Десять лет назад я был в Питере на восьмом фестивале Сергея Курехина SKIF. Но когда я внезапно собрался в сентябре на Десятый фестиваль АПозиции, то и думать об этой взаимосвязи забыл, просто забыл, безо всякого скрытого на то смысла. К тому же я очень давно не гостил в северной столице, хотелось побродить по любимым местам, тем более что синоптики уверенно обещали хороший прогноз на эти дни.
Погода оказалась и правда хорошей. Я шел вдоль набережной канала Грибоедова в направлении Малого зала Манежа, радовался теплому солнышку, отблескам его лучей на воде и собственному хорошему настроению. Малый зал оказался действительно совсем небольшим, вроде актового зала типичной средней школы, правда, с высокими сводчатыми потолками, что для звука было как раз очень хорошо. В противоположном входу конце помещения занавесью было сделано подобие кулисы, расставлены музыкальные инструменты, поперек зала стояли деревянные скамейки для зрителей – обстановка более чем спартанская. К тому же, судя по размерам этого зала, поместиться сюда могло максимум двести зрителей, ну, может быть, двести пятьдесят, если утрамбовать хорошенько. Зато у этого Малого зала Манежа был чудный дворик, в котором было организовано все необходимое для публики и для музыкантов. Первым, кого я увидел, войдя в этот дворик, был Алексей Плюснин – организатор и главный идеолог АПозиции. Кстати, один из вариантов понимания названия АПозиция может рассматриваться как игра с инициалами Алексея, и этот вариант мне наиболее симпатичен. Тут же во дворе прохаживался, удивленно оглядываясь по сторонам, человек с наружностью доброго волшебника из сказки – и это был (да-да-да!) сам Артур Браун! Ну, если приехал Браун, то, стало быть, и я не зря приехал, подумал я и немедленно сделал фото Артура при дворе АПозиции! Жаль, что в спешке я не взял с собой нормальный фотик, все снимки были сделаны на телефон, уж извините, но так получилось.
Открывал фестиваль Эрнесто Эстрелла Косар (Ernesto Estrella Cózar) – поэт, перформер, преподаватель. Вложил он в своё выступление в жанре саунд-поэзии всю душу, выложился на все 100%, но, как мне показалось, был не понят аудиторией, которая собралась слушать именно музыку, а не музыкальное произношение слов. Несмотря на то, что в своем вступительном слове на открытие фестиваля Алексей Плюснин призвал к толерантности, к тому, чтоб все виду искусства имеют равные права на существование, во время выступления Эрнесто наблюдались зрители, которые, не стесняясь, выходили из зала. То есть, никакой толерантности не наблюдалось и в помине. А ведь было здорово! Я никогда ничего подобного не слышал. Эрнесто несомненный талантище, в том числе и с точки зрения музыкальной – стоило только послушать, как он демонически проговаривает и распевает поэтические строчки стихотворений. Сфотографировать его не было никакой возможности, свет был приглушен до минимума, при этом сам Эрнесто постоянно был в активном движении, проявляя завидную пластику и гибкость в своем перформансе. На мой взгляд, именно такое открытие АПозиции было правильным и неслучайным.
Выйдя в перерыве во дворик, я порадовался тому, насколько позитивно было организовано его пространство. На стену проецировалось видео того, что происходило в зале, были расставлены стулья, т.е. при желании можно было точно также слушать и наблюдать фестивальные выступления, находясь при этом на свежем воздухе. Рядом в углу дворика заваривали прекрасный кофе, к хорошему кофе я неравнодушен, а тут он был просто отличным, факт! Вот такое открытое пространство добавляло фестивалю новые свежие оттенки, своеобразный аромат, делало его не похожим на другие аналогичные мероприятия.
Следующим выступающим на первом дне АПозиции был Debashish Bhattacharya из Индии. И представил его зрителям не кто иной, как Генри Кайзер. А сам Дебашиш объяснил свой приезд в Санкт-Петербург в том числе и желанием посетить город в котором когда-то побывал его отец, который даже был на приеме у Сталина, как член коммунистической партии Индии.
Пандит Дебашиш Бхаттачария – индийский классический музыкант, играющий на 24-струнной слайд-гитаре. Бхаттачария родился в музыкальной семье в Калькутте. Дебютировал в возрасте четырех лет на центральной радиостанции Индии All India Radio. С девяти лет оставил родные пенаты, чтобы в течение десяти лет обучаться у пионера индийской слайд-гитары Бридж Бушан Кабра (Brij Bhushan Kabra). В возрасте двадцати лет был удостоен премии Президента Индии за победу в Национальном музыкальном конкурсе All India Radio. В 2007-ом Дебашиш Бхаттачария получил премию BBC Radio 3 Award в категории World Music за альбом «Calcutta Slide-Guitar», а в 2009-ом был номинирован на премию Грэмми в категории Best Traditional World Music Album за альбом «Calcutta Chronicles: Indian Slide-Guitar Odyssey».
24-х струнный гибрид ситара и слайд-гитары немедленно произвел впечатление даже внешне, а уж когда Дебашиш стал извлекать из него первые звуки стала ощущаться внезапная нереальность происходящего, настолько неземным становилось все вокруг. Этот невероятный инструмент звучал как оркестр, Дебашиш управлялся с ним с поразительной точностью, абсолютно верно зная, в каком месте нужно прикоснуться к струне для того, чтобы получить желаемую атаку и тембр для каждой ноты. В соответствии с традицией исполнения раг фоном был запущен аккомпанемент звучания танпуры, что создавало необходимую атмосферу. Исполняемая музыка представляла собой дерзкую смесь традиционной индийской музыки, индийских раг и американского блюза, сдобренную изрядной порцией европейской классической музыки. Впрочем, это понятно, что инструмент, у которого 24 струны, может звучать богато. Но, когда Дебашиш достал из кофра нечто совсем небольшое, сказав, что это «ukulele slide guitar» и заиграл не ней – вот это уже была полная фантастика! Четыре струны маленького инструмента звучали также полноценно и насыщенно, как 24 струны большого! Думаю, что и на двух струнах Дебашиш сыграл бы точно также, а, быть может и на одной! Это было невероятно!
Далее по плану должен быть выступать дуэт Famoudou Don Moye – Baba Sissoko, но, к сожалению, где-то вышла задержка с доставкой багажа, в котором были необходимые инструменты, поэтому выступление пришлось переносить на следующий день.
Второй день фестиваля открывал московско-питерский проект под названием Khorovod. Дмитрий Каховский (контрабас), Павел Михеев (ударные) – из Питера. Константин Сухан (труба и электронные устройства), Антон Пономарев (баритон-саксофон) – из Москвы, оба из коллектива под названием «Бром». И это было прекрасно, подумал я сейчас, вспоминая те минуты! Мощная и безупречная ритм-секция создавала стабильную основу для импровизаций духовых, которые никого не смогли оставить равнодушными! Не знаю, насколько плотно удалось музыкантам перед этим выступлением порепетировать, но звучал Khorovod уверенно и дерзко. Именно такой джаз-рок и фри-джаз я давно люблю и глубоко уважаю. Поэтому очень было приятно услышать такую музыку вживую здесь на фестивале.
