Судебники 1497 г. и 1550 г. стали основными источниками законодательства периода становления единого централизованного Русского государства.
Они были посвящены гражданскому, наследственному правам, содержали нормы уголовного права, положения, касающиеся нововведений в судопроизводстве и структуры судебных органов.
С усилением всего государственного аппарата значительно расширился и аппарат судебных органов, расширились их полномочия, даже произвол, все более проявляются черты сословного суда (особенности этого периода в развитии судебной системы).
Высшей для всех судебных инстанций являлся Великий князь, который рассматривал дела особой важности и мог рассматривать дела в порядке обжалования приговора боярского суда либо местного суда.
Основная судебная инстанция – боярский суд. В этих судах имелись дьяки, которые были призваны обеспечивать организационную работу Боярской думы по разрешению дел (составлять протокол, приводить неявившихся лиц и т. п.).
Решения боярского суда могли быть обжалованы путем подачи жалобы самому Великому князю.
Судебники 1497 г., 1550 г. выделяли местные суды:
1) суд наместника;
2) суд волостеля.
Названные суды различались по степени своей власти. Наместники «держали кормление с боярским судом», т. е. они могли решать все дела и применять все виды наказаний.
Компетенция волостелей была без боярского суда, следовательно, они не были вправе применять смертную казнь без доклада центральной власти и предварительного ее согласия.
В местных судах (наместников и волостелей) назначались специальные вспомогательные должностные лица:
1) агенты-доводчики, которые осуществляли вызов сторон и иных лиц в суд;
2) праветчики (в полномочия этих вспомогательных лиц входило исполнение по судебным приговорам).
В целях обеспечения розыскного судопроизводства в местных судах принимали участие одновременно с наместниками и волостелями дети боярские и «добрые люди» (представители имущих слоев населения: в городах – купцы, а в черных землях – зажиточные крестьяне). Они принимали свои полномочия по розыску «ведомо лихих людей» «по крестному целованию» (по присяге), их слова не подвергались сомнению и считались доказательством. В случае, если лицо, обвиненное детьми боярскими или «добрыми людьми», отрицало свою вину, оно безоговорочно признавалось виновным.
Решения местных судов могли быть обжалованы в вышестоящие инстанции:
1) приказы;
2) Боярскую думу;
3) Великому князю (в исключительных случаях).
В целях обеспечения нового формализованного судопроизводства (составления протоколов судебного заседания, подготовки дел к рассмотрению, отбора исковых заявлений и заявлений о совершении преступления, взимания судебных и исполнительных пошлин, обеспечения явки сторон в суд и т. д.) судебники 1497 г., 1550 г. вводили в органы суда новых лиц в суды:
1) дворских;
2) старост;
3) «лучших» людей (это был прообраз суда присяжных, но в него выбирались люди, имеющие определенный имущественный достаток).
Основной инстанцией, которая разрешала дела по преступлениям против семьи и религии являлся церковный суд. Он широко применял все формы инквизиционного процесса. Решения церковного суда не пересматривались.
Система губных учреждений
Появление выборных губных властей относится к 30-м гг. XVI в. в результате реформы местного самоуправления. Введение губных учреждений обусловлено просьбой населения и получением на то грамоты. Целью их развития явилось преследование на местах разбойников и суда над ними.
Губное учреждение – сословный орган местного самоуправления, созданный на основании губной грамоты в целях руководства уездом и осуществления в его пределах судебно-полицейских функций.
Название губное происходит от слова «губа» – административно-территориальное образование в Московском государстве в XVI в.
Причины, послужившие толчком к проведению реформы местного самоуправления:
1) ранее существовавшая система кормления на местах тормозила дальнейшую централизацию государственного аппарата;
2) постоянные городские волнения в 40-х гг. XVI в.;
3) произвол местной власти;
4) недовольство существующей системой управления всего населения городов и волостей, включая поместное дворянство.
Реформа местного самоуправления связана с указом Ивана IV «Приговор царский о кормлениях и о службах» (1555–1556 гг.), отменившим систему кормлений и повсеместно вводившим новую систему местного самоуправления: губные и земские учреждения.
Губные учреждения организовывались на основании губных грамот. Губные учреждения первоначально выполняли в основном судебные функции: они рассматривали наиболее серьезные уголовные дела, изъятые из ведения наместников и волостелей.
Губные учреждения первоначально формировались в каждой провинции из уже имеющихся учреждений местного самоуправления. Они даже в период своего расцвета не получили распространения на всей территории Московского государства, например они не были учреждены в северных провинциях.
С развитием системы губных учреждений были сформированы губные округа в каждом уезде. Губными округами сначала были города и волости, но позже в уезде устанавливалось одно губное ведомство. Иногда устанавливались и в отдельных частных вотчинах.
Губные ведомства были сословными органами самоуправления и назывались «губными избами», в состав которых входили: губной староста (он избирался из бояр или детей боярских на общем съезде уезда); старосты, десятские, лучшие люди – целовальники (они находились при губном старосте и осуществляли текущие полномочия; они избирались сотскими на съезде уезда); дьяк (он находился при старостах, десятских и лучших людях; он избирался всеми присутствующими на съезде всех классов уезда).
Перечисленные лица вначале избирались бессрочно, но с XVII в. целовальники стали избираться ежегодно на общем съезде уезда.
Земские и губные власти избирались из всего земского населения, кроме служилых людей, после чего принимали присягу в приказе местного управления в Москве. В результате выборов составлялся протокол выборов, который утверждался в Москве в соответствующем приказе.
Компетенция губных изб: поимка преступников; суд над разбойниками, убийцами, поджигателями; управление губным округом; финансово-административные вопросы округа; в некоторых городах – управление войсками, воеводство (это осуществлялось губными старостами).
Иногда губные вопросы решались на съездах представителей всех классов уезда, которые были вправе решать вопросы формирования (избрания) губных властей.