Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


СПИНОЗА (Spinoza, Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632—1677) — нидерландский философ. Родился в Амстердаме




СПИНОЗА (Spinoza, Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632—1677) — нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврей­ской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светски­ми науками и современной ему философией в 1656 на С. руководителями общины был наложен "херем" (великое отлучение и проклятие). С. вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения: "Основы философии Декарта" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика, доказанная в геометрическом порядке" (1677) и "Трактат об усовершенствовании разума" (1677). В своей онтологии, следуя традиции пантеизма, С. провозглашает единство Бога и природы, что было им выражено в идее единой, вечной и бесконечной суб­станции. Эта субстанция является причиной самой себя (causa sui), т.е. она, во-первых, существует сама в себе и, во-вторых, представляется сама через себя. Качествен­ные характеристики субстанции, когда ум представляет себе нечто как ее необъемленное свойство, как сущ-

ность субстанции, называются атрибутами. Атрибут имеет с субстанцией одно общее и одно отличительное свойство. Общее свойство состоит в том, что атрибут существует сам в себе (по существу есть сама субстан­ция), а отличительное — то, что атрибут представляется через другое (через ум). Хотя число атрибутов бесконеч­но, человеческому уму открываются только два из них — протяженность и мышление. Если Декарт дуали­стически противопоставлял протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, то С. монистиче­ски усматривает в них два атрибута одной субстанции. Бесконечно многообразные вещи чувственного и умо­постигаемого мира суть модусы — различные состоя­ния единой субстанции. Модус существует в другом и представляется через другое. Бесконечное множество модусов возникает из необходимости божественной природы. Бог является имманентной причиной модусов как атрибута протяжения, т.е. вещей чувственного мира, так и атрибуты мышления — вещей умопостигаемого мира. Так что любой модус заключает в себе сущность Бога. Познавая модусы, мы познаем субстанцию. Среди прочих С. выделяет бесконечные модусы. Бесконечный модус движения и покоя связывает другие модусы атри­бута протяжения с субстанцией, мыслимой в этом атри­буте; бесконечный модус беспредельного разума (intellectus infmitus) связывает другие модусы атрибута мыш­ления с субстанцией, мыслимой через этот атрибут. В гносеологии С. выделяет три рода познания. Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением. Этот вид знания да­ет смутные идеи и зачастую приводит к заблуждению. Второй род познания составляет понимание (intellectio), дающее уже отчетливое представление модусов. К по­ниманию относится деятельность рассудка (ratio) и ра­зума (intellectus). Третий и высший род — это интеллек­туальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Благодаря интуиции можно постигать вещи под углом зрения вечности, т.е. рассматривать модусы как формы единой субстанции. Разделяя позиции математи­ческого естествознания и рационалистского метода Де­карта, С. выступает сторонником детерминизма и про­тивником телеологии. Так, признание "конечных при­чин" наравне с необходимостью С. называет предрас­судком. Ведь если существуют "конечные причины", то, как отмечает С., Бог имел бы стремление к тому, чего у него нет, тогда субстанция оказывается несовершенной. В антропологии С. отвергает идею свободы воли. Сво­бодной следует считать такую вещь, которая из одной необходимости своей собственной природы определяет­ся сама собой к действию. Но таковой, по определению, является лишь субстанция. Отождествляя свободу с по-

знанием, С. соотносит с понятием субстанции идею "свободной необходимости", совмещающей в себе не­обходимость и свободу как два момента в субстанции, самораскрывающейся в познании. Этика С. строится на том, что человек должен руководствоваться в своей дея­тельности исключительно разумом. С. заложил основы научной критики Библии и выдвинул идею интеллекту­альной любви к Богу: "познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога". По утвержде­нию Гегеля, учение С. является "существенным нача­лом" всякого философствования. [См. также "Этика" (Спиноза).]

А.Н. Шуман





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 429 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.