С недавних пор я потихоньку начинаю жалеть о том, что не собрался и не поехал на седьмой СКИФ (http://www.kuryokhin.com), который состоялся в апреле прошлого года. Впрочем, я аналогично сожалею о непоездке и на восьмой СКИФ в этом году. Хотя, о пропущенном фесте прошлого года я стал жалеть несколько больше, после того как получил из Питера вот этот вот компакт диск – «Симон Маг» (балет в одном действии с прологом и эпилогом).
О том, что премьера балета состоялась в рамках седьмого СКИФа мне было известно, поскольку рассказал об этом Юра Элик, занимавшийся свето- и видео-оформлением действия. А вот о том, что музыка к балету будет издана на компакт диске мне никто не говорил и поэтому, когда я увидел этот диск летом 2003 года, то был приятно удивлен. Отличный дизайн, подробный буклет – визуально всё сделано отлично. Сама музыка на диске меня напротив несколько разочаровала, обычный средне-стандартный джаз-рок, какой играли ещё в середине 70-х, хотя наверняка вместе визуальным рядом это воспринималось совсем по иному – именно поэтому я стал сожалеть о том, что не присутствовал на фестивале и не видел всего действия одновременно с музыкой. Опять-таки качество записи меня разочаровало своей прямолинейностью и плоским звуком, впечатление такое, что писано это было в режиме live in studio на счет «раз, два, три – поехали!» без особенного редактирования получившегося материала. А жаль. Всё можно было сделать гораздо интереснее. Ниже я привожу содержание балета, чтобы можно было всё-таки понять, что же там такое происходило.
Все приведенные фотографии взяты вот отсюда: http://www.hor-music.ru/foto/SKIF-7/Simon%20Magus/ там их кстати ещё 38 штук разных
АТ (20 ноября 2003 г.)
СИМОН МАГБалет в одном действии с прологом и эпилогом (p)+(c)2003 ХОР HCD080 www.hor-music.ru
01. prologue pt. 1 [01:53] 02. prologue pt. 2 [02:56] 03. simon [03:23] 04. desert [04:34] 05. simon`s dream [03:32] 06. intrlude I [01:31] 07. fire dance [02:59] 08. the first emanation [03:32] 09. march [05:11] 10. interlude II [02:12] 11. dance of disciples [04:17] 12. simon and the moon [02:55] 13. helena (vision) [03:25] 14. tyre city [02:58] 15. dance of the slave girls [06:13] 16. interlude III [01:25] 17. rome [06:25] 18. simon`s ascent [02:18] 19. epilogue [01:41]
duration: 63’28
Действующие лица: Симон Маг, Елена, Единица, две пары Сизигий, ученики восточной секты, невольницы.
Ансамбль Дмитрия Каховского: Виталий Кучеров эл.гитара, манок Михаил Коловский туба, вокал Алексей Плюснин синтезатор Поливокс, флейта Маркус Годвин барабаны, электронная перкуссия Павел Возлинский перкуссия Дмитрий Каховский бас гитара, виолончель, синтезатор Электроника, перкуссия
Записано 22 февраля 2003 в IRSS, ЛДМ, Ст.Петербург, Россия Запись Ричард Дойч Сведение, мастериг Дмитрий Ялкин
Фотографии, дизайн обложки - Юрий Элик Либретто - Юля Ли
На авансцене перед зрителями разворачивается картина мистерии: среди первородного океана возникают светила, планеты, разновеликие космические тела. Фривольные танцы и пантомима сопровождают обряд: из фрагментов вселенной образуется человек. Танцовщики выносят части его огромного тела. Вот он появился, Первочеловек. Его лоб - созвездие, ребра - перистые облака, ноги - скалистые кряжи. Смейтесь, о боги! Смейтесь, зрители! Смейтесь, чтобы вкусить горечь дальнейших превратностей судьбы.
Символическая картина дороги. Человек по имени Симон в пути долгие годы. Близок конец его странствиям, а он так и не знает, кто он такой и куда идет. Справа и слева в кривых зеркалах дублируется и по своему искажается каждое движение Симона, знаменуя сомнения и страх.
Симон бредет по пустыне. Время захватывает все его мысли. Поднимается ветер, песок несется со всех сторон, Симону кажется, что он попал внутрь песочных часов, отсчитывающих время его жизни. Он поглощен этим образом. Движения Симона становятся суетливы и неточны. Песок забивает глаза, не дает дышать.
Симон погружается в полусон. Ему слышатся потоки воды, словно вода переливается во множестве чаш. Все вокруг изменяется. И его собственное тело принимает форму чаши, и так, открывшись потокам предвечного, замирает. Что с ним? Превращения стремительны и неизбежны. Руки топорщатся ломкими прутьями, нос заостряется орлиным клювом, туловище - нильский крокодил - неповоротливо и твердо. Симон видит себя: да, он куст, и орел, и нильский крокодил, он богиня Деметра и римский воин. Ему представляется, что он великий кудесник и может оживлять мертвых. И, страшно сказать, на секунду ему кажется, что он Христос, что Христос - именно он. Внезапно все исчезает, и Симон впадает в беспамятство.
Полная тишина и темнота. Музыка огня, пожирающая и созидающая, опасная и притягивающая, не поддающаяся осмыслению и гармоничная, врывается в сознание Симона. Вот этот первоэлемент, породивший все и вся, все и вся уничтожающий! Огонь, Солнце. Звук тонкий и непереносимый - из лона Солнца появляется Единица. Она величественна и совершенна. В ней содержится вся полнота бытия. В ней соединено женское и мужское.
Звучит марш. Единица преобразуется в пару-сизигию. Сизигии - это муже-женские пары, мужской элемент которых символизирует потенции Божества, женский - его признаки. За первой сизигией следует вторая. В марше сизигии выстраиваются в геометрические фигуры. Движения точны и магнетичны. Медленный темп ритуального марша завораживает. Марш завершается построением совершенного квадрата.
Теперь мы видим Симона. Он, вместе с учениками одной из восточных сект, погружен в глубокий сон. Близко пробуждение. Сизигии растворяются в пламени Солнца. Действительность возвращается. Там, где находилось Огненное Божество Солнца, оказывается куст терновника, пятно жалкой растительности среди пустыни. Ветер еще не утих. Песок движется по пустыне, доносится его, похожее на шум прибоя, шипение. Ученики стараются повторить увиденное во сне, воспроизвести движения сизигий. Но как им справиться с материей, окружающей их? Ритм ускользает. Ученикам не повторить марш. Единица исчезла и стерся ритм.
Симон продолжает свой путь по пустыне. Еще ранний вечер. Песок, белесое небо и огромная полная луна. Зачарованный ее светом, Симон вспоминает сон. Жар Огня обжигает его. Луна поможет ему познать Огонь Солнца! Танец Симона посвящен творящему Божеству. Луна смотрит на танцующего в экстазе Симона и дарит ему свой луч - Елену.
Танец видения-Елены. Елена ступает по лунным кольцам, спиралью закрученным, уходящим в неведомый центр между землей и небом. Она танцует по прозрачным змеевидным кольцам, спускаясь с безоблачной вышины на землю, подымаясь снова и спускаясь, и так круг за кругом.
Сердце Симона горит. В нем бушует огонь любви. Теперь он знает, как обрести гармонию. Найти Елену!
В поисках Елены Симон попадает в город Тир. Здесь много мест, где может отдохнуть душой и телом, вкусить негу и римлянин и иудей. Симон у всех встречных спрашивает о Елене. Жители Тира знают только одну Елену, рабыню из публичного дома.
Танец рабынь. Которая из них? Симон выбирает прелестницу и просит назвать ее имя. Он нашел ее! Симон уводит Елену из публичного дома.
Симон приходит с Еленой в Рим. Ему представляется, что вместе они составляют совершенную пару-сизигию. Он готов забраться вместе с Еленой по небесной спирали в обитель богов.
Симон должен доказать всем жителям Рима, что он владеет частицей божественного огня. Все увидят, как он полетит над Римом. Он, Симон Маг. И опять, как когда-то в пустыне, у него закралась мысль, что Христос - это он. Вот этот последний виток спирали, мерцающий, словно змеиная чешуя. Навстречу творящему огню Солнца! Стремительный, одержимый танец человека, возомнившего себя равным Божеству. Разбился Симон.
