Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 алендарь, праздники, посты




 ак уже отмечалось, вопросам, св€занным с временем, одним из про€влений «ервана, в зороастризме удел€етс€ огромное внимание. ѕри этом учитываетс€ очень много циклов, каждый из которых определ€ет особенности эволюции того или иного про€влени€ мира. ¬ пределах каждого цикла выдел€етс€ множество фаз, малых циклов, частей, учет которых позвол€ет вы€вить глубинные нюансы вызванного им €влени€, а также скрытые причинно-следственные взаимосв€зи. “ак, дл€ циклов, св€занных с движением планет, учитывают не только особенности данной планеты и про€вл€ющихс€ через нее высших сил, но и характеристики знаков «одиака, в которых находитс€ планета, и особенности отдельных градусов каждого знака. ƒл€ глобальных циклов мироздани€ надо учитывать еще и характеристики отдельных минут каждого градуса, секунд и даже долей секунд. ќсобое место в зороастризме занимают два светила: —олнце и Ћуна (Ћуна так же, как и —олнце, считаетс€ светилом, ночным светилом, вследствие чрезвычайной важности ее вли€ни€ на земные процессы). ѕомимо циклов прохождени€ светил по «одиаку выдел€ютс€ также и циклы, св€занные с вращением «емли, с восходами светил над горизонтом и заходами за горизонт. ѕроще говор€, дл€ —олнца Ч это смена дн€ и ночи, смена солнечных дней, дл€ Ћуны Ч это смена лунных дней. ѕри этом за начало солнечного дн€ беретс€ восход —олнца над горизонтом в данной точке «емли, концом данного дн€ считаетс€ начало следующего. ƒл€ лунных дней началом и концом €вл€етс€ восход Ћуны. ¬ результате образуютс€ два календар€: солнечный и лунный. ¬ солнечном календаре выдел€ютс€ мес€чные периоды и годичный период. ¬ лунном Ч период так называемого синодического мес€ца (период между двум€ новолуни€ми, составл€ющий около 29,53 суток).

¬ научно-попул€рной литературе, посв€щенной различным календарным системам, нередко приходитс€ читать, что все календари древнего мира были очень неточными, специально запутанными коварными жрецами дл€ поддержани€ своего авторитета и т.д. ¬озможно, дол€ истины здесь и есть. ќднако в отношении зороастрийского календар€ эти обвинени€ €вно необоснованны.

 ак известно, основна€ проблема при составлении солнечного календар€ состоит в том, что за врем€ прохождени€ «емли вокруг —олнца она поворачиваетс€ вокруг своей оси нецелое число раз. “о есть продолжительность года равн€етс€ нецелому числу дней (около 365,2422). ¬ современном календаре эту проблему решают установлением продолжительности года в 365 суток и раз в четыре года добавл€ют одни сутки (високосный год). ƒл€ достижени€ еще большей точности один раз в 100 лет (в год, номер которого кратен 100) високосный год исключаетс€. Ќо если номер года кратен 400, то високосный год не исключаетс€. »менно за счет этого современный календарь (григорианский) точнее, чем примен€вшийс€ ранее юлианский календарь, в котором раз в 128 лет накапливаетс€ ошибка в одни сутки. ќтметим, что русска€ православна€ церковь в насто€щее врем€ продолжает придерживатьс€ юлианского календар€, ошибка которого сейчас составл€ет 13 суток. ¬прочем, григорианский календарь также не очень точный: продолжительность года в нем отличаетс€ от истинной на 26 секунд (ошибка в одни сутки накапливаетс€ примерно за 3300 лет). “ак обстоит дело с продолжительностью года. —ледует также учесть, что за начало года в последние века в разных странах брались различные даты. —ейчас большинство стран остановилось на дате 1 €нвар€. √од делитс€ сейчас на 12 мес€цев, длительность которых составл€ет от 28 до 31 суток, что также не способствует упрощению календар€. ѕосмотрим теперь, как же решаетс€ проблема солнечного календар€ в зороастрийской системе.

Ќачнем с того, что, как уже упоминалось, началом года в зороастрийском календаре считаетс€ совершенно объективное космическое событие Ч весеннее равноденствие. ѕричем каждый год начинаетс€ именно после того, как оно совершаетс€ (по современному календарю зороастрийский Ќовый год приходитс€ на 21 или 22 марта). ѕоэтому говорить о неточности календар€, о накапливаемости ошибки не приходитс€, гак как каждый год проводитс€ его коррекци€. √од включает в себ€ 12 мес€цев (аналогично делению «одиака на 12 знаков). ѕри этом каждый мес€ц в отличие от современного календар€ состоит ровно из 30 солнечных дней. Ёти 12 мес€цев составл€ют 360 суток. —огласно авестийским текстам, именно такой была продолжительность года до вторжени€ в наш мир јнгра-ћайнью, внесшего дисгармонию (то есть год делилс€ на 360 суток так же, как зодиакальный круг делитс€ на 360 градусов). ќстающиес€ после 360 суток п€ть или шесть дней называютс€ дн€ми плача и скорби по утраченной гармонии мира и не вход€т ни в один мес€ц. Ќе правда ли, така€ организаци€ календар€ ничуть не менее, а даже более логична, чем современного? Ќо главное, она соответствует объективному устройству мира и не зависит от прихотей всевозможных реформаторов календар€ и желаний правителей.

ќтметим, что зороастрийский календарь очень древний, его происхождение тер€етс€ в глубинах истории.  огда «аратуштра пришел на «емлю в начале эпохи ќвна (более четырех тыс€ч лет назад), он застал этот календарь уже сформировавшимс€ и включил в него лишь 2Ч3 праздника. ѕричем календарь этот универсальный и вечный. ’от€ какие-то небольшие изменени€, св€занные с эпохами, могут быть, но в своей основе календарь останетс€ неизменным, пока существует наш мир.  алендарь включает в себ€ несколько циклов, вложенных один в другой, и каждый цикл, кажда€ фаза всех циклов имеет свою особенность, свою характеристику.  алендарные циклы отражают глобальный цикл мироздани€, и их значение огромно. »менно поэтому зороастрийский календарь так подробно разработан.

 алендарные циклы в зороастризме имеют даже большее значение, чем циклы планет, циклы гороскопа, так как планеты посто€нно смещаютс€, их положени€ никогда не повтор€ютс€, они внос€т в мир большую путаницу, через них в мир внос€тс€ обольщение и осквернение.  алендарь же воспроизводит на другом уровне глобальный миротворный цикл, отражает неизменные принципы мироздани€. ¬се календарные циклы, все точки этих циклов были выверены по событи€м мировой эволюции, и они регул€рно повтор€ютс€ вновь и вновь. ѕоэтому, ориентиру€сь на эти циклы, мы можем познать общий миротворный цикл и воспроизвести в себе законы мира, в котором мы живем.

