Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


НЕОКАНТИАНСТВО — философское течение в Германии, развивавшее учение Канта




НЕОКАНТИАНСТВО — философское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последова­тельного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической методологии. Появи­лось в 1860-е в обстановке глубокого кризиса спекуля­тивно-идеалистических систем Шеллинга и Гегеля, а также вульгарного материализма, оказавшихся методо­логически беспомощными в деле философского осмыс­ления результатов быстро развивавшейся науки того времени. В поисках наиболее основательной и надеж­ной философской традиции разработки логико-гносео­логических и методологических проблем ученые и фи­лософы обращаются к учению Канта, которое объек­тивно отличалось своим крайне выгодным местом и ро­лью в европейском и особенно немецком духовном раз­витии. Философия Канта была непосредственно ориен­тирована на математическое естествознание своего вре­мени и в качестве главной своей цели считала обосно­вание научного знания и поиски возможных условий его существования. Более того, Кант как бы предшест­вовал тому ходу развития, которое завело немецкую философию в тупики спекулятивного системотворчества. Появлению Н. во многом способствовали публика­ции работ Фишера и Э. Целлера, а сам лозунг "Назад к Канту!" был сформулирован в 1865 О. Либманом, опуб­ликовавшим книгу под названием "Кант и эпигоны", каждая из глав которой заканчивалась словами: "Нужно поэтому возвратиться назад к Канту". Определенную роль в возникновении Н. сыграли также новейшие ис­следования по физиологии внешних чувств, представ­ленные трудами И. Мюллера и Г. Гельмгольца. Один из первых неокантианцев, Ф.А. Ланге, формулируя про­граммные задачи этого течения, считал центральной из них — противопоставить распространявшемуся в то время среди естествоиспытателей материализму крити­ческий идеализм Канта, соответствующим образом пе­реработанный и дополненный результатами физиологи­ческих исследований. Начинается тщательная и кро­потливая работа по изучению кантовского наследия, по­являются новые издания его сочинений, пишутся по­дробные комментарии к его главному труду — "Крити­ка чистого разума", а с 1897 по инициативе X. Файхингера начинает издаваться специальный журнал "Kant Studien". Постепенно Н. становится одним из господст­вующих философских учений в университетах Герма­нии и Франции, а оттуда проникает и в Россию, демон­стрируя тем самым своеобразную реализацию фило­софской традиции в новых социально-исторических ус­ловиях. Несмотря на ряд общих принципов: 1) рассмо­трение философии в качестве метода достижения пози­тивного знания, а не как самого это знания, и следую­щий отсюда отказ от притязаний онтологии на статус

философской дисциплины; 2) признание наличия обус­ловливающих познание априорных форм; 3) ограниче­ние самого познания сферой опыта и т.д., — Н. никогда не было однородным философским направлением. С первых дней своего возникновения оно представляло собой скорее ряд течений, пытавшихся развить отдель­ные положения философии Канта. И хотя все они ста­вили в качестве главной одну и ту же цель — обоснова­ние научного знания и культуры в целом с помощью ре­формированной кантовской гносеологии, можно гово­рить о существовании нескольких принципиально от­личных друг от друга интерпретаций ортодоксального Канта, а следовательно, и о различных направлениях внутри самого Н.: а) физиологическом, непосредствен­но связанном с именами Гельмгольца и Ланге, рассмот­ревшими кантовское положение об априорных формах сознания на основе достижении физиологии внешних органов чувств и превративших эту априорность в единство психофизиологической организации познаю­щего субъекта; б) реалистическом (А. Риль, О. Кюльпе), сохранившем кантовскую "вещь в себе" в качестве необходимой предпосылки познавательного процесса (в виде основания материала ощущений) и рассматри­вающем рассудок только как оформляющий, но не со­здающий сами предметы; в силу этого данное направ­ление оказалось наиболее близким к традиционным взглядам своего предшественника; в) психологическом. складывавшемся внутри Н. в начале 20 в. (Л. Нельсон) и обосновывавшем значимость априорных форм позна­ния с помощью психологических методов интроспек­ции; характерной особенностью этого направления явилась также своеобразная интерпретация субъекта познания в качестве эмпирического, а не трансценден­тального; г) трансцендентально-логическом и д) транс­цендентально-психологическом, представленных соот­ветственно Марбургской и Баденской (Фрейбургской) школами Н.

