Зарождение социологии как науки. Социологическая концепция О. Конта.
Предпосылки появления социологии: промышленная революция в Европе и как следствие смена уклада миллионов людей. Человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается объяснить различные явления при помощи науки. Появляется потребность в учении об обществе.
Французский философ Огюст Конт (1798-1857) – основатель социологии. Прежде всего он разделил науки на абстрактные и конкретные. Первые изучают законы глобальных явлений, а вторые применяют эти законы в частных областях. Например, биология - общая абстрактная наука о жизни, а медицина - конкретная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил пять абстрактных теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию и социологию. При этом "энциклопедическая лестница" Конта создавалась по принципу возрастания сложности явлений, изучаемых соответствующими науками. Социальные явления отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других явлений. Это объясняет то, что социология возникает относительно поздно. Конт внес вклад в формирование основных методов получения эмпирического, опытного знания об обществе. Первейшие среди этих методов наблюдение, эксперимент и сравнение. Именно наблюдение выводит социологию на уровень науки. Оно должно осуществляться планомерно, под руководством теории. Что касается эксперимента, то Конт выделяет два его основных вида: непосредственный и опосредованный. Метод сравнения связан с сопоставлением жизни народов, одновременно проживающих в разных частях земного шара. Общества эволюционируют, проходя путь от простого к сложному через три стадии - примитивную, промежуточную и научную. Согласно Конту, само мышление людей также развивается прогрессивно, проходя телеологическую стадию, затем метафизическую (философскую) и, наконец, достигая стадии позитивной или научной. Научные труды: “План научных работ необходимых для реорганизации общества” - 1822, “Курс позитивной философии” - 1842, ”Система позитивной политики” - 1854 (социальная статика и социальная динамика).
Проблема человека и общества в социальной философии античности
Античная философия сформировала основные подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме.
Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Его прежде всего интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.
Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям.
Основной принцип – справедливость. Отсутствие частной собственности. Обучение по 3 категориям:
· мудрецы
· воины
· ремесленники-крестьяне
Научные труды: «Государство», «Законы»
Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом", занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: "Человек есть общественное животное." Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами. Основной принцип – стабильность. Поддерживал идею частной собственности. Выделял 3 класса: богатые, средний класс и бедные. Средний класс должен быть самым многочисленным (~70%). Выделял 3 правильных и 3 не правильных формы правления:
Правильные: монархия, аристократия, политея.
Неправильные: тирания, олигархия, демократия.
Социальная единица – семья, домохозяйство, объединение их – селение, совокупность селений – государство. Три элемента в государстве: законодательная власть, исполнительная и судебная.
Научный труд: «Политика»