Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√осударства  иевска€ –усь в IX Ц начале XII вв.: особенности экономического и социально-политического развити€. ѕрин€тие ’ристианства на –уси.




¬осточные слав€не в древности. ¬озникновение государства  иевска€ –усь.

¬згл€ды на происхождение слав€н. ѕроисхождение слав€н €вл€етс€ одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке.  ратко суть споров можно свести к двум положени€м: 1) слав€не €вл€ютс€ коренным населением ¬осточной ≈вропы, ведущими своЄ происхождение с самых ранних этапов образовани€ индоевропейской общности; 2) слав€не по€вились в результате смешени€ различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корн€, то есть, основа слав€нской общности полиэтнична. ¬опрос этот в науке не решен до насто€щего времени.

Ќо очевидно, было бы слишком смело утверждать, что слав€не не имеют единого этнического корн€. ќднако, с другой стороны, наличие такого корн€ не отрицает огромной роли других народов в слав€нском этногенезе. ¬еро€тнее всего, формирование новой этнической и политической карты ≈вропы (в VI-VIII веках), лучше всего объ€сн€ть, говор€ о миграции многих племен, "¬еликом переселении народов", возможно, переселению слав€н способствовали сдвиги в развитии орудий труда, разложение родоплеменного стро€ и выделение знати. –асселение слав€н происходило по трем основным направлени€м: на юг - на балканский полуо-в; на запад; на восток и север по ¬осточноевропейской равнине. —оответственно произошло и разделение слав€н на три ветви Ц южную( болгары, сербыЕ) западную( пол€ки, чехи, словаки) и восточную ( русские.украинцы,беларусы). ¬ ходе расселени€ у слав€н произошло разложение родоплеменного стро€. ¬ VI-VIII веках в рез-те дроблени€ и смешивани€ племен складывались новые слав€нские общности, которые носили уже не кровнородственный характер, а скорее территориально - политический. ƒревних слав€н объедин€ло €зычество, многобожье, земледелие

¬ целом, можно сказать, что к концу IX века восточные слав€не уже сто€ли на рубеже государственности. ¬опрос был в том, каким будет это государство, какое плем€ или союз племЄн станет центром восточнослав€нского мира и начнЄт подчинение других. Ѕыл возможен и вариант, при котором на территории ¬осточной ≈вропы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных слав€н.

ѕредпосылками образовани€ древнерусского гос-ва было:

1. –азвитие производительных сил восточнослав. ѕлемен

2. ‘ормирование соседской общины

3. –азвитие торговли, в том числе международной

4. –ост имущественного неравенства

5. ѕо€вление системы управлени€

6. Ќаличие союзов слав€нских племен

7. ¬ыделение племенной знати

ѕроцесс складывани€ государственности у восточных слав€н происходит с начала 9 в.. — 30х годов известно о существовании двух очагов государственности- на юге Ц иев, на севере- Ќовгород. ѕервые летописные свидетельства говор€т о 862 г, когда вар€жского правител€ –юрика новгородцы прислали дл€ того, чтобы защитить себ€ от иноземцев. Ёти данные и послужили основанием дл€ Ђнорманской теорииї происхождени€ русского гос-ва.

»сход€ из текста летописи Ђѕовесть временных летї, историю  иевского государства обычно дел€т на два периода. ѕервый Ч это врем€ длительного Ђсобирани€ї земель. ќн продолжалс€ с 80-х гг. IX века до конца ’ века.  иевский кн€зь ќлег (882Ч912) согласно Ђѕовести временных летї покор€ет уличей, тиверцев, древл€н. —ын »гор€ и ќльги кн€зь —в€тослав (964Ч972) покор€ет в€тичей. Ќаконец, при ¬ладимире I (980Ч1015) были окончательно покорены радимичи и в€тичи. ¬торой период Ч это врем€ существовани€ единого  иевского государства, со времени ¬ладимира I до конца 20-х годов XII века, когда оно распалось на независимые кн€жества.

√осударства  иевска€ –усь в IX Ц начале XII вв.: особенности экономического и социально-политического развити€. ѕрин€тие ’ристианства на –уси.

¬о главе  иевского государства сто€л кн€зь, который именовалс€ ¬еликим кн€зем; на местах управл€ли зависимые от него кн€зь€. ¬еликий кн€зь не был самодержцем; скорее всего, он был первым среди равных. ¬еликий кн€зь управл€л от имени своих ближайших родственников и ближайшего окружени€ Ч крупного бо€рства, сформировавшегос€ из верхушки кн€жеской дружины и знати  иева. “итул ¬еликого кн€з€ передавалс€ по наследству в роду –юриковичей. “радиционно власть передавалась не только пр€мым наследникам, но и членам рода. “ак, кн€зь ќлег, по преданию, был не сыном, а плем€нником –юрика. ќднако первоочередными наследниками и претендентами на роль кн€зей в местных кн€жествах были сыновь€ ¬еликого кн€з€  иевского. ѕосле кончины ¬еликого кн€з€ киевский престол занимал старший сын, а после его смерти по очереди остальные сыновь€. Ёто горизонтальный принцип наследовани€ власти. ќднако киевский престол из братьев по очереди могли зан€ть только три старших. ћладшие брать€ приравнивались по правам к дет€м старших. Ќаследование €вл€лось не семейным, а родовым.  оличество кн€жений соответствовало количеству членов рода. ѕри увеличении их числа выдел€лись новые кн€жества за счет дроблени€ прежних.

