Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экономический социальный институт, его функции и структура.




В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

§ взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;

§ наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;

§ определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;

§ регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.

Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др. Основными функциями экономики как социального института являются:

§ согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;

§ удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;

§ укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;

§ поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.


14.Религиозный социальный институт, его функции и формы.

Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс.

К. Маркс: религия - объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту (функциональный метод исследования религии). Религия больше обусловливаемая общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор. Ее общественная ф-ция интерпретация, а не продуцирования существующих отношений. Соц. ф-ция: или оправдывает и узаконивает существующие порядки, или осуждает, отказывая в праве на существования. Может выполнять ф-цию интеграции общ-ва, может действовать дезинтегрирующе (конфликт на религиозной почве).

Э. Дюркгейм: религия - основа единства общ-ва, фактор соц интеграции. Вебер исследовал место и значен религ в изменяющемся общ-ве, влияние на развитие экон, пол, семьи. Работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он иссл влияние христианства на ист Зап. Изучение типов религиозн организац, системы "церковь-секта". К кон XIX - нач XX в. социолог религии складывается как самостоятельн дисциплина.

Функции:
1. Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели.

2. Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным.

3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”).

4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.

5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Некоторые религиозные нормы устанавливают ограничения для общества в целом.

6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам.

7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.

Религия - своеобразн поведение, мировоззрен и мироощущен, основанн на вере в сверхъест, не доступное понимаю чел. Вера - знание, которое основыв не на эмпирических факторах. Возникла 40 - 50 тыс л назад, прошла следующие этапы: 1) первобытные религии: тотемизм - вера в родство с каким-л животным и явлением, фетишизм - вера в предмет, кот обладает чудотворн свойствами; магия - вера в возможность влиять определенн действиями на сверхъестественн существо; анимизм - вера в души и духов. 2) политеистические религии. 3) Монотеизм: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 825 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2210 - | 2136 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.