"I`M STILL FAST!"
15 июля 2005 года, клуб «Колесо»
www.arkoleso.ru www.janakkerman.nl
Jan Akkerman band: Coen Molenaar - keyboards Jeroen Vierdag - bass Marijn van den Berg - drums Neil Denholm - sound engineer
Конечно, такие концерты редко происходят в нашем городе, и на них обязательно нужно ходить. Очень многие из моих знакомых пренебрегли возможностью послушать музыканта, которого можно называть не иначе как легендарным. Вполне возможно, что для молодежи 400 рублей за билет это дорого, но ведь музыка группы Яна Аккермана рассчитана на другую возрастную категорию, то есть как раз на тех, кто эти самые 400 рублей может легко потратить. Тем более, что за эти деньги было предложено полноценное выступление, в двух часовых отделениях и с двумя бисами. На такие концерты билеты дешевле просто не бывают.
Впрочем, что это я всё о деньгах? На самом деле такой праздник был устроен Александром Васильевичем Мезенцевым по поводу долгожданнейшего открытия музыкального клуба «Колесо», который позиционировался в среднюю ценовую категорию с ежедневными рок-концертами. Помещение хорошее, звук отличный, планка установлена высокая - теперь бы только удержаться на этом уровне!
Шагая на мероприятие, я был настроен весьма скептически, ничего особенного от приезда Аккермана не ожидая. Поклонником группы FOCUS я никогда не был, джаз-роком переболел очень давно - но послушать одного из известнейших гитаристов мира всё равно было нужно в обязательном порядке. Опять-таки - оценить новое заведение.
Помещение клуба оказалось вполне милым, правда разливного пива пока не было. Обнаружив своих друзей за одним из столиков на балконе, я немедленно к ним присоединился. И правильно, ибо оказалось, что за соседним столиком сидят музыканты группы во главе с самим маэстро, который легко и непринужденно общается с народом, раздаёт автографы, шутит и подмигивает. Во как всё запросто! Обниматься и фотографироваться я пока не полез, наблюдал, как это происходило со стороны.
Концерт начался вовремя. Ян торжественно разрезал красную ленточку, которой была перевязана сцена - тем самым символически открыв клуб «Колесо», и тут же приступил непосредственно к музицированию. Первыми были исполнены две пьесы на акустической гитаре - и весь мой предконцертный скептицизм как ветром сдуло! Ян Акккерман буквально с первых аккордов показал в какой отличной форме он находится и что у него ещё хватит творческого энтузиазма не на один сольный альбом. А что уж началось когда он взял в руки свой старый добрый Les Paul! Просто тушите свет! Я ни за что бы не поверил, что это играет почти шестидесятилетний мужчина, настолько молодо и легко он держал себя на сцене и какие сверхбыстрые пассажи (шестнадцатые летели просто веером!) он исполнял.
Как я уже говорил чуть раньше, поклонником группы FOCUS (добившейся международного успеха при непосредственном участии Аккермана) я никогда не был, равно как никогда не увлекался и его сольным творчеством. Поэтому исполняемые композиции мне идентифицировать было не то чтобы трудно, а просто невозможно. Хотя можно конечно было озадачиться до концерта и послушать хоть что-нибудь из более чем сорока сольных альбомов. К слову сказать, ничего на продажу Ян с собой не привез, а ведь мог бы захватить десяток-другой компактов своего последнего релиза - альбом CU (See You) 2003 года. Впрочем, пьесы по ходу концерта объявлялись, и эти названия даже переводились на русский, так что при желании можно было бы и запомнить. Да только такого желания у меня так и не возникло, за всё первое отделение я лишь пару раз потянулся за пивом - настолько захватывала музыка. Темповые хард-роковые номера сменялись блюзовыми медленными пьесами, были сыграны и тяжелые фанковые импровизации. А во время очередного сверхбыстрого запила у маэстро порвалась первая струна, соло было доиграно на оставшихся пяти, да так что никто и не заметил, и тут же, во время солирования клавишника, Ян стремительно заменил струну на запасную и тут же продолжил пьесу. Во как!
К слову сказать, во время второго отделения случился казус у барабанщика - сломалась педаль у бочки. Что делать? Клавишник включил семплер, чтобы не прерывать пьесу - и продолжили играть, как ни в чем не бывало. Но это же непорядок, когда барабанщик только по тарелкам шурует, да по рабочему! Александр Харев перенести такое безобразие не смог и поэтому метнулся на сцену с пассатижами в руках, стремительно что-то подкрутил - и оп-па! - барабан замолотил с удвоенной силой. Публика взвыла от счастья, Александр сорвал почетные аплодисменты, а пьеса была продолжена как будто и не было никаких проблем!
