Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ — основное фило­софское произведение Маркса и Энгельса




"НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ" — основное фило­софское произведение Маркса и Энгельса. Будучи в це­лом завершена к 1846, при жизни авторов книга не бы­ла опубликована, увидев свет лишь в 1932. "Н.И." явля­ет собой набор разнородных текстов, ее архитектоника не соответствует исходному замыслу, поскольку книга не закончена и в ней отсутствует ряд фрагментов: внача­ле идут "Тезисы о Фейербахе" Маркса, а затем два тома собственно "Н.И." с подзаголовком "Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейер­баха, Б.Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков". В первом томе содер­жатся критические замечания к работам Фейербаха, Ба­уэра и Штирнера. Второй том посвящен "Рейнским ан­налам", или философии истинного социализма (речь идет о ряде "буржуазных" работ, опубликованных в Гер­мании, где в искаженном виде приводятся тезисы анг­лийских и французских социалистов). Там же содержит­ся глава о книге К.Грюна "Общественные движения во Франции и в Бельгии", в которой автор критикует Сен-Симона, Фурье и Прудона. Маркс и Энгельс в опреде­ленной степени защищают этих философов. Одиннад-

цать "Тезисов о Фейербахе" были сформулированы Марксом для себя в записной книжке, а Энгельс издал их с небольшими добавлениями в 1888 в качестве при­ложения к своей работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". 1). Маркс конста­тирует, что в материалистической философии Фейерба­ха до сего дня действительность, конкретная человечес­кая деятельность, рассматривается лишь созерцательно, а не практически. С другой стороны, идеалистов дейст­вие также интересует лишь с абстрактной стороны. Од­нако важно рассмотреть революционную, "практичес­ки-критическую" деятельность. 2). Истинность мысли познается лишь на практике. 3). Изменить человека пу­тем изменения его образа жизни и воспитания можно лишь в ходе революционной практики. 4). Следует уде­лять больше внимания сегодняшней действительности, критикуя ее в теории и революционизируя на практике. 5). Фейербах, не довольствуясь абстрактной мыслью, обращается к чувственному созерцанию, но не рассмат­ривает чувственный мир с точки зрения практической конкретной деятельности человека. 6). В противополож­ность Фейербаху, считавшему сущность человека инди­видуальной, в действительности ее следует рассматри­вать через совокупность общественных отношений. 7). "Религиозный дух" есть продукт общества. 8). В проти­воположность утверждениям мистических теорий, вся­кая общественная жизнь является по существу практи­ческой. 9). Созерцательный материализм представляет мир с точки зрения изолированных личностей или бур­жуазного общества. 10). Новый материализм видит мир с точки зрения человеческого общества или "общест­венного человечества". 11). "Философы лишь различ­ным образом объясняли мир, но дело заключается в тот, чтобы изменить его". Энгельс назвал в 1888 одиннад­цать тезисов Маркса "гениальным зародышем нового мировоззрения". И все теоретическое содержание "Н.И." представляет собой, по существу, развитие этих тезисов. По мысли Маркса и Энгельса, мир преобразу­ется в процессе и посредством революционной практи­ки. В этом движении, в революционной практике, чело­век преобразует и перевоспитывает сам себя. Забывая о практическом применении, которое должна иметь лю­бая философская теория, немецкие мыслители-традици­оналисты, даже говоря о проблемах объективности и ре­альности мыслимого или воображаемого мира, не выхо­дят, по мысли авторов "Н.И.", за рамки схоластики. Маркс и Энгельс представили идеологию как некую по­следовательную систему, созданную не в результате сво­бодного творчества всех людей, а, напротив, принуди­тельно им навязанную: "Не только в ответах Фейербаха, Бауэра, Штирнера, но уже в самих поставленных ими вопросах заключается мистификация". Идеология пред-

ставляет собой совокупность идей и мнений, позволяю­щих людям осмысливать свое место в мире. Идеология организует отношения людей, принадлежащих к той или иной общественной структуре. Следовательно, ее содержание определяется интересами господствующего класса. Идеология, господствующая в обществе, есть идеология господствующего в нем класса. Она отчуждена от него лишь в той степени, в какой представляется всеобщей, т.е. высказывает нечто, имеющее всеобщую ценность, продолжая при этом служить особенным ин­тересам. "Продуктом сознания" является, следователь­но, знание и одновременно незнание. Таким образом, в "Н.И." идеология представлена, с одной стороны, как нечто пассивное, как простое отражение классовой по­зиции. (Идеология, по мнению авторов "Н.И.", легко выводится из таких позиций: "Немецкая философия есть продукт мелкобуржуазной структуры немецкого общества". Или: "Состояние Германии в конце прошло­го века полностью отражается в кантовской "Критике практического разума". Или еще, оценивая Штирнера: "У писателя, никогда не покидавшего Берлин, весь мир которого ограничен Моабитом и Копеником, при воз­никновении потребности мыслить эта мысль, конечно, должна быть такой же абстрактной, каким является он сам и сама его жизнь".) Но с другой стороны, идеология выглядит у авторов согласованной, сознательно создан­ной и оформленной системой взглядов и идей, имеющей целью обосновать власть господствующего класса, ина­че говоря, орудием манипуляции людьми в интересах этого класса. Истинное материалистическое мировоз­зрение, согласно Марксу и Энгельсу, может быть лишь критикой общественных процессов материального про­изводства и обмена. Наблюдение и эмпирический ана­лиз должны помочь понять, как люди воспроизводят са­ми себя в процессе производства средств существова­ния. Разделение труда приводит к классовым антагониз­мам. "Н.И." ставит себе целью "развенчать и лишить всякого доверия философскую борьбу с тенями действи­тельности, борьбу, которая так по душе мечтательному и сонливому немецкому народу". Несмотря на свои пре­тензии противостоять идеализму и быть материалистом, Фейербах остается им лишь в теории. Он рассуждает о религиозном отчуждении. Но он не видит, что идеализм представляет собой отчуждение мысли от условий ее производства и производства действительного мира. Ра­зоблачение религиозного отчуждения, как и само это яв­ление, есть продукт материального базиса обществен­ной жизни: "Для практического материалиста, то есть для коммуниста, все дело заключается в том, чтобы ре­волюционизировать существующий мир, чтобы практи­чески выступить против существующего положения ве­щей и изменить его". Фейербах видит в человеке лишь