» если мы хотим выйти из замкнутого круга, получить высшую благодать, мы должны больше ориентироватьс€ на более точный и надежный календарь, а не на положение планет. Ёто ничуть не уменьшает ценности учета планетных циклов дл€ повседневной жизни, просто, помимо их показателей, нужно учитывать еще и календарные циклы, иначе можно запутатьс€ и потер€ть ориентиры. √лубоко заниматьс€ планетными циклами имеют право только те люди, у которых достаточно сил и знаний дл€ борьбы со злом, только насто€щие маги.

 аждый мес€ц солнечного календар€ и каждый день в пределах мес€ца наход€тс€ под вли€нием одного из јмеша —пентов (архангелов), или »зедов (ангелов), или самого “ворца јхура-ћазды. Ёто определ€ет их особенности и правила поведени€ людей. “ак, существуют предписани€, в какой день что следует делать, а что делать запрещаетс€. ¬ некоторые дни рекомендуетс€ начинать новые дела, другие хороши дл€ уединени€ и размышлени€ или дл€ физических упражнений, третьи Ч дл€ творчества, четвертые Ч дл€ весель€ и так далее. “ридцать дней Ч тридцать характеристик. Ќекоторые дни несут в себе большую опасность обольщени€, считаетс€, что в такие дни зло особенно сильно. ѕоэтому в эти дни надо быть особенно осторожными. –уководству€сь этими рекомендаци€ми, человек может построить свою жизнь в большей гармонии с окружающим миром. —ледует учесть, что в отличие от астрологических рекомендаций, которые строго индивидуальны ƒл€ каждого человека, здесь учитываютс€ ритмы, действующие на всех людей независимо от момента их рождени€, от их гороскопа.

“очно так же существуют характерные особенности дней лунного календар€, число которых в пределах лунного мес€ца Ч 29 или 30. Ќо характеристики лунных дней несколько отличаютс€ от характеристик солнечных дней, что св€зано с различием в функци€х наших двух светил. ≈сли —олнце вли€ет больше на внешнюю сторону жизни, на развитие личности человека, его творческого начала, его сознани€, духа, то Ћуна отвечает за скрытые причины событий, вли€ет на глубинные бессознательные процессы, соответствует душе человека, его подсознанию, св€зана с кармой. —реди лунных дней также существуют опасные дл€ человека из-за большой веро€тности вторжени€ зла, осквернени€ (так называемые сатанинские дни), зна€ которые можно заранее подготовитьс€ к ним и по возможности избежать непри€тностей. Ќадо сказать, что как солнечный, так и лунный календарь вли€ют на всех людей, но на мужчин и особенно на людей, в гороскопе которых сильно —олнце, больше действует солнечный календарь, а на женщин и людей с сильной Ћуной большее вли€ние оказывает лунный календарь.

 роме этих двух календарей, существует еще 32-летний тотемический календарь, учет которого позвол€ет, в частности, сделать вывод об основных событи€х общественной жизни, о роли человека в обществе, о взаимоотношени€х людей, родившихс€ в разные годы. Ќадо сказать, что тотемы Ч образы св€щенных животных, растений, минералов занимают в зороастрийской традиции особое место, им всегда придавали огромное значение. –аспространено мнение, что тотемы Ч это порождение буйной фантазии людей первобытнообщинного общества, которые из страха перед окружающей природой обожествл€ли животных и поклон€лись им, считали их своими предками и покровител€ми. ќднако на самом деле тотемы, используемые в очень многих религи€х, Ч это, скорее, символ, динамический или статический образ, который позвол€ет человеку лучше осознать свое место в мире, свои взаимоотношени€ с высшими силами. ” каждого человека существует свой тотем, точнее, р€д тотемов, про€вл€ющихс€ на разных уровн€х жизни, на различных уровн€х развити€. — помощью тотема, образа св€щенного животного, мы можем выйти за пределы окружающей нас реальности, за границы замкнутого круга, отвлечьс€ от своего "€", от своей личности, сформировавшейс€ в данном воплощении, котора€ часто забивает нашу внутреннюю сущность, ее глубинные, неосознаваемые обычно слои. ѕри этом мы можем соприкоснутьс€ с тем временным потоком, в котором посто€нно живем, не подозрева€ об этом, вернутьс€ к временному периоду до первичного выбора и даже разорвать цепи своей кармы.

ќтождествл€€сь со своим тотемом, вход€ в его образ (сознательно или бессознательно), человек освобождаетс€ от прив€занности к сформировавшемус€ представлению о мире, о его формах, что помогает ему легче осуществить процесс переориентации, перевоплощени€, перерождени€ с целью восстановлени€ утраченной св€зи с миром. Ќе случайно в качестве тотема обычно выбираетс€ именно животное, как носитель другого духа. —читаетс€, что животные, сто€щие наиболее близко к человеку, выступают посредниками между всеми царствами природы, поэтому тотем помогает человеку познать все природные царства, не тер€€ своего собственного естества. ¬ообще пон€тие тотема гораздо глубже, чем образ животного, просто человеку гораздо легче соприкоснутьс€ с другой реальностью посредством привычных образов животных, чьи повадки, психологические особенности, стереотипы поведени€ достаточно хорошо известны.