Ну, а дальше последовало не случайное и не последнее здесь на фестивале пересечение с восьмым СКИФом - Henry Kaiser. Человек и музыкант известнейший, записавший много великолепной и бескомпромиссной музыки на своих сольных альбомах, а также принимавший участие в разнообразных проектах по всему миру. В этот день (19 сентября) у него был день рождения, поэтому свое 62-летие Генри решил отметить ударным выступлением. И он таки это сделал! Первая часть его сэта была сольной: вооружившись ноутбуком, микшером и своей любимой Klein electric guitar он начал неторопливо создавать звуковые горизонты и пространства.
Понятно, что нечто подобное делает, к примеру, Роберт Фрипп, но в отличие от него у Генри принципиально другой подход. Если Фрипп создает концепции (например, frippertronics, soundscapes), то Кайзер их разрушает, и к тому же он абсолютно свободен во всем том, что делает. После этого получасового акустического погружения в звуковые пространства на сцене появились Дмитрий Каховский (на этот раз с бас гитарой, а не с контрабасом) и Павел Михеев (ударные). Трио немедленно выдало на-гора высочайшего уровня импровизационный хард-рок в той наикрепчайшей форме, которой может позавидовать любая рок-группа, работающая в этом жанре. Небольшие размеры зала создавали невероятную плотность звука, энергетика ощущалась буквально каждой клеткой тела, спинной мозг передавал ритм бас гитары и барабанов непосредственно в мозг, гитарные соло ввинчивались в уши с интенсивностью электрической дрели, а скромное освещение сцены легко помогало уйти от реальности в миры своих внутренних пространств. Это было великолепно!
Хорошо, что выйдя в перерыве во дворик, ты сразу же оказывался на свежем воздухе, можно было вдохнуть его полной грудью, выпить чашечку прекрасного кофе, подойти к музыкантам, чтобы сказать им спасибо, ну и, разумеется, взять автограф на память.
Следующим в программе фестиваля был указан абсолютно неизвестный мне проект с названием сербского города – Novi_sad, причем руководит процессом в нем грек Athanasios Kaproulias. Свет в зале был полностью погашен, Атанасиос (Афанасий по-нашему) расположился рядом с общим микшерским пультом, ибо так было удобнее подключаться, и начал свою программу. Сказать, что это была шумовая импровизация, это все равно, что ничего не сказать. К тому же, по сути это не была импровизация вовсе, т.к. Атанасиос манипулировал заготовленными музыкальными фрагментами, не сэмплированными звуками, а именно фрагментами, длина которых могла быть и в минуту, и в несколько минут. Складывая, вычитая, разделяя эти фрагменты во время выступления, он создавал новые ощущения, генерировал эмоции восприятия, очень лиричные на ощупь и свежие на вкус. В контрасте с Генри Кайзером это было крайне приятно, идеально выстроено акустически и, несмотря, на свою шумовую основу, абсолютно мягко и лирично. Признаюсь, никогда до этого ничего подобного в этом жанре я не слышал. Так что, на мой взгляд, выбранное для проекта название Novi_sad, к тому, что делал Атанасиос, подходит идеально.
Дуэт Famoudou Don Moye и Baba Sissoko вчера выступить не смогли, но сегодня багаж нашелся, инструменты привезли, поэтому играли они сегодня в завершение второго дня фестиваля. Переход от амбиентных шумовых коллажей к африканским ритмам и песням был концептуален. Урбанистические конструкции современной цивилизации отлично контрастировали с естественным и чистым, как воздух, ритмом африканского континента. Famoudou Don Moye – участник Art Ensemble of Chicago, великолепный перкуссионист, в свои 68 лет находится в отличной творческой форме, пусть и ходит при этом с палочкой. Когда он садится за ударную установку, то сразу понимаешь, что перед тобой настоящий Мастер своего дела, настолько выверены его движения и точна сила удара. В дуэте проявляется контрастное взаимодействие узоров перкуссии: основа ритма у Famoudou Don Moye – это авангардный джаз, а у Baba Sissoko – африканская малийская этника.
К тому же Баба не только перкуссионист, он еще и очень своеобразный вокалист, а также исполнитель на разных африканских инструментах (tamani, ngoni, kamalengoni, balaphon, calebasse, sildrum). Такие ритмические импровизации я могу слушать бесконечно, они никогда не надоедают, всегда доставляют непередаваемое удовольствие, особенно учитывая то, что музыканты находятся от тебя в двух шагах! Жаль, что часть зрителей ушла, хотя на самом деле было уже довольно поздно, скоро закрывалось метро, так что их понять тоже можно.
На третьем дне фестиваля все ждали выступления Артура Брауна. К тому же это была суббота, что не создавало препятствий для похода на культурное мероприятие. Поэтому народу к семи часам во дворе Малого зала собралось заметно больше. Несколько человек пришли с пакетами, в которых были заметны пластинки – явно для того, чтобы взять автограф. Днем я тоже обошел несколько магазинов с винилом в Питере, пытался найти пластинку The Crazy World Of Arthur Brown. Но, увы, безуспешно – не нашлось даже компакт-дисков, не говоря уже об LP. А здесь народ подготовился основательно, пачки с винилками были солидными, молодцы!
Первым в расписании третьего дня был поставлен Peter Stampfel. Честно говоря, это имя мне абсолютно ничего не говорило, поэтому восполнить этот информационный пробел было просто необходимо. Когда Питер появился на сцене, то стало ясно – скучно не будет! Ничуть не смущаясь того, что в зале его понимают не все, он хохмил, болтал без остановки, и пел свои песни в жанре, я бы так сказал, «городского фолка», подыгрывая себе на банджо, а также иногда на скрипке. Дяденьке уже стукнуло 75 лет, а впечатление он производил такое, как будто ему 20. Возраст выдавала плохо гнущаяся нога, которую нужно было поставить на стул, чтобы опереть на колено банджо, к которому он забыл дома ремень. И еще клочок бумаги, на котором были записаны названия песен для исполнения на концерте. Ну и очки, через которые только и можно было разглядеть то, что на этом листочке написано. А в остальном – чрезвычайно бодрый и позитивный человек, поднял настроение и без того хорошее, еще выше!
Владислав Макаров из Смоленска давно уважаемый мною музыкант и художник. В записи его музыку я слышал неоднократно, а вот на концертах, к сожалению, не был никогда. Поэтому и ожидал его выступления с особенным нетерпением. И вот на сцену аккуратно вынесен специально подготовленный объект из фольги, публика затихла и – начинается высвобождение виолончели из кокона, образная визуализация процесса рождения звука из тишины, с добавлением параллельной темы воспитания строптивого инструмента пронзанием струн специальными палочками.