Трагическая нота кульминации сменяется ироничными, насмешливыми мотивами Эпилога, напоминая зрителям, что трагедия разыграна, и пора, веселясь, воздавать богам хвалу и возвращать первообразной стихии луну, звезды, прочие светила. Пришло время, и тело Первочеловека должно быть разъято на части.
Радуйтесь, о боги! Смейтесь, зрители! Смейтесь, чтобы позабыть горечь пережитых превратностей судьбы.
SIMON MAGUSmusic by D.Kakhovsky One-act ballet with a prologue and an epilogue. Characters: Simon Magus, Helena, First Emanation, Syzygies, oriental sect followers, slave girls in a brothel.
A mystery play is performed on stage before spectators: in the middle of the primal ocean stars, planets and other heavenly bodies appear. Frivolous dancing and pantomime accompany the ceremony: A human is formed from the fragments of the universe. Ballet dancers assemble his huge body. He has come: the primal human. His forehead is a constellation, his ribs are fleecy clouds, his legs are rocky mountains. Laugh, oh gods! Laugh, spectators! Laugh, because the following vicissitudes of fate will leave their bitter taste.
A symbolic scene of a road appears. A man named Simon has been on his way for many years. His wanderings are drawing to an end and he still does not know who he is and where he is going. Each of Simon`s movements is reflected and distorted by mirrors on his left and on his right in various ways, which symbolizes his uncertainty and fear.
Simon strolls pensively through the desert. Time captures his thoughts. The wind rises. A sand storm rages. It seems to Simon that he is inside some kind of hourglass, counting off his lifetime. He is carried away by this image. Simon`s movements become messy and inaccurate. The sand blocks his eyes and he feels as if he is suffocating.
Simon drifts into semi-concsiousness. He hears the sound of streams murmuring as if the water was flowing from many chalices. Everything changes around him. His own body transforms into a chalice, opens up to the eternal flow and freezes. What is happening to him? The transformations are swift and inevitable. His hands stick out like fragile branches, his nose becomes a sharp eagle`s beak, and his trunk, a Nile crocodile. Slow and clumsy, Simon watches himself: yes, he is a bush, an eagle and a Nile crocodile, he is the goddess Demeter and a Roman warrior. It seems to him that he is a great wizard that can bring the dead back to life. It`s terrible to say but for a moment it seems to him that it is he who is Jesus Christ and Jesus Christ is he. Suddenly everything disappears and Simon loses consciousness.
It is absolutely quiet and dark. The music of the fire, devouring and creating, dangerous and magnetic, incomprehensible and harmonious bursts into Simon`s mind. Here it is, the first element, the primal element that caused everything and destroys everything! The Fire, The Sun. The sound is shrill, thin and unbearable: The First Emanation emerges from the Sun`s bosom. It is majestic and perfect. It contains the whole completeness of existence. It combines the primal female and male essences.
A march is heard. The First Emanation transforms into a syzygy. Syzygies are male-female couples, where the male part symbolizes the Deity`s potency and the female one, his attributes. The first syzygy is followed by the second one. While marching the syzygies form some geometric figures. Their movements are precise and mesmerising. The slow pace of the ritual march entrances and hypnotizes. The march finishes with the marchers forming themselves into a perfect square.
Now we can see Simon. He is in a deep sleep together with the followers of some oriental sect. They will soon wake. The syzygies are enveloped into the Sun`s flames. Reality returns. In the place where the Fiery Sun Deity was, a blackthorn bush appears, a pitiful green spot amidst the desert. The wind still hasn`t abated. The sand drives over the dunes and one can hear it swishing like the wash of waves. The followers try to recreate the vision they saw in their sleep, to reproduce the syzygies` dance. But, in such material conditions, how could they hope to succeed? The rhythm escapes. The followers can`t repeat the march. The First Emanation has disappeared and the rhythm is lost.
Simon keeps on walking through the desert. It is still the early evening. There is only the sand, the luminous sky and the huge full moon. Charmed by its light, Simon remembers his dream, the Fire burns him. The moon will help him comprehend the Fire of the Sun. His whirling dance is dedicated to the Deity of creation. The moon watches Simon`s ecstatic dance and sends him his beam - Helena.
The vision of Helena appears. Helena descends the spiral moon rings, leading to the invisible center between the earth and the sky. She dances on the transparent snake-like rings spiraling down from the cloudless heights to Earth, ascending and descending again, ring by ring.
Simon`s heart burns. The love fire rages inside him. Now he knows how to find harmony. Find Helena!
After a long time searching for Helena, Simon enters the city of Tyre. There are many places here where both a Roman and an Israelite can find rest for body and soul and enjoy many comforts. Simon asks everyone about Helena. Tyre residents know only one Helena, a slave girl in a brothel.
Dance of the slave girls. Which one is Helena? Simon chooses one of them and asks her her name. He finds her! Simon takes Helena away from the brothel.
Simon and Helena come to Rome. He believes that together they make up a perfect syzygy and he is now prepared to climb, with Helena, the sky spiral to the heavens.
Simon needs to prove to all the citizens of Rome that he possesses a part of the divine fire. Everyone will see him flying over the city; him, Simon Magus. Again, as when he was in the desert, the thought crept into his mind that he is Christ. Finally he reaches the last spiral coil glistening like snake scales. Up and up he goes to meet the all-creating fire of the Sun! Impetuous and possessed is the dance of the man who dares to believe himself equal to a Deity. Simon falls.
The tragic culmination is followed by an ironic and sarcastic epilogue reminding the spectators that the tragedy has played itself out and it is time to enjoy themselves again, praise the gods and return the moon, stars and other bodies to the primeval chaos. The time has come to dissemble the body of the primal human.
Rejoice, oh gods! Laugh, spectators! Laugh in order to forget the bitter taste of the past vicissitudes of fate.
