В российское гражданское право крайне медленно проникали буржуазные принципы равенства участников правоотношений. Краеугольным камнем российской правовой доктрины оставалось сословное неравноправие. Ограничивалась правоспособность женщин – они не принимались на государственную службу, могли обязываться векселями только с разрешения супруга. Ущемлялись права представителей отдельных национальностей – евреев, поляков и др. Большинству еврейского населения запрещалось покидать пределы так называемой «черты оседлости». Поляки не имели права покупать, брать в залог и арендовать земли в западных губерниях Российской империи. Правоспособность могла ограничиваться и по конфессиональной принадлежности. Так, лица нехристианского вероисповедания не могли вступать в брак с христианами, усыновлять христиан, торговать предметами христианского культа.
Каждое физическое лицо признавалось правоспособным с момента рождения.Частичная дееспособность наступала в 14-летнем возрасте, а полная дееспособность – по достижении лицом 21 года. Только с 21 года разрешалось самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, вступать в долговые обязательства. Дееспособность могла ограничиваться и вследствие душевной болезни, неудовлетворительного состояния здоровья, склонности к расточительству. Над такими лицами в соответствии с решением суда устанавливалась опека.
Постепенно развивалось понятие юридического лица. Это понятие сначала применялось к государству, монастырям, учебным заведениям, а затем стало распространяться на акционерные общества, товарищества и иные торгово-промышленные организации. В законодательстве для обозначения данного понятия использовался юридически несовершенный термин – «сословие лиц». Объем правоспособность юридических лиц определялся в строгом соответствии с целями их деятельности.
Основным элементом системы вещных прав являлось право собственности. Оно предполагало возможность для собственника свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно. Законом допускалась возможность ограничения прав собственника в пользу других собственников, в частности, регламентировались права на чужую вещь (сервитуты). Они подразделялись на «право участия общего» (ограничения в пользу всех лиц) и «право участия частного» (ограничения в пользу какого-либо определенного лица). Предусматривалась и возможность принудительного отчуждения имущества частных лиц в пользу государства за справедливое вознаграждение.
Система вещных прав включала также право владения, которое могло защищаться в суде отдельно от права собственности. Незаконным владельцам гарантировалась защита от самоуправного изъятия их имущества заинтересованным лицом до вынесения судом соответствующего решения о праве собственности на спорную вещь.
Объектом вещных прав могли быть как движимые, так и недвижимые вещи. Особое внимание законодатель уделял защите прав на недвижимое имущество – земельные владения, дома, заводы и т. п. Только недвижимое имущество (в основном земля) могло считаться родовым, в то время как движимые вещи причислялись к числу благоприобретенного имущества. Основанием для получения права собственности на благоприобретенное имущество являлись различные договоры (купля-продажа и др.). Родовым считалось имущество, полученное по наследству от родственников или приобретенное по договору у родственника, который ранее наследовал это имущество в рамках данного рода. Распоряжение родовым имуществом путем дарения и завещания ограничивалось. Близкими по своему статусу к родовым земельным владениям были заповедные и майоратные имения. Их собственниками могли быть только потомственные дворяне. Эти имения запрещалось отчуждать. При наследовании они не делились и полностью передавались старшему наследнику. Такие ограничения с точки зрения властей должны были препятствовать разорению знатных дворянских фамилий.
Значительное место в Своде законов Российской империи было отведено обязательственному праву, в первую очередь, – договорам. Договоры можно было заключать как в письменной, так и в устной форме. Для некоторых договоров – займа, дарения, купли-продажи и аренды недвижимого имущества, поклажи – законной признавалась только письменная форма. Недействительными признавались договоры, заключенные под принуждением, в результате обмана, подлога, преследующие незаконные и антиобщественные цели. Всякий договор, составленный на условиях, прямо не запрещенных законом, должен был быть исполнен в полном объеме и в установленный срок. Для обеспечения исполнения договорных обязательств использовались поручительство, неустойка, залог.
