Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВА­НИЕ — понятия, оформившиеся в историко-философ­ской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма.




ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВА­НИЕ — понятия, оформившиеся в историко-философ­ской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституиро­валась в контекстах рассмотрения процессов объектива­ции абсолютного духа в природу и историю, диалекти­ки объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категори­альный статус и терминологическое закрепление поня­тия О. и Р. получили в марксизме. Будучи введены в те­оретическую схему в контексте критики гегелевского наследия и переформулировки задач философии, поня­тия О. и Р. употреблялись Марксом как фундирующие его идеи развития "родовой сущности" человека (деятельностной, практической самореализации и самораз­вития индивида); отчуждения (превращения деятельно­сти и ее результатов в противостоящие ее субъектам, господствующие над ними, враждебные ему); фетишиз­ма (деперсонализации человека и персонализации ве­щей); господства овеществленного труда над живым трудом (превращения субъекта в объект манипулирова­ния через лишение его контроля над условиями, средст­вами и продуктами труда); превращенных (иллюзорных) форм сознания. Позднее этот круг идей переосмыслива­ется Марксом в концепции овеществления (приобрете­ния отношениями между людьми видимости отношений между вещами). Этот круг идей был вновь актуализиро­ван в различных версиях неомарксизма с упором на ана­лиз процессов и результатов отчуждения, а также на рас­смотрение овеществления как базового явления по отно­шению к отчуждению и фетишизации и как феномена, противоречащего человеческой природе. Марксистская концепция О. и Р. оказалась интересной и востребован­ной прежде всего в качестве диалектики "деятельностных способностей" субъектов, актуализированной и раз­работанной в продвинутых теориях советской филосо­фии. Здесь стало классическим понимание: 1) О. как пе­рехода в предмет и воплощения в нем человеческой спо­собности (что, собственно, и делает предмет социокуль­турным феноменом через снятие схемы с деятельности и воплощение ее в культурной — знаково оформляемой и ценностно нагружаемой — форме, что сдвигает анализ с

процессов овеществления на схватывание ценностно-смысловых характеристик объекта); 2) Р. как делания "сущности" (социокультурной его компоненты) предме­та достоянием человека, в результате чего происходит развитие человеческой способности (через усвоение и критическое переосмысление социокультурного опыта). В неклассической философии использование фигур О. и Р. встречается достаточно редко, они существенно пере­осмыслены и нетрадиционно ангажированы в феномено­логии Гуссерля (установка на экспликацию сознания че­рез механизм феноменологической редукции, обернутый не на предмет, а на мышление и действие, с целью выяв­ления смысловых горизонтов, эйдосов, способов конституирования значений, процедур типизации и т.д.), фено­менологической социологии, этнометодологии, феноме­нологической версии социологии знания. Переосмысле­ние проблематики О. и Р. и самой терминологии во мно­гом произошло в результате "эпистемологического пово­рота" в философии и социогуманитарном знании. Так, в генетической эпистемологии Пиаже оформилась концеп­ция интериоризации как формирования внутреннего плана сознания (аналогичные идеи высказал в концеп­ции работы со знаками Выготский; первоначальная же трактовка интериоризации как механизма усвоения кол­лективных представлений в индивидуальном сознании была предложена Э.Дюркгеймом). В целом же эпистемо­логия переориентировала (как и с других позиций — фе­номенология) идею О. и Р. с рассмотрения отношения человек — предмет (вещь) на отношение человек — зна­ние (предметно, дисциплинарно организованное). В этом контексте Р. начинает пониматься как критически-аналитическая процедура Р. понятий, идеальных объек­тов, обоснований и т.д., а О.— как построение новых предметных понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д. (т.е. как проективно-конструктивная процедура). Близкое этому, но вполне самостоятельное и оригиналь­ное понимание О. и Р. предложено в системно-мыследеятельностной (СМД) методологии. Здесь они понимают­ся как технологии Р. знания (снятия содержания и выхо­да в "чистую" рамку) посредством "выталкивания" его носителей (в коммуникации и/или организационно-деятельностной игре) в рефлексивную позицию и освоение в проектном режиме новых способов работы со знанием с последующим новым заполнением "чистой" рамки, т.е. переходом к технологиям О. В целом работа в режиме О. и Р. трактуется как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления. Опре­деленным типологическим аналогом идее О. и Р. высту­пают идеи чтения — письма, деконструкции и т.д., сформулированные в рамках разных версий постструк­турализма.

В.Л. Абушенко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 356 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.