Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–аспространение гуманистических идей




 

Ѕазель был главным, но не единственным центром распространени€ гуманистических идей в Ўвейцарии. √уманисты в этой стране были сравнительно немногочисленны, большинство наиболее видных из них принадлежало к образованному клиру и позже активно участвовало в межконфессиональной борьбе реформаци-онного времени. «а пределами Ѕазел€ кружки гуманистов не сложились, но дружеские контакты Ч непосредственные и путем переписки Ч вовлекали отдельных гуманистов в общее движение.

¬ ÷юрихе гуманистическую литературу и, конечно, сочинени€ Ёразма издавала фирма  ристофа ‘рошауэра. ¬ отличие от мелких печатен, ориентировавшихс€ на невзыскательный массовый вкус, выпускавших календари, игральные карты, астрологические предсказани€, листовки-однодневки, продукцией ‘рошауэра были прежде всего Ђсолидныеї книги. «а свою жизнь он издал книги 900 наименований, внес€ немалый вклад в культуру своего времени.

”влечение Ђхристианским гуманизмомї Ёразма не раз оказывалось дл€ его сторонников прелюдией к участию в реформационных процессах. “ак было и в Ўвейцарии. ƒруг ÷вингли, св€щенник Ћео ёд (ок. 1482Ч1542), ставший его сподвижником по цюрихской –еформации, накануне первых побед ÷вингли усердно занималс€ переводами на немецкий €зык целого р€да работ Ёразма, таких как Ђ∆алоба ћираї, ЂЌаставление христианскому воинуї, Ђѕолезные наставлени€ христианским государ€м, как надобно правитьї.

  числу эразмианцев принадлежал и уроженец кантона √ларус Ч поэт, математик, знаток греческого €зыка и музыкальный теоретик √. √лареан (1488Ч1563). ќн училс€ в университетах √ермании и »талии, энергично выступал в поддержку ». –ейхлина в его борьбе с кельнскими инквизиторами, сотрудничал с ‘робеном в его типографии, был в близких отношени€х с Ёразмом. ¬ Ѕазеле он открыл собственную школу, подготовил дл€ нее несколько педагогических сочинений. ≈го перу принадлежало сделанное в латинских стихах историко-географическое описание Ўвейцарии. ѕереехав в √ерманию в св€зи с –еформацией в Ѕазеле, которую он не прин€л, √лареан издавал римских историков и поэтов, опубликовал свою работу о музыке Ч Ђƒвенадцатиструнникї (1547). —опоставл€€ музыкальный опыт античности (известный лишь на основе литературных сведений) с современными достижени€ми, √лареан на ренессансный лад трактовал музыку как Ђмать наслажденийї, но не забывал и ее традиционного понимани€ как воспитательницы высокой морали. ќн выступал за содружество музыки и поэзии, счита€, что оно способствует сочетанию образованности и благочести€ (типично эразмианска€ позици€). ≈го собственным идеалом была музыка нидерландских полифонистов, причем особую хвалу он слагал ∆оскену ƒепре.

—ам характер гуманистического движени€, имевшего в пору расцвета общеевропейский характер, вовлекал его участников в преодоление провинциальной узости и замкнутости интересов. Ёто сказывалось и на кругозоре авторов лучших сочинений. ¬ыходец из патрицианской семьи —анкт-√аллена »оахим ¬адиан (1484Ч1551) изучал в ¬енском университете медицину, астрономию, естествознание, за свою поэзию был увенчан лавровым венком самим императором ћаксимилианом I, стал профессором риторики и поэтики ¬енского университета, а одно врем€ был и его ректором. ќн писал учебные пособи€, издавал труды ѕлини€ и античного географа ћелы. ¬ернувшись на родину в 1518 г., ¬адиан получил должность городского врача —анкт-√аллена, позже был избран бургомистром, руководил введением в городе цвинглианской –еформации. Ќа основе лекций по истории литературы, которые он читал в ¬ене, ¬адиан опубликовал первый компендиум по немецкой литературе, труд Ђќ поэтике и науке стихотворстваї. «десь он дает широкий литературоведческий очерк: начинает с √омера и ¬ергили€, переходит к средневековой латинской поэзии ’рабана ћавра, ¬алафрида —трабона, ’ротсвиты √андерсгеймской, характеризует (в своем переводе на латынь) раннюю немецкую духовную поэзию, разбирает средневековый героический эпос о ƒитрихе Ѕернском и Ђ удрунуї, а затем обращаетс€ к ѕетрарке, Ѕоккаччо и другим гуманистам. ќн упоминает —. Ѕранта, описывает труды и личность Ёразма –оттердамского. ¬первые немецка€ литература рассматривалась в столь широком контексте. ”ченик  . ÷ельтиса и венского историка-гуманиста ».  успиниана, ¬адиан представл€л иную традицию в гуманизме, чем базельские эразмианцы, но сам его путь от гуманизма к –еформации оказалс€ типичным дл€ большинства этой группы и разошелс€ с позицией Ёразма.