¬ авестийских текстах так объ€сн€етс€ важность. тотемов дл€ человека. ћудрец спрашивает ƒуха ћудрости: "¬ чем причина того, что быки и овцы, птицы, летающие создани€ и рыбы, каждое из этих существ, вз€тое в отдельности, полностью осведомлены о том, что есть их собственное «нание (то есть они самодостаточные), а люди, поскольку им не даетс€ никаких указаний и они не имеют многих т€жких трудов и хлопот об этом («нании), не способны достигать и знать на уровне, достойном человеческого рода?" ¬от именно поэтому нужен тотем, потому что тотемы, особенно животные, самодостаточны, они познают мир в пределах, им доступных. ќни не грешат. ƒух ћудрости отвечал так: "¬ первоначальном творении люди были так мудры, что их добрые дела и преступлени€ не представл€ли дл€ них секрета (то есть они знали все). » возда€ние добрых дел, и наказание за преступлени€ они видели своими глазами. » ни один поступок не имел дальнейшего развити€ (то есть не было кармических последствий, кармической петли)". ¬от чего не делают животные (как и растени€) Ч они не оставл€ют кармической петли, у них кармическое возда€ние линейное, а у человека оно запутано, закручиваетс€ в клубок. ¬от почему нам необходимо выходить из замкнутого круга через тотем: чтобы ни один поступок не имел дальнейшего развити€. Ќо вслед за тем јнгра-ћайнью закрыл возда€ние добрых дел и наказание греха (то есть человек не ведает, что он делает хорошо, а что плохо): "Ќаграда добрых дел, наказание греха, мысли людей и следстви€ их де€ний и поступков стали совершенно сокрытыми". ѕоэтому мы не знаем награды, не ведаем о награде за добрые дела, о наказании за грехи: мысли людей сокрыты от них, как и следстви€ поступков, то есть мы не знаем, к чему приведут наши поступки. » именно поэтому благими намерени€ми часто выложена дорога в ад. —ледстви€ наших поступков отделены от них, запутаны, зав€заны в сложные узлы Ч это про€вление петли јримана, дл€ выхода из которой и нужен тотем.

—уществуют не только тотемы отдельных людей, но и тотемы коллективные, например, тотем эгрегора (обычно это растение), тотем рода человека, а также тотем имени человека. ѕри этом образы тотемических животных выбираютс€ не случайно, а в соответствии с космическими циклами. Ќаиболее известный сейчас тотемический р€д Ч это так называемый восточный 12-летний календарь, отражающий отношение человека с социумом, с обществом и св€занный с 12-летним циклом ёпитера. »менно с таким периодом мен€ютс€ тотемы в этом случае. ¬ообще, если присмотретьс€, во многих люд€х более или менее €вно прогл€дывают черты отдельных животных. ќбычно это один из тотемов человека. „асто тотемические животные про€вл€ютс€ и на физическом уровне, то есть у человека бывают особые взаимоотношени€ с ними: или они прит€гиваютс€ к нему, или отталкиваютс€ от него. ¬ древности тотемических животных иногда носили с собой, кормили, следили за их поведением, так как на них действуют те же невидимые силы, что и на человека с данным тотемом. “отем рассматривалс€ как индикатор правильности поступков человека по отношению к миру.

¬ зороастрийской традиции выдел€етс€ несколько систем тотемов. Ќапример, свой тотем есть у каждой из 28 лунных сто€нок (то есть частей лунного «одиака), у каждого из 360 градусов солнечного «одиака, но существуют также тотемы, св€занные с календарными циклами, действующие на всех людей, родившихс€ в один год, в один мес€ц, в один день, в один час, то есть четыре системы календарных тотемов. ќсобенность тотемической системы зороастризма Ч наличие так называемых антитотемов, противосто€щих тотемам. ≈сли в качестве тотемических выступают животные, считающиес€ благими (через них действуют светлые силы), то антитотемы Ч это оскверненные животные (через них действуют демоны, дэвы). Ќапример, петуху противостоит коршун, дельфину Ч акула, ужу Ч гюрза, слону Ч мышь, оленю Ч жаба и т.д. „ерты антитотемов тоже могут про€витьс€ в человеке, что свидетельствует о большой степени его оскверненноеЩ, в то врем€ как черты тотемов говор€т о высшей отмеченности человека. ќднако далеко не в каждом человеке можно обнаружить черты его тотемов или антитотемов.

»нтересно отметить, что в авестийской традиции среди тотемов и антитотемов упоминаетс€ огромное количество животных, часть из которых уже вымерла (например, мамонт, шерстистый носорог, даже динозавры), другие сохранились до наших дней. ѕричем районы обитани€ этих животных Ч от јрктики (белый медведь) до јнтарктики (пингвины), ≈вропа, јзи€, јфрика, даже јмерика (лама). “ак что древние арии были довольно хорошо знакомы с очень многими районами «емли.

“отемы действуют не только на отдельных людей, но и на общество в целом. “ак, в год, наход€щийс€ под вли€нием какого-то тотемического животного, происход€т процессы, св€занные с психологическими особенност€ми этого животного, с его повадками, образом жизни и даже с его внешним обликом.

–ассмотрим дл€ примера краткие характеристики тотемов 32-летнего календар€ (при этом надо помнить, что началом года у зороастрийцев считаетс€ день весеннего равноденстви€).

1-й год цикла (1906, 1938, 1970). “отем года Ч олень с золотыми рогами, символ восхождени€, гордости, благодати, высшей силы. Ћюди этого года часто €вл€ютс€ первопроходцами, им обычно свойственны большое чувство собственного достоинства, концентраци€ на главном, стремительность, целеустремленность, €сное мышление. √од св€зан с договорами, но также (в худшем случае) Ч с беззаконием и нарушением договоров. ѕро€влени€ми антитотема €вл€ютс€ вечное недовольство, стремление к власти любой ценой, наглость, надутость, чванство.

2-й год цикла (1907, 1939, 1971). “отем Ч горный баран, муфлон, символ св€зи с предками, большой внешней активности при внутреннем спокойствии, объединени€ людей (в стадо, в коллектив). Ћюди этого года отличаютс€ принципиальностью, большим чувством долга, приверженностью к традици€м, к земле, они €вл€ютс€ хорошими семь€нинами. ѕро€влени€ антитотема Ч паникерство, тупое упр€мство, одержимость, осквернение рода, предков, традиций. √од св€зан с кармическим возда€нием, с объединением людей, с коллективными энерги€ми.

3-й год цикла (1908, 1940, 1972). “отем Ч мангуст, символ ловкости, неожиданности, борьбы со всевозможной нечистью. Ћюди этого года характеризуютс€ большой творческой активностью, гибким мышлением, умением быстро ориентироватьс€ в сложных ситуаци€х, переключатьс€ с одного на другое, а также большой верностью и преданностью. „ерты антитотема Ч хаотичность, хитрость, коварство, лживость, тупость, нечистоплотность. √од св€зан с авантюрами, со счастливыми случа€ми, с расплатой за осквернение благих творений (могут быть взрывы, пожары).

4-й год цикла (1909, 1941, 1973). “отем Ч волк, символ независимости, храбрости, ответственности, выносливости. Ћюд€м этого года свойственны чувство стаи, высока€ активность, особенно в экстремальных услови€х, борьба со стихи€ми, они могут выжить в любых обсто€тельствах, выдержать любые испытани€. ѕро€влени€ антитотема Ч потребность все ломать и крушить, глумитьс€ над другими, но при "этом страшна€ трусость, если есть опасность наказани€. √од св€зан с магией, со стихийными силами, с мощными катаклизмами, переворачивающими жизнь огромных масс людей, в худшем случае Ч с бунтами и войнами.

