Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественного договора теория — со­циально-философская концепция, трактующая граждан­ское общество




ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА теория — со­циально-философская концепция, трактующая граждан­ское общество (в противоположность естественно-при­родному состоянию человека) как результат сознатель­ного акта конвенции относительно таких социальных феноменов, как закон (и право в целом) и государство (властные отношения в целом). Теория О.Д. — в различ­ных своих модификациях — неизменно опирается на ряд универсальных основоположений: 1) идею естест­венного права (как права, основанного на имманент­ной природе человека), глубоко уходящую корнями в европейскую традицию (Аристотель, стоики, Цице­рон); 2) идею государства как гаранта естественного права (не гарантированного в исходно-природном состо­янии человека); 3) идею конституирования закона и госу­дарства в акте свободного волеизъявления независимых индивидов; 4) идею народа как суверена права и власти (от развиваемой схоластикой идеи договора народа с властелином до понимания народа как финального суве­рена власти в традиции Просвещения). Проблемное по­ле теории О.Д. очерчивается семантическими рамками таких проблем, как проблема отчуждаемости и/или не­отчуждаемости естественного права в акте О.Д., про­блема расторжимости и/или нерасторжимости послед­него, проблема соотношения индивидуального естест­венного права и идеи народа как суверена и т.п. Несмо­тря на традиционное присутствие представлений о до­говорном происхождении социальности и власти в евро­пейской культуре (начиная с осмысления в греческом полисе феномена номоса — юридического закона — как рациональной экспликации человеком содержания уни­версально-космического логоса. — См. Античная фи­лософия), тем не менее концептуальное конституирование теории О.Д. связано с новоевропейской традицией, начиная с Гроция, концептуализировавшего идею есте­ственного права (как связанного с "с общежительной природой" человека и его даром речевого общения, ос­нованным на разуме, и дающего — в своем социальном

воплощении — собственно "человеческое право") и экс­плицитно определившего оформление государства как акт О.Д. В новоевропейской культуре могут быть выде­лены две тенденции в интерпретации О.Д.: 1) консерва­тивная (от идеи добровольного ограничения индивиду­альной свободы посредством переноса естественного права индивидов на государство или лично государя в целях предотвращения "войны всех против всех" у Гоббса до более мягкой парадигмы переноса лишь неко­торой части естественного права на структуры власти у Локка); 2) радикальная (от модели гармонического об­щества как сочетающего в органичном единстве интере­сы индивидуально "счастливого человека" и столь же счастливого "целого" у Спинозы до понимания народа как единственного суверена власти, а "просвещенного государя" как гаранта реализации естественного права с делегированной ему народом ответственностью управ­ления в идеологии Просвещения). Наибольший соци­альный резонанс получает в европейской культуре трак­товка О.Д. Руссо, который, с одной стороны, является классическим выразителем просветительской позиции по этому вопросу, а с другой — выходит далеко за пре­делы последней (например, отрицая саму идею предста­вительской демократии). Интерпретация Руссо пробле­мы О.Д. формулируется в работе "Рассуждение об об­щественном договоре", которая в год своего издания (1762), будучи официально запрещенной и осужденной на сожжение за вольнодумство, выдержала тем не менее в течение этого года десять переизданий. Концепция О.Д. Руссо ориентируется — вразрез с традиционной для Просвещения идеей "просвещенного государя" — на прямое народовластие: О.Д. есть прежде всего дого­вор народа как целого с самим собою ("суверенитет, бу­дучи только осуществлением общей воли, не может ни­когда отчуждаться, и... суверен, будучи не чем иным, как коллективным существом, может быть представлен только самим собой"). Таким образом, если в традици­онной европейской культуре семантический гештальт

