Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»скусство Ўвейцарии XVI в.




 

Ќа прот€жении всей эпохи ¬озрождени€ швейцарские города в основном сохран€ли свой облик, сложившийс€ в период средних веков. Ќовое строительство долго продолжало традиции поздней готики и в типах зданий, и в их планировке. ¬ли€ние ренессансной стилистики про€вл€лось лишь временами, и хот€ ранние пам€тники ее относ€тс€ к началу XVI в. (ратуша в Ѕазеле, Ѕазельские ворота городских укреплений в «олотурне), распростран€лась она медленно. √лавной сферой ее применени€ стали архитектурный декор и орнаментика, росписи, украшавшие фасады отдельных зданий, фонтаны в виде колонн, увенчанных скульптурой, установленные в честь покровителей Ч св€тых на площад€х и улицах городов. “радиции сохран€лись особенно прочно при постройке или обновлении культовых сооружений. –едкими исключени€ми стали храмы городов на территории, приграничной с »талией, Ч в Ћугано, Ћокарно, –ива-—ан-¬итале. “ак, в Ћугано фасад готического собора —ан-Ћоренцо был заново богато декорирован в ренессансном духе. ¬ целом, однако, новые ве€ни€, сочетавшиес€ с чертами позднеготической архитектуры, начали нарастать лишь с 70-х годов XVI в., наложив отпечаток на возведение или перестройку городских ратуш, зданий арсеналов и ремесленных корпораций, торговых и жилых домов. Ётот процесс раст€нулс€ надолгоЧ обращение к элементам ренессансной стилистики продолжалось в Ўвейцарии и в XVII в.

ѕрактически никаких перемен не принесло XVI столетие в уже сложившиес€ типы поселений и жилищ в горных и плоскогорных сельских местност€х Ўвейцарии.  ак и в соседней јвстрии, в “ироле, широкое распространение получили здесь двухэтажные Ђальпийскиеї дома, низ которых выкладывалс€ из каменных блоков, а верхний этаж был дерев€нным, с пологой крышей, укрепленной камн€ми от сильных ветров, ливней и снеговых оползней. ѕод ней в таком доме размещались комнаты и отделенные от них кухней хоз€йственные помещени€ Ч гумно, стойла дл€ скота, сараи. ¬ разных районах Ўвейцарии и постройки были неодинаковы: в кантоне Ѕерн сельские дома обычно представл€ли собой срубы в 4Ч5 этажей, нижний из которых служил погребом, а верхние Ч дл€ жиль€ и хоз€йственных нужд, в кантоне √раубюнден типичный дом был каменный, с просторной кухней в центре первого этажа. ¬ горах Ч јльпах, ёра, Ч куда с июн€ до но€бр€ уходили со стадами пастухи, постепенно поднима€сь от пастбища к пастбищу, сто€ли их бревенчатые небольшие хижины, пустовавшие в остальное врем€ года. »х крыши с высокими крутыми скатами закрепл€лись камн€ми. ¬озвраща€сь в долины, пастухи оставл€ли на столах хижин немного еды дл€ горных духов и молились о благополучии своем и скота, перемежа€ перечисление множества христианских св€тых с заклинани€ми на древний €зыческий лад от хищников, дракона, каменных обвалов и снежных лавин.

√лавные достижени€ швейцарского изобразительного искусства эпохи ¬озрождени€ были св€заны, как и в √ермании, с первой третью XVI в., хот€ зарождение нового отношени€ к окружающему миру сказалось уже в первой половине XV в. Ќемецкий художник  онрад ¬иц, работавший в Ѕазеле, в своей алтарной живописи создал в сцене чуда один из первых европейских пейзажей с изображением конкретной местности Ч берега ∆еневского озера (1444). ¬ конце века р€д мастеров ‘рибура, Ѕерна, Ѕазел€, ÷юриха обратились в живописи, в основе еще готической, к попыткам достоверной передачи сцен в интерьере и на фоне природы.

ќдним из самых талантливых художников первых дес€тилетий XVI в. был ”рс √раф (1485Ч1527 или 1528). ќн вел бурную жизнь, нанималс€ ландскнехтом в войска, сражавшиес€ в »талии и ‘ранции. ¬ своих темпераментных, полных динамики рисунках, нередко служивших также дл€ изготовлени€ гравюр, он создал наве€нные натурой, но не чуждые и фантазии образы воинов-наемников, куртизанок, кресть€нских пар, сцен лагерной жизни. ќбращалс€ он и к аллегори€м, библейским темам, декоративным мотивам.

 

 

 

”рс √раф. Ћандскнехты.

