, дарения, имущественного найма (аренды), ссуды, займа, подряда, поставки, личного найма, товарищества, страхования и др.
Развивалось авторское и промышленное право. Авторам принадлежало исключительное право всеми возможными способами воспроизводить и распространять свои произведения. После смерти автора его права на 50 лет переходили к наследникам. К промышленным правам, в первую очередь, относились права изобретателя. Законом от 28 июня 1912 г. допускалось принудительное отчуждение права на изобретение в пользу государства.
В семейном праве по-прежнему только церковный брак имел юридические последствия. Церковь регулировала заключение, расторжение брака и иные личные отношения в семье, а государство регламентировало имущественные отношения членов семьи. Последовательно проводился принцип раздельности имущества супругов: все, что приобреталось женой, было ее собственностью. Супруги самостоятельно вступали в договоры и не обязаны были спрашивать согласия друг друга (правда, замужняя женщина могла обязываться векселем только с разрешения мужа). Допускались сделки между супругами, в том числе дарение.
В наследственном праве принцип свободы завещания действовал только по отношению к благоприобретенному имуществу, а родовые и заповедные имения, как уже говорилось выше, переходили только к законным наследникам. При отсутствии завещания или его недействительности вступало в силу право наследования по закону. Ближайшие родственники полностью устраняли от наследования родственников более дальних степеней родства. В первую очередь к наследованию призывались родственники по прямой нисходящей линии (сыновья, дочери), во вторую очередь – боковые родственники, а затем – восходящие. Традиционно сыновьям отдавалось предпочтение при наследовании: при живых братьях сестры получали лишь строго фиксированную долю (1/8 движимого и 1/14 недвижимого имущества). Однако закон от 3 июня 1912 г. уравнял права дочерей и сыновей в наследовании движимого имущества, а также недвижимого имущества в городах. При наследовании недвижимого имущества за городской чертой преимущества сыновей сохранялось, но фиксированная доля дочери была увеличена до 1/7. Усыновленные дети наследовали только благоприобретенное имущество. Внебрачные дети первоначально вовсе устранялись от наследства, но с 1902 г. получили право наследовать благоприобретенное имущество матери.
Уголовное право. Под преступлением понималось действие или бездействие, которое запрещено законом под страхом уголовного наказания. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. допускало применение принципа аналогии при назначении наказания, а Уголовное уложение 1903 г. недвусмысленно отвергло этот принцип, установив, что «нет преступления, нет наказания без указания на то в законе».
В законодательстве проводилось четкое деление уголовного права на Общую и Особенную части.
Юридическая наука разработала понятие состава преступлениякак основания уголовной ответственности. Выделялись четыре его элемента: субъект, объект, противозаконное действие и наличие вины.
Субъектом преступления могло быть только вменяемое лицо. Уложение о наказаниях рассматривало как состояние невменяемости малолетство, глухонемоту, душевную болезнь. Абсолютно невменяемыми по Уложению 1903 г. признавались малолетние в возрасте до 10 лет (по Уложению о наказаниях – до 7 лет). В возрасте от 10 до 17 лет малолетние находились в ситуации «уменьшенной» вменяемости (для привлечения их к ответственности необходимо было доказать, что они действовали с «разумением»). Преступникам в возрасте от 17 до 21 года наказание должно было смягчаться.
Обязательным элементом состава преступления стала виновность. Под виновностью понималось такое состояние, при котором лицо сознавало или имело возможность сознавать преступный характер своих действий. Наиболее серьезной формой вины признавался умысел (прямой и косвенный). Неосторожная форма вины подразделялась на преступную небрежность и преступную самонадеянность. В практической деятельности судебных органов учитывался, правда, далеко не всегда, принцип презумпции невиновности. Сенат нередко руководствовался принципом объективного вменения.
По характеру и степени общественной опасности выделялись тяжкие преступления, преступления и проступки. В качестве стадий преступной деятельности рассматривались обнаружение умысла, приготовление, покушение и оконченное преступление. Если в Уложении о наказаниях 1885 г. предусматривалось наказание за голый умысел (по государственным преступлениям), то разработчики Уложения 1903 г. отказались от этого пережитка феодального общества. Приготовление наказывалось только по наиболее тяжким преступлениям. За покушение наказания были мягче, чем за оконченное преступление. Добровольный отказ от совершения преступления исключал наказание.
В ходе буржуазных реформ частично изменилась система наказаний.
Указом 1863 г. отменялись телесные наказания и клеймение, ограничивалось применение розг. Отменялось применение шпицрутенов в армии, а несколько позже (в 1871 г.) были отменены шпицрутены для ссыльных. Только в 1900 – 1904 гг. от наказания розгами освободили солдат и крестьян. Телесные наказания розгами сохранялись для ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцев (до 100 ударов).
Была проведена централизация управления местами лишения свободы. В 1879 г. все руководство тюремными заведениями сосредоточилось в Главном тюремном управлении Министерства внутренних дел (с 1895 г. тюрьмы перешли в ведение Министерства юстиции). В 1884 г. прекратили существование смирительные и работные дома, долговые тюрьмы. Создавались крупные тюрьмы с центральным подчинением – централы. Увеличилось число каторжных тюрем, располагавшихся в основном в Сибири.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1885 г. сохраняло достаточно сложную систему наказаний. Они делились на главные, дополнительные и заменяющие. Всего было 11 родов и 37 степеней наказаний.
В Уголовном уложении 1903 г. предусматривались восемь родов главных наказаний и восемь родов дополнительных. К главным наказаниям относились:
– смертная казнь через повешение (не применялась к лицам моложе 17 и старше 70 лет);
– каторжные работы (от 4 до 15 лет или бессрочно);
– бессрочная ссылка; заключение в крепость (до 6 лет);
– заключение в тюрьму (до 2 лет);
– арест (до 6 мес.);
– помещение в исправительный дом (до 8 лет).
Среди дополнительных наказаний Уголовное уложение устанавливало три вида лишения прав:
1) лишение всех прав состояния;
2) лишение всех особенных прав и преимуществ;
1) лишение некоторых прав и преимуществ.
Ранее эти наказания относились к числу главных наказаний.
При определении наказания суд учитывал сословное положение преступника и потерпевшего. Таким образом, в уголовном праве, также как и в гражданском, сохранялись архаичные черты, восходящие к феодальному обществу.
Несмотря на внедрение в уголовное законодательство прогрессивных принципов буржуазного права, в целом оно не стало достаточно гуманным. Например, расширялось применение смертной казни. По общему законодательству казнь назначалась практически только за государственные преступления. Но в соответствии с чрезвычайным законодательством многие уголовные дела передавались на рассмотрение военных судов, что и привело к многократному увеличению смертных приговоров во второй половине XIX в. и в особенности в годы первой российской революции. Правда стоит отметить, что жесткие действия властей зачастую были ответной реакцией на используемые антиправительственными организациями террористические методы революционной борьбы.