Dmitriy Kakhovskiy Ensemble: Vitaliy Kucherov el.guitar, quail-pipe Mihail Kolovskiy tuba, vocal Alexei Plusnin Polyvox synthesizer, flute Marcus Godwyn drums, electronic percussion Pavel Vozlinskiy percussion Dmitriy Kakhovskiy bass guitar, cello, Electronica synthesizer, percussion
Recorded 22 february 2003 at IRSS, LDM, St.Petersburg, Russia Recording Richard Deutsch Mix, mastering Dmitriy Yalkin
Photos, cover design Yuri Elik Libretto Yulia Li
Simon Magus Project
Live in Helsinki, 1999
Forces of Light Festival, 11.12.1999 1: FM1 (6:52) 2: Titanic (8:17) 3: LOOK (9:25) 4: Psilocybine (16:53) 5: Hu-Nju-Hu-Nju (6:48) (video - 16,7MB) 6: Incantation (7:33) 7: Pulse (1:59) 8: Sva (11:12) длительность: 67:15 mastered by Sergey RADOVSKY photos & design by Yuri ELIK (c) 2000 by 2012 Group 2012 is a multimedia project that in its performances creates combined psychedelic audio-visual environment using noise ambient and ethnic music, 3D sound, video, computer and slide projections. It was created in 1998 and made its debut on December of the same year with PRA-IMAGES installation in Alt-Gallery 103 on Pushkinskaya 10 (Free Culture Foundation) in St.Petersburg, Russia. In 1999 we played at Solipse Festival in Ozora, Hungary, and Forces of Light Festival in Helsinki, Finland. We are open for colaboration, if you have some interesting ideas, e-mail us [email protected] Tanya SVAHA - voice Sergey RADOVSKY - audio space Vadim KOUZENKOV - multimedia performance Yuri ELIK - computer performance, slides Sonia NELJUBINA - slides Alexei LYSENKO - e-bow 2012 releasesAUDIO SILVAGEN 1999 Freakuency Modulation 1999 Live in Helsinki live 11.12.1999 2000 EAR-TH-PSY-CHE-DEL-I-CA live 25.12.1998 TBR VIDEO Live in Helsinki live 11.12.1999 2000 EAR-TH-PSY-CHE-DEL-I-CA live 25.12.1998 2000 Shadows of Shadows live 5.03.2000 2000 Что из себя представляет нечто, скрывающееся под таинственными цифрами 2012, можно понять из краткого пресс-релиза на английском языке, размещенного чуть выше. Переводить его нет смысла - всё и так понятно. О том, что такой коллектив существует на белом свете я не имел ни малейшего понятия, до тех пор пока Юрий Элик в ответ на мою просьбу о последнем компакте ОЛЕ ЛУКОЙЕ не предложил мне поменять "записи нового проекта, в котором он принимает участие" на "SATOR" MOON FAR AWAY. "Могу предложить пару новых компактов 2012, амбиентно / шумового / мультимедийного коллектива, в котором я сейчас участвую. Мы делаем представления, в которых музыка тесно сплетена с видео/компьютерным/слайд шоу. Музыку пишет Сергей Радовский (раньше работавший звукооператором Оле Лукойе, в частности на Ду-Ду-Ду), видео и общую режиссуру визуальной части делает Вадим Кузенков (он делает видеошоу Оле Лукойе), я отвечаю за компьютерную часть, а также делаю слайды (фотоаппаратом), большую часть слайдов рисует Соня Нелюбина. С нами играет на e-bow Леша Лысенко, а в последнее время еще поет Таня Сваха (которая поет и в Оле Лукойе). Мы выступали на нескольких фестивалях (в Венгрии, в Финляндии, последний - СКИФ4 в Питере), и выпустили частным образом несколько видео и CD, которые хотя и не дают полного представления о том, что мы делаем (для этого нужно побывать на нашем представлении), но являются, смею считать, достаточно интересными." Разумеется, я тут-же согласился. И большое Юре спасибо за такое роскошное предложение! Разумеется, зная о музыкальных интересах Юрия, об его общении с ОЛЕ ЛУКОЙЕ, я мог предполагать, что музыка должна быть необычной, этнической и с примесью психоделики. Но то, что я услышал на этом диске превзошло все мои самые смелые ожидания. Прослушивание диска началось с обычных ощущений: шумовые индустриальные импровизации звучали довольно традиционно и вроде-бы не располагали ни к чему неожиданному. Но потом вдруг появился диджериду (вернее это я подумал, что диджериду, а на самом деле сказали что это e-bow?), потом электрогитара, потом женский голос... И ещё какой голос! Это уже было что-то! К началу пятого трека я уже был совершенно вдохновлен и расслаблен, так что, когда началось нечто ритуально-ритмическое, впору было пускаться в танец!! Обложка компакта была сделана непосредственно из цветных кодаковских фотографий с этого хельсинского концерта и судя по буйству красок можно было себе представить насколько эффектно выглядел performance 2012 на самом деле. Размечтавшись в таких представлениях я совсем позабыл о фразе из Юриной записки: "Например, наш последний диск Live in Helsinki, там в качестве бонуса есть один видеоклип и фотографии с нашего концерта." И, кроме этого, не обратил внимания на маленькую строчку (ну о-очень мелким шрифтом) на самом диске - multimedia CD. А уж после того как понял, что упустил существенную часть содержания - немедленно засунул компакт в привод компутера. И правда - там кроме фотографий и информации на английском языке о проекте (а именно она приведена выше) действительно лежал фрагмент видеозаписи концерта - самая эффектная пьеса - "Hu-Nju-Hu-Nju"! Именно этот фрагмент, но с меньшим разрешением лежит у нас на сайте, можете скачать (если толщина канала у провайдера позволит) и посмотреть. Просто класс! Потрясающе! Бывал я на разных концертах, но вот такого трехмерного слайд-демонстрирования и визуализации я не видел нигде. И главное заключается в том, что всё это видеопредставление идет в качестве непосредственной составляющей собственно музыкальных импровизаций. Они (эти самые музыкальные импровизации) и сами по себе более чем убедительны, а уж вместе с объемным видеорядом оставляют в душе сильнейшее впечатление. Нечто подобное я испытал когда первый раз услышал HYBRYDS, привожу это имя не сравнения ради, а лишь для пущей убедительности своих непростых эмоций. Юра Элик сообщил мне также пару ссылок на интервью с участниками проекта 2012, которые размещены в И-нете на сайтах music.ru и минской Музыкальной газеты. (Старые ссылки сейчас уже не работают - примечание 2003 года). Оказалось очень любопытно и интересно. По крайней мере я теперь знаю, что могут обозначать цифры 2012. Два других присланных CD-R (концерт в Хельсинки, впрочем, тоже выпущен на CD-R), а именно альбомы SILVAGEN и FREAKUENCY MODULATION поразили в первую очередь особенной тщательностью ШУМА на протяжении всей своей длительности звучания. То, что при прослушивании через акустические системы, на первый взгляд кажется лишь назойливым жужжанием, при надевании на голову наушников оказывается целым миров, наполненным своеобразной жизнью вполне конкретных существ, производящих совершенно удивительные и порой весьма замысловатые тембральные комбинации. Здесь не всё просто так! АТ (август 2000)
TANQUAM - Artanasan
(c)2003 ORA Studio (p)2003 Cynfeirdd, France (Feirdd 003) Limited edition 141 copies, release date November 28, 2003
Tanquam it is questions posed to wind, earth, water and heaven: where are we from, who are we, where are we going and what is this all for? These are the questions we have not received an answer to.
1. svea / view upon woman’s balance (6’02) 2. esta / white bird flight (7’02) 3. dimiron / taking into the darkness (5’42) 4. artanasan / emperor’s gift (14’27) 5. rodved / warrior’s memory (17’16) 6. semper tempus / never-time (5’44) 7. road / path that chooses us (2’51)
Disc duration: 59’12
Рада Штыкова – vocal Вера Кукушкина – vocal Ирина Кузнецова – keyboards Александр Никитин – drums, percussion, keyboards, voice
All music composed, arranged, recorded and mixed by Tanquam at ORA studio (Ярославль) in 2001-2003
Cover design by Max (Zanzar) Rudanov
Tanquam contact: [email protected] Label: www.cynfeirdd.com
Наконец-то у Tanquam появился официально изданный на компакт-диске альбом! Пусть даже и limited edition! Зато красиво сделано и нормально распространяется на Западе. Тем более, что с изданием своих творений до этого ярославцам удивительно долго не везло. Ещё бы, коллектив существует уже десять лет, записано некоторое количество кассет (по моим подсчетам пять, причем каждая по 90 минут) с музыкой. И ведь с какой музыкой! Поэтому с 2000 года была начата активная подготовка материала с целью издать его в формате компакт-диска. Александр Никитин подошел к этому вопросу с точки зрения истинного перфекциониста, именно поэтому запись, перезапись, сведение и неоднократное пересведение давно сочиненного материала затянулись ещё на пару лет. Первоначальный вариант альбома я слушал в 2001-м году, именно эти предварительные варианты трех пьес “Dimiron”, “Esta”, “Svea” лежат у нас в мр3 архиве. Запись того варианта альбома лежит у меня где-то на мини-диске и, честно говоря, детального сравнения я не делал, но несколько отличий сразу же заметил: во-первых, немного изменена “Esta” (что, кстати говоря, планировалось), во-вторых изменен порядок пьес на альбоме, ну и в-третьих, самих пьес стало больше, добавлены “Semper Tempus” и “Road”.
Мои любимые пьесы на альбоме это несомненно “Artanasan” и “Rodved” и вовсе не потому, что они самые длинные. Фрагмент того, что потом органично эволюционировало в пьесу “Artanasan”, я первый раз услышал на сольном альбоме Ирины Кузнецовой “Katun-Ahau” (1995). К 1999 году пьеса была значительно доработана и записана на демо-кассету “The Wheel of Time” практически в том же самом виде, в каком она представлена на этом компакте. Пьеса “Rodved” присутствовала аналогичным образом на том же самом “The Wheel of Time”. Очень жесткая и трагическая музыка, одна из лучших в репертуаре Tanquam. Саму кассету “The Wheel of Time” мы с Алексеем Шептуновым восприняли сначала именно как законченный вариант альбома, а вовсе не как демо-запись. Именно поэтому возник легкий элемент непонимания в отношении с Ириной Кузнецовой, которая написала мне весьма гневное письмо по поводу наших с Лешей впечатлений, размещенных на «первом» сайте Результатов. Позже мы ситуацию прояснили и на этом конфликт был исчерпан, но записка та у меня продолжает храниться где-то в архивах.