пассивно чувствующее существо, тогда как человек — существо активное, которое само производит свою жизнь. Фейербах рассматривает человека как изолиро­ванного индивида или как универсальный род. Однако человек, утверждается в "Н.И.", — существо историче­ское, которое существует прежде всего в обществе. Его действительность нельзя отделить от всего комплекса общественных отношений. "Первый исторический акт — это производство средств, необходимых для удовле­творения потребностей, производство самой материаль­ной жизни". По мнению Маркса и Энгельса, Фейербах не понимает, что такое настоящее критическое дейст­вие. Оно может быть только критической практикой, иначе говоря, революционным вмешательством. Старый созерцательный материализм выражает взгляды только одного класса: буржуазии. Лишь опыт рабочего движе­ния в коммунистической форме может заставить уста­реть абстрактный анализ отчуждения, за пределы кото­рого пытался выйти Фейербах. Критически рассмотрев гуманистический материализм Фейербаха, Маркс и Эн­гельс перешли к критике критических взглядов Б.Бауэра и индивидуализма М.Штирнера. Две этих теории, кроме их внутренних противоречий, по мысли Маркса и Эн­гельса, объединяет их абстрактность: Бауэр и Штирнер лишь обсуждают основания представлений о мире. Вме­сто того чтобы поставить себе целью изменить мир, они только оправдывают, одобряют его. Бауэр и Штирнер выдвинули лишь систему идей. Самостоятельность мысли, которую они провозглашают, и критическая по­зиция, о которой они заявляют, по мысли авторов "Н.И.", — не более чем иллюзии. Эти философы отка­зываются видеть или признать, что все их труды впол­не вписываются в систему существующих обществен­ных отношений. Вопреки их собственным утверждени­ям, они вовсе не являются ни революционерами, ни критиками. Они довольствуются тем, что защищают буржуазию от пролетариата, который стремится к практической критике: "Эти иллюзии, мечтания и из­вращенные представления очень просто объясняются их практическим положением в жизни". Образ мышле­ния и характер позиции Бауэра и Штирнера соответст­вуют идеологии господствующего класса, допускаю­щего критику со стороны "своих". На определенной ступени развития производительных сил буржуазия дозволяет интеллектуалу быть внешне самостоятель­ным и независимым. Но на деле его независимость есть лишь продукт существующего в капиталистичес­ком обществе разделения между умственной и практи­ческой деятельностью, происходящего от противостоя­ния труда и капитала. Отстаиваемая Бауэром идея о том, что сознание определяет бытие, возникла на базе существующих общественных отношений, которые от-

деляют сознание от жизни, личность от общества, а идеи — от условий их производства. Однако именно жизнь определяет сознание, а не наоборот. Отчужде­ние — это именно тот процесс, который порождает ил­люзию, что мир можно изменить, изменив идеи. Изме­нить же необходимо, согласно убеждению Маркса и Эн­гельса, не сознание действительности, а саму действи­тельность. Маркс и Энгельс доказывают, что в интере­сах любого класса заставить поверить в универсаль­ность своих идей. Но для них совершенно ясно, что идеи не бывают универсальными. Они принадлежат той группе людей, интересы которых защищают. Гуманис­тический универсализм — это часть буржуазной идео­логии. Лишь особенные интересы пролетариата совпа­дают со всеобщими интересами. По мысли авторов "Н.И.", "... пролетарии, чтобы отстоять себя как лично­сти, должны уничтожить имеющее место до настоящего времени условие своего собственного существования, которое является в то же время и условием существова­ния всего предшествующего общества", и далее: "ком­мунистическая революция... уничтожает господство ка­ких бы то ни было классов вместе с самими классами". Маркс и Энгельс показали, что материалистический анализ экономического базиса должен состоять прежде всего в анализе способа производства. Исследовать не­обходимо не только его структуру, но и происхождение. Общественные отношения в определенную эпоху и в определенном месте обусловлены способом производ­ства, утвердившимся среди людей в данную эпоху и в данном месте. Функцией производства является удовле­творение человеческих потребностей. Именно их разви­тие приводит к переменам в обществе: "Любая револю­ция, так же как и достигаемые ею результаты, определя­ется условиями существования индивидов, их нужда­ми". Разделение между трудом и капиталом порождает наемный труд. Характер способа производства опреде­ляется состоянием развития производительных сил, до­стигнутым к данному моменту истории. Производитель­ные силы включают в себя не только все материальные средства производства, но и рабочую силу, уровень ее развития и способ использования. Рабочая сила, в свою очередь, в определенной степени влияет на развитие производительных сил. Возникает двоякого рода проти­воречие. С одной стороны, новый способ производства разрушает прежний. Представляемые ими интересы вступают в конфликт. Машинный труд может противо­речить физическому. Но, кроме того, происходят и кон­фликты между разными способами производства, как это можно видеть на примере перехода от мануфактуры к фабрике. В "Н.И." впервые появилась классификация исторических этапов развития общества, которую Маркс позже развил и уточнил в своем "Капитале". Эти

этапы — первобытное общество, античное рабство, фе­одализм и буржуазный капитализм, проходящий стадии первичного накопления капитала, его концентрации и распространения по всему миру. "Общество всегда раз­вивалось в результате противоречий: между свободны­ми людьми и рабами в античности, феодалами и крепо­стными в средние века, буржуазией и пролетариатом в Новое время". Историческое развитие капитализма так­же показывает, что концентрация капитала лишает со­держания некоторые юридические и общественные формы. Частная собственность приобретает все более общественный характер. В этот момент, когда концент­рация капитала достигнет такой степени, что сделает во­пиющей несправедливостью частное присвоение средств производства, рабочий класс может восстать и устранить это противоречие путем революционного действия. Философская мысль 20 в. противопоставила революционистской парадигме, инициированной "Н.И.", ряд интеллектуальных ответов и более перспек­тивных исследовательских программ. (См. также Маркс, Марксизм, Неомарксизм, Модернизм.)

A.A. Грицанов

НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КРИ­ТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — этап в развитии не­мецкой и западноевропейской философской мысли с се­редины 18 до первой трети 19 в.,

НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КРИ­ТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — этап в развитии не­мецкой и западноевропейской философской мысли с се­редины 18 до первой трети 19 в., представленный име­нами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. В отечественной историко-философской традиции за этим периодом за­крепилось в качестве устойчивой квалификационной метки название, данное еще Энгельсом, — "немецкая классическая философия", в котором было имманентно заложено идеологически ангажированное толкование ее места, роли и значения в качестве непосредственного теоретического источника марксизма в области филосо­фии. Более того, в данном обозначении изначально на­личествовала избыточно заниженная оценка данного ис­торико-философского этапа, которому во многом отка­зывалось в самодостаточности и автономности в качест­ве полноправного, "золотоносного" интеллектуального пласта, имеющего вневременную значимость и цен­ность (наряду, скажем, с античной и возрожденческой философией, задавшими непревзойденную духовно-ин­теллектуальную планку для всех времен и народов). Н.Т.-К.Ф. — это грандиозная эпоха в развитии западно­европейской культуры и философии, хронологически охватывающая почти столетие интенсивнейших, чрез­вычайно напряженных и очень ярких по своим результа­там и важных по своему последующему воздействию интеллектуальных поисков. Это как бы своего рода фи­лософский канон или каноническая философская эпоха, сконцентрировавшая в себе потенциал всей западноев-