Это нужно не только слышать, это нужно также обязательно видеть, ибо Владислав артист одновременно музыкального и визуального жанра. Я сидел и наслаждался утонченной игрой со звуком, своеобразием действа, тщательностью построения образов, а уж когда к Владиславу присоединился сначала Павел Михеев, а потом неожиданно Dror Feiler, то началось и вовсе что-то феерическое в своей непредсказуемости!
Дрор (кстати, вот еще одно пересечение с восьмым СКИФом!) известен как музыкант радикальный, жесткий в звуке, а здесь он был скорее лиричен, чем резок, и вписался в контекст идеально. Это было настоящее удовольствие!
Ну, а дальше подходило время для сэта Артура Брауна, народу в зале сразу же заметно прибавилось, появилось много разнообразных личностей (в том числе и весьма известных), которых в предыдущие дни не наблюдалось. Когда среди скамеек с трудом начал протискиваться Famoudou Don Moye (он тоже хотел послушать Артура Брауна!) я сразу же пододвинулся и освободил немного места уважаемому человеку. Пока сидели рядом, то перекинулись парой слов о фестивале и его впечатлениях, а потом он сказал «я сейчас» и куда-то снова ушел. Обратно вернуться уже не было никакой возможности, место на скамейке я еще держал, но вот окружающее пространство на полу было быстро заполнено телами зрителей и протолкаться от входа к нашей скамейке не смог бы уже и более резвый человек, не говоря уже о Famoudou с его палочкой.
Тем временем на сцене появились Дмитрий Каховский и Алексей Плюснин, ядро Byzantine Art Punk Ensemble и началось действо. Дмитрий на этот раз оставил бас гитару, в пользу различных устройств широко разложенных на столике, Алексей традиционно был вооружен слайд гитарой собственной конструкции. Светящиеся головные уборы хитрой формы и минимум освещения создавали необходимое визуальное оформление действа, таинственное, воздушное и четкое одновременно. В этом полумраке на сцене и появился Артур Браун, в темно-синем в звездах балахоне, с горящей лампочкой на голове.
Пусть это было не пламя, а всего лишь светодиодный фонарик, но антураж был выбран правильный, в зале притихли, и началось византийское электрическое шаманство. Дмитрий и Алексей создавали пульсирующую дрон-основу для голоса Артура, и все вместе это создавало звуковое полотно, генерирующее исключительно позитивную энергию.
Что именно распевал Браун, было неважно, какие-то английские фразы можно было разобрать при желании, но я не вслушивался, ловил удовольствие от звуков, от тембра его голоса, то низкого, то маниакально высокого, то шепчущего, то пронзительного. Это было очень правильно, что не стали делать попурри из его старых песен-хитов, что решили сделать свою собственную программу с таким вот импровизационным подходом – абсолютно верное решение. Кстати говоря, днем в субботу этот материал записывался в студии, так что весьма вероятно, что будет даже издан альбом с этими композициями. Ну, а старые известные песни Артура Брауна будут исполняться завтра в клубе Jagger, там и можно будет утолить приступы ностальгии, если они у кого есть. Тем временем выступление здесь на фестивале продолжалось, очевидно, что первая часть программы завершилась, Артур сбросил свой синий балахон, на сцене появились Константин Рябинов (гитара), Фига Инжыр (аккордеон) и Dok Gregory (терменвокс).
Звуковая палитра обогатилась новыми красками и заиграла свежими тембрами, но вектора своего движения при этом не изменила. Действо продолжалось около 40 минут, думаю, что больше и не нужно было, дальше был бы уже перебор по эмоциям, а это уже лишнее.
Когда-то давно, в начале 2000 года слушал я альбом формации РДББ (Алексей Плюснин, Алексей Попов и Александр Иваненко) под названием «Бродский», записанный в августе 1997 года, и сравнил его в рецензии на «Результатах» с записями Клауса Шульце и Артура Брауна. Кто бы мог подумать, что в 2014 году Алексей Плюснин сыграет нечто похожее именно с Артуром Брауном, да еще запишет эту программу в студии! Считаю, что когда мечты сбываются вот таким образом – это просто здорово!
Наступило воскресенье 21 сентября, я шел на четвертый заключительный день фестиваля, и было даже как-то грустно, ибо три предыдущих дня были уж очень хороши. Такое редко бывает, а тут прямо все было так по душе, настолько в теплой и душевной атмосфере всеобщего позитива, что было просто удивительно, как такое может быть в принципе. Правда, справедливости ради нужно сказать и о ложке дегтя, которая таки была. Во-первых, кто-то спер ноутбук с двумя дисками архивов у Алексея Плюснина. Причем именно спер, цинично и открыто. Во-вторых, шатались по мероприятию какие-то мутные личности, покачиваясь и расплескивая пиво в разные стороны. Билеты на фестиваль были абсолютно бесплатными, требовалась только регистрация на сайте, чтобы их получить. Да и эти билеты никто не проверял, так что зайти во дворик Малого зала мог любой прохожий с канала Грибоедова, привлеченный музыкой громкой музыкой или шумом публики в перерыве. Вот, они и заходили, бродили туда-сюда, иногда мешали сделать хорошее фото. Думаю, что кто-нибудь из таких «прохожих» и ушел вдаль с ноутбучной сумкой, ибо не хочется думать плохо о «своих».
В общем, четвертый день начинался. Народу во дворе и в зале было заметно меньше, чем вчера, но на качестве кофе, который заваривали в углу, это никаким образом не сказывалось. Все четыре вечера кофе был прекрасным!
Открывал четвертый день Dror Feiler. На подходе к Малому залу я успел застать его саундчек, со стороны канала Грибоедова это звучало наподобие ремонтных работ внутри помещения, словно человек двадцать с перфораторами и отбойными молотками в руках пытались сломать стену дома. А на деле оказалось, что это Дрор проверяет работу своего аналогового синтезатора. Я начал беспокоиться за свои уши, оказалось, что не зря. С первых секунд своего выступления Дрор обрушил на зрителей лавину звука, точнее даже не лавину, а шторм, вихрь, ураган и землетрясение одним единым целым. Не хватало, пожалуй, только молний в качестве спецэффектов. При этом к саксофону он пока еще даже не притрагивался, только изо всех сил дубасил руками по небольшому ящику, сколоченному из листов фанеры – это и был тот самый знаменитый синтезатор, сделанный одним умельцем еще в 1975-м году.
В конце концов, звуки были запущены в петлю, Дрор взялся за саксофон одной рукой, второй за металлическую погремушку – и стал напоминать внешне языческого бога, чрезвычайно разгневанного и мечущего громы и молнии! Видимо, долгая жизнь в Скандинавии наложила свой отпечаток, и Фейлер стал сильно напоминать Тора (это сын Одина, бог грома и молнии, бури и плодородия, защитник богов и людей). Прогремев таким образом примерно полчаса, Дрор сделал паузу и спросил у зрителей играть ему дальше или нет? Оглохшая публика скромно попросила еще. Дрор в ответ уточнил: потише сыграть или погромче? Кто в зале бодро крикнул – громче! Ну, и дальше началось полное светопреставление – бабахало и шарахало так, что я перестал внятно слышать ушами, воспринимал акустические волны грудной клеткой и спинным мозгом, а уши были полностью выключены из восприятия. Наверное, это был все-таки перебор, на самом деле так громко уже было нельзя, несколько дней после концерта я ходил почти отключенный от звуковой реальности, комфортней всего при этом было в метро – никакого привычного шума, все тихо и спокойно.