В общем, я искренне поздравляю Tanquam с этим долгожданным релизом, отличная, сильная и гордая музыка, наконец-то воплощена в том виде, в каком она была задумана. Жаль только тираж небольшой, да к тому же продается только на Западе. Но, я думаю, что при желании (если оно у кого возникнет) всегда можно обратиться по указанному выше адресу электронной почты и упросить выжечь сидиарчик по сходной цене.
АТ (март 2004)
Ну а более подробно о предыдущих записях и деятельности Tanquam в целом можно прочитать в разделе "Обзоры" >>>>
САМКХА «Пилигрим»
(c)&(p) Landy Star Music & Electrus
1. Караван 2. Африка 3. Пять 4. Сыгыт (тувинская народная, аранжировка САМКХА) 5. Пилигрим 6. Бильдым (тувинская народная, аранжировка САМКХА) 7. Плясовая 8. Уно (африканская народная, аранжировка САМКХА)
1, 2, 3, 6, 7 – Евгений Жданов / Игорь Каим
Такой вот дисочек внезапно обнаружился мной на пластиночном развале в славном городе Иркутске. Дело было следующим образом: до самолета в родной Архангельск оставалось часов пять, денюшки были практически потрачены, а ничего такого-эдакого, что опосля бы находилось себе на полке шкафа с разными редкостями, свезенными из самых разных мест, в этом конкретном городе найдено и приобретено не было. Собственно, сам компактный прилавок в местном универмаге озирался мной уж и совсем безо всякого энтузиазма – как известно, во всех универмагах России выбор пластинок один и тот же – Верка Сердючка, Алсу да Metallica с Queen. Поскольку искать «специальный» музыкальный магазин времени не было, то слегка офигевший автор чуть не купил на память о далекой Ангаре сборник немецких маршей, каким-то чудом оказавшийся между дежурными депешмодом и дайрстрэйтсом. И тут я увидел этот компакт. Впервые о питерской группе САМКХА я прочитал, кажется, в журнале ФУЗЗ, что, впрочем, тоже уж совсем удивительно – явно не та епархия. После беглого взгляда на трек-лист пластинки желание приобрести ее выросло еще больше – оказалось, что на диске присутствуют тувинская и африканская народные песни, - ну до чего четкая рождается у путешественника ассоциация с сибирским Прибайкальем! В общем, отличный оказался диск – некая странная смесь этно-джаза, ритуального акустического транса ОЛЕ ЛУККОЕвского пошиба, «офисного» изи-листнинга и того, что нынешние одухотворенные любители world music и ароматических палочек называют странным словом fusion. Тувинское горловое пение, диджериду, красивейшие перкуссии и дудки – все на месте. Третий, самый джазовый, трек просто безподобен. Кстати, подобная смесь стилей вообще характерна именно для питерцев – для Москвы она с одной стороны слишком серьезна, а с другой – приносит мало денег. Прекрасная работа – легкая, красивая, но отнюдь не пустая по своему внутреннему наполнению. Остается только пожелать отцам-основателям САМКХИ Евгению Жданову и Игорю Каиму дальнейших успехов в звуко-виртуальном путешествии в корням чего б это ни было. Не удивлюсь, кстати, если увижу следующие диски коллектива выпущенными отличным и в лучшем смысле этого слова «космополитским» питерским лэйблом «Кайлас».
АШ (апрель 2004)
Вениамин Д`ркин "Запись для Дяди Коли"
(c)1997 Др (p)2000 ДрДом
01. Махабхарата [2’07] 02. Anno Domine [2’59] 03. С соком горького Аира [3’02] 04. ТиБиБо [2’29] 05. Хой [3’03] 06. Фома [2’28] 07. Кошка [2’47] 08. Скотник Саша [1’15] 09. Старуха [2’52] 10. Непохожая на сны [1’38] 11. Бесогон [2’07] 12. Мы туда не пойдем [2’08] 13. Крым [1’53] 14. Сестра [2’10] 15. ХиГ [2’47] + Бонус треки: 16. Завтра была война [3’02] 17. День Победы [3’26] 18. Чувак [2’40] 19. В прозе и стихах [1’56] 20. Воля что неволя [1’59] 21. Ал Сок [2’19]
Длительность: 51’06 Тираж: 300 пронумерованных экземпляров. Издание Фонда В. Дркина http://www.drdom.ru при поддержке Компании CD-Labs. Март 2002 г. Записано: в апреле 1997г Александр Литвинов (Веня Дркин) - гитара, вокал, Вероника Беляева - скрипка. Запись производилась в домашних условиях на магнитофон Элегия. Реставрация записи и дизайн: П. Глухов. Фото: М. Агеев, П. Глухов.
Эта запись была сделана весной 1997 года в Воронеже на репетиционной точке – в качестве «демо» для баяниста дяди Коли. Дядю Колю Дрантя с Вероникой увидели в подземном переходе и предложили ему играть в Д’ркин Бэнде... Однако, прослушав оную запись, дядя Коля участововать в проекте отказался, сославшись на «...детей кормить» и все такое... Что, несомненно, характеризует его как трезвого и здравомыслящего человека... Запись осталась. А дядя Коля до сих пор иногда играет в переходе под цирком... Бонус-треки – это песни, написанные примерно в то время (в марте-июне 1997 года) и сразу же напетые на тот же магнитофон.(сопроводительный текст – Петр Глухов)
Мне совершенно не хочется уподобляться всем тем, кто сейчас, после смерти Вени, то есть Саши Литвинова, стал взахлёб его расхваливать и восторгаться при каждом удобном и неудобном случае. Лучше я сначала расскажу о том, каким странным образом эта запись попала ко мне в руки.
В прошлом году (в 2003-м то есть) приезжала в Архангельск некая рок-группа из Актюбинска под названием «Адаптация». Разумеется сам я на такие концерты уже давно не хожу, поэтому рассказывать о том, что за песни распевала эта самая «Адаптация» не буду. На этот концерт ходила моя Марина. После концерта принесла вот эту вот кассету Вени Д‘ркина. Говорит, что ребята из «Адаптации» подарили, сказали, что здорово. Послушала она её сначала сама, а потом приносит мне и говорит – послушай, тебе должно понравиться, на Майка похоже и на БГ. Как будто я только и делаю, что Майка и БГ целыми днями слушаю. Но кассету взял и положил на полочку. Так она у меня на этой полочке и лежала наверное с месяц, всё никак послушать не мог собраться, хотя на оригинальность обложки и названия я внимание обратил сразу. Кассета, кстати говоря, оформлена гораздо интереснее, чем компакт – кадрирование обычной картинки с баянистом придаёт оригинальности, посмотрите вот сами. Потом я вытащил кассету и прочитал сопроводительный текст на обложке и он мне сразу же понравился. Хорошо написано. Вариант текста именно с кассеты приводится выше. Почему этот текст изменен на компактовом издании, причем в худшую сторону? А на сайте висит вообще какой-то нейтральный третий вариант. Странно как-то.. Решил послушать кассету и убедился в том, что издательство «Выргород» использовало какой-то неправильный корпус для кассету, чуть меньшего размера и он в моей кассетной деке играть не захотел. Что-то там трещало и скрипело, автоматика не могла сообразить какого типа (хромовая, метальная или нормаль) кассета, корпус меньше и микропереключатели в кассетоприемнике не срабатывали. Пришлось приклеить кусочки толстого скотча в нужные места, чтобы кассета заиграла. Но зато когда заиграла – я был просто сражен наповал! Ого-го! Какой там Майк и БГ! Паренек-то ой как не прост, да и не подаржает вовсе никому, а сам по себе оригинален. Послушал, сказал Марине спасибо – есть значит хоть какой толк от ребенка в семье! Кассетные издания я уже давно перестал покупать, тем более то, что попадает в категорию русского рока, так что самостоятельно я бы с этой записью никак не познакомился.