5-й год цикла (1910, 1942, 1974). “отем Ч аист, символ мира, покорени€ пространств, соблюдени€ установленного пор€дка, аскетизма, готовности помочь. Ћюди этого года отличаютс€ склонностью к уединению, четкостью и точностью в поступках, молчаливостью, фатализмом, консерватизмом, педагогическим даром. „ерты антитотема Ч суетливость в мысл€х, нарушение координации движений, неадекватна€ активна€ жестикул€ци€, бессв€зна€ речь, необ€зательность. √од св€зан с сохранением пор€дка, с отсечением крайностей, с рождением и воспитанием детей, с укреплением семьи.

6-й год цикла (1911, 1943, 1975). “отем Ч паук-крестовик (тот, который плетет паутину и ловит мух), символ борьбы с нечистью, изгнани€ бесов, исцелени€, символ благососто€ни€ дома. Ћюд€м этого года присущи целеустремленность, цепкость, хорошее чутье, творческое начало, умение многое делать руками. ѕро€влени€ антитотема Ч вседозволенность, глумление над св€тын€ми, распространение болезней, воровство. √од св€зан с резкими переменами, с обретением гармонии, но в худшем случае Ч с крушением основ, с уничтожением религии.

7-й год цикла (1912, 1944, 1976). “отем Ч уж (единственна€ зме€ в этом календаре), символ колеса воплощений, кармических возда€ний, потока, несущего людей, скрытых течений. Ћюди этого года отличаютс€ хорошей интуицией, гибкостью, скрытностью, устремленностью к высокой цели, мистическим складом ума, непредсказуемостью. „ерты антитотема Ч разболтанность, поверхностность, несобранность. √од св€зан с возвратом кармических долгов, возвращением к исходному состо€нию, укреплением основ, столкновением огромных тайных сил, в худшем случае Ч с крушением государств и кровопролити€ми.

8-й год цикла (1913, 1945, 1977). “отем Ч бобер, символ природной гармонии, красоты и любви, нерушимости законов. Ћюд€м этого года свойственны хоз€йственность, трудолюбие, надежность, основательность, стремление обустроить земной мир, свое жилище, семейственность. ѕро€влени€ антитотема Ч гр€зь, жадность, разрушение природы, раздоры, смуты, суеверие. √од св€зан с законотворчеством, становлением государств, в худшем случае Ч с высвобождением огромных стихийных сил зла.

9-й год цикла (1914, 1946, 1978). “отем Ч черепаха, символ мудрости, последовательности, моделировани€ ситуаций, осторожности. Ћюди этого года медлительны, скрытны, консервативны, стараютс€ всегда иметь надежную защиту, имеют хорошую пам€ть, неуклонно стрем€тс€ к намеченной цели. „ерты антитотема Ч коварство, наглость, прожорливость, суетливость. √од св€зан с раскрытием недр «емли, освоением новых земель, но также с землетр€сени€ми, с местью, с застоем, с наказанием инициативы. 10-й год цикла (1915, 1947, 1979). “отем Ч сорока, символ св€зи с высшим миром, а также молитвы, обретени€ защиты, вербальной магии, распространени€ слова. Ћюди этого года отличаютс€ тем, что они всегда везде успевают, не лезут за словом в карман, им присущи лукавство, хорошее логическое мышление, умение одновременно делать несколько дел, распутывание козней. „ерты антитотема Ч косно€зычие, заторможенность, подрывание корней. √од св€зан со всевозможными мелкими происшестви€ми, которые потом привод€т к крупным событи€м, в худшем случае Ч с обманом и разочарованием, порчей и сглазом.

11-й год цикла (1916, 1948, 1980). “отем Ч белка, символ мысли, познани€ родового древа, испытани€ убеждений, вы€влени€ истины, поисков веры. Ћюд€м этого года свойственны живой ум, четкость и быстрота исполнени€ долга, домовитость, самосто€тельность, трезва€ реалистичность, прив€зчивость, склонность к повторени€м. „ерты антитотема Ч брюзгливость, бессмысленное фантазерство, хаос, беспор€док, бестолковые поступки. √од св€зан с повтор€ющимис€ событи€ми, с восстановлением утраченного, с открыти€ми и изобретени€ми, в худшем случае Ч с обольщени€ми, заблуждени€ми, отречением от корней.

12-й год цикла (1917, 1949, 1981). “отем Ч ворон, посредник между небом и землей, символ серьезности, суровости, обособленности, одиночества, очищени€ от скверны, непреклонности. Ћюди этого года отличаютс€ замкнутостью, независимостью, непредсказуемостью, черным юмором, стремлением к свободе, развитым чувством собственного достоинства. ѕро€влени€ антитотема Ч паразитизм, подхалимство, приспособленчество, униженность. √од св€зан с т€желыми испытани€ми, с уничтожением вс€кой мерзости, в худшем случае Ч с торжеством несправедливости, концентрацией вс€ческой заразы, в том числе и духовной.

13-й год цикла (1918, 1950, 1982). “отем Ч петух, боец с силами тьмы, символ победы над бесами, про€влени€ скрытой нечисти, разоблачени€ зла, торжества справедливости. Ћюди этого года характеризуютс€ задиристостью, храбростью, решительностью, склонностью к реформаторству, эмоциональностью, любвеобильностью, обилием идей и кипучей энергией. ѕро€влени€ антитотема Ч эгоизм, ненависть, бессмысленна€ злоба, бунтарство в корыстных цел€х. √од св€зан с активизацией и открытым про€влением сил зла, с активной борьбой с ними, в худшем случае Ч с бессмысленными кровавыми бунтами, убийствами, распр€ми.

14-й год цикла (1919, 1951, 1983). “отем Ч тур, бык, символ мира, благоденстви€, большой скрытой силы, долга, самоотдачи, самопожертвовани€, но и у€звимости. Ћюди этого года отличаютс€ тонкой, восприимчивой душой, м€гкостью, бескорыстием, обостренным чувством долга, умением терпеть, стремлением помочь другим, выносливостью, твердостью убеждений и готовностью боротьс€ за них до конца. „ерты антитотема Ч озлобленность, упр€мство, строптивость, коварство, активный паразитизм. √од св€зан с установлением мира, упорной работой, большой отдачей, приходом богатства, в худшем случае Ч с вторжением зла в души людей, с черной неблагодарностью.