То, что играл следующий в расписании дуэт Telesmatic Sound Box, в сравнении зубодробительным сэтом Дрора Фейлера, было нежным дуновением ветерка, шелестом осенней листвы и легкой дробью дождя по крыше. Это был электронно-акустический проект: американец Dok Gregory играл на различных электронных устройствах и терменвоксе, а финн Timo Viialainen на колесной лире (она же hurdy-gurdy и прочая, прочая) и медных духовых. Воспринималось это все очень легко, душевно и органично, просто бальзам на душу после разрушительных авангардизмов предыдущего оратора. В очередной раз отмечу продуманность фестивальной программы, когда выступления совершенно разных по стилистике музыкантов, логично дополняли друг друга, находились в тесном взаимодействии без капли противоречия. На самом деле это очень важно, как для зрителей, так и для самих музыкантов.
Трио под руководством Catherine Jauniaux показало утонченную европейскую камерную импровизационную музыку. Кто такая Катрин Жонио я знаю хорошо: во-первых – восьмой СКИФ (вот, еще одно пересечение!), там у нее был дуэт с Недом Ротенбергом, во-вторых, видеозаписи с европейских фестивалей/концертов, ну и в-третьих, различные альбомы, в записи которых она принимала участие. А вот ее коллег по трио я точно никогда не слышал: кларнетист Xavier Charles (Ксавье Шарль) и гитарист Jean-Sebastien Mariage (Жан-Себастьен Марьяж) не просто дополняли вокальные импровизации Катрин, а являлись полноценными соавторами и участниками процесса, обрабатывая грани ее безудержной фантазии, четкими линиями и структурами звуков. Примерно также ювелиры аккуратными и годами выверенными движениями обрабатывают алмаз, превращая его в бриллиант. По степени утонченности, тщательности работы с каждой нотой, безусловно, это было лучшее выступление фестиваля. Истинное наслаждение!
Закрывал фестиваль APosition Orchestra – сводный оркестр участников мероприятия, коих набралось здесь аж 13 человек:
Timo Viialainen - hurdy-gurdy Дмитрий Каховский - контрабас Михаил Коловский - туба Константин Сухан - труба Dok Gregory - theremin Павел Михеев - ударные, перкуссия Владислав Макаров - виолончель Dror Feiler - saxes Peter Stampfel – violin, voice Baba Sissoko - tamani, percussion, voice Henry Kaiser - guitar Алексей Плюснин – слайд гитара Famoudou Don Moye - percussion, drums, leader
Буйство фантазии красок, звуков и темпов, пиршество эмоций, все это напомнило мне приезд в Архангельск японцев Shibusashirazu в 2005-м году. Ну и, разумеется, пересечение с «Поп-механикой» Сергея Курехина было также очевидным. Famoudou Don Moye внимательно, аккуратно и ненавязчиво, руководил музыкантами, указывая кому, когда, и что играть. Направлял энергию в нужное русло, отводя время на сольные импровизации, допуская возникновение дуэтов, трио и так далее. Днем была небольшая репетиция, на которой была обговорена последовательность и структура выступления, сейчас же эта основа раскрашивалась всеми цветами радуги! Ах, как это было хорошо! Не знаю, как будет восприниматься эта музыка в записи, без визуальной части, скорее всего, просто слушать это действо будет не так интересно. А снять на видео такое можно было только с нескольких камер, чтобы в нужный момент выхватить крупный план того или иного музыканта.
Насколько я помню, такой съемки тогда не велось, да это было в принципе нереально в таком небольшом помещении без специальной подготовки. Впрочем, запись, даже самая лучшая, никогда не заменить впечатлений от непосредственного присутствия, а «я там был, мед, пиво пил», теперь есть что вспомнить и поделиться этими воспоминаниями с вами.
Вот и все, фестиваль закончен. Уходить никуда не хотелось. В воздухе до сих пор витала энергия выступления оркестра, было немного грустно, ибо я понимал, что такое счастье уже не повторится никогда. Но, будет другое, возможно, что и лучше, глубже и ярче. Но вот именно так: в таком небольшом зале, с такими эмоциями, с такими музыкантами – уже точно нет, никогда. Зато в памяти остались эти воспоминания, остались фото, которыми я и решил поделиться с вами.
АТ (15 октября 2014 г.)
Статьи
В разделе Статьи будут помещаться различного рода большие материалы, чем "Статьи" будут отличаться от "Обзоров" пока точно сказать не могу.
АТ
The Residents in Moscow
Icky Flix tour 8 сентября 2001 года клуб «16 Тонн»
Периодически наблюдая за жизнью и творчеством the Residents через их официально-неофициальный сайтwww.residents.com я, соответственно, имел представление о их грядущих концертных планах на 2001 год. Представление представлением, но о том, что Резиденты завернут в Россию я даже и не предполагал. В расписании концертов было обозначено 18 выступлений в Европе, причем третьим пунктом была указана Варшава. Я сразу же стал собираться в дорогу: начал просматривать расписание самолетов, поездов и прикидывать вариант, как мне лучше и дешевле получится добраться из Архангельска в Кенигсберг. Несмотря на то, что оба города входят в один северо-западный федеральный округ, все возможные маршруты складывались только через Москву, что было дороже и длиннее по протяженности по сравнению с классическим старым маршрутом через Питер. Но через Питер так просто, как это было раньше, в Кениг уже стало не попасть. Я загрустил. А потом, когда на Резидентовском сайте увидел, что отменили планируемый было на 7 сентября концерт в Праге, загрустил ещё больше. Ибо так ведь могли и варшавское выступление запросто отменить в самый последний момент. По этой самой причине, опасаясь потенциально возможной отмены концерта в Польше, стал я заглядывать на сайт Резидентов чуть ли не каждый день. И в один из таких заходов не поверил своим глазам! Просто не поверил!! В расписании появилась строчка с данными о концерте в Москве 8 сентября!! Этого не могло быть, потому что это было просто невозможно! Разумеется, я этому не поверил, информация казалась невероятной, из разряда абсолютной фантастики. Решил проверить, набрал URL сайта клуба «16 Тонн» www.16tons.ru и к своему ещё большему удивлению увидел там то же самое, дополненное кратким пресс-релизом о Резидентах на русском языке, а также ссылками на западные сетевые первоисточники. Получалось, что-то в общем похожее действительно на правду. Я немедленно позвонил в «16 Тонн» и получил устное подтверждение о запланированном концерте и дополнительную информацию о том, что билеты ещё не напечатаны, но принимаются предварительные заявки по телефону, и ещё о том, что количество билетов ограничено цифрой 600. Билет я тут же заказал, оставив московский телефон нашего офиса, по которому мне обещали обязательно перезвонить, как только билеты будут отпечатаны и привезены в клуб. Стало быть ситуация складывалась так, что в Варшаву ехать было мне совершенно необязательно. Москва - она к Архангельску всё-таки несколько ближе. Зато вот калининградским друзьям ехать до Польши просто куда как сподручнее. Вот заодно, подумал я, они съездят туда, а я сюда, а потом сравним два концерта в разных городах.
