Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820—1903) — бри­танский философ и социолог.




СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820—1903) — бри­танский философ и социолог. С. отличался необыкно­венной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма, был опубликован в 1862—1896. Этот труд включал: "Основные начала" (1862), "Основания биологии" (1864—1867), "Основа­ния психологии" (1870—1872), трехтомный труд "Осно­вания социологии" (1876—1896), "Социология как предмет изучения" (1903), "Основания этики" (1879— 1893). Творчество С. с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влия­ние на интеллектуальную атмосферу своей эпохи. Тео­ретические взгляды С. формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Так, в частности, С. высоко оценил "Происхождение видов" Дарвина. Боль­шое влияние на С. оказали также труды А.Смита и Т.Р.Мальтуса, английских утилитаристов, проповедо­вавших идеи радикального буржуазного либерализма и индивидуализма. Придерживаясь крайней версии либе­рализма, С. горячо защищал принципы индивидуальной и свободы конкуренции. Всякое вмешательство в есте­ственный ход событий, тем более социалистическое планирование, по мнению С., приводит к биологическо­му вырождению, поощрению "худших за счет лучших". С. выступал за ограничение роли государства в общест­венной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. Критиковал колониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государст­венной бюрократии. Основные идеи "синтетической философии" С. звучат в конце 20 в. как анахронизм, но в свое время они были популярны. Идея всеобщей эво­люции — центральный пункт мировоззрения С. С. предлагает следующее определение центрального поня­тия своей философской системы: "Эволюция есть инте­грация вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной, связной разнородности, а со­храненное веществом движение претерпевает аналогич­ное превращение". Предел, за который эволюция не мо­жет перейти, — равновесие системы. В случае наруше­ния равновесия начинается распад, который со време-

нем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада. С. выделяет три вида эволюционных процес­сов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. Однако специфи­ческие законы высших фаз не могут быть сведены к за­конам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорга­ническом и органическом мире. Общество — часть при­роды, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в ре­зультате "общественного договора" или божественной воли. На этой основе С. переходит от общего рассмотре­ния идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философскую систему С. Программа социологии изложена С. в "Основаниях социологии". Здесь впервые дано систематическое из­ложение предмета, задач и проблематики социологии. Эта книга была переведена на многие языки, способст­вовала не только разработке, но и пропаганде социоло­гии. С. опровергал не только теологические представле­ния об обществе, но и теоретиков "свободной воли", фи­лософов, приписывающих решающую роль в истории "выдающимся мыслителям", "общественному догово­ру", выдвигавших на первый план действие субъектив­ных факторов или указывавших на отсутствие повторя­емости в общественной жизни. История, по мнению С., не является продуктом сознательного творчества соци­альных групп или отдельных личностей, напротив, сама деятельность, ее цели и намерения должны получить ес­тественное обоснование в законах социальной эволю­ции. Социальные факты для С. — это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, напри­мер дифференциация структуры и функций, усложне­ние политической организации и т.д. Для понимания спенсеровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных ин­ститутов. С. не дает строгого определения этого цент­рального понятия своей теоретической системы. Но из контекста его работ следует, что социальные институ­ты — это механизмы самоорганизации совместной жиз­ни людей. Социальные институты обеспечивают пре­вращение асоциального по природе человека в социаль­ное существо, способное к совместным коллективным действиям. Институты возникают в ходе эволюции по­мимо сознательных намерений или "общественного до­говора", но как ответ на рост численности популяции, и, согласно общему закону, — прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций". Социальные институты, по С., — органы самоорганиза­ции и управления. Как и Конт, С. начинает с семьи, бра-