15-й год цикла (1920, 1952, 1984). “отем Ч барсук, символ хранени€ богатств, традиций, воспоминаний, бережливости, постепенности, укреплени€ материального мира. Ћюд€м этого года свойственны традиционализм, запасливость, обостренное чувство справедливости, строгость нравов, высока€ работоспособность, проницательность, логическое мышление, обособленность. ѕро€влени€ антитотема Ч легковесность, разрыв с традици€ми, отсутствие внутренних устоев, ненависть к окружающим, стремление вмешиватьс€ в психику других людей. √од св€зан с воспоминани€ми, с восстановлением прошлого, восстановлением справедливости, с накоплением, с прекращением войн, крушением неустойчивых систем, в худшем случае Ч с подавлением людей, разрушением традиций.

16-й год цикла (1921, 1953, 1985). “отем Ч верблюд, символ скепсиса, аскезы, юмора и насмешки, упорства. Ћюди этого года недоверчивы, критичны, насмешливы, саркастичны, придирчивы, дотошны, самосто€тельны, осторожны, всегда готовы к худшему, но радуютс€ хорошему, знают себе цену, любвеобильны. „ерты антитотема Ч слащавость, выспренность, размазанна€ личность, нетерпимость, стремление к удовольстви€м любой ценой, злобность. √од св€зан с разоблачени€ми, шумными процессами, объединением людей, образованием партий, с примирением врагов, в худшем случае Ч с террором, прикрываемым соображени€ми справедливости.

17-й год цикла (1922, 1954, 1986). “отем Ч еж, символ благодати, непредсказуемости, свободы, новизны, переворотов. Ћюди этого года отличаютс€ колючестью, умением хранить тайны, склонностью к экспериментам над собой и другими, неожиданностью поступков, храбростью, стремлением разоблачать, въедливостью. ѕро€влени€ антитотема Ч неразборчивость в св€з€х, контактах, трусость, разболтанность, хамство. √од св€зан с неожиданными €влени€ми, с пророчествами, изменени€ми законов, реформами, в худшем случае Ч с жестокими переворотами, с про€влением у€звимых мест.

18-й год цикла (1923, 1955, 1987). “отем Ч лань, символ рождающего начала, гармонии, красоты, восстановлени€ праведности. Ћюди этого года отличаютс€ грациозностью, романтичностью, устремленностью к высоким цел€м, верой в идеалы, элитарностью, артистичностью, утонченной эмоциональностью, ранимостью. „ерты антитотема Ч т€желовесность, чрезмерный рационализм, ложь, гр€зна€ брань, атеизм. √од св€зан с награждением защитников справедливости, расцветом культуры, с разоблачением пороков, с проверкой на прочность, в худшем случае Ч с про€влением бессовестности, с гонени€ми на культуру, со смешением пон€тий добра и зла.

19-й год цикла (1924, 1956, 1988). “отем Ч слон, символ устойчивости, прочности, серьезности, основательности, взвешенности. Ћюди этого года характеризуютс€ медлительностью, твердостью, упорством, большой внутренней силой, внезапно про€вл€ющейс€ страстностью, свободолюбием, недоверчивостью, уравновешенным характером, способностью вести за собой. ѕро€влени€ антитотема Ч суетливость, болтливость, ненадежность, лживость, трусливость, подлость. √од св€зан со строительством, освоением новых пространств, составлением долговременных планов, в худшем случае Ч с извержени€ми вулканов, землетр€сени€ми, самообольщени€ми людей.

20-й год цикла (1925, 1957, 1989). “отем Ч лошадь, символ справедливости, договора, трудолюби€, стремлени€ вперед, водительства. Ћюди этого года отличаютс€ уверенностью в себе, широтой кругозора, твердостью, упорством, выносливостью, об€зательностью, стремлением к коллективу. „ерты антитотема Ч трусливость, приспособленчество, неисполнительность, необ€зательность. √од св€зан с заключением договоров, с карой за нарушение договоров, с резкими переменами, в худшем случае Ч с началом гражданских войн, с расколами и с чрезмерной самоуверенностью.

21-й год цикла (1926, 1958, 1990). “отем Ч гепард, символ борьбы за правое дело, воинственности, непредсказуемости, бесстраши€. Ћюди этого года характеризуютс€ смелостью, неукротимостью, независимостью, большой силой, резкостью, напором, умением играть, предусмотрительностью, неожиданностью, благородством. „ерты антитотема Ч жестокость, садизм, действи€ из-за угла, коварство. √од св€зан с борьбой против сил зла, обострением проблем, с разоблачени€ми, с неожиданными начинани€ми, в худшем случае Ч с началом войн, революцией.

22-й год цикла (1927, 1959, 1991). “отем Ч павлин, символ преодолени€ иллюзий, познани€ истинной сути вещей, но и игры, маскировки. Ћюди этого года отличаютс€ €ркостью, склонностью к игре, театру, кокетливостью, многообразием и неожиданностью про€влений, многоплановостью, самосто€тельностью, мечтательностью, искрометностью, умением себ€ подать. ѕро€влени€ антитотема Ч замкнутость, тупость, серость, стремление слитьс€ с толпой. √од св€зан с обольщени€ми, иллюзи€ми, обманами, с их разоблачением, в худшем случае Ч с по€влением лжепророков.

23-й год цикла (1928, 1960, 1992). “отем Ч лебедь, символ очищени€, веры, взаимопомощи, духовности, надежды. Ћюд€м этого года свойственны гордость, идеализм, прив€занность к близким, самодостаточность, религиозность, бескорыстие, ожидание чуда, отстраненность от материальных проблем. „ерты антитотема Ч жадность, зацикленность на материи, неверность, ненависть к ближним. √од св€зан с духовным.объединением людей, с восстановлением утраченной целостности, с возда€нием за несправедливость, в худшем случае Ч с разрушением устоев, с жадностью и торгашеством, с закулисными интригами и невыполнимыми об€зательствами.

24-й год цикла (1929, 1961, 1993). “отем Ч рысь, символ просветлени€, озарени€, преображени€, весель€, неожиданности. Ћюди этого года отличаютс€ м€гкостью, не€ркой внешностью, внешним спокойствием, но и возможностью быстро сконцентрироватьс€ и про€вить бешеную активность, радостным воспри€тием жизни, щедростью, свободолюбием. „ерты антитотема Ч пь€нство, гр€зь, хамство, буйство, прилипчивость. √од св€зан с испытани€ми, с прозрением, неожиданной реализацией скрытых событий, с раскрытием тайн, в худшем случае Ч с разгулом, опь€нением, развалом, катастрофами.