Вобщем, принципиально с поездкой я всё для себя решил. Попробовал было завербовать (уговорить) ещё кого-нибудь поехать в Москву, чтобы было веселее. Хотя я уверен был, что скучать тут не придется, но всё таки известил о планируемом концерте всех своих знакомых. Одни цокали языком, узнавая о стоимости билета (500 рублей), другие ссылались на занятость по работе, ну а третьим Резиденты были просто по барабану, как буквально уже пройденный по жизни этап. Ну и ладно – поеду один, не в первый раз… Оставалось ждать того момента, когда привезут в клуб билеты. А их всё не было и не было, мне уже нужно было начинать что-то решать с билетами до Москвы и обратно, а также с ночевкой в столице, а билетов в «16 Тоннах» всё не было и не было. Я спешно отыграл назад с Варшавой и попросил пока не вычеркивать меня окончательно из списков группы, собирающейся к выезду на польский концерт. Пока тянулось это томительное ожидание в состоянии полнейшей неопределенности, я детально изучал всю информацию о концертной программе “Icky Flix” на сайте Резидентов и вообще, всё что было там с этим связано: рецензии на выступления, информацию о самом DVD “Icky Flix” и т.п. И когда я уже потерял всякую надежду на получение билета в «16 тоннах» и даже морально был готов лететь в Калининград самолетом (что стоило бешеные деньги, почти 12,000 рублей туда и обратно), 31 августа, в пятницу после обеда мне вдруг было позвонено и сказано, что билеты отпечатаны, концерт состоится и что мне нужно сегодня подъехать и билет выкупить. Заказывая билет я надеялся на своих московских друзей, т.е. на то, что билет мне съездят и выкупят, поэтому насчет этого особенно и не волновался.
Вобщем, 8 сентября я без особенных приключений добрался до Москвы. Первым делом проверил разные газеты, где могли писать об этом концерте – информация была, кстати, даже в «Комсомольской правде». Потом съездил забрал билет, оказалось, что их действительно специально печатали, правда, могли бы уж и поинтереснее их сделать, а то выглядели они вполне обычно и незатейливо. О том, что из себя представляет клуб «16 тонн» я знал и раньше, он находится совсем рядом с метро «Улица 1905 года» и я довольно часто проходил там мимо по пути на различные выставки в Экспоцентре на Красной Пресне. Снаружи помещение выглядело достаточно небольшим для того, чтобы туда можно было запихнуть 600 человек купивших билеты. Интересно, а как же на самом деле будет обстоять дело вечером?
А дело обстояло так. Начало концерта планировалось согласно билета на 21-00. Где-то в другом месте (по моему на сайте «16 тонн») я прочитал о том, что Резиденты выйдут на сцену в 21-30. Поэтому на всякий случай я появился у клуба в половине восьмого вечера. У входа, да и вообще вокруг здания уже клубилась средних размеров толпа, мелькали люди с телекамерами, пытающиеся взять интервью у желающих попасть на концерт. Подойдя поближе я обнаружил, что внутрь клуба попасть будет не так просто, причем это была не просто очередь, а какое-то столпотворение, народ молча (ну почти молча) стоял и никуда не двигался. Такое положение дел, т.е. необходимость стоять и чего-то ждать на улице почти под дождем) меня совсем не устраивало и я пошел продвигаться вовнутрь. Народ сопротивлялся моему движению не очень сильно и практически без проблем развинув всех плечиком (я старался действовать вежливо и даже пару раз извинился, наступив кому-то на ноги), попал внутрь. Было примерно как в автобусе в час пик, стесняться я окончательно перестал и двинулся сначала в гардероб, а потом к прилавку, где торговали разной резидентовской продукцией: футболками, стикерами, компактами и DVD. Поскольку я имел конкретное желание приобрести этот самый “Icky lix” на DVD, то пришлось ещё раз раздвинуть народ и вежливо попросить у американского торговца “One DVD, please!” Потом я пошел в бар, выпить пивка и заодно разглядеть приобретеный дивидюк. Народ уже в испуге расступался, пропуская меня туда, куда мне хотелось. Вобщем, в бар я уже попал без проблем. Местное "шестнадцатитонновое" пиво оказалось очень даже неплохим и я спокойно попивал его, поглядывая на толкающийся в фойе народ, который всё ещё на второй этаж никто не пускал. Времени уже было почти без пятнадцати девять, а всех ещё продолжали мариновать в тесном предбаннике. Во, изверги какие! Впрочем, меня больше удивляло то, почему народ предпочитал давиться у входа в зал, потея и переругиваясь, а не шел пить пиво в бар, где работал кондиционер и было тихо, свободно и уютно. Хотели наверное первыми в зал попасть, чтобы места у сцены занять… Ха-ха! В зал-то всё равно в числе первых я попал! Как только из предбанника стали доноситься крики и шум, символизирующие начала запуска людей в зал второго этажа, так я тут же встал и спокойненько так в очередной раз подвинув всех плечиком прошел ко входу, где проверяли билеты и ставили штампики белой краской на руку. Хлипкий народ всё-таки эти москвичи и культурный какой-то. Их бы в архангельские автобусы в час пик запустить для того, чтоб знали что почём в этой жизни! А так, мнутся себе: “простите”, “извините”, “будьте так любезны”… Вобщем, они так в зал ещё почти час проходили. А потом говорят – давка была какая-то на концерте. Никакой на самом деле “давки” не было, а были просто действия неподготовленных к условиям ограниченного пространства людей, вот и всё.
Зальчик наверху оказался даже меньше, чем я себе представлял, да ещё и совмещенный с баром. Как сюда собирались запустить 600 человек мне представлялось очень плохо. Места тут было человек на 200, ну максимум на 400. Для тех, кто ещё не догадался (а я сам забыл сказать) большинство концертов у Резидентов (как это отмечено, кстати, на их сайте) проходят в помещениях без сидячих мест. Иными словами – правильное положение для восприятия их музыки – это стоя! Сцена выглядела в точности так, как это было изображено на картинках на сайте: две ширмы из латунной металлической сетки за которой видна была аппаратура: клавшные, усилители, гитары и т.д. Именно за этими ширмами и должны находится во время выступления четверо музыкантов, выпуская вперед лишь вокалистов. Делалось это очевидно для пущей анонимности, т.е. мало того, что все будут в масках, так их ещё и за ширму всех поставят, чтобы никто ничего точно не заметил. Подозреваю, что издалека через эти ширмы видно было действительно неважно, учитывая то, что латунная (ну по крайней мере желтого металла) сетка хорошо блестела в лучах софитов и, соответственно, бликовала, не давая разобрать толком то, что происходит за ней. Что-ж, посмотрел я на часы – времени без десяти девять – нужно занимать исходные позиции у сцены, наиболее выгодные для фотографирования. К слову сказать, плакаты-предупреждения, развешанные везде, сообщали о том, что фотографировать на концерте Резиденты разрешают, но просят при этом не пользоваться вспышками. Это меня более чем устраивало и я тут же достал из сумки проверенный в боях за Кинг Кримсон старенький Ricoh и зарядил туда плёнку Kodak чувствительностью 400 единиц. А народ тем временем постепенно заполнял помещение зала, некоторые даже пили пиво. Ага! А как потом выходить то? Туалет на первом этаже, я это сразу же отметил, когда передвигался в предбанной толпе по фойе. Могут быть проблемки, экий народ всё-таки непредусмотрительный. Из акустических систем откуда-то сверху бумкало традиционное электронно-техническое нечто, из вентиляционных труб поддувало свежим кондиционированным воздухом (хорошо! не задохнемся!), я стоял у самой сцены упершись коленкой в рампу и с нетерпением ожидал начала.