ропейской метафизики от Платона до 18 в., — эпоха, на­всегда внесенная в классический ареал мировой фило­софской мысли. Таким образом, Н.Т.-К.Ф. — это своего рода итог всей двухтысячелетней предшествующей фи­лософской традиции, высшее, завершающее звено в раз­витии новоевропейского философского рационализма и т.наз. философской классики (с присущими ей претензи­ями на систематическую целостность и завершенность, убежденностью в естественной упорядоченности миро­устройства, наличием в нем гармонии и порядков, до­ступных рациональному постижению.) И в то же время Н.Т.-К.Ф. — это и тот исток, с которым оказывается ге­нетически связана современная западная философия по­следней трети 19 и 20 в., ибо именно ее парадигмальные установки во многом определили облик большинства основных направлений, школ и течений неклассическо­го и постклассического стиля философствования. При всем разнообразии идей и концепций немецкая филосо­фия этого периода представляет собой: а) преемствен­ный ряд систем, органически связанных между собой, ибо каждый философ после Канта, начиная выработку собственной концепции, целиком опирался на идеи сво­его предшественника; б) относительно целостное, еди­ное духовное образование, так как все вышеперечислен­ные мыслители так или иначе придерживались на про­тяжении данного этапа развития ряда существенных принципов. К их числу можно отнести следующие: 1) Сходное понимание роли самой философии в обществе. ("Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении", — писал Гегель.) Все немецкие мыслите­ли вверяли ей высочайшую духовную миссию — быть критической совестью культуры, осуществлять крити­ческую рефлексию по отношению ко всем сферам чело­веческой жизнедеятельности. Некоторые новейшие фи­лософы, особенно Рорти, оспаривают сегодня эту пре­тензию Н.Т.-К.Ф., считая, что Гегель и Кант "вообще воспринимали философию слишком серьезно" и что на деле она являет собой "только один из способов сглажи­вания напряжений между сферами культуры". Однако эту точку зрения разделяют сегодня далеко не все пред­ставители новейших течений. Так, Фуко, восхищаясь Кантом, писал, что "тот поставил проблему философии не по отношению к вечности, а по отношению к "сей­час" — не созерцать вечное, не рефлексировать исто­рию, а диагностировать наши актуальные становления, пронизывающие эпоху как нечто межвечное, несвоевре­менное, актуальное. (Почти как у Ницше, говорившего о философе как враче цивилизации.) Немецким мыслите­лям второй половины 18 — первой трети 19 в. во мно­гом удалось "диагностировать" актуальные становления своей эпохи и пронести через все разделы своей фило­софии идею о высочайшей, культурно-цивилизующей,

гуманистической миссии философии. В этом плане Н.Т.-К.Ф. остается и по сей день пока недосягаемым идеалом, задавшим высочайшую планку в стремлении дать завершающее осмысление этого мира в концептах. 2) Формирование качественно нового облика самой фи­лософии в виде более дифференцированной, тщательно отработанной в категориально-понятийном плане, спе­циальной системы дисциплин, звенья которой взаимо­связаны в единую интеллектуальную цепь философских концептов, характеризующихся к тому же высокой сте­пенью обобщенности и абстрагированности. В этом плане Н.Т.-К.Ф. крайне сложна для освоения. Как писал, хорошо понимая это, Гегель: "О нас идет слава как о глубоких, но часто неясных мыслителях". Произведения Канта, Фихте, Шеллинга и того же Гегеля не были рас­считаны на широкого читателя, это специальные фило­софские работы, изобилующие крайне абстрактными дедукциями и невероятно сложными концептами, неко­торые из которых обозначаются совершенно необычны­ми, из ряда вон выходящими и шокирующими словами: архаизмы, неологизмы, головокружительные этимоло­гические изыскания, демонстрирующие, по словам Делеза и Гваттари, "характерно философский род атлетиз­ма". 3) Ориентация на создание (впервые в истории фи­лософской мысли) целостной диалектической концеп­ции развития. 4) Наличие ряда общих подходов к трак­товке социально-исторической проблематики — обос­нование исторической закономерности, принципов сво­боды и гуманизма. Н.Т.-К.Ф. обогатила мысль принци­пиально новым способом философствования, взяв в ка­честве особого, исходного его пункта сосредоточение всех интеллектуальных интересов главным образом на гносеологической проблематике. В отличие от предше­ствующей философии, начинавшей с вопроса о том, что такое предмет, Кант в качестве первоначальной интуи­ции, развертываемой затем в его концептах, ставит во­прос о том, как происходит и как вообще возможно по­знание о предмете, каковы виды и специфические зако­номерности этого познания. Таким образом, отправля­ясь в своих рассуждениях от рассмотрения познаватель­ного процесса и установления границ его компетенции, представители Н.Т.-К.Ф. всему и вся попытались дать именно познавательную оценку. Слово "трансценден­тальная" и означает исследование не предметов, а видов их познания, причем исследование этого познания a pri­ori — до опыта, т.е. до того, как наш познавательный ин­струмент будет пущен в ход. Исследуя диапазон позна­вательных сил разума, деятели Н.Т.-К.Ф. превращают его одновременно и в своего рода трибунал, все и вся ставящий пред своим судом. Поэтому Н.Т.-К.Ф. — это еще и критическая философия. Благодаря осуществлен­ному ею "коперниканскому" повороту в сторону транс-

цендентализма и признанию того, что все в мире обус­ловлено в конечном счете нашей априорной познава­тельной способностью, ее представители возвели фи­лософию в ранг неэмпирической дисциплины, по сути определяющей когнитивный статус всех других форм дискурса и делающей их легитимными, будь то наука, мораль или искусство. Отсюда и ее особый статус "ба­зисной дисциплины", дисциплины оснований, который подвергается решительной критике в границах новей­шей философии под лозунгом "смерти эпистемоло­гии".

Т.Г. Румянцева

НЕОДЕТЕРМИНИЗМ — новая версия интерпре­тации феномена детерминизма (см. Детерминизм) в со­временной культуре,

НЕОДЕТЕРМИНИЗМ — новая версия интерпре­тации феномена детерминизма (см. Детерминизм) в со­временной культуре, фундированная презумпциями не­линейности, отсутствия феномена внешней причины и отказа от принудительной каузальности. Если идея тра­диционного (линейного) детерминизма (линейной эво­люции, линейного прогресса) являлась доминирующей в европейской культуре на протяжении практически всей ее истории, то современная культура характеризу­ется радикальным поворотом к Н. — как в рамках есте­ственно-научной, так и в рамках гуманитарной своей традиций. Для естествознания переход к нелинейной парадигме связан именно со становлением неклассичес­кой науки (от квантовой механики до теории катастроф Р.Тома); применительно к гуманитарной сфере право­мерно относить зарождение идей нелинейности к гораз­до более раннему периоду. В первую очередь, это отно­сится к философии и социальной истории: фиксация внимания на феномене "неслучайности" (неэлиминиру­емости) случая впервые была осуществлена именно в этих областях, — собственно, отсчет здесь можно вести, начиная с идеи Эпикура о самопроизвольном отклоне­нии атомов. Параллельно традиции жесткого детерми­низма, трактовавшего случайность как онтологизацию когнитивной недостаточности (от Демокрита до Новой Европы) или как результат взаимодействия (пересече­ния) несущественных причин (гегельянство — марк­сизм), в истории философии может быть выделена и традиция, числившая феномен случайности по своему департаменту (от концептуальной экспликации данных идей у У.Петти и А.Кетле до их парадигмального конституирования и аксиологического доминирования в постмодернизме). По ретроспективной оценке Лиота-ром классической традиции, в рамках последней уни­версально предполагалось, что в качестве предмета ес­тествознания "природа является безразличным, бесхит­ростным соперником", тогда как "в гуманитарных на­уках референт, человек, также является участником иг­ры, обладающим речью, развивающим какую-либо