 

 

“еофраст ѕарацельс

 

Ќовые тенденции в швейцарской культуре XVI в. были св€заны с развитием не только гуманитарных, но и естественных наук. ¬ целом швейцарцы шли здесь в русле уже завоеванного учеными других стран. »з этого правила были, однако, и исключени€. —амое €ркое из них Ч де€тельность врача, алхимика и родоначальника немецкой натурфилософии “еофраста ѕарацельса (1493Ч1541).

—ын врача из древней, но обедневшей немецкой двор€нской фамилии √огенхеймов, он родилс€ близ Ёйнзидельна в Ўвейцарии; в зрелые годы избрал псевдоним, под которым писал свои сочинени€ и вошел в историю. ѕод руководством отца он изучал медицину и Ђтайные искусстваї алхимии и магии, великим знатоком которых стал позже, получил образование в »талии, на медицинском факультете ‘еррарского университета, где преподавали врачи-гуманисты. —ам он, однако, Ђкнижныйї гуманизм отверг и остро критиковал античных и современных авторов за недостаточное внимание к урокам природы, к опытным знани€м, за попытки вместо них обращатьс€ к Ђхимерам и фантази€мї.

¬ поисках новых знаний он исколесил всю ≈вропу Ч от ѕортугалии до Ћитвы, от —ицилии до Ўвеции, осваива€ не только профессиональную, но и презиравшуюс€ в университетах народную медицину, участву€ в качестве хирурга в трех войнах. ѕозже сложились легенды, что в пору путешествий он был приобщен к Ђтайнам египетскимї, получил секрет Ђфилософского камн€ї, превращающего металлы в золото, и т. д. —транствовал ѕарацельс по сути всю жизнь. ќн славилс€ своими успехами врача, которые современникам казались чудесами: вылечил, например, т€жело болевшего ‘робена. ¬ Ѕазеле ѕарацельс впервые начал читать лекции по медицине в университете не на латыни, а на немецком €зыке дл€ их большей доступности, но его основанные на собственном опыте новаторские подходы к медицине были высме€ны учеными-Ђкнижникамиї. ѕара-цельсу пришлось оставить преподавание.

 

 

ј. ’иршфогель. ѕортрет т. ѕарацельса.

√равюра на меди. 1540 г.

 

 ак ученый он сблизил медицину и химию, положив начало своими открыти€ми новому этапу в создании лекарств и практическому врачеванию химическими медикаментами. ќн внес важный вклад в лечение различных типов заболеваний, св€занных с отложением камней в организме, нервных, легочных и др. ѕарацельс обосновывал гуманные цели врачевани€, призывал алхимиков искать не золото, а средства исцелени€ людей. ќн стал поборником исследовани€ природы на основе тесной св€зи опыта и теории. ¬ своей философии он одухотвор€л природу, надел€л ее антропоморфными признаками, подчеркивал неразрывную св€зь каждого природного €влени€ и Ђмикрокосмаї Ч человека с единым мирозданием, полным внутренней динамики, взаимодействи€ и борьбы незримых сил.

‘илософское учение ѕарацельса способствовало развитию пантеистических тенденций в космологии и науках о человеке. –енессансный культ постижени€ скрытых тайн природы, Ђсвета натурыї, пронизывал всю де€тельность ѕарацельса. ќн был также создателем одной из характерных дл€ эпохи социальных утопий, много писал не только по вопросам естественных наук и натурфилософии, но и о возможности устроить на земле царство справедливости Ч общество Ђблаженной жизниї. —ам ѕарацельс сумел опубликовать лишь малую часть своего творческого наследи€, но во второй половине XVI Ч начале XVII в. стали выходить многочисленные тома его сочинений, его идеи развити€ опытных знаний (а заодно и р€д фантастических построений) были подхвачены последовател€ми в разных странах; и парацельсизм, со всеми его противоречи€ми, стал заметным €влением научной и культурной жизни ≈вропы. —очинени€ ѕарацельса и легенды о нем послужили впоследствии одним из источников, вдохновл€вших √ете при создании образа ‘ауста.

