Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЭМПЕДОКЛ из Акраганта, Сицилия (490/487/482— 430/424/423) — древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитал­ся учениками как божество.




ЭМПЕДОКЛ из Акраганта, Сицилия (490/487/482— 430/424/423) — древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитал­ся учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно

Аристотелю, создатель риторики. Основные сочинения: ноэмы "Очищения" и "О природе" — сохранилась 1/10 стихов (порядка 350). Мировоззрение Э. отличалось яв­ным дуализмом (мировоззрения поэм противоречат друг другу): профетическая религия спасения соседствовала с натурализмом, мистика метемпсихоза — с элементами научного рационализма, первобытная по сути демоноло­гия — с ориентацией на опыт. (Не случайно, что в лите­ратурно-философской историографии Э. именуют то "поэтичнейшим из философов", то "философичнейшим и ученейшим поэтом".) Объяснения этому феномену вы­двигались различные: от скачкообразной духовной эво­люции Э. до его принципиального дуализма (наличие "водонепроницаемых перегородок" в его голове и, соот­ветственно, в философском учении). По Гегелю, "Эмпедоклово понятие синтеза не потеряло значения до насто­ящего времени". Космогония Э. в целом носила натура­листический характер: оболочка космоса — затвердев­ший эфир, огненные звезды прикреплены к небесному своду в отличие от планет, свободно парящих в прост­ранстве. Космос — лишь небольшой фрагмент Вселен­ной, остальное — необработанная материя. Разделяя ми­стическое миропонимание орфиков, Э. утверждал, что неизменные самотождественные элементы мира, "корни всех вещей" (огонь, воздух, земля, вода), вечно находясь в состоянии смешения, соединения и разделения, несотворимы и неуничтожимы. Элементы эти, произошед­шие "от природы и случаем", по мысли Э., переходят из одного крайнего состояния абсолютного смешения и в противоположное — абсолютного разделения под воз­действием активных нематериальных начал — "Любви" и "Вражды". (Кодировка главных понятий миропонима­ния Э. являлась чисто мифологической: огонь — Зевс, земля — Гера и т.д.) Одной из фаз этого процесса у Э. выступает ступень зоогоническая. (У Э. идея морфоло­гической соотнесенности Вселенной и человека, макро-и микрокосма, как и у философии досократиков в це­лом, принципиальна и осознана.) Живые существа, по Э., формируются путем отбора наиболее приспособлен­ных к жизни комбинаций фрагментов их тел. Члены, неспособные соединиться в организм, превращаются в неудачно сочлененных "монстров", последние, в свою очередь, — в бисексуальные образования. Последней стадией этого процесса является формирование полно­ценных животных с половой дифференциацией. Не раз­деляя чувственное восприятие и интеллект, Э. утверж­дал, описывая наряду с физическими и физиологичес­кими процессами, также и феномен ощущений у живых организмов, что от воспринимаемого объекта постоян­но отделяются материальные "истечения", проникаю­щие в "поры" органов чувств. Э. выступал сторонником учения о цепи перевоплощений души в телах растений,

животных и людей как наказании за преступление меры (ср. с семантикой апейронизации у Анаксимандра). По­сле очищения от скверны этот "круг рождений" заверша­ется. В конце жизни уехал в Пелопоннес, где и умер (есть легенда, согласно которой Э. бросился в кратер Эт­ны). В 20 в. к творчеству Э. обратились представители художественного модерна (во многом благодаря Кэррол­лу), его трактовали как основоположника "неевклидовского видения реальности", как протагониста художест­венной картины мира неклассического типа. По текстам Э. предпринимались попытки решения ряда вопросов исторического глоттогенеза теоретических дисциплин (было выяснено, что эпитеты Э. всегда оттеняют "какую-нибудь сущность или внутреннюю активность вещи"). Творчество Э. рассматривается в контексте мифопоэтических корней его языка; его словаря и спектра вербаль­ных средств выразительности; логических и коммуника­тивно-дидактических характеристик. В настоящее время остаются открытыми проблема генезиса философии Э., равная проблеме исторического начала философии как таковой, а также теоретическая реконструкция его пони­мания рационального знания: субъект философии Э. не столько познает бытие как нечто внеположное себе, сколько узнает в нем однотипную с ним реальность.

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 411 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.