стратегию, возможно неоднозначную, в противовес стратегии ученого: здесь тип случайности, с которой сталкивается исследователь, является не предметным или индифферентным, но поведенческим, или стратеги­ческим, т.е. противоборствующим". Аналогично, синергетическое описание парадигмальных особенностей классического естествознания выявляет их фундированность идеей жесткого линейного детерминизма: "подоб­но богам Аристотеля, объекты классической динамики замкнуты в себе. Они ничего не узнают извне. Каждая точка системы в любой момент времени знает все, что ей необходимо знать, а именно: распределение масс в пространстве и их скорости. Каждое состояние содер­жит всю истину о всех других состояниях...; каждое мо­жет быть использовано для предсказания других состо­яний, каково бы ни было их относительное расположе­ние на оси времени. В этом смысле описание, предо­ставляемое наукой, тавтологично, так как и прошлое, и будущее содержатся в настоящем" (И.Пригожин, И.Стенгерс). Такой подход предполагает наличие в ис­следуемом предмете имманентной и имплицитной логи­ки развития, последовательно разворачивающейся в хо­де его эволюции, которая в силу этого обстоятельства может быть представлена в качестве поступательного ряда этапов, каждый из которых непосредственно выте­кает из предыдущего и, в свою очередь, дает основание для последующего. Артикуляция классической наукой своего предмета в подобном качестве позволяет срав­нить его поведение "с поведением автомата: будучи за­программирован, автомат неукоснительно следует пред­писаниям, заложенным в программе" (Г.Николис, Пригожин). Как отмечает Уайтхед, "указанное направление европейской мысли... берет свое начало из существовав­шей в средние века непререкаемой веры в рациональ­ность Бога, сочетающего личную энергию Иеговы с ра­циональностью греческого философа. Ни одна деталь не ускользнула от его бдительного ока, каждой мелочи он нашел место в общем порядке". Такой подход к пред­мету инспирирует конституирование в естествознании презумпции сколь тотального, столь же и линейного дедуктивизма. Так, например, из предположения Галилея о том, что книга природы написана языком математики, естественно вытекало, что ведущий математик владеет "формулой Вселенной". Именно в этом ключе интер­претирует обсуждаемую проблему Лейбниц: "я не гово­рю, что телесный мир — это машина или часовой меха­низм, работающий без вмешательства Бога; я достаточ­но подчеркиваю, что творения нуждаются в беспрерыв­ном его влиянии. Мое утверждение заключается в том, что это часовой механизм, который работает, не нужда­ясь в исправлении его Богом; в противном случае при­шлось бы сказать, что Бог в чем-то изменил свои реше-

ния. Бог все предвидел, обо всем позаботился". В этом отношении можно сказать, что линейный тип детерми­низма в своей культурной доминации конституирует не только науку классического типа, но и парадигмальную матрицу классической метафизики (см. Метафизика), и основоположения классической теологии, ибо понятый в качестве автомата мир предполагает наличие субъекта своего создания и управления или уж во всяком случае — запуска (см. Деизм). Тоффлером отмечено определен­ное коррегирование между эволюцией взглядов на де­терминизм и социокультурного контекста их разворачи­вания: "широкое распространение механического миро­воззрения совпало с расцветом машинной цивилизации. Бог, играющий в кости, был плохо совместим с машин­ным веком, который с энтузиазмом воспринял научные теории, изображавшие Вселенную как своего рода ги­гантский механизм", — собственно, "необычайно быст­рое развитие фабричной цивилизации... казалось, лишь подтверждало правильность представлений о Вселен­ной как о гигантской заводной игрушке". Правомерно утверждать, по Тоффлеру, что имеет место и обратный вектор влияния: по его наблюдению, "представление о простой и однородной механической Вселенной... явно довлело над умами творцов американской конституции, разработавших структуру государственной машины, все звенья которой должны были действовать с безотказно­стью и точностью часового механизма. Меттерних, на­стойчиво проводивший в жизнь свой план достижения политического равновесия в Европе, отправляясь в оче­редной дипломатический вояж, неизменно брал с собой в дорогу сочинения Лапласа". Не случайно наука дан­ного типа доминировала в учрежденных абсолютными монархами академиях (Франция, Прусия, Россия). Свойственный детерминизму классического образца подход к действительности рисует "утешительную кар­тину природы как всемогущего и рационального каль­кулятора, а также строго упорядоченной истории, свиде­тельствующей о всеобщем неукоснительном прогрессе" (Пригожин, Стенгерс). С переходом к неклассической науке, однако, эта "утешительность" перестала воспри­ниматься в качестве удовлетворительной: по словам Эйнштейна, "высшая аккуратность, ясность и уверен­ность — за счет полноты. Но какую прелесть может иметь охват такого небольшого среза природы, если на­иболее тонкое и сложное малодушно оставляется в сто­роне? Заслуживает ли результат столь скромного заня­тия гордого названия "картины мира"?". В противопо­ложность классике, предложенное современным естест­вознанием (от квантовой механики до синергетики) ви­дение мира основано на радикально ином, а именно — на допускающем плюрализм, нелинейном — типе де­терминизма. Пользуясь метафорикой Аристотеля, При-

гожин и Стенгерс так оценивают классическое естество­знание: "классическая наука отрицала становление и многообразие природы, бывшие, по Аристотелю, атри­бутами неизменного подлунного мира. Классическая на­ука как бы низвела небо на землю... Коренное измене­ние во взглядах современной науки... можно рассматри­вать как обращение того движения, которое низвело аристотелевское небо на землю. Ныне мы возносим зем­лю на небо". Таким образом, если двигаться в направле­нии, позволяющем выйти за пределы эволюционного преформизма классической науки, то интенция осмыс­ления множественности и новизны (при самой широкой постановке вопроса) неизбежно приводит к новому (не­линейному) пониманию детерминизма. Современная наука фундирована, по оценке А.Кестлера, презумпци­ей необходимости "выбраться из смирительной рубаш­ки, надетой на... философские взгляды материализмом 19 в.", — в первую очередь, речь идет о "смирительной рубашке" детерминизма, понятого в качестве внешнего причинения. Находясь на посту президента Междуна­родного союза теоретической и прикладной механики, Дж.Лайтхилл публично принес от имени механики из­винения за то, что "в течение трех веков образованная публика вводилась в заблуждения апологией детерми­низма, основанного на системе Ньютона, тогда как можно считать доказанным... что этот детерминизм яв­ляется ошибочной позицией". Отказ от линейного по­нимания детерминизма становится краеугольным кам­нем синергетической исследовательской парадигмы: "мы все более и более склонны думать, что фундамен­тальные законы природы описывают процессы, связан­ные со случайностью и необратимостью, в то время как законы, описывающие детерминистские и обратимые процессы, имеют лишь ограниченное применение" (Пригожин). Важнейшим аспектом понимания детер­минизма в качестве нелинейного выступает отказ от идеи принудительной каузальности, предполагающей наличие так называемой внешней причины, т.е. пре­зумпция того, что Н.Н.Моисеев называет "отсутствием направляющего начала". Собственно, именно этот пара­метр и выступает критериальным при различении синергетических (децентрированных) и кибернетических систем, управляемых посредством команд центра. В си­нергетике "материя стала рассматриваться не как инерт­ный объект, изменяющийся в результате внешних воз­действий, а, наоборот, как объект, способный к самоор­ганизации, проявляющий при этом как бы свою "волю" и многосторонность", — иными словами, "организация материи... проявляется самопроизвольно как неотъемле­мое свойство любой данной химической реакции в от­сутствие каких бы то ни было организующих факторов" (А.Баблоянц). Применительно к феноменам, характери-