¬ государственной структуре  иевской –уси нар€ду с монархической ветвью власти имелась также и демократическа€, Ђпарламентска€ї ветвь Ч вече. Ќа вече принимало участие все население, кроме рабов; бывали случаи, когда вече заключало с кн€зем договор, Ђр€дї. »ногда кн€зей заставл€ли прис€гать вече, особенно в Ќовгороде. ќсновной силой, на которую опиралась власть, было войско. ќно состо€ло из двух частей: из кн€жеской дружины и народного ополчени€.

ƒружина составл€ла основу войска.

 роме дружины и народного ополчени€ дл€ ведени€ военных действий иногда привлекались войска соседей-

— момента возникновени€  иевской –уси по€вл€етс€ и система обычного права. —ущность законоположений обычного права составл€ют: кровь за кровь, или плата за убийство; плата в случае побоев; право наследства и распор€жени€ собственностью; законы о воровстве и обыске и т. д.

»здавали свои законы кн€гин€ ќльга и кн€зь ¬ладимир. ѕри ќльге было упор€дочено взимание дани, прин€ты законы дл€ руководства административной де€тельностью; кн€зь ¬ладимир, видимо с целью пополнени€ государственной казны, попыталс€ ввести штрафы за убийства. ќднако обычай кровной мести был древней традицией, и попытка ¬ладимира окончилась неудачей. ѕервый письменный свод законов, Ђ–усскую ѕравдуї, создал ярослав ћудрый. Ђ–усска€ ѕравдаї регулировала общественные отношени€. ќна включала 18 статей и целиком была посв€щена уголовному праву.

Ђѕравдаї ярослава ћудрого во второй половине XI века была дополнена преемниками кн€з€.   XII веку относитс€ по€вление Ђѕространной ѕравдыї.

Ђ–усска€ ѕравдаї предусматривала наказани€ за побои, нанесение увечий, укрывательство беглого раба, порчу оружи€ и одежды. —мертна€ казнь как мера наказани€ за преступление не предусматривалась. «а т€желые преступлени€ конфисковали все имущество виновного, изгон€ли из общины или лишали свободы.

Ђ–усска€ ѕравдаї говорит о различных общественных сослови€х того времени. Ѕольшую часть населени€ составл€ли свободные общинники Ч Ђлюдиныї, или просто Ђлюдиї. ќни объедин€лись в сельскую общину Ч Ђвервьї. ¬ервь обладала определенной территорией, в ней выдел€лись отдельные экономически самосто€тельные семьи. ¬тора€ больша€ группа населени€ Ч смерды; это было несвободное или полусвободное население кн€жеского владени€. “реть€ группа населени€ Ч рабы. Ђ–усска€ ѕравдаї показывает рабов полностью бесправными. –абство было двух видов Ч полное и неполное. »сточники полного рабства: плен, самопродажа в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба и т. д. Ќеполные рабы, Ђзакупыї, по€вились в XII веке. «акуп Ч это разорившийс€ общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). ќн работал слугой или в поле. «акуп был лишен личной свободы, но у него сохран€лось свое хоз€йство, и он мог выкупитьс€.

ƒовольно большой группой населени€ –уси были ремесленники и купцы. –астущие города становились центрами развити€ ремесла и торговли.   XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники производили более 150 видов железных изделий.

¬ажнейшим условием функционировани€ государства €вл€ютс€ налоги. ¬  иевской –уси они выступали в форме сбора дани (продуктами сельского хоз€йства, промыслов и деньгами). ƒань раскладывалась по погостам и взыскивалась с Ђдымаї Ч двора, Ђралаї Ч плуга, то есть с отдельных кресть€нских хоз€йств. ¬ св€зи с этим погосты, как поселени€ соседских общин, приобретают новое значение Ч административно-фискальных округов. — именем кн€гини ќльги летопись св€зывает проведение в 946Ч947 гг. р€да меропри€тий, направленных на укрепление кн€жеской власти в пределах сельских территорий: нормирование повинностей, получавших регул€рный характер, устройство погостов как посто€нных центров сбора дани.