ка, проблем воспитания (домашние институты), воспро­изводит этапы эволюции семьи. Следующий тип соци­альных институтов С. обозначил как обрядовые, или це­ремониальные. Последние призваны регулировать по­вседневное поведение людей, устанавливая обычаи, об­ряды, этикет и т.п. Третий этап институтов — политиче­ские. Их появление С. связывал с переносом внутри-групповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и вой­ны сыграли решающую роль в становлении политичес­кой и классовой структуры общества. Война и труд, по С., — те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, т.к. потребность обороны или завоева­ния больше всего сплачивают и дисциплинируют обще­ство. В последующем объединяющей силой становится общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограниче­нию. По С., сильное государство неизбежно ведет к ог­раничению индивидуальной свободы. Еще в своей ран­ней работе "Социальная статика" он сформулировал за­кон "равной свободы", согласно которому каждый чело­век свободен делать все, что он хочет, если он не нару­шает равной свободы другого человека. Свобода, по С., ограничивается не государственным принуждением, а свободой другого человека. Следующий тип — церков­ные институты, обеспечивающие интеграцию общест­ва. Завершают типологию профессиональные и промы­шленные институты, возникающие на основе разделе­ния труда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы) консолидируют группы людей по профессио­нальным занятиям, вторые поддерживают производст­венную структуру общества. Значение этих институтов возрастает по мере перехода от военизированных об­ществ к индустриальным. Промышленные институты принимают на себя все большую часть общественных функций, регулируют трудовые отношения. С. был во­инствующим противником социализма. Попытки гло­бального планирования он называл "социалистической химерой". Теория социальных институтов С. представ­ляла попытку системного исследования общества. Кон­цепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическими организмами: "кровяные частицы уподобляются деньгам". С. не только уподоб­лял общество организму, но и свою биологию наполнял социологическими аналогиями. Пытаясь избежать гру­бого редукционизма, к которому так склонны были мно­гие эволюционисты, С. использует термин "надорганизм", подчеркивая автономию индивида (в отличие от Конта или Дюркгейма). С. располагает все общества по шкале сложности структуры и функциональной органи-

зации от "малого простого агрегата" до "большого агре­гата". С. выделяет два типа обществ: военные и промы­шленные. Военный и промышленный типы общества С. характеризует прямо противоположными социальными свойствами. Разработанная С. типология обществ менее известна, чем его теория эволюции. Между тем в твор­ческом наследии С. она представляет наибольший исто­рический интерес. Содержание исторического процесса описывается как постепенный переход от механическо­го принуждения к органическому объединению на осно­ве общности интересов. С. рисует картину будущего ин­дустриального общества, впечатляющую глубиной на­учного предвидения. В новом обществе управление де­централизовано и строится на принципах самоорганиза­ции и самоуправления, широкое распространение полу­чают различные неформальные объединения, подчине­ние индивида господству заменяется охраной прав че­ловека, единство идеологии сменяется плюрализмом, общества станут открытыми для международного со­трудничества, восприимчивыми к инновациям и др. В своих попытках раскрыть движущие силы социальной эволюции С. так и не смог преодолеть дилемму номина­лизма и реализма. С одной стороны, он постоянно под­черкивал важную роль "человеческой натуры", с дру­гой — так же ссылался на действие надындивидуаль­ных сил, "социального организма", "искусственной сре­ды". В итоге концепция факторов эволюции С. отлича­лась крайним эклектизмом и послужила источником развития прямо противоположных социологических на­правлений. Философская система С. оказалась слишком тесно связанной с духовной и интеллектуальной атмо­сферой викторианской эпохи. Другой причиной падения популярности С. явилось то, что созданная им интел­лектуальная конструкция была последней попыткой со­здания всеохватывающей философской системы. Эта форма интеллектуального творчества окончательно из­жила себя к концу 19 в. Тем не менее, стремление С. выйти за рамки абстрактных рассуждений по поводу об­щества, широко использовать данные общественных и естественных наук способствовали формированию но­вых стандартов научной деятельности в социологии. Начиная с 1950-х, вместе с развитием системных мето­дов и возникновением неоэволюционизма, интерес к творчеству С. и других эволюционистов стал возрас­тать.

А.П. Лимаренко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 353 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2456 - | 2138 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.