зующимся таким свойством, как сложность, правомер­но, согласно Г.Николису и Пригожину, утверждать, что "тот факт, что из многих возможностей реализуется не­который конкретный исторический вариант, совсем не обязательно является отражением усилий некоторого составителя глобального плана, пытающегося оптими­зировать какую-то всеобщую функцию, — это может быть простым следствием устойчивости и жизненности данного конкретного типа поведения". Данный момент оказывается принципиально важным с гносеологичес­кой точки зрения. Синергетика не может более опирать­ся на традиционную (фактически восходящую к гилеморфизму) идею о том, что изучение внешней причины, которая, будучи открытой для анализа, позволяет (в си­лу своей соотнесенности, в аристотелевской терминоло­гии, с формальной причиной как эйдосом будучего ре­зультата причинения) спрогнозировать предстоящее со­стояние изменяющейся (точнее, изменяемой — и в этом суть) системы. Однако обращение к анализу поведения элементов микроуровня системы также не может дать искомого результата, ибо новое состояние системы воз­никает как непредсказуемый системный эффект: "кто же может догадаться о путях развития общества и его эко­номическом положении по наблюдению только за одним членом общества и его чековой книжки?" (А.Баблоянц). Таким образом, по оценке Пригожина, "феномен неста­бильности естественным образом приводит к весьма не­тривиальным, серьезным проблемам, первая из которых — проблема предсказания". Имманентное включение в процесс самоорганизации фактора случайной флуктуа­ции делает принципиально невозможным предвидение будущих состояний системы, исходя из знания о ее на­личном состоянии, поскольку, по словам Пригожина и Стенгерс, "очень часто отклик системы на возмущение оказывается противоположным тому, что подсказывает нам наша интуиция /воспитанная на образцах классиче­ской научной рациональности — M.M./. Наше состояние обманутых ожиданий в этой ситуации хорошо отражает введенный в Массачусетском технологическом институ­те термин "контринтуитивный". Это, разумеется, не оз­начает отказа от попыток прогноза: по формулировке Пригожина, "да, мир нестабилен, но это не означает, что он не поддается научному изучению". Однако, осуще­ствляя рефлексивный анализ собственных концептуаль­ных методов и средств, синергетика очень четко фикси­рует границы возможностей перспективного прогнози­рования событий в очерченном концептуальном поле: по оценке А.Баблоянц, "методами нелинейной динами­ки мы можем только предсказать возможность или не­возможность упорядоченных состояний данной систе­мы вдали от равновесия", однако с помощью этих мето­дов в принципе "нельзя предсказать саму природу но-

вых неустойчивых состояний... можно только устано­вить их наличие". Соответственно этому, презумпция научного предсказание в строгом (классическом) смыс­ле этого слова, как констатируют Б.Мизра, Пригожин и М.Курбейдж, сменяется презумпцией "проблемного описания". Именно в этом пункте — в ситуации непред­сказуемости, — по оценке Пригожина, и встает "в пол­ный рост... проблема детерминизма". Механизм оформ­ления структур реализует себя как самоорганизация не­равновесной среды, в процессе которой случайность от­нюдь не является тем несущественным фактором, кото­рым можно было бы пренебречь: "в сильно неравновес­ных условиях процессы самоорганизации соответству­ют тонкому взаимодействию между случайностью и не­обходимостью, между флуктуациями и детерминист­скими законами. Мы считаем, что вблизи бифуркаций основную роль играют флуктуации или случайные эле­менты, тогда как в интервалах между бифуркациями до­минируют детерминистические аспекты... Когда систе­ма, эволюционируя, достигает точки бифуркации, де­терминистическое /т.е. осуществляемое посредством апелляции к универсальным динамическим законам — M.M.I описание становится непригодным... Переход через бифуркацию — такой же случайный процесс, как бросание монеты", в силу чего "в этом случае... воз­можно только статистическое описание" (Пригожин, Стенгерс). В исследуемых синергетикой процессах так называемые необходимые и случайные факторы оказы­ваются практически одинаково значимыми, и специфи­ка эволюционного процесса трактуется как определяе­мая их уникальными комбинациями. Так, Г.Хакен кон­статирует, что именно "совместное действие стохасти­ческих и детерминированных "сил" ("случайность" и "необходимость") переводит систему из исходных со­стояний в новые, определяя при этом, какие именно новые конфигурации реализуются". Пригожин и Стен­герс отмечают, что "траектория, по которой эволюцио­нирует система... характеризуется чередованием ус­тойчивых областей, где доминируют детерминистиче­ские законы, и неустойчивых областей вблизи точек би­фуркации, где перед системой открывается возможность выбора одного из нескольких вариантов будущего... Эта смесь необходимости и случайности и создает "исто­рию" системы". (Разумеется, в рамках такого подхода для Пригожина "представляется очевидным, что с точки зрения идеала детерминизма само понятие истории ли­шено смысла", ибо признание того обстоятельства, что универсальный закон проявляет себя везде и всегда, фактически снимает саму постановку вопроса об эво­люции описываемой посредством этого закона предмет­ности.) При этом, однако, "ветвящиеся дороги эволю­ции ограничены" и пролегают "в рамках вполне опреде-

ленного, детерминированного поля возможностей". Та­ким образом, по формулировке Пригожина и Стенгерс, "далекие от мысли противопоставлять случайность и необходимость, мы считаем, что оба аспекта играют су­щественную роль в описании нелинейных сильно не­равновесных систем". На основании этого на I Конфе­ренции Немецкого общества сложных систем был сде­лан вывод о фундированности синергетического подхо­да идеей "дуализма детерминистического и стохастиче­ского". Реально речь идет именно о признании имма­нентности самоорганизационных динамик и их нели­нейного характера. Так, оценивая переход современной науки к новому видению мира, позволяющему выйти за пределы классической тавтологии, возводящей все воз­можные состояния объекта (мира) к исходным причи­нам и тем пресекающей перспективу аналитики процес­сов подлинного становления и подлинной новизны, си­нергетика отмечает, что "и на макроскопическом, и на микроскопическом уровнях естественные науки отказа­лись от такой концепции объективной реальности, из которой следовала необходимость отказа от новизны и многообразия, во имя вечных и неизменных универ­сальных законов. Естественные науки избавились от слепой веры в рациональное как нечто замкнутое". (Ин­тересно, что для автора во многом близкой синергетическим идеям нестабильности концепции катастроф Р.То­ма характерна демонстрация радикально альтернатив­ной позиции. Подтверждая свою эксплицитно сформу­лированную ориентацию на образцы классического ес­тествознания, он решительно отвергает саму идею слу­чайности как, по его оценке, глубоко не научную, — аналогично тому, как Майкельсон и Морли, чьи опыты во многом способствовали становлению неклассическо­го типа рациональности, пытались экспериментально обнаружить эфир уже после создания теории относи­тельности.) Таким образом, нелинейный тип детерми­низма становится фундаментальным для синергетической парадигмы современного естествознания, а ориен­тация на него — определяющей. Фактически то же са­мое можно сказать и о парадигме современного фило­софского постмодернизма. Собственно, именно переход к нелинейному типу детерминизма (пусть не выражен­ный в столь же эксплицитной, как в естествознании, форме, но достаточно очевидный в содержательном пла­не) и характеризует постмодернистский тип философст­вования. Именно в отказе от детерминизма в его тради­ционном (линейном) истолковании и усматривает Лиотар критерий отличия "постмодернистской культуры" от предшествующей традиции: "научное знание находится в поиске путей выхода из кризиса детерминизма". Со­гласно Лиотару, линейный "детерминизм есть гипотеза, на которой основывается легитимация через производи-