ѕрин€тие христианства €вилось важным шагом в истории  иевской –уси. √лавной причиной, приведшей ¬ладимира к прин€тию столь смелого решени€, как отказ от традиционной слав€нской веры, было изменение многих сторон жизни –уси с момента образовани€ государства. —начала была предприн€та попытка реформировать традиционную религию: во главу пантеона был поставлен кн€жеско-дружинный бог ѕерун. Ќо население не поддержало это начинание, поскольку ѕерун в его представлении не мог соперничать с такими могучими божествами, как —варог или ƒаждьбог. ѕомимо этого, в дружине самого кн€з€ было много представителей других народов, дл€ которых любой слав€нский бог €вл€лс€ чужим и непон€тным.  роме того, отношение соседей к €зыческому государству было далЄким от признани€ в нЄм равноправного партнЄра, особенно это касалось ¬изантии. —обственно, после прин€ти€ решени€ об отказе от €зыческой веры, вопроса о том, какую религию прин€ть, не сто€ло. ясно, что это должно было быть христианство византийского образца.  н€гин€ ќльга, прин€ла крещение в  онстантинополе, среди его дружинников было много христиан, в  иеве существовали христианские церкви, и православие не было дл€ восточных слав€н абсолютно незнакомой верой.  роме того, именно ¬изанти€ была тем государством, контакты с которым представл€ли дл€ ƒревней –уси наибольшую ценность. ѕрин€тие христианства на –уси имело большое значение. ’ристианство заставл€ло употребл€ть в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. ’ристианство повли€ло на развитие ремЄсел, также перенимались приЄмы кладки стен, возведение куполов, мозаика и т.д.  аменное зодчество, фрески, иконопись по€вились на –уси также, благодар€ христианству. Ѕыло построено много храмов (¬  иеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). –усь получила две азбуки: глаголица и кириллица, что способствовало распространению грамотности.

3).–усь в период феодальной раздробленности (XII - XV вв.). ќсобенности развити€ Ќовгородской земли.

¬рем€ с начала ’ѕ до конца XV в. по традиции называют удельным периодом. » действительно, на основе  иевской –уси сложилось примерно 15 кн€жеств и земель к середине ’ѕ в., около 50 кн€жеств к началу ’Ў в., примерно 250 - в XIV столетии.

ѕричины раздробленности. ѕодъем экономики  иевской державы шел на фоне продолжавшегос€ расширени€ ее территории за счет дальнейшего освоени€ ¬осточно-≈вропейской равнины. ¬ыделение отдельных кн€жеств, процесс их обособлени€ в рамках  иевского государства подготавливалс€ издавна. ѕолитическа€ раздробленность стала новой формой организации русской государственности в услови€х освоени€ территории страны и ее дальнейшего развити€ по восход€щей линии. ѕовсеместно распространилось пахотное земледелие. —овершенствовались оруди€ труда: археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда, примен€вшихс€ в хоз€йстве. ƒаже на самых отдаленных окраинах  иевской державы сложились бо€рские вотчины. ѕоказателем подъема экономики €вилс€ рост числа городов. Ќа –уси накануне монгольского вторжени€ было около 300 городов - центров высокоразвитого ремесла, торговли, культуры.  н€жеские и бо€рские вотчины, как и кресть€нские общины, платившие подати государству, имели натуральный характер. ќни стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. »х св€зи с рынком были весьма слабыми и нерегул€рными. √осподство натурального хоз€йства открывало каждому региону возможность отделитьс€ от центра и существовать в качестве самосто€тельной земли или кн€жества. ƒальнейшее экономическое развитие отдельных земель и кн€жеств вело к неизбежным социальным конфликтам. ƒл€ их разрешени€ была необходима сильна€ власть на местах. ћестные бо€ре, опиравшиес€ на военную мощь своего кн€з€, теперь больше не хотели зависеть от центральной власти в  иеве. √лавной силой разъединительного процесса выступило бо€рство. ќпира€сь на его мощь, местные кн€зь€ сумели установить свою власть в каждой земле. ќднако впоследствии между усилившимс€ бо€рством и местными кн€зь€ми возникли неизбежные противоречи€, борьба за вли€ние и власть. ¬ разных земл€х-государствах она разрешилась по-разному. Ќапример, в Ќовгороде, а позднее в ѕскове установились бо€рские республики. ¬ других земл€х, где кн€зь€ подавили сепаратизм бо€р, власть утвердилась в форме монархии. —уществовавший в  иевской –уси пор€док зан€ти€ престолов в зависимости от старшинства в кн€жеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию –уси, нужны были новые формы политической организации государства с учетом сложившегос€ соотношени€ экономических и политических сил. “акой новой формой государственно-политической организации стала политическа€ раздробленность, сменивша€ раннефеодальную монархию. –аздробленность - закономерный этап развити€ ƒревней –уси.