–исунок. 1515 г.

 

”же упоминавшийс€ Ќиклас ћануэль ƒойч, который с 1522 г. зан€лс€ драматургией, до этого про€вил себ€ в искусстве рисунка, живописи, витража. ќн делал настенные росписи на тему Ђѕл€сок смертиї, дл€ которой нет различий в сословном положении, профессии, возрасте людей, создавал алтарные образы св€тых и картины на италь€нский лад с античными геро€ми (в современных одеждах). ¬ графике он обращалс€ к правдивому до жестокости изображению солдатской и лагерной жизни и, в отличие от ”рса √рафа с его легкими, тонкими рисунками пером, использовал резкий, грубоватый по выразительности €зык. ќбоих художников сближал интерес к композици€м с пейзажем как средой действи€.

≈ще большую роль пейзаж играл в творчестве третьего видного швейцарского мастера этого времени, √анса Ће€ ћладшего (ок. 1490Ч1531). ќн также не раз участвовал в качестве наемника в военных походах. Ћей писал картины на батальные и мифологические сюжеты, но лучшими его создани€ми стали пейзажи Ч зарисовки с натуры, фоны картин, фантастические ландшафтные образы, сплавленные из живых наблюдений. ќн умел глубоко раскрыть поэзию жизни природы и любовь к ней роднила его искусство с творчеством немецкого художника јльтдорфера и мастеров пейзажа Ђƒунайской школыї.

—амым крупным художником, работавшим в Ўвейцарии в XVI в. был √анс √ольбейн ћладший (1497/1498Ч1543). ¬месте с рано умершим братом јмброзиусом, создателем живописных и графических портретов, он в 1515 г. приехал в Ѕазель из југсбурга, где оба брата учились у отца, портретиста и автора р€да алтарей. √ольбейн принадлежал уже к иному поколению мастеров, чем ƒюрер, и сумел придать завершенную форму новому ренессансному стилю, который ƒюрер вырабатывал так трудно и напр€женно. —пособствовала этому и поездка √ольбейна в —еверную »талию, где он мог непосредственно познакомитьс€ с ренессансным искусством этой страны. ќн путешествовал также во ‘ранцию, выезжал дл€ работы в јнглию, и провед€ в Ѕазеле в общей сложности 13 лет, с 1532 г. переселилс€ в Ћондон, где стал придворным живописцем √енриха VIII. √ольбейн был разносторонним художником: он создавал монументально-декоративные работы, расписыва€ фасады домов в Ћюцерне и Ѕазеле, большой зал базельской ратуши, а позже Ч Ђ—тальной дворї немецких купцов в Ћондоне, и он же виртуозно выполнил из€щные, полные иронии и юмора рисунки на пол€х изданий Ђѕохвалы √лупостиї Ёразма –оттердамского, серию гравюр Ђѕл€ски смертиї, рисунки дл€ гравюр книжного оформлени€ и дл€ изделий прикладного искусства. ќн в равной мере владел искусством живописи и графики, был создателем алтарных образов, картин, панно, но главную славу ему принесли портреты Ч парадные, интимные, групповые, детские, портреты придворной знати, купцов и других горожан, иностранных послов, гуманистов, с которыми он дружил Ч Ёразма, “омаса ћора, Ѕонифаци€ јмербаха. √ольбейн был мастером глубоких и объективных характеристик людей, он умел без идеализации раскрывать неповторимо индивидуальное своеобразие личности. —амый Ђренессансныйї из художников

 

 

√. √ольбейн ћладший.

ѕортрет Ѕонифаци€ јмербаха.

1519 г., дерево, масло.

ѕубличное художественное собрание,

Ѕазель.

 

немецко€зычного региона, он сто€л в нем особн€ком, так как его образы, как правило, были лишены драматизма, широко распространенного в искусстве √ермании и Ўвейцарии, и в меньшей мере св€заны с готическими традици€ми, чем у его современников.

¬ли€ние √ольбейна, особенно сказавшеес€ в јнглии, где в ту пору еще не было собственных художников его масштаба, в Ўвейцарии ощутимо про€вилось в развитии портрета. ¬оздействие √ольбейна заметно в творчестве крупнейшего цюрихского портретиста √анса јспера (1499Ч1571), писавшего портреты ÷вингли, и в искусстве работавшего в Ўафгаузене и ÷юрихе “обиаса Ўтиммера (1539Ч1584).