тельность: поскольку последняя определяется соотно­шением "на входе" / "на выходе", нужно предположить, что система, в которую вводится имеющееся "на входе", стабильна; что она функционирует по обычному "гра­фику", нормальный режим и отклонения от которого можно установить, что позволяет достаточно точно предсказать "выход". В противоположность этому, пост­модернистская философия фундирована той презумпци­ей, что закономерности, которым подчинена рассматри­ваемая ею предметность, принадлежат принципиально нелинейному типу детерминизма. Процессуальное бы­тие подобного типа предметности моделируется пост­модернизмом как автохтонное и спонтанное, "чистое и безмерное становление качеств изнутри", которое, как замечает Делез, "угрожает порядку качественно-опреде­ленных тел". И в этом отношении постмодернизм одно­значно отвергает то, что Д'ан называет "однолинейным функционализмом". В силу этого центральной пробле­мой становится для философии постмодернизма про­блема новизны как источника подлинной множествен­ности и, в равной мере, проблема множественности как условия подлинной новизны, что фундировано ради­кальным отказом от характерного для линейного детер­минизма преформизма. Так, Делез видит своим предме­том "... условия подлинного генезиса", в ходе которого возможна подлинная множественность подлинно новых состояний. Согласно программной для номадологического проекта формулировке Делеза и Гваттари, "поисти­не мало сказать "Да здравствует множественное!", ибо призыв этот трудно выполнить... Множественное нуж­но еще создать, не добавляя к нему внешние качества, а, напротив, всего лишь на уровне тех качеств, которыми оно уже располагает". Например, применительно к фе­номену субъективности, Делез моделирует механизм са­моосуществления последней именно как альтернатив­ный традиционному преформизму: "не будучи ни инди­видуальным, ни личным, сингулярности заведуют гене­зисом и индивидуальностей, и личностей; они распреде­ляются в "потенциальном", которое не имеет ни вида Эго, ни вида Я, но которое производит их, самоактуали­зируясь и самоосуществляясь, хотя фигуры этого само­осуществления совсем не похожи на реализующееся по­тенциальное". Линейная версия детерминизма оценива­ется философией постмодернизма сугубо негативно как в аспекте усмотрения в ее основании идеи преформиз­ма, так и в аспекте идеи внешнего причинения (прину­дительного по отношению к трансформирующейся сис­теме, которая в данном случае предстает как трансфор­мируемая внешней силой, т.е. причиной). Так, в номадологии (см. Номадология) радикальной критике подвер­гается такая "несносная черта западного сознания", как интенция переносить чувства или поступки на внешние

или трансцендентные объекты вместо того, чтобы оце­нить их с точки зрения внутренних качеств и ценности самих по себе" (Делез). Традиционное или "символиче­ское" (т.е. усматривающее за знаком наличие четко фик­сированных десигната и денотата) сознание подвергает­ся Р.Бартом критике за то, что "таит в себе не до конца изжитый детерминизм". Аналогичным образом Р.Барт, в контексте противопоставления традиционной (в его тер­минологии — "университетской") и постмодернистской ("имманентной") версий отношения к тексту ("крити­ки"), оценивает отвергаемый постмодернизмом тип де­терминизма следующим образом: "чем вызвано... не­приятие имманентности?.. Возможно, дело в упорной приверженности к идеологии детерминизма, для кото­рой произведение — "продукт" некоторой "причины", а внешние причины "причиннее всех других". Важней­шим моментом постмодернистской интерпретации де­терминизма является, таким образом, финальный отказ от идеи внешней причины. В метафорической системе постмодернизма это находит свое выражение в парадигмальных фигурах "смерти Автора" как внешней причи­няющей детерминанты текста (см. "Смерть Автора") и "смерти Бога" как финальной и исчерпывающей внеш­ней детерминанты (см. "Смерть Бога"), а также в отка­зе от идеи Отца в его традиционном психоаналитичес­ком понимании (а именно — в качестве внешнего и травмирующего детерминационного фактора развития психики) и, соответственно, в программной стратегии анти-Эдипизации бессознательного (см. Анти-Эдип). Так, противопоставляя "Произведение" как феномен классической традиции "Тексту" как явлению сугубо постмодернистскому, Р.Барт фиксирует критерии разли­чения именно в рамках детерминационных особеннос­тей. Согласно его формулировке, классической филосо­фией "принимается за аксиому обусловленность произ­ведения действительностью (расой, позднее — Историей),следование произведений друг за другом, принад­лежность каждого из них своему автору". Тем самым Р.Барт фактически фиксирует такие параметры линей­ного детерминизма, как преемственность, принудитель­ная каузальность и эволюционность процесса. Иными вдовами (словами Р.Барта), в то время как "произведе­ние отсылает к образу естественно... "развивающегося" организма", текст находится в ином, не эволюционном процессе трансформаций, и ключевой "метафорой" их может служить не линейная причинная цепочка, но — "сеть": "если текст и распространяется, то в результате комбинирования и систематической организации компо­нентов". Предельно значимой в контексте концепции Н. является также презумпция неэлиминируемой случайности, и столь же острой в связи с этим является постмодернистская критика классического типа рациональ-

ности, усматривающего в феномене случая продукт субъективной когнитивной недостаточности. — Соглас­но постмодернистской оценке, если основанная на идее линейности классическая традиция пытается предотв­ратить самую идею случайной, непредсказуемой флук­туации, прерывающей линейность эволюции, "расска­зывая", по словам Фуко, "о непрерывном развертывании идеальной необходимости", то постмодернизм экспли­цитно формулирует программную установку на переос­мысление статуса случайности в детерминационном процессе. Как пишет Фуко, "не может быть сомнений в том, что... более уже невозможно устанавливать связи механической причинности или идеальной необходимо­сти. Нужно согласиться на то, чтобы ввести непредска­зуемую случайность в качестве категории при рассмот­рении продуцирования событий". С точки зрения Фуко, целью усилий современной культуры (и, в первую оче­редь, философии) должно стать создание "такой теории, которая позволила бы мыслить отношения между случа­ем и мыслью". Бланшо также отмечает, что "следовало бы не только попробовать вверить мысль случаю (что уже является редким даром), но самому ввериться един­ственной мысли, которая в принципиально едином ми­ре, сместившем всякую случайность, опять решается выбросить кости в игре". Универсально используемая постмодернистскими авторами метафора игры также несет смысловую нагрузку введения в содержание тео­рии идеи случайной флуктуации. Лиотаром фактически осуществляется рефлексивная оценка этой метафоры именно в указанном ключе: "вопрос заключается не в том, что представляет собой соперник ("природа"), а в том, в какие игры он играет. Эйнштейн отвергал мысль о том, что "Бог играет в кости". Тем не менее, именно игра в кости позволяет установить "достаточные" стати­стические закономерности (в пику старому образу вер­ховного Предопределителя)". Этот характерный для фи­лософии постмодернизма поворот фактически изомор­фен повороту, осуществленному современной синерге­тикой: как пишет Пригожин, "для большинства основа­телей классической науки (и даже Эйнштейна) наука была попыткой выйти за рамки мира наблюдаемого, до­стичь вневременного мира высшей рациональности — мира Спинозы. Но, может быть, существует более тон­кая форма реальности, схватывающая законы и игры /подчеркнуто мною — M.M./,время и вечность". В рам­ках обрисованного понимания детерминационных зави­симостей, разумеется, не может быть конституирована идея возможности однозначного прогноза относительно будущих состояний системы, исходя из наличного ее со­стояния. Собственно, уже в предшествующий постмо­дернизму период развития неклассической философии были высказаны идеи о фундаментальной сопряженно-