25-й год цикла (1930, 1962, 1994). “отем Ч осел, символ изобили€, мира, терпени€, пассивного сопротивлени€, поиска истинного пути. Ћюди этого года характеризуютс€ миролюбием, уравновешенностью, твердым внутренним стержнем, выносливостью, отсутствием агрессивности, они избегают крайностей и острых углов. ѕро€влени€ антитотема Ч трусость, похотливость, разбросанность, неуправл€емые эмоции, психические расстройства. √од св€зан с прекращением войн, стабильностью, началом выхода из тупиков, с наградой за честный труд, в худшем случае Ч про€вление неуправл€емых инстинктов, маний, хаоса и бардака.

26-й год цикла (1931, 1963, 1995). Ч “отем Ч белый медведь, тотем арийских народов, символ миссии ариев, целительства, магии, неожиданных переворотов, непредсказуемости, щедрости, медленной раскачки и быстрых, резких действий. Ћюди этого года отличаютс€ храбростью, миссионерством, рыцарством, жизнелюбием, открытостью натуры, высокой работоспособностью, свободолюбием, способностью вести за собой, широтой души, азартом в игре, склонностью к неожиданным поступкам. ѕро€влени€ антитотема Ч свирепость, коварство, страшна€ сокрушительна€ сила, лень, трусость, занудливость, мелочность, садизм, бессмысленна€ злоба, маскировка под добродушие и резкие вспышки €рости. “о есть все это Ч те черты (хорошие и плохие), которые издавна приписывали русскому характеру. √од св€зан с т€желыми испытани€ми, и прежде всего дл€ –оссии, с резкими изменени€ми планов, переворотами, с проверкой людей на прочность, с сокрушением иллюзий, с закладкой больших событий, которые проиграютс€ позже, в худшем случае Ч с роковыми ошибками, с разрушением основ, со вспышками беспричинной злобы.

27-й год цикла (1932, 1964, 1996). “отем Ч орел, символ царственности, власти, государственности. Ћюди этого года характеризуютс€ аристократизмом, гордостью, способностью руководить, обособленностью, стремлением к высоким идеалам, обостренным чувством собственного достоинства, умением держать себ€ в обществе. „ерты антитотема Ч зловредность, невоздержанность, гр€зь, прилипчивость, обжорство. √од св€зан с созданием системы, с основанием и укреплением империй, объединением государств, с началом грандиозных проектов, с падением неправедных царств, в худшем случае Ч с распространением эпидемий.

28-й год цикла (1933, 1965, 1997). “отем Ч лисица, символ хитроуми€, жреби€, гармоничных изменений, восстановлени€ равновеси€. Ћюди этого года отличаютс€ ловкостью, тонким умом, иронией, юмором, умением хитростью побеждать силу, хорошим чутьем, предусмотрительностью, осторожностью, переменчивой судьбой. ѕро€влени€ антитотема Ч низменные инстинкты, чревоугодие, похотливость, трусость, тупость. √од св€зан со случайност€ми, решающими все, с возвратом к духовным традици€м, с торжеством разума над тупой силой, в худшем случае Ч с закулисными интригами, коварством и обманом.

29-й год цикла (1934, 1966, 1998). “отем Ч дельфин, символ познани€ тайн, помощи, спасени€, путешествий, благих мыслей, водительства. Ћюди этого года отличаютс€ стремлением к миру, желанием помочь, гуманизмом, идеализмом, обособленностью, любознательностью, скромностью, преданностью высшим иде€м, чувствительностью. „ерты антитотема Ч злобность, раздоры, тотальное разрушение всего и вс€, мстительность, бессмысленное уничтожение. √од св€зан с торжеством разума, установлением мира, с обращением к высшим ценност€м, со спасением, в худшем случае Ч с кровавыми восстани€ми, раздорами, с расцветом ереси, с природными катаклизмами.

30-й год цикла (1935, 1967, 1999). “отем Ч кабан, вепрь, символ победы, достижени€ могущества, напр€женной борьбы, пробуждени€ огромных сил, активности. Ћюди этого года характеризуютс€ решительностью, отвагой, резкостью, честностью, стремлением к активному самоутверждению, к первенству, умением подчин€тьс€ не только силе, но и истинной власти. „ерты антитотема Ч грубость, вероломство, злобность, изворотливость, пресмыкательство перед сильными. √од св€зан с обострением противоречий, с включением огромных сил, в худшем случае Ч с началом войн, которые, правда, часто кончаютс€ гибелью их зачинщиков.

31-й год цикла (1936, 1968, 2000). “отем Ч филин или сова, символ таинственности, скрытой сущности всех вещей, уничтожени€ невидимой нечисти, борьбы с силами тьмы. Ћюди этого года отличаютс€ замкнутостью, не€ркостью, ночным образом жизни, нешумностью, склонностью к мистицизму, любовью к природе, энергичной защитой высших ценностей, таинственной судьбой. ѕро€влени€ антитотема Ч паразитизм, вампиризм, тайные, скрытые подлости. √од св€зан с всплесками патриотизма, высоких чувств, с объединением людей дл€ светлых целей, с разоблачением сил тьмы, в худшем случае Ч с тайными действи€ми против законной власти, с созданием и развитием тайных обществ темного направлени€.

32-й год цикла (1937, 1969, 2001). “отем Ч сокол, символ творческого озарени€, перевоплощени€, верности, отваги и последовательности. Ћюди этого года характеризуютс€ храбростью, преданностью, склонностью к переворотам, прив€занностью к дому, целеустремленностью, чередованием периодов бездействи€ и огромной активности, азартом, ориентацией на прошлое, €ркостью. „ерты антитотема Ч развал, несобранность, трусость. √од св€зан с переломами, реформами, расколами, борьбой за справедливость, прорывами в неведомое, в худшем случае Ч с началом войн, с активным уничтожением людей, с отказом от прошлого.

» еще раз отметим, что черты характера тотема и антитотема про€вл€ютс€ не у всех людей, родившихс€ в данный год, а только у отмеченных соответственно светлыми или темными силами. “о же можно сказать о похожести внешнего облика человека на образ тотема или антитотема. «десь многое зависит от выбора самого человека. “очно так же про€вление событийной характеристики года зависит от выбора общества и его правителей.  аждый год благопри€тствует начинани€м, св€занным с его характеристиками, и преп€тствует противоположным стремлени€м или закладывает программу наказани€ людей, делающих неправильный выбор.