Т.Г. Румянцева

НЕОМАРКСИЗМ

НЕОМАРКСИЗМ — понятие, используемое: а) в узком смысле — для фиксации и содержательной харак­теристики значимой парадигмы исследований предста­вителей Франкфуртской школы; б) в широком смыс­ле — для обозначения направленности и теоретических оснований исследований, в той или иной мере использо­вавших марксовые объяснительные модели в своем творчестве, и при этом практически всегда отвергавших ортодоксальный и официальный советский марксизм ("сталинизм") 1930—1980-х, выступавший, как прави­ло, под наименованием "марксизм-ленинизм". Н. тем самым в известном смысле выступил как итог социаль­но-философского творчества мыслителей, отвергавших

позитивистскую критику классического марксизма, но при этом стремившихся дополнить последний рядом перспективных подходов неогегельянства, фрейдизма, "философии жизни", позже — парадигмами экзистенци­ализма и структурализма. (Тем самым осознанно разгра­ничивались теоретическая конструкция и мировоззрен­ческое ядро марксизма, с одной стороны, и эклектичный набор идеологических мифологем большевистского ти­па, обрамлявших его, с другой.) Предельно высокий уровень мировоззренческого разброса и идеологичес­ких предпочтений, присущий сторонникам Н. (Д.Лукач, А.Грамши, Беньямин, Хабермас, В.Райх, Маркузе, Фромм, Мерло-Понти, Л.Гольдман, С.Стоянович, Блох, Альтюссер, Л.Коэн, Ч.Р.Миллс и др.), выдвигают в каче­стве главной проблемы идентификации и самоиденти­фикации Н. не только проблему доминирующих иссле­довательских методик, но и вопрос о тех реальных явле­ниях социальной действительности 20 в., которые не могут быть удовлетворительно объяснены и адекватно интерпретированы вне той или иной степени обращен­ности к миропредставлениям Маркса. Представители Н. опираются на ведущий постулат и доминирующую цен­ность классического марксизма — радикальный гума­низм. Предполагается акцент на: 1) Особую роль и зна­чение общественно-исторической практики; на логичес­ком уровне это нашло свое выражение в процедурах апплицирования собственно философских понятий на модели описания процессов экономического и общесо­циологического порядка; тематизировавшись подоб­ным образом, первые начали выступать как "отраже­ния" категориальных рядов политэкономии и социоло­гии. 2) Важность преодоления отчуждения, самоотчуж­дения и овещнения (по модели ГУЛАГа и Освенцима) человека; можно фиксировать даже некую центрацию Н. на категорию "отчуждение", выступающую анало­гом концептов "формальной рациональности" М.Вебера и "рационализации" Фрейда. Как результат много­мерного отчуждения в Н. трактуется не только социаль­но-экономическая структура антагонистических об­ществ, но и наличная предметно-вещественная органи­зация мира людей как таковая. 3) Перспективная уста­новка на разностороннее удовлетворение подлинных /с извечной проблемой: "а судьи кто?" — А.Г./ человечес­ких потребностей. 4) Признание свободного развития каждого и любого индивида как условия свободного развития всех. Одновременно в рамках Н. полагается принципиально неприемлемой идея социальной орга­низации коммунистического типа как средства осуще­ствления таких целей. Бесклассовая и безгосударствен­ная социальная организация, сопряженная с ликвида­цией института частной собственности и системы това­рно-денежных отношений, а также провозглашающая

предпочтительность распределения общественного продукта по "затраченному труду" либо "по потребнос­тям" неоднократно подтверждала свой утопизм и несо­стоятельность на уровне высокотрагичной реальной практики. Аналогичные результаты становились оче­видными также и в рамках многих парциальных эконо­мических и глобальных мысленных экспериментов. Трактуя базовые принципы радикального гуманизма Маркса исключительно как критические и конечные ре­гулятивные, а отнюдь не как конститутивные и резолю­тивные, сторонники Н. полагают, что указанные прин­ципы (в контексте и рамках многоуровневых опосредо­вании) вполне приложимы к процедурам корректных и разносторонних оценок как феноменов наличной соци­альной практики, так и проектируемых общественных трансформаций. (По выражению Дж.Гэлбрейта, Маркс является "слишком крупной фигурой, чтобы целиком отдать его социалистам и коммунистам...".) В ходе кон­цептуально-теоретической эволюции Н. обнаружил также и собственные существенные характеристики, могущие быть признанными как результат инкорпори­рования ряда значимых философских подходов и мод­ных интеллектуальных веяний 20 в. в массив переос­мысливаемого марксизма. Гипотетический ход и раз­вертывание всемирной истории интерпретируются в Н. как фатально-необратимый процесс всевозрастающей иррационализации мироустройства, как прогрессирую­щее сумасшествие разума (ср. со схемой "самообрете­ния" абсолютной идеи через восхождение к самой себе у Гегеля). Сторонники Н. рассматривают грядущую ан­тикапиталистическую революцию как "конец истории", как глобальный катаклизм, призванный кардинально преодолеть предшествующее развитие социума. Есте­ственно сопрягающийся с этой идеей определенный нигилизм в отношении традиционных ценностей ду­ховной культуры, интеллектуальный экстремизм, не­редко достигающий степени мировоззренческого тер­рора, — объясняют приверженность Н. со стороны мар­гинальных общественных слоев и социальных групп-аутсайдеров во всем мире. В современных исследова­тельских традициях, обозначающих себя как марксист­ские, неомарксистские или постмарксистские, равно как и в школах и направлениях немарксистского и анти­марксистского толка сколько-нибудь корректное обозна­чение Н. отсутствует и в конце 20 в.

