Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество как социальная система. Исторические типы общества.




Общество в широком смысле — исторически сложившаяся форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Социальная система – это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов – индивидов, групп, организаций, институтов. Система обладает так называемыми эмерджентными свойствами, которые превосходят свойства любых элементов системы или несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов. Например, общество существует тысячи лет, в то время как человек живет только несколько десятков.

Общество — динамическая система, т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Таково, например, свободное колебание маятника.

Общество – нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Кроме того, если маятник возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке своего развития.

Общество – открытая система. Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций — непредсказуемых отклонений от стационарного состояния и бифуркаций — разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, к ним неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда теряются привычные нити причинно-следственных связей и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

В соответствии с классификацией американского социолога Д. Белла можно выделить три исторических типа общества: 1) доиндустриальное, 2) индустриальное, 3) постиндустриальное.

1. Доиндустриальное общество — это общество, в ко­тором экономика и культура держатся на ручном труде и ручной технике. Главным объектом производственной деятельности людей служит природа, и соответственно ве­дущими являются добывающие отрасли хозяйства (земле­делие, скотоводство, охота, рыболовство, горнорудное де­ло). В этом историческом типе обществ различаются два подтипа: 1) примитивные первобытные общества и 2) по­являющиеся позже «варварские» и «цивилизованные» об­щества. В примитивных обществах формируются характерные черты «первичной цивилизации», возникающей на основе неолитической революции (X–I тыс. до н. э.), в ходе кото­рой древними людьми были освоены приемы шлифовки, сверления и пиления камня, изобретены каменный топор и мотыга с рукояткой, лук и стрелы, гончарный круг, по­возка на колесах. Развивается земледелие, появляется ре­месло как особая сфера труда. Люди ведут общинно-племенной образ жизни, который при большом разнообразии локальных особенностей отличается одинаковостью ос­новных принципов социальной организации. В обществах второго, более позднего подтипа возника­ет государственность, но и при ней нередко общинно-пле­менной образ жизни сохраняется. Власть и собственность в таких обществах неразделимы, причем власть первична, а собственность вторична. Главенствующее место в куль­туре занимает религия (на ранних стадиях — мифология). Древняя доиндустриальная культура бесписьменна. А по­сле создания письменности большинство населения в доиндустриальных обществах остается неграмотным или ма­лограмотным. Доиндустриальное общество — это аграрное общество. Основная масса его населения занята в сельском хозяйстве. Как экономика, так и культура развиваются замедленно. В Европе общества этого типа существовали вплоть до Нового времени, а в Азии, Африке, Океании они встречаются и поныне.

2. Внедрение в производство машинной техники приве­ло в XVIII в. к промышленной революции, в результате которой происходит преобразование аграрной экономики в индустриальную. Развивается обрабатывающая промыш­ленность, главным объектом производственной деятельно­сти людей становится уже не столько сама природа, сколь­ко продукты добывающего производства — сырье, мате­риалы, которые подвергаются дальнейшей обработке. Индустриальное общество характеризуется ускоря­ющимся ростом промышленного производства, увеличе­нием городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро изменяется и приобрета­ет большое разнообразие. В них велика миграция населе­ния: люди часто покидают родные места в поисках работы и для учебы. Возрастает роль и престиж умственного тру­да, в связи с чем большое значение получает образование. Религия утрачивает свое доминирующее положение в куль­туре, наука и искусство выходят из-под ее контроля. Ин­дустриальная культура — культура инновационная. Куль­турная среда в такой цивилизации постепенно все больше наполняется сложными техническими конструкциями и со­оружениями. Технизация захватывает сферу быта: в повсе­дневную жизнь входят пароходы, железная дорога, теле­граф, швейная машина, электрическое освещение, автомо­били, радиотехника. С течением времени научный и технический прогресс трансформирует все сферы обществен­ной жизни. Индустриальный тип общества впервые воз­никает в Западной Европе, распространяясь затем на дру­гие регионы Земли.