или трансцендентные объекты вместо того, чтобы оце­нить их с точки зрения внутренних качеств и ценности самих по себе" (Делез). Традиционное или "символиче­ское" (т.е. усматривающее за знаком наличие четко фик­сированных десигната и денотата) сознание подвергает­ся Р.Бартом критике за то, что "таит в себе не до конца изжитый детерминизм". Аналогичным образом Р.Барт, в контексте противопоставления традиционной (в его тер­минологии — "университетской") и постмодернистской ("имманентной") версий отношения к тексту ("крити­ки"), оценивает отвергаемый постмодернизмом тип де­терминизма следующим образом: "чем вызвано... не­приятие имманентности?.. Возможно, дело в упорной приверженности к идеологии детерминизма, для кото­рой произведение — "продукт" некоторой "причины", а внешние причины "причиннее всех других". Важней­шим моментом постмодернистской интерпретации де­терминизма является, таким образом, финальный отказ от идеи внешней причины. В метафорической системе постмодернизма это находит свое выражение в парадигмальных фигурах "смерти Автора" как внешней причи­няющей детерминанты текста (см. "Смерть Автора") и "смерти Бога" как финальной и исчерпывающей внеш­ней детерминанты (см. "Смерть Бога"), а также в отка­зе от идеи Отца в его традиционном психоаналитичес­ком понимании (а именно — в качестве внешнего и травмирующего детерминационного фактора развития психики) и, соответственно, в программной стратегии анти-Эдипизации бессознательного (см. Анти-Эдип). Так, противопоставляя "Произведение" как феномен классической традиции "Тексту" как явлению сугубо постмодернистскому, Р.Барт фиксирует критерии разли­чения именно в рамках детерминационных особеннос­тей. Согласно его формулировке, классической филосо­фией "принимается за аксиому обусловленность произ­ведения действительностью (расой, позднее — Истори­ей), следование произведений друг за другом, принад­лежность каждого из них своему автору". Тем самым Р.Барт фактически фиксирует такие параметры линей­ного детерминизма, как преемственность, принудитель­ная каузальность и эволюционность процесса. Иными словами (словами Р.Барта), в то время как "произведе­ние отсылает к образу естественно... "развивающегося" организма", текст находится в ином, не эволюционном процессе трансформаций, и ключевой "метафорой" их может служить не линейная причинная цепочка, но — "сеть": "если текст и распространяется, то в результате комбинирования и систематической организации компо­нентов". Предельно значимой в контексте концепции Н. является также презумпция неэлиминируемой случай­ности, и столь же острой в связи с этим является пост­модернистская критика классического типа рациональ-

ности, усматривающего в феномене случая продукт субъективной когнитивной недостаточности. — Соглас­но постмодернистской оценке, если основанная на идее линейности классическая традиция пытается предотв­ратить самую идею случайной, непредсказуемой флук­туации, прерывающей линейность эволюции, "расска­зывая", по словам Фуко, "о непрерывном развертывании идеальной необходимости", то постмодернизм экспли­цитно формулирует программную установку на переос­мысление статуса случайности в детерминационном процессе. Как пишет Фуко, "не может быть сомнений в том, что... более уже невозможно устанавливать связи механической причинности или идеальной необходимо­сти. Нужно согласиться на то, чтобы ввести непредска­зуемую случайность в качестве категории при рассмот­рении продуцирования событий". С точки зрения Фуко, целью усилий современной культуры (и, в первую оче­редь, философии) должно стать создание "такой теории, которая позволила бы мыслить отношения между случа­ем и мыслью". Бланшо также отмечает, что "следовало бы не только попробовать вверить мысль случаю (что уже является редким даром), но самому ввериться един­ственной мысли, которая в принципиально едином ми­ре, сместившем всякую случайность, опять решается выбросить кости в игре". Универсально используемая постмодернистскими авторами метафора игры также несет смысловую нагрузку введения в содержание тео­рии идеи случайной флуктуации. Лиотаром фактически осуществляется рефлексивная оценка этой метафоры именно в указанном ключе: "вопрос заключается не в том, что представляет собой соперник ("природа"), а в том, в какие игры он играет. Эйнштейн отвергал мысль о том, что "Бог играет в кости". Тем не менее, именно игра в кости позволяет установить "достаточные" стати­стические закономерности (в пику старому образу вер­ховного Предопределителя)". Этот характерный для фи­лософии постмодернизма поворот фактически изомор­фен повороту, осуществленному современной синерге­тикой: как пишет Пригожин, "для большинства основа­телей классической науки (и даже Эйнштейна) наука была попыткой выйти за рамки мира наблюдаемого, до­стичь вневременного мира высшей рациональности — мира Спинозы. Но, может быть, существует более тон­кая форма реальности, схватывающая законы и игры /подчеркнуто мною — M.M./,время и вечность". В рам­ках обрисованного понимания детерминационных зави­симостей, разумеется, не может быть конституирована идея возможности однозначного прогноза относительно будущих состояний системы, исходя из наличного ее со­стояния. Собственно, уже в предшествующий постмо­дернизму период развития неклассической философии были высказаны идеи о фундаментальной сопряженно-

сти между собой феноменов аутокреативности объекта и его ускользания от прогноза, построенного на основе предполагаемой линейности и, соответственно, однона­правленности процесса его функционирования. Так, применительно к феномену "хюбрис" (см. Хюбрис) X.Аренд отмечает его связь "безграничной продуктив­ности" и "неотъемлемой от него непредсказуемости": данная непредсказуемость "есть не просто вопрос не­способности предвидеть все логические последствия какого-либо акта" ("в этом случае электронный компью­тер был бы способен предсказывать будущее"), но ле­жит в самой основе самоорганизации hybris. Аналогич­но, поворот от модернистской философской программы (см. Модернизм) к постмодернизму ознаменован изве­стным тезисом Э.Ионеско: "И весь мир предстал... в не­обычном свете, — возможно, в истинном своем свете — как лежащий за пределами истолкований и произволь­ной причинности". В рамках классического постмодер­низма данная идея становится одной из фундаменталь­ных. Так, например, Р.Барт, последовательно проводя идею нелинейности, фиксирует применительно к тексту то обстоятельство, что возможные семантические вер­сии его прочтения (варианты означивания) как "игра письма" являются принципиально непредсказуемыми, т.е, по Р.Барту, "текст не следует понимать как нечто ис­числимое". Постмодернистская идея трансгрессии так­же основана на идее невозможности не только предска­зать, но даже выразить в наличном языке феномен пере­хода к тому, не детерминировано (линейно не причине­но) наличным бытием и в рамках последнего мыслится как "невозможное". В целом, как фиксируют Лиотар и Ж.-Л.Тибо, "релятивизм" в результатах познания не должен считаться критерием неадекватности применен­ной когнитивной стратегии, ибо является выражением "самой реальности", основанной на экстремальном "ре­лятивизме как норме". Вместе с тем постмодернизм да­лек от тотального отрицания линейной версии детерми­низма, — речь идет лишь о лишении его статуса тоталь­ности. Подобно тому, как синергетика усматривает воз­можность линейных участков внутри общего нелиней­ного процесса, точно так же и постмодернизм допуска­ет линейность как частный (экстремальный) случай и, соответственно, аспект нелинейности. Так, в термино­логии Дерриды это формулируется следующим обра­зом: "суверенность не уклоняется от диалектики. Отсю­да не упраздняя динамического синтеза, она вписывает его в жертвование смыслом, отводя ему там особую роль". Аналогично и концепция нонсенса Делеза откры­та для интерпретации в свете сформулированной синер­гетикой модели соотношения так называемых "детерми­нистических" и "индетерминстических" участков само­организационного процесса. Оформляющиеся модифи-

