Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЮМ (Hume) Дэвид (1711—1776) — британский дипло­мат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения.




ЮМ (Hume) Дэвид (1711—1776) — британский дипло­мат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения. Сформулировал главные принципы новоевропейского агно­стицизма. Один из предтечей позитивизма. Основные фило­софские сочинения: "Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к мораль­ным предметам" (1739—1740), "Опыты" ("Эссе", 1741), "Исследование о человеческом познании" (1748), "Исследо­вание о принципах морали" (1752), "Диалоги о естествен­ной религии" (опубликованы в 1779) и др. В центре фило­софских размышлений Ю. находилась проблема человека. Полагая, что "все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе", Ю. считал осо­бо значимой разработку философской концепции человека. В качестве же первооснования последней, по Ю., призвана выступить теория познания. Человек, согласно Ю., — суще­ство разумное, общественное, деятельное, а также в силу разнообразных потребностей склонное к "различным делам и занятиям" вкупе с увлечением наукой. Крайности в фило­софских трактовках человека Ю. осуждал, ибо, по его мне­нию, "смешанный образ жизни" людей не дает этому доста­точных посылок. Ю. стремился преодолеть как традицион­но резкое (в духе рационализма) противопоставление опыта и разума, который якобы извне и post factum коррелирует материал, предоставляемый органами чувств, так и крайний эмпиризм идеи бездуховного, эмоционально-непредраспо­ложенного субъекта, пользующегося исключительно одно­сторонне-чувственным самодостаточным опытом. Ю. не счел необходимым увязывать построение теории познания с исследованием проблемы способов возникновения ощуще­ний людей, считая этот вопрос уделом "анатомов и естест­венников". Исходным пунктом собственной модели теории познания Ю. избрал понятие "впечатление". "Впечатления" у Ю. — готовые, имеющиеся в душе, "все наши более жи­вые восприятия, когда мы слышим, видим, осязаем, любим, ненавидим, желаем, хотим". "Для "впечатлений", — ут­верждал Ю., — "не существует отдельного имени ни в анг­лийском, ни в каком-либо другом... языке". Ю. развел "впе-

чатления рефлексии" и "впечатления ощущения". Послед­ние он элиминировал из своей теоретико-познавательной схемы: "Ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и они никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотно­шения между восприятиями и объектами". Согласно Ю., мышление людей в состоянии лишь связывать, перестав­лять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом: ум снимает "копию" с первоначально­го впечатления и образует "идею" — "менее живое воспри­ятие". Идеи сохраняются также и в случаях исчезновения породивших их восприятий. Идеи способны формировать последующие идеи и т.д. Опыт у Ю. оказывается сложной чувственно-рациональной структурой. (Вопрос о реальном существовании материальных объектов, источников наших впечатлений как теоретическую проблему Ю. не решал, хо­тя и не сомневался в их существовании в контексте обыден­ной практики.) Так могут возникать любые идеи: рассудок человека, например, формулирует идею Бога, ставя челове­ческие качества мудрости и доброты вне всяких границ. Связывание идей возможно лишь как результат деятельнос­ти мышления и не зависит от наличия объективного анало­га итога такого связывания. Причинно-следственные же свя­зи между фактами открываются лишь посредством опыта. Основанием познания причинности выступает воспроизво­дящийся опыт того же рода, как и обособившаяся привычка мыслить, существующая как закон причинности, неотъем­лемо связанный с неким "инстинктом причинности". По Ю., в основании соединения идей лежит мягкая, связующая, ассоциирующая сила (начало, качество): "каждый единич­ный объект, принадлежащий к какому-нибудь виду, посто­янно бывает связан с некоторым единичным объектом, при­надлежащим к другому виду", и "появление всякого нового единичного объекта того или другого вида, естественно, пе­реносит мысль к его обычному спутнику". Ю. первым по-настоящему серьезно исследовал "причинность" как явле­ние и понятие. По Ю., на основании только лишь примеров мы никогда не бываем в состоянии открыть необходимую

связь между явлениями природы... То, что принято называть "причиной", — это не более чем присущая душе человека привычка наблюдать одно явление после другого и заклю­чать из этого, что явление более позднее во времени зависит происхождением от более раннего. Осознание реального ха­рактера причинных связей Ю. именовал верой: "Разум ни­когда не может убедить нас в том, что существование одно­го объекта всегда заключает в себе существование другого; поэтому, когда мы переходим от впечатления одного объек­та к идее другого или к вере в этот другой, то побуждает нас к этому не разум, а привычка, или принцип ассоциации". Согласно Ю., причинность выживает как принцип лишь в границах тех дисциплин, которые удается трансформиро­вать в отрасль психологии (религиоведение, гражданская история и этика), ибо "все мнения и понятия о вещах, к ко­торым мы привыкли с детства, пускают корни так глубоко, что весь наш разум и опыт не в силах искоренить их, причем влияние этой привычки не только приближается к влиянию постоянной и нераздельной связи причин и действий, но и во многих случаях превосходит его", при этом "...более по­ловины мнений, преобладающих среди людей, обязаны сво­им происхождением воспитанию...". Высшая цель челове­ческого познания — интегрирование эмпирически установ­ленных причин естественных явлений и подчинение много­образия особых следствий ограниченной совокупности об­щих конечных причин. Закон причинности приложим лишь к сфере опыта: переход от эмпирии к трансцендентному не­допустим. Проблема существования сложной объективной структуры индивидуального опыта, которую сформулиро­вал Ю., результировалась впоследствии в сопряженной кон­цепции Канта. Рассуждения и выводы Ю. по этому вопросу стали теми достижениями философии, которые содейство­вали ее дальнейшей эволюции и генезису ее новых направ­лений. Человек у Ю. социален по своей собственной приро­де и постепенно эволюционирует, адаптируя разнообразные общественные добродетели. Выгода социального устройст­ва жизни людей связана с сопутствующим процессом роста "силы, умения и безопасности". Частная собственность и справедливость, отнюдь не предполагающие социального равенства, — основы процветания общества в понимании Ю.: "Историки и здравый смысл могут просветить нас отно­сительно того, что, какими бы благовидными ни казались идеи полного равенства, реально в сущности они неосуще­ствимы. И если бы это было не так, то это было бы чрезвы­чайно пагубно для человеческого общества. Сделайте когда-либо имущество равным, и люди, будучи различными по мастерству, прилежанию и трудолюбию, немедленно разру­шат это равенство. А если вы воспрепятствуете этим добро­детелям, вы доведете общество для величайшей бедности и, вместо того, чтобы предупредить нужду и нищету, сделаете ее неизбежной для всего общества в целом". Религиозные постулаты, возникающие как результат психологической по-

требности чувства, не могут, по Ю., быть постигнуты, в них можно лишь верить: опыт принципиально невозможен от­носительно универсума, в качестве первопричины которого примысливается Бог, а, следовательно, связи первопричины и мира не допускают каких-либо содержательных и осмыс­ленных реконструкций. Критика вслед за Беркли "духовной субстанции" переросла у Ю. в отрицание традиционной ре­лигии, противопоставление ей "естественной религии" и жесткую полемику с официальной церковью. Ю. придумал и ввел в научный оборот понятие "философская интоксика­ция", значимое в психотерапевтической диагностике.

А. А. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 419 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.