ƒвенадцати мес€цам зороастрийского солнечного календар€ также соответствуют тотемы (мес€цы состо€т из 30 дней, и первый из них начинаетс€ с дн€ весеннего равноденстви€, поэтому они не совсем совпадают со знаками «одиака): еж, слон, золотой за€ц с короткими ушами (агути), бобер, орел, кабан, лошадь, ворон, петух, ослокозел (такой вот гибрид), верблюд, собака, дельфин (дни плача и скорби). ’арактеристики тотемов мес€цев несколько отличаютс€ от характеристик тотемов годов.

ѕрежде чем перейти к следующей теме данной главы, остановимс€ на проблеме питани€. Ётой проблеме в зороастризме удел€етс€ большое внимание, ведь в земном воплощении каждого человека она занимает далеко не последнее место (это оп€ть же проблема второго дома гороскопа). »так, прежде всего, чем надо питатьс€? –азличные религии решают этот вопрос по-разному: разрешают или запрещают те или иные продукты, предписывают есть специальные ритуальные блюда во врем€ праздников, реже не придают питанию никакого значени€. ¬ зороастризме в отношении к данной проблеме просматриваетс€ принцип золотой середины.

Ќекоторые продукты питани€ называютс€ благими, так как они в наибольшей степени соответствуют природе человеческого организма. »х можно есть всегда, за исключением отдельных случаев, когда дл€ очищени€ организма перед зан€ти€ми некоторыми духовными практиками, а также дл€ оздоровлени€ провод€тс€ кратковременные полные голодовки.   таким благим продуктам в первую очередь относ€тс€ хлеб и другие издели€ из злаков: пироги, ватрушки, которые пришли к нам именно из этой традиции, каши и т.д., причем особо выдел€етс€ пшеница, названна€ в јвесте великой и доброй, а также вождем всех злаков. »менно из јвесты идет уважительное, благоговейное отношение к хлебу.  ак сейчас известно, в хлебе и других злаках содержатс€ все вещества, необходимые человеку, и поэтому можно длительное врем€ питатьс€ только ими.   благим продуктам также относ€тс€ молоко, прежде всего коз и коров, а также молочные продукты, особенно творог. —читаетс€, что молочна€ пища укрепл€ет здоровье, дает силу. Ёто признают и многие современные ученые (а вот хлеб они нередко советуют ограничивать, что совершенно неверно).

ƒревний арии отмечали, что корова дает шесть благих продуктов: молоко, сливки, сметану, масло, творог, сыр. » не надо обращать внимание на вс€кие новомодные теории, утверждающие, что взрослым люд€м молоко пить нельз€, что оно не усваиваетс€ и т.д., а также на сообщени€ о вредности творога, сыра. Ќаши предки тыс€челети€ми употребл€ли все виды молочных продуктов и были здоровыми и сильными (они, видимо, не знали об открытых теперь свойствах молока). ѕрактически все известные сейчас долгожители питались всю жизнь растительно-молочной пищей, и вс€ она прекрасно усваивалась.

Ќаконец, треть€ группа благих продуктов Ч это плоды, овощи и фрукты. ќсобенно выдел€ютс€ груши, финики, виноград, абрикосы. Ѕлагими продуктами €вл€ютс€ также мед и орехи.  онечно, даже при потреблении этих благих продуктов следует соблюдать меру (вспомним, что чревоугодие и обжорство Ч т€желые грехи).

„то касаетс€ м€са и продуктов из м€са, уровень потреблени€ которых в насто€щее врем€ стал одним из основных показателей благополучи€, то отношение к ним мен€лось на прот€жении долгой истории зороастрийской традиции от ограничени€ до полного запрещени€. ќднако изначальна€ традици€ в принципе разрешает употребл€ть м€со. ѕри этом надо помнить, что м€со допускаетс€ есть не вс€кое. ќбычно зороастрийцы употребл€ют баранину или свинину. √ов€дина, тел€тина, как м€со св€щенных животных, должны быть исключены из рациона.   тому же м€со, считающеес€ т€желой пищей, можно есть далеко не всегда. —уществуют, например, лунные дни (особенно дев€тый, п€тнадцатый и двадцать дев€тый), когда м€со запрещаетс€ в любом виде. ” зороастрийцев также существуют посты, когда нельз€ есть м€са в течение нескольких дней. «десь же стоит упом€нуть о том, что зороастризм выступает категорически против кровавых жертв в религиозных обр€дах. “акое убийство животных не угодно Ѕогу. Ѕолее того, считаетс€, что принесение в жертву животных, а тем более человека- Ч это признак вырождени€ религии (из истории известно, что перед крушением цивилизаций часто существенно возрастало количество жертвоприношений).  уриные €йца также не считаютс€ благой пищей, однако если они не были оплодотворены, то их употребление в запретные дни не €вл€етс€ таким уж большим грехом.  стати, современными исследовани€ми установлено, что больша€ часть энергии, которую человек получает при поедании м€са, идет на переваривание самого же м€са, которое перевариваетс€, как известно, гораздо дольше, чем другие продукты. — этим св€зано и то, что хищники, питающиес€ м€сом, обычно долго сп€т после еды и не отличаютс€ большой выносливостью, чего не скажешь о траво€дных животных. Ћюдей после обильной м€сной пищи тоже сильно клонит в сон. »звестно, что на –уси даже не в столь уж давние времена м€со было на столе только по праздникам. „то же касаетс€ распространенного убеждени€, что м€со повышает сексуальные способности, то достаточно вспомнить траво€дных быков и жеребцов, вошедших в пословицы и анекдоты. ћ€со, скорее, повышает агрессивность, что и приводит к упом€нутому заблуждению.

ћ€со птиц и рыбопродукты разрешаютс€ к употреблению, но с теми же ограничени€ми, что и м€со животных.

ќсобо следует остановитьс€ на проблеме употреблени€ вина, которое запрещаетс€ многими традици€ми. ¬ зороастризме употребление вина разрешаетс€, а в некоторые дни и особенно в праздники даже предписываетс€ (правда, существуют дни, когда вино запрещено или не рекомендуетс€). —читаетс€, что вино, особенно красное виноградное вино, способствует вы€влению истинного нрава человека и в небольших количествах полезно дл€ здоровь€ (кстати, многие современные ученые считают, что стакан вина в день благотворно вли€ет на сердечно-сосудистую систему).  расное вино используетс€ в зороастрийском обр€де причащени€.   благим напиткам относитс€ также и пиво. Ќо при этом следует строго соблюдать меру, не напиватьс€ до сильного опь€нени€ и даже потери сознани€, потому что пь€нство, как и курение, и употребление наркотиков, считаетс€ страшным грехом.