A.A. Грицанов

НЕОПЛАТОНИЗМ — философско-мистическое направление античной мысли 3—6 вв.,

НЕОПЛАТОНИЗМ — философско-мистическое направление античной мысли 3—6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. пред­ставляет собой синтез идей Платона с добавлением ло­гики и толкований Аристотеля, не противоречащих Пла-

тону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских ораку­лов и египетской религии. Корни некоторых идеи (на­пример, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в индуистскую философию. Как социальное движение Н. существовал в виде отдельных школ: александрийская (Аммоний Саккас), римская (Плотин, Порфирий), сирийская (Ямвлих), пергамская (Эдесей), афинская (Сириан, Прокл). Основное философское содержание Н. состав­ляет разработка диалектики платоновской Триады: Еди­ное — Ум — Душа. Н. представляет иерархию бытия по нисходящей-восходящей ступеням: над всем существу­ет неизреченное, сверхсущее Единое, Благо. Оно зманирует в Ум (Нус), где происходит дифференциация на равносущее множество идей. Ум нисходит в Душу (Псюхе), где появляется чувственное начало и образу­ются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных. Образуются умственный и чув­ственный Космос. Дальнейшая эманация в материю не­обходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому. Задача человека — пре­одолеть страсти, вожделения, пороки и путем доброде­телей, аскетизма, теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым. Истинное соединение с Божеством-Благом может наступить в состоянии сверх- и безумного экстаза. На Н. оказал влияние стои­цизм с его учением о тождестве мирового Первоначала (Огня) с внутренним Я человека и о периодических ог­ненных катаклизмах, очищающих Землю. Н. признает учение о переселении душ (метемпсихоз), эманации Бо­жества, духовных иерархиях, учит освобождению души из материи. Н. элиминирует из Божества все элементы антропоморфизма и определяет Бога как непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизреченное начало. Ми­стика, утонченная логика и абсолютная этика всегда бы­ли в единстве и шли "рука об руку" в Н. Основателем Н. является Аммоний Саккас (ум. в 242), который не оста­вил письменного изложения своего учения. Продолжате­лем и систематизатором Н. стал Плотин, создавший шко­лу в Риме (244). С 270 его ученик Порфирий продолжает дальнейшую разработку Н. Ямвлих, ученик Порфирия, основывает сирийскую школу и впервые вводит в Н. практику теургии. Сочинение Ямвлиха "О мистериях" объединяет мантику, теургию и жертвоприношения. Ученик Ямвлиха Эдесей создает пергамскую школу (4 в.), уделяя внимание преимущественно мифологии и те­ургии. К этой школе принадлежал император Юлиан. В сочинении Евнапия "Жизнеописания философов и софи­стов" содержатся важные сведения о Плотине, Порфи­рий, Ямвлихе и ближнем круге императора Юлиана. Платоновская школа в Афинах через ритора Лонгина поддерживает связи с Порфирием. В дальнейшем ее ру-

ководителем становится Сирин (5 в.), который определя­ет круг текстов Н.: труды Платона, пифагорейцев, Гомер, орфическая литература, "Халдейские оракулы". Его пре­емник Прокл подводит итог развитию платонизма. По­сле смерти Прокла во главе афинской школы стояли Ма­рин и Исидор, ставившие озарение выше теоретичес­ких исследований. Александрийская школа тесно связа­на с Афинской. Многие ее философы учились у афинян. У Плутарха — Гиерокл, автор комментариев к "Золо­тым стихам" пифагорейцев, у Сириана — Гермий, у Прокла — Аммоний. В 529 вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Плато­низм и Н. были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351). Между тем Н. оказал мощное — прямое и косвенное — влияние на становле­ние христианского вероучения и теизма в целом. Ока­зал содержательное влияние на всю европейскую тра­дицию, а также на европейскую, арабскую, еврейскую философии. Значение Н. для истории философии особо отмечал Гегель: "в неоплатонизме греческая философия достигла полной силы и высочайшего развития на фоне кризиса римского и всего античного мира". В 20 в. Н. выступает специальным предметом исследования и реинтернретации. (См. также Плотин, Прокл.)

В.В. Лобач





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.