Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЭОН (греч. aion — век) — понятие древнегреческой и современной философии.




ЭОН (греч. aion — век) — понятие древнегреческой и современной философии. В античности обозначало "век", "путь жизни", время в ипостаси течения жизни че­ловека и живых существ. Используемое Гомером в каче­стве обозначения "века жизни", понятие "Э." приобрета­ет впоследствии значение "вечности" (Эмпедокл, Анаксимандр). У Платона "Э. — вечность" окончательно

противопоставляется "времени": Э. в своей неподвижно­сти являет собой квазивременный способ существования "идей" — о нем, согласно Платону, невозможно говорить "был" или "будет" — только "есть". Аристотель, не­сколько смягчив противоречие, "Э. как жизненный век" — "хронос", уподоблял Э. божеству, трансцендиру­ющему как пространство, так и время. В эпоху эллиниз­ма персонифицированный Э. в качестве божества стано­вится объектом религиозного культа (Э.-Зурван в мисте­риях Митры). В традициях раннего христианства "Э." приобретает новое значение — "мир", но мир в его вре­менном историческом развертывании — в соответствии с парадигмой, постулирующей вынесение смысла исто­рии за пределы наличного исторического времени. В дальнейшем понятие Э. употреблялось в схожих контек­стах рядом мыслителей 20 в. (например, Д.Андреевым). У Х.Л.Борхеса в описании "Вавилонской лотереи" ("...если лотерея является интенсификацией случая, пе­риодическим введением хаоса в космос, то есть в миро­порядок, не лучше ли, чтобы случай участвовал во всех этапах розыгрыша, а не только в одном? Разве не смехо­творно, что случай присуждает кому-то смерть, а обсто­ятельства этой смерти — секретность или гласность, срок ожидания в один год или в один час — неподвласт­ны случаю?.. В действительности, число жеребьевок бесконечно. Ни одно решение не является окончатель­ным, все они разветвляются, порождая другие. Невежды предположат, что бесконечные жеребьевки требуют бес­конечного времени; на самом деле достаточно того, что­бы время поддавалось бесконечному делению, как учит знаменитая задача о состязании с черепахой") очевидна проблема: какому же именно времени не нужна беско­нечность, а достаточно лишь быть "бесконечно дели­мым". Согласно Делезу, по существу неограниченные прошлое и будущее, собирающие на поверхности бесте­лесные события-эффекты, суть Э. — в отличие от всегда ограниченного настоящего, измеряющего действие тел как причин и состояние их глубинных смесей (Хронос). По мнению Делеза, "величие мысли стоиков" и состоит в их идее о том, что такие прочтения времени (как сово­купности "изменчивых настоящих" и как "бесконечного подразделения на прошлое и будущее") одновременно необходимы и взаимоисключаемы. С точки зрения Деле­за, "...в одном случае настоящее — это всё; прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими: одно имеет малую протяжен­ность, другое же сжато и наложено на большую протя­женность. В другом случае — настоящее — это ничто, чистый математический момент, бытие разума, выража­ющее прошлое и будущее, на которые оно разделено... Именно этот момент без "толщины" и протяжения разде­ляет каждое настоящее на прошлое и будущее... Э. — это

прошлое-будущее, которое в бесконечном делении абст­рактного момента безостановочно разлагается в обоих смыслах-направлениях сразу и всегда уклоняется от на­стоящего... Есть два времени: одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагает­ся на растянутые прошлое и будущее... одно имеет всегда определенный вид — оно либо активно, либо пассивно; другое — вечно Инфинитив, вечно нейтрально. Одно — циклично; оно измеряет движение тел и зависит от мате­рии, которая ограничивает и заполняет его. Другое — чи­стая прямая линия на поверхности, бестелесная, безгра­ничная, пустая форма времени, независимая от всякой материи... Э. — это место бестелесных событий и атри­бутов, отличающихся от качеств... Каждое событие в Э. меньше наимельчайшего отрезка в Хроносе; но при этом же оно больше самого большого делителя Хроноса, а именно полного цикла. Бесконечно разделяясь в обоих смыслах-направлениях сразу, каждое событие пробегает весь Э. и становится соразмерным его длине в обоих смыслах-направлениях... Э. — прямая линия, прочерчен­ная случайной точкой.., чистая пустая форма времени, освободившаяся от телесного содержания настоящего... Каждое событие адекватно всему Э. Каждое событие коммуницирует со всеми другими, и все вместе они фор­мируют одно Событие — событие Э., где они обладают вечной истиной. В этом тайна события: оно существует на линии Э., но не заполняет ее... Вся линия Э. пробега­ется "Вдруг", непрестанно скользящим вдоль этой линии и всегда проскакивающим мимо своего места... /Ср. "Вдруг" у Платона — это "atopon", т.е. то, что лишено места — А.Г./...Только Хронос заполняется положения­ми вещей и движениями тел, которым он дает меру. Но будучи пустой и развернутой формой времени, Э. делит до бесконечности то, что преследует его, никогда не на­ходя в нем пристанища — События всех событий... Язык непрестанно рождается в том направлении Э., которое устремлено в будущее, и где он закладывается и как бы предвосхищается". В целом разведение терминов "хро­нос" (обозначающий абстрактное, объективное время в контексте количественных интервалов его) и "Э." имело и имеет важное значение для философской традиции За­падной Европы. (См. также Событие, Плоскость.)

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 432 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2192 - | 2113 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.