Время шло и шло себе. Минутная стрелка уже перевалила за тридцатиминутную отметку и стала вплотную приближаться к сорокапятиминутной. Толпа начала нервничать, что было вполне объяснимо – сначала их мариновали внизу, а потом ещё потом заставляют ждать в зале! Времени уже почти без пятнадцати десять, а никто ничего даже и не объявляет! Стали раздаваться недовольные крики «Резидентов давай!», стоящие сзади стали нервно пихать стоящих ближе к сцене, как будто те могли заставить Резидентов выйти на сцену. Музыка из колонок было затихла, зал замер в ожидании… Но, нет – музыка заиграла по-новой, на сцену никто не вышел и зал начал свистеть! От этого свиста уши заложило лучше, чем во время посадки самолета, кое-кто из стоящих рядом со мной пытался закрывать уши руками, но куда там! Свистели профессионалы! Периодически из-за кулис на сцену выходил какой-то дяденька в потертых джинсах и мятом свитере, с биркой на пузе (стало быть из road crew Резидентов!), внимательно смотрел в зал, шевеля губами (подсчитывал пришедших?), смотрел на часы, сокрушенно мотал головой и снова уходил. Особенного оптимизма его действия не внушали. Происходящее стало смахивать на подобие надувательства: если Резиденты приехали, то почему концерт не начинается так долго?! А если не приехали, или где-то задерживаются (может быть к Мавзолею Ленина пошли?), так скажите об этом и мы пойдем пить пиво! Так ведь нет – всё продолжалось, как оно и продолжалось: из динамиков сверху бухало что-то абсолютно невразумительное, народ топтался на месте и потел, пива нормально было не попить, потому что к бару обратно было уже не протолкаться, а если и протолкаться (уж я то бы пробился!) то обратно к сцене с кружкой пива, а то и с не одной) уже было бы не попасть абсолютно точно. Оставалось только покорно ждать.
Ну и вот (наконец-то!) слева за сценой началось какое-то шевеление, открылась дверь и на сцену неторопливо так вышел человек в смокинге и классическим резидентовским eye-ball’ом в цилиндре на голове (tuxedoed Eyeball). Зал взвыл! А человек молча достал из кармана что-то, помахал им народу, это оказался маленький резидентовский puzzle, который продавали внизу среди всего остального прочего. Помахал и бросил в зал! Кто-то его поймал – повезло! Потом Резидент достал DVD, народ ахнул - все подумали наверное, что он его сейчас тоже в зал метнет. Не-е, не метнул. Ещё бы – станет он так запросто дивидюки разбрасывать! Помахал только, достал диск из коробки и запихнул его в стоящий где-то за правой ширмой DVD-плейер. Типа, сейчас нажму кнопку play, концерт и начнется. Ну вот, подумал я, сбываются самые худшие ожидания – не будет тут никакого живого звука, будет примитивный playback с DVD и колбасение персонажей в костюмах под консервированную музыку. А может быть это вовсе и не настоящие Резиденты? В нашей стране имеется богатый опыт организации таких концертов, поэтому «шестнадцатитонновцы» могли устроить такую потеху запросто! Стало что-то грустно… запахло лажей… эх, надо было в Варшаву ехать, поляки бы такой фигни не допустили, они бы там за такое сразу всех бы поубивали! А может быть настоящие Резиденты как раз там будут? А в Москву никто и не поехал? Привезли только дивидюки и пару американцев для прикрытия? Мысли такие вихрем пронеслись в голове…
А Резидент на сцене тем временем манипулировал с пультом DVD-плейера, пытаясь получить изображение на развешенном слева от сцены (а не наверху, посередине между ширмами – как это должно быть в каноническом варианте кнцерта) экране видеопроектора. Что-то у него не получалось. Я подозреваю, что через этот круглый колпак eye-ball’а ему было просто видно не очень хорошо. Ага – опять подумал я, - настоящий-то Резидент через эту штуку должен уже привыкши быть смотреть, а этот если не видит ничего, то стало быть - не настоящий! Набрал уже воздуху в грудь, чтобы заорать и засвистеть, но тут у него всё получилось, экран засветился, в динамиках что-то бабахнуло, я решил пока перевести дух и поорать чуть позже, когда ситуация проявится окончательно. В это время Резидент махнул кому-то рукой и, точно так же не торопясь, ушел со сцены. Что меня окончательно сбило с толку…
И вдруг в темноте за сценой открылась дверь и показались какие-то странные огни, как будто бы кто-то несет в полной темноте несколько зажженых трехсвечных канделябров… Появились три фигуры, полностью с ног до головы в обтягивающих черных комбинезонах (jumpsuit tuxedoes), а тройные огни оказались… лампочками на голове! Средняя была прикручена сверху на голове, наподобие шахтерской, а две других горели вместо глаз, типа как очки, только вместо стекол у которых лампочки (flashlight eyeglasses)! Эта странная процессия в полной тишине ошалевшего зала проследовала за ширмы и разместилась там: двое слева, один справа. Зал наконец-то опомнился и взвыл от счастья! Последней на сцене появилась уже знакомая фигура в смокинге, но уже без eye-ball’а на голове, а такой же черной маске с лампочками и так же неторопясь, как и раньше, переместилась за правую ширму, встав за клавиши. Я продолжал стоять у самой сцены, чуть справа от центра, прямо напротив правой ширмы и прекрасно видел как чернокомбинезоновый Резидент уселся на табуретку и взял в руки гитару. Резидент в смокинге сделал знак рукой и… представление началось!!!