–еформаци€, лишив мастеров искусства церковных заказов, особенно на живописные и резные дерев€нные алтари, сузила возможности привычного приложени€ сил художников, но все же не была главной причиной общего упадка изобразительного искусства в Ўвейцарии во второй половине XVI в.: ведь этот процесс происходил и в католических област€х. ѕодобно √ольбейну, из Ўвейцарии уезжают п поисках более выгодной работы Ўтиммер и еще раньше Ч его ровесник …ост јмман (1539Ч1591). ќба отправл€ютс€ в √ерманию. јмман

 


 

…ост јмман.  нигопечатник.

√равюра на дереве. 1568 г.

 

 

создает в Ќюрнберге р€д обширных серий гравюр на дереве, в том числе серию из более чем сотни композиций с представител€ми различных сословий и ремесленных профессий, обрисованных в характерном дл€ них бытовом и трудовом окружении. ѕодписи к этим гравюрам сделал в стихах √. —акс. јмман изображал также в маньеристическом духе сцены верховой езды, игры в карты, охоты, разнообразие женских костюмов, разновидности гербов. »нтерес к типам, костюмам, быту вытесн€ет здесь ренессансный интерес к индивиду. Ёто своеобразное развитие на новый лад тех традиций изображени€ пестрой и многообразной жизни людей, которые еще в русле поздней готики про€вились в швейцарских иллюстрированных хрониках XV в., в том числе в ЂЋюцернской хроникеї ƒибольда Ўиллинга.

¬ отличие от изобразительного искусства, декоративно-прикладное искусство Ўвейцарии упадка во второй половине XVI в. не переживает. ќно сохран€ет традиционно высокий технический уровень, к концу века все тире использует прихотливую, изощренную маньеристическую орнаментику. ¬ народном творчестве домотканные костюмы, керамику, дерев€нные (с резьбой) предметы домашнего обихода и кухонной утвари украшают, как это делалось веками, геометрическими, реже растительными орнаментами, симметричными композици€ми с птицами, животными, фигурками людей у Ђдрева жизниї. Ёти традиции мало измен€тс€ до конца XVIII Ч начала XIX в.

 

√лава 5

 

 

 ”Ћ№“”–ј Ќ»ƒ≈–ЋјЌƒќ¬

¬  ќЌ÷≈ XVЧXVI в.

 

Ќазвание ЂЌидерландыї (ЂЌижние землиї) получил в средние века комплекс территорий, расположенных в низовь€х –ейна, по побережью —еверного мор€ и вдоль рек Ўельды и ћааса. Ёто области современных Ѕельгии, Ќидерландов, Ћюксембурга и небольшой части северо-восточной ‘ранции. ¬ XV в. большинство нидерландских земель входило в состав герцогства Ѕургундского. ≈го властитель  арл —мелый пыталс€ создать крупную европейскую державу, сопернича€ с ‘ранцией, но в 1477 г. погиб, и в результате брака его единственной наследницы ћарии Ѕургундской с ћаксимилианом √абсбургом Ќидерланды вскоре вошли в состав —в€щенной –имской империи. ѕри внуке ћаксимилиана,  арле V, Ќидерланды как одна из отдельных составных частей его гигантских владений были расширены за счет присоединени€ к ним с севера еще шести областей. ѕосле отречени€  арла V от престола страна в составе 17 провинций была унаследована в 1556 г. сыном  арла, королем »спании ‘илиппом II. Ќаселение Ќидерландов составл€ло тогда почт€ 3 млн. человек. ѕлотность его была очень велика, в стране насчитывалось около 300 городов и 6500 деревень. „исло жителей главного порта страны јнтверпена превысило в 1550 г. 190 тыс€ч. ѕо уровню развити€ городов и их культуры Ќидерланды уступали в ≈вропе только »талии.

–аспространение –еформации, в том числе кальвинистской, вызвало в Ќидерландах при ‘илиппе II воинствующем католике, особенно жестокие преследовани€, обострившие обстановку в стране. ¬ 1566 г. выступлени€ми двор€нской оппозиции и иконоборческими движени€ми в разных городах началось восстание в Ќидерландах, которое переросло в зат€нувшуюс€ на дес€тилети€ освободительную войну против гнета испанцев. ¬ 1579 г. южные провинции, отказавшись от дальнейшей борьбы, пошли на соглашение с ‘илиппом II и остались под его властью, в то врем€ как группа северных провинций создала собственную республику и низложила ‘илиппа II. ѕосле вооруженной борьбы »спани€ в 1609 г. была вынуждена заключить перемирие с непокорными, а в 1648 г., после “ридцатилетней войны в ≈вропе, –еспублика —оединенных провинций получила международную юридическую санкцию своей независимости.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 375 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

746 - | 566 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.