Разумеется, в группу Яна Аккермана могут быть приглашены только супер-профессионалы, что с честью было доказано музыкантами - ребята играли чисто, ритм держали железно. Но за дозволенные Яном рамки не вылезали ни на миллиметр - сразу было понятно кто тут хозяин. Зато сам маэстро себя не ограничивал ни в какой степени - играл что хотел, как хотел и когда хотел. После нескольких первых композиций сразу стало понятно, почему работникам западных магазинов так сложно категоризировать музыку Яна Аккермана. Там ведь всё по полочкам разложено - джаз к джазу (на дисках так и пишут file under jazz, rock, и т.д.), рок - к року. Иначе буржуи разобраться не смогут. Так вот, альбомы Яна Аккермана в одном магазине могут запросто лежать в категории «рок», потому что владелец магазина послушал только первую пьесу на диске. А в соседнем магазине этот же альбом может лежать в категории «джаз», потому что там добрались до второй пьесы. В третьем магазине диск могут легко положить даже в категорию «классика», ну и так далее. А всё почему, да потому что музыка у Яна Аккермана чрезвычайно разнообразная - он легко и свободно чувствует себя в разных жанрах и стилях, вот что значит многолетний опыт музыканта. И вся эта разнообразность и многогранность была представлена на выступлении в «Колесе»!
Выступление закончилось, два с половиной часа пролетели просто незаметно. Отыграв ещё две пьесы на бис, музыканты покинули сцену, Ян вернулся за свой столик и охотно продолжил общение с народом. Было хорошо заметно, что ему это доставляет удовольствие. Подошел и я, взял автографы по второму разу на обложки компактов первого и третьего альбомов «Фокуса», поблагодарил за отличное выступление, а также выразил своё восхищение превосходной физической формой, отличным владением гитарой и т.д. Ян в ответ только усмехнулся и сказал фразу, которую я и вынес в заголовок этой статьи - "Yes, I`m still fast!" Действительно, лучше и не скажешь.
А потом оказалось, что после «Колеса» музыканты поехали на ужин в «Амадей», увидев отличный зал и услышав грамотный звук пожелали и тут тоже поиграть, и легко отработали целое отделение, плюс сыграли ещё и джем с Петрович Блюз Бэнд (Вологда), причем совершенно забесплатно. Жаль, что я этого не знал и в Амадей не пошел. А ведь стоило!
Ну и в качестве завершения. После такого мощного концерта Аккермана я озадачился, взял у Жени Бачина три первых альбома группы FOCUS и внимательно их прослушал. Отличная музыка! Правда вспомнить, что же игралось в «Колесе», а что не игралось, я так и не смог. Впрочем, это и не важно на самом деле. Воспоминания остались исключительно положительные. А кто на концерт не ходил – тот многое потерял. Александр Васильевич сообщил, что Яну играть для архангельской публики тоже очень понравилось и что он готов приехать ещё раз, скажем в следующем году. Так что следите за рекламой и не пропустите потенциально возможное мероприятие! Да и вообще, имеет смысл регулярно заходить на сайт «Колеса», следить за объявляемыми концертами, наверняка что-нибудь интересное обязательно будет.
АТ (22 июля 2005 г.)
http://www.jazz.ru/mag/314/default.htm
Вечер с небольшим опозданием, связанным с отстройкой звука, открыл сет голландского гитариста Яна Аккермана, в прошлом - участника арт-роковой группы Focus. Это уже второй визит голландца в Россию, в прошлом сентябре он уже давал два концерта в Петербурге, а на сей раз перед появлением на фестивале выступил в Архангельске. Пронзительные, резкие пьесы быстро завели публику, хотя во время исполнения древнего хита “Hocus Pocus” нельзя было не пожалеть об отсутствии соратника Аккермана по группе - клавишника, флейтиста и вокалиста Тейса Ван Леера. Некому было разбавить соло гитариста разбойничьим посвистом, разухабистым лабанием на аккордеоне и пением в стиле йодль. Впрочем, сам Аккерман об этом явно не жалел, и на вопрос российского фаната Focus о том, чем сейчас занимается Ван Леер, ответил: "Не знаю, играет себе на флейте где-нибудь в зарослях!" После выступления гитарист признался автору этих строк, что не хотел бы называть джазом то, что он играет, поскольку, по его мнению, "сейчас употреблять слово "джаз" - это дурной вкус", поскольку еще с би-бопа "ушло ощущение почвы, живой формы искусства" и "за деревьями уже нельзя больше увидеть лес". "Я уже старая боевая лошадь, мне хочется слышать шум в музыке", - признался Аккерман.
| |