3. Во второй половине ХХ в. наступает время научно-технической революции, в которой на основе новейших достижений науки развертывается переход от механиза­ции к широкой автоматизации труда во всех отраслях хо­зяйства. Постиндустриальное общество — продукт этой революции ХХ в. В этом обществе возникают новые ви­ды производства: атомная энергетика, микроэлектроника, роботостроение. Открытия в области генетики и химии, а также усовершенствование техники и технологии рас­тениеводства и животноводства ведут к «зеленой рево­люции», резко (в несколько раз) увеличивающей продук­тивность сельского хозяйства. Производительность труда возрастает настолько, что постиндустриальное общество становится «обществом изобилия», способным полностью исключить из жизни людей голод и нищету. Высокопро­изводительная и автоматизированная техника материаль­ного производства почти полностью вытесняет ручной труд. Трудовые ресурсы в значительной части перемещаются из сферы материального производства в сферу управления и обслуживания, в индустрию досуга, в здравоохранение, науку, образование. Главным объектом деятельности людей в постиндуст­риальном обществе становится информация (ее получе­ние, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками). Компьютеры и прочая элек­тронная техника становятся неотъемлемыми атрибутами не только материального, но и духовного производства. Даже художественное творчество не остается в стороне от технизации. Его называют по-разному: «сверхиндустриальная цивилизация» (О. Тоффлер), «информационное общество» (М. Маклюэн, Е. Масуда), «неотехни­ческая эра» (Л. Мэмфорд), «технотронное общество» (З. Бжезинский) и т. д. В этих условиях усиливается техническая, энергетиче­ская и информационная мощность, которая может оказать­ся во власти отдельной личности. Поэтому роль личности возрастает. Это требует демократизации общества. Обес­печение прав человека превращается в необходимый фак­тор общественной жизни. Черты постиндустриальной «электронной эры», «обще­ства изобилия», несущего в себе зародыши новой социо­культурной реальности, проступают в экономически раз­витых странах уже сейчас. И вероятно, в течение XXI в. они обретут полную силу во многих частях мира.

10. Социальный институт: понятие, виды, процесс институционализации.

Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Таким образом, мы можем определить социальный институт двумя способами: с одной стороны, как совокупность норм, а с другой как совокупность ролей и статусов.

Виды:
1) институты семьи 2) институт экономики 3) политические и государственно-правовые институты 4) институт религии 5) институт науки и образования 6) институт культуры и др.

Социолог С. С. Фролов считает, что институционализаци я – это то, что должно прийти вместо спонтанного поведения, то предсказуемое поведение, которое можно регулировать и направлять в нужное русло путем установления определенных социальных норм в обществе, определения статусов и ролей членов этого общества.

Существует ряд условий, при выполнении которых можно увидеть правильное и успешное функционирование социальных институтов:

· для каждого института должны быть четко определены функции и цели;

· деятельность института не должна зависеть от собственных интересов людей, выполняющих институционализированные функции (должна быть объективна);

· любой институт должен стремиться к укреплению и повышению своих позиций в глазах группы;

· очень важна координация действий всех социальных институтов.

Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

11.Семья – базовый социальный институт, ее функции и формы.

Семья как социальный институт возникла в недрах первобытно-общинного строя.

Семья – основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Она проходит ряд этапов в своем развитии – жизненный цикл семьи: 1)вступление в брак – образование семьи 2) начало деторождения (рожд-ие 1ого ребенка) 3)окончание деторождения (рожд-ие посл ребенка) 4)»пустое гнездо» (родители остаются одни) 5)прекращение существования семьи.

Семьи делятся на: 1)по типу супружества: моногамные (1м+1ж), полигенные, многобрачные; 2) по престижу и власти: патриархальные (власть у отца), матриархальные (у матери), эгалитарные (равноправие); 3) по наследованию фамилии, имущества, соц. положения: патрилинельные (по линии отца), матрилинельные (матери); 4) по месту проживания супругов: патрилокальные (молодая семья проживает в доме родителей мужа), матрилокальные (у родителей жены), нуклеарные (отдельно от родителей).

Функции: 1)поддержание биологической непрерывности общества (репродуктивная), 2)Хозяйственно -экономичные. (добывание ср-в к сущ-ию, ведение дом хоз-ва, орг-ция потребления), 3)Осуществление культурной части жизни, т.е. воспитание детей, 4)удовлетворение сексуальных потребностей, 5)взаимная забота о членах семьи и престарелых, 6)обеспечение соц контроля.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3186 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2255 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.