Первая пьеса – “The Third Reich’n’Roll”. Все мои подозрения развеялись как дым в самые первые секунды: никакого плейбэка с DVD не было! Игралось всё натурально вживую, стоя в полуторе метров от смокингового Резидента и от Резидента с гитарой я прекрасно всё видел через металлическую ширму. Уж не знаю как это различалось с задних рядов, а мне все подробности исполнения были видны великолепно! Я достал фотоаппарат и начал потихоньку фотографировать, пытаясь захватить в кадр максимально возможное пространство сцены и выбирая моменты наиболее яркого освещения. Здорово! Мог ли я представить себе десять лет назад (в 1991 году), когда барабанил на компутере статью о Резидентах для первого номера «Результатов», что когда-нибудь смогу оказаться сам на их концерте! Да этого не могло пригрезиться даже в самых смелых мечтаниях. Зная о тотальной засекреченности участников этого удивительного проекта, я плохо себе представлял как проходят представления вообще, не говоря уже о том, что такой концерт может быть организован в России, в Москве! Фантастика! Именно в этот момент, вспомнив о журнале, я очень сильно пожалел, что не взял первого номера с собой. Во-первых, было более чем реально подарить этот экземпляр прямо Резидентам; а во-вторых, можно было попытаться взять автограф прямо на развороте номера, где я поместил их большую фотографию на фоне знаменитого сан-франциского моста. Вот было бы здорово! Но… но, мечтать было уже поздно, и поэтому раскрыв пошире глаза и уши я стал усиленно, боясь упустить каждую секунду действия, внимать происходящему на сцене.
А там, тем временем появилось ещё два персонажа (как их зовут я уже потом на сайте прочитал, а на концерте их никто не представлял): Mr.Scull – мужик в маске, изображающей череп, одетый в просторную белую куртку поверх черного (jumpsuit tuxedo) комбинезона, и девушка Molly, в ярко оранжевом парике, флюоресцентных очках, ярко желтых сандалиях на гигантской платформе, коротком топике, открывавшем аккуратно загоревший животик и в широченных, разноцветных в петухах шароварах. Ей сразу же приветственно крикнули - “Гюльчатай! Открой личико!”, а потом ещё по-английски, чтоб понятнее было - “Show me your face!” Н-да, видок у обоих был ещё тот, чтоб мне было с кем сравнить – так вот, молодежный театр нашего Виктора Петровича Панова глубоко и навсегда отдыхает! Ну, тут и началось! Все сомнения и подозрения мои испарились окончательно – на сцене были самые настоящие Резиденты! Просто без сомнения! То, что происходило на сцене московского клуба “16 Тонн” поздним вечером 8 сентября 2001 года полностью и абсолютно соответствовало тому, что: а). я представлял себе о Резидентах; б). прочитал об “Icky Flix” шоу на официальном сайте группы; в). ожидал от этого концерта и от всей поездки в целом. Ура! И я действительно заорал – УРА! Mr.Scull взглянул на меня внимательно и подмигнул, а Molly махнула рукой и стала принимать разные позы, специально для того, чтобы я успел её сфотографировать. Да… это вам не концерт Кинга и Кримсона и не чопорный Роберт Фрипп… Покатил кайф в душе…
Концерт шел своим запланированным чередом, на экране проецировались видео с DVD, музыканты исполняли соответствующие пьесы, но, нужно заметить, что в совершенно новых аранжировках. Некоторые из которых были уж совсем непривычны и слегка удивляли. Например, классическую “It’s a Man’s Man’s Man’s World” исполняла Molly, а не Mr.Scull. Вовсю веселился гитарист и вставлял активно звуки своего инструмента практически в каждый такт любой пьесы. Этакий Snakefinger II. Здорово парень играл, нечего сказать, активно применял всяческие электронные устройства, позволявшие гитаре звучать совершенно неожиданно, причем это не было банальным гитарным синтезатором, который включается в нужный момент педалями, а чем-то таким непонятным, если бы я не видел, что он манипулирует с гитарой во время появления столь непонятных звуков и шорохов, то я бы подумал, что этот как раз играет playback c DVD. Одно из таких хитрых устройств выглядело как маленькая коробочка, провод от которой шел к усилителю, а на ней светилась темно синим светом маленькая лампочка. Когда луч этой лампочки пересекал струны – в колонках слышались странного рода звуки. То есть, понятно, что эта коробочка была магнитным датчиком, с которого снимался сигнал, но как это конкретно делалось и причем тут была эта синяя лампочка я пока глубоко не понял. Может быть и вообще лампочка тут была вообще ни причём. Поди сейчас разберись!
Вообще, инструментарий у Резидентов был не сильно изщренным. Как я уже говорил раньше, за ширмами находилось четверо музыкантов, один из них, который tuxedoed Eyeball, был явно старшим и руководил процессом. Работал этот главный Резидент на клавишах, причем клавиши были скромные по размерам, да и звучали весьма традиционно. По крайней мере никакой гордой надписи типа “ensoniq”, “korg M1” или “kurzweil” там не наблюдалось, обычные такие простенькие клавиши. Сидевший с ним вместе за одной правой ширмой гитарист был заметно моложе, всё-таки с близкого расстояния это было хорошо заметно. За левой ширмой ближе к центру находилась довольно большая стойка с различной аппаратурой из-за которой мне только были видны светящиеся flashlight eyeglasses и шахтерская лампочка стоявшего там Резидента. Иногда он подпевал что-то в микрофон, но в основном управлялся с электроникой, переключая видимо всякие неведомые мне устройства. Четвертого Резидента, стоявшего самым крайним слева, мне было видно лучше, потому что перед ним было только вибрафонообразное устройство, которое на сайте Резидентов обзывалось как Marimba Lumina и расшифровывалось оно как МИДИ-контроллер и синтезатор, который управляется четыремя индивидуальными палочками со встроенными катушками индуктивности. Устройство распознает какая именно палочка ударяет по той или иной клавише и воспроизводит при этом соответствующий эффект. Каждая палочка при этом может соответствовать звуку конкретного инструмента, либо отвечать за какое-то действие, либо эффект. Вобщем, парень за этой самой Marimba Lumina творил, что хотел – она могла звучать у него как обычные барабаны, могда взиваться невообразимым звуком или генеретировать потусторонние шумы. Кроме этого на сайте описывается ещё одно новое для Резидентов устройство, разглядеть которое мне не удалось, скорее всего оно находилось за той самой стойкой, которая загораживала мне полностью одного из Резидентов. Называется оно Alesis airFX effects controller и представялет собой инфра-красный электрический глаз, над которым исполнитель водит туда-сюда рукой. Устройство распознает положение руки относительно глаза и тем самым генерирует различные аудио эффекты. На сцене это могло выглядеть так, как будто бы один из Резидентов играет на терменвоксе. И я даже что-то подобное сейчас припоминаю… Да-да-да - именно так оно и было!
Представление продолжалось. Резиденты просто поражали своей тщательной сыгранностью и невероятным драйвом, которого я от них (да и от такой музыки в целом) я просто не ожидал. Беснующиеся на сцене перед ширмами Mr.Scull и Molly умудрялись вполне прилично петь. Девушка вообще временами демонстрировала очень неплохие вокальные данные. Mr.Scull показался мне сначала буквально даже негром! Из под маски немного выглядывали курчавые волосы и какая-то уж очень темная кожа. Тем более, что пел он всё время рычаще надрывным хриплым голосом – очень похоже на вокал темнокожего. И только ближе к середине концерта, когда он заметно вспотел, стало видно, что темная кожа – это грим, под которым стало проявляться нормальное белое тело. Да, похоже, что ничем негритянским в Резидентах и не пахнет, впрочем, как это и должно быть.