кации событийности не позволяют рассматривать кон­кретную конфигурацию событий, наделяемых в рамках этой конфигурации определенным смыслом, в качестве результата предшествующих состояний событийности и их трансформаций: с точки зрения прежнего смысла, становящаяся конфигурация смысла вообще не имеет, лишена оснований и воспринимается как нонсенс. В этом плане смысл и нонсенс как две различных, но рав­но необходимых грани бытия соотносятся, по Делезу, таким же образом, как линейные и нелинейные "участ­ки процесса" у Пригожина, т.е. взаимно исключая ("не-со-возможные серии событий" в "Логике смысла") и од­новременно дополняя (входя в "со-присуствие") друг друга (см. Событийность). Однако, в целом, классичес­кий идеал необходимости, царящей в разумно (упорядо­ченно) организованном мире, сменяется идеалом царя­щей в хаотическом мире случайности, — и философия постмодернизма выступает тем концептуальным полем, где эта смена идеалов находит свое выражение. Таким образом, современная культурная ситуация может рас­цениваться как транзитивная с точки зрения осуществ­ляющегося в ней перехода от линейных представлений о детерминационных отношениях к нелинейным; дан­ный переход обнаруживает себя как в естественно-на­учной, так и в гуманитарной проекциях, — синергети­ка и постмодернизм являются наиболее последователь­ными выразителями этого перехода, соответственно, в сферах науки и философии. Обобщая установки совре­менной философии и современного естествознания, можно утверждать, что, в отличие от парадигмы линей­ного детерминизма, характерной для предшествующей стадии развития культуры, парадигма детерминизма не­линейного типа опирается на следующие презумпции: 1) процесс развития мыслится не в качестве преемст­венно последовательного перехода от одной стадии (со­стояния) системы к другой, а как непредсказуемая сме­на состояний системы, каждое из которых не является ни следствием по отношению к предшествующему, ни причиной по отношению к последующему состояниям: в естествознании — идея бифуркационных переходов; в философиии — идея ветвления событийных серий, кон­цепция "слова-бумажника" (см. Событийность); 2) не­линейная динамика не позволяет интерпретировать то или иное состояние системы как результат прогресса или регресса ее исходного состояния, что означает отказ от идеи филиации и невозможность трактовки процесса в качестве эволюционного: понимание исходного состо­яния системы в качестве хаотической "среды" — в есте­ствознании; презумпция "пустого знака", "тела без орга­нов", необузданности "хюбрис" как исходного состоя­ния рассматриваемой предметности — в современной философии (см. Пустой знак, Тело без органов, Хюб-

рис); 3) нелинейный тип детерминизма не предполагает фиксации внешнего по отношению к рассматриваемой системе объекта в качестве причины ее трансформаций, что означает отказ от идеи принудительной каузальнос­ти и интерпретацию трансформационного процесса как самоорганизационного; 4) претерпевающий трансфор­мацию объект рассматривается как открытая система, — в противоположность выделяемым линейным детер­минизмом изолированным причинно-следственным це­почкам: в естествознании — презумпция энергообмена системы со средой; в постмодернистской философии — презумпция интертекстуальности, трактовка "складки" как складывания внешнего, концепция поверхности, ризомы и др. (см. Номадология, Ризома, Складка, Скла­дывание); 5) фактор случайности, мыслимый в рамках линейного детерминизма в качестве внешней по отно­шению к рассматриваемому процессу помехи, которой можно пренебречь без ощутимых гносеологических по­терь, переосмысливается и обретает статус фундамен­тального в механизме осуществления детерминации не­линейного типа: в естествознании — идея флуктуации параметров системы; в постмодернизме — идеи "вдруг-события", игрового "броска" и т.п. (см. Событийность, Эон); 6) нелинейность процесса исключает возмож­ность любого невероятностного прогноза относительно будущих состояний системы (в науке — презумпция ве­роятностного характера прогноза; в философии постмо­дернизма — фундаментальная фигура трансгрессии как перехода к "невозможному" с точки зрения наличного состояния, концепции "нонсенса" и "абсурда" как смыслов, выходящих за пределы линейной логики, и др. (см. Трансгрессия). Незавершенная процессуальность ныне (непосредственно в présent continus) осуще­ствляющегося перехода к нелинейной трактовке детер­минизма обусловливает то обстоятельство, что исполь­зуемые как естествознанием, так и философией постмо­дернизма понятийные средства для фиксации этого пе­рехода еще находятся в стадии своего становления, в си­лу чего обнаруживают себя такие феномены, как: а) на­личие ряда параллельных понятийных систем для фик­сации феномена нелинейности: например, текстологи­ческий и социоисторический в постмодернизме, распа­дающийся каждый, в свою очередь, на несколько автор­ских понятийных версий: бартовскую, делезовскую и т.п. — при очевидной интенции к унификации и синте­зу за счет взаимной адаптации терминологии (в этом от­ношении показательна судьба термина Кристевой "озна­чивание" или термина "диспозитив" у Фуко); б) исполь­зование метафорических смыслообразов для передачи идеи отсутствия внешней по отношению к трансформи­рующейся системе причины: общая постмодернистская презумпция "смерти Бога", переориентация с идеи Эди-

па как патерналистской детерминанты бессознательного извне к презумпции "Анти-Эдипа" в шизоанализе, ана­логичная ей идея "сиротства смысла" в текстологии и т.п. (см. Анти-Эдип, "Смерть Бога"); в) негативное от­ношение к самому термину "детерминизм", сопрягаемо­му как синергетикой, так и постмодернизмом с линей­ным типом детерминационной ной связи: тяготение постмо­дернизма к "волюнтаристской" и "революционной" тер­минологии или отказ синергетики от данного термина вообще: содержательно конституируя новый тип де­терминизма, теоретики синергетической концепции двигаются вне философской категориальной традиции и, соответственно, используемая ими терминология не всегда изоморфно совместима с понятийными средст­вами философии, поскольку Пригожин и другие клас­сики синергетики жестко идентифицируют сам термин "детерминизм" с причинностью классического (линей­ного) типа и, отвергая идею принудительной каузаль­ности, отказываются и от самого термина "детерми­низм": "идея нестабильности... теоретически потесни­ла детерминизм", "сегодняшняя наука... не сводима к детерминизму" и т.п. В силу этого в работах теорети­ков синергетики идет речь о переходе от "детерминиз­ма" к "индетерминизму", о наличии "детерминационных" участков (плато) в общем течении "индетерминационного" процесса и т.п. — между тем, содержатель­но за термином "индетерминизм" стоит в данном слу­чае не отказ от самой идеи детерминации, но столь ра­дикальный пересмотр ее содержания, который инспи­рирует и указанное дистанцированние от термина, вы­зывающие привычные и в данном случае нежелатель­ные культурные коннотации (в рамках российской си­нергетической школы термин "детерминизм", сохраняя близость к философской традиции, сохраняет и свой статус, — разумеется, при соответствующем обогаще­нии содержания: по оценке Е.Н.Князевой и С.П.Курдюмова, новое мировидение задает "новый образ детерми­низма", "иной тип" его, — конституирует "в некотором смысле высший тип детерминизма — детерминизм с пониманием неоднозначности будущего"). В целом, ста­новление парадигмы детерминизма нелинейного типа инспирирует — как в естествознании, так и в филосо­фии — радикальную критику метафизики как фундиро­ванной презумпцией логоцентризма: отказ от тотально­го дедукционизма метафизических систем в современ­ном естествознании, эксплицитное сопряжение метафи­зики с идеей линейности и стратегии "логотомии" — в постмодернистской философии (см. Логотомия, Логомахия, Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм, Логоцентризм, Метафизика, Метафизика отсутст­вия). (См. также Анти-Эдип, Детерминизм.)

М.А. Можейко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.