Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


НОМИНАЛИЗМ (лат. nomina — имена, nominalis — относящийся к названиям




НОМИНАЛИЗМ (лат. nomina — имена, nominalis — относящийся к названиям) — 1) в узком смысле — направление средневековой схоластики, кон­ституирующееся как один из вариантов решения про­блемы универсалий и противостоящее реализму по кри­терию интерпретации природы последних (см. Универ­салии); 2) в широком смысле — интерпретационная па­радигма, проявившая себя в ориентации философии, на­уки, логики, математики, этики, теологии и др. сфер культуры на семантическое и аксиологическое домини­рование конкретной единичности над абстракцией об­щего. Базовый тезис Н. констатирует лишенность об­щих понятий онтологического статуса и связывает их существование в качестве имен только со сферой мыш­ления. Основополагающие идеи Н. были высказаны еще в античной философии в контексте критики платонов­ской концепции "мира идей" стоиками, киниками (Антисфен и Диоген Синопский) и перипатетиками (Алек­сандр Афродизийский). В раннем средневековье взгля­ды, семантически изоморфные Н., высказывались Марцианом Капеллой (5 в.). В рамках узлового для средне­вековой философии спора об универсалиях оформление номиналистической позиции связано с именами Беренгара Турского (11 в.) и, особенно, Иоанна Росцелина (ок. 1050 — ок. 1122), давшего системное обоснование Н. В процессе длительной и острой драматической борьбы Н. с реализмом кристаллизуются многочисленные на-

правления Н. с различными семантическими оттенками. Прежде всего, правомерно говорить о радикальном, или крайнем, Н., полагающем реальным существование лишь единичных вещей (res singulares), в то время как общие понятия (имена) объявлялись лишь "звучанием голоса", flatus vocis (Росцелин), и об умеренном Н., ус­матривающем основания интегрирующего имени в он­тологически заданных свойствах сходных вещей (кон­цептуализм, терминизм). Веер культурных аппликаций Н. достаточно широк. Прежде всего, в своем приложе­нии к теологической проблематике он выступает осно­ванием критики тринитарного догмата, отрицая общее понятие, объединяющее ипостаси Троицы в качестве ре­альной сущности (решением Суассонского Собора в 1092 Иоанн Росцелин был обвинен в "тритеизме", а его учение было квалифицировано как еретическое), в силу чего Н. впоследствии неоднократно актуализировался в контексте антитринитаристских идей. В приложении к гносеологической проблематике Н. выступает в истори­ко-философской традиции своего рода принципиаль­ным основанием сенсуализма: в средневековой филосо­фии — Николай из Отрекура, Николай Орем, Жан Буридан и др., что же касается более поздних экспликаций, то в варианте концептуализма Н. фундирует собою про­грамму синтеза эмпиризма и рационализма (Локк); в крайнем же своем варианте Н. послужил основой субъ­ективизма в гносеологии и тактически был положен в основу неопозитивистской программы элиминации из языка науки "метафизических суждений" (физикализм). В приложении к антропоэтической и социальной про­блематике Н. задает яркий вектор индивидуализма: от ранних концепций свободы воли у Иоанна Дунса Скота до индивидуалистических концепций 14 в., фундиро­ванных принципом невозможности примата общего (це­лого), т.е. социальной иерархии, над частью, т.е. частной жизнью (идеи "соборного движения" за признание авто­ритета национальных собраний верующих выше авто­ритета Папы). Применительно к проблематике логичес­кой Н. закладывает ориентацию на узкую трактовку ис­числения предикатов, основанную на том принципе, что значениями переменных могут выступать лишь онтоло­гически артикулированные объекты, их дискрипции и имена, но не символические термины, смысл которых задается контекстом (тезис Куайна о недопустимости связывания универсалий кванторами, ибо в противном случае логика неизбежно сталкивается с парадоксами; классический пример — парадокс Рассела). Будучи апплицированным на сферу осмысления фундаментальных оснований математики, Н. становится актуальным в первой четверти 20 в. И если становление теории мно­жеств стимулировало возрождение в математике так на­зываемого платонизма (Г. Кантор, Фреге), допускающе-

го неограниченное введение абстракций как онтологи­ческих сущностей (принцип абстракции), то в противо­вес ему в сфере логико-философских оснований мате­матики оформляется изоморфная Н. программа исклю­чения абстракции (С.Лесьневский, Л.Хвистек, Т.Котарбиньский, Тарский, Н.Гудмен, Куайн, Л.Генкин, Р.Мар­тин и др.). Целью этой программы является построение внепарадоксальной математики на основе формализо­ванных языков, в системе которых реализуется исклю­чение абстракций (теорема исключения абстракций В.Крейга) и замены их языковыми моделями (функцио­нальная семантика Тарского). Такая постановка пробле­мы выводит в сферу внелогической проблематики, каса­ющейся фундаментальных философских вопросов: "как символизм математики функционирует в качестве язы­ка, полезного при взаимодействии между теми, кто упо­требляет этот символизм, и их физическим окружени­ем? На самом деле это и есть решающий вопрос. В чем состоит соотношение между языком и объектами ми­ра?" (Л.Генкин). В этой связи номиналистическая про­грамма позволяет расширить подход к проблеме мате­матического формализма и языка, инспирируя развитие таких сфер, как логическая семантика, формальная се­мантика, теория записи, языковое моделирование и др.). Н., таким образом, может рассматриваться не толь­ко как направление средневековой схоластики, но — шире — как культурный феномен парадигмального ха­рактера, проявивший себя в различных социокультур­ных областях.

М.А. Можейко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.