¬ результате сложились полтора дес€тка самосто€тельных кн€жеств и земель, границы которых сформировались в рамках  иевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии. “итулом великого кн€з€ величали теперь не только киевских, но и кн€зей других русских земель. ѕолитическа€ раздробленность не означала разрыва св€зей между русскими земл€ми, не вела к их полной разобщенности. ќб этом свидетельствуют едина€ религи€ и церковна€ организаци€, единый €зык, действовавшие во всех земл€х правовые нормы "–усской ѕравды".

¬ каждой из земель правила сво€ династи€ - одна из ветвей –юриковичей. —ыновь€ кн€з€ и бо€ре-наместники управл€ли местными уделами. ћеждоусобицы как внутри отдельных ветвей кн€зей –юрикова дома, так и между отдельными земл€ми во многом определ€ют политическую историю периода удельной раздробленности.

Ќемалым своеобразием отличалось политическое устройство Ќовгорода. ¬ отличие от многих соседних земель в Ќовгороде в силу разных причин не утвердилась сво€ кн€жеска€ династи€, а сложилась феодальна€ бо€рска€ республика. ¬ерховной властью в городе обладало вече - народное собрание, в котором могли участвовать все взрослые новгородцы. Ќа вече из крупных бо€р избиралс€ посадник. ≈му в помощь вече выбирало тыс€цкого, начальника "тыч€чи" - новгородского ополчени€. “ыс€цкий - изначально командующий городским ополчением, но ко времени самосто€тельного существовани€ Ќовгорода выполн€вший, скорее, военно-административные функции, нежели чисто военные. ¬ его ведении находились вопросы снабжени€ ополчени€ вооружением, поддержание и ремонт оборонительных сооружений. ¬ военном отношении, в походах, тыс€цкий подчин€лс€ кн€зю, положение которого в Ќовгороде было весьма своеобразным: новгородцы на вече решали, какого кн€з€ пригласить в город, и не об€зательно этот кн€зь должен был быть представителем одной и той же ветви рода –юриковичей.  н€зь прибывал в город со своей дружиной и чел€дью, на содержание которых новгородцы выдел€ли средства в виде доходов с некоторых новгородских земель и промыслов, но никаких административно-хоз€йственных и имущественных прав на эти объекты кн€зь не имел. ƒл€ него был построен двор вне городской территории, где он вершил некоторые судебные дела. √лавной функцией кн€з€ было военное руководство. ¬о врем€ войны кн€зь становилс€ во главе всех вооружЄнных сил республики, кост€ком которых €вл€лась его дружина. ≈сли новгородцев почему-либо не устраивал кн€зь, то они могли на вече "показать путь" из Ќовгорода, то есть, отказатьс€ от его услуг и призвать другого кн€з€. ќсобую роль в политической жизни Ќовгорода играл и его епископ, который занималс€ не только церковными делами. ¬ его руках было сосредоточено руководство внешнеполитической де€тельностью республики: отправление посольств, составление дипломатических документов и договоров.

Ќовгород - единственный город ƒревней –уси, хоз€йство которого было ориентировано на торговую и промысловую де€тельность. —кудные почвы северо-запада –уси, частые неурожаи из-за погодных условий не позвол€ли рассчитывать не только на богатые, но и просто на стабильные урожаи. ќтсюда и раннее стремление новгородцев компенсировать это другими видами де€тельности. Ќовгород вЄл торговлю в основном в бассейне Ѕалтийского мор€, входил в √анзейский морской союз немецких торговых городов. ѕредметами новгородского экспорта были меха, "рыбий зуб", как тогда на –уси называли моржовый клык, воск, лЄн, мЄд и многое другое. ¬ поисках новых источников своего экспорта новгородцы начинают ещЄ в IX веке движение на север и северо-восток ¬осточной ≈вропы. ƒовольно рано возникают поселени€ на —еверной ƒвине и по берегам Ѕелого мор€, давшие начало такой своеобразной части русского народа, как поморы. ќни занимались в основном морским промыслом в пол€рных водах. »сключительные, крайне сложные услови€ навигации заставили поморов выработать свои, глубоко оригинальные и только им присущие приЄмы строительства кораблей и плавани€ в высоких широтах. Ќа северо-востоке новгородцами была основана ¬€тка.

ќдной из важнейших внешнеполитических проблем Ќовгорода было противодействие агрессии с запада, со стороны Ўвеции и немецких духовно-рыцарских орденов - Ћивонского, ћеченосцев и “евтонского. — этой целью новгородцами на западной границе строитс€ р€д мощных каменных крепостей, служащих щитом дл€ города. ќдин из древних выселков Ќовгорода, ѕсков, посто€нно испытывавший на себе главную т€жесть ударов агрессора, становитс€ также самосто€тельным; его политическое устройство копирует новгородское.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4244 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

546 - | 472 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.