¬идным швейцарским ученым был и другой врач с разносторонним кругом интересов Ч  онрад √еснер (1516Ч1565). ≈го называли Ђѕлинием √ельвецииї (гельветы были одним из народов, насел€вших земли будущей Ўвейцарии в античные времена). √еснер устроил в ÷юрихе ботанический сад, заложил основы систематической ботаники, внес крупный вклад в зоологию своей Ђ»сторией животныхї.

 

 

–еформаци€ и культура

 

ѕроцессы европейской –еформации, которые откололи от католической церкви большие массы верующих, привели к по€влению новых христианских конфессий и к церковному плюрализму на месте былой монополии –има. »сключительно важна€ роль выпала на долю Ўвейцарии. «десь по€вилась втора€ после √ермании кузница новых реформационных учений. ќбразованные круги страны были хорошо подготовлены к их воспри€тию де€тельностью гуманистов. ¬ыразителем новой евангелической доктрины, отличной от теологических построений Ћютера, но имевшей и немало сходного с лютеранством, стал цюрихский св€щенник ”льрих ÷вингли (1484Ч1531). ѕочитатель Ёразма, внимательно изучавший также патриотические тираноборческие произведени€ √уттена, он был убежденным поборником независимости и республиканских свобод Ђшвейцарского отечестваї. ѕостепенно изжива€ стереотипы католицизма и отход€ от строгой верности эразмианству, он выработал собственную систему взгл€дов на проблемы реформы церкви и вытекающие из нее последстви€ дл€ жизни общества. ќсновы этого учени€ были изложены ÷вингли в программных 67 тезисах 1523 г. и позже развиты в р€де сочинений.

 ак и Ћютер, ÷вингли опиралс€ на авторитет —в€щенного ѕисани€ и отвергал св€занное с де€тельностью римских пап и соборов Ђсв€щенное преданиеї, отстаивал принципы Ђоправдани€ веройї и Ђвсеобщего св€щенстваї, видел идеал в раннехристианской церкви. ќн отвергал церковную иерархию, монашество, веру в чистилище и индульгенции, поклонение св€тым, мощам и иконам.  ритика Ёразмом Ђобр€довери€ї развилась у него в позицию более резкого и рационалистического отвержени€ католических обр€дов, чем у Ћютера. ¬ таинстве причасти€ он не признавал чуда реального присутстви€ крови и плоти ’ристовой, вид€ здесь лишь напоминание о тайной вечере. —пецифически Ђшвейцарскимї было требование устранени€ Ђпродажной верностиї наемничества, которое не столько кормило бедн€ков, сколько наполн€ло иностранными пенси€ми кошельки местных властей, заключавших договоры с чужеземными государ€ми. ќно опустошало страну и развращало нравы, и ÷вингли потребовал отказа от него. »менно на швейцарской почве родились также политические представлени€, которым были суждены развитие и долга€ жизнь: ÷вингли рассматривал покорность тиранам как грех перед Ѕогом.

 

 

 

√анс јспер. ѕортрет ”льриха ÷вингли.

1531 г. ¬интертур.

 

–еформаци€ в ÷юрихе, сопровождавша€с€ методичной пропагандой евангелизма, начатой еще раньше, в 1519г., раст€нулась на несколько лет. ќна привела к созданию в ÷юрихе государственной цвинглианской церкви и секул€ризации части церковных имуществ, поступлени€ от которых были направлены на призрение бедных, больных, стариков, но уже под светским контролем. ѕастыри цвинглианской общины избирались верующими, жизнь и нравы прихожан строго регламентировались, причем в качестве норм часто использовали ветхозаветные предписани€.

¬ 1520-е годы цвинглианство утвердилось в —анкт-√аллене, Ѕерне, Ѕазеле и р€де других мест, но не смогло увлечь сельские кантоны. ѕопытка нав€зать им –еформацию привела к двум гражданским войнам, во второй из которых в 1531 г. погиб сам ÷вингли.