Отыграв минут сорок команда устроила небольшой перерыв. Музыканты вышли из-за ширм и… начали фотографироваться припасенным специально мгновенным Поляроидом. Снимки тут же выбрасывались публике в зал! Эх, жаль! Я стоял слишком близко и всё пролетало поверх меня дальше! Подпрыгнуть и перехватить бросок тоже не получалось, т.к. все стояли очень плотно – вот попробуйте сами подпрыгнуть в битком набитом автобусе! Получится у вас это? Так же и я, даже руки вверх поднять и то не удалось. А снимков в картридже всего десять, отщелкав и разбросав их Резиденты опять неторопливо удалились за ширмы и продолжили своё представление.
Я внимательно наблюдал за происходящим и одновременно раздумывал над тем, а кто же у них всё таки главный в группе, ведь явно среди присутствовавших на сцене были основатели группы и приглашенные только для этого концертного тура музыканты. К тому же об этом и на сайте было написано. Значит так – гитарист членом группы быть не может, это абсолютный факт. Девушка тоже, ибо молодая она слишком, да и не было никогда у Резидентов постоянного женского вокала, так, всякие Лены Лович и Тины Тёрнер периодически подпевали и не более того. Значит она тоже отпадает. Стало быть реально остаются только четыре человека: tuxedoed Eyeball, Mr.Scull и два типа из-за левой ширмы с лампочками на голове. Когда они в перерыве расхаживали по сцене туда сюда и фотографировались, то я сразу же заметил, что те двое (из-за левой ширмы) явно моложе, это было видно по фигурам, по походке, и вообще – по общему впечатлению. Вобщем, для группы, возраст которой приближается к 30 годам, они были непростительно молоды. Тем более, что их действиями очень лихо и уверенно командовал tuxedoed Eyeball. А они его совершенно безропотно слушались. Ну вот, стало быть - тоже приглашенные! Таким образом совершенно явно костяк команды складывался из двух персонажей: tuxedoed Eyeball и Mr.Scull. Кроме этого по их движениям на сцене было сразу же заметно, что оба мужчины явно старше 50 лет, что хорошо соответствует официальной хронологии существования the Residents. Вот теперь и думайте – дуэт это, трио или квартет?
Итак, вторая половина концерта началась с пьесы “Constantinopole”, Mr.Scull появился на сцене с саксифоном (именно так – saxiphone написано у них на сайте) и бодро заорал хорошо знакомые слова, затем эмоционально отыграв классическое соло. Кстати говоря, некоторые полностью инструментальные пьесы (Mr.Scull и Molly вообще удалялись со сцены) второго отделения игрались без DVD видео-сопровождения, стало быть нет этой музыки на диске, а сама по себе она была суровая такая – чем то напомнила мне ритуально-шаманские записи голландского дуэта Hybryds. Здорово, очень серьёзно, никакого привычного резидентского стёба, и потому довольно неожиданно. Ещё бы разобраться как это называлось – ведь на концерте никто ничего не объявлял и никто ничего не объяснял, всё происходило без лишних слов и пауз. Просто происходило как оно и должно было происходить. Последовательно и непрерывно.
Незаметно пролетели полтора часа и после последней песни Резиденты неожиданно проворно, быстро поклонившись, удалились со сцены… Что? И всё?! Ошеломленная публика сначала даже ничего и не поняла, но тут же, после секундного замешательства, очнулась и заорала, захлопала, завыла… Как это ни странно, Резиденты столь же быстро и проворно материализовались обратно на сцену и отыграли первый бис. Всего этих бисов было четыре (если мне не изменяет память), впрочем, как раз именно такое количество указывается в списке пьес для исполнения на концертах тура “Icky Flix”, так что вряд ли их было больше, а уж меньше точно не могло быть, потому что народ, собравшийся в на концерт в своих требованиях был более чем энергичен! Тем не менее Резиденты после каждого биса уходили со сцены и появлялись обратно только после полагающейся для солидности паузы. Последний раз они вышли и только поклонились, а стоявший рядом со мной парень умудрился дотянуться через охранника и быстро пожал руку Mr.Scull’а. Охранник было спохватился, замахал ушами, но было уже поздно. Теперь это парень, небось, долго руку мыть не будет. Вобщем, концерт явно закончился, но народ с в зале стал расходиться только тогда, когда клубный ди-джей включил стандартный танцевальный микс и всем стало окончательно ясно, что всё – дальше точно ничего не будет. На пустой сцене от Резидетов остались только яркие светящиеся полоски, оказалось, что это навыпадали фрагменты из искусственного парика Molly…
Хорошо, что в этом зале на втором этаже был бар с пивом и можно было спокойно, не впадая в толкотню на лестнице ведущей вниз, попить холодненького пивка и постепенно прийти в себя, ожидая когда рассосется народ внизу. Что я и сделал, одновременно убедившись в том, что фотоаппарат у меня, благополучно отщелкав все 24 кадра плёнки, перемотал её обратно в кассету. Что-то там получилось на этой плёнке? Пия пиво я оглядывался по сторонам и увидел несколько знакомых, которые специально приехали на концерт из Питера. Во, молодцы! Значит не я один такой! Хотя из Питера в Москву добраться куда как проще и быстрее. А ребята меня видели уже давно, с самого начала представления, только вот не могли ко мне протолкаться к самой сцене. Я спустился вниз, в фойе продолжалась активная торговля резидентовской продукцией, народ, врубившийся в творчество Резидентов (а до этого, видимо, не подозревавший о их существовании) энергично толкался в попытках скупить оставшиеся компакты и футболки. Организаторы вынесли на продажу плакаты, т.е. афишы тура “Icky Flix”. Но за 300 рублей желающих купить кусок бумаги формата А0 не нашлось. Ну и правильно. На улице было свежо и накрапывал мелкий дождик. Я расправил зонт и пошел гостиницу. В голове крутились беспорядочные мысли, а в сумке лежал фотоаппарат с бесценными, пока ненапечатанными снимками и DVD, который мне даже было не на чем сразу посмотреть.
АТ
16 сентября 2001 года спустя неделю после концерта ясным солнечным воскресным днем на курорте Ардалин
мог бы и раньше написать да события в Америке, произошедшие 11 сентября выбили меня из колеи…
P.S. Cтатья эта была практически сразу же после написания была размещена на сайте www.evermusica.com - поскольку родной сайт "Результатов" был благополучно к этому моменту прикрыт. На эвермьюзике статья под странным названием Kulturprodukt лежит до сих пор в разделе Articles (http://evermusica.com/ever/music/rev034.html), но там нет фотографий! Именно поэтому я решил всё-таки разместить материал в оригинальном виде, там где ему и предназначалось быть изначально.
АТ (февраль 2003)