Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«ан€тие 13. 5 проектирование деловых игр




 

¬водные замечани€. ƒеловые игры - эффективный и широко распространенный метод решени€ производственных, учебных и исследовательских задач. ѕроизводственные деловые игры используютс€ дл€ совершенствовани€ и отработки существующих организационных, управленческих и технологических процессов, а также дл€ обеспечени€ внедрени€ новых организационных и управленческих систем (инновационные игры). ¬ исследовательских цел€х деловые игры конструируютс€ как техническа€ и организационна€ база социальных исследований, в том числе и психологических.

Ќаучный результат в исследовательских деловых играх может быть получен путем: а) наблюдени€ за течением эксперимента в ходе существующих или специально сконструированных деловых игр; б) вы€влени€ предпосылок решени€ проблем в процессе построени€ новой игры с участием экспертов (игра как разновидность стандартизованного интервью), при этом используютс€ так называемые каркасные игры (каркасна€ игра - это абстрактна€ игрова€ схема, которую можно наполн€ть различным предметным содержанием, бытовой пример такой игры - кроссворд), число каркасных игр на сегодн€шний день сравнительно невелико; в) использовани€ деловых игр как средства организации междисциплинарного общени€ экспертов и исследователей в цел€х моделировани€ сложных систем, в том числе социально-экономических.

¬ прикладных психологических исследовани€х деловые игры используютс€ как средство решени€ задач психодиагностики, профотбора, психологической аттестации кадров, проектировани€ систем Ђчеловек-машинаї профессиональной подготовки, коррекции семейных отношений и т. д. »меютс€ примеры стандартизации игр как психодиагностического средства.

Ќа практике деловые игры используютс€ прежде всего не в исследовательских или производственных, а в учебных цел€х (особенно в системах переподготовки и повышени€ квалификации кадров).

ƒелова€ игра как активный метод обучени€ имеет синтетический характер и включает в себ€ большой набор процедур, причем некоторые из них (анализ конкретных ситуаций и ролевые игры) могут производитьс€ и отдельно, вне деловой игры, и €вл€ютс€, в сущности, ее упрощенными формами (вариантами).

¬ основе анализа конкретных ситуаций как активного метода обучени€ лежат те же принципы, что и в деловой игре: принцип проблемности, принцип диалогового (или мультилогового) общени€ и взаимодействи€ партнеров. ќднако, в отличие от деловых игр, при анализе конкретных ситуаций вс€ информаци€ по проблеме должна быть собрана до прин€ти€ окончательного решени€, в то врем€ как деловые игры - это многошаговые итеративные процедуры, имитирующие динамику управл€емого процесса в сжатом масштабе времени и Ђохваченныеї обратной св€зью. ƒл€ метода анализа конкретных ситуаций нехарактерно также разделение обучающихс€ по рол€м. ¬ведение разделени€ по рол€м в проблемной ситуации позвол€ет учесть не всегда совпадающие интересы и различие функций участников игры, плюрализм точек зрени€ на проблему. ќднако принцип ролевого взаимодействи€ позвол€ет лишь фрагментарно, в очень свободной и плохо контролируемой форме отразить суть де€тельности - прототипа игры.

√лавным принципом деловых игр €вл€етс€ имитационное моделирование как объекта, так и структуры профессиональной де€тельности, Ђпод которуюї строитс€ делова€ игра, т. е. по существу задаетс€ предметный и социальный контекст игры, что позвол€ет назвать ее контекстным обучением. »менно последний методический принцип дает возможность перейти от аналитического овладени€ декларативным знанием к активному построению синтетических индивидуальных и групповых концепций, охватывающих раз-ноплановые знани€, уточнить в заданном контексте понимание предмета.

 лючевым и наиболее трудоемким моментом в разработке деловых игр €вл€етс€ построение качественной или количественной модели предметной области, ограниченной рамками профессиональной де€тельности. ¬ деловой игре, в отличие от чисто имитационного моделировани€, это делаетс€ в форме игрового имитационного моделировани€ - введени€ элементов и св€зей игровой модели: целей, ролей, действий, правил (ограничений), св€зей между переменными объектами игры (вплоть до логико-математических моделей объекта - Ђмоделей откликаї), св€зей между игровыми элементами и т. п. ¬ отличие от ролевых игр, в игровом моделировании воспроизводитс€ динамическое взаимодействие целостной системы ролей.

ѕри разработке деловых игр системное представление объекта и содержани€ профессиональной де€тельности переводитс€ в конструкцию игры, котора€ может быть Ђжесткойї или Ђсвободнойї.  онструкци€ игры €вл€етс€ Ђжесткойї, если в ней зафиксированы,и четко предписаны участникам игры роли, допустимые способы действий, средства, ресурсы, пор€док игры, а также формализован логический процесс перехода от принимаемых участниками решений к оценке последствий этих решений. Ђ—вободна€ї конструкци€ игры позвол€ет использовать опыт и творческий потенциал участников при решении нестандартных проблем.

÷ель зан€ти€. ќзнакомить с методикой разработки деловых игр. «ан€тие проводитс€ в форме Ђделовой игры дл€ разработчиков деловых игрї. ¬ основу методики положен способ описани€ игры, предложенный –. ƒьюком.

ќбеспечение. ƒл€ проведени€ зан€ти€ необходимо: а) выбрать в качестве прототипа и отправной точки дл€ разработки одну из существующих деловых игр, используемых в области спорта, управлени€ (игры Ђјстраї, Ђ–обинзонї и т. п.), подготовки операторов, следственных работников, дл€ психодиагностики (игры Ђ оридорї, Ђ“»√–јї - в диагностическом варианте). и т. д.; б) при разработке игры подготовить бланки дл€ системного представлени€ проблемы и игровой модели; в) подготовить необходимую документацию дл€ проведени€ испытани€ игры; г) в случае проведени€ деловой игры с применением компьютера - соответствующее программное обеспечение.

ѕор€док работы. –абота выполн€етс€ в группах численностью от 7 до 15 человек. √руппы разбиваютс€ на подгруппы, параллельно выполн€ющие задание.  ажда€ подгруппа готовит свой проект игры, а затем реализует его с привлечением в качестве участников игры членов из других подгрупп. “аким образом, кажда€ подгруппа разрабатывает проект и проводит испытание. –абота предполагает три этапа.

Ќа первом этапе участники знаком€тс€ со схемой проектировани€ и конструировани€ игры, получают информацию по опубликованным играм или описани€ игр и выбирают одну из них в качестве прототипа разрабатываемой игры.

Ќа втором этапе они знаком€тс€ с описанием игры, определ€ют цели и задачи игры, исход€ из особенностей профессиональной де€тельности, имитируемой в игре, назначени€ самой игры (учебна€, исследовательска€, производственна€), а также характеристики контингента потенциальных участников игры. «атем по приведенной ниже схеме провод€т проектирование игры и выбирают игровые техники. ¬торой этап заканчиваетс€ обработкой результатов проектировани€, анализом и обсуждением проектов игры, разработанных в подгруппах.

“ретий этап - испытание игры (ее конкретна€ реализаци€ в одной из подгрупп). ѕо итогам испытани€ провер€ютс€ адекватность оценок, данных проекту игры при обсуждении, реальные временные затраты на проведение игры, возникающие затруднени€, проводитс€ оценка игры участниками и распор€дител€ми (проектировщиками).

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 418 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

574 - | 516 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.