ѕри выборе продуктов питани€ следует учитывать, что если нет возможности достать благие продукты, то разрешаютс€ любые, несмотр€ ни на какие запреты, так как сохранение жизни и здоровь€ человека гораздо важнее. ‘анатизм здесь также не приветствуетс€.

Ѕольшое значение имеет процесс приготовлени€ еды. ѕища, приготовленна€, например, раздраженным, враждебным или равнодушным человеком, никогда не даст такой пользы, как сделанна€ люб€щим, заботливым и спокойным, а может даже и принести вред (в частности, и этим тоже объ€сн€етс€ недовольство людей общепитом). ќчень важен и сам процесс еды. «а столом не следует разговаривать, отвлекатьс€, надо быть сосредоточенным только на еде. Ќельз€ также спешить и плохо пережевывать пищу. “о есть к питанию надо относитьс€ как к св€щенному обр€ду. ќднако вернемс€ к теме данной главы.

«ороастрийцы соблюдают четыре поста в год, так же, как и православные. ѕосты рассматриваютс€ не только как воздержание в еде, но и как дни пока€ни€, смирени€ и очищени€ духа и плоти. “очные даты постов определ€ютс€ по положению —олнца в градусах «одиака.

ѕервый пост длительностью семь дней приходитс€ на дни около летнего солнцесто€ни€ (примерно с 23 по 29 июн€). ќн символически св€зан с изначальным осквернением мира после вторжени€ в него јнгра-ћайнью (—олнце находитс€ в начале знака –ака). Ёто дни приобретени€ себе защитников и высшей защиты. ¬спомним, что именно 22 июн€ 1941 года на нашу территорию вторглись фашистские войска.

¬торой (восьмидневный) пост соблюдаетс€ в конце лета, примерно с 16 по 23 сент€бр€. ќтметим, что летом в зороастрийской традиции считаетс€ период с 22Ч23 июн€ по 22Ч23 сент€бр€ (—олнце проходит по знакам –ака, Ћьва и ƒевы), который, как и весна (—олнце в знаках ќвна, “ельца, Ѕлизнецов), осень (¬есы, —корпион, —трелец) и зима ( озерог, ¬одолей, –ыбы), составл€ет одну четвертую часть года. Ётот пост св€зан с пон€тием долга, с умением различить свет и тьму, не поддатьс€ искушению. ¬о врем€ этого поста необходимо наблюдать за приметами, отслеживать любые мелочи, которые могут оказатьс€ очень важными.

> “ретий пост, самый большой по времени (четырнадцать дней), приходитс€ примерно на дни с 16 по 29 но€бр€. ќн св€зан с тринадцатым, скрытым знаком «одиака Ч «мееносцем. Ёто врем€ освобождени€ от смерти, дни, св€занные с выходом из круга воплощений (—олнце находитс€ в конце знака —корпиона Ч начале знака —трельца).

„етвертый пост приходитс€ примерно на период с 16 по 20 марта и длитс€ п€ть дней. ќн св€зан с очищением, преодолением иллюзий, с познанием сокровенных тайн, преодолением обольщений. Ёто как раз те дни плача и скорби, которые не вход€т ни в один из 12 мес€цев (—олнце находитс€ в конце знака –ыб). „етвертый пост считаетс€ самым суровым. ¬о врем€ этого поста вообще рекомендуетс€ голодовка. ћожно только пить воду и соки.

ќтметим, что зороастрийские посты не €вл€ютс€ такими продолжительными, как, например, семинедельный ¬еликий пост перед ѕасхой у христиан. Ќо суть их та же сама€: очищение духа и тела, пока€ние, молитвы, приближение к Ѕогу.

 роме постов, в течение года существуют и праздники. ќсновные шесть зороастрийских праздников по числу шести јмеша —пентов называютс€ √ахамбарами, великими празднествами.

ѕервый √ахамбар празднуетс€ в середине весны (9 ма€ Ч совпадает с праздником ѕобеды в ¬еликой ќтечественной войне). ќн посв€щен јша ¬ахиште, царству правды и справедливости, посв€щен —в€тому ƒуху (—пента-ћайнью) в каждом человеке. ƒень св€зан со строительством домов, с началом посевного сезона.

¬торой праздник отмечаетс€ в середине лета (примерно 5 августа). ќн св€зан с јмиртатом и посв€щен творческим про€влени€м в человеке, люд€м, жертвующим собой ради других. ќн же называетс€ праздником царей.

“ретий праздник посв€щен хлебу и св€зан с Ўахреваром. ќтмечаетс€ во врем€ уборки урожа€ (примерно 27 августа). — хлебопечением вообще св€заны специальные ритуалы. —читаетс€, что во врем€ хлебопечени€ демоны, дэвы, улетают. ќсобенно это относитс€ к специальным ритуальным хлебам, выпекаемым со специальными обр€дами. “акой хлеб дает человеку огромную силу, при помощи которой он может побеждать любых бесов. »менно этот хлеб используетс€ в зороастрийском обр€де причащени€, от которого произошел аналогичный христианский обр€д.

„етвертый √ахамбар называетс€ праздником возвращени€ скота и посв€щен ¬охуману. Ётот праздник св€зан с объединением людей, с трудолюбием, терпением. ¬ это врем€ произносилось много проповедей, давались инициации. Ётот праздник отмечаетс€ примерно 30 но€бр€.

ѕ€тый праздник отмечаетс€ в середине зимы (30 €нвар€) и посв€щен —пента јрмаити. ќн св€зан с незыблемостью небесного закона, со справедливостью, с целостностью мира, с карой за грехи и возда€нием за благие дела, с гармонией. ¬се войны раньше в это врем€ прекращались, нужно было помиритьс€ с людьми и просить у них прощени€.

Ўестой праздник, последний в году и он же первый в следующем, посв€щен ’аурвату. ѕразднуетс€ он около 20 марта, перед весенним равноденствием, в самом конце поста (как —очельник). ѕраздник св€зан с предками, с исцелением, с милосердием, помощью. ќн открывал собой целый цикл празднеств, которым начиналс€ новый год.

 роме упом€нутых зороастрийских праздников, существуют еще и другие, в том числе четыре праздника «ервана. ѕразднование всех их €вл€етс€ об€зательным дл€ каждого зороастрийца.

“аким образом, использование календарных циклов, постов, праздников помогает человеку более тесно взаимодействовать с космическими ритмами, гармонизировать свою жизнь и способствует достижению главной цели Ч приближению к Ѕогу.

√лава 11





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 283 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

684 - | 605 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.079 с.