Российское обязательственное право имело ряд особенностей. Так, в России, в отличие от европейских государств, существовал договор запродажи.Согласно этому договору стороны обязывались в установленный срок совершить куплю-продажу имущества по уже согласованной цене. Договор оформлялся письменно (запродажной записью) и предусматривал выплату неустойки стороной, не исполнившей взятые на себя обязательства. Запрещалось заключать договор мены по поводу недвижимого имущества, так как это нарушало финансовые интересы государства. Для некоторых договоров законодатель вводил строгие временные рамки: договор найма (аренды) недвижимого имущества заключался на срок не свыше 12 лет, а личного найма – не более 5 лет. Не соблюдался принцип свободы договоров, так как в условиях общественного неравноправия лица, находящиеся в экономической и иной зависимости, должны были получать разрешение на заключение ряда обязательств. Например, крепостные крестьяне не могли оформлять договор личного найма без разрешения помещиков.
На брачно-семейные отношения влияли в первую очередь религиозные нормы, а единственной законной формой брачного союза считался церковный брак. Семейные отношения выстраивались в зависимости от конфессиональной принадлежности супругов. Мусульманское право, например, допускало многоженство. Католическая церковь запрещала развод, в то время как православная церковь допускала расторжение брака при определенных условиях.
Для заключения православного брака требовалось достижение брачного возраста – 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин (с 1830 г.). Лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. Требовалось свободное волеизъявление жениха и невесты, а также согласие их родителей или опекунов. Брак, заключенный без согласия родителей, признавался действительным, но родители были вправе наказать не подчинившихся их воле детей. Препятствиями к браку считались различное вероисповедание будущих супругов, их близкое родство и свойство (до четвертой степени включительно). Не имели права вступать в брак лица, приговоренные судом к безбрачию за супружескую измену (прелюбодеяние). Запрещалось вступать в четвертый брак, а также заключать новый брак без расторжения прежнего.
Жена находилась под властью мужа и была обязана следовать за ним при перемене места работы или жительства. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Утвердился принцип раздельности имущества супругов. Приданое, а также иное имущество, приобретенное женой по договору или полученное по наследству, считалось ее собственностью. Супруги могли распоряжаться своим имуществом независимо друг от друга, а также имели право заключать сделки друг с другом.
Дети обязаны были подчиняться воле родителей. Имущественные отношения родителей и детей основывались на принципе раздельности имущества. Права детей во многом зависели от признания их рождения законным или незаконным (внебрачным). Незаконные дети, сохраняя родственные связи с матерью, не имели права на фамилию отца и не могли наследовать его имущество. Их общественное положение определялось статусом матери.
Существовало наследование по завещанию и по закону. Завещать имущество имели право совершеннолетние (не моложе 21 года) и полностью вменяемые лица. Признавались недействительными завещания самоубийц и лиц, приговоренных по суду к лишению всех прав состояния. Завещание должно было составляться в письменной форме (нотариальной или домашней) в присутствии свидетелей. Запрещалось передавать по завещанию родовые, майоратные и заповедные имения. Благоприобретенное имущество можно было завещать без ограничений.
При отсутствии завещания или его недействительности имущество переходило к наследникам по закону. Родственники ближайших линий родства полностью устраняли от наследства последующие линии. Ближайшими наследниками признавались родственники мужского пола по прямой нисходящей линии, т. е. сыновья умершего, которые делили имущество в равных долях, а дочерям умершего при этом выделялось по 1/14 части недвижимого имущества и 1/8 части движимого. Если сыновей наследодателя к моменту открытия наследства уже не было в живых, то наследниками по праву представления становились внуки, которые получали доли, причитавшиеся их родителям. При отсутствии нисходящих наследников мужского пола к наследованию призывались дочери, внучки и т. д. Усыновленные дети получали только благоприобретенное имущество, незаконнорожденные – устранялись от наследования. Если вообще не было нисходящих наследников, наследство переходило к родственникам по боковой линии, и только при отсутствии даже самых отдаленных боковых родственников наследниками становились родители. Переживший супруг (вдова, вдовец) получал 1/7 часть недвижимого и 1/4 часть движимого имущества умершего.