— середины 1530-х годов основна€ роль в швейцарской –еформации переходит к западной части страны. ”влекавшийс€ гуманизмом молодой юрист ∆ан  альвин (1509Ч1564) решительно обратилс€ к принципам евангелизма, бежал от преследований из родной ‘ранции и возглавил в 1536 г. –еформацию в ∆еневе. ќн добилс€ успеха не сразу, но с 1541 г. до самой кончины пользовалс€ таким авторитетом, как духовный руководитель городской общины, что по сути диктовал свою волю магистрату.

—вое реформационное учение  альвин четко изложил в книге ЂЌаставление в христианской вереї (1536 г., окончательный вариант Ч1559 г.). „еловек рассматриваетс€ здесь по аналогии с ветхозаветным блудным сыном Ч он достигает вечного спасени€ не собственными усили€ми, а лишь милосердием Ѕожиим.  альвин развивал идею двойного предопределени€: еще до сотворени€ мира Ѕог предначертал спасение или осуждение людей, тех и тогда, кого и когда он сам хочет, и человек об€зан доверитьс€ его приговору. ”спех в деле земном, в труде, к которому Ѕог призвал человека, Ч как бы знак избранным к спасению в правильности их действий.  альвин давал религиозно-этическую санкцию энергии, дисциплине, волевому закалу личности, ее суровой стойкости, готовности к испытани€м.

≈ще резче, чем ÷вингли,  альвин подчеркивал право общины на сопротивление неправедной власти, но лишь через законные представительные органы. “олько исчерпав ненасильственные средства, они могут призвать христиан к открытому неповиновению вплоть до свержени€ тирании.

 альвин придал церкви новое устройство. «десь торжествовали выборные начала: община избирала своих духовных наставников-пасторов и управл€вших административными делами старейшин. —феры церкви и государства в теории  альвина были разделены. ѕри его жизни, однако, в обстановке посто€нной угрозы ∆еневе со стороны противников, в городе восторжествовал по сути теократический пор€док.

«а поведением и образом мыслей жителей был установлен строжайший надзор. ¬се праздники, кроме воскресень€, были отменены, театр, балы с танцами, не говор€ уже об азартных играх, были запрещены. ¬ домах проводили обыски дл€ изъ€ти€ Ђвредныхї или Ђлегкомысленныхї книг, в том числе рыцарских романов. ѕоощр€лись доносы на неблаговидное поведение соседей. ќсобенно строго следили за регул€рным посещением всеми, от мала до велика, церковной службы.  ак свидетельствовали иностранцы, по первому звуку колокола из домов на улицы высыпали толпы людей, одетых в темное, которые по-монастырски молча устремл€лись в храмы. “ам среди голых стен, лишенных икон, шли долгие молитвенные собрани€ с длинными проповед€ми и пением псалмов. ¬ отличие от Ћютера, ценившего красоту полифонии,  альвин требовал в церкви одноголоси€; вс€ община пела гимны, слав€щие Ѕога, в унисон. ƒисциплина поддерживалась в городе целой системой наказаний, включавшей штрафы и отлучение от церкви. ќслушников изгон€ли из города, казнили. „лен магистрата, выругавший  альвина во врем€ застоль€, должен был в белой рубахе, с факелом в руке, пройти через весь город и на колен€х молить  альвина о прощении. ѕроезжавший ∆еневу врач —ервет, противник догмата о “роице, был сожжен за ересь. Ќетерпимость  альвина к инакомысл€щим снискала ему прозвище Ђженевский папаї. ¬ городе против него пытались устраивать заговоры, но безуспешно.

— другой стороны, именно ∆енева стала излюбленным убежищем множества гонимых за веру. »менно здесь в 60 печатн€х две тыс€чи человек (из 16 тыс€ч, живших в городе) публиковали кальвинистскую литературу, потоками расходившуюс€ по ≈вропе и не раз поднимавшую людей на борьбу за религиозную и политическую свободу. ¬ ∆еневе в 1559 г. была открыта јкадеми€ Ч сочетание гимназии и высшей школы, в которой готовились кальвинистские кадры не только дл€ нужд города, но и дл€ де€тельности в других странах. Ћекции самого  альвина собирали по 800Ч1000 слушателей, состав их был интернациональным.

ќбщие принципы отношени€ –еформации к культуре и специфика культурной жизни в новых услови€х, про€вившиес€ в ÷юрихе и ∆еневе, наложили заметный отпечаток, в частности, на новые характерные тенденции в литературе и исторической мысли.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 911 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

750 - | 590 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.