О.Д. апплицировался на процесс оформления властных структур, то в рамках Просвещения — на процесс конституирования самого народа как гражданской целост­ности. Однако если субъектом суверенитета и "воли" (т.е. законотворчества) может быть только народ вне ка­кой бы то ни было представительной системы — непо­средственно, то исполнительная "власть может, конеч­но, передаваться". В этом контексте правительство есть "посредующий орган, установленный между подданны­ми и сувереном для взаимного их сношения, уполномо­ченный исполнять законы и охранять свободу как поли­тиков, так и граждан". Ориентируясь на античные поли­сы и швейцарские катоны, т.е. предельно локальные го­сударственные образования, Руссо резко выступал про­тив представительной демократии, полагая, что "в сво­ей законодательной власти народ не может быть пред­ставлен", в силу чего "народные депутаты не суть и не могут быть представителями народа". Благополучие "ассоциации О.Д." состоит как раз в прямом равенстве (эгалитаризм) и свободе: "отказаться от своей свобо­ды — это значит отказаться от своего человеческого до­стоинства, от прав человека, даже от его обязанностей. Нет такого вознаграждения, которое могло бы возмес­тить отказ от всего". Обозначая свою позицию как бе­зусловное предпочтение "волнения свободы покою раб­ства", ибо свободное равенство реально представляет собой не финальное состояние, но процесс перманент­ного пресечения альтернативных тенденций, Руссо тем не менее фиксирует внутреннюю гармоничность духов­ного мира индивида как необходимый фактор социаль­ного благополучия: все условия, "ставящие человека в противоречие с самим собою", являются глубоко без­нравственными. (Речь идет именно об экзистенциаль­ном противоречии, ибо простая функциональная рас­щепленность индивида на абстрактного члена суверена и эгоистически артикулированного частного лица не только признается Руссо, но и объявляется необходи­мым условием возникновения О.Д.) В условиях такого социального контекста индивид может лишь выбирать между самообманом замалчивания внутреннего проти­воречия, с одной стороны, и нездоровым наслаждением тем состоянием сознания, которое впоследствии назовут "разорванностью". Но если власть деспота ориентиру­ется на то, чтобы сделать подданных "несчастными, ра­ди управления ими", то целью "ассоциации О.Д." явля­ется "всеобщее счастье". Между тем воля народа как си­стемной целостности, свойства которой в рамках сис­темного анализа могли бы быть оценены в категориях супераддитивности, не совпадает с суммой индивиду­альных волеизъявлений: интересы и цели народа как су­верена могут быть отличны от интересов и целей инди­видов. В этом контексте само постулирование "всеоб-

щего счастья" как цели нормативного управления при­водит Руссо к рискованной формулировке, от которой не может уйти ни одна программа тотального счастья: "ес­ли кто-нибудь откажется повиноваться общей воле, то он будет принужден к повиновению всем политическим организмом, а это означает лишь то, что его силой заста­вят быть счастливым". Аксиологически оправдав и лега­лизовав, таким образом, правомерность силового вме­шательства общества в частную жизнь, Руссо моделиру­ет так называемый "Символ веры гражданской рели­гии", которая "заставила бы" каждого гражданина "лю­бить свои обязанности". Однако непосредственное во­леизъявление народа как способ государственного уп­равления моделирует идеал демократии, предъявляю­щий столь высокие моральные требования к гражданам, что их исполнение доступно только немногим (наилуч­шим) фигура демократии модифицируется в фигуру классической аристократии: "именно тот строй будет наилучшим и более естественным, когда мудрейшие правят большинством" — пусть и с презумпцией прав­ления "к его /большинства. — M.M.I выгоде, а не к сво­ей собственной". Гражданская религия, по Руссо, долж­на содержать догматы веры в разумное и благодатное божество, в бессмертие души как гарант "наказания злых" и "счастья справедливых", в святость О.Д. и т.п. И хотя Руссо декларирует, что в рамках О.Д. "нетерпи­мость" входит "в исключенные культы", реально он на­ходит возможность оговорить в качестве общего пра­вила, что "если... кто-нибудь, признав публично эти догматы, ведет себя как не верующий в них, то он дол­жен быть наказан смертью". Однако — вне подобной крайности — типовым вариантом адаптации индивида к обществу выступает механизм интериоризации "дог­матов гражданской религии", когда нравственные зако­ны "незаметно заменяют силою привычки силу влас­ти". Еще при жизни Руссо "Рассуждение об общест­венном договоре" было переведено на английский (1763), немецкий (1764), португальский (1767) языки. Именно в интерпретации Руссо концепция О.Д. оказа­ла наибольшее влияние не только на философскую тра­дицию (социально-политические модели Канта и Фих­те, интерпретация становления индустриального об­щества как перехода "от Статуса к Договору" (Г. Мейн, Ф.Теннис и др.), концепция "меняющегося содержания естественного права" в прагматизме, идея "естествен­ного права в конкретной ситуации" в экзистенциализ­ме, близкие идеи у Поппера, Хайека и др.), но и на ми­ровой исторический процесс, выступая теоретическим фундаментом различных по своему идеологическому наполнению социальных проектов: в диапазоне от де­мократической программы Пейна в борьбе Северной Америки за независимость от Великобритании до про-

граммы консервации абсолютизма С. Пуфендорфа в Германии. Идеи теории О.Д. питали воззрения многих идеологов догоняющей модернизации (от декабристов в России в 19 в. до национальных лидеров 20 в. в Гвинее, Сенегале, на Кубе, во Вьетнаме и мн. др., — по словам Ф. Кастро, он не расставался с "Рассуждением об обще­ственном договоре" Руссо).

М.А. Можейко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.