Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Майстер (нем. — мас­тер, учитель) Экхарт (1260—1327/1328) — немецкий схоласт и философ-мистик, доминиканец, из рыцарского рода Хохгеймов.




ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Майстер (нем. — мас­тер, учитель) Экхарт (1260—1327/1328) — немецкий схоласт и философ-мистик, доминиканец, из рыцарского рода Хохгеймов. Обучался в Кёльнской высшей школе доминиканского ордена. Приор ордена в Эрфурте, вика­рий Тюрингии (1303—1311). Глава Саксонского ордена. Профессор в Париже (1300—1303, 1312—1314), профес­сор в Страсбурге (1312—1320), учитель чтения в Кёльне (с 1320). Главное сочинение — "Проповеди и рассужде­ния", а также "Комментарий к "Сентенциям" Петра Лом­бардского", "Комментарий на книгу Премудростей Со­ломона", "Толкование на Евангелие от Иоанна", "Толко­вание на книгу Бытия II". 26 тезисов Э. были осуждены (27 марта 1329) после его смерти папской буллой. Сто­ронник учений Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Вера, согласно Э., должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшая сила души — разум, единосущный Богу, несотворенная "искра", который Э. именует "кре­постью души", "сохранением естественного стремления к добру, несмотря на грехопадение". Познание — благо­роднейшая деятельность души (орудия вечного порожде­ния Богом самого себя), материал для которой поставля­ют чувства. Из этого материала "общее чувство" образу­ет восприятия. На их основе разум формирует понятия. (По Э., "мои речи обращены к тем, кто уже назвал их своими, приникся к ним жаждой своих сердец. А дабы было так, в том да поможет нам Бог!") Разум, посредст­вом которого мы воспринимаем Божью волю, Э. соотно­сит со Святой Троицей. Согласно Э., сущность — это Бо­жество, а природа — Бог, т.е. Божество, получившее об­раз или лицо. Бог продолжает самопроявление в трех ли­цах: Отец — мысль Бога, в которой выявилась Его при­рода; Сын — это мысль Бога о себе самом, порожденная его же природой; осознание этими лицами единства их воли есть Святой Дух. Для Э. такое раскрытие Бога — специфический процесс, а не единократное событие: "Когда Бог создал небо, землю и всякую тварь, Он никак не действовал. Ему не с чем было действовать; и в Нем не было действия. Тогда Он сказал: "Мы сотворим Наше

подобие. Не мудрено создавать. Это делается когда и где угодно. Когда я что-нибудь делаю, то делаю это сам в се­бе и из себя самого и отпечатлеваю там свой собствен­ный образ". Деятельность разума, по Э., — промысел Божий внутри нас. Душа располагается между Богом и сотворенной сущностью (телесным началом). Бог есть чистое бытие, первоединство, безличный и бескачест­венный абсолют. Сущность Бога состоит из идей. Бог мыслит себя в человеке. Смысл жизни — в познании Бо­га и возвращении к Нему. (Согласно Э., "кто не понима­ет сказанного мною, пусть и не печется о том. Ибо поку­да не дорос он до этой правды — не поймет ее. Не при­думанная это, а непосредственно истекающая из сердца Божьего правда!") Путь этот — через добродетельную жизнь, аскезу и доброту к ближним. Пассивного созерца­ния для мистического единения с Богом недостаточно. (Важен тезис Э. о том, что отношение Бога и человека есть обоюдопорождающая связь, а не Божия привязь ли­бо человечье упование; по мысли Э., "Бог — в душе вы­ше того, чем когда душа — в Боге: что она — в Боге, от этого она еще не блаженна, но блаженна оттого, что Бог в ней. Верьте: Бог — Сам блажен в душе!") Э. был убеж­ден в необходимости просвещения людей: "Если не учить невежественных людей, то никто не станет уче­ным. Затем и учат невежественных, чтобы они из незна­ющих стали знающими. Затем и врачи, чтобы исцелять больных. Иоанн пишет Евангелие для всех верующих и также для неверующих, и все же он начинает с самого высокого, что может сказать человек о Боге. А если най­дется человек, который неверно поймет такое слово, что же может сделать тот, кто верно преподает верное слово? Не были ли слова Иоанна и слова Господа тоже часто не­верно поняты". Многие философские "формулы", при­надлежащие Э., пророчески выразили современные ему и будущие нравственно-мировоззренческие выборы че­ловека: "кто хочет стать тем, чем он должен быть, тот должен перестать быть тем, что он есть"; "где есть ра­венство, там нет единства, ибо равенство "посягает" на единство, и где есть единство, там нет равенства, ибо ра­венство пребывает в разделении и многообразии". Твор­чество Э. значительно содействовало становлению не­мецкой философской фразеологии (так, он нередко ис­пользовал термин "отрицание отрицания").

A.A. Грицанов

ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementum — стихия, первовещество; калька греч. stoiheia, от stoihos — члены ряда, т.е. первоначально буквы алфавита) — в ранней древнегре­ческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как "пятый элемент" (лат. quinta essentia — "пятая сущность") — ночь либо эфир.

ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementum — стихия, первовещество; калька греч. stoiheia, от stoihos — члены ряда, т.е. первоначально буквы алфавита) — в ранней древнегре­ческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как "пятый элемент" (лат. quinta essentia — "пятая сущность") — ночь либо эфир. Впервые в традиционном смысле употреблено Платоном

(обозначение Э. как правильных многогранников). Ари­стотель придал Э. статус универсального понятия онто­логии, космологии, гносеологии и др. В древнекитай­ской философии Э. — металл, земля, вода, дерево, огонь. Э. в древнеиндийской философии — эфир, вода, огонь, ветер, земля. В алхимии — Э. — сера, серебро, соль и т.д. После постулирования Юнгиусом тезиса о том, что земля являет собой неисчислимое множество Э., Бойль сформулировал определение Э. как веществ, неразложи­мых на более простые вещества. В настоящее время под Э. подразумеваются составные части сложного целого.

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 415 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2456 - | 2138 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.