Чтобы не возиться каждый раз с неправильной кассетой, я переписал её на мини-диск, да так потом дальше и слушал. Слушал-слушал, получал удовольствие, а потом заинтересовался настолько, что решил посмотреть в И-нете о том, кто это такой славный парниша Веня Д’ркин. И, оппаньки, оказалось что он уже умер! Вот тебе и раз! И довольно давно, в августе 1999 года. Чего-чего, а такого я никак не ожидал и даже загрустил. В едином порыве заказал через сайт «Неформального фонда» (www.drdom.ru) все издания Вени на компактах (точнее на сидиарах). Петр Глухов на удивление быстро ответил и стремительно отправил диски. Я даже и передумать не успел.
И вот бандеролька приехала. Восемь дисков: «Крышкин Дом», «Концерт в Алчевске», «Концерт в Обнинске», «Концерт в ЦкиБ Апекс», «Концерт в Перекрестке» (видео мр4), «Домашний концерт в Старом Осколе», диск со всеми альбомами в мр3 и вообще, копией сайта (заказал по запаре, но пусть будет) и «Запись для дядяи Коли» разумеется. Издание сделаны силами Фонда, всё на сидиарах, в оригинального (и очень аккуратного) исполнения картоночках типа диджипак. Достойно. Молодцы.
Переслушав все диски я убедился в том, что именно «Запись для дяди Коли» нравится мне больше всего. И вовсе не потому, что я её первой услышал. Просто оказалось, что песен у Вени Д’ркина не так много, на всех концертах он поёт практически один и тот же репертуар, технически качественно записаны песни вообще только на одном диске, «Крышкин Дом» который. Так вот, на «Дяде Коле» все эти же самые песни исполнены наиболее эмоционально, с максимально душевным настроем, которого на других записях я почему-то не ощущаю. Опять-таки Вероника на скрипке на этой записи наиболее убедительна. Причем, хочу отметить, что абсолютно не портит дела даже качество записи магнитофона «Элегия»!
А какие чудесные у Вени оказались сказки! Любимая – «Про тараканчиков». А ещё рисунки! Веня оказался далеко не так прост, как это могло бы показаться. Остается только пожалеть о том, что я не узнал о его творчестве раньше...
Вы спросите – а песни? Что же всё-таки за песни у Вениамина? Тут я не буду ничего говорить, просто приведу пару текстов вот и всё. И вообще, если заинтересуетесь, сходите на сайт «Неформального фонда» (www.drdom.ru) и посмотрите, послушайте и почитайте всё сами. Да, кстати, все фотографии я взял оттуда, с этого самого сайта.
АТ (апрель 2004)
С СОКОМ ГОРЬКОГО АИРА- 1993 (октябрь)
С соком горького аира Тело шепоты впитало Все пути ведут в начало Ты дошел до края мира В точке между "есть" и "нету" В миг без ночи и без утра Богомолом - пустоцветом
Если выйдешь из начала Станет время изменений Самой чистоты кристалла Хватит чтоб родиться тени Первый шаг сминает травы И тогда роса от боли Станет каплями отравы
Спать забыл смыкая веки Остудил себя под утро В остановленные реки - Руки скрученные мудрой И у ног седые змеи Счет ведут чужим дорогам Только им мешать не смею
Толи высечен из камня Толи сотканный из ветра Тоньше самой тонкой ткани Светел и невидим…
ХОЖУ И ГАЖУ (ХиГ) - 1996, март
Мне сказали: "Пойди там клево" Я пошел туда а там гадко Я назад пришел и здесь гадко А мне сказали: "До тебя было лучше"
И теперь у меня одна загадка: Почему там где я там и гадко?
А может это я хожу и гажу Может просто это я хожу и гажу А если это я хожу и гажу Тогда зачем мне просто жить на этом свете?
Шоколадку укусну сладку Ты съела и тебя стошнило И весь день тебя потом тошнило И всю ночь тебя потом тошнило
И нет загадочней на свете загадки: Может дело все и не в шоколадке?
А может это ты ходишь и гадишь? Может просто это ты ходишь и гадишь А если это ты ходишь и гадишь Тогда сиди и не вылазь из дома!
А ты сказала: "Надо быть лучше И душою стало быть чище И мыслями стало быть краше" И полюбила меня без остатку
И я тебя полюбил без остатку И мы стали добрее и лучше И мы стали светлее и чище И в окно поглядели украдкой
А за окнами гадкие люди И от этого на улицах гадко
А может это все ходят и гадят Может просто это все ходят и гадят А если это все ходят и гадят Тогда зачем нам просто жить на этом свете?
Знают взрослые и знают дети Знают маленькие и большие Знают негры и бледнолицые Краснокожие и голубые
Знают знают всякие гадости Но не знают то что должен знать каждый:
Что если это я хожу и гажу Если это ты ходишь и гадишь Если если это все ходят и гадят То это значит только то что мы - гады!
Андрей Сучилин "Пальма Мира" (1999) и "Maina Vira" (2000)
Впервые я узнал о том, что есть такой человек Андрей Сучилин только летом 1991 года, когда получил третий номер журнала «Контркультура». В журнале был его рассказ об учебе осенью 1990 года на курсе Guitar Craft под руководством Роберта Фриппа. Ого, подумал я тогда, силён парень! Кто попало на Guitar Craft не запишется! Ничего другого ни про Сучилина, ни про его музыку я с тех пор не слышал, а имя только так в памяти и отложилось – тот, кто был на Guitar Craft. Позднее я неоднократно встречал в прессе и в Интернете упоминания об Андрее, рецензии на его пластинки, пару раз даже их видел в продаже в «Пурпурном Легионе», но послушать собственно музыку никогда так и не доводилось. Что на самом деле довольно странно, т.к. всякой разной отечественной музыки, джазовой и не очень, попадается мне традиционно довольно много, но вот сучилинские творения проплывали всё время, к сожалению, мимо почему-то. Продолжалось это до тех пор, пока я помощью ШтирлиТЦа я не познакомился с Андреем лично, и он мне не подарил свои два диска «Пальма Мира» и «Maina Vira», о которых сейчас как раз и пойдет речь.
АНДРЕЙ СУЧИЛИН / СЕРГЕЙ ЛЕТОВ / АЛЕКСАНДР ПИЛЛАЕВ «ПАЛЬМА МИРА»(р)+(с) 1999 Objective Music + «Отделение ВЫХОД» В106
1. No Quarter 4’29 2. Полосы 5’10 3. Джазмены отдыхают 6’00 4. Песня для Лиды 2’13 5. Какое трио? 4’40 6. Нарушение 6’42 7. Джаз 0’11 8. Джаз №2 2’57 9. Пальма мира 7’47 10. Финал 5’15
длительность: 46’29
Андрей Сучилин – гитары, клавишные, барабаны (6) Сергей Летов – соправно и тенор саксофоны, флейта Александр Пиллаев – гитары + Андрей Назаров – бас гитара (3) Tracy Drake – stick (8) Михаил Плотников – ударная установка и перкуссия (3,4,9,10) Leroy Crax – pianos & keyboards (3,6,10) Jeremie Simpson – keyboards and programming (2,6,10) Иван Соколовский – drumtrack matherials (10) Tony McDermotte – guitar (1,5) Zukhrab Ali Bukhani – percussion (9,10) Keyboard Wizard Group – midi programming help Андрей Панов (сэмплирован) – туба (9) Некто Waldren (сэмплирован) – piano (1)
Все композиции – Андрей Сучилин Кроме 7 – Сергей летов, 6 и 9 – Пиллаев / Сучилин
Идея оформления – Лидия Тихонович и Олег Коврига Использована картина, подаренная Юлией Роговской Компьютерный дизайн и макетирование – Дмитрий Дзюба при участии Евгения Гапеева
Записано 08.1998 – 02.1999 Сергей Летов и Tracy Drake записаны в студии «Павиан Рекордс» Андрей Сучилин и Андрей Назаров – в студии «Objective Music» Михаил Плотников и Александр Пиллаев – в своих домашних студиях Leroy Crax – в Minnesota Sound Garden Jeremie Simpson & Tony McDermotte – в Sound Palace N.Y. Сведено и отмастерено Андреем Сучилиным в студии «Objective Music» Продюсер – Андрей Сучилин
АНДРЕЙ СУЧИЛИН / ВАСИЛИЙ СТАБУРОВ / TRACY DRAKE «MAINA VIRA»(p)+(c)2000 EMI + российская версия издания: Objective Music + «Отделение ВЫХОД» В117
1. Maina Vira P.1 – Suchilin/Crax/Staburov 5’34 2. Maina Vira P.2 – Suchilin 1’56 Обе части подарены на день рождения Олегу Генисаретскому 3. Two Rivers – Suchilin/Staburov/Drake 7’35 4. Con Anima – Suchilin/Voronin 6’53 5. Check It – Suchilin/Crax 7’57 6. The Film – Suchilin 5’03 7. MP3 to Prague P.1 – Staburov/Suchilin 5’15 8. The Whole Thing Began From Rock’n’Roll Now It’s Out Of Control – Manzarek (arr. Suchilin/Drake) 4’37 9. Opening Windows – Staburov/Suchilin 4’52 10. The Song – Sidorov 4’04
Duration: 53’50
Playing 3,5,8,4,6,10 you’re listening to the album called MAINA Playing 1,2,7,5,9,4 you’re listening to the album called VIRA
Mixed by Leroy Crax in Dreadful Dad Studio, Jamaica. Mastered by Andrei Suchilin in Objective Music Studio. Co-produced by Crax/Suchilin.
Андрей Сучилин – гитары, клавишные, Макинтоши и Атари Василий Стабуров (Id’n’Tree) – клавишные (7,9), фанк-гитары (1,4) бас (4), РС Tracy Drake – stick (3,6,8), twisted double bass (1) + Михаил Плотников – акустические и электрические барабаны (3-6,10), перкуссия Leroy Crax – keyboard pyrotechnix (1,5,10) Михаил Чекалин – клавишные и вокал (5) Андрей Панов – вокал (5) Jeremie Simpson – guitar adds (3,6) Александр Пиллаев – отсутствие
Эта пластинка никогда бы не появилась на свет, если бы не Алексей Шаблий, музыкант группы Undomiel и наш общий друг.
Мне всегда казалось, что хорошая инструментальная (а также импровизационная) музыка в этой стране прилично записываться не может даже теоретически. На концертах исполняться может, согласен, но когда потом это начинаешь расслушивать дома, то получается полная ерунда. Иными словами, срабатывает эффект присутствия на концерте, а дома этого уже нет, и запись воспринимается ущербно.
В данном случае всё как наоборот, оба компакта – чисто студийные работы. Более того, музыка записывалась в разных студиях, когда исходные многоканальные треки пересылались туда-сюда и над пьесами музыканты работали по очереди. На Западе такой способ работы вообще довольно распространен, участники коллектива могут жить вообще на разных континентах и создавать свою музыку не выходя из собственного дома, обмениваясь студийными многоканальными треками по почте. Но, все вы знаете как работает наша почта, наверное поэтому такой способ работы у нас не приживается. Так что Андрей Сучилин и здесь оказался первопроходцем. К слову сказать, на Guitar Craft из России кроме него позже съездил ещё только один парень – и всё!
Что сказать о музыке? По этому поводу я привожу ниже рецензию от «Звуков.Ру», которой на «Звуках» я, кстати, не нашел, а обнаружил её через сайт братьев Летовых вот здесь - >>>
Показалась она мне поверхностной и неточной. Взвился было кострами по горячим следам написать свою, да потом, трезво рассудив, решил, что не стоит пороть горячку, торопиться тут не надо на самом деле. Поэтому решил хорошенько переслушать обе пластинки ещё раз. Честно говоря, вообще непонятно причем здесь джаз? Наверное только потому, что пара пьес так называется, и ещё потому что где-то в паузах слышен голос Андрея, утверждающий – «Да, это джаз!». Вот и всё. На самом деле, не всё то, что звучит как инструментальная музыка исполненная при участии саксофона, есть джаз. Интересно, чтобы этот самый Дмитрий Бебенин, написал про «Maina Vira», где вообще нет никаких саксофонов, а музыка примерно такая же. При всей её легкости (она очень просто идёт фоном, когда сделаешь потише), я бы не рискнул назвать её определенно джазом и даже не джаз-роком. Как это ни странно, больше всего мне эти оба компакта напомнили альбом Robert Fripp / The League of Gentlemen (EGED9) вышедший в феврале 1981 года. И не только своими гитарными соло, а скорее общим подходом и настроением в целом. Хотя, такое сравнение, разумеется, весьма вольное, приблизительное и образное, но, тем не менее.
Кстати, с тех пор как ШтрилиТЦ вышел на связь с Сучилиным, они несколько раз вместе музицировали по московским клубам, пока я этих записей не слышал, да и побывать на самих выступлениях не сложилось, но отзывы присутствовавших там были самые положительные.
И ещё. Пытаясь найти в Интернете какую-нибудь информацию про лэйбл Objective music, а также о пластинках изданных на нем, я так ничего и не смог найти. Придется выведать это у Сучилина и повыпрашивать ещё чего-нибудь послушать. Уж больно понравилось.
АТ (май 2004)
«Пальма Мира» – рецензия:
В палитру классического джаза постепенно проникают новые веяния. Точнее - врезаются со скрипом сэмплированных треков, тяжеловесно ухая закольцованными партиями ударных и симулируя характерное для дорожек виниловых дисков "заедание". С одной стороны, все эти приёмы давным-давно перелопачены поколением ди-джеев, электронщиков и индустриализаторов. С другой - использованы они здесь сугубо по-джазовому и находятся в жёстком подчинении общей концепции. Ни о каком влиянии технологий на музыку не может быть и речи: музыканты используют их всего лишь для выведения своих идей на какой-то качественно новый уровень.
К примеру, известный всем, кроме самых маленьких, с детства "эффект заедающей пластинки" способен порой забавным образом замкнуть в кольцо фрагмент воспроизводимой мелодии и внести в ритм неожиданные синкопы ("No Quarter"). Так почему бы трём благородным донам-джазменам не поимпровизировать на заданную старой пластинкой тему? Погрузившись в кузов разметочной машины, музыканты в такт оранжевой мигалке озвучивают механизированный процесс рисования на свежем асфальте белых разделительных полос - покуда краска не кончится ("Полосы"). Более традиционный подход к джазовой композиции демонстрирует "Песня Для Лиды", но уже следующая за ней нон-стоп тема "Какое Трио?" переводит происходящее в aсid (aside)-плоскость. "Нарушение" проносит слушателя на спине огромной стремительной змеи по лабиринтам эдакой пещеры неожиданностей, где из боковых тоннелей то и дело кидаются наперерез всё новые и новые беспризорные обрывки мелодий. Вот только партии ударных порой излишне механистичны - даже перкуссионные вкрапления не спасают заглавный номер "Пальма Мира" от налёта некоторой попсовости. Похоже, здесь музыканты чрезмерно увлеклись сэмплированием и программированием, и кое-где ритмическим рисункам не помешали бы синкопы, воспроизводимые не электронной аппаратурой, а непосредственно руками ударника.
Тем не менее любителей подобной музыки вне всяких сомнений должно заинтересовать это пособие для ритуальных танцев под "пальмой мира". Подобные произведения сродни скорее творческому отчёту, нежели собственно музыке. Слушая парящий над запилами Сучилина и Пиллаева саксофон Летова, так и хочется воскликнуть: "Это не мелодия, это экспериментальное исследование!"
Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)И ещё, пара фрагментов из книги Александра Кушнира о записях Андрея Сучилина.
Группа ДО МАЖОР (место образования Москва)
В свои двадцать восемь лет композитор, продюсер и гитарист Андрей Сучилин воспринимался современниками как ветеран авангардной рок-музыки. В течение 80-х его До мажор успел переиграть практически все разновидности анархического джаза - от порочного атонального авангарда до тщательно сконструированной конкретной музыки в духе Филиппа Гласса. В проекте Сучилина принимали участие чуть ли не все ведущие околоджазовые музыканты Москвы, включая Сергея Летова, Игоря Леня, Юрия Орлова, Михаила Жукова, Андрея Соловьева, Аркадия Кириченко. Все это время различные идеи лились из Сучилина рекой, но по разным причинам далеко не все они доводились музыкантами до конечного вида. До мажор не баловал поклонников концертами и по большей части фигурировал в роли группы виртуальной. Их редкие выступления напоминали нечто среднее между большим базаром, большим праздником и большими похоронами. Все это называлось не иначе как веселый прогрессив. К примеру, 15-минутная ассоциативная композиция Полет Гагарина к е..ням сопровождалась аранжировками одетого в солдатские шинели струнного квартета и засэмплированным аналогом циклического радио, из которого бодро звучали комментарии Никиты Сергеевича Хрущева: Это не просто гордость... Это не просто радость... В напрашивающемся сравнении с курехинской Поп-механикой До мажор уступал ленинградцам в наглости и зрелищности, но зато явно выигрывал в качестве музыки и дисциплине.
Когда спустя полгода после окончания работы над Ноэмой Сучилин участвовал в фрипповском семинаре Guitar Сraft, маэстро шизоидной гитары не поверил, что все это разнообразие записано всего лишь на 4-канальный Аmpex. Зато большинство коллег-авангардистов на родине альбом дружно обругали. Обвинения простирались от излишней заумности до позорной попсовости. Если учесть, что спустя десять лет Ноэма слушается просто великолепно, то, видимо, это был действительно грамотный авангард, доступный тогда только избранным. Критика Сучилина и непонимание его музыки объяснялись несколькими причинами. Странность моего положения заключалась в том, что авангардисты считали меня недостаточно авангардным, а рокеры - недостаточно рокерским, - вспоминает Андрей. - Для джазистов же я всегда был человеком инородным.
Что же касается последующей судьбы Сучилина, то он становится все более известен как звукорежиссер и продюсер независимой музыки. В середине 90-х он скомпилировал и выпустил несколько сборников с отважным названием Суп с котом. Андрей очень редкая птица среди наших музыкантов - хотя бы потому, что он знает, что делает. Он не всегда спокоен, но, похоже, всегда разумен. На данном этапе он олицетворяет понятия независимость и интеллект. И что важно, Сучилин в своей выстраданной системе убеждений и взглядов - последовательный сторонник именно МУЗЫКИ. Он - музыкант и продюсер, звукорежиссер и журналист. Он теоретик, реализовавшийся как практик.
СЛЕЗЫ ЖАННЕТ "Волшебная река / Опасные мечты"
This compilation (p)&(c) Слезы Жаннет, 2004.
Волшебная река (2002) 1. Волшебная река 3’22 2. Бледное озеро осенью 3’10 3. Любовь 5’03 4. Я жду 5’22 5. Свысока 4’08
Опасные мечты (2003) 6. Обреченность 7’07 7. Опасные мечты 5’04 8. Дева 3’22 9. Музыка 3’08 10. Триумф жизни 5’37 11. Облако 3’40 12. Волшебная река (оркестровая версия) 3’41
Длительность: 52’49
Contact: [email protected][email protected]
музыка и стихи: Анна Фролова, кроме 2,7,10 – Эдит Седергран 6 – Анна Фролова / Владимир Яковлев 11 – Анна Лежикова / Максим Ликин
«Слезы Жаннет» are: Анна Фролова: музыка, стихи, скрипка, альт, гитара Максим Фролов: аранжировка, гитары, бас, клавишные Инна Шмаранова: вокал + приглашенные музыканты: Татьяна Гапоненко – скрипка Ольга Маркевич – виолончель Светлана Макарихина – вокал Сергей Лазуткин – программирование Камерный оркестр п/у Владислава Казакова
Дизайн: Алексей Авдеев Продюсер: «Слезы Жаннет» Запись и сведение: Михаил Иванов (Arts school), Сергей Лазуткин (Jymn Home Studio), Игорь Астахов (Philarmonia), Пенза, 2002 (1-5), 2003 (6-12)
Весьма любопытная запись неожиданно приехала из города Пензы. «Слезы Жаннет» - это трио в составе Анны и Максима Фроловых, которые отвечают полностью за музыку, аранжировки и тексты, а также вокалистка Инна Шмаранова. Участники группы определили свою музыку как «смесь минималистичного готик рока старой школы с неоклассикой». С первого раза мне тоже так примерно и показалось. Вообще, первое впечатление оказалось самым положительным, я с удовольствием прослушал диск буквально несколько раз подряд, правда толком ничего не понял – ускользали от внимания тексты. Ещё я отметил акустический инструментарий коллектива: скрипка, альт, виолончель, а последняя пьеса вообще аранжирована и представлена камерным оркестром. Стало быть не всё тут так просто, ребята явно имеют музыкальное образование. Интерес также вызвало имя Эдит Седергран, которое, к сожалению, мне ничего не говорило. Поиск в Интернете дал массу ссылок на творчество этой, как оказалось очень известной, финско-русской поэтессы. Песни Анны Фроловой во многом перекликаются со стихами Эдит Седергран, поэтому теперь они стали легче восприниматься. Заинтересовавшись ещё больше, я подумал, что поскольку сами музыканты относят своё творчество в категорию «готик рока старой школы», то вполне вероятно, что они уже связывались с ребятами из Russian Gothic Page, и решил это дело проверить. И точно, на сайте оказалась рецензия на демо-запись 2000 года, тоже довольно таки положительная.
Дома я внимательно прослушал диск, по хорошему в наушниках, и это сразу же выявило тщательное отношение музыкантов к записи, технических огрех я практически не заметил. Вместе с этим стало понятно, что это далеко не только неоклассический акустический проект, как это могло показалось на первый раз, а вполне электрифицированная. Больше всего «Слезы Жаннет» напомнили мне Cocteau Twins, такой же специально несфокусированный вокал, ритмичный бас, неспешный перебор гитары, легкая скрипка на фоне клавишных и электронные ударные, ну разве что музыка не так сильно скрыта в дымке. Сразу понравилась пост-панковая «Обреченность», которая сделана довольно жестко, в духе первого альбома Dead Can Dance, если угодно, а может быть даже Joy Division или The Cure, т.е. готические корни есть, конечно, а также «старая школа» присутствует. Порадовал также вариант «Волшебной реки» в исполнении камерного оркестра, очень удачно аранжировано, молодцы. Такое вот впечатление.
АТ (май 2004)
Эдит Сёдергран (Edit Södergran) (1892–1923)
ТРИУМФ ЖИЗНИ
Чего бояться мне? Я дочь Вселенной, Частица малая ее великой силы, Мир одинокий в сонмище миров, Звезда, как точка окончанья жизни. О, счастье жить, дышать и понимать, Как ледяное время бьется в жилах И слушать ночь, течение ее, Стоять и петь под солнцем на горе! Вот я иду по солнцу. Я стою На солнце, заполняющем весь мир. Ты, солнце, рушишь, изменяя, время И хитрости придумываешь, чтобы Заставить жить меня: зерном, Кольцом змеи, седеющим утесом В пучине моря. Время, уходи С дороги жизни! Ты убийца, время! Мне солнце медом наполняет грудь. Пусть звезды гаснут рано или поздно,- Свети, звезда! У света страха нет!
БЛЕДНОЕ ОЗЕРО ОСЕНЬЮ
Бледному озеру осенью Снятся туманные сны О белом весеннем острове, Утонувшем в морской дали.
Бледного озера осенью Зеркало, скрытое в тень, Тихо глядит из просини На умирающий день.
Бледное озеро осенью Соединяет на миг Жизни высокое небо С гибелью сонной волны.
Тексты взяты из сборника стихов в переводе Михаила Дудина (Михаил Дудин, "Все вместе", издательство "Советская Россия, 1980).
Андрей Сучилин "Quasiland" (2003)
Music (c)2003 Objective Cover (c)2003 ZonderZond Edition (c)&(p)2003 R.A.I.G. R002 www.raig.ru
1. Going South (6’09) 2. Krasnodar Brew (5’13) 3. The Wobbly Attraction (3’36) 4. A Fortuneteller (8’22) 5. An Actual Sofa (Before You Get Comfortable) (2’25) 6. Zingiberen (10’54) 7. Leben Zol Palestina (5’18) 8. The Charmed Wanderer (7’28) 9. Post Positive (6’30) 10. Going South Live (6’28)
Duration: 62’11
Composed, arranged and recorded by Andrei Suchilin Performed by Andrei Suchilin (guitars, keyboards, bass, percussion, voice, programming) With contributions from Inna Kuznetsova & Larisa Seguda (female voices) Sergey Letov (wind instruments), Alexander Pillaev (guitar) And Mikhail Plotnikov (drums and percussion) For Helene Boon with special thanks for abandoning to risk.
Аббревиатура R.A.I.G. расшифровывается так – Russian Association of Independent Genres. Впервые я узнал о существовании этой ассоциации от Антона Батагова, когда он мне продемонстрировал своё издание Music for Piano в таком неповторимо удивительном дизайне, что название R.A.I.G. запомнилось само собой. Ещё бы – компактов в ТАКОМ оформлении мне видеть ещё не доводилось. Картинка на сайте, хотя и довольно большая, не передаёт всех ощущений, которые испытываешь когда держишь издания с дизайном ZonderZond в руках, ибо ещё добавляются тактильные ощущения – очень особенный картон и полиграфия высочайшего качества, плюс внутренний вкладыш из толстого картона (примерно как подставка под пивную кружку) с фотографией некоего механического устройства, напоминающего приспособление из камеры пыток, очевидно как раз тот самый ZonderZond. Оказалось в таком дизайне (luxurious cardboard packaging) R.A.I.G. выпустил три компакт диска: Anton Batagov - Music For Piano (R001), Andrei Suchilin - Quasiland (R002), Irmologion (R003). Разумеется, увидев такие компакты, мне сразу же захотелось их приобрести. Пошатавшись по сайту R.A.I.G. я понял, что сделать это на самом деле совсем не так просто, как этого бы мне хотелось. А, связавшись с руководителем ассоциации Игорем Горелым, я узнал, что в России эти диски практически не продаются нигде, и распространяются в основном на Западе. Москвичам ещё можно поинтересоваться в ДОМе, а вот жителям других городов нужно связываться непосредственно с Игорем (е-мэйла на сайте R.A.I.G. указана) и договариваться лично. Что я и сделал и, оказавшись в очередной раз в Москве, диски эти у Игоря приобрел, да плюс ещё недавно вышедшие вот эти два: won JAMES won - Tol`s Toy (R007), Andrei Suchilin - iki (R008). Дизайн у них уже другой: hand-made cardbox packaging, но при этом всё равно ZonderZond trademark design!
Впрочем, я немного отвлекся со своими восторгами в адрес ZonderZond, пора бы и о “Quasiland” вспомнить. Вот что написано об этом диске на сайте R.A.I.G.: “Quasiland” is purportedly a series of the more “occasional” pieces by Andrei Suchilin which holds together better than one would expect though all tracks were recorded solo or with his companions in different cases. There’s much here for the fan though this claustrophobic, intense, and defiant album is not without a strange beauty as “Krasnodar Brew” or “Zingiberen” are quite sweet and technoerotic. In reality, we intentionally focused on variety of moods and allures, and not on the stylistic or conceptual cohesiveness. As expected, this experiment may seem a bit chaotic, as it, perhaps, simultaneously faces forward and back: using instrumentation based around Suchilin’s current emulator-led studio, but maintaining some of the feel of Russian jest-rock music of 80s.
В целом я с такой рецензией соглашусь, всё тут правильно написано. После «Пальмы Мира» и «Maina Vira» я начинаю легко узнавать почерк Андрея, характерное звучание его гитары, общее настроение его композиций. При всем разнообразии музыки на разных его альбомах это самое общее настроение и музыкальная направленность всегда остается постоянной. Исключение является только его последний альбом «Iki», но разговор сейчас совсем не нём. В отличие от упомянутых “Пальмы Мира” и “Maina Vira”, этот альбом мне больше напомнил две сольные пластинки Роберта Фриппа и Энди Саммерса, а вовсе не Лигу Джентльменов. “Quasiland” достаточно легок для восприятия, хотя при всей кажущейся легкости имеет непростую внутреннюю структуру в отдельных пьесах, отлично записан, великолепно издан.. Ну что ещё нужно для такой пластинки? Всё просто здорово!
АТ (июнь 2004)
IRMOLOGION
Music (c)2003 Objective Cover (c)2003 ZonderZond Edition (c)&(p)2003 R.A.I.G. R003 (limited to 350 copies) www.raig.ru
IRMOS 1 (06’00) IRMOS 2 (12’39) IRMOS 3 (03’59) IRMOS 4 (04’47) IRMOS 5 (15’58) IRMOS 6 (06’26) IRMOS 7 (02’31) IRMOS 8 (16’40) IRMOS 9 (02’39)
duration: 71’47
When this given me many a hard blow, doubtless from the spirit that had a desire for me… I fell into great sadness and melancholy, when I viewed the great depth of this world…
Из пяти R.A.I.G. релизов, которые у меня есть в настоящий момент, Irmologion произвёл самое сильное впечатление! Во-первых, достойным оформлением с дизайном от ZonderZond, во-вторых, сильной религиозной основой, ну и в-третьих, конечно же своей жутковатой, индустриально-амбиентной музыкой. Честно скажу, давно я не слышал ничего подобного по силе эмоционального воздействия – такую музыку просто так не запишешь, такое нужно пережить и выстрадать.
Кто автор этого творения мне неизвестно, на сайте R.A.I.G. об этом упоминается весьма уклончиво, с условием полнейшей анонимности – композитор, добившийся признания и популярности в 80-х, но, внезапно, на пике своей карьеры прекративший заниматься музыкой и ушедший в монастырь – кто бы это мог быть? Судя по всему, эта музыка там в монастыре и сочинялась. По причине того, что наши монастыри пока не оборудованы необходимым звукозаписывающим оборудованием, над фонограммой пришлось дополнительно поработать. Согласился на это нелегкое дело Андрей Сучилин, и его влияния тут абсолютно не чувствуется, что совершенно правильно.
Неоднократное внимательное прослушивание Irmologion явно показало, что этот анонимный автор до сих находится в полнейшем и глубочайшем разочаровании от окружавшей его когда действительности, что многолетняя жизнь в лоне церкви вовсе не направила его пока на пусть истинный. А может быть уже и направила сейчас, ведь только Андрей Сучилин провел почти два года в работе над мастерингом записи. Так что вполне возможно, что Irmologion ценна как раз тем, что максимально обнажено показывает духовные страдания человека, показывает его поиски смысла жизни и, в конце концов, показывает его глубочайшее разочарование и безысходность, связанные с тем, что этот пусть найти так и не удается.
Очень сильная по эмоциональному воздействию запись. Людям с неуравновешенной психикой слушать не рекомендуется.
АТ (июнь 2004)
А ниже я привожу то, что написано об этом издании на сайте R.A.I.G. http://www.raig.ru/irmologion.asp
IRMOLOGION is the ominous foray into the dark territory of experimental electronic by a disciple of the Russian orthodox non-conformist doctrine, a composer who accumulated a respectable number of honors and distinctions in popular music in the eighties, then left off culture-establishment at the peak of his professional career and cloistered himself in a provincial monastery.It wasn’t until winter 2000 when we exchanged letters to discuss if he still had an interest in composing and recording music. The reaction was positive. However, my respondent specified that he "would consider creative activity as a relief from a burden of false tenets one had to embrace vindicating his carnal being, the abyss one had to fall so as to let the Godhead climb up in him”.This amazing person had definite Faith and Devotion that, in some way, helped us to solve a major problem – we got over a certain lack of necessary technical equipment when Andrei Suchilin proffered his assistance at Objective Music studio. The result of more than two-year laborious work was defined as IRMOLOGION, the project that not only fostered a sense of “community” within but also brought new understanding of the need to establish RAIG’s own record label.That word came into the orthodox religious tradition from Hellenic: irmos – a motet, and logeyo – to collect. As a single-genre chapel-book, Irmologion was first compiled from a number of irmoses in the 10th century in Byzantium. A full version of the Russian Irmologion includes about 1050 irmoses and reproduces a specific classical structure, which is submitted to so-called “8-glas system” when the irmoses within each “glas” follow the exact order of 9 songs of the Canon.The purpose of this brief inquiry is to explain the album organiza