Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕон€тие материи. ”чение о космосе.




јнализ учени€ о бытии будет неполным, если не рассмотреть пон€тие материи, игравшее важную роль в представлени€х ѕлатона, јристотел€ и других философов. ¬первые пон€тие материи (hyle) было введено ѕлатоном, который хотел с его помощью по€снить причину многообрази€ чувственного мира. ≈сли иде€ у ѕлатона есть нечто неизменное и тождественное себе, если она определ€етс€ через "единое", то материю он мыслит как "начало иного" - изменчивого, текучего, непосто€нного. »менно в этом своем качестве она и служит дл€ ѕлатона принципом чувственного мира. ћатери€, по ѕлатону, лишена определенности и потому непознаваема, вещи и €влени€ мира "становлени€" не могут сделатьс€ предметом научного знани€ как раз в силу их материальности. ¬ этом смысле в ранних диалогах ѕлатона матери€ отождествл€етс€ с небытием. ¬ более позднем диалоге "“имей" ѕлатон уподобл€ет материю лишенному качеств субстрату (материалу), из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний, подобно тому как самые разные формы могут быть отлиты из золота. ѕоэтому ѕлатон именует здесь материю "восприемницей и кормилицей всего сущего". ѕлатон полагает, что матери€ может прин€ть любую форму именно потому, что сама она совершенно бесформенна, неопределенна, есть как бы только возможность, а не действительность. ѕон€тую таким образом материю ѕлатон отождествл€ет с пространством, в котором заключена возможность любых геометрических фигур. Ќе принима€ платоновского отождествлени€ материи и пространства, јристотель в то же врем€ рассматривает материю как возможность (потенцию). ƒл€ того чтобы из возможности возникало что-то действительное, материю должна ограничить форма, котора€ и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. “ак, например, если мы возьмем медный шар, то материей дл€ него, говорит јристотель, будет медь, а формой - шарообразность; по отношению к живому существу материей €вл€етс€ его телесный состав, а формой - душа, котора€ и обеспечивает единство и целостность всех его телесных частей. ‘орма, согласно јристотелю, есть активное начало, начало жизни и де€тельности, тогда как матери€ - начало пассивное. ћатери€ бесконечно делима, она лишена в самой себе вс€кого единства и определенности, форма же есть нечто неделимое и, как такова€, тождественна с сущностью вещи. ¬вод€ пон€ти€ материи и формы, јристотель делит сущности на низшие (те, что состо€т из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и высшие - чистые формы. Ќаивысшей сущностью јристотель считает чистую (лишенную материи) форму - вечный двигатель, который служит источником движени€ и жизни всего космического целого. ѕрирода у јристотел€ - это жива€ св€зь всех единичных субстанций, определ€ема€ чистой формой (вечным двигателем), составл€ющей причину и конечную цель всего сущего. ÷елесообразность (телеологи€) есть фундаментальный принцип как онтологии јристотел€, так и его физики. ¬ физике јристотел€ получило свое обоснование характерное дл€ греков представление о космосе как об очень большом, но конечном теле. ”чение о конечности космоса непосредственно вытекало из непри€ти€ ѕлатоном, јристотелем и их последовател€ми пон€ти€ актуальной бесконечности. јктуально бесконечное не признавала также и греческа€ математика. ѕодытожива€ анализ древнегреческого учени€ о бытии, нужно отметить, что дл€ большинства древнегреческих философов характерно дуалистическое противопоставление двух начал: быти€ и небыти€ у ѕарменида, атомов и пустоты - у ƒемокрита, идей и материи - у ѕлатона, формы и материи - у јристотел€. ¬ конечном счете это дуализм единого, неделимого, неизменного, с одной стороны, и бесконечно делимого, множественного, изменчивого - с другой. »менно с помощью этих двух начал греческие философы пытались объ€снить бытие мира и человека.

 

ѕон€тие движени€ и его формы.

ƒвижение Ц это способ существовани€ сущего. Ѕыть Ц значит быть в движении, изменении. Ћюба€ форма быти€ может существовать и про€вл€ть свои специфические особенности лишь при взаимодействии с другими. “аким образом, бытие существует лишь благодар€ тому, что в нем воспроизводитс€ определенный тип изменений, движений. ѕри уничтожении этого типа движени€ данное конкретное бытие распадаетс€, переходит в другое бытие, которое характеризуетс€ своим типом движени€. ѕокой выступает как момент движени€, момент сохранени€ качественной определенности движущегос€ быти€. ƒо тех пор, пока бытие сохран€ет свою качественную определенность, то есть находитс€ в относительном покое, остаетс€ Ђсамим собойї, оно может существовать, измен€тьс€, двигатьс€. ¬ диалектическом единстве изменчивости и поко€ определ€ющей стороной выступает движение, ибо только оно приводит к по€влению новых видов быти€, а покой лишь констатирует сохранение этих видов. ƒвижение, которое св€зано с качественным преобразованием объекта, переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, Ц есть развитие. –азвитие может быть св€занным с качественным преобразованием данного вида быти€, процессом перехода с одного структурного уровн€ организации быти€ на другой.

ћир слагаетс€ и разлагаетс€, он никогда не бывает чем-то законченным. ƒвижение несотворимо и неуничтожимо. ќно не привноситс€ извне. ‘ормы и виды движени€ многообразны. ќни св€заны с уровн€ми структурной организации сущего. ‘. Ёнгельс выдел€л п€ть основных форм движени€: механическую (пространственное перемещение тел); физическую (теплота, свет, электричество и магнетизм); химическую (движение атомов и т.д.); биологическую (жизнь) и общественную (мышление). “аким образом, каждой форме движени€ присущ определенный носитель Ц субстанци€.

ƒвижение любой вещи осуществл€етс€ только в отношении к некоторой другой вещи, т.е. дл€ изучени€ движени€ какого-либо объекта нужно найти другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.

ќдним из сложнейших вопросов, возникших еще в древности, был и остаетс€ вопрос об источнике движени€. ¬ материалистической традиции сложилось два подхода к этой проблеме. ќдни философы выносили источник движени€ за пределы конкретного вида движени€, искали в каждом изменении внешнюю причину, Ђпервотолчокї (ƒемокрит, ». Ќьютон, ∆. Ћаметри и др.). ƒругие (√ераклит, ƒидро, марксизм) разрабатывали идею самодвижени€ материального мира, где внешние воздействи€ играют модифицированную или опосредующую роль. ќднако углубление научных знаний о движении убедительно доказывают истинность идей самодвижени€, саморазвити€.

ѕон€ти€ пространства и времени.

ѕрежде чем определить, что такое пространство и врем€ рассмотрим, как их определ€ли различные философские направлени€. ќбъективный идеализм, рассматривающий материальный мир как творение духовного начала, инобытие абсолютной идеи, и пространство-врем€ св€зывает с божественным промыслом. — точки зрени€ субъективного идеализма, пространство и врем€ внос€тс€ в материальный мир самим человеком. ћатериализм всегда св€зывал пространство и врем€ с существованием материальных систем. Ќо в понимании характера этой св€зи исторически сложились два подхода: субстанциональный и рел€ционный. ¬ субстанциональной концепции пространство и врем€ рассматривались как особые сущности, способные существовать и независимо от материальных объектов. ќсновы рел€ционной концепции пространства-времени были заложены Ћейбницем. —огласно его учению пространство и врем€ вне объектов и процессов не существуют. ƒиалектический материализм относит врем€ и пространство к числу всеобщих атрибутивных форм быти€ материи, вне которых невозможно ее существование. ѕространство и врем€ наход€тс€ в единстве с движущейс€ материей. ќни не могут существовать отдельно от материи и движени€, так же как матери€ и движение не могут существовать вне пространства и времени. ѕространство и врем€ Ц две неразрывно св€занные, но различные формы существовани€ единой материи.

¬се тела имеют определенную прот€женность Ц длину, ширину, высоту. ѕространство есть форма координации сосуществующих объектов, состо€ний материи. ѕор€док сосуществовани€ этих объектов и их состо€ний образует структуру пространства. ¬ тоже врем€ €влени€ характеризуютс€ длительностью существовани€, последовательностью этапов развити€. Ёто означает, что тела существуют и движутс€ во времени. ¬рем€ Ц это форма координации смен€ющихс€ объектов и их состо€ний. ѕор€док смены этих объектов и состо€ний образует структуру времени.

ѕространство и врем€ Ц это всеобщие формы существовани€, координации объектов. ¬сеобщность этих форм быти€ заключаетс€ в том, что они Ц формы быти€ всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. ѕространство и врем€ бесконечны, они не имеют ни начала, ни конца. Ќо бесконечность пространства складываетс€ из вполне ограниченных, конечных прот€женностей. Ѕесконечность времени тоже складываетс€ из конечных длительностей. ѕространство и врем€ обладают своими особенност€ми. ѕространство имеет три измерени€: длину, ширину и высоту, а врем€ лишь одно Ц направление от прошлого через насто€щее к будущему. ѕоскольку пространство и врем€ органично взаимосв€заны, то сформировалось представление о четырехмерном мире. ¬еро€тно, можно предположить, что трехмерное пространство и одномерное врем€ свойственны только нашему макромиру.

¬ целостной картине мира каждый объект €вл€етс€ лишь относительно выделенной частью более общей системы, а каждое €вление Ц относительно выделенным звеном более общего процесса. ƒругими словами в мире все предметы и процессы конечны, но в тоже врем€ совокупность конечных вещей и процессов бесконечна. ћир безначален, бесконечен и неистощим.